Доступный для России супертяж

Автор Shestoper, 25.07.2009 19:40:36

« предыдущая - следующая »

OlegIn, ydl и 4 гостей просматривают эту тему.

Дмитрий В.

Цитата: azvoz от 03.05.2021 19:49:49
Цитата: Дмитрий В. от 03.05.2021 19:43:52А почему бы тогда не сделать не 7 блоков (6ББ и ЦБ), а всего три блока (2ББ и ЦБ)?
Может для увеличения ступенчатости?

Сбрасывать хотят сначала 4 сосиски , а потом 2.
--
Если что -  я против сверхтяжей .
Максимум 40 тонник могу одобрить.
Так и с двумя боковушками те же три ступени (не айс, конечно, но в две ступени мы уже не можем :-( )
Lingua latina non penis canina
StarShip - аналоговнет!

azvoz

Цитата: Дмитрий В. от 03.05.2021 20:00:42
Цитата: azvoz от 03.05.2021 19:49:49
Цитата: Дмитрий В. от 03.05.2021 19:43:52А почему бы тогда не сделать не 7 блоков (6ББ и ЦБ), а всего три блока (2ББ и ЦБ)?
Может для увеличения ступенчатости?

Сбрасывать хотят сначала 4 сосиски , а потом 2.
--
Если что -  я против сверхтяжей .
Максимум 40 тонник могу одобрить.
Так и с двумя боковушками те же три ступени (не айс, конечно, но в две ступени мы уже не можем :-( )
Я лишь предположил.
Поскольку я против сверхтяжей , то особо вникать в нюансы этих химер мне в лом.

Большой

ну если уж задумались над "толстым" блоком (Ц), почему бы не сделать все блоки одного диаметра? Например 5-5,5 м.
Я верю тому кто ищет истину, и не верю тому, который говорит, что нашёл её...

azvoz

Цитата: Большой от 03.05.2021 20:23:42ну если уж задумались над "толстым" блоком (Ц), почему бы не сделать все блоки одного диаметра? Например 5-5,5 м.
Не в качестве оправдания , а в качестве объяснения:
- надеются на унификацию 4 метровых боковушек с моноблочными РН.
Короче та же байда что и с Энергией.

Quit

Цитата: Андрюха от 03.05.2021 19:09:25Не совсем понял о каких многоразовых межорбитальных буксирах идёт речь?
Тот что заправочный блок (который кстати  заправляет корабль только для взлета, торможение и обратный разгон выполняет сам блок)? Но судя по схеме он одноразовый.
Сам корабль? Так это не буксир :D

P.S. кто-нибудь обратил внимание что СТК нарисован с "толстым" ЦБ? А в последнее время в презентациях рисовали "сосиски" ;D

Схема наглядно демонстрирует искреннюю увлеченность рисовальщиков с РКК Энергия космическими полетами. Тормозить при возвращении для выхода на околоземную орбиту космонавтам придется, видимо, крепким словцом.

Leonar

04.05.2021 06:14:33 #29245 Последнее редактирование: 04.05.2021 06:21:41 от Leonar
Цитата: Андрюха от 03.05.2021 19:09:25Не совсем понял о каких многоразовых межорбитальных буксирах идёт речь?
Тот что заправочный блок (который кстати  заправляет корабль только для взлета, торможение и обратный разгон выполняет сам блок)? Но судя по схеме он одноразовый.
Сам корабль? Так это не буксир :D

P.S. кто-нибудь обратил внимание что СТК нарисован с "толстым" ЦБ? А в последнее время в презентациях рисовали "сосиски" ;D
Судя по тому, что буксир там тоже - квтк, лвпк - родом из ссср и "забыли" "тормозить" у земли, для возвращения на орбитальную станцию...
Полная туфта...
Пади клепальчик или верстальщик этого слайдика "понахватал" что попалось в поиске и вперед...
http://f20.ifotki.info/org/03be4a62586a4193347ecaf476678825551ae8250749280.jpg

Leonar

Цитата: azvoz от 03.05.2021 20:33:24
Цитата: Большой от 03.05.2021 20:23:42ну если уж задумались над "толстым" блоком (Ц), почему бы не сделать все блоки одного диаметра? Например 5-5,5 м.
Не в качестве оправдания , а в качестве объяснения:
- надеются на унификацию 4 метровых боковушек с моноблочными РН.
Короче та же байда что и с Энергией.
Во во... Нафиг не нужно как было, так и будет быть. 
Смысл был бы если все блоки одного диаметра (хоть толстые, хоть по тоньше) 
Т. Е. или 4.1 или 5.5 или сколько нужно.

Михаил Иродов

Цитата: Raul от 27.04.2021 10:22:59И про остальную таблицу Менделеева тоже понятно - все лежит на поверхности
Ничего подобного. Все очень рассеяно.



Цитата: Alex-DX от 29.04.2021 21:49:53По моему этого достаточно для постройки межпланетных кораблей в гигантских ангарах (куполах).  ;)
Нет.

Михаил Иродов

Цитата: Alex-DX от 29.04.2021 22:23:05
Цитата: undefinedЛуна богата торием и титаном, которые может использовать человечество, сообщил научный руководитель Института космических исследований РАН Лев Зеленый.
https://www.interfax.ru/world/648223
Земля тоже ими богата.

Alex-DX

Цитата: Михаил Иродов от 05.05.2021 14:54:46
Цитата: undefinedПо моему этого достаточно для постройки межпланетных кораблей в гигантских ангарах (куполах).  ;)
Нет.
А что не хватает?

Резинотехнических изделий?
Обменяем на Земле на золото и бриллианты.  ;)
Главное, что не достающих материалов для постройки корабля  очень мало. ::)

Михаил Иродов

Цитата: Alex-DX от 05.05.2021 16:27:29
Цитата: Михаил Иродов от 05.05.2021 14:54:46
Цитата: undefinedПо моему этого достаточно для постройки межпланетных кораблей в гигантских ангарах (куполах).  ;)
Нет.
А что не хватает?

Резинотехнических изделий?
Обменяем на Земле на золото и бриллианты.  ;)
Главное, что не достающих материалов для постройки корабля  очень мало. ::)
Там вообще нет материалов.

Alex-DX

Цитата: Михаил Иродов от 05.05.2021 17:04:18Там вообще нет материалов.

А что там есть?
Песок есть?
Стекло варить будем...

Михаил Иродов

Цитата: Alex-DX от 05.05.2021 17:18:46
Цитата: Михаил Иродов от 05.05.2021 17:04:18Там вообще нет материалов.

А что там есть?
Песок есть?
Стекло варить будем...
Песка, вроде, нет - есть пыль. Можно куличики лепить. :)

Alex-DX

Цитата: Михаил Иродов от 05.05.2021 17:33:55Песка, вроде, нет - есть пыль. Можно куличики лепить. :)
А пыль из чего состоит?

Может быть там пыль разная?
Золотая, платиновая и другими редкоземельными элементами? ::)

Михаил Иродов

Цитата: Alex-DX от 05.05.2021 17:52:52А пыль из чего состоит?
Из оксида кремния, преимущественно. Как и на Земле.



Цитата: Alex-DX от 05.05.2021 17:52:52Золотая, платиновая и другими редкоземельными элементами? ::)
Нет. Но даже если бы там на поверхности лежали прямо на палетах уже готовые слитки из золота, платины, иридия и т.п., то все равно добыть все это на Земле было бы дешевле. :D

Alex-DX

Цитата: Михаил Иродов от 05.05.2021 18:09:33оксида кремния, преимущественно. Как и на Земле.
но это не все...


ЦитатаЦвета на Луне в основном определяются вариациями содержания железа и титана. Морские регионы имеют низкий коэффициент отражения, потому что они содержат относительно высокое количество оксида железа (FeO). Некоторые морские базальты содержат необычно высокую концентрацию оксида титана (TiO2) в дополнение к оксиду железа, что делает отражательную способность ещё ниже. TiO2 также сдвигает цвет морей от красного к синему.
Состав основных пород лунного реголита
НазваниеКлассФормула
ИльменитТитанистый ЖелезнякFeTiO3
ОливинЖелезомагниевый Силикат(MgFe)2[SiO4]
АнортитАлюмосиликат кальцияCa[Al2Si2O8]
ПироксенЩелочные силикатыR2[Si2O8], где R - Na, Ca
Химический состав морского реголита (базальта) и материкового реголита (в %)
СоставМорской реголитМатериковый реголит
SiO241,744,4
Al2O315,3322,9
TiO23,390,56
FeO16,647,03
MgO8,789,7
CaO12,4915,2
Na2O0,340,55
K2O0,10,1
MnO0,210,12
Cr2O30,28-
P2O50,120,14
Элементный состав лунного реголита (в %)
ЭлементМорской реголитМатериковый реголитРеголит отдельных бассейнов
Ca7,910,77,7
Mg5,84,66,1
Fe13,24,93,7
Al6,813,39,8
Ti3,1--
Si20,421,021,8
O41,344,643,3
S0,10,0720,076
K0,10,0730,24
Na0,30,480,38




https://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%A0%D0%B5%D0%B3%D0%BE%D0%BB%D0%B8%D1%82

Михаил Иродов

Цитата: Alex-DX от 05.05.2021 18:31:00
Цитата: Михаил Иродов от 05.05.2021 18:09:33оксида кремния, преимущественно. Как и на Земле.
но это не все...


Цитата: undefinedЦвета на Луне в основном определяются вариациями содержания железа и титана. Морские регионы имеют низкий коэффициент отражения, потому что они содержат относительно высокое количество оксида железа (FeO). Некоторые морские базальты содержат необычно высокую концентрацию оксида титана (TiO2) в дополнение к оксиду железа, что делает отражательную способность ещё ниже. TiO2 также сдвигает цвет морей от красного к синему.
Состав основных пород лунного реголита
НазваниеКлассФормула
ИльменитТитанистый ЖелезнякFeTiO3
ОливинЖелезомагниевый Силикат(MgFe)2[SiO4]
АнортитАлюмосиликат кальцияCa[Al2Si2O8]
ПироксенЩелочные силикатыR2[Si2O8], где R - Na, Ca
Химический состав морского реголита (базальта) и материкового реголита (в %)
СоставМорской реголитМатериковый реголит
SiO241,744,4
Al2O315,3322,9
TiO23,390,56
FeO16,647,03
MgO8,789,7
CaO12,4915,2
Na2O0,340,55
K2O0,10,1
MnO0,210,12
Cr2O30,28-
P2O50,120,14
Элементный состав лунного реголита (в %)
ЭлементМорской реголитМатериковый реголитРеголит отдельных бассейнов
Ca7,910,77,7
Mg5,84,66,1
Fe13,24,93,7
Al6,813,39,8
Ti3,1--
Si20,421,021,8
O41,344,643,3
S0,10,0720,076
K0,10,0730,24
Na0,30,480,38




https://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%A0%D0%B5%D0%B3%D0%BE%D0%BB%D0%B8%D1%82
Всего этого полно на Земле. Причем намного более качественные месторождения с содержанием полезных элементов в разы большим.

/Иван/

Цитата: Андрей Иванов от 30.04.2021 08:18:54Мы также понизили температуру на турбине, самом напряженном элементе конструкции двигателя, и повысили ее ресурс. При этом тяга осталась прежней, а основной показатель экономичности - удельный импульс тяги - даже подрос.
Полный текст:
Цитата: Журнал «Русский космос» № 26 / https://www.roscosmos.ru/30919/Самый пламенный мотор
Успешное завершение испытаний самого мощного в мире двигателя РД-171МВ

На РД-171МВ в отрасли возлагают большие надежды. Эту модификацию самого мощного в мире жидкостного ракетного двигателя предполагается использовать в перспективных космических программах, в том числе для пилотируемых полётов к Луне. В марте был сделан важный шаг в создании РД-171МВ: в НПО Энергомаш с успехом завершился цикл из восьми огневых стендовых испытаний.

Исходный вариант двигателя РД-170/171, на базе которого разработана нынешняя модификация, был создан еще в середине 1970-х в рамках программы «Буран» и обеспечил два пуска легендарной сверхтяжелой ракеты-носителя «Энергия». Кроме того, он успешно применялся на ракете среднего класса «Зенит» вплоть до завершения ее эксплуатации в проектах «Морской старт» (последний пуск состоялся в мае 2014 г.) и «Наземный старт» (декабрь 2017 г.).

Когда в октябре 2017 г. было принято решение о разработке ракеты-носителя сверхтяжелого класса «Енисей», РД-171 стал естественным кандидатом на маршевый двигатель блоков первой ступени. По замыслу, каждый из этих блоков будет являться самостоятельной ступенью в другой перспективной ракете, но уже среднего класса - «Союз-5». Универсальный стартовый комплекс для носителей сверхтяжелого и среднего класса будет построен на космодроме Восточный - отсюда и буквенное сочетание МВ («модифицированный для Восточного») в названии двигателя.

Поскольку с 2015 г. двигатель не изготавливался, Энергомаш проделал большую работу по возобновлению серийного выпуска, которую можно сравнить с организацией нового производства.

 «ДВИГАТЕЛЬ СОСТОЯЛСЯ!»:
Подробнее о двигателе РД-171МВ, об итогах первых огневых испытаний и о дальнейших работах «Русскому космосу» рассказал генеральный директор НПО Энергомаш Игорь Арбузов.

- Игорь Александрович, каков итог испытаний? Что они означают для предприятия?

- РД-171МВ  - один из наших ключевых проектов. Испытания, продолжавшиеся три месяца, подтвердили работоспособность изделия и правильность выбранных конструкторско-технологических решений. Теперь по их результатам можно уверенно сказать: да, двигатель состоялся!

- Какие зарубежные аналоги РД-171МВ вы можете назвать? И  какие принципы закладывались при его создании?

- А аналогов-то по большому счету и нет. Зарубежные маршевые жидкостные двигатели имеют тягу в несколько раз меньше. Мы идем к созданию ракеты сверхтяжелого класса с полезной нагрузкой более 100 т. Летать она будет редко, и поэтому в проект закладывается принцип, реализованный в системе «Энергия-Буран»: все элементы носителя должны летать самостоятельно. «Боковушки» сверхтяжелой ракеты - это первые ступени «Союза-5» с РД-171МВ, а центральный блок - модифицированная первая ступень «Союза-6» с обновленным РД-180. Эти носители будут летать значительно чаще, чем ракета сверхтяжелого класса.

- Какие дальнейшие планы в отношении двигателя? На какой объем выпуска вы ориентируетесь?

- Еще до начала испытаний мы отправили макет РД-171МВ в самарский РКЦ «Прогресс» для примерки к ступени «Союза-5». До конца года наша задача - собрать несколько РД-171МВ для различных испытаний, в том числе огневых в составе первой ступени. В 2022 г. мы начнем поставку двигателей для летных испытаний.

Предполагаемые объемы выпуска РД171МВ после 2023 г. составят ежегодно три-четыре единицы. Все будет зависеть от того, как будет формироваться спрос на рынке пусковых услуг на «Союз-5»

«Помимо создания РД-171МВ, НПО Энергомаш выполняет большой объем работ по поставкам двигателей РД-191 для ракеты «Ангара» и по опытно-конструкторским работам «Амур». В совокупности объем выпуска 2021 г. планируется на 20-25% больше, чем в предыдущем году».

- Как в целом идут дела на предприятии? Что изменится с созданием Интегрированной структуры ракетного двигателестроения?

- За последние несколько лет решено большое количество задач, связанных с техническим перевооружением, модернизацией НПО Энергомаш. Сделан серьезный шаг в технологическом развитии, создан цифровой кластер.

Все это, безусловно, повышает эффективность конструкторской деятельности, производства, качество выпускаемой продукции и конкурентоспособность предприятия на мировом рынке. Буквально в феврале закончено формирование Интегрированной структуры ракетного двигателестроения, а это дает возможность грамотно распределить нагрузку между предприятиями.

В будущем мы хотим использовать производственную базу НПО Энергомаш только для создания перспективных образцов ракетных двигателей. Освободившись от серийного производства, мы дадим себе возможность сократить сроки разработки новых образцов до 3-4 лет. Скорость вывода двигателя на рынок очень важна, даже принципиальна, так как на этом рынке очень высокая конкуренция.

Что касается прорывных разработок, наше КБ ведет ряд тем по применению в ракетном двигателестроении композитных материалов. Идет проектирование кислородно-метанового двигателя. Еще одним важным направлением является создание водородных двигателей.
 ДЛЯ «ИРТЫША» И «ЕНИСЕЯ»:
О назначении двигателя, его особенностях, а также о перспективах метановых разработок мы поговорили с главным конструктором НПО Энергомаш Петром Лёвочкиным.

- Какие технологии применялись при создании РД-171МВ?

- РД-171МВ относится к семейству мощных маршевых двигателей, в которое входят также РД-170/171, созданный для «Энергии-Бурана» и «Зенита», РД-180, разработанный для американского носителя Atlas, и РД-191 для «Ангары».

РД-171МВ, предназначенный для «Союза-5» («Иртыша»), сделан целиком из российских компонентов и материалов. Кроме того, по опыту работы с РД-180 и РД-191 мы внедрили в него ряд конструктивных изменений и улучшений. Это, в частности, новые исполнительные механизмы системы управления, улучшенная защита от возгораний, новые фильтры на входе и современная система аварийной защиты.

Мы также понизили температуру на турбине, самом напряженном элементе конструкции двигателя, и повысили ее ресурс. При этом тяга осталась прежней, а основной показатель экономичности - удельный импульс тяги - даже подрос. Мы планируем существенное обновление РД-171МВ при переходе на модификацию, предназначенную для сверхтяжелого носителя «Енисей». Но сейчас внедрять эти нововведения нет времени. Дело в том, что «Союз-5» должен полететь уже в 2023 г., а цикл изготовления двигателя составляет 18 месяцев. То есть нам уже сейчас надо разворачивать производство летных изделий. Хотя мы готовы и к применению композитных материалов и порошковой металлургии...

РД-171МВ проектировался «в цифре», то есть параллельно с традиционной конструкторской документацией (КД) сразу на компьютере. Это не просто дань моде: раньше конструкторы выпускали чертежи, а технологи были вынуждены адаптировать их к имеющемуся оборудованию, создавая некую модель двигателя. Фактически это вело к двойному циклу разработки и создавало риск ошибок. Сквозная система автоматизированного проектирования предусматривает создание 3D-модели  - подлинника КД, которой пользуются и конструкторы, и технологи. С ее помощью мы уже сейчас, например, переходим на изготовление всех трубопроводов «обвязки» методом трехмерного моделирования.

- Какие цели ставились перед испытаниями?

- Практика создания ракетных двигателей предусматривает цикл наземной отработки, который состоит из двух этапов: автономного - для отдельных узлов и агрегатов - и огневых стендовых испытаний уже собранного изделия.

Сегодня эти два этапа полностью завершены. На одном доводочном двигателе мы провели комплексную проверку всех внесенных в проект изменений, в первую очередь по новым приводам и алгоритмам регулирования. По техническому заданию мы должны были подтвердить надежность, обеспечив определенную наработку по времени. Проверялось функционирование РД-171МВ на всех режимах, включая крайние значения диапазона изменений давления и температуры.

Программа предусматривала восемь огневых испытаний. Первое было коротенькое. Мы даже не выходили на номинальный режим: про сто запустились, чтобы «пощупать изделие», и остановились  - «выдохнули». Да, вот он, двигатель  - собран, работает. После этого мы сняли двигатель, осмотрели его и установили на стенд, как будто только что поставленное изделие, и провели семь остальных испытаний, уже без съема со стенда.

- Все проходило строго по плану или все-таки были замечания?

- Безусловно, при отработке были нюансы. При первых испытаниях вдруг обнаружилось повышенное давление перед приводами системы управления. Стали разбираться  - выявили ее взаимосвязь с системой подачи топлива. Доработали алгоритм, согласовали с разработчиками приводов, проверили, пошли дальше...

По результатам испытаний многие вещи будут скорректированы. Например, в первом доводочном двигателе было два разных газогенератора (исходно их тоже два, но одинаковых): базовый, от РД-171М, а на втором применены решения от РД-180 и РД-191. Сейчас мы переходим на новую конструкцию.

В целом можно сказать, что двигатель есть и его сейчас надо просто хорошо и качественно делать.

- Как будут проходить дальнейшие испытания?

- Программа предусматривает производство и испытания еще ряда доводочных и сертификационных двигателей. Тот, который уже испытан на стенде, будет использован для завершающего этапа автономных проверок: его агрегаты пройдут дефектацию, разрезку, металлографические исследования.

Работа на этом не завершится: запланирован второй этап отработки двигателя по программе создания сверхтяжелой ракеты-носителя. Отличия двигателя для «сверхтяжа» от экземпляра для «Союза-5» - в большем (примерно на треть) времени работы. Такую длительность мы должны подтвердить на стенде, для чего предстоит провести цикл ресурсных испытаний. Все работы ведутся исходя из задачи, что «сверхтяж» должен полететь в 2028 г.


- Отвлечемся от РД-171МВ и поговорим о другой перспективной разработке - метановом двигателе. Какой потенциал в этом направлении?

- НПО Энергомаш было родоначальником работ по метану, о котором сейчас много и ча сто говорят. Метан как компонент топлива имеет определенные преимущества по сравнению с керосином. В  паре с кислородом он несколько лучше по энергетике, процесс зажигания смеси упрощен. Но плотность у такого топлива меньше, а температура его криогенная, что неудобно для хранения. Кроме того, газообразный метан взрывоопасен. Таким образом, заниматься «метаном ради метана», наверное, нецелесообразно. А вот применительно к многоразовым системам, наверное, стоит. И сегодня это реализуется в проектах «Крыло-СВ» и «Амур-СПГ».

- Есть мнение, что SpaceX достигает многоразовости двигателей за счет их избыточного ресурса и больших запасов прочности, заложенных в проект. Это так?

- Да, но в повторном использовании есть нюансы. Классический пример  - Space Shuttle, который американцы продвигали под лозунгом снижения стоимости выведения на порядок, а то и на два. Но оказалось, чтобы поддерживать эту многоразовость (например, в двигателях) нужно сохранять специальную инфраструктуру, надо содержать персонал. В  результате расходы на проект растут  - и вместо уменьшения стоимости выведения получается увеличение.

Везде надо смотреть экономическую целесообразность, и тогда одноразовая техника вдруг может оказаться эффективнее многоразовой. Хотя «сорить отработавшими ступенями» одноразовых ракет тоже плохо. Их надо приземлять спокойно, прогнозируемо.

Возвращаясь к РД-171МВ, есть понимание, как сделать двигатель мощнее или экономичнее, но здесь основную роль играют цена и сроки. Сегодня двигатели должны становиться легче и дешевле, с тем чтобы пусковые услуги были конкурентоспособными по стоимости и надежности. И мы видим, что достичь этого можно только за счет внедрения новых технологий. А многоразовость - это отдельная тема. И надо от имеющихся возможностей, созданных предшественниками, переходить к ее реальному, понятному и экономически обоснованному применению.
 «ОБЛИК ПРЕДПРИЯТИЯ ИЗМЕНИЛСЯ КАРДИНАЛЬНО»:
О производственной и технологической базе, на которой создается РД-171МВ, а также запланированной в рамках проекта кооперации рассказал директор по производству НПО Энергомаш Василий Марфин.

- Какая модернизация проведена на предприятии под этот проект?

- Принципы, изначально заложенные в семейство РД-170/171, позволили НПО Энергомаш не только воспроизводить исходное изделие, но и развиваться (РД-180 и РД-191), хотя последний РД-171М изготовлен более пяти лет назад. Для нас возобновление серии через такой срок равносильно созданию нового двигателя. Это связано и с подготовкой производства, и с обучением и аттестацией персонала. Объем работ по изготовлению необходимой оснастки и техническому перевооружению был велик. Облик предприятия по отношению к 2015 г. в технологическом плане изменился кардинально.

Изготовление РД-171МВ практически полностью переведено на современное металлообрабатывающее оборудование, высокопроизводительные станки с числовым программным управлением. На таком оборудовании мы впервые отрабатываем технологию изготовления трубопроводов под новый двигатель. Уже на третьем экземпляре РД-171МВ все трубопроводы будут изготавливаться без использования шаблонов и ручной гибки.

- Сейчас много говорят о цифровом проектировании. При этом некоторые считают, что это просто сканирование бумажных чертежей. Что бы вы ответили?

- Это не так. В нашем случае исходно разрабатывается трехмерная модель двигателя, и на ее основании в электронном виде создаются технологические процессы. Модель, разработанная конструктором, через технолога-программиста непосредственно уходит на станок с ЧПУ.

- Какая кооперация предусмотрена в рамках проекта?

- Программа производства РД171МВ построена так, что камеры сгорания будет изготавливать Конструкторское бюро химической автоматики (КБХА), а турбонасосы и общая сборка будут производиться здесь, в Химках.

- Что изменилось в технологиях после включения в контур Интегрированной структуры ракетного двигателестроения новых предприятий, в частности воронежского КБХА?

- Воронеж обладает высокими компетенциями. Предприятие имеет оборудование, которое позволяет, например, делать среднюю часть камеры ракетного двигателя методом «ротационной вытяжки» из одной заготовки. По сравнению со сварным вариантом, выпускаемым заводом «Металлист-Самара», конструкция получилась более технологичной. В перспективе мы планируем применять совершенно новые технологии.

Alex-DX

Цитата: Михаил Иродов от 05.05.2021 19:18:56Всего этого полно на Земле. Причем намного более качественные месторождения с содержанием полезных элементов в разы большим.
Так разговор не про месторождения, а про пыль    реголит. ;)

Юрий Темников

Цитата: Михаил Иродов от 05.05.2021 18:09:33
Цитата: undefinedЗолотая, платиновая и другими редкоземельными элементами? ::)
Нет. Но даже если бы там на поверхности лежали прямо на палетах уже готовые слитки из золота, платины, иридия и т.п., то все равно добыть все это на Земле было бы дешевле. :D
По оценкам НАСА доставка чего-либо на Луну стоит от 50 000 баксов за кг.На создание и содержание ЛБ в течение 10 требуется около 750-1000 т привезти и много чего увезти.И это только на 10 лет!Лунное топливо по тем же оценкам  будет стоить 500 баксов за кг,если ограничиться кислородом то будет ещё дешевле.Вместо того что бы везти топливо на "возврат тары" :) можно привезти гораздо больше оборудования и припасов.А также для передвижения по Луне по методе Зубрина.По российским данным в кратера можно найти бесплатную нержавейку для расширения базы.
Вначале было СЛОВО!И Такое......что все галактики покраснели и разбежались.