Размещение космонавтов в СА "Союзов"

Автор vjick, 31.05.2009 20:36:15

« назад - далее »

0 Пользователи и 1 гость просматривают эту тему.

А.Коваленко

ЦитироватьВообще то это проблематично. Антены, стыковочная мишень.
Простите, какие антенны и мишень на "Союе-3"? Кстати, объективной информации о полёте Г.Т.Берегового немного, так как ТМ-запись была утрачена (судя по рассказам тех, кто должен был ееё обработать и проанализировать после приземления).

Salo

ЦитироватьСтыковка была ночная, и ориентирование шло по четырём огням. Выше у Чертока всё сказано. Бранец в своей статье всё подробно описывает также. Я статью постил. Но сейчас поиск на форуме не работает. Надо будет во вторник поискать.
вот эта ссылка:
Бранец "Встречи на орбите"
"Были когда-то и мы рысаками!!!"

zur

ЦитироватьНасколько я понял, там проблема только при запуске, когда приходится сидеть в ложементах и из-за перегрузок из центра просто не дотянешься до "бортинженерской" части панели. А в орбитальном полете все легко доступно.

Кстати, для 700-й серии вроде новый Нептун сделали? Наверно, решили этот вопрос, раз корабль специально предназначен для управления одним человеком.

Есть несколько операций, которые надо делать вдвоём.
Для Союза-К прорабатывали Нептун с управлением одним командиром и выносной клавиатурой, но идея заглохла с уходм Севостьянова.
БУМ действительно очень неудобен, кнопкодавка лучше.
На новом Нептуне принципиально ничего не поменялось в этой части.

vjick

ЦитироватьЕсть несколько операций, которые надо делать вдвоём.
Для Союза-К прорабатывали Нептун с управлением одним командиром и выносной клавиатурой, но идея заглохла с уходм Севостьянова.
БУМ действительно очень неудобен, кнопкодавка лучше.
На новом Нептуне принципиально ничего не поменялось в этой части.

Никак не могу окончательно понять: это было с самого начала? С самого первого "Союза"? Как же летали одиночки?

Bell

Цитировать
ЦитироватьКстати, для 700-й серии вроде новый Нептун сделали? Наверно, решили этот вопрос, раз корабль специально предназначен для управления одним человеком.
На новом Нептуне принципиально ничего не поменялось в этой части.
А как же тогда летать на 700-х машинах с двумя турис... тфу... непрофессиональными космонавтами?
Иногда мне кажется что мы черти, которые штурмуют небеса (с) фон Браун
А гвоздички-то были круглые (с) Брестская крепость

М.Серов

ЦитироватьА как же тогда летать на 700-х машинах с двумя турис... тфу... непрофессиональными космонавтами?
А кто говорит, что обязательно с двумя :shock:
О том и речь, что бы летать на СОЮЗЕ в "одиночку" нужно быстро "проворачиваться" и быть отличным специалистом. Пока корабль управление в одиночку не предусматривает. Даже в ручных режимах, т.к. у того кто сидит за ручками внимание сконцентрировано на собственно управлении динамикой. Но это далеко не все что входит в понятие "управление космическим кораблем". Так что даже если и два УКП, то один из них должен будет пройти больший объем подготовки, что бы хоть как-то помогать командиру.

Бродяга

Цитировать
ЦитироватьА как же тогда летать на 700-х машинах с двумя турис... тфу... непрофессиональными космонавтами?
А кто говорит, что обязательно с двумя :shock:
О том и речь, что бы летать на СОЮЗЕ в "одиночку" нужно быстро "проворачиваться" и быть отличным специалистом. Пока корабль управление в одиночку не предусматривает. Даже в ручных режимах, т.к. у того кто сидит за ручками внимание сконцентрировано на собственно управлении динамикой. Но это далеко не все что входит в понятие "управление космическим кораблем". Так что даже если и два УКП, то один из них должен будет пройти больший объем подготовки, что бы хоть как-то помогать командиру.
Ээээ...
 А можно "коммент", чем, собственно говоря, космонавты должны так "аццки управлять"? :)
[color=#000000:7a9ea26d56]"В тот день, когда задрожат стерегущие дом, и согнутся мужи силы; и перестанут молоть мелющие, потому что их немного осталось; и помрачатся смотрящие в окно;"[/color]

М.Серов

ЦитироватьЭэээ...
 А можно "коммент", чем, собственно говоря, космонавты должны так "аццки управлять"? :)

О! Вижу коллега "аццки осведомлен"об особенностях построения бортового комплекса "автоматического" корабля "СОЮЗГ" :lol:  Траст ми пэл! То что называется автоматическим не всегда таким является. В наших кораблях космонавт ОБЯЗАН, по документам, контролировать функционирование бортовых систем и полетную ситуацию, так как даже"автоматические" режимы построены так, что ЭКИПАЖ при поддержке ЦУПа выступает ОСНОВНЫМ интегратором и интерпритатором ВСЕЙ информации на борту. Надеюсь не слишком аццки для Вас, коллега?

Oleg

Цитировать
ЦитироватьА как же тогда летать на 700-х машинах с двумя турис... тфу... непрофессиональными космонавтами?
А кто говорит, что обязательно с двумя :shock:
ЦитироватьГлава Роскосмоса Анатолий Перминов заявил: "Многие туристы и страны готовы выкупить в целом космический корабль с нашим командиром экипажа, чтобы взять двух туристов, и по отдельной программе, даже без пристыковки к Международной космической станции, осуществлять орбитальный полет".
"Друг, скажите номер вашей планеты в тентуре, или хотя бы номер галактики в спирали."

vjick

Здравствуйте, Марк!

Приятно снова видеть Вас здесь. По случаю, передавайте поздравления Вашей супруге в связи со сдачей госэкзамена и завершением ОКП. Ждем зачисления в отряд  :D

Что касается собственно моего же вопроса о том, с какого момента «Союзом» стало невозможно управлять одному космонавту. Кажется, ответ сам нашелся. И даже «виноватый» в этом! Вот что вычитал в книге космонавта Владимира Аксенова «Дорогами испытаний» (с.89-91). Ниже речь идет о создании корабля «Союз Т».

Цитировать... Новая компоновка кабины спускаемого аппарата обуславливалась необходимостью размещения в ней трех космонавтов в скафандрах.
Обязательное введение скафандров для космонавтов на участках выведения на орбиту и на спуске было следствием выводов комиссии о причинах гибели экипажа корабля «Союз-11» в составе Георгия Добровольского, Владимира (так у Аксенова!) Волкова и Виктора Пацаева при их спуске с орбиты.
Тогда, после этого трагического спуска, на прежнем корабле «Союз» для введения скафандров и обеспечения последующих полетов было пожертвовано одним рабочим местом экипажа, и корабль, вместо трехместного, стал двухместным.
На новом корабле обязательным условием был возврат к трехместному кораблю с обеспечением экипажа скафандрами.
Выполнение этого условия потребовало полной перекомпоновки все ранее спроектированной кабины экипажа, а также пересмотра размеров основных пультов управления и состава размещаемых на них команд.Для ускорения решения этих вопросов были организованы работы на специальном макете корабля, установленном в сборочном цехе нашего завода.
В кабине спускаемого аппарата были установлены три кресла космонавтов, в которые садились Главный конструктор корабля Константин Давыдович Бушуев, начальник проектного отдела Игорь Леонидович Минюк и я, как старший группы космонавтов-испытателей, закрепленных за этим кораблем.
Главный конструктор размещался в центральном кресле, а левое кресло – кресло бортинженера и космонавта-испытателя предприятия – садился я, а в правое кресло – Игорь Леонидович Минюк.
Все пульты, приборы и оборудование кабины корабля были в виде деревянных и даже пенопластовых макетов, которые мы поочередно размещали в объеме кабины, учитывая их функциональное назначение.
Такие «сидения» повторялись довольно часто, и после каждого возникали новые вопросы, по необходимым изменениям в размерах оборудования, которые разрешались к следующему макетированию.
Рабочие сборочного цеха шутили при очередном появлении нас в цехе – «ну, наш БАМ опять пришел». БАМ – так они прозвали в шутку нашу «команду» - Бушуев, Аксенов, Минюк, по первым буквам фамилий.
При определении нового состава пультов управления я постарался все наиболее важные команды управления кораблем, которые могут потребоваться как в штатных, так и в аварийных режимах управления, разместить в зоне доступа с левого кресла, в котором предполагал лететь и я сам.
У Главного конструктора и у руководителя проектного отдела это не вызвало каких-либо возражений, но у некоторых военных специалистов Звездного городка после знакомства с новым кораблем такое размещение вызвало удивление.
Они говорили, что по компоновке кабины и по доступности к наиболее важным командам управления в левом кресле должен располагаться командир экипажа, а не бортинженер...


Ниже (с. 108) он также пишет:
Цитировать«Дело в том, что для полноценного управления кораблем требуется два космонавта, а на третьем кресле может размещаться дополнительный член экипажа или даже пассажир с минимальной подготовкой и функциями в управлении системами корабля».

Получается, все же, что необходимость управления двумя космонавтами стала актуальной, начиная с «Союза Т»

М.Серов

Цитировать
ЦитироватьГлава Роскосмоса Анатолий Перминов заявил: "Многие туристы и страны готовы выкупить в целом космический корабль с нашим командиром экипажа, чтобы взять двух туристов, и по отдельной программе, даже без пристыковки к Международной космической станции, осуществлять орбитальный полет".
А кто говорит что ОБЯЗАТЕЛЬНО с двумя? Да еще на 700-й...

М.Серов

ЦитироватьЖдем зачисления в отряд  :D
Так она зачислена в отряд с 2006 года :)

Про Аксенова... Очень даже может быть :) Я щас примерно тем же занимаюсь :lol: :lol:  :lol:

korn

Марк, а к новому пульту руки не успел приложить?))
think about it, Tom!

М.Серов

На последнем этапе, когда много не поменяешь. Подчистили слегка, было ещё хуже :lol:

vjick

ЦитироватьТак она зачислена в отряд с 2006 года :)

В смысле уже не на должность кандидата  :D


ЦитироватьПро Аксенова... Очень даже может быть :) Я щас примерно тем же занимаюсь :lol: :lol:  :lol:

В обратную сторону?  :D

Старый

Так что в конечном итоге получается? Управлять одному технически возможно, но документация не велит?
1. Ангара - единственная в мире новая РН которая хуже старой (с) Старый Ламер
2. Назначение Роскосмоса - не летать в космос а выкачивать из бюджета деньги
3. У Маска ракета длиннее и толще чем у Роскосмоса
4. Чем мрачнее реальность тем ярче бред (с) Старый Ламер

avmich

По-моему, это ещё большая лажа разработчиков Союза (ещё раз - лажа разработчиков Союза), чем указка-костыль для панели управления.

Система должна быть простой. Это имеет массу преимуществ. Система должна быть настолько простой, насколько возможно.

SpaceMan

ЦитироватьТак что в конечном итоге получается? Управлять одному технически возможно, но документация не велит?

Дело не в технической документации. В реальном полёте  управлять текущей модификацией "Союза" одному командиру  вполне можно, если полет проходит без нештатных ситуаций. Если НШС происходит, особенно на динамических режимах, надежное управление одним человеком возможно, скорее, теоретически, чем на практике.
AB INITIO AD INFINITUM

Patron

ЦитироватьПо-моему, это ещё большая лажа разработчиков Союза (ещё раз - лажа разработчиков Союза), чем указка-костыль для панели управления.

Система должна быть простой. Это имеет массу преимуществ. Система должна быть настолько простой, насколько возможно.

Зачем же так резко в адрес разработчиков Союза ТМА? Ответ про указку лежит на поверхности - масса системы "космонавт+кресло Казбек-М" порядка 115-120 кг; умножаем на три - получаем 345-360 кг (тяжелее в СА Вы больше никакого "груза" не найдете). Пульт ПК СА весит, скорее всего, не больше 50 кг. Длина указки, м.б. 400-450 мм. Если вы приблизите всех троих космонавтов к ПК СА, и обеспечите доступ для КК, то собьете центровку - нарветесь на доп. балансировочный груз. Кстати, при выполнении требования для размещения в СА "больших" и "тяжелых" астронавтов пришлось увеличить зазор между коленями экипажа и нижним краем пульта космонавтов на 70 мм, перекомпоновать приборы в подкресельной зоне, провести самолетные и копровые испытания, доработать бортовые системы и т.д. Бортинженер с левого кресла имеет, например, хороший доступ к клавишам ОВК (особоважным командам). С правого кресла хороший доступ к тумблерам вентиляции скафандров и т.д. В инете есть несколько хороших статей Ю.А.Тяпченко - одного из основных разработчиков ПК СА для Союза ТМА - в них вся логика и особенности работы с ПК СА хорошо изложены. Хотелось бы отметить, что при том объеме финансирования и сроках работ, что были отпущены на разработку Союза ТМА в конце 90-х годов, жестких требованиях контракта и прочее, разработчикам и за корабль и за новый пульт спасибо-то не сказали толком...а Вы говорите лажа.

Старый

ЦитироватьЕсли НШС происходит, особенно на динамических режимах, надежное управление одним человеком возможно, скорее, теоретически, чем на практике.
Ну если НШС серъёзная то очевидно и два человека не помогут, стыковку всё равно прийдётся отменять. Опять же как я понимаю полёт и стыковка Союза могут проходить полностью автоматически, вообще без участия человека. Человек какраз служит резервом на случай НШС.

Вобщем насколько я понимаю управлять Союзом один человек способен вполне, проблема только в перестраховке.
1. Ангара - единственная в мире новая РН которая хуже старой (с) Старый Ламер
2. Назначение Роскосмоса - не летать в космос а выкачивать из бюджета деньги
3. У Маска ракета длиннее и толще чем у Роскосмоса
4. Чем мрачнее реальность тем ярче бред (с) Старый Ламер