Нетоксичное долгохранимое топливо.

Автор pkl, 26.05.2023 13:10:56

« назад - далее »

0 Пользователи и 1 гость просматривают эту тему.

Какая топливная пара наилучшая для ЖРД ракет-носителей и космических аппаратов по совокупности характеристик/у каждого по два голоса/?

Кислород - водород
9 (21.4%)
Кислород - сжиженный природный газ либо метан
28 (66.7%)
Кислород - керосин
6 (14.3%)
Кислород - синтин, омар, боктан, децилин либо иной синтетический жидкий углеводород
6 (14.3%)
Перекись водорода - циклопропан
1 (2.4%)
Перекись водорода - гидрид бериллия либо гидрид иного металла
1 (2.4%)
Перекись водорода - пентаборан либо иное бороводородное соединение
0 (0%)
Перекись водорода - керосин
3 (7.1%)
Закись азота - циклопропан
1 (2.4%)
Закись азота - пропан
5 (11.9%)
Закись азота - смесь этана с этиленом
4 (9.5%)
Закись азота - диметиловый эфир
0 (0%)
Водный раствор солей аммония /перхлорат аммония, нитрат аммония, АДНА и т.п./ - жидкие углеводороды
1 (2.4%)
Водный раствор солей аммония /перхлорат аммония, нитрат аммония, АДНА и т.п./ - этиловый спирт
0 (0%)
Четырёхокись азота - гидразин и его производные /НДМГ, ММГ и тп./
7 (16.7%)
Четырёхокись азота - керосин
0 (0%)
Фтор - водород
1 (2.4%)
Фтор - аммиак
1 (2.4%)
Диоксид фтора - пентаборан
0 (0%)
Пентафторид хлора - пентаборан
0 (0%)
Озон - водород
1 (2.4%)
Смесь озона и фтора - водород
0 (0%)
Смесь озона и кислорода - водород
0 (0%)

Проголосовало пользователей: 42

Штуцер

Цитата: pkl от 30.05.2023 22:56:46Давайте лучше продолжать кухонный мозговой штурм по поиску новых компонентов и рассмотрению найденных.
Это занятие сродни онанизму.
Самоудовлетворение есть, а детей нет.
Но в виде обломков различных ракет
Останутся наши следы!

pkl

Цитата: Штуцер от 30.05.2023 22:57:23Вы не на китайском говорите?

ЦитироватьУ нас, видите ли, не азот парит, а довольно огнеопасные вещества, которые могут и рвануть при смешивании между собой и с воздухом.
Чего парит-то?
У нас?
Кислород например.
Вообще, исследовать солнечную систему автоматами - это примерно то же самое, что посылать робота вместо себя в фитнес, качаться.Зомби. Просто Зомби (с)
Многоразовость - это бяка (с) Дмитрий Инфан

pkl


Цитата: Штуцер от 30.05.2023 22:58:49
Цитата: pkl от 30.05.2023 22:56:46Давайте лучше продолжать кухонный мозговой штурм по поиску новых компонентов и рассмотрению найденных.
Это занятие сродни онанизму.
Самоудовлетворение есть, а детей нет.
Стесняюсь спросить, чем Вы тут занимаетесь...  ???
Вообще, исследовать солнечную систему автоматами - это примерно то же самое, что посылать робота вместо себя в фитнес, качаться.Зомби. Просто Зомби (с)
Многоразовость - это бяка (с) Дмитрий Инфан

ratcustorb

Цитата: pkl от 30.05.2023 22:23:42Я пытаюсь найти универсальное решение для всех блоков - от первых ступеней до ИСЗ и АМС.
Ну Вы же наверняка знаете, что универсальное всегда хуже специального, за исключением, возможно, цены.

Цитата: pkl от 30.05.2023 22:23:42Если летаем недалеко и недолго, то, как тут уже подсказали, выбор очевиден - перекись/керосин.
Если недалеко и недолго, то выбор как раз не очевиден, особенно в пользу высококипящих компонентов. 
Например для РБ, который будет выводиться метановой РН, целесообразно было бы использовать ЖМ/ЖК, который позволит поднять УИ процентов на 10-15 и использовать безгенераторную схему РД.

Штуцер

Цитата: pkl от 30.05.2023 22:58:18Я всего лишь пытаюсь сказать, что если правильно подобрать топливо,
Вы полагаете, что можете правильно подобрать топливо?
Такое, которое до вас специально обученные люди правильно не подобрали?
Займитесь правильным подбором цифр в Лото. Там хотя бы ненулевая вероятность угадать.
Но в виде обломков различных ракет
Останутся наши следы!

Павел73

Цитата: pkl от 30.05.2023 22:23:42Я пытаюсь найти универсальное решение для всех блоков - от первых ступеней до ИСЗ и АМС.
Не найти, и не нужно. Всё уже найдено. Для ракет-носителей криогенное топливо, для космических аппаратов - долгохранимая вонючка.
Цитата: pkl от 30.05.2023 22:23:42Пара НДМГ/АТ, конечно, подошла бы, если бы не её ядовитость.
Космос вообще очень "ядовит". Открыл форточку, и через 15 секунд умер. По сравнению с этим любой АТ/НДМГ - детская игрушка.
Будет не до космонавтики (С) Ронату.

Штуцер

Цитата: pkl от 30.05.2023 23:00:24
Цитата: Штуцер от 30.05.2023 22:58:49
Цитата: pkl от 30.05.2023 22:56:46Давайте лучше продолжать кухонный мозговой штурм по поиску новых компонентов и рассмотрению найденных.
Это занятие сродни онанизму.
Самоудовлетворение есть, а детей нет.
Стесняюсь спросить, чем Вы тут занимаетесь...  ???

Пытаюсь отвлечь нерадивого ребёнка от приятного занятия.
Уже 15 страниц - не получается. ((
Но в виде обломков различных ракет
Останутся наши следы!

Штуцер

Цитата: pkl от 30.05.2023 22:59:51
Цитата: Штуцер от 30.05.2023 22:57:23Вы не на китайском говорите?

ЦитироватьУ нас, видите ли, не азот парит, а довольно огнеопасные вещества, которые могут и рвануть при смешивании между собой и с воздухом.
Чего парит-то?
У нас?
Кислород например.

Кислород не является огнеопасным веществом .
Он может "рвануть при смешивании с воздухом"?
Мужики то и не знают!
Ещё?
У вас там множественные число.
Но в виде обломков различных ракет
Останутся наши следы!

Плейшнер

Цитата: pkl от 30.05.2023 10:58:07
Цитата: Плейшнер от 30.05.2023 05:43:12
Цитата: DiZed от 30.05.2023 00:09:11у меня 150-литровый дьюар с жидким азотом в лабе неделями парит. ни дорогой, ни сложной, ни опасной от этого работа с ним не становится
Для наглядности  можно представить рядом сосуд с высококипящими НДМГ или аммиаком
Да. Потому все эти варианты и не годятся.


Дело не в вариантах.
Это пример, показывающий что криогенность не является признаком "дороговизны, сложности и опасности"

Плейшнер

Цитата: pkl от 28.05.2023 14:57:18Закись азота. Температура плавления: - 90,86 градусов Цельсия, температура кипения: - 88,48 градусов. Но, при этом, при давлении > 40 атм ожижается и при комнатной температуре.


Циклопропан. Температура плавления: - 127,62 градусов Цельсия, температура кипения: - 32,86 градусов. При комнатной температуре переходит в жидкое состояние при давлении > 5 - 6 атм.

Ну и, на всякий случая, диметиловый эфир. Температура плавления: - 138,5 градусов, температура кипения: - 24,9 градусов. Переходит в жидкую фазу при давлении тоже 5 - 6 атм.
Как хранить в жидком виде понятно. А как ракету заправлять? Тоже под давлением 40 атм?

Плейшнер

Цитата: pkl от 30.05.2023 10:29:43У нас, видите ли, не азот парит, а довольно огнеопасные вещества, которые могут и рвануть при смешивании между собой и с воздухом.
В идеале один компонент в газообразном виде д.б. тяжелее воздуха, а другой - легче

SONY

Цитата: pkl от 30.05.2023 22:43:09Если топливо высококипящее или хоть долгохранимое, то его ВООБЩЕ можно не производить на месте, а привезти с Земли.
Я про производство на Земле и говорил...
Из всего перечисленного в этой теме не является долгохранимой лишь перекись водорода. Остальное можно хранить годами.

Цитата: pkl от 30.05.2023 22:43:09Я читал по ссылке, которую Вы мне дали. Там диапазон указан: - 20 + 50. Не туда посмотрел?
Какое отношение диапазон рабочих температур окружающей среды имеет к температуре, до которой криохолодильник охлаждает "холодный конец"?..

Вы не способны разобраться в простенькой табличке характеристик криохолодильника, но берётесь судить о применимости криогенного топлива в космической технике - задумайтесь об этом.

Цитата: pkl от 30.05.2023 22:43:09Что экономические эффективнее в конкретных условиях, мы можем понять, глядя на существующую ракетную технику: совершенно очевидно, что на КК, ИСЗ и АМС криогенное топливо не применяют.
Совершенно очевидно, что на КК, ИСЗ и АМС не применяют закись азота, перекись водорода, циклопропан, диэтиловый эфир и т.д. Хотя все они прекрасно известны очень давно!
Может сделаете уже вывод, что экономически эффективнее ничего не трогать, всё уже работает как надо?

Цитата: pkl от 30.05.2023 22:43:09Ничто из этого не применялось для удержания гидразина в баках.
Только вот температура кипения гидразина +114 при нормальном атмосферном давлении и, разумеется, ещё выше при более высоком давлении...
Метилгидразин и НДМГ имеют более низкие температуры кипения (87 и 63), но, опять таки, при повышенном давлении они могут быть жидкими и при 400 К
Четырёхокись диазота при 400 К имеет давление насыщенных паров около 45 атмосфер, т.е. и её хранение не составляет какой-то сверх большой проблемы.

Цитата: pkl от 30.05.2023 22:43:09А в случае утечки кислорода образуется атмосфера, в которой весь обслуживающий персонал может просто живьём сгореть, как В. Бондаренко и экипаж Аполлона-1.
При утечке любого топлива "персонал может просто живьём сгореть".
Даже утечка дизельного топлива (которое считается трудновоспламеняемым) зимой (что дополнительно усложняет воспламенение) запросто приводит к пожару:
https://msk1.ru/text/incidents/2023/01/11/71965700/
А перечисленные вами люди погибли в первую очередь потому, что находились в маленьком, прочном и герметично замкнутом пространстве, откуда при пожаре невозможно быстро эвакуироваться.

pkl


Цитата: ratcustorb от 31.05.2023 01:04:42
Цитата: pkl от 30.05.2023 22:23:42Я пытаюсь найти универсальное решение для всех блоков - от первых ступеней до ИСЗ и АМС.
Ну Вы же наверняка знаете, что универсальное всегда хуже специального, за исключением, возможно, цены.


Знаю. Но, раз уж мы заговорили о массовой космонавтике и о самолётном принципе обслуживания ракетно-космической техники, на это придётся пойти. Если космонавтику у нас - это не вершина технологических достижений и не предмет национальной гордости, а просто транспорт, хотя и весьма специфический, значит и относиться к ней надо как к просто транспорту. Заметьте, нигде на транспорте за пределами космонавтики криогенное топливо не используется. Хотя попытки предпринимались неоднократно.

Цитировать
Цитата: pkl от 30.05.2023 22:23:42Если летаем недалеко и недолго, то, как тут уже подсказали, выбор очевиден - перекись/керосин.
Если недалеко и недолго, то выбор как раз не очевиден, особенно в пользу высококипящих компонентов.
Например для РБ, который будет выводиться метановой РН, целесообразно было бы использовать ЖМ/ЖК, который позволит поднять УИ процентов на 10-15 и использовать безгенераторную схему РД.
Недалеко и недолго - это, допустим, к Луне. Да, вывести можно и на метановой ракете. А дальше как? Если у нас пилотируемая экспедиция длительностью, допустим, неделю? Месяц? Полгода? А если речь об ИСЛ?


При этом для метановой ракеты невозможно длительное нахождение в заправленном состоянии, а это налагает целый ряд ограничений. Например, её надо постоянно дозаправлять.
По
Вообще, исследовать солнечную систему автоматами - это примерно то же самое, что посылать робота вместо себя в фитнес, качаться.Зомби. Просто Зомби (с)
Многоразовость - это бяка (с) Дмитрий Инфан

pkl


Цитата: Штуцер от 31.05.2023 07:38:57
Цитата: pkl от 30.05.2023 22:58:18Я всего лишь пытаюсь сказать, что если правильно подобрать топливо,
Вы полагаете, что можете правильно подобрать топливо?
Такое, которое до вас специально обученные люди правильно не подобрали?
Займитесь правильным подбором цифр в Лото. Там хотя бы ненулевая вероятность угадать.
Я полагаю, что могу хотя бы писать своё имхо. Нынешние компоненты топлива специально обученные люди подбирали в 1930 - 1950 гг., когда опыта работы с ракетами не было практически ни у кого. Да и руководствовались они критериями, имеющими мало отношения к практической космонавтике.
Вообще, исследовать солнечную систему автоматами - это примерно то же самое, что посылать робота вместо себя в фитнес, качаться.Зомби. Просто Зомби (с)
Многоразовость - это бяка (с) Дмитрий Инфан

pkl


Цитата: Павел73 от 31.05.2023 07:45:17
Цитата: pkl от 30.05.2023 22:23:42Я пытаюсь найти универсальное решение для всех блоков - от первых ступеней до ИСЗ и АМС.
Не найти, и не нужно. Всё уже найдено. Для ракет-носителей криогенное топливо, для космических аппаратов - долгохранимая вонючка.

Я думаю, эти решения себя уже исчерпали.
Цитировать
Цитата: pkl от 30.05.2023 22:23:42Пара НДМГ/АТ, конечно, подошла бы, если бы не её ядовитость.
Космос вообще очень "ядовит". Открыл форточку, и через 15 секунд умер. По сравнению с этим любой АТ/НДМГ - детская игрушка.
Это не ядовитость, это просто вакуум. И проблема с космосом состоит в т.ч. и в том, что форточку открыть нельзя.
Вообще, исследовать солнечную систему автоматами - это примерно то же самое, что посылать робота вместо себя в фитнес, качаться.Зомби. Просто Зомби (с)
Многоразовость - это бяка (с) Дмитрий Инфан

pkl


Цитата: Штуцер от 31.05.2023 08:02:52Кислород не является огнеопасным веществом .
Он может "рвануть при смешивании с воздухом"?
Мужики то и не знают!
Ещё?
У вас там множественные число.
Зато в его атмосфере много что горит и взрывается.


Все остальные компоненты топлива.
Вообще, исследовать солнечную систему автоматами - это примерно то же самое, что посылать робота вместо себя в фитнес, качаться.Зомби. Просто Зомби (с)
Многоразовость - это бяка (с) Дмитрий Инфан

pkl


Цитата: Плейшнер от 31.05.2023 09:54:56
Цитата: pkl от 30.05.2023 10:58:07
Цитата: Плейшнер от 30.05.2023 05:43:12
Цитата: DiZed от 30.05.2023 00:09:11у меня 150-литровый дьюар с жидким азотом в лабе неделями парит. ни дорогой, ни сложной, ни опасной от этого работа с ним не становится
Для наглядности  можно представить рядом сосуд с высококипящими НДМГ или аммиаком
Да. Потому все эти варианты и не годятся.
Дело не в вариантах.
Это пример, показывающий что криогенность не является признаком "дороговизны, сложности и опасности"
Так про азот уже написали, в чём его опасность.
Вообще, исследовать солнечную систему автоматами - это примерно то же самое, что посылать робота вместо себя в фитнес, качаться.Зомби. Просто Зомби (с)
Многоразовость - это бяка (с) Дмитрий Инфан

pkl

Цитата: Плейшнер от 31.05.2023 10:29:26
Цитата: pkl от 28.05.2023 14:57:18Закись азота. Температура плавления: - 90,86 градусов Цельсия, температура кипения: - 88,48 градусов. Но, при этом, при давлении > 40 атм ожижается и при комнатной температуре.


Циклопропан. Температура плавления: - 127,62 градусов Цельсия, температура кипения: - 32,86 градусов. При комнатной температуре переходит в жидкое состояние при давлении > 5 - 6 атм.

Ну и, на всякий случая, диметиловый эфир. Температура плавления: - 138,5 градусов, температура кипения: - 24,9 градусов. Переходит в жидкую фазу при давлении тоже 5 - 6 атм.
Как хранить в жидком виде понятно. А как ракету заправлять? Тоже под давлением 40 атм?
Да. Ну или охладить.
Вообще, исследовать солнечную систему автоматами - это примерно то же самое, что посылать робота вместо себя в фитнес, качаться.Зомби. Просто Зомби (с)
Многоразовость - это бяка (с) Дмитрий Инфан

ratcustorb

Цитата: pkl от 31.05.2023 23:13:04При этом для метановой ракеты невозможно длительное нахождение в заправленном состоянии, а это налагает целый ряд ограничений. Например, её надо постоянно дозаправлять.
Это не самая важная проблема. Если это вообще проблема...

Цитата: pkl от 31.05.2023 23:13:04Недалеко и недолго - это, допустим, к Луне. Да, вывести можно и на метановой ракете. А дальше как? Если у нас пилотируемая экспедиция длительностью, допустим, неделю? Месяц? Полгода? А если речь об ИСЛ?
Если это пилотируемая экспедиция, то согласитесь, главным является надёжность, которую, в том числе, обеспечивает свойство самовоспламенения пары НДМГ/АТ, а токсичное топливо или нет - это в рассматриваемом случае дело десятое...

pkl

Цитата: SONY от 31.05.2023 13:28:44
Цитата: pkl от 30.05.2023 22:43:09Если топливо высококипящее или хоть долгохранимое, то его ВООБЩЕ можно не производить на месте, а привезти с Земли.
Я про производство на Земле и говорил...
Из всего перечисленного в этой теме не является долгохранимой лишь перекись водорода. Остальное можно хранить годами.

Это отдельный вопрос, требующий отдельного обсуждения. Мы пока ещё не определились, что можно брать, а что - надо отбросить. Пока можно лишь сказать, что все эти вещества промышленностью производятся.
Цитировать
Цитата: pkl от 30.05.2023 22:43:09Я читал по ссылке, которую Вы мне дали. Там диапазон указан: - 20 + 50. Не туда посмотрел?
Какое отношение диапазон рабочих температур окружающей среды имеет к температуре, до которой криохолодильник охлаждает "холодный конец"?..

Вы не способны разобраться в простенькой табличке характеристик криохолодильника, но берётесь судить о применимости криогенного топлива в космической технике - задумайтесь об этом.

Знаете ли, всё знать невозможно. Я зато достаточно много читал о космической технике и довольно хорошо знаю о преимуществах и недостатках криогенного топлива.
Цитировать
Цитата: pkl от 30.05.2023 22:43:09Что экономические эффективнее в конкретных условиях, мы можем понять, глядя на существующую ракетную технику: совершенно очевидно, что на КК, ИСЗ и АМС криогенное топливо не применяют.
Совершенно очевидно, что на КК, ИСЗ и АМС не применяют закись азота, перекись водорода, циклопропан, диэтиловый эфир и т.д. Хотя все они прекрасно известны очень давно!
Может сделаете уже вывод, что экономически эффективнее ничего не трогать, всё уже работает как надо?

Можно. Но тогда и космонавтика останется там же, где и сейчас.
Цитировать
Цитата: pkl от 30.05.2023 22:43:09Ничто из этого не применялось для удержания гидразина в баках.
Только вот температура кипения гидразина +114 при нормальном атмосферном давлении и, разумеется, ещё выше при более высоком давлении...
Метилгидразин и НДМГ имеют более низкие температуры кипения (87 и 63), но, опять таки, при повышенном давлении они могут быть жидкими и при 400 К
Четырёхокись диазота при 400 К имеет давление насыщенных паров около 45 атмосфер, т.е. и её хранение не составляет какой-то сверх большой проблемы.

С ними другая проблема - необходимость работать в герметичных скафандрах, куда воздух для дыхания подаётся по шлангам. И если четырёхокись азота ещё туда-сюда /хотя здесь уже высказались люди, которые реально траванулись ею/, то производные гидразина... Собственно, потому я и завёл эту тему.
Цитировать
Цитата: pkl от 30.05.2023 22:43:09А в случае утечки кислорода образуется атмосфера, в которой весь обслуживающий персонал может просто живьём сгореть, как В. Бондаренко и экипаж Аполлона-1.
При утечке любого топлива "персонал может просто живьём сгореть".
Даже утечка дизельного топлива (которое считается трудновоспламеняемым) зимой (что дополнительно усложняет воспламенение) запросто приводит к пожару:
https://msk1.ru/text/incidents/2023/01/11/71965700/
А перечисленные вами люди погибли в первую очередь потому, что находились в маленьком, прочном и герметично замкнутом пространстве, откуда при пожаре невозможно быстро эвакуироваться.
От пожара на Мире никто не погиб. Знаете, я обливался и бензином, и концентрированной перекисью и ничего, пока жив. А кислородом пропитываются ткани после чего они становятся огнеопасными даже если выйти за пределы зоны, насыщенной кислородом.
Вообще, исследовать солнечную систему автоматами - это примерно то же самое, что посылать робота вместо себя в фитнес, качаться.Зомби. Просто Зомби (с)
Многоразовость - это бяка (с) Дмитрий Инфан