МРКС

Автор Salo, 30.03.2010 22:56:24

« назад - далее »

0 Пользователи и 1 гость просматривают эту тему.

Зомби. Просто Зомби

ЦитироватьЗомби, для Вас уточню: любые многоразовики попил.
Нет
ЦитироватьТакже как и многоразовые межорбитальные буксиры.
Нет
ЦитироватьВообще сейчас попилом можно считать любые новые  носители залазящие в диапазон нагрузок связки Союз-Протон.
Оригинальная точка зрения
ЦитироватьП.С. ПМСМ пока  не будет возможности летать( и выносить приемлимую нагрузку) на орбиту "в одну ступень" многоразовики будут попилом.
Опять нет.
Не копать!

SpaceR

Перенесу ка я этот пост ближе к теме...
Цитировать
ЦитироватьОднако!

С сегодняшней ленты новостей НК:
18.11.2010 / 00:05   В перспективной российской ракете сверхтяжелого класса будут использоваться двигатели от ракеты "Энергия".
       Модернизированный двигатель от ракеты-носителя "Энергия", созданной в рамках проекта "Энергия-Буран", будет использован на одной из ступеней перспективной ракеты-носителя сверхтяжелого класса, к разработке которой приступят с 2018 года, передает "Интерфакс-АВН".
      "Должен быть использован двигатель от ракеты-носителя "Энергия" в новой сверхтяжелой ракете-носителе", - сказал гендиректор и генеральный конструктор КБ химавтоматики (КБХА) Владимир Рачук, выступая во вторник на научной конференции в Московском авиационном институте.
      Он напомнил, что на ракете "Энергия" использовался кислородно-водородный двигатель РД-0120, созданный КБХА.
      По словам В.Рачука, под новую ракету двигатель планируется модернизировать.
Разрозненные мысли вслух: с 18 года приступают к проектированию тяжёлой (условно 100 тонник) РН. В 25 году планируется ввод МРКС-1 (планы Хруничева). КБХА ведёт разработку метанового ЖРД для 1-й ступени (100-тн и МРКС-1). МРКС-1 грузоподъёмностью 20-35-45-70 тн (линейка) получила положительное "сальдо" в ЦНИИМАШе. Значит восстановление и модернизация РД-0120 должны начаться лет за 5 (минимум) до разработки РН. Конкурс на перспективный двигатель для 1-й ст. тягой 200-300 тс объявлен (метановый или керосиновый). Правда кто его выиграл не объявляли? КБХА под Хруничевым. Некоторые выводы. Двигатели для 1 и 2 ст. - КБХА, который под Хруничевым, МРКС - проект Хруничева. И проекты сверхтяжей в основном тоже его (Ангара-100, Енисей-5, Амур-5, 175-тонник). Значит с вероятностью более 50% эти работы будет выполнять Хруничев. Как никак ракетная корпорация. Для наглядности повторю картинку. С ней не стыкуется известная линейка Руси-М с РД-180.
То, что не стыкуется - неудивительно, это в некотором роде альтернативные предложения. А альтернатива нужна обязательно, монополия в состоянии сожрать эффективность любого мероприятия, особенно настолько дорогостоящего и долгосрочного, как космические разработки. В США это поняли уже давно, потому и остались в строю обе разработки по EELV. В РФ тоже понимание пришло... глядя на "прогресс"  по Ангаре.
И тут Русь-М выступает как альтернатива Ангаре, тем более, что на базе ее УРБов в принципе тоже можно неплохую МРКС склепать. При желании и финансировании.

И, повторюсь и тут - восстановление РД0120 планируется прежде всего как движок для второй ступени МРКС. Но насколько быстро создание МРКС-1 получит реальное финансирование, зависит в немалой степени и от прогресса по "Руси-М", так что и для неё не все перспективы однозначны...

Петр Зайцев

ЦитироватьА альтернатива нужна обязательно, монополия в состоянии сожрать эффективность любого мероприятия, особенно настолько дорогостоящего и долгосрочного, как космические разработки. В США это поняли уже давно, потому и остались в строю обе разработки по EELV.
Там заказчика больше волновал гарантированный доступ. Обе компании сидели на кост-плюс контрактах. Причем что забавно их наследник ULA похоже больше заботится об эффективности, даже собираются вернуть Атлас на коммерческий рынок. Получается, что одна маленькая монополия лучше двух больших.

hecata

ЦитироватьПричем что забавно их наследник ULA похоже больше заботится об эффективности, даже собираются вернуть Атлас на коммерческий рынок. Получается, что одна маленькая монополия лучше двух больших.

Наверное все же акционеры в этом заинтересованы. Мощности ULA избыточны для существующего темпа пусков, а LM и Boeing все же частные конторы.

SpaceR

Цитировать
ЦитироватьПричем что забавно их наследник ULA похоже больше заботится об эффективности, даже собираются вернуть Атлас на коммерческий рынок. Получается, что одна маленькая монополия лучше двух больших.
Наверное все же акционеры в этом заинтересованы. Мощности ULA избыточны для существующего темпа пусков, а LM и Boeing все же частные конторы.
Вообще-то не факт, что это долгосрочная тенденция, а не временное явление. Так что с выводами я бы не спешил.
А идея возвращения на рынок связана с изменением стоимости - после закрытия СиЛонча цены на пуски заметно подпрыгнули.

SpaceR

Из соседней темы:
ЦитироватьДо ума пока ничего не довели. По теме Русь-М (это 24 тн и её тяжёлый вариант 50 тонник) начинается техническое проектирование. По МРКС-1 (это 35 тн и 70 тн) в планах у Хруничева ввод в 2025 г. ЦАГИ провёл системный анализ вариантов МРКС и признал наиболее рациональным вариант ГКНПЦ им.Хруничева, которые и представлены здесь. Основаны они на модульном принципе, есть ещё варианты на 20 и 47 тн. Все рассматриваемые варианты МРКН-1 выполнены по пакетной схеме с возвращаемыми ракетными блоками 1-й ступени и одноразовым ускорителем 2-й ступени. На основании выводов сделанных на 1-м этапе работ в 2007 г., рассматриваются варианты МРКН-1, использующие следующие КРТ:
1. Кислород + керосин;
2. Кислород + метан;
3. Кислород + водород  -только для 2-й ступени;
на базе конструктивно-технологического задела по МРКС-1 рассматривается вариант РН сверхтяжелого класса г/п 175 тн. с вводом в 2030 г. Всё это было опубликовано в открытой печати, надо только научится работать с документацией :wink:  и тогда всё тайное станет явным :?
ЦитироватьОт 1.2010:

SpaceR

Я так понимаю, что судя по вышеприведенному, основной затык у МРКС сейчас - движок для возвращаемой 1й ступени.  :roll:

Anatoly Zak



Линейка многоразовых носителей, которая заканчивается одноразовым носителем с ПН на 100 тонн больше. :shock: Притянутая за уши эволюция?

vekazak

ЦитироватьЛинейка многоразовых носителей, которая заканчивается одноразовым носителем с ПН на 100 тонн больше. :shock: Притянутая за уши эволюция?
Я думаю, что и 50 и 60 т, которые пускаются раз в год, тоже должны быть одноразовыми, а 175 т с пусками  раз в 5 лет, тем более.

SpaceR

Крупных ТКС, пускаемых реже раза в год, вообще не должно быть.
А многоразовым блок имеет смысл делать, если ему удастся летать не реже 6-8 раз в год (имхо).

Valerij

ЦитироватьЯ думаю, что и 50 и 60 т, которые пускаются раз в год, тоже должны быть одноразовыми, а 175 т с пусками  раз в 5 лет, тем более.
ЦитироватьКрупных ТКС, пускаемых реже раза в год, вообще не должно быть.
А многоразовым блок имеет смысл делать, если ему удастся летать не реже 6-8 раз в год (имхо).
ИМХО, если всерьез озаботиться Луной (а тем более - Марсом), то старшие МРКС 50-70т. должны как раз летать достаточно часто, чтобы появился смысл делать их многоразовыми. Да и для супертяжа на 175т. тоже дело найдется.

Уилбер Райт: "Признаюсь, в 1901-м я сказал своему брату Орвиллу, что человек не будет летать лет пятьдесят. А два года спустя мы сами взлетели".


октоген

Что-то мне чертик подсказывает что все многоразовые будут уступать нормальной ракете с вонючкой и РД-275 на 1 ступени и кислород-керосин или кислород-водород на второй. Причем для создания этой ракеты не хватает только политической воли купить 2 Ан-225 и привести в порядок ВМ-Т те что есть. А то лезть в бутылочное горлышко ж-д. габарита и создавать для этого целый сосисочный комбинат из разных сосисок... Ну в общем со стороны выглядит не очень. Зато поле для попила какое :)



Полеты многоразовика 6-8 в год-это чистый убыток. Сколько там шаттл летал? Многоразовик ПМСМ приблизится или сравняется по стоимости с одноразовым при 50-100 полетах в год. Ну и естественно при ПОЛИТИЧЕСКОМ отказе от вонючки. Ибо РД-275 дешевый, надежный и есть серийное производство не прерывавшееся в 90-е гг.



П.С. кто бы из сторонников многоразовости обьяснил как они страховать свои полеты собираются и как пускать очень ответственные грузы на леташих много раз 1 ступенях? Или затачиваемся для низкотехнологичных грузов?

Valerij

ЦитироватьЧто-то мне чертик подсказывает что все многоразовые будут уступать нормальной ракете с вонючкой и РД-275 на 1 ступени и кислород-керосин или кислород-водород на второй. Причем для создания этой ракеты не хватает только политической воли купить 2 Ан-225 и привести в порядок ВМ-Т те что есть. А то лезть в бутылочное горлышко ж-д. габарита и создавать для этого целый сосисочный комбинат из разных сосисок... Ну в общем со стороны выглядит не очень. Зато поле для попила какое :)
На счет ж/д габарита - спорить не буду ни грамма. По поводу попила - тоже. А вот причина отказа от вонючки вполне очевидна, и, ИМХО, оправдана.

ЦитироватьПолеты многоразовика 6-8 в год-это чистый убыток. Сколько там шаттл летал? Многоразовик ПМСМ приблизится или сравняется по стоимости с одноразовым при 50-100 полетах в год. Ну и естественно при ПОЛИТИЧЕСКОМ отказе от вонючки. Ибо РД-275 дешевый, надежный и есть серийное производство не прерывавшееся в 90-е гг.
При 50-100 полетах на орбиту вполне окупаемым станет создание классической АКС. Но такой трафик поднимет, из видимых в настоящее время приложений, только туризм. Но мы, кажется, космическим туризмом всерьез заниматься не собираемся?

ЦитироватьП.С. кто бы из сторонников многоразовости обьяснил как они страховать свои полеты собираются и как пускать очень ответственные грузы на леташих много раз 1 ступенях? Или затачиваемся для низкотехнологичных грузов?
Если всерьез взят курс на Луну и Марс, причем многопуском и сборкой МЭК на орбите (а при ПН 50-70т. иначе не получится), то большей частью груза, доставляемого на орбиту, естественным образом станет топливо, рабочее тело и другие припасы.

Разумеется, ИМХО.

Уилбер Райт: "Признаюсь, в 1901-м я сказал своему брату Орвиллу, что человек не будет летать лет пятьдесят. А два года спустя мы сами взлетели".


SpaceR

ЦитироватьЧто-то мне чертик подсказывает что все многоразовые будут уступать нормальной ракете с вонючкой и РД-275 на 1 ступени и кислород-керосин или кислород-водород на второй.
Может и проиграет, вопрос - в чём. В массе ПГ на единицу стартовой массы - несомненно. ;)
А вообще нормальной ракете вонючка на первой ступени не нужна в принципе. И даже водород на второй необязателен. Но о слове "нормальная", как и о вариантах альтернативных одноразовых ракет, давайте спор вести не будем. Тут тема о МРКС.
ЦитироватьПолеты многоразовика 6-8 в год-это чистый убыток. Сколько там шаттл летал? Многоразовик ПМСМ приблизится или сравняется по стоимости с одноразовым при 50-100 полетах в год.
Ну, у каждого МСМ разное. Для того, чтобы понять, когда придёт время разрабатывать практическую МРКС, нужно получить более-менее вероятный прогноз, когда она сможет быть загружена пусками хотя бы раз в месяц. И исходя из этого оценивать.
ИМХО для начала первых испытательных полетов выбирать надо дату за 3-4 года до вышеупомянутого момента. За это время на менее жестком режиме пробной эксплуатации "отловить" и устранить как можно больше слабых мест. Потому я и назвал 6-8 пусков в год. Но это, конечно, самая ранняя, оптимистичная оценка.
З.Ы.
ЦитироватьНу в общем со стороны выглядит не очень. Зато поле для попила какое :)
если можете проверить, то убедитесь, что у ракеты НЕ ВЛЕЗАЮЩЕЙ в ж.д. габариты  поле для попила ещё больше. ;)

SpaceR

ЦитироватьП.С. кто бы из сторонников многоразовости обьяснил как они страховать свои полеты собираются и как пускать очень ответственные грузы на леташих много раз 1 ступенях?
Да так же почти, как страхуют полеты на многоразовых самолетах или одноразовых ракетах, только немножко дороже. И то только на первом этапе.
Вообще для многоразовой системы 3-й - 5-й полёты (уже после подтвержденной надежности) являются по идее самыми безопасными.
ЦитироватьИли затачиваемся для низкотехнологичных грузов?
Только на этапе опытной эксплуатации и наработки статистики.

З.Ы. Вообще хочу отметить, что я не призываю строить МРКС уже сейчас, этот этап я благополучно перерос.
В предыдущем посте отправные точки для начала ее полетов указаны. И есть подозрения, что наступят они не раньше, чем прекратится производство ракет Союз.

Петр Зайцев

Кстати, кто-нибудь знает, можно ли боковушки МРКС перегонять своим ходом с завода на космодром? Для Россиянки нужно было до 10 прыжков с заправками, т.к. ступень пролетала 500 км, ну может быть 650 максимум. В каждой точке подскока практически нужно космодром городить - овчинка не стоит выделки. А тут есть прямое крыло, ТВРД в носу. Совсем другой коленкор. Может быть можно с парой остановок на обычных авиабазах?

instml

Еще можно в воздухе дозаправлять)
Go MSL!

SpaceR

ЦитироватьКстати, кто-нибудь знает, можно ли боковушки МРКС перегонять своим ходом с завода на космодром? Для Россиянки нужно было до 10 прыжков с заправками, т.к. ступень пролетала 500 км, ну может быть 650 максимум. В каждой точке подскока практически нужно космодром городить - овчинка не стоит выделки. А тут есть прямое крыло, ТВРД в носу. Совсем другой коленкор. Может быть можно с парой остановок на обычных авиабазах?
Во-первых, ни крыла, ни мощности ТРД не хватит для взлёта. Нужно или дополнительные ТРД ставить, как на БТС-002, или вообще что-то вроде РДТТ-бустеров. Сомневаюсь, что оно того стоит.
Во-вторых, органы управления и аэродинамика тоже не рассчитаны для взлетных режимов. Соответственно, если их переделывать, они наверняка потяжелеют, снизив тем самым массу ПГ МРКС.
А в-третьих, подобные приключения снижают ресурс ступени. Хотя может и не сильно, но всё же основные ударные нагрузки на корпус идут именно во время посадки.

Возможно, что это  несущественно, но нужно принимать во внимание и дополнительный риск. Всё же аппарат довольно дорогой, и в этом дополнительном полёте тоже можно его потерять.

А перевозить блок с аэродрома посадки на космодром думаю лучше всего "Русланом", переоборудованным для увеличения высоты грузового отсека.

Salo

ЦитироватьСегодня я посетил техническую секцию Королёвских чтений.
Качество фотографий плохенькое, так как проектор был слабый, а свет в помещении не выключали:

Анализ использования многоразовой РН в пилотируемой лунной программе.
http://narod.ru/disk/4390454001/01_Luna.rar.html
Интересное исследование от центра Хруничева.
Лунная орбитальная станция (ЛОС) в качестве первого этапа (как на форуме  :D ), таблица с ценами на перспективные РН,
количество РН необходимых для начала освоения Луны.
Цитировать


"Были когда-то и мы рысаками!!!"

Salo

Цитироватьнаваял расширенный перечень. При обнаружении косяков, сообщите, поправим.

"Были когда-то и мы рысаками!!!"