Протон и его родители

Автор Salo, 05.07.2009 22:31:36

« назад - далее »

0 Пользователи и 1 гость просматривают эту тему.

Salo

Цитировать
ЦитироватьА ведь если задуматься- не дотянули Протон.
Можно было в ценр поставить бак НДМГ, а по периметру баки окислителя. РЗТ первой ступени вырос бы в 1,4 раза.
Навесных баков делаем четыре, а не шесть. Диаметр каждой получится 3,8 метра. Значит можно использовать единый диаметр для всех баков первой ступени.
В такую схему хорошо компонуются восемь или двенадцать двигателей. Хотя оптимум  десять. Значит восемь по периметру и два в центре. Тяга у Земли  1500 тс.
Увеличив вторую и тетью ступень в 1,4 раза и разместив на второй два РД-254 можно было бы сделать тридцатитонник.
Не забудем, что проект УР-500 изначально ориентирован  на создание МБР/ГР большой мощности, при шахтном пуске, поэтому поперечный размер тоже имел значение.
Конечно. И двадцать тонн казалось очень много. Но вот Янгель космический сорокатонник решил делать моноблоком. И проиграл. :(
"Были когда-то и мы рысаками!!!"

ratte07

Четыредвигательная УР-200 проиграла шестикамерной Р-36. УР-500 - шестикамерный ответ.
Потому что другие солдаты - совершенно другие ребята...

Salo

Сначала их было шестнадцать. :roll:
"Были когда-то и мы рысаками!!!"

ratte07

ЦитироватьСначала их было шестнадцать. :roll:

Сначала не считается. Двухступенчатая УР-500 вполне себе предельная МБР. Увеличивать ее дальше не было никакого смысла.
Потому что другие солдаты - совершенно другие ребята...

Вован

Где-то в районе протоновских стартов. Что за двигатель?



Байконур надолго - навсегда

ronatu

Цитировать... Посмотрите на первые варианты компоновок.

A ew,e Mo>kHo? :?:
Когда жизнь экзаменует - первыми сдают нервы.

Гость 22

ЦитироватьГде-то в районе протоновских стартов. Что за двигатель?
РД-253.

Это камера сгорания:



Части ТНА:

Salo

Цитировать
Цитировать... Посмотрите на первые варианты компоновок.

A ew,e Mo>kHo? :?:
В смысле?
"Были когда-то и мы рысаками!!!"

ronatu

Цитировать
Цитировать
Цитировать... Посмотрите на первые варианты компоновок.

A ew,e Mo>kHo? :?:
В смысле?

Посмотретb на первые варианты компоновок :wink:
Когда жизнь экзаменует - первыми сдают нервы.

Salo

"Были когда-то и мы рысаками!!!"

avmich

Сало, если говорить, что Протон недотянут таким образом, тогда уж надо и диаметр использовать по полной - 4,1 для каждого вида баков - и баки ставить по максимуму - 6 вокруг 1. То есть, считать ограничением ЖД.

Salo

А размеры и количество баков в данной компоновке определяются соотношением компонентов.
"Были когда-то и мы рысаками!!!"

avmich

ЦитироватьА размеры и количество баков в данной компоновке определяются соотношением компонентов.

В смысле? Были бы баки - а что заправлять туда, найдётся. Как и двигатели можно подобрать по стартовой массе.

Petrovich

ЦитироватьА размеры и количество баков в данной компоновке определяются соотношением компонентов.
Уже где-то обсуждали...
кислородно-керосиновый ,,Протон,, если не ошибаюсь :wink:

может мы те кого коснулся тот (еще) энтузиазм...

Salo

Цитировать
ЦитироватьА размеры и количество баков в данной компоновке
определяются соотношением компонентов.
В смысле? Были бы баки - а что заправлять туда, найдётся.
Как и двигатели можно подобрать по стартовой массе.
И получается монстр типа УР-700 или первой ступени Сатурна-1.
У Протона простая и красивая компоновка первой ступени с центральным баком.
Двигатели тоже на складе не стоят. Приходится использовать то, что есть в реальности.
А потом эти двигатели нужно расположить по бакам так, чтобы не переусложнить ПГС.
Так что из большого количества компоновок остаётся один два варианта.
"Были когда-то и мы рысаками!!!"

Дмитрий В.

Цитировать
ЦитироватьА размеры и количество баков в данной компоновке определяются соотношением компонентов.
Уже где-то обсуждали...
кислородно-керосиновый ,,Протон,, если не ошибаюсь :wink:


Это УР-530.
Lingua latina non penis canina
StarShip - аналоговнет!

Petrovich

ЦитироватьЭто УР-530.
А поподробней :wink:  ,,Я запис-с-сыаю,, (с)  :)
может мы те кого коснулся тот (еще) энтузиазм...


Salo

Цитировать
ЦитироватьЭто УР-530.
А поподробней :wink:  ,,Я запис-с-сыаю,, (с)  :)
Кстати путаешь уже второй раз. Запиши  :wink:
"Были когда-то и мы рысаками!!!"

Petrovich

Спасибо, правда уже и сам нашел :wink:
И кроме топика посвященного УР-530 еще в
воспоминаниях секретаря ЦК КПСС Я.П. Рябова

ЦитироватьД. Ф. (как мы его обычно называли между собой) был мастер интриг и сталкивания людей, делая это вполне незаметно. Но шила в мешке не утаишь. Оборонщики уже отлично знали: если Д. Ф. на кого-либо обозлился, тому надо уходить или подстраиваться под него. Однако были и строптивые руководители, которых Устинов недолюбливал, но все равно терпел, так как они были хорошими организаторами, талантливыми творческими людьми. Среди них можно назвать: Славского, Афанасьева, Челомея, Огаркова, Шокина, Сербина и многих других.
Избавиться, зажать или ущемить строптивого - это, к сожалению, в нашей действительности практиковалось постоянно. "Невиновен, но за строптивость наказан". Это, как правило, наносило ущерб большому делу. И примеров в моей многолетней практике было немало. Один из них - многомиллиардный проект по созданию МКС-"Бурана".


Устинов всячески проталкивал этот проект, так как его вел фаворит Д. Ф. руководитель НПО "Энергия" академик Глушко. Эта программа мало чем отличалась от американской программы по созданию "Шаттла". Более реальной, дешевой и быстрой в реализации была программа малой МКС, предложенная генеральным конструктором ЦКБ "Машиностроение" академиком Челомеем. Эта система (УР-530) значительно проще систем "Шаттл" и "Буран". Она более маневренная, а дешевизна ее состоит в том, что носитель компонуется и создается из отработанных ракет УР-500 ("Протон") и УР-100М. Она включала пилотируемый возвращающийся корабль (самолет) весом 18-20 тонн, 2-3 астронавта и определенный вес доставки в космос полезного груза для различных научных и иных целей. Это была реальная программа, но против нее категорически возражал Устинов, доводя вопрос до конфликта с Челомеем. Между тем, УР-530 имела широкую поддержку в научных, военных и промышленных кругах, ее одобряли в ЦК КПСС, Академии наук СССР, поддерживало Министерство общего машиностроения.


По этому поводу вспоминаю мой разговор с президентом Академии наук Александровым 30 июня 1978 года. Александров говорил: "Академия наук поддержала Челомея по созданию системы МКС на базе УР-530. Мы советовались с Келдышем, он одобрил. Но как только я дал добро на продолжение работ по созданию этой МКС, на меня, как звери, как борзые собаки, набросились Устинов, Смирнов и Глушко". Я успокоил Александрова, сказав, что напишу поручение ВПК, Министерству общего машиностроения и Минобороны на разработку челомеевской системы.


Поручение из ЦК было направлено. Челомей осуществил ряд экспериментов, даже произвел несколько опытных пусков на орбиту возвращаемых макетов. Но, к сожалению, этой перспективной космической программе не удалось сбыться. Причин здесь несколько. Во-первых, всячески препятствовал этому Д. Ф. Во-вторых, вскоре, не без участия Устинова, меня направили "на укрепление Госплана", а Афанасьева с Министерства общего машиностроения направили руководить гражданским машиностроением. В-третьих, спустя какое-то время внезапно скончался Челомей. И в-четвертых, уже серьезно больной Брежнев не мог противостоять Д. Ф., хотя и поддерживал Челомея на встрече с ним.


http://www.inesnet.ru/magazine/mag_archive/free/2000_01/ryabov.htm
и еще в мемуарах Кулага Евгений Сергеевич
Работает в КБ «Салют» ГКНПЦ им. М. В. Хруничева с первых дней его образования в 1951 году. Прошел путь от конструктора до руководителя отделения по разработке конструкции корпусов ракет и космических кораблей.

Доктор технических наук, главный научный сотрудник «Заслуженный конструктор России», «Ветеран космонавтики России».
http://eskulaga.narod.ru/otto.htm
ЦитироватьВот тогда Челомей и предложил установить на ракету «Протон», а она шла под шифром УР-500, три «тридцатки» и тем самым существенно поднять грузоподъемность «пятисотки». Так получилась ракета с шифром УР-530. На нее у нас на Филях был разработан эскизный проект, который составил что-то около 30-ти томов. Один том был посвящен экологии. Он был разработан нами по нашей инициативе.

Мне виделись тогда в области экологии ракет задачи безопасной эксплуатации ракеты при ее нахождении на старте, в полете и при падении отработавших ступеней. Некоторые основные из них следующие.

Первое. Отработанные ступени «Протона», как и всех других ракет, падают с невырабатываемыми остатками топлива. При их падении топливо из баков разливается и просачивается в грунт, загрязняя его и грунтовые подпочвенные воды. Нужно было разработать специальные конструктивные меры для полного удаления в полете невырабатываемых остатков топлива из баков с тем, чтобы ступени падали сухими. Этот комплекс мероприятий, вводимых в конструкцию ракеты мы тогда определили термином «детоксикация ракеты», который прижился и фигурирует теперь как официальный термин в ракетной технике. Он был принят мною в результате конкурса, который я объявил в отделе на определение этого термина, наиболее полно отражающего сущность мероприятия. С этим термином победил наш Воинов.

Второе. Нужно было разработать более совершенные методы нейтрализации баков после нахождения в них топлива с тем, чтобы максимально полно удалить из пор металла остатки топлива, а также чтобы в отходящих продуктах после нейтрализации выводящиеся остатки топлива были бы минимально токсичными.

Третье. Необходимо было разработать принципиально новые методы переработки и уничтожения гептила, поскольку нигде в промышленности он больше не используется, а его произведено и накоплено тысячи тонн.

Четвертое. Необходимо было изучить состав продуктов сгорания, оценить количество этих продуктов после сгорания топлива за один полет и общую их массу с тем, чтобы определиться со степенью опасности этих выбросов для озонного слоя Земли.

По всей этой тематике, которую мы сами сформулировали, мы провели обширные исследования, а конструкторы разработали конструктивные мероприятия по осуществлению детоксикации ракет на жидких топливах. Результаты этих исследований и конструктивных разработок составили содержание нашего тома эскизного проекта ракеты УР-530, который мы так и озаглавили «Детоксикация ракеты». Этим томом мы впервые в ракетной технике ввели экологическую проблематику, сформулировали ее содержание и наметили пути решения.

Челомей высоко оценил эти работы и они послужили частичному восстановлению наших отношений. Но полного сотрудничества еще тогда не установилось, как бывало прежде. Вместе с тем, меня посылали докладывать об этой работе в ЦК КПСС, министерство и в ряд НИИ, поскольку экологическая тематика еще только формулировалась и везде ее оценивали должным образом. Проект УР-530 «рассматривали» на всех уровнях очень долго и, в конце концов, «зарубили» и не дали его реализовать. К тому времени у меня восстановились на почве детоксикации нормальные деловые отношения с Челомеем и при одном из посещений его, после обмена мнениями о проекте УР-530, он начал меня успокаивать, чтобы я не расстраивался из-за того, что завалили проект УР-530. Как будто я был главный конструктор этого проекта. А я действительно переживал из-за этого. Ведь мы так много нового вложили в этот проект и не только в области детоксикации. Мероприятия по детоксикации ракеты, разработанные тогда, начинают реализовываться только сейчас, спустя 25 лет в проекте модернизации «Протона», который мы наконец-то начали осуществлять. В течение десятилетий нам не давали осуществить его модернизацию. Особенно этого требовала система управления, приборы которой были разработаны на старой элементной базе. Эти элементы были давно сняты с производства и для изготовления приборов для «Протона» приходилось сохранять небольшой объем изготовления этих устаревших элементов. Пока государство занималось экономикой, это еще как-то решалось. А при диком рынке это стало просто невыносимым. Эти монополисты устаревшей техники выжимали бешенные деньги за изготовление старья, но деваться некуда. Вот только тогда нам разрешило, а вернее, заключило Российское космическое агентство (РКА) договор на модификацию «Протона» на современном техническом уровне. Не давали нам его модернизировать из-за разрабатывавшейся ракеты-гиганта «Энергия». Когда стало ясно, что ее некуда девать и она никому не нужна такая, на которую затратили несколько миллиардов рублей, вот только тогда поняли, что без модифицированного «Протона» нашей космонавтике в будущем делать будет нечего.

Поэтому наш «Протон» послужит еще долго. И мне приятно, что в статье «35 лет РН «Протон» в журнале «Новости космонавтики» № 1/2 за 1998 год упомянута и моя фамилия в числе тех, кто «на проектном этапе принял непосредственное участие в определении технических параметров ракеты». В проект ее пневмогидросистемы было перенесено все то, что мы наработали в области ампулизации ракеты УР-100, исключив сварные заключительные стыки. Вместо них мы разработали специальные, так называемые, двухбарьерные уплотнения разъемных соединений. Они ни разу не потекли ни на одной ракете, в отличие от разъемных соединений КБ «Южное», из-за которых была выброшена их первая тяжелая ракета.

В настоящее время Российское космическое агентство выдало нам задание на разработку ракеты-носителя «Ангара». Это средняя ракета между «Протоном» и «Энергией». Но если бы нам в свое время дали возможность осуществить проект УР-530, то не нужно было бы разрабатывать утопическую «Энергию». И боевые ракеты СС-19, снятые с боевого дежурства, мы только сейчас начинаем модифицировать в ракету-носитель малого класса «Рокот» для запуска мелких спутников. Все это делается с задержкой на четверть века. Насколько далеко смотрел Челомей! Сколько загублено его прекрасных идей из-за его  характера. Благодаря своей нетерпимости и чрезмерной переоценке своих возможностей он приобрел удивительную способность превращать своих друзей и единомышленников в своих врагов. Их набралось столько у него на всех уровнях, что все они вместе так и не дали ему развернуться в космосе в полную силу. Но он и в таких условиях сделал немало.


может мы те кого коснулся тот (еще) энтузиазм...