Экспресс-АМ5 – Протон-М/Бриз-М – Байконур – 26.12.2013

Автор Salo, 17.07.2012 14:31:24

« назад - далее »

0 Пользователи и 1 гость просматривают эту тему.

mik73

Цитата: Чебурашка от 28.11.2021 18:21:48Есть подтверждения?

https://habr.com/ru/news/t/592059/
Цитата: undefinedПо информации из анонимных источников у спутника Экспресс АМ5 (точка стояния 140° в.д.) потеряно управление. Отсутствие связи уже подтвердили представители операторов, работающих на этом космическом аппарате.
Спутник был запущен на орбиту 26 декабря 2013 года с космодрома Байконур и 22 апреля 2014 года принял нагрузку со спутника Экспресс-АМ3.
Расчётный срок службы Экспресс АМ5 — 15 лет, из которых он отработал чуть более половины (7 лет, 11 месяцев и 3 дня).
Брехня-я-я-я. По крайней ни один из сервисов на АМ5, к которым непосредственно имею отношение, за последнее время (включая последнюю пару суток) никуда не девался и перерывов в работе не испытывал. Еще некоторые сервисы, к которым имеют отношение лично мне знакомые товарищи,  - аналогично. Так что аппарат как целое жив-здоров и ориентирован. А агентство ОБС - оно всякую информацию умеет. Хабр в сущности тоже ОБС, а когда еще со ссылкой на "анонимные источников", так это совсем песня. Хотелось бы посмотреть, как зовут того источника.

zandr

https://www.comnews.ru/content/217689/2021-11-29/2021-w48/sputnik-svyazi-ekspress-am5-okazyvaet-uslugi-polnom-obeme
ЦитироватьСпутник связи "Экспресс-АМ5" оказывает услуги в полном объеме
© ComNews  29.11.2021
Появившиеся в ряде СМИ сообщения об отсутствии сигнала со спутника "Экспресс-АМ5" не соответствуют действительности. Космический аппарат находится на орбите в установленной позиции и оказывает услуги в полном объеме.

На первую половину декабря совместно с производителем спутника АО "ИСС" имени академика М. Ф. Решетнёва" запланированы работы по отработке каналов связи с "Экспресс-АМ5", в ходе которых будет производиться переключение блоков управления КА. В связи с этим, согласно имеющейся схеме резервирования, тестируется перевод телерадиовещания федеральных каналов на предусмотренные ею космические аппараты.

По информации АО "ИСС" имени академика М. Ф. Решетнёва", запланированные работы, связанные с переключением каналов управления, не должны привести к внештатным ситуациям с функционированием КА.

thodin

Цитата: mik73 от 29.11.2021 20:40:15По крайней ни один из сервисов на АМ5, к которым непосредственно имею отношение, за последнее время (включая последнюю пару суток) никуда не девался и перерывов в работе не испытывал.
Речь шла не про сервис, а про управление. И там до сих пор вопросы остаются (хотя в субботу обещали, что все будет хорошо).

mik73

#1043
Цитата: thodin от 14.12.2021 02:42:12Речь шла не про сервис, а про управление
Если бы авторы того сообщения на хабре еще понимали о чем там речь.



Цитировать"Отсутствие связи уже подтвердили представители операторов, работающих на этом космическом аппарате."


Мне до сих пор интересно, кто те операторы, представители которых подтвердили.
То, к чему я имею отношение и еще кучка знакомых операторов - никакого отсутствия связи не подтверждали и не подтверждают. Магистральные ТВ-каналы, насколько мне известно, превентивно переводились на другие аппараты, чтобы как бы чего не вышло,  но это не "отсутствие связи".

Управление, опять же насколько мне известно, восстановлено с вечера четверга, как и было обещано - без перерывов связи. Поскольку всё это известно на уровне "кто-то кому-то что-то рассказал", при отсутствии достоверной информации, то дальше слухи могут ходить разные. Но перерывов связи по вине спутника - не было.

mik73

Никогда такого не было и вот опять...

Нештатная ситуация на АМ5
Работы по восстановлению сотовой связи ведутся...

ну  и так далее.
не всё так плохо, как упомянуто в новостях (не все транспондеры Ku отключались, насколько видел) и часть отключенных  транспондеров довольно скоро оказалась включена обратно, после чего туда стали перекидывать ресурсы с оставшихся выключенными... но попрыгать с утра пораньше в выходной пришлось (а сотрудникам ГПКС-то пришлось попрыгать куда больше и хуже, срочно перекидывая ресурсы операторов из умерших стволов в ожившие).

похоже, АМ5 повторяет судьбу АМ6.
и начинается нехорошее ожидание, что следующий на очереди - Ямал401 (по порядку запуска аппаратов на 2000-й платформе). Будем надеяться, что обойдётся, конечно.

A.E

Говорят:
Цитироватьопять проблема с охлаждением,
сервис в Ка диапазоне работает нормально,
в Ку погасили некоторые стволы и лучи, идёт смена частот на некоторых hub-ах, поэтому пока некоторые абоненты без связи.

Морская сеть работает, но скорость снизилась.
Печально. Вариантов замены меньше, чем для Ам 6.

АниКей


tass.ru

Работу спутника "Экспресс-АМ5" ограничили из-за отказа контура системы терморегулирования
ТАСС


МОСКВА, 5 июня. /ТАСС/. Часть полезной нагрузки спутника "Экспресс-АМ5" недоступна после отказа контура системы терморегулирования, произошедшего в субботу. Об этом говорится в сообщении ФГУП "Космическая связь", распространенном в понедельник.
Спутник предназначен в том числе для передачи данных для телерадиовещания, мультимедиа, телефонии, подвижной связи.
"03 июня 2023 в 04:30 мск произошел отказ контура жидкостного охлаждения системы терморегулирования космического аппарата "Экспресс-АМ5" (далее - КА), что привело к превышению пороговых тепловых режимов работы КА", - говорится в сообщении. Там уточнили, что вместе с создателем аппарата АО "ИСС имени М. Ф. Решетнева" были предприняты мероприятия, чтобы избежать перегрев спутника и сохранение его работоспособности. "В соответствии с эксплуатационной документацией и рекомендациями главного конструктора АО "Решетнев" была отключена часть транспондеров. После этого спутник продолжил свою работу, но доступность его полезной нагрузки частично сократилась", - отметили в "Космической связи".
Там добавили, что часть пользователей продолжают получать услуги через спутник, остальным предложили перейти на "Экспресс-АМУ7" и "Экспресс АМУ3", при этом часть из них уже осуществила переход, работа с оставшимися пользователями продолжается.
Спутник "Экспресс-АМ5" был запущен 26 декабря 2013 года, введен в эксплуатацию 22 апреля 2014 года. 
А кто не чтит цитат — тот ренегат и гад!

stproton

Будем надеяться, что проблема не столь критичная, что была на АМ6, и задет лишь один из контуров, а путем некоторых плясок с бубном блоками БА удастся вернуть большую часть мощности.

А вообще, тенденция печальная, новых аппаратов на тяжелой 2000-й платформе от Решетневцев на горизонте не просматривается, Я-300К и 402 уже на грани выработки САС, и если Я-401 тоже в ближайшее время столкнется с этой коварной детской болезнью, то от ГКС через пару лет одни рожки да ножки останутся.

Хунвэйбин

Цитата: АниКей от 05.06.2023 12:06:06контура жидкостного охлаждения системы терморегулирования космического аппарата
А зто устройство на иных КА на ГСО теперь применяется? Оно для длительного срока эксплуатации как бы не очень желательно.

A.E

ЦитироватьТам добавили, что часть пользователей продолжают получать услуги через спутник, остальным предложили перейти на "Экспресс-АМУ7" и "Экспресс АМУ3", при этом часть из них уже осуществила переход, работа с оставшимися пользователями продолжается.
Будем надеяться, что у всех операторов хватит антенн и возможностей хабов, чтобы дать связь через дополнительные спутники.

mik73

Цитата: Хунвэйбин от 05.06.2023 15:47:37А зто устройство на иных КА на ГСО теперь применяется?
А куда оно денется. Как-то тепло от бортовой аппаратуры до радиаторов доставлять надо, даже в негерметичной системе (более того в герметичной можно это делать перемешиванием газа в объёме герметичного отсека, а в негерметичной - вроде только жидкостным и получается). Другое дело, что система может быть чисто пассивной (на тепловых трубках), а может активной (с контуром принудительной циркуляции). На 2000-й платформе есть обе и вот активная и сдохла. Как ранее на АМ6 или с меньшими последствиями - будем посмотреть (пока, вроде, с меньшими). На новых Экспрессах, насколько знаю, активного контура уже нет совсем, но они и на 1000-й платформе с меньшем энергопотреблением (и выделением). А бывает ли на каких-нибудь платформах так, чтобы вообще без жидкостного контура - не знаю. Как-то же надо уметь сброс тепла на разные панели радиаторов перекидывать, в зависимости от освещенности аппарата солнышком.

mik73

Цитата: A.E от 05.06.2023 16:20:18Будем надеяться, что у всех операторов хватит антенн и возможностей хабов, чтобы дать связь через дополнительные спутники.
Еще нужна возможность эту связь потом взять - т.е. перенавести абонентские антенны и перенастроить на новые частоты терминалы (что далеко не все абоненты сделают своими силами - придётся гонять бригады монтажников в разнообразные хребеня). А если таких абонентов у оператора много - это может быть гораздо более кроваво, чем даже построить еще одну антенну.

stproton

Цитата: mik73 от 05.06.2023 16:35:26
Цитата: Хунвэйбин от 05.06.2023 15:47:37А зто устройство на иных КА на ГСО теперь применяется?
А куда оно денется. Как-то тепло от бортовой аппаратуры до радиаторов доставлять надо, даже в негерметичной системе (более того в герметичной можно это делать перемешиванием газа в объёме герметичного отсека, а в негерметичной - вроде только жидкостным и получается). Другое дело, что система может быть чисто пассивной (на тепловых трубках), а может активной (с контуром принудительной циркуляции). На 2000-й платформе есть обе и вот активная и сдохла. Как ранее на АМ6 или с меньшими последствиями - будем посмотреть (пока, вроде, с меньшими). На новых Экспрессах, насколько знаю, активного контура уже нет совсем, но они и на 1000-й платформе с меньшем энергопотреблением (и выделением). А бывает ли на каких-нибудь платформах так, чтобы вообще без жидкостного контура - не знаю. Как-то же надо уметь сброс тепла на разные панели радиаторов перекидывать, в зависимости от освещенности аппарата солнышком.
Правильно понимаю, что пассивная СО на этой платформе, в случае функционирования в одиночку, попросту не способна обеспечить оптимальный температурный режим БА при полной загрузке ПН, только около половины от номинала? Ранее я полагал, что пассивный контур изначально подразумевался в качестве запасного варианта с полным резервированием, но авария на АМ6 в 2020-м спутала все карты.

Штуцер

Третий контур охлаждения... Союз, Прогресс, АМ-5...
Совпадение, конечно.  :(
Но в виде обломков различных ракет
Останутся наши следы!

Старый

Цитата: mik73 от 05.06.2023 16:35:26Как-то же надо уметь сброс тепла на разные панели радиаторов перекидывать, в зависимости от освещенности аппарата солнышком.
Вроде на коварном Западе радиаторы ставят на северную и южную грани спутника, где они практически не освещаются солнцем. А основные тепловыделяющие нагрузки в лице усилителей транспондеров прямо на эти радиаторы. Ну и к.п.д. усилителей побольше чем у нас, что снижает выделение тепла. 
1. Ангара - единственная в мире новая РН которая хуже старой (с) Старый Ламер
2. Назначение Роскосмоса - не летать в космос а выкачивать из бюджета деньги
3. У Маска ракета длиннее и толще чем у Роскосмоса
4. Чем мрачнее реальность тем ярче бред (с) Старый Ламер

mik73

Цитата: Старый от 05.06.2023 18:28:04Вроде на коварном Западе радиаторы ставят на северную и южную грани спутника, где они практически не освещаются солнцем
На доверчивом Востоке ставят ровно там же. И от освещения Солнцем много зависит, оказывается. Это в прошлый раз обсуждалось.

Цитата: Старый от 05.06.2023 18:28:04А основные тепловыделяющие нагрузки в лице усилителей транспондеров прямо на эти радиаторы.
М-да? Ну вот, про платформы коварного Запада:
ЦитироватьThe Boeing 702 separates the bus and payload thermal environments and substantially enlarged the heat radiators to achieve a cooler, more stable thermal environment for both bus and payload. This increases unit reliability over service life. Deployable radiators use flexible heat pipes, which increase packageable radiator area. Further thermal control occurs through passive primary rejection via heat pipes.

ЦитироватьSSL 1300 Spacecraft Bus for RSDO Applications
...
Standard passive thermal control system with dual-bore matrix heat pipes in communication panels

ЦитироватьAirbus and ESA selected Euro Heat Pipes in Belgium to provide a reliable supply of thousands of heat pipes to transport the heat from the hottest parts of the satellite to the cool areas radiating to deep space[.b]. The challenge was huge as it involved a wide range of shapes, lengths and performance specifications as well as kilometres of heat pipes needed for each Eurostar Neo satellite.

ЦитироватьThe Spacebus family uses Heat Pipes and body-fixed radiators.

В общем, вот  например. Study of the state of the art of Space Thermal Control Systems
или вот: THERMAL MODELING OF SATELLITES

Пассивные системы на тепловых трубках (которые тоже не что иное, как контур циркуляции и способ переноса тепла от ПН к радиаторам) используются вовсю.

Вот про активные системы жидкостного охлаждения (с принудительной циркуляцией) на коварных западных платформах и правда ничего не находится (или, возможно, плохо ищу, или невнимательно читаю - пусть более сведущие поправят, если что-то упустил).

Цитата: Старый от 05.06.2023 18:28:04Ну и к.п.д. усилителей побольше чем у нас, что снижает выделение тепла. 
Ты будешь смеяться, но КПД ровно такой же, поскольку и усилители ровно такие же. Вся ПН на тех Экспрессах, как известно, оттуда. В случае АМ5 - MDA, на многих других - TAS.

Старый

Цитата: mik73 от 05.06.2023 22:44:36М-да? Ну вот, про платформы коварного Запада:
У 702-й платформы дополнительные разворачиваемые радиаторы. Что не позволяет поместить транспондеры прямо на них и вынуждает применять тепловые трубы.
 У других, менее мощных платформ усилители ставятся прямо на радиатор. Наша платформа "1000" относится к этому классу. Так что 702-я это исключение которое только подтверждает правило. 
1. Ангара - единственная в мире новая РН которая хуже старой (с) Старый Ламер
2. Назначение Роскосмоса - не летать в космос а выкачивать из бюджета деньги
3. У Маска ракета длиннее и толще чем у Роскосмоса
4. Чем мрачнее реальность тем ярче бред (с) Старый Ламер

Старый

Цитата: mik73 от 05.06.2023 22:44:36Пассивные системы на тепловых трубках (которые тоже не что иное, как контур циркуляции и способ переноса тепла от ПН к радиаторам) используются вовсю.
Это конечно хорошо но это не то что наш жидкостный контур один на весь спутник. Отказ одной тепловой трубки мало влияет на работоспособность всего спутника в целом, а отказ жидкостного контура сильно влияет. 
1. Ангара - единственная в мире новая РН которая хуже старой (с) Старый Ламер
2. Назначение Роскосмоса - не летать в космос а выкачивать из бюджета деньги
3. У Маска ракета длиннее и толще чем у Роскосмоса
4. Чем мрачнее реальность тем ярче бред (с) Старый Ламер

mik73

Цитата: Старый от 05.06.2023 23:05:39Так что 702-я это исключение которое только подтверждает правило. 
остальные приведенные в цитатах плафтормы - тоже исключения? а что тогда осталось для "правила"?

A.E

Цитата: mik73 от 05.06.2023 16:45:49Еще нужна возможность эту связь потом взять - т.е. перенавести абонентские антенны и перенастроить на новые частоты терминалы (что далеко не все абоненты сделают своими силами - придётся гонять бригады монтажников в разнообразные хребеня). А если таких абонентов у оператора много - это может быть гораздо более кроваво, чем даже построить еще одну антенну.
Это понятно, как и с Ам 6 и в прочих таких случаях. А вот дать связь с резервных бортов, не отключая сеть на пострадавшем, это дополнительная задача, кмк.