Печальная дата

Автор GREMLIN, 30.06.2009 19:17:37

« назад - далее »

0 Пользователи и 1 гость просматривают эту тему.

GREMLIN

30 июня 1971 года

 «Заря»: «Янтарям» -- всем; от расстыковки до посадки обязательно непрерывно ведите репортаж о самочувствии и о результатах наблюдений. Непрерывно -- репортаж. Поняли?
«Янтарь-2» (В. Волков): Поняли, поняли... Вижу дождь, дождь вижу! Отлично видел. Блестит.
«Заря»: Запишите время -- 01.47.27.
«Янтарь-2»: Пока Земли не видно, пока не видно.
«Заря»: Как идет ориентация?
«Янтарь-2»: Мы увидели Землю, увидели!
«Заря»: Хорошо, не торопись.
«Янтарь-2»: «Заря», я «Янтарь-2». Начали ориентацию. Справа висит дождь.
«Янтарь-2»: Здорово летит, красиво!
«Янтарь-3» (В. Пацаев): «Заря», я -- третий. У меня виден горизонт по нижнему срезу иллюминатора.
«Заря»: «Янтарь», еще раз напоминаю ориентацию -- ноль -- сто восемьдесят градусов.
«Янтарь-2»: Ноль -- сто восемьдесят градусов.
«Заря»: Правильно поняли.
«Янтарь-2»: Горит транспарант «Спуск».
«Заря»: Пусть горит. Все отлично. Правильно горит. Связь заканчивается. Счастливо!»


«Вижу! Сопровождаю!» - и взрыв голосов в эфире. Всех голосов, кроме... Да, точно: удивляло одно - никто из экипажей поисковой службы не мог связаться с космонавтами. Мы еще тогда подумали: наверно, строповая антенна не работает, а поэтому и невозможно установить связь с экипажем «Союза - 11».

В первые мгновения ничего не понятно; быстрый осмотр тоже не позволил сразу дать заключение о состоянии экипажа: что произошло за секунды радиомолчания, пока спускаемый аппарат прошивал атмосферу?! У всех космонавтов практически нормальная температура тела.
Шесть врачей приступили к проведению искусственного дыхания, непрямого массажа сердца.

«Это необходимо для доклада правительству!»

«Передайте, что экипаж... что экипаж приземлился без признаков жизни!»

Анализ записей автономного регистратора системы бортовых измерений показал, что с момента отделения бытового отсека - на высоте более 150 километров - давление в спускаемом аппарате стало падать и через 30-40 секунд стало практически нулевым. Спустя 42 секунды после разгерметизации сердца космонавтов остановились.

А.А.Леонов
«Ошибка была заложена в конструкции. Произошла разгерметизация кабины во время отстрела орбитального отсека. При монтаже шариковых клапанов монтажники вместо усилия 90 кг закрутили с усилием 60-65 кг. При отстреле орбитального отсека произошла большая перегрузка, которая заставила сработать эти клапаны, и они рассыпались. Обнаружилась дырка диаметром 20 мм. Через 22 секунды космонавты потеряли сознание».

Вместе с Рукавишниковым Леонов участвовал в имитации приземления. В барокамере были промоделированы все условия. Оказалось: чтобы отстегнуть ремни и закрыть дырку размером с пятикопеечную монету советских времен, космонавтам понадобилось бы больше тридцати секунд. Сознание они потеряли намного раньше и уже ничего не могли сделать. Добровольский, видимо, что-то пытался предпринять - он успел сдернуть с себя пристежные ремни; увы, на большее времени не хватило.

Вечная память Героям !

Командир Добровольский Георгий Тимофеевич
ЭО-1/СЛТ


Борт Инженер Владислав Николаевич Волков
ЭО-1/СЛТ


Инженер Исследователь Пацаев Виктор Иванович
ЭО-1/СЛТ

Reader

ЦитироватьСтрана скорбит
Вчера после завершения программы полета первой пилотируемой орбитальной станции "Салют" при возвращении на Землю погибли командир корабля "Союз -11" Георгий Тимофеевич Добровольский, бортинженер Владислав Николаевич Волков инженер-испытатель Виктор Иванович Пацаев.
Весь советский народ, все прогрессивное человечество глубоко скорбят в связи с безвременной утратой героев-космонавтов, внесших своей отважной творческой работой крупный вклад в развитие исследований звездного океана.
P.S. Кажется это писали в субботу (или четверг). Помню, что приехали дядя и мой двоюродный брат из деревни и читали эту газету, поджидая нас на лавочке возле подъезда. Дядя сказал: "Вот, погибли герои..."

ЧСВ

А я помню только трансляцию по ТВ похорон...
Светлая память...
Чеслав Сэмюэль Волянецкий

Shin


ЧСВ

И еще в 1977 году писал о них сочинение в школе. Эпиграф до сих пор помню:
Беда предстала мне воочию,
И слезы горя навернулись,
Когда назад, на Землю отчую
Вы трое мертвыми вернулись...
Кажется, автор Расул Гамзатов.

Мое детство прошло на улице имени космонавта Волкова. Его книги "Шагаем в небо" (два издания - 1971 и 1973) знал почти наизусть, и сегодня стоят дома на полке.

А вот интересно, были ли сегодня какие-нибудь памятные мероприятия в МАИ? Там недалеко от института есть памятник Владиславу Волкову.
Чеслав Сэмюэль Волянецкий


Leroy

ЦитироватьИ еще в 1977 году писал о них сочинение в школе. Эпиграф до сих пор помню:
Беда предстала мне воочию,
И слезы горя навернулись,
Когда назад, на Землю отчую
Вы трое мертвыми вернулись...
Кажется, автор Расул Гамзатов.
Да, Гамзатов. Я эти строки тоже брал за эпиграф однажды:

Беда предстала мне воочию,
      И слезы скорби навернулись,
      Когда они на землю отчую
      Все трое мертвыми вернулись.

      Вошли в пределы вечной повести,
      И до конца чиста их совесть,
      И горечь не скрывает доблести,
      Ко взлетам будущим готовясь.

Salo

Я узнал в тот же день. Жил в военном городке при аэродроме где стоял полк ВТА. Ребята участвовали в поисково-спасательных работах и горькую весть я узнал раньше, чем об этом сообщили официально. :(
Было мне тогда 12 лет, но космонавтикой уже интересовался. Было очень больно.
Потом у друга читал книгу о Салюте-1. Больше она мне в руки не попадала.
"Были когда-то и мы рысаками!!!"

YuriR

Печальная дата. В тот день в городе Калининграде (ныне Королев) многие люди плакали. Скорбим.
Телестудия Роскосмоса www.tvroscosmos.ru

vjick

Светлая память! А ведь так и не объяснили, что за причина с этим клапаном. Слышал версию, что было несоответствие бортовой документации реальному положению клапана с точностью до наоборот. Т.е. закрывая клапан, его на самом деле открывали.

Старый

Насчёт причины.
 Практически наверняка клапан подорвали на земле при подготовке корабля на космодроме. И или не заметили, пустили так и внешнее отверстие обнажилось при разделении отсеков, или зафиксировали в закрытом положении нештатным образом и при разделении отсеков он сорвался с фиксатора. Но то что корабль улетел со сработавшим клапаном это практически наверняка. Кто хочет знать в чём было дело на самом деле может знать так.
1. Ангара - единственная в мире новая РН которая хуже старой (с) Старый Ламер
2. Назначение Роскосмоса - не летать в космос а выкачивать из бюджета деньги
3. У Маска ракета длиннее и толще чем у Роскосмоса
4. Чем мрачнее реальность тем ярче бред (с) Старый Ламер

vjick

А он никак не мог сработать на участке выведения? Или только при расстыковке это становилось критичным?


Старый

ЦитироватьА он никак не мог сработать на участке выведения? Или только при расстыковке это становилось критичным?
Пиропатрон не может сработать просто так, сам по себе. Было точно установлено что его срабатывание произошло в атмосфере.
 Отверстие клапана закрыто бытовым отсеком и обнажается при отстреле БО.
1. Ангара - единственная в мире новая РН которая хуже старой (с) Старый Ламер
2. Назначение Роскосмоса - не летать в космос а выкачивать из бюджета деньги
3. У Маска ракета длиннее и толще чем у Роскосмоса
4. Чем мрачнее реальность тем ярче бред (с) Старый Ламер

vjick

Разумеется, срабатывание произошло во время разделения отсеков. Вопрос был, могло ли по какой-то причине оно произойти без этого.

Salo

Сыромятников тоже , правда глухо, писал, что пиропатрон сработал при прозвоне в МИКе. А при разделении отсеков отверстие открылось.
В дальнейших пусках пиропатроны данной серии заменили и поставили быстро закрывающийся вручную вентиль.
"Были когда-то и мы рысаками!!!"

Старый

ЦитироватьРазумеется, срабатывание произошло во время разделения отсеков. Вопрос был, могло ли по какой-то причине оно произойти без этого.
Нет. Срабатывание произошло на земле до запуска. Разделение отсеков только открыло уже открытое ранее отверстие. Или сорвало фиксатор удерживавший в закрытом положении уже сработаный клапан.
1. Ангара - единственная в мире новая РН которая хуже старой (с) Старый Ламер
2. Назначение Роскосмоса - не летать в космос а выкачивать из бюджета деньги
3. У Маска ракета длиннее и толще чем у Роскосмоса
4. Чем мрачнее реальность тем ярче бред (с) Старый Ламер

hlynin

Я, наверное один из немногих, кто видел лично спуск корабля. Пролетел прямо над головой (Иловля, приток Дона, но близ Волги). Хорошо помню что взрывов слышалось 3 или 4. Возле главного объета было 2-3 поменьше. Вообще я думал, что метеорит.
Наш класс отмечал выпусной на природе.

Salo

Сыромятников В.С. "Сто рассказов о стыковке" т.1 стр.332:
ЦитироватьКомиссия рассматривала несколько версий аварии, несколько причин срабатывания дыхательного клапана. Наиболее вероятной признали самопроизвольный подрыв пиропатрона клапана от перегрузок, сопровождающих подрыв пироболтов для отстрела бытового отсека. Было много разговоров и спекуляций по поводу этой  и других причин. Возможность такого подрыва обсуждалась ещё на Земле при проверках электрической цепи пиропатрона, при так называемом обтекании цепи малым, безопасным (в части подрыва) электрическим током. Обычно проверяется каждый пиропатрон, каждый пироболт ракеты и космического корабля, а их на борту несколько десятков. Критерием проверки является целостность электрической цепи. Предполагалось, что при подрыве цепь разрушается; так обычно и происходило. Говорилось, что пиропатрон применённый в клапане, иногда не обнаруживал подобного свойства. Вероятность, что его подорвало при обтекании, а цепь при этом осталась целой, была небольшой. Однако спустя несколько месяцев данный тип пиропатрона заменили другим, на всякий случай.
"Были когда-то и мы рысаками!!!"

Вован

Если пиропатрон был подорван в МИКе, то при проверке на обтекание его цепь была бы разорвана, а подрыв был бы слышен всем испытателям. Пороховые газы завоняли бы все помещение.
Байконур надолго - навсегда