Прогресс М-05М (№405) – Союз-У – Байконур 1/5 – 28.04.2010 21:15 ЛМВ

Автор Lev, 31.03.2010 21:31:41

« назад - далее »

0 Пользователи и 1 гость просматривают эту тему.

поверхностный

Цитировать
ЦитироватьНа станции должны быть портативные лазерные дальномеры. Они же могут вычислять и скорость и ускорение.
Или радиодальномер с всенаправлеой антеной. Его и нацеливать не нада.
Такой радиодальномер с углом направленности 60 градусов называется радиовысотомер. Десятки разновидностей, аналоговые, импульсные, всякие.

akost

Сначала немного о былом.
1982 год. "Союз Т-6", первый советско-французский полет, экипаж Джанибеков, Иванченко, Кретьен. Режим автоматического сближения со станцией "Салют-7" аварийно прекращается после ПОСЛЕДНЕЙ КОРРЕКЦИИ НА СКД НА ДАЛЬНОСТИ ЧУТЬ БОЛЕЕ 1 КМ ВО ВРЕМЯ ОБРАТНОГО РАЗВОРОТА. Сначала схлопотали аварию БДУС-1, затем через несколько секунд аварию БДУС-2 и соответственно выключение дискретного контура. Экипаж, включив РО АК и поймав станцию в ВСК, успешно стыкуется в ручном режиме. Повезло, что прошла последняя коррекция, и корабль вынесло в окрестности станции.

Когда стали разбираться с аварией в составе связки (включили дискретный контур), выяснилось, что оба БДУСа ИСПРАВНЫ. Позднее выяснилось, что причиной неадекватной работы автоматики оказалось незначительное отличие расчетных, задаваемых разработчиками, значений моментов инерции корабля от реальных, которое в предыдущих полетах не оказывало воздействие на управление и проявилось в ситуации быстрого, сложного разворота, впервые возникшей в этом полете. Значения моментов инерции используются в программах БЦВК для автоматического контроля функционирования БДУСов. И когда во время разворота возникло рассогласование между расчетными и измеряемыми БДУСами значениями угловых скоростей, то, программы автоматического контроля определили эту ситуацию как отказ самих датчиков, сначала основного блока, а потом и резервного. Предусмотреть заранее, что причиной полученного рассогласования станет не отказ датчиков, а неточность, неадекватность количественных критериев в программах автоматики, было принципиально невозможно.

Мораль. Ох, не в сбоях двигательной установки причина срыва сближения "Прогресса М-05М. На чем бы его тогда стыковали?

Petrovich

может мы те кого коснулся тот (еще) энтузиазм...

ОАЯ

Разве в «Прогрессе» БДУС-1,  БДУС-2 (сейчас БДУС -3М в "Союзе")?
По аналогии с "Союзом", мне кажется, в "Прогрессе" установлен БИПС – блок линейных ускорений (передает в MU 101-1 по внутренней шине) и  имеет тройное резервирование. (Кстати, резервирование ли это? Может быть просто по трем осям?)

 А для удаленного управления есть блок БУПО. В связи с чем вопрос: Передает ли БУПО оператору какую либо информацию о своей работе, кроме, может быть подтверждения (квитанции)? И какую?

akost

ЦитироватьРазве в «Прогрессе» БДУС-1,  БДУС-2 (сейчас БДУС -3М в "Союзе")?
 

Дело не в БДУСах, это прошлое, не о них речь. Дело в неадекватной работе автоматики, которая, ВОЗМОЖНО (т.е. это не утверждение, а предположение) сформировала НЕСУЩЕСТВУЮЩИЙ ОТКАЗ (по аналогии с БДУСами) в двигательной установке.

akost

Цитировать
ЦитироватьВ принципе человек может измерять расстояние по углу, если размер предмета известен. Наприме в прицеле СВД есть градуировка черточками под которые можно подогнать стоячую фигуру и будет примерно ясна дальность. Котов наверное знает, что если - говоря условно - БО Союза примерно размером с ширину букв на экране, то до него скажем 250м, когда вырастает до высоты буковок, то 180м, и.т.д. Нужен только опыт. А вот как прикинуть скорость сближения, это для меня загадка.
На станции должны быть портативные лазерные дальномеры. Они же могут вычислять и скорость и ускорение.

Сомневаюсь, что на МКС есть ручной лазерный дальномер, т.к. грузовик может идти с разных сторон и быть невидимым через иллюминаторы. А дальность и скорость экипажи специально учат определять по градусной сетке на ВСК. В бортдокументации есть специальные графики, переводящие угловой размер станции (обычно большой диаметр) в дальность. А скорость, как в школе, определяют по двум замерам и времени между ними.

Раньше (времена "Салютов" и "Мир") ручная стыковка была возможна с 400 м, т.к. дальше станция на ВСК и ТВ имеет вид светового пятна, размер которого не меняется при приближении (удалении) корабля. Сейчас МКС по размерам больше, может быть, и допустимая дальность тоже больше. В рассматриваемом случае повезло, что прошла последняя коррекция на СКД и грузовик сам вышел в окрестность МКС.

akost

ЦитироватьА чего это они такие раздетые сидят при таких нештатных операциях? Разгерметизации не боятся?
 :D

Так "Сокола" куда подключать (об "Орланах" я и не говорю)? Арматура и баллоны только в "Союзах". Поэтому и налегке. А если вдруг увидят, что дело пахнет керосином, то можно быстро уплыть в корабль. Правда, это только на бумаге просто...

akost

Цитировать
ЦитироватьНа станции должны быть портативные лазерные дальномеры. Они же могут вычислять и скорость и ускорение.
Или радиодальномер с всенаправлеой антеной. Его и нацеливать не нада.

Не думаю, что такой есть. Ведь его же надо в тот же ТОР подключать, а это пока чисто ручной режим по визуальной картинке на ТВ. Хотя в принципе можно придумать режим, когда БЦВК "Прогресса" в индикаторном режиме (т.е. без управления) выдает на МКС дальность- скорость с "Курса". Но это так, мои фантазии.

anik

ЦитироватьИнтересно, что такое "хранимое оборудование"? :)
ЦитироватьДа ещё "укладка №9". Жуть
ЦитироватьБережно хранимое оборудование...
Не иначе иконы...
ЦитироватьФляжка с шильцем...
Вас все еще интересует, что в укладке под номером 9? Могу просветить. В ней находятся средства межмодульного воздухообмена, представленные блоком вентилятора с нагревателем, и транспортировочная сумка.

Старый

Понятно. А почему называется "хранимое оборудование"? Может это какая-нибудь другая укладка №9?
1. Ангара - единственная в мире новая РН которая хуже старой (с) Старый Ламер
2. Назначение Роскосмоса - не летать в космос а выкачивать из бюджета деньги
3. У Маска ракета длиннее и толще чем у Роскосмоса
4. Чем мрачнее реальность тем ярче бред (с) Старый Ламер

anik

ЦитироватьА почему называется "хранимое оборудование"?
Наверное потому, что засовывается за панель в ФГБ и долго-долго хранится "про запас", а не устанавливается сразу по прилету грузового корабля.

Старый

ЦитироватьНе думаю, что такой есть.
Вроде как точно нету.  

ЦитироватьВедь его же надо в тот же ТОР подключать, а это пока чисто ручной режим по визуальной картинке на ТВ.
В ТОРУ.
 ТОРУ не чисто визуальный режим. Курс может работать в индикаторном режиме то есть индицировать скорость и дальность но не выдавать их в систему управления.
 И вобще Курс измеряет не только скорость и дальность а и пространственное положение корабля относительно стыковочного узла (боковое и угловое отклонение), именно эта задача самая сложная и именно из-за неё БО утыкан четырьмя здоровенными сложными антенами. В случае отказа этой мути (а это случалось не раз) измерение скорости и дальности остаётся а относительное положение и отклонение космонавт определяет визуально.
 А на глаз всё с точностью до наоборот чем в автомате - определить относительное положение не составляет никакой проблемы, а вот скорость и дальность - сложно.
 Поэтому для ручного управления измерение скорости и дальности важно, а относительного положения - нет. Для определения относительного положения достаточно просто видеть корабль (или станцию "глазами" корабля).

ЦитироватьХотя в принципе можно придумать режим, когда БЦВК "Прогресса" в индикаторном режиме (т.е. без управления) выдает на МКС дальность- скорость с "Курса". Но это так, мои фантазии.
Отнюдь, такой режим есть и используется.
 Но вот в случае полного отказа (выключения) Курса как произошло в данном случае, без измерения скорости и дальности стыковаться сложно. В данном случае повезло, удачное направление движения Прогресса сложилось с хорошей подготовкой Котова и всё обошлось.
1. Ангара - единственная в мире новая РН которая хуже старой (с) Старый Ламер
2. Назначение Роскосмоса - не летать в космос а выкачивать из бюджета деньги
3. У Маска ракета длиннее и толще чем у Роскосмоса
4. Чем мрачнее реальность тем ярче бред (с) Старый Ламер

Старый

ЦитироватьНаверное потому, что засовывается за панель в ФГБ и долго-долго хранится "про запас", а не устанавливается сразу по прилету грузового корабля.
Хммм... Известно много агрегатов доставляемых про запас, но ни один из них не проходил по отдельной категории "хранимое оборудование". Средства воздухообмена вроде всегда проходили по графе "оборудование для СКВ"...
1. Ангара - единственная в мире новая РН которая хуже старой (с) Старый Ламер
2. Назначение Роскосмоса - не летать в космос а выкачивать из бюджета деньги
3. У Маска ракета длиннее и толще чем у Роскосмоса
4. Чем мрачнее реальность тем ярче бред (с) Старый Ламер

anik

ЦитироватьИзвестно много агрегатов доставляемых про запас, но ни один из них не проходил по отдельной категории "хранимое оборудование"
Ну, вот на "Прогрессе М-67" было доставлено оборудование для хранения в СМ, представленное двумя блоками приборов.

akost

Цитировать
ЦитироватьВедь его же надо в тот же ТОР подключать, а это пока чисто ручной режим по визуальной картинке на ТВ.
В ТОРУ.
 ТОРУ не чисто визуальный режим. Курс может работать в индикаторном режиме то есть индицировать скорость и дальность но не выдавать их в систему управления.
 И вобще Курс измеряет не только скорость и дальность а и пространственное положение корабля относительно стыковочного узла (боковое и угловое отклонение), именно эта задача самая сложная и именно из-за неё БО утыкан четырьмя здоровенными сложными антенами. В случае отказа этой мути (а это случалось не раз) измерение скорости и дальности остаётся а относительное положение и отклонение космонавт определяет визуально.
 А на глаз всё с точностью до наоборот чем в автомате - определить относительное положение не составляет никакой проблемы, а вот скорость и дальность - сложно.
 Поэтому для ручного управления измерение скорости и дальности важно, а относительного положения - нет. Для определения относительного положения достаточно просто видеть корабль (или станцию "глазами" корабля).

ЦитироватьХотя в принципе можно придумать режим, когда БЦВК "Прогресса" в индикаторном режиме (т.е. без управления) выдает на МКС дальность- скорость с "Курса". Но это так, мои фантазии.
Отнюдь, такой режим есть и используется.
 Но вот в случае полного отказа (выключения) Курса как произошло в данном случае, без измерения скорости и дальности стыковаться сложно. .

Это все понятно. Но "Курс" может выдавать данные только, когда работает БЦВК, а ее в данном случае и не было. Я имел ввиду другое: не "Курс" был причиной аварии согласно официальной версии, а сбой в ДУ. То есть сам "Курс" был исправен, но вот можно ли было по КРЛ снова включить БЦВК и "Курс" в индикаторный режим - я не знаю.

Старый

ЦитироватьНу, вот на "Прогрессе М-67" было доставлено оборудование для хранения в СМ, представленное двумя блоками приборов.
В перечне оно указано как "хранимое оборудование"?
1. Ангара - единственная в мире новая РН которая хуже старой (с) Старый Ламер
2. Назначение Роскосмоса - не летать в космос а выкачивать из бюджета деньги
3. У Маска ракета длиннее и толще чем у Роскосмоса
4. Чем мрачнее реальность тем ярче бред (с) Старый Ламер

Старый

Со станции включить Курс было невозможно, а с земли нельзя потому что корабль находился вне зоны радиовидимости. БЦВК не выключался и работал.
 
Скорее всего причиной как и в том случае с Союзом Т-6 была нерасчётная (выходящая за допуски) реакция корабля на управляющее воздействие, что и было квалифицировано системой управления как отказ двигателей ориентации. Однако Котов как и тогда Джанибеков взял управление и убедившись что всё работает и управляется произвёл стыковку.
1. Ангара - единственная в мире новая РН которая хуже старой (с) Старый Ламер
2. Назначение Роскосмоса - не летать в космос а выкачивать из бюджета деньги
3. У Маска ракета длиннее и толще чем у Роскосмоса
4. Чем мрачнее реальность тем ярче бред (с) Старый Ламер

ОАЯ

Как-то не верится после отсутствия реакции на «пиропатроны», «"Курс" перестал выдавать данные», «потеря связи с ЦУП во время посадки» что, хоть на эти «грабли» в третий раз не наступим. А может быть случиться чудо и сейчас скорректируют программу?

akost

ЦитироватьКак-то не верится после отсутствия реакции на «пиропатроны», «"Курс" перестал выдавать данные», «потеря связи с ЦУП во время посадки» что, хоть на эти «грабли» в третий раз не наступим. А может быть случиться чудо и сейчас скорректируют программу?
Это философский вопрос. Идут же сплошные модернизации, а раз так, то старые программы надо корректировать. А это уже, в силу давности лет, наверняка делают другие люди, на другой базе и т.д. Так и возникают неадекватности.

ОАЯ

Нет здесь философии. Просто мягкая формулировка. Проще будет так:
После каждой проблемы идет разборка. Пишутся горы бумаг, идут разговоры.  В итоге проблемы повторяются. Зачем тогда разборка?
Смотрим, что же это за проблемы?:
Это не новые проблемы после усовершенствования и модернизации.
Это не проблемы одного устройства. Это нерешенные старые проблемы,  переходящие на новое оборудование.
Это не первая проблема, не решенная таким способом. Значит это подход к нерешенным проблемам – прятаться за обтекаемые формулировки итоговых документов анализа сбоев. В итоге повтор.