Новости КБХА 2

Автор Salo, 21.06.2009 11:52:22

« назад - далее »

0 Пользователи и 1 гость просматривают эту тему.

Большой

Цитироватьhttp://www.kbkha.ru/
Цитировать27 августа 2012

В ОАО КБХА успешно прошли огневые испытания безгазогенераторного кислородно-водородного двигателя РД0146Д

23 августа 2012 года на испытательном комплексе КБХА успешно прошли первые огневые испытания кислородно-водородного двигателя РД0146Д. Маршевый ЖРД РД0146Д разрабатывается КБХА по заказу ФГУП "ГКНПЦ им. М.В. Хруничева" для использования в составе кислородно-водородного разгонного блока тяжелого класса (РБ КВТК) РН "Ангара-А5". Основным преимуществом двигателя является его реализация по безгазогенераторной схеме, что наиболее полно отвечает требованиям, предъявляемым к двигателям верхних ступеней и разгонных блоков перспективных РН[/size].
Так-с, начало положено! С успехом Воронежцы!
Я верю тому кто ищет истину, и не верю тому, который говорит, что нашёл её...

Salo

http://www.communa.ru/news/detail.php?ID=62662&sphrase_id=1153375

ЦитироватьИдти от сверхидеи, а не от финансов

Экономика | На высокотехнологичных предприятиях решающее слово должно принадлежать главному конструктору, а не финансисту

С подачи руководства оборонно-промышленного комплекса страны нынешней весной обсуждалась идея о том, что на предприятиях космической отрасли необходимо разделить должности генеральных конструкторов и директоров, которые они, как правило, совмещают. Судя по всему, эта идея будет реализовываться, хотя многим специалистам она представляется небесспорной. Свое мнение на этот счет, а также в целом свое видение ситуации в отрасли, «Коммуна» попросила высказать доктора технических наук Георгия КОСТИНА .

- Георгий Васильевич, вы проработали в космической отрасли более сорока лет, в том числе заместителем главного конструктора в КБХА и директором Воронежского механического завода. Да и в Государственной Думе РФ, будучи председателем Комитета по конверсии и наукоемким технологиям, немало сделали для сохранения приоритета страны в космической отрасли, тесно работали с руководством Российского космического агентства. В последнее время в прессе появились высказывания ответственных лиц о необходимости ряда организационных мероприятий в управлении космической отраслью. Как вы к ним относитесь? В частности, прозвучали предложения о необходимости разделить в конструкторских бюро финансы и технику, т.е. первым руководителем назначать финансиста, а вторым – главного конструктора. Ваше мнение на этот счет?

 - Все зависит от того, какая задача ставится. Если экономить деньги на спичках, то предложение имеет смысл. Если же ставить задачу создания новых изделий высоких технологий, и не просто конкурентоспособных на мировом рынке, а превосходящих мировой уровень, то предложение поставить идеологию развития космической отрасли под контроль бухгалтеров нельзя расценить иначе, как дремучую управленческую некомпетентность и безграмотность.

 Космическая отрасль как никакая другая может решать самые важные задачи в области обороны, науки, освоения космоса. Наконец, может быть непревзойденным локомотивом прогрессивного развития экономики страны, перевода ее на высокотехнологичный инновационный путь. Но при одном непременном условии: сначала перед отраслью должна ставиться задача, а потом идти поиск ресурсов ее реализации. В том числе финансовых. Такую задачу может принять, оценить возможность ее реализации, определить необходимые для этого ресурсы и назвать сроки только технический руководитель, вернее даже, технический лидер того или иного конструкторского предприятия.

 А вот поиском ресурсов, денег для реализации принятой задачи должен после этого заняться экономист, финансист. Т.е. роль последних изначально подчиненная, вторичная. И организационно первая роль на предприятии по праву принадлежит главному конструктору, а вторая или третья – экономисту. Обособить задачи создания новой техники и ресурсы, т.е. разделить эти обязанности между двумя руководителями и тем более поставить ресурсы выше решаемой задачи – значит, заведомо ее провалить.

 Во-первых, определить, что делать в первую очередь, чему отдать предпочтение, определить приоритеты может только технический лидер, а финансист приоритетным будет считать то, что дешевле стоит, т.е. истратит ресурсы на решение второстепенных задач.

 Во-вторых, вместо того, чтобы добывать ресурсы, финансист будет довольствоваться тем, что дадут, т.е. заранее обречет проект на недофинансирование и, следовательно, на срыв сроков, на снижение важнейших эксплуатационных характеристик и надежности будущего изделия.

 В-третьих, за сроки и характеристики разрабатываемого изделия спросить можно только с идеолога и организатора разработки. Финансист в этих вопросах некомпетентен по определению. Поэтому передача власти на предприятии в руки финансистов и экономистов, однозначно, приведет к безответственности.

 И главное: предложение разделить власть на предприятии-разработчике между главным конструктором и финансистом, а тем более – поставить первого в подчинение ко второму, есть не что иное, как подмена стратегии развития ракетно-космической отрасли, стратегии создания значимых для будущего страны комплексов решением текущих тактических задач, латанием тришкиного кафтана. Мы это уже проходили, когда оборонку заставили делать кастрюли и сковородки.

 Кстати, в последнее время главные конструктора, директора сплошь и рядом стали «генеральными». Не важно, что под началом у них иногда и пяти исполнителей нет. Все равно: «генеральный»! А ведь это, с точки зрения управления, – глупость. Слово «главный» означает, что равных ему ни на предприятии, ни в отрасли, ни в стране нет. Он определяет идеологию разработок, организует их реализацию, принимает все решения и несет за все это всю полноту ответственности.

 Слово «директор» означает прямое управление. Т.е. выбор направления, принятие решений и вся полнота ответственности. А добавка «генеральный» все это размывает.

 Наконец, есть генерал-майоры, есть генерал-полковники, а над ними – маршалы, министр обороны, Верховный главнокомандующий... На какой ступеньке кончается принятие самостоятельных решений и ответственность за их реализацию и результаты?

 Не случайно Королев, Яковлев, Илюшин, Лавочкин, Микулин, Грабин были не генеральными, а главными конструкторами. И в труднейшее для страны время Великой Отечественной войны Верховный главнокомандующий вызывал в Ставку непосредственно главных конструкторов, директоров предприятий, лично советовался с ними по тому или иному направлению создания боевой техники, перед ними ставил конкретные задачи, наделял их правами, обеспечивал ресурсами и... с них по полной программе спрашивал. Так создавалось оружие Победы. Превосходящее оружие противника и в заданные сроки.

 Конечно, сейчас время другое. Руководители высшего звена ограничиваются постановкой общих неконкретных задач не перед конкретными исполнителями. То ли времени не хватает на конкретику, то ли компетенции. Задачи ставятся, а вот выполнение повисает в воздухе.

- Георгий Васильевич, идет старение персонала предприятий, смена поколений. Как вы относитесь к омоложению руководства предприятий?

 - Старение – процесс естественный, а значит, и смена поколений определяется не нами, а природой. Надо ли в него вмешиваться, управлять им? Безусловно, надо. Но не по формальному признаку, т.е. достижению определенного возраста, а по оценке конечного результата: что еще может уходящий и что сможет приходящий.

 Резерв для смены надо готовить, притом – разнопланово.

 Первое, будущий директор высокотехнологичного предприятия, и тем более – главный конструктор ,должен окончить профильный технический вуз. Он может дополнительно получить специальность экономиста или юриста (в рыночной экономике знания в этих областях просто необходимы), но профильная техническая специальность должна оставаться для него основной. Ни юрист, ни экономист изначально создать «Буран» или «Сатану» не смогут. Они и задачу такую не поставят.

 Второе. Резервист на эти должности должен по своей основной профильной специальности пройти напряженнейшую практику с предельными интеллектуальными, моральными, личностными и физическими нагрузками.

 Третье. Резервист, особенно – на должность главного конструктора, должен иметь свою сверхидею, реализации которой он готов посвятить всю свою жизнь без остатка. И назначаться он должен только в том случае, если эта его сверхидея совпадает с той стратегической задачей, которая стоит перед этим предприятием. Кстати, выполнив свою сверхидею, главный конструктор уходит сам, и, к сожалению, очень часто не только в преподаватели, но и из жизни.

 Сергей Павлович Королев. Его сверхидея – вывести Человека в космическое пространство. Он ее реализовал и ушел из жизни, хотя ему было в то время всего-то около шестидесяти. На смену ему пришел Мишин, бессменный заместитель Королева. Пришел без собственной сверхидеи. Через год с небольшим вынужден был уйти.

 Пришел Валентин Петрович Глушко со своей сверхидеей создания космического челнока – «Энергии-Бурана». Создал и... ушел из жизни. А было ему в это время больше восьмидесяти. На здоровье не жаловался, до последних дней сохранял работоспособность и бойцовский характер, остроту ума и чувство юмора, не утратил интерес к женщинам... Но закончилась его сверхидея.

 То же можно сказать о Челомее и Янгеле (стратегические ракетные комплексы), о Макееве (стратегические ракетные комплексы морского базирования). Даже постановка вопроса о их замене по возрасту представляется не только глупостью, но и преступлением.

- Георгий Васильевич, а можно посмотреть, что происходило в Воронеже?

 - Вы имеете в виду КБХА? Его первым главным конструктором был Семен Ариевич Косберг. Его сверхидея – вывести заурядное агрегатное КБ в число основных двигательных КБ отрасли и в этой роли участвовать в космической программе головных разработчиков ракетно-космической техники. Он эту сверхидею реализовал: КБХА создало двигатели, на которых уже 50 лет выводятся в космос все пилотируемые корабли. В начале 60-х Косберг получил заказы на создание двигателей для большинства стратегических ракетных комплексов.

 Но эта задача вышла за его сверхидею. Дело в том, что КБ под руководством Косберга представляло собой предельно мобилизованный коллектив энтузиастов, решавших свои задачи за счет адского перенапряжения, методом проб и ошибок. Это обеспечивало успешную работу над одним двигателем.

 Параллельная работа над несколькими разноплановыми двигателями требовала системной работы, которая в идеологию Семена Ариевича не вписывалась. И он ушел, из жизни – в том числе.

 Его преемник Александр Дмитриевич Конопатов прежде всего создал системность в работе коллектива, и КБХА начало успешно решать задачу параллельного создания не только разноплановых двигателей, но и успешно работать над принципиально новыми направлениями: лазерная техника, атомные двигатели, медицинская техника. Но это – организационная сверхидея Александра Дмитриевича, которую он успешно реализовал. Техническая сверхидея пришла к нему чуть позднее: кислородно-водородный двигатель. И он был в КБ создан!

 Далее системность работы в КБ начала чрезмерно бюрократизироваться. Закрылись перспективные разработки,и... Александр Дмитриевич, выполнив свою миссию, ушел на пенсию.

 В КБХА в конце 80-х был достаточный резерв на должность главного конструктора. И по интеллекту, и по технической грамотности, и по опыту работы. Выбор пал на Владимира Сергеевича Рачука. Ситуация в космической отрасли в это время кардинально изменилась. Свертывались основные разработки, на смену периода бурного развития пришел период выживания. Поэтому перед Рачуком, как в свое время перед Конопатовым, встала организационная задача обеспечить выживание предприятия, сохранить коллектив, его интеллект и потенциал разработок на будущее.

 С этой задачей Владимир Сергеевич справился. Во всяком случае, КБХА на сегодня имеет значительно больший творческий, технический и организационный потенциал, чем двигательные КБ московского узла. Но главный конструктор не может не иметь технической сверхидеи. Она у Рачука есть: модернизация на новом научном и техническом уровне ранее созданных двигателей. Доведение их характеристик до уровня, обеспечивающего новые стратегические задачи, стоящие перед космическими объектами, в том числе с учетом необходимости повышения энергетики ракетных комплексов с учетом ухода из Байконура в Плисецк и на Дальний Восток (удаление от экватора).


В частности, в КБХА в неимоверно трудных условиях создан новый двигатель для пилотируемых кораблей. Реализация технической сверхидеи Рачука потребует еще, по крайней мере, трех–пяти лет. И ее обязательно надо завершить. И никто, кроме Владимира Сергеевича, это сделать не сможет. Да и кадрового резерва, прошедшего естественный отбор, закаленного на практической работе, на реализации сверхидей пока в КБХА не видно. И не потому, что там нет талантов, а потому что закаляться им было в эти годы не на чем.

- Георгий Васильевич, а как вы относитесь к проблеме объединения предприятий в корпорации? Ныне это модная тенденция...

 - В принципе, положительно. Но это объединение должно исходить из оптимального решения стоящих задач, а не от причесывания формы организации промышленности. Например, я считаю положительным создание единого комплекса КБ – серийный завод. И обязательно под руководством главного конструктора (в противном случае стратегия неизменно будет уступать место тактике).

 Можно объединить в единую систему все двигательные КБ и заводы. В советское время в Министерстве общего машиностроения был создан двигательный главк. Но такое объединение целесообразно только при избытке заказов. Если же заказов – с гулькин нос, то такое объединение обязательно приведет либо к паразитизму незагруженных предприятий, либо к их гибели, т.е. сокращению потенциала отрасли. А вот объединение под формально узаконенные структуры (даешь холдинги!) с точки зрения управления промышленности абсурдно и ни к чему хорошему не приведет.

- И вопрос не по теме. Как вы оцениваете вступление России в ВТО? Говорят, что грядущие проблемы не коснутся оборонно-промышленного комплекса, но как-то слабо в это верится. Международные корпорации, думаю, меньше всего думают о суверенитете России, ее готовности защититься от внешних врагов России.

 - Однозначно отрицательно отношусь к факту вступления в ВТО. Во-первых, с учетом климатических условий и протяженности территории издержки производства в нашей стране значительно выше, чем в Европе и Китае (необходимость строительства теплых помещений, расходы на теплоснабжение, недостаток влаги и солнечного тепла в сельском хозяйстве, необходимость дальних перевозок и т.д.).

 Во-вторых, вопреки сложившемуся, а вернее – навязанному, нам мнению производительность труда в СССР практически во всех отраслях народного хозяйства была выше, чем на Западе. Но эти дополнительные издержки, тем не менее, делали нашу легкую промышленность и сельское хозяйство по сравнению с Западом неконкурентоспособными. Наша страна была во всем самодостаточна. И нас это, с учетом государственного управления ценами, вполне устраивало.

 Сейчас цены отпущены, дотации отечественному товаропроизводителю если и не запрещены, то существенно ограничены. Следовательно, нашу промышленность и, в первую очередь, сельское хозяйство ждет стагнация. Уже сегодня прилавки наших магазинов на 90, если не больше, процентов забиты низкопробным китайским ширпотребом. После вступления в ВТО этот процесс пойдет семимильными шагами. И уже не только из Китая, но и из США, из Европы к нам поплывет все низкосортное барахло. В обмен на наши первоклассные природные ресурсы.

 Тем более вступление в ВТО недопустимо без наведения порядка в управлении народным хозяйством (а его практически нет!), без искоренения коррупции, без ограничения разрушительных рыночных механизмов.

Беседу вела Евгения Лежанина

Источник: газета «Коммуна» №116 (25944), 10.08.2012г.
"Были когда-то и мы рысаками!!!"

Salo

http://www.communa.ru/news/detail.php?ID=58257&sphrase_id=1153375

ЦитироватьПамять. Был предан делу и Родине

Главному конструктору ракетных двигателей КБХА Александру Конопатову исполнилось бы 90 лет


Таким воронежцы запомнили Александра Конопатова

У него немало званий, заработанных трудом. Академик РАН, Герой Социалистического Труда, лауреат Ленинской и Государственных премий СССР, выдающийся учёный и организатор в области создания жидкостных ракетных двигателей для космических ракет и межконтинентальных стратегических ракетных комплексов. Уроженец Краснодарского края, Александр Дмитриевич одним из первых в 1993 году был удостоен звания Почётного гражданина Воронежа. Так был оценен его многолетний труд по созданию совершенной ракетно-космической техники, которому он посвятил всю жизнь.

Как это часто бывает, в молодые годы судьба могла направить талант Александра Конопатова в совершенно другое русло: учёбу-то начинал в Новосибирском инженерно-строительном институте. Но, как и многие другие в то время, был страстно увлечён авиацией. Когда за Урал эвакуировали Московский авиационно-технологический институт, добился перевода в МАТИ и в 1945 году успешно окончил его.

 К тому времени ОКБ154 (Конструкторское бюро химавтоматики) под руководством талантливого главного конструктора Семена Косберга уже внесло значимый вклад в Победу, обеспечив разработку целого ряда агрегатов непосредственного впрыска для моторов боевых самолётов, и продолжало активно расширять кадры. Семен Ариевич, обладавший отменной интуицией и организаторским талантом, лично искал и привлекал молодых перспективных выпускников. В их числе оказался и Александр Конопатов.

 В послевоенные годы, когда ОКБ-154 перебазировали из Сибири на воронежскую землю, коллектив предприятия перешёл от разработки отдельных агрегатов к созданию жидкостных реактивных двигателей, первые из которых предназначались для использования на боевых самолетах, а также в составе зенитных управляемых ракет. Обеспечивая проведение гидравлических расчетов, отработку системы агрегатов, изучая новое направление – создание двигателя на унитарном топливе, – Александр Конопатов проходил становление как конструктор, будущий организатор намного более крупных проектов.

 10 февраля 1958 года состоялась историческая встреча Семёна Косберга и Александра Конопатова с главным конструктором ОКБ-1 Сергеем Королевым, по результатам которой Сергей Павлович доверил воронежцам создание ракетного двигателя для третьей ступени космической ракеты «Луна».

 Возглавил конструкторские работы Александр Дмитриевич, и менее чем за год двигатель был создан. Прошли первые запуски ракеты, в том числе полёты в сторону Луны с облётом и фотографированием её обратной стороны, доставкой на поверхность вымпела СССР. Это был резонансный на весь мир успех, вошедший в летопись космонавтики. Вслед за ним последовали новые. К концу 1960 года в КБХА был создан двигатель третьей ступени ракеты «Восток». Она предназначалась для запуска первого человека в космос. Тогда же Александр Конопатов становится первым заместителем главного конструктора предприятия.

 Триумфальный полёт Юрия Гагарина 12 апреля 1961 года открыл человечеству дорогу в космос, а для КБХА стал фундаментом новых проектов по разработке жидкостных ракетных двигателей. В 1965 году, после трагической гибели Семёна Косберга, Александр Конопатов возглавил КБХА. Годы его руководства предприятием пришлись на период расцвета ракетно-космической отрасли.

 В 60-е годы предприятие создаёт ракетные двигатели для космических ракет-долгожителей «Союз» и «Протон». Они летают до настоящего времени. С помощью ракетных двигателей КБХА решается целый ряд исторических задач: запуски на орбиту многоместных пилотируемых кораблей, отправка космических аппаратов к Луне, Марсу, Венере, вывод в космос долговременных орбитальных станций. Тогда же коллектив берётся за невиданную задачу – создание первого в стране ядерного ракетного двигателя.

 Трудно переоценить вклад Александра Конопатова в укрепление ракетно-ядерного щита страны. Под его руководством коллектив КБХА создал ряд совершенных двигателей для межконтинентальных баллистических ракет. В их числе – ракеты РС-18 «Стилет», РС-20 («Сатана» и «Воевода»), РСМ54 «Синева», продолжающие стоять на боевом дежурстве в наше время.

 Одним из последних космических успехов предприятия под руководством главного конструктора стало создание самого мощного в стране кислородно-водородного ракетного двигателя тягой 200 тонн для ракетно-космического комплекса «Энергия-Буран».

 В ходе двух полетов ракеты «Энергия» двигатели полностью подтвердили высочайший уровень заложенных в них конструкторских и технологических решений, которые и сегодня используются в создании новых ракетных двигателей.

 В отличие от своего предшественника – энергичного, импульсивного Семена Косберга, интуитивно схватывавшего суть сложнейших технических проблем, – Александр Дмитриевич всегда был системным руководителем, методично «выжигавшим» конструкторские ошибки на бумаге еще до того, как они проявляли себя в реальном пуске. Его методичность, обстоятельный подход находили выражение во всём, в том числе в благоустройстве родного Воронежа, где при деятельном участии руководителя КБХА были возведены кварталы жилых домов, спорткомплекс «Факел», профилакторий, целый ряд культурных объектов, продолжающих функционировать в наше время. Он не был рьяным поклонником футбола, тем не менее, способствовал тому, что футбольный клуб «Факел», взятый под крыло КБХА, достаточно быстро стал выступать в Высшей лиге. Таков был характер Конопатова: для него не было второстепенных дел, которые можно выполнить спустя рукава.

 В 1993 году Александр Дмитриевич передал бразды управления предприятием Владимиру Рачуку. Но на покой не ушёл. До последних дней, которые оборвались в мае 2004 года, продолжал работать на родном предприятии в должности советника руководителя.

 Стремление приносить пользу Отечеству, служить интересам Родины он пронёс до конца. В ознаменование 90-летия со дня рождения на мемориальном комплексе КБХА торжественно открыт бюст бывшему руководителю. Он встал рядом с бюстами Сергея Королева, Юрия Гагарина и Семёна Косберга.

Александр КАЖИКИН

Источник: газета «Коммуна» №35 (25863),15.03.2012г.
"Были когда-то и мы рысаками!!!"

Salo

http://www.i-mash.ru/news/nov_predpr/25012-na-ispytatelnom-komplekse-kbkha-proshli.html

ЦитироватьПрошли испытания кислородно-водородного двигателя РД0146Д
27 августа 2012

В четверг, 23 августа 2012 года, на испытательном комплексе КБХА успешно прошли первые огневые испытания кислородно-водородного двигателя РД0146Д.

Маршевый ЖРД РД0146Д разрабатывается КБХА по заказу ФГУП "ГКНПЦ им. М.В. Хруничева" для использования в составе кислородно-водородного разгонного блока тяжелого класса (РБ КВТК) РН "Ангара-А5". Основным преимуществом двигателя является его реализация по безгазогенераторной схеме, что наиболее полно отвечает требованиям, предъявляемым к двигателям верхних ступеней и разгонных блоков перспективных РН.

Двигатель РД0146Д тягой 7,5 тонн является вариантом разрабатываемого КБХА ЖРД РД0146 (тяга 10 тонн), и имеет следующие отличительные особенности:

    [/li]
  • двигатель оснащается выдвижным сопловым насадком, что позволяет увеличить удельный импульс тяги до 470 сек,
  • схемно-технические решения, реализованные в конструкции двигателя, обеспечивают пятикратное включение в полете,
  • бустерные блоки, разрабатываемые КБхиммаш им. А.М. Исаева - филиалом ФГУП "ГКНПЦ им. М.В. Хруничева" располагаются в топливных баках РН.
В процессе испытаний двигателя РД0146Д, впервые проведенных с бустерными блоками в баках компонентов топлива, было выполнено четыре включения при различных сочетаниях входных условиях и одно включение с регулированием в широком диапазоне по давлению в камере и соотношению компонентов.

В испытаниях приняли участие представители ГКНПЦ им. М.В. Хруничева - головного разработчика РБ КВТК, КБхиммаш им. А.М. Исаева - разработчика бустерных блоков и ФКП "НИЦ РКП" - предприятия, обеспечивающего проведение ресурсных испытаний и испытаний с сопловым насадком.
"Были когда-то и мы рысаками!!!"

Salo

http://www.tsskb-progress.ru/novosti/sozdaniia-kosmicheskogo-raketnogo-kompleksa-soiuz-2-na-kosmodrome-vostochnyi.html

ЦитироватьРазвернутыми были выступления представителей предприятий, специализирующихся на двигателестроении. Заместитель генерального конструктора КБХА В. Д. Горохов сообщил, что для запусков РН «Союз-2» будут использованы двигатели 11Д55 (РН «Союз-2-1а»), 14Д23 (РН «Союз-2-1б») и 11Д24, разрабатываемый взамен РД0110Р для РН «Союз-2-1в». Виктор Дмитриевич рассказал о состоянии отработки данных двигателей на сегодняшний день, а также о возможностях их модернизации.
"Были когда-то и мы рысаками!!!"

Salo

http://www.kbkha.ru/?p=17&news_id=107

Цитировать15 октября 2012

В ОАО КБХА продолжаются совместные работы с фирмой АВИО (Италия).

 В сентябре 2012 года в испытательном комплексе КБХА успешно прошли огневые испытания энергетической установки, разработанной КБХА совместно с итальянской фирмой АВИО. Основная цель испытаний заключалась в проверке работоспособности камеры жидкостного ракетного двигателя (ЖРД) КБХА со смесительной головкой, изготовленной АВИО.
 Проведенные испытания явились значимым этапом сотрудничества двух предприятий в рамках исследовательских работ, выполняемых по заказу Итальянского космического агентства (ИКА).
 Совместные научно-исследовательские работы ведутся КБХА и АВИО под эгидой ИКА с 2007 года и предусматривают изготовление и испытания демонстрационного ЖРД тягой 7,5 тонн, работающего на компонентах топлива «кислород - сжиженный природный газ» и выполненного по безгазогенераторной схеме.
 В процессе изготовления и проведения испытаний энергетической установки успешно решен комплекс производственно-технологических задач и экспериментально подтверждена правильность принятых конструкторских решений.
 В испытаниях приняли участие представители ИКА и фирмы АВИО.
 Основанная в Италии в 1908 году фирма АВИО в настоящее время является одним из мировых лидеров в области проектирования, разработки и производства аэрокосмических двигательных компонентов и систем для гражданских и военных самолетов.
 ОАО КБХА - российское научно-производственное объединение, осуществляющее полный цикл создания ЖРД для ракет оборонного, научного и народнохозяйственного назначения. КБХА является участником всех российских пилотируемых программ освоения космоса.
 В 2012 году планируется завершение автономных испытаний основных систем двигателя на стендах АВИО и КБХА, что позволит приступить к испытаниям двигателя-демонстратора на экспериментальной базе КБХА в 2013 году.
"Были когда-то и мы рысаками!!!"

Brake

ЦитироватьГазета "Коммерсантъ", №200 (4985), 24.10.2012
В Воронеже сливают все ракетное

 У Роскосмоса созрел план превратить старое КБ с заводом в одно новое суперпредприятие
Как стало известно "Ъ", Федеральное космическое агентство (Роскосмос) одобрило слияние двух крупных предприятий отрасли — Воронежского механического завода (ВМЗ) и Конструкторского бюро химавтоматики (КБХА). Оба предприятия занимаются ракетными двигателями. Проект стоимостью примерно 40 млрд руб. может стать крупнейшим для отрасли. Он предусматривает создание до 2020 года с нуля и под ключ абсолютно нового научно-производственного центра.

О начале реализации проекта "Ъ" сообщил гендиректор ВМЗ Иван Коптев. По его словам, реформу инициировали совместно руководители Роскосмоса и ГКНПЦ имени Хруничева, которому подконтрольны оба воронежских предприятия. "Мы вышли к Владимиру Нестерову, тогда еще руководителю ГКНПЦ, с предложением оптимизировать производство на ВМЗ. Он предложил модернизировать завод кардинально — с помощью переноса на окраину Воронежа, а в Роскосмосе предложили перенести его вместе с КБХА, объединив предприятия",— рассказал господин Коптев. Он добавил, что совместно с главой КБХА Владимиром Рачуком уже готовит соответствующее техзадание, а сам проект находится на рассмотрении профильного проектировщика — ФГУП "Ипромашпром". По проекту заводы должны переехать с площадки 70 га в Воронеже на территорию 25-35 га в районе поселка Шилово и испытательного полигона КБХА.

ВМЗ — филиал ГКНПЦ имени Хруничева. Производит жидкостные двигатели для ракет-носителей "Протон" и "Союз" серийно. По официальным данным предприятия, объем производства по этой статье в 2011 году составил 2,5 млрд руб.

ОАО КБХА проектирует жидкостные двигатели. В 2010 году 29 из 31 запущенных в РФ в космос ракет были оснащены двигателями его конструкции. Сейчас у него в разработке, в частности, находятся двигатели для новых ракет-носителей "Союз-2-1в" и "Ангара", а также ядерные двигательные установки. ГКНПЦ имени Хруничева принадлежит 83,55% акций КБХА.

Стоимость переезда господин Коптев оценил в 40 млрд руб., а запуск нового производства он прогнозирует на 2020-2021 годы. "Речь идет о новом предприятии с современным оборудованием. Сейчас мы тратим все силы на поддержание в рабочем состоянии мощностей, которым уже больше 20 лет. Часть затрат ВМЗ может компенсировать за счет продажи нынешней производственной площадки. Цена сотки земли под заводом доходит до 1 млн руб., в сумме может получиться 7 млрд",— предположил он. Основными источниками вложений гендиректор ВМЗ назвал бюджетные субсидии по программам Роскосмоса и Минобороны РФ, а также доходы от гражданской продукции предприятия. Необходимость столь радикальной реформы господин Коптев объяснил стремлением повысить эффективность производства: "Это раньше от нашей отрасли требовалось любой ценой выполнить задание родины, сегодня это нужно сделать, еще и обеспечивая достойное качество при минимальных затратах. Необходимо повысить производительность в два-три раза. На старой площадке это недостижимо". По словам Ивана Коптева, старт реализации проекта "будет дан после одобрения правительством РФ".

На ВМЗ вчера сообщили, что управленческая структура предприятия "еще неясна". По данным "Ъ", гендиректора на него может "делегировать" механический завод, а генерального конструктора — КБХА, где сейчас Владимир Рачук совмещает должности гендиректора и генконструктора. На КБХА вчера планы по слиянию не комментировали, господин Рачук также был недоступен.

Представители отрасли вчера отказывались публично обсуждать планы КБХА. Один из них предположил, что "перебазирование такой махины" может оказаться "слишком сложной задачей для его инициаторов и исполнителей". "Речь идет об уникальном производственном комплексе, который создавался десятилетиями. Далеко не факт, что даже возводя ВМЗ с нуля, на новом месте удастся его быстро воссоздать. Будут утеряны многие специалисты, острый дефицит которых в отрасли для всех уже давно общее место. Да и государство может в итоге не дать названные 40 млрд",— рассказал он. Другой собеседник "Ъ" считает, что "преобразить ВМЗ можно и с гораздо меньшими потерями". "Тот же Иван Коптев в свое время демонстрировал свой план, по которому за 4 млрд руб. планировалось модернизировать производство на нынешнем месте и продать треть имеющихся площадей, которые сейчас простаивают. Радикальная инициатива до конца не продумана и явно принадлежит не воронежскому менеджменту",— уверен он.

Напомним, согласно подготовленному Роскосмосом плану реформы ракетно-космической отрасли предприятия отрасли будут разделены на семь интегрированных структур, а самым крупным холдингом станет ОАО "Российская ракетно-космическая корпорация". В составе холдинга будет создан отдельный дивизион, специализирующийся на двигателестроении. В него войдут ВМЗ, КБХА, ОАО "Протон-ПМ", а также ОАО "Научно-производственное объединение "Энергомаш"". На его создании настоял глава Роскосмоса Владимир Поповкин, открыто признававший, что двигателестроение в отрасли — "это одно из самых слабых мест".

Всеволод Инютин, Воронеж

Сливают все ракетное... Больше похоже на план ликвидации.
А что, ВМЗ и КБХА перспективны в плане коммерческой застройки?
«Первый пуск носителя «Космос-3М» прошёл успешно, не считая того, что вырвало стартовый пневмощит с места крепления, а заправочные рукава улетели вместе с ракетой».

avmich

Что происходит с РД-0120? Почему он фигурирует в презентациях, касающихся возможных будущих (пусть бумажных) проектов? Или с ним ситуация такая же, как с восстановлением производства НК-33?

Salo

Тут хотя бы КБ с ГК есть.
"Были когда-то и мы рысаками!!!"

Вал

#289
Цитироватьavmich пишет:
Что происходит с РД-0120? Почему он фигурирует в презентациях, касающихся возможных будущих (пусть бумажных) проектов? Или с ним ситуация такая же, как с восстановлением производства НК-33?
В 2010 году там планировали переиздать всю конструкторскую документацию по РД0120. Для чего? Никто не говорит.
http://www.communa.ru/news/detail.php?ID=48794
ЦитироватьНе забыта и идея полета на Марс.
 
 Для ее осуществления нужно решить две большие задачи: вынести за пределы земного тяготения на орбиту полезный груз весом около 700 тонн. Без мощной ракеты и мощных двигателей этого не сделаешь. В свете этой задачи сегодня мы переиздаем документацию на наш знаменитый двигатель РД-0120 тягой 200 тонн, который в конце 80-х годов обеспечил успешные пуски комплекса «Энергия-Буран».
:D
5359055087344250

Mark

Цитироватьavmich пишет:
Что происходит с РД-0120? Почему он фигурирует в презентациях, касающихся возможных будущих (пусть бумажных) проектов? Или с ним ситуация такая же, как с восстановлением производства НК-33?
Двигатель РД-0120 будет для МРКН и других носители модернизованы. Первые работы от 2018 года.  Теперь идёт дигитализация старых документов двигателя. У меня есть ссылка, на быстро не нашел.
Земля - это колыбель разума, но нельзя вечно жить в колыбели. Ц.К.Э

 

Salo

http://www.kbkha.ru/?p=17&news_id=110
Цитировать28 ноября 2012
Выполнена наземная экспериментальная отработка двигателя 14Д24, включая этап завершающих доводочных испытаний.

 Выполнена наземная экспериментальная отработка двигателя 14Д24, включая этап завершающих доводочных испытаний.  
  22 ноября 2012 года на стенде КБХА проведено огневое испытание &nomer; 7 двигателя 14Д24 (РД0110Р) &nomer; 2. Данным испытанием завершена наземная экспериментальная отработка, включающая сравнительные, доводочные и завершающие доводочные испытания двигателя, при которых выполнены основные задачи, предусмотренные комплексной программой экспериментальной отработки.  
 Рулевой двигатель 14Д24 с объединенной системой наддува баков питания компонентами топлива, в том числе и маршевого двигателя НК-33А, создан с использованием части агрегатов существующего двигателя 11Д55 (ЖРД III ступени РН «Союз») коллективом КБХА в кооперации с ВМЗ в условиях ограниченного финансирования и сжатых сроков – два года после получения проекта технического задания на разработку двигателя.  
 В настоящее время изготавливается двигатель 14Д24 для межведомственных испытаний, и ведутся работы по подготовке двигателей к испытаниям в составе стендового блока I ступени и в составе РН.
"Были когда-то и мы рысаками!!!"

Salo

http://www.kbkha.ru/?p=17&news_id=111
ЦитироватьВ КБХА проведены испытания ракетного двигателя с лазерной системой зажигания.

 30 ноября 2012 года в г. Воронеже на стенде испытательного комплекса ОАО КБХА впервые в РФ проведены успешные испытания разрабатываемого ОАО КБХА в рамках опытно-конструкторской работы «Двина-КВТК» кислородно-водородного двигателя РД0146Д с лазерной системой зажигания (ЛСЗ) совместной разработки ОАО КБХА и ГНЦ ФГУП «Центр Келдыша».
 Выполнено три включения в земных условиях с выходом двигателя на номинальный режим.
 Использовался экспериментальный вариант ЛСЗ, состоящей из лазерной свечи с малогабаритным лазером ЛТИ-140/10/10, установленной в запальнике камеры сгорания двигателя, и блока питания, соединенных кабелем электропитания. Запальник работал на основных компонентах топлива – жидких кислороде и водороде.
 С учетом совместимости задач испытаний, одновременно с выполнением задач отработки двигателя в рамках ОКР «Двина-КВТК» подтверждена возможность использования ЛСЗ в ракетных двигателях многократного включения.
 Проверены схема и циклограмма запуска двигателя с ЛСЗ, работоспособность систем измерения, управления и аварийной защиты двигателя при использовании ЛСЗ. Проверены технологии проведения контроля технического состояния, в том числе между включениями, двигателя при использовании ЛСЗ.
 Результаты испытаний подтвердили перспективность использования лазерной системы зажигания в ракетных двигателях, в том числе для обеспечения непосредственного поджига компонентов топлива в камере сгорания  
"Были когда-то и мы рысаками!!!"

АниКей

#293
http://www.abireg.ru/?idnews=29767&newscat=15
 
11.12.2012, 12:00:02
Гендиректор-генконструктор ОАО КБХА Владимир Рачук: «Нельзя быть консерватором в таком деле, как ракетное двигателестроение»
Воронеж. 11.12.2012. ABIREG.RU – Аналитика – Генеральный директор – генеральный конструктор ОАО КБХА Владимир Рачук считает себя реформатором, но в политику не стремится. На создание новых ракетных двигателей его вдохновляет... создание новых ракетных двигателей, а неудачи предприятия он воспринимает как собственные. Подробно о предприятии и немного о себе Владимир Рачук рассказал в интервью «Абирегу».
– Вам нравится ваша работа?
– Нравится. Я в КБХА поступил в 1964 году, прошел все ступени конструктора, а в 1993 году возглавил предприятие. Единственный раз за 70 лет коллектив КБХА выбирал руководителя, и выбрали меня.
– Работы сейчас много?
– Предприятие загружено и перегружено: ряд цехов работает в субботу и воскресенье. Значит, и у меня забот хватает.
– Что это за проекты?
– Во-первых, это жидкостный ракетный двигатель 14Д23 для модернизированной ракеты «Союз». Сейчас мы ведем его серийное производство. Уже произвели 25 двигателей, восемь из них «улетели», остальные в составе ракеты собирают на заводе в Самаре. Второй двигатель, который мы разрабатываем – РД-0124А, он предназначен для второй ступени ракеты-носителя «Ангара», создаваемой ФГУП «ГКНПЦ им. М.В. Хруничева». В 2013 году завершаем его отработку, а затем приступим к межведомственным испытаниям. Третий двигатель, разработка которого близится к концу, – 14Д24 для космической ракеты «Союз-2.1в». Первые два двигателя мы у себя изготавливаем, а производством третьего по нашей документации занимается Воронежский механический завод (ВМЗ). Испытания проводим опять же мы. Все эти двигатели работают на кислороде-керосине.
Четвертый двигатель РД-0146, предназначенный для разгонного блока ракеты «Ангара», работает на жидких кислороде и водороде. Температура жидкого водорода – минус 253 градуса Цельсия, а температура в камере сгорания – 3500 градусов, вот такой диапазон должна обеспечить конструкция двигателя. Требуются очень высокие технологии для работы с ним. Но это самые эффективные компоненты для жидкостных ракетных двигателей.
В рамках российских проектов еще мы занимаемся созданием кислородно-метанового двигателя РД-0162, который будет использован в перспективной отечественной многоразовой ракетно-космической системе.
Также наше предприятие активно сотрудничает с итальянской компанией «Авио». Вместе мы создаем кислородно-метановый ракетный двигатель для зарубежной космической ракеты «Вега». В декабре в Москве я в очередной раз встречаюсь с президентом этой компании Пьерджулиано Лазаньи, с которым мы обсудим ход работ.
– Вы как руководитель больше консерватор или реформатор?
– Пожалуй, реформатор. Например, разработкой кислородно-водородного двигателя мы занимались по своей инициативе и за собственные деньги. Первое время нам никто не платил. При этом мы понимали, что водород как горючее – самое эффективное и нужное. Теперь он пригодился для «Ангары», и мы зарабатываем на его производстве. Таких примеров можно привести много. Например, сейчас много говорят о межпланетных полетах, на Марс, а там нужны уже не жидкостные двигатели, а электроракетные. Есть в стране несколько предприятий, которые такие двигатели разрабатывают. Тем не менее я считаю, что этим необходимо заниматься и нам. Это совершенно новое направление с другими параметрами. К примеру, температура рабочего тела должна быть несколько миллионов градусов. Уже определена группа людей, которая начала работать в этом направлении. Нельзя быть консерватором в таком деле, как ракетное двигателестроение. Необходимо постоянно искать что-то новое.
– На сегодня самый масштабный для КБХА проект – объединение с ВМЗ. Как вы оцениваете его перспективы?
– Объединение КБХА и ВМЗ – это еще не проект, а лишь намерение, которое в рабочем порядке одобрили ФГУП «ГКНПЦ им. М.В. Хруничева» и руководство Роскосмоса. Вопросов пока больше, чем ответов. ВМЗ – филиал ФГУП «ГКНПЦ им. М.В. Хруничева», а мы – акционерное общество. ОАО и ФГУП объединиться никак не могут. То есть либо Центр Хруничева должен акционироваться, а потом выделить ВМЗ, либо ВМЗ должно отделиться от Хруничева, акционироваться и потом объединяться с нами. Второе – надо посчитать, что мы будем делать через 15-20 лет, какое понадобится оборудование и по каким технологиям придется работать. Третье – где найти деньги. Стоимость проекта предварительно оценили в 40-50 млрд рублей, поскольку вместе с объединением предполагается переехать с нынешней площадки в центре города. Мы можем продать нашу нынешнюю территорию – около 70 га, но заработать получится не очень много, максимум 3-5 млрд рублей. Остальные деньги надо искать.
Еще один вопрос – куда переехать. Рядом с испытательным комплексом у нас есть порядка 40 га земли, и, в принципе, можно переместиться туда. Для этого нужно тщательно оценить эту площадку, особенно ее инфраструктуру. В ближайшее время будет создана рабочая группа, которая все просчитает: сколько точно нужно инвестиций и где их взять. Готовый проект будет рассмотрен в Центре Хруничева, затем в Роскосмосе, а уже потом – правительством РФ.
– В чем КБХА выиграет и в чем проиграет?
– Наверное, КБХА ничего не потеряет. Объединение многое упростит: когда понадобится упор на новую разработку – это станет задачей одной части коллектива, серийное изготовление – другой. Я считаю, что появится большая свобода действий. Уверен, что мы не прогадаем.
– КБХА ежегодно получает федеральные инвестиции. Как вы расходуете эти деньги?
– Строим мы мало, так как у нас хватает производственных площадей, а модернизируем достаточно. Постоянно закупаем новое оборудование, в основном современные импортные станки. Отдельная статья расходов – испытательные стенды. Стенды – это, прежде всего, серьезная автоматика, системы измерений, но они построены в 60-е годы, когда даже слова «компьютер» как такового не существовало. Поэтому здесь также нужна значительная модернизация.
– Последние годы предприятие завершало с прибылью, но минимальной. Что мешает КБХА стать сверхприбыльным предприятием, если заказов, как вы утверждаете, более чем достаточно?
– За прибыль нужно платить налоги, поэтому лишняя нам не очень и нужна. Тех денег, которые есть, хватает на все. Регулярно мы повышаем зарплату, в декабре этого года средняя зарплата по предприятию составит 30 тыс. рублей. У нас с советских времен профсоюз остался. В рамках коллективного договора, который принимаем каждый год и финансируем из прибыли, мы обеспечиваем нашим работникам необходимую социальную поддержку.
– Глава Роскосмоса Владимир Поповкин предлагал разделить должности гендиректора и генконструктора на предприятиях космической отрасли. Как реализуется эта идея?
– Я уже двадцатый год и гендиректор, и генконструктор, как и оба моих предшественника. Считаю такое совмещение правильным. Говорят, что надо разделить финансы и науку, но зачем? При принятии технических решений о новых дорогостоящих разработках и проектах сейчас нужно иметь полное представление об инвестиционных возможностях, финансовых рисках, деловых обязательствах. Заниматься чистым творчеством без постоянной оглядки на экономику невозможно. В теперешней ситуации лучше все держать в одних руках. Кое-где должности все-таки разделяют. Но Владимир Поповкин сам говорил, что решение будет приниматься в индивидуальном порядке. В конечном итоге, не нам обсуждать решения руководства.
– Кто же будет главнее – директор или конструктор?
– По законам теперь главнее директор, он и назначает конструктора. Но смотрите сами: в авиации все знают и Туполева, и Яковлева. А кто был при них директором? Неизвестно. Главным всегда был генеральный конструктор.
– Другая идея главы Роскосмоса – отделить разработки от испытаний. Зачем это нужно?
– В каждом предприятии, подобному нашему, есть испытательная база. Иногда они дублируют друг друга. Логика понятна: собрать все в одном месте, чтобы снизить издержки. А вот будет ли другая эффективность – трудно сказать. Необходимо все тщательно просчитать и этим сейчас занимаются.
– Сейчас модно говорить о создании кластеров. Возможно ли в Воронеже появление чего-то вроде «космического» кластера?
– Если мы с ВМЗ объединимся – это уже будет кластер. А так вряд ли. Например, ВАСО делает нам один агрегат, другие предприятия помогают еще в чем-то, но это не кластер. Зачем нам с ними объединяться? Мелкая кооперация и так существует. Иногда за модными словами ничего не стоит, а для нас сейчас главный партнер – ВМЗ.
– В прошлом году КБХА несколько раз обвиняли в неудачах при запуске объектов в космос. Чем для предприятия закончилась эта история?
– «Шишки» на КБХА сыпались два раза. В августе была авария ракеты «Союз» с космическим аппаратом «Прогресс», который вез продукты и оборудование для Международной космической станции. Двигатель, по причине отказа которого эта авария произошла, еще в 60-е годы разработало КБХА, а изготавливает ВМЗ. Мы как авторы обязаны проводить авторский надзор. Претензии заключались в том, что мы плохо следим за процессом производства на заводе. Мы усилили авторский надзор, но одновременно провели ряд исследований, которые показали, что вины ВМЗ в инциденте не было.
Вторая авария – со спутником «Меридиан» – произошла в декабре прошлого года. В той ситуации КБХА было полностью виновато. Речь шла о новом двигателе нашей разработки и нашего же изготовления. Авария произошла из-за недостаточно стабильного техпроцесса и отсутствия в отечественной промышленности средств контроля этого процесса. После аварии мы приняли ряд срочных мер, изменили конструкцию того агрегата двигателя, который отказал. Будем надеяться, что такого больше не повторится.
– Санкции со стороны Роскосмоса были?
– В стране нет каких-то типовых санкций для таких случаев, потому что надежность ракетного двигателя даже в теории не может быть стопроцентной. Надежность того двигателя, который мы сейчас разрабатываем, – 99,5 %, то есть пять полетов из тысячи могут быть аварийными. У двигателя, который отказал в августе, до инцидента было 1776 успешных пусков. Если добавить количество испытаний на земле, сумма увеличится до 2,5 тысяч. 2,5 тыс. пусков и один дефект – какие санкции могут быть? Просто совпало, что случилось сразу несколько аварий, и из-за этого возникли серьезные претензии.
– С каким чувством вы ожидаете запуска ракеты с вашим двигателем?
– С естественным чувством тревоги и озабоченности, когда речь идет о новой разработке. Наш двигатель работает всего около пяти минут. Это самые тяжелые минуты, зато когда ракета взлетает, приходит чувство полного удовлетворения.
– Неудачи предприятия вы воспринимаете как свои личные неудачи или как «технические моменты»?
– Как личные. Если я генеральный директор и конструктор, я отвечаю за все.
– Вы когда-нибудь рассматривали возможность ухода в политику или на госслужбу?
– Уход в политику меня не прельщает. Году в 1960-м, после окончания строительного института, я уехал в Сибирь на комсомольскую ударную стройку. Там по результатам выборов в течение года работал секретарем комитета комсомола и понял, что это не мое. Было предложение остаться там, но мне больше по душе работа на производстве. Да, на последних президентских выборах я руководил предвыборным штабом Владимира Путина в регионе. Результаты выборов по Воронежской области оказались весьма неплохие. Периодически меня привлекают к общественной деятельности, как, например, в составе Общероссийского народного фронта. Ею я занимаюсь без отрыва от основной работы.
– Что вы считаете своим источником вдохновения?
– Сегодня мы что-то задумали, завтра это спроектировали, послезавтра изготовили, потом испытали, и оно работает. Это вдохновляет.
– Где вы предпочитаете проводить свое свободное время?
– Если говорить об отпуске, я несколько раз с семьей путешествовал по Франции. Приезжаем в Париж, беру машину, и мы едем по городам Франции. В совокупности наездил более 25 тыс. километров. В выходные – рыбалка, дача, грибы, книжки читаю, хожу играть в большой теннис.
– Какие у вас планы на следующий год?
– Планы очень большие. Они изложены в основных направлениях работы предприятия, которые я утвердил 29 ноября. Их и будем реализовывать. В 2013 году исполняется 110 лет со дня рождения основателя КБХА, главного конструктора Семена Косберга. Будем стремиться, чтобы наша работа являлась достойным продолжением тех славных традиций в создании ракетно-космической техники, которые он заложил.
Юлия Клявина
А кто не чтит цитат — тот ренегат и гад!

АниКей


    
28 декабря 2012 http://www.kbkha.ru/?p=17&news_id=112
В КБХА проведено огневое испытание ЖРД РД-0124А в подтверждение результатов УКИ.

 В КБХА проведено огневое испытание ЖРД РД-0124А в подтверждение результатов УКИ.
 25 декабря в испытательном комплексе КБХА успешно проведено огневое испытание кислородно-керосинового ракетного двигателя РД-0124А, предназначенного для использования в составе универсального ракетного модуля УРМ-2 ракеты-носителя «Ангара». Длительность испытания составила 753 секунды. В ходе испытания решены важные задачи как по теме «Ангара», так и по теме «Русь», отражающей работы с двигателем 14Д23 для третьей ступени ракеты-носителя «Союз-2.1б» (двигатель РД-0124А разрабатывается на базе ЖРД 14Д23).
 Главной задачей прошедшего огневого испытания было подтверждение работоспособности двигателей 14Д23 и РД-0124А после испытаний на сохранность, которым подвергался двигатель на протяжении девяти месяцев с весны 2012 года. В рамках полного решения этой задачи указанный двигатель пройдет еще два огневых испытания на стенде КБХА.
 Впервые в практике предприятия ускоренные климатические испытания (УКИ) ЖРД проводились на собственной экспериментальной базе в специальной камере, обеспечивающей воздействие температур, влажности и других климатических факторов, соответствующих широкому диапазону условий эксплуатации. После УКИ на стендовой базе КБХА были проведены виброиспытания двигателя на максимальных режимах, поскольку шли в зачет по двум двигателям: для РН «Ангара» и «Союз-2». Прошедшее огневое испытание подтвердило, что все элементы конструкции двигателя выдержали УКИ и максимально предельные виброиспытания.
 Отработав на стенде запланированные 753 секунды, двигатель подтвердил качество и надежность товарных двигателей 14Д23, изготовленных в КБХА в 2012 году и поставленных для эксплуатации в составе РН «Союз-2», а также двух двигателей РД-0124А, поставленных для проведения летно-конструкторских испытаний в составе РН «Ангара».
 Прошедшее с положительными результатами огневое испытание ЖРД РД-0124А обеспечило начало завершающих доводочных испытаний двигателя, которые планируется окончить в наступающем 2013 году. На следующий год также запланировано проведение межведомственных испытаний двигателя РД-0124А, которыми завершается автономная наземная экспериментальная отработка двигателя.


А кто не чтит цитат — тот ренегат и гад!

sojo



Salo

"Были когда-то и мы рысаками!!!"

Дмитрий В.

ЦитироватьSalo пишет:
 http://www.kbkha.ru/?p=8&cat=11&prod=70

 
 

 http://www.kbkha.ru/?p=8&cat=11&prod=69

 

 http://www.kbkha.ru/?p=8&cat=11&prod=71

 
Применение 2 РД0125 приводит к увеличению массы ПГ примерно до 26,9 т при пуске с Восточного. Не слишком впечатляет - прирост всего тонны полторы.
Lingua latina non penis canina
StarShip - аналоговнет!

Mark

Вопрос, а кака смысл дросселирования в РД-0124ДР ?
Земля - это колыбель разума, но нельзя вечно жить в колыбели. Ц.К.Э