SpaceX Super Heavy Orbital Stage

Автор Alex Immortal, 22.11.2019 21:36:13

« назад - далее »

0 Пользователи и 2 гостей просматривают эту тему.

Quetzalcoatl

Цитата: Raul от 21.02.2022 13:21:10Вся картинка Раптора смущает, в смысле ее достоверности.
В принципе эта картинка повторяется уже минимум три года (2/12/2019).  ::)


strapel

Цитата: Quetzalcoatl от 21.02.2022 13:46:59
Цитата: strapel от 21.02.2022 13:37:37Может "Вы просто не умеете их готовить"(с), этих законов термодинамики?
Не надо, это не я предложил нагревать газ наддува до +200C.  ::)

Цитата: strapel от 21.02.2022 13:37:37Посмотрите на схему, на ней показано чем наддуваются баки.
Ну и что вы там на этой схеме видите? Чем наддуваются баки?  ::)
Бак кислорода - "теплым" газообразным кислородом, бак метана - "теплым" газообразным метаном.
Да, пожалуй +200°C это перебор. Криоупрочнение-же.
Может -50°C ::) , может 0°C а может и +20°C :o

tdz

#1562
Цитата: strapel от 21.02.2022 15:21:06"теплым" газом
Да, пожалуй +200°C это перебор. Криоупрочнение-же.
Может -50°C ::) , может 0°C а может и +20°C
при автогенном наддуве ввиду того что обе фазы - и подушка, и жидкость - представлены одним компонентом, и при условии что между подушкой и жидкостью происходит интенсивный теплообмен, наддув можно рассматривать не в терминах массопереноса (сколько газа вдуть в подушку), а в терминах теплопереноса (сколько тепла нужно, чтобы превратить в газ такое количество жидкости, которое воизмещает ее расход при давлении наддува и температуре кипения жидкости при этом давлении). тогда газ наддува можно рассматривать как теплоноситель - и для минимизации его расхода выгоднее, чтобы он был горячим; а вот насколько - будет определяться условием устойчивости подушки.
выгодно, чтобы система была далека от равновесия,  - т.е. жидкость была как можно холоднее (для снижения возможности кавитации в насосах), а подушка - как можно горячее (для минимизации количества компонента в ней), но придется это оптимизировать по критерию стабильности подушки

Dulevo

#1563
Цитата: Юрий Темников от 21.02.2022 11:46:12Во вторых УИ водорода больше ,как и энергия горения на кг веса.То есть масса топлива и общая масса РН будет меньше.


Вот калькулятор  - Delta-V Calculator (strout.net)

Разгоняем 200 тонн до 6.5 км/секунду

Для водорода получаем - 672 тонны топлива+окислитель -  из которых водорода - 96 тонн. (1 грамм водорода на 6 грамм кислорода)

Для метана получаем 944 тонны - из которых метана 210 тонн.  (1:3.5)

Для получения 210 тонн метанна вам нужно 53 тонны водорода.

Т.е для метана вам нужно добыть электролизом 53 тонны водорода
Для водорода - 96 тонн или в грубо в два раза больше.

Для получения  1 тонны водорода вам нужно притащить в 10 раз больше льда к заводу по производству топлива
Т.е 530 тонн и 960 тонн.

P.S.  Да. Ошибся. Для метана действительно надо 100 тонн а не 50. На электролиз потратится слегка больше чем при водородном. Экономия получается только на количестве добываемго льда, поскольку можно повторно использовать воду получаемую в ходе реакции.

Quetzalcoatl

Цитата: strapel от 21.02.2022 15:21:06Бак кислорода - "теплым" газообразным кислородом, бак метана - "теплым" газообразным метаном.
Да, пожалуй +200°C это перебор. Криоупрочнение-же.
Может -50°C ::) , может 0°C а может и +20°C :o
Тут вопрос заключается в том, какие теплообменники у Раптора? Судя по схеме, метан из рубашки охлаждения вытекает жидким и температура газа невелика (может -150...-100C). Наверное что-то похожее и с кислородом. Чтобы раскочегарить их до 0C и выше нужны, ИМХО, более изощренные теплообменники. А где они на Рапторах?  ::)

Цитата: Quetzalcoatl от 21.02.2022 06:20:51Интересное кино получается. Получается, что в баке с ЖМ будет газообразный метан с температурой за +200С и жидкий метан с температурой ниже -162С? Аналогичная картина будет и в баке с ЖК? Там будет газообразный кислород с температурой за +200С и жидкий кислород с температурой ниже -182С? Мне почему-то кажется, что это против законов термодинамики и так работать не будет.  ::)

Горячего газа там относительно немного, в отличии от жидкости. Ему банально не хватит теплоты для нагрева этой самой жидкости, ИМХО.

Ну и переохлаждённой этой жидкости достаточно быть только на старте.

strapel

Цитата: tdz от 21.02.2022 15:30:40выгодно, чтобы система была далека от равновесия,  - т.е. жидкость была как можно холоднее (для снижения возможности кавитации в насосах), а подушка - как можно горячее (для минимизации количества компонента в ней), но придется это оптимизировать по критерию стабильности подушки
Как быть с прочностью баков (давление наддува ~6 бар), вряд ли она увеличится при нагреве до сотни(тен) °C.

Quetzalcoatl

Цитата: Верный Союзник с Окинавы от 21.02.2022 16:20:37Горячего газа там относительно немного, в отличии от жидкости. Ему банально не хватит теплоты для нагрева этой самой жидкости, ИМХО.

Ну и переохлаждённой этой жидкости достаточно быть только на старте.
Это все понятно. Горячим газ можно сделать только нагревая сжиженный газ и потом уже нагревая газ ГГ'ми (пребернерами). Но такие штуки как-то снаружи на Рапторах не просматриваются.  ???

Юрий Темников

Цитата: Dulevo от 21.02.2022 15:37:47Т.е для метана вам нужно добыть электролизом 53 тонны водорода
Для водорода - 96 тонн или в грубо в два раза больше.
Сударь. Вы похоже химию прочно подзабыли!Всё как раз совсем не так..Вот если бы метан получали из угля или графита,вы были бы правы:С+2Н2=СН4.Но за неимением оного,используется СО2,тогда всё гораздо хуже:СО2 +4Н2= СН4+2 Н2О
Вначале было СЛОВО!И Такое......что все галактики покраснели и разбежались.

tdz

Цитата: strapel от 21.02.2022 16:21:58Как быть с прочностью баков (давление наддува ~6 бар), вряд ли она увеличится при нагреве до сотни(тен)
да, это придется учитывать; но все может увязаться и даже с запасом за счет того, что в области газовой подушки стенка должна держать только давление наддува, а внизу, там где жидкость и криоупрочнение - еще и гидростатическое давление столба

Цитата: Quetzalcoatl от 21.02.2022 16:35:29
Цитата: Верный Союзник с Окинавы от 21.02.2022 16:20:37Горячего газа там относительно немного, в отличии от жидкости. Ему банально не хватит теплоты для нагрева этой самой жидкости, ИМХО.

Ну и переохлаждённой этой жидкости достаточно быть только на старте.
Это все понятно. Горячим газ можно сделать только нагревая сжиженный газ и потом уже нагревая газ ГГ'ми (пребернерами). Но такие штуки как-то снаружи на Рапторах не просматриваются.  ???

А как они должны выглядеть?

На том же ССМЕ не видно каких-то специальных систем наддува.

Quetzalcoatl

Цитата: Верный Союзник с Окинавы от 21.02.2022 17:29:28А как они должны выглядеть?

На том же ССМЕ не видно каких-то специальных систем наддува.
Ну, типа трубочек охватывающих пребернеры спиралью. Ну, чтобы как следует прогреть газ.

Цитата: Quetzalcoatl от 21.02.2022 17:41:12
Цитата: Верный Союзник с Окинавы от 21.02.2022 17:29:28А как они должны выглядеть?

На том же ССМЕ не видно каких-то специальных систем наддува.
Ну, типа трубочек охватывающих пребернеры спиралью. Ну, чтобы как следует прогреть газ.

1) 20+ движков легко прогреют газ, ИМХО.

2) Метан и кислород весьма плотные, и им не нужно иметь очень объёмную систему трубопроводов.

3) Раптор обладает диким давлением, и большим теплопотоком в КС.

ИМХО, много труб не понадобится.

AlexandrU

Цитата: Zhilinsky Valerij от 21.02.2022 10:47:50То есть вы сотни тонн кислорода заливаете в бак только для того, чтобы потом его за борт? Альтернативная мудрость, мне не понять.
Тем не менее такое впечатление, что вы с этим законом не в ладах...
То есть активный холодильник такой мощности может обеспечить хранение жидкого водорода в любых условиях без ограничения времени? Мудро...
Конкретизируйте ваши претензии в цифрах 8)

Цитата: strapel от 21.02.2022 15:21:06...
Да, пожалуй +200°C это перебор. Криоупрочнение-же.
Может -50°C ::) , может 0°C а может и +20°C :o
Ограничителем является баланс между массой наддувного газа и массо-прочностью баков, а разница температур жидкости и газа может и 1000гр быть, это не проблема.

Цитата: Quetzalcoatl от 21.02.2022 15:49:14Тут вопрос заключается в том, какие теплообменники у Раптора? Судя по схеме, метан из рубашки охлаждения вытекает жидким и температура газа невелика (может -150...-100C). Наверное что-то похожее и с кислородом. Чтобы раскочегарить их до 0C и выше нужны, ИМХО, более изощренные теплообменники. А где они на Рапторах?  ::)
Кислородный ТО лучше за турбину тулить, метановый - или доп.контур в КС или тоже за турбину. Но проще дуть отбором прямо из рабочих трактов... пусть нержавейка поработает ;)

Zhilinsky Valerij

Цитата: Юрий   Темников от 21.02.2022 11:46:12
Цитата: Zhilinsky Valerij от 20.02.2022 19:46:44Если вы учились в школе, то должны бы знать и о существовании закона сохранения энергии. Из него есть забавное следствие - количество энергии, выделяемой при сгорании, в общем случае равно количеству энергии, необходимому для того, чтобы из продуктов сгорания получить компоненты топлива, естественно, с учётом КПД.
Тяжёлый случай.Не буду про цифры,возможно там немного напутано.Но с законом сохранения энергии нужно поаккуратнее.Совать его во все щели не есть гут.Во первых образование метана идёт с выделением энергии запасённой в водороде.
Ну, а я именно про цифры - ведь человек именно эти цифры использует в качестве довода. Но при этом энергию образования метана в расчете энергетического баланса не учитывает. Зато, почему-то, учитывает топливо по стехиометрии, и собирается "лишние" 200+ тонн кислорода за борт, в космосе, не понимая, что рассчитанная им ракета до орбиты не доберётся. Вот и не сходится у него с законом сохранения энергии...
   
Цитата: Юрий   Темников от 21.02.2022 11:46:12Во вторых УИ водорода больше ,как и энергия горения на кг веса.То есть масса топлива и общая масса РН будет меньше.Вывод:энергии для водородной РН потребуется меньше.
Да-да-да, постоянно идут попытки считать экономику в секундах УИ, килограммах стартовой массы, и так далее. Весь секрет Маска в том, что он экономику считает в долларах. Вся экономия при производстве водорода закончится на том, что сэкономленную энергию и деньги вы потратите на хранение водорода и водородную инфраструктуру.
   
Цитата: Юрий   Темников от 21.02.2022 11:46:12По поводу хранения.На Земле в вагонах на Байконуре  потери Без кулеров 1% в сутки.ЭВИ, многослойная,как на Уэббе гораздо лучше всякого дьюара.Ночные ,да и дневные тоже,температуры Марса гораздо ниже.А турбодетандер,по сути тепловой насос,чем меньше разница температур,тем он экономичнее.В космосе же Т вообще предельно низкая за экраном.Закон куба\квадрата тоже против вас.Уж ежели и испарится небольшая часть,то это и энергия для турбодетандера и вода для космонавтов.
Абсолютно согласен (за исключением наезда на дьюатры). Кстати, в вагонах не ЭВИ, там вакуумная теплоизоляция с засыпкой зазора между внешним корпусом и внутренним сосудом, совсем как у Маска на СтарБазе.
   
Только вот условия хранения надо указывать явным образом. Питому, что, например, ULA в своём проекте орбитальных заправок указывало 0,02% потерь водорода в сутки, при затратах энергии, намного меньших одного КВт на тонну.
   
Цитата: Юрий   Темников от 21.02.2022 11:46:12Кстати"Мудро"-это ля-ля.Насколько я понимаю. 1квт/т для неограниченного хранения 1т ЖВ в космосе это не ;"изобретение тёмной головы необразованной личности",а какой то источник.Тот же Зубрин предлагал для получения метана на обратную дорогу привозить ЖВ с Земли.
Я не знаю,чьё это изобретение, это мой оппонент должен был сказать явным образом. Но хранение 200+ тонн жидкого водорода при затратах 1КВт/тонна - это 200+ КВт, то есть немного больше, чем всего есть, например, на МКС.
   
Но главное даже не в этом, а в том, что емкость для хранения водорода должна каким-то образом материлизоваться на Марсе, причём в самом начале его освоения.
   
Спорить с Дремучим Ламёром всё равно, что играть в шахматы с голубем. Он насрёт на доску, разбросает фигуры, и улетит к другим хвастаться, как он "тебя сделал" бегая кругами по манежу.

strapel

Цитата: AlexandrU от 21.02.2022 19:04:21Но проще дуть отбором прямо из рабочих трактов... пусть нержавейка поработает ;)
Отобрать за турбинами немножко газа и в баки?

AlexandrU

Цитата: strapel от 21.02.2022 19:22:59Отобрать за турбинами немножко газа и в баки?

Zhilinsky Valerij

Цитата: Юрий   Темников от 21.02.2022 16:57:51
Цитата: Dulevo от 21.02.2022 15:37:47Т.е для метана вам нужно добыть электролизом 53 тонны водорода
Для водорода - 96 тонн или в грубо в два раза больше.
Сударь. Вы похоже химию прочно подзабыли!Всё как раз совсем не так..Вот если бы метан получали из угля или графита,вы были бы правы:С+2Н2=СН4.Но за неимением оного,используется СО2,тогда всё гораздо хуже:СО2 +4Н2= СН4+2 Н2О
В огороде бузина, в Киеве дядька.
   
Dulevo вам говорит о том, что для метан-кислородного топлива вам нужно 53 тонны водорода, а для водородно-кислородного топлива 96 тонн. Здесь я цифры не проверял, но Dulevo говорит о разных топливных смесях. Вы же говорите о разных методах получения метана.
   
Спорить с Дремучим Ламёром всё равно, что играть в шахматы с голубем. Он насрёт на доску, разбросает фигуры, и улетит к другим хвастаться, как он "тебя сделал" бегая кругами по манежу.

Zhilinsky Valerij

Цитата: AlexandrU от 21.02.2022 19:04:21
Цитата: Zhilinsky Valerij от 21.02.2022 10:47:50То есть вы сотни тонн кислорода заливаете в бак только для того, чтобы потом его за борт? Альтернативная мудрость, мне не понять.
Тем не менее такое впечатление, что вы с этим законом не в ладах...
То есть активный холодильник такой мощности может обеспечить хранение жидкого водорода в любых условиях без ограничения времени? Мудро...
Конкретизируйте ваши претензии в цифрах 8)
Мои претензии конкретизированы в ваших цифрах, потому, что ваши цифры нереалистичны на уровне бреда. То вы в массе топлива с какого-то перепугу учитываете 200+ тонн кислорода, которым милостливо разрешаете подышать, но вообще планируете сбрасывать за борт, то вы не учитываете в расчете энергетического баланса энергию образования метана, то упоминаете удельный расход энергии при хранени жидкого водорода, абстрагируясь от условий хранения его хранения, и пренебрегая потерями водорода при хранении, то делаете расчет необходимой мощности, забыв учесть мощность, необходимую для хранения.
   
Исправьте ваши элементарные ошибки, видимые даже без проверки расчётов. И перестаньте, наконец, отвечать всем в одном сообщении, потом на планшете вас замучаешься вычищать.
   
Спорить с Дремучим Ламёром всё равно, что играть в шахматы с голубем. Он насрёт на доску, разбросает фигуры, и улетит к другим хвастаться, как он "тебя сделал" бегая кругами по манежу.

Zhilinsky Valerij

Цитата: ratcustorb от 21.02.2022 13:15:48
Цитата: Quetzalcoatl от 21.02.2022 10:40:53Очередная схема Раптора 2 с форума NSF от 3.02.2022.  ::)
Т.е. 700-880 бар в рубашке охлаждения КС и сопла раптора никого не смущают, а 500 бар в РД-0169 - говорят много...
Именно так. Потому, что, кроме давления, есть и другие параметры, например, температура, и какой именно состав газа имеется в виду.
   
Спорить с Дремучим Ламёром всё равно, что играть в шахматы с голубем. Он насрёт на доску, разбросает фигуры, и улетит к другим хвастаться, как он "тебя сделал" бегая кругами по манежу.