Двигатели КБХМ им. Исаева

Автор Salo, 06.08.2009 23:41:31

« назад - далее »

0 Пользователи и 1 гость просматривают эту тему.

Salo

КТДУ-35:


Странно,что сопла на этих фото повёрнуты в противоположные стороны
"Были когда-то и мы рысаками!!!"

Salo

http://engine.aviaport.ru/issues/70/page36.html
ЦитироватьДВИГАТЕЛИ РАЗГОННЫХ БЛОКОВ РАЗРАБОТКИ КБХИММАШ им. А.М. ИСАЕВА - ФИЛИАЛА ФГУП "ГКНПЦ ИМ. М.В. ХРУНИЧЕВА"

КБХИММАШ им. А.М. ИСАЕВА - ФИЛИАЛ ФГУП "ГКНПЦ ИМ. М.В. ХРУНИЧЕВА":
Владимир Андреевич Петрик, генеральный директор
Юрий Александрович Дерягин, начальник проектного отдела
Валерий Юрьевич Пиунов, заместитель генерального конструктора

Широкое развитие информационных и коммуникационных технологий привели к необходимости значительного увеличения количества космических аппаратов (КА), предназначенных для решения этих задач. В Советском Союзе, а затем в России активно начались работы по созданию разгонных блоков (РБ) ракет-носителей (РН), обеспечивающих заключительные операции по доставке и установке КА на требуемые орбиты.

НПО им. С.А. Лавочкина разработало РБ "Фрегат" для РН типа "Союз", "Зенит", в составе двигательной установки (ДУ) которого используется маршевый двигатель С5.92 и ЖРДМТ С5.221 разработки КБхиммаш. Двигатель С5.92 тягой 2000 кгс был разработан в период с 1978 г. по 1987 г. и предназначался для использования в составе КА ("Фобос 1", "Фобос 2") для полета на спутник Марса - Фобос (1988-1989 гг.).



Двигатель С5.92 с турбонасосной системой подачи компонентов топлива АТ-НДМГ выполнен по схеме без дожигания генераторного газа. Конструкция двигателя обеспечивает его работу на двух режимах по тяге (2000 кгс и 1400 кгс), многократность включений (до 20), большое время работы (до 2000 с). Удельный импульс тяги составляет 330+2,3 с. Масса конструкции 82 кг. В конструкции двигателя впервые реализован принципиально новый способ создания управляющих моментов по каналам управления путем плоскопараллельного перемещения камеры в двух плоскостях.

За период с 09.02.2000 г. по настоящее время было осуществлено 18 пусков разгонного блока "Фрегат" с маршевым двигателем С5.92. Серийное изготовление двигателей С5.92 ведет опытное производство КБхиммаш.

В настоящее время НПО им. С.А. Лавочкина разрабатывает РБ "Фрегат СБ", на котором будет установлен маршевый двигатель С5.92 с улучшенными характеристиками. Предусмотрен запуск космических аппаратов этим разгонным блоком, в том числе и с космодрома Kypу во французской Гвиане.

В начале 90-х годов в КБхиммаш по техническому заданию КБ "Салют" был создан двигатель 14Д30, предназначенный для использования в качестве маршевого двигателя разгонного блока (РБ) "Бриз-М". Предусматривалось использование этого РБ в составе РН "Протон-К", "Протон-М".



Двигатель 14Д30 с турбонасосной системой подачи компонентов топлива АТ-НДМГ выполнен по схеме без дожигания генераторного газа. Двигатель однорежимный, многократного включения создает тягу вдоль продольной оси РБ и управляющие моменты по каналам, тангаж и рыскание обеспечиваются поворотом (качанием) камеры в двух взаимно перпендикулярных плоскостях. Тяга – 2000 кгс. Удельный импульс тяги составляет 328,1 с. Масса конструкции 99 кг.

За период с 06.07.1999 г. по август 2010 г. было проведено 34 пуска РБ "Бриз-М" с маршевым двигателем 14Д30. В РБ "Бриз-КМ", запускаемого с ракеты-носителя "Рокот", также установлен маршевый двигатель тягой 2000 кгс разработки КБхиммаш.

Следует отметить, что в процессе изготовления всех двигателей, предназначенных для РБ "Фрегат", "Фрегат-СБ", "Бриз-М", "Бриз-КМ", для контроля их работоспособности проводятся контрольно-технологические испытания (КТИ) каждого экземпляра двигателя. Продолжительность КТИ -пять включений по 50 с каждое. В процессе КТИ с помощью стендовой системы управления проводится настройка двигателя на заданное значение соотношения расходов компонентов топлива (2,0) с точностью ±1%. После нейтрализации внутренних полостей двигателя до предельно допустимой концентрации паров компонентов он направляется в опытное производство для регламентных проверок и проведения работ по подготовке к отправке двигателя на завод-изготовитель разгонных блоков. Такая методика обеспечивает, во-первых, на стадии изготовления двигателя выявлять случайные (единичные) отклонения от требований конструкторской документации, а, во-вторых, уменьшить гарантийные запасы заправляемого в баки топлива благодаря уменьшению разброса величины соотношения расходов компонентов топлива при работе двигателя в составе РБ.

С перспективой на будущее и учетом проводимых работ по модернизации РН "Союз" и созданию размерного ряда РН "Ангара" КБхиммаш ведет работы, направленные как на улучшение характеристик существующих двигателей РБ, так и на проведение проектных и экспериментальных работ по созданию новых двигателей.

В 2009 г. в инициативном порядке были разработаны материалы технического предложения по маршевому двигателю тягой 4000 кгс с турбонасосной системой подачи компонентов топлива АТ-НДМГ, выполненного по схеме с дожиганием окислительного генераторного газа. Двигатель однорежимный (возможен вариант двухрежимного исполнения), многократного включения создает тягу вдоль продольной оси РБ и управляющие моменты по каналам тангажа и рыскания его поворотом (качанием) в двух взаимно перпендикулярных плоскостях (возможен вариант плоско-параллельного перемещения двигателя). Тяга двигателя – 4000 кгс. Удельный импульс тяги - 337 с. Масса конструкции 95+2,4 кг. Габаритные размеры двигателя позволяют устанавливать его в зонах размещения двигателей С5.92, 14Д30 в РБ "Фрегат", "Бриз-М".

С учетом необходимости разработки конструкций двигателей РБ, использующих высокоэнергетические экологически чистые компоненты топлива КБхиммаш в рамках ОКР "Ускорение-Б-КБХМ" разработало инженерные записки по многокамерным двигателям многократного включения тягой 1000 кгс и 2000 кгс на компонентах топлива кислород-водород. Двигатели спроектированы на основе рулевых камер (4 и 8 штук) и электрических приводов двигателя КВД1, который в настоящее время принят для эксплуатации в составе разгонного блока 12КРБ индийской ракеты ЖСЛВ.

В настоящее время КБхиммаш проводит работы, направленные на исследование возможности создания двигателя на экологически чистых компонентах топлива жидкий кислород + СПГ (сжиженный природный газ). После серии научно-исследовательских и экспериментальных работ КБхиммаш разработало конструкторскую документацию и изготовило два экземпляра двигателя-демонстратора С5.86.1000-0 тягой 7500 кгс.



Всего было проведено два огневых испытания двух экземпляров двигателя на стенде НИЦ РКП. Результаты испытаний подтвердили правильность принятых схемных и конструктивных решений двигателя, его работоспособность и стабильность режима работы.

В настоящее время ведется подготовка к ресурсному испытанию двигателя (не менее 1000 с), которое должно подтвердить отсутствие большого количества продуктов сгорания твердой фазы в газовых трактах двигателя при времени работы >1000 с.

По результатам испытания будет принято решение об изготовлении двигателя тягой 7500 кгс на компонентах топлива жидкий кислород + СПГ.
"Были когда-то и мы рысаками!!!"

Гость 22

В теме "Книги..." Johannes дал ссылку на Вестник ФГУП НПО им. С.А. Лавочкина. Там есть статьи о двигателях.

Salo

http://vestnik.laspace.ru/archives/showproduct/1/7/  10.2 Мб

статья В.А. Петрика, И.А. Смирнова  ДВИГАТЕЛИ ДЛЯ КОСМИЧЕСКИХ АППАРАТОВ «ЛУНА – 16», «ЛУНА – 17»
"Были когда-то и мы рысаками!!!"

Salo

"Были когда-то и мы рысаками!!!"

Salo

"Были когда-то и мы рысаками!!!"

Salo

"Были когда-то и мы рысаками!!!"

Salo

Из музея СибГАУ:
http://fed.sibnovosti.ru/articles/98769-pervyy-za-uralom-muzey-raketno-kosmicheskoy-tehniki


ТНА 4Д75.




Днище первой ступени ракеты 4К75.


4Д10.



С5.19.
"Были когда-то и мы рысаками!!!"

Salo

http://www.roscosmos.ru/main.php?id=12&sid=234
Цитировать4 января 1909 |   Родился Толстов Анатолий Алексеевич. Конструктор ЖРД и ДУ в КБ Химмаш им. А.М. Исаева.
Соавтор проекта погруженного в компонент топлива ЖРД («утопленника»).
К.т.н. Засл. изобретатель РФ. Лауреат Ленинской премии.
http://www.gazetakoroleva.ru/?number=2009002&&st=149
Цитировать4 января — 100 лет со дня рождения Анатолия Алексеевича Толстова (1909 — 1996) — конструктора жидкостных ракетных двигателей (ЖРД) в КБ Химмаш имени А.М. Исаева, участ-ника создания уникального ЖРД, погружённого в компонент жидкого топлива, кандидата технических наук, лауреата Ленинской премии.
http://www.gazetakoroleva.ru/index.php?arhivyear=2011&month=1&number=2008059&st=144
Цитировать7 июня — 85 лет назад родился Николай Георгиевич Скоробогатов (1923 — 1983), ведущий конструктор (КБ Химмаш им. А.М. Исаева) тормозных двигательных установок для первых космических кораблей «Восток» и «Восход», используемых для возвращения на Землю всех космонавтов начиная с Ю.А. Гагарина.
http://www.gazetakoroleva.ru/index.php?arhivyear=2011&month=1&number=2008138&st=254
Цитировать6 декабря — 85 лет со дня рождения Николая Алексеевича Пронина (1923 — 2003) — специалиста по отработке жидкостных ракетных двигателей методом холодных испытаний КБ Химмаш им. А.И. Исаева, лауреата Государственной премии.
http://www.gazetakoroleva.ru/index.php?arhivyear=2011&month=1&number=2009027&st=208
Цитировать16 марта — 100 лет со дня рождения Алексея Васильевича Флёрова (1909 — 2001) — специалиста КБ Химмаш имени А.М. Исаева по разработке турбонасосных агрегатов жидкостных реактивных двигателей для ракет и космических аппаратов, лауреата Государственной премии.
http://www.gazetakoroleva.ru/index.php?arhivyear=2011&month=1&number=2009070&st=204
Цитировать6 июля — 70 лет (1939 г.) со дня рождения Георгия Николаевича Кличановского — специалиста по камерам сгорания и газогенераторам жидкостных ракетных двигателей в КБ Химмаш им. А.М. Исаева, доктора технических наук, лауреата Государственной премии.
http://www.gazetakoroleva.ru/index.php?arhivyear=2011&month=1&number=2010017&st=162
Цитировать— 80 лет (1930) со дня рождения Аркадия Алексеевича Бахмутова — ведущего конструктора жидкостных ракетных двигателей баллистических ракет морского базирования (КБ Химмаш). Участвовал в разработке «утопленника» — двигателя, погружённого в бак с жидким топливом. Лауреат Ленинской премии.
http://www.gazetakoroleva.ru/index.php?arhivyear=2011&month=1&number=2010027&st=353
Цитировать15 марта — 85 лет со дня рождения Сергея Сергеевича Алиманова (1925 — 1984) — специалиста по наземной отработке жидкостных ракетных двигателей и созданию стендов и стендовых устройств в КБ Химмаш имени А.М. Исаева, лауреата Государственной премии.
http://www.gazetakoroleva.ru/index.php?arhivyear=2011&month=1&number=2010038&st=160
Цитировать— 85 лет со дня рождения Владимира Куприяновича Кунца (1925 — 1998) — конструктора турбонасосных агрегатов жидкостных ракетных двигателей, заместителя главного конструктора КБ Химмаш имени А.М. Исаева, лауреата Государственной премии.
"Были когда-то и мы рысаками!!!"

Salo

http://www.gazetakoroleva.ru/index.php?arhivyear=2011&month=1&number=2009078&st=437
ЦитироватьТак я и Станислав Матущенко, выпускники ХАИ, стали конструкторами-судостроителями под руководством главного конструктора ракетно-космических двигателей Алексея Михайловича Исаева и «ведущего конструктора» — начальника конструкторского отдела ТНА ЖРД Алексея Васильевича Флёрова. Катамаран был построен на предприятии и ходил под парусами от Пирогов-ского водохранилища до Астрахани и обратно. На Пироговском водохранилище с тех пор сохранилась водноспортивная база отдыха КБ Химмаш, а катамаран, к сожалению, сгорел. А дипломные проекты мы со Стасом благополучно защитили и успешно продолжили трудовую деятельность в отделе ТНА по специальности инженера-механика двигателей летательных аппаратов.
    ...Идёт собрание комсомольской организации КБ. Входит Алексей Михайлович и спрашивает разрешения присутствовать. Все комсомольцы встали, приветствуя Главного конструктора, и наперебой приглашали его присесть. Собрание продолжалось, и когда Алексей Михайлович понял, что собрание заканчивается, он попросил слова. Подойдя к доске, он стал писать на ней в столбец индексы двигателей, над созданием которых работали специалисты КБ. Когда дошёл до нижнего края доски, начал новый столбец индексов разрабатываемых двигателей. Написав индекс 11Д56, Исаев остановился и стал приводить результаты собственного сравнительного анализа загрузки конструкторов, специалистов КБ Химмаш и других двигательных КБ.
    Показав на цифрах и фактах, насколько перегружен новыми разработками специалист КБ Химмаш, Алексей Михайлович стёр с доски индекс 11Д56 и объяснил это тем, что все двигатели, написанные выше, разрабатываются по правительственному или ведомственному заданию, а 11Д56 разрабатывается по собственной инициативе и к тому же на незнакомом специалистам КБ Химмаш криогенном топливе. Потом добавил, что это его личное мнение, от которого его отговаривают «джентльмены Владик и Марат» (Владислав Николаевич Богомолов, первый заместитель главного конструктора, и Марат Киямович Сирачев, ведущий конструктор КБ Химмаш).
    Алексей Михайлович обратился к собранию с вопросом, интересна ли комсомольцам КБ работа над созданием изделия, совершенно нового для отечественного ракетно-космического двигателестроения, и обязуются ли они помочь «Владику и Марату». Когда комсомольцы проголосовали за 11Д56, Алексей Михайлович восстановил на доске этот индекс и заявил, что он будет вместе с комсомольцами участвовать в создании криогенного двигателя.
    Я был одним из тех комсомольцев КБ, которые принимали участие в создании этого уникального двигателя, и ответственно заявляю, что Алексей Михайлович выполнил обещание, данное нам: двигатель 11Д56 был создан с непревзойдёнными поныне технико-экономическими показателями и функциональными возможностями и успешно используется при выводе спутников на заданную околоземную орбиту.      

Анатолий СТЕБЛЕВСКИЙ
"Были когда-то и мы рысаками!!!"

Salo

Цитировать

Снимок с плаката КА 5М.
"Были когда-то и мы рысаками!!!"

Salo

Цитироватьhttp://makeyev.msk.ru/doc/KBM60/index.php



Как видим у  двигателя 4Д76 второй ступени ракеты Р-29 камера сгорания утоплена в сферической нише нижнего днища бакового отсека второй ступени:

"Были когда-то и мы рысаками!!!"

Salo

Цитировать3Д38 второй ступени Р-29РМ:

"Были когда-то и мы рысаками!!!"

Salo

Марс-63 и КТДУ-422 из брошюры Перминова:
http://history.nasa.gov/monograph15a.pdf
"Были когда-то и мы рысаками!!!"

Salo

КТДУ-422 видимо является дальнейшим развитием С5.61, как и КТДУ-425 впоследствии.
"Были когда-то и мы рысаками!!!"

hecata

Цитировать
Цитировать3Д38 второй ступени Р-29РМ:


Что-то как-то воротник на КС на второй фотографии не очень сочетается с разрезами.

На фотографиях точно один и тот же ЖРД?

Salo

Тут вопрос в достоверности этих разрезов. А так в основном ПМСМ.
"Были когда-то и мы рысаками!!!"

Salo

"Были когда-то и мы рысаками!!!"

C-300

ЦитироватьА так?

так я уж давно говорил, что это ЖРД третьей ступени Р-29РМ, а не второй Р-29.

Salo

Это уже третий вариант, считая этот :

"Были когда-то и мы рысаками!!!"