Размещение космонавтов в СА "Союзов"

Автор vjick, 31.05.2009 20:36:15

« назад - далее »

0 Пользователи и 1 гость просматривают эту тему.

Bell

Насколько я понял, там проблема только при запуске, когда приходится сидеть в ложементах и из-за перегрузок из центра просто не дотянешься до "бортинженерской" части панели. А в орбитальном полете все легко доступно.

Кстати, для 700-й серии вроде новый Нептун сделали? Наверно, решили этот вопрос, раз корабль специально предназначен для управления одним человеком.
Иногда мне кажется что мы черти, которые штурмуют небеса (с) фон Браун
А гвоздички-то были круглые (с) Брестская крепость

vadimspb

На какой-то там секунде  выведения командир переключает внутренние видеокамеры, по плану.  всё остальное на выведении в автомате, когда-же отстегнут ремни управлять можно и одному и двоим. Работа с форматами обеспечивается с помощью клавиатуры ИнПУ и блока управления маркером (БУМ)

М.Серов

Физически можно и одному. Неудобно, враскаряк, но можно.
Двое нужны для распределения работы, взаимоконтроля и подстраховки. Без этого тоже теоретически можно, но лучше не пробовать, чревато. На земле на тренировках это проходит (сам не раз летал в одиночку), а в космосе это уже экстрим.

vjick

Получается, что если нельзя, но очень хочется, то можно? Но вдвоем - легче? Т.е. можно сделать вывод, что такая схема была заложена с самого начала? А Комаров, Береговой, Шаталов, Волынов (при посадке), Губарев (с чехом), Климук (с поляком), Быковский (с немцем), Рукавишников (с болгариным), Кубасов (с венгром), Горбатко (с вьетнамцем), Романенко-ст. (с кубинцем), Джанибеков (с монголом), Попов (с румыном), Ляхов (при старте с Поляковым и афганцем) и А.Волков (с казахом и австрийцем) (никого не пропустил?) - мучались в одиночку?

vjick

ЦитироватьФизически можно и одному. Неудобно, враскаряк, но можно.
Двое нужны для распределения работы, взаимоконтроля и подстраховки. Без этого тоже теоретически можно, но лучше не пробовать, чревато. На земле на тренировках это проходит (сам не раз летал в одиночку), а в космосе это уже экстрим.

Похоже, пост писали одновременно с Вами. :D  
Наконец-то появился тот, кто сможет ответить :D
Я так полагаю, что подготовка по программе "космонавт-спасатель" как раз и была подготовкой полета одному. Изменилось ли приниципиально что-то с первых "Союзов" в удобстве управления или нет?
Заранее благодарен за ответ

Старый

ЦитироватьПолучается, что если нельзя, но очень хочется, то можно?
Каноническая формулировка "Если нельзя но очень нужно то можно".
1. Ангара - единственная в мире новая РН которая хуже старой (с) Старый Ламер
2. Назначение Роскосмоса - не летать в космос а выкачивать из бюджета деньги
3. У Маска ракета длиннее и толще чем у Роскосмоса
4. Чем мрачнее реальность тем ярче бред (с) Старый Ламер

Bell

ЦитироватьРабота с форматами обеспечивается с помощью клавиатуры ИнПУ и блока управления маркером (БУМ)
Злые языки говорят, что БУМ на практике не используется. Не прижился.
Иногда мне кажется что мы черти, которые штурмуют небеса (с) фон Браун
А гвоздички-то были круглые (с) Брестская крепость

Lev

Ник Виницки - элементарный педрила. Любые варианты я с педрилами не обсуждаю.
Делай что должен и будь что будет

Дмитрий Виницкий

Таблетки кончились? Тяжело...
+35797748398

Lev

ЦитироватьТаблетки кончились? Тяжело...
Проблемы у тебя. Пидрила - Ты.
Делай что должен и будь что будет

Бродяга

Lev ну что это с вами, право слово? :)
 Заканчивайте "это гнусное занятие" в рабочие дни. :)
[color=#000000:7a9ea26d56]"В тот день, когда задрожат стерегущие дом, и согнутся мужи силы; и перестанут молоть мелющие, потому что их немного осталось; и помрачатся смотрящие в окно;"[/color]

ааа

Цитировать...полета Берегового, когда он снимая виды Земли оперся на ручку управления и якобы стравил запас топлива, необходимый для стыковки с необитаемым аппаратом на соседней орбите.
Версия,  отличающаяся новизной, но сжечь топливо в системе ориентации и не заметить этого... не знаю, похоже на сказки. Корабль бы закрутило на фиг.
"One small step for a man, one giant leap for mankind." ©N.Armstrong
 "Let my people go!" ©L.Armstrong

Salo

Шаталов писал об этом в своей книге "Космические будни". Правда без биллиарда.
"Были когда-то и мы рысаками!!!"

C-300

А разве топливо кончилось не из-за нескольких попыток стыковки с другим "Союзом"?

Salo

Б. Е. Черток. РАКЕТЫ И ЛЮДИ. ЛУННАЯ ГОНКА.Книга четвёртая. Глава 19. ЛЮДИ В КОНТУРЕ УПРАВЛЕНИЯ
Цитировать Выключение от интегратора... Есть отделение!.. Все элементы раскрыты... Антенны "Иглы" открыты, солнечные батареи раскрыты... Есть сигнал наличия цели!.. Дальность 1000 метров!
У нас в зале шепот восхищения.
Вот это стрельба! Сразу после отделения без всякой коррекции войти в зону с отклонением не более одного километра! Молодцы баллистики!
Последний комплимент адресуется Зое Дегтяренко и Владимиру Ястребову, которые из скромности бормочут, что это не они, а баллистические центры так точно рассчитали.
Ястребов поправляет:
По нашим данным до "захвата" было 10 километров. 1000 метров это после сближения с помощью "Иглы".
В последние секунды связи из Уссурийска по "Заре" прошел доклад Берегового: "Дальность  40".
После ухода "Союза-3" из зоны связи пришли тревожные телеметрические данные из Уссурийска. Антенная платформа "Иглы" на "Союзе-3" по мере сближения с "Союзом-2" уходила непонятным образом по тангажу. Расход рабочего тела из системы ДПО на последних секундах связи был выше всяких норм.
Наступили томительнейшие минуты. Ждем появления сразу двух космических кораблей в нашей зоне. Какими они придут: состыкованными или разбежавшимися? По опыту двух предыдущих стыковок была надежда, что мы в своей зоне увидим космические корабли жестко состыкованными. Час мучительного ожидания. Всего 40 метров отделяло корабли друг от друга до потери связи. На всякий случай даю указание Башкину и Кожевниковой подготовить программу коррекции для маневра повторного сближения.
Но этого не потребовалось. Как только космические корабли появились в зоне связи, последовали такие доклады телеметристов и самого Берегового, которые сразу убили надежду на возможность повторной попытки стыковки.
Береговой доложил:
На 12.25, как только вышел из тени, увидел, что по крену сориентирован с ошибкой около 180 градусов. Пытался с помощью системы ДО-1 в течение трех минут выправить крен, но понял, что продолжать сближение опасно. Давление в системе ДПО было 110 атмосфер, а по инструкции я обязан выключить систему, если оно снизилось до 135.
Связь по "Заре" проводил космонавт Павел Беляев. Он спросил:
- Как самочувствие?
- Самочувствие отличное. Настроение паршивое, - ответил Береговой.
Его легко было понять. Бросил летную службу, долго готовился, добивался права на ответственный космический полет, заверил всех, что будет выполнено задание партии и правительства. Как объяснить товарищам, что в темноте не разобрался с четырьмя огнями и, приняв от автоматической системы в зоне причаливания управление на себя, начал разворачивать корабль по крену с ошибкой до наоборот. Условия для автоматического причаливания и стыковки были идеальные. А он своим вмешательством не только все испортил, но еще почему-то стравил столько топлива, что повторить сближение Земля уже не разрешит. Осталось рабочего тела только на маневры для возвращения на Землю. А ведь ему уже 47 лет! Успеет ли полететь в космос еще раз?
Мы собрали чрезвычайное оперативно-техническое руководство. Один за другим следовали доклады, что на обоих космических кораблях все системы в норме. После воспроизведения телеметрической информации было установлено, что космонавт очень активно работал ручками управления. Рабочее тело перерасходовано сверх допустимого в результате непонятных действий космонавта.
- На автоматическое сближение кораблей израсходовано 30 килограммов рабочего тела, а после того как космонавт взял управление на себя расход составил более 40 килограммов за две минуты, - таков был доклад группы анализа.
- Он боролся с "Иглой", - сказал Мнацаканян. Действиями космонавта особенно возмущались Башкин и Феоктистов. Я вступился за Берегового.
- Мы с вами тоже хороши. Разработали программу, по которой первый раз в истории заставляем человека, только что перенесшего сильнейшие перегрузки, впервые в жизни оказавшегося в невесомости, без предварительной тренировки, через десять минут после старта, в темноте, искать визиром четыре огня и двигать ручку управления так, чтобы непонятным образом деформировать воображаемую трапецию! Мы сами виноваты, что согласились на ручное сближение без всяких адаптации, да еще ночью, а баллистики никак не пожелали выбрать время стартов так, чтобы сближение было на свету.
- Я не принимаю таких упреков, - возразила Зоя Дегтяренко.- Это ваши товарищи виноваты, что мы загнали стыковку в ночь. Они боятся ионных ям, а начальство требует посадки, даже внеочередной, только в светлое время. Надо было нам поставить условие отдать приоритет сближению и стыковке сразу после старта на свету, и мы бы это сделали. К тому же и Феоктистов доказывал, что ночью по огням сблизиться и причалить даже проще, чем днем.
Страсти разгорались, но на препирательства у нас времени не было. Требовалось быстро перестроить программу и готовить задания для посадки.
Из Тюратама сообщили, что на Ил-18 к нам вылетают министр Афанасьев, Келдыш, Керимов, Мишин, Каманин, Карась, с ними все главные конструкторы - всего 75 человек.
- Вот теперь не только Береговой, но и ГОГУ начнет управлять с точностью до наоборот. От обилия начальства перепутаем пилотируемый корабль с беспилотным, - предположил кто-то из еще сохранивших чувство юмора.
- Отставить шуточки!- объявил Агаджанов. - Пришел доклад, что на "пассивном", где, слава Богу, нет космонавта, при сеансе ориентации солнечно-звездный датчик 45К опять подвел. Но разобраться в причинах невозможно. По оплошности программистов группы управления информацию с запоминающего устройства сбросили не к нам, а в Сары-Шаган. Они, видите ли, решили освободить наш пункт для сброса информации о действиях Берегового.
Образовали две "аварийно-спасательные команды": Одну - только для "Союза-2" и другую - для загрузки работой Берегового и анализа его действий.
Когда наш небольшой зал наполнился прилетевшей Госкомиссией и "примкнувшими к ней", мы попытались отвлечь внимание начальства подробными докладами об итогах первых суток, чтобы оно не мешало оперативной работе.
Берегового загрузили экспериментами по опознанию созвездий, фотографированию снежного покрова Земли, исследованию сумеречного фона, наблюдению за светящимися частицами и проверке датчика 45К.
- Гоняете меня, как кролика, - пожаловался Береговой, получая одну за другой радиограммы с Земли.
- Сам напросился, - отпарировал Шаталов, который вел с ним связь по "Заре".
В ночь на 29 октября я остался ответственным дежурным по ГОГУ. Моим напарником по контролю за действиями и связью с космонавтом был Павел Беляев. По расписанию Береговой спал, и мы имели возможность спокойно поговорить о причинах его ошибок.
- Все же это очень большое напряжение, - сказал Беляев. - Совсем не то, что при управлении самолетом. Летчику доверяют первый самостоятельный полет после многих полетов с инструктором. Раньше нам, космонавтам, было просто, потому что не только не требовали, а и запрещали вмешиваться в управление. Все за нас делала автоматика. Перед нашим полетом с Леоновым на "Восходе" я встретил Сергея Павловича в неслужебное время в столовой и попросил: "Нельзя ли в предстоящем полете попробовать ручное управление?" Он сказал: "Нет, ни в коем случае". И несмотря на запрет нам пришлось. Система ориентации первый раз отказала, и сам Королев с Земли дал разрешение на ручную ориентацию и включение СКДУ для посадки.
Беляев очень образно рассказал, как он с Леоновым впервые опробовали ориентацию вручную, упираясь друг в друга, "чтобы не всплыть в невесомости".
- Все делали спокойно. Только потом уже осознали, что если бы ошиблись, могли бы остаться на орбите. Перед включением двигателя я посмотрел по глобусу и понял, если поспешить, то сядем на воду. Надо перелететь европейскую часть. Тут мысли мелькают очень быстро. Лешка тоже смотрел, меня проверял, как сориентировался: на разгон или торможение. Успели перед включением двигателя сесть так, чтобы центр масс не очень сильно сместился относительно расчетного. Тормозной двигатель включили, пыль сразу пошла вниз. Все! Значит, торможение! Потом были качка, разделение, треск. Страха не было. Идем к Земле! Ближе к дому.
Ну, а Берегового не надо ругать. На старте напряжение нарастает еще до посадки. Потом все эти команды, передаваемые из бункера. Активный участок. Это ведь не то, что взлет на самолете. Ракета несет тебя в космос, а кто ею управляет? Ваша автоматика. Человек в корабле бессилен что-либо делать в это время. Жди: выйдет - не выйдет. Чувствовал я по его репортажу, что он был очень возбужден. Говорил торопливо, с ненужными деталями. Заметно было, что сильно волнуется. Да и по пульсу мы это видели. Перегрузки, а потом сразу невесомость. Это обязательно временное помутнение. Даже для такого опытного летчика. По себе помню. Но мы в первые часы могли спокойно приходить в себя, а ему пришлось сразу соображать по визиру, что делать с этими огнями. Человек действует без ошибок, если хорошо натренирован, вот как летчики на посадке во время войны. Раненные, обгоревшие, а садились на свой аэродром: работало какое-то подсознание. Честно сказать, жаль мне Берегового. Трудно ему будет вам объяснять, почему так получилось.
Вечером 29-го, за сутки до посадки, Госкомиссия слушала предварительные доклады о причинах невыполнения программы. Было ясно, что космонавт допустил необратимые ошибки в управлении. Однако Каманин и космонавты возражали против формулировки заключения, в которой вся вина возлагалась на космонавта. Мишин в споре накалил страсти, обвиняя ЦПК в несерьезном отношении к подготовке космонавтов.
- Тут летчики не нужны. Наш инженер и то мог бы обеспечить такую простую операцию. И без парашютных прыжков можно обойтись!
Келдыш, Карась и Керимов внутренне были согласны с Мишиным, но понимали, что надо сглаживать противоречия.
В итоге было дано поручение секретариату Госкомиссии найти такую формулировку, чтобы не было прямых обвинений в адрес только космонавта.
- А все это от того, что нет у нас одного волевого хозяина программы полета, - сказал Карась во время мирного обсуждения итогов дня за ужином. - Королев бы никогда не согласился на ручную стыковку ночью после двух прекрасных автоматических.
Через два дня мы слушали объяснения Берегового уже на Земле.
- Программу полета нам дают очень поздно. Все, что предстоит делать, надо знать хотя бы за месяц до полета, чтобы можно было пережить и поспорить. Я адаптировался к невесомости только через полсуток. Наблюдению через ВСК мешает антенна в поле зрения. Перед глазами все время находится блестящий предмет, и трудно адаптироваться в темноте. Но огни видел. Погнался за трапецией, пытался ее выровнять. Дальность до "пассивного" корабля уменьшается, а трапеция увеличивается. Я затормозил на дальности 30 метров. Не сообразил, что надо перевернуться. Решил выйти на свет и там разобраться. Когда я завис, давление в ДПО было 160. Я хотел достать фотоаппарат. Возился в мешке с аппаратурой и зацепил ручку управления. Корабль завертелся. Корабль очень чуткий, а по ручкам управления я этого не чувствовал. В структуре человек-машина я не нашел своего места. Все время было такое ощущение, что идет повышенный расход рабочего тела при малейшем шевелении ручкой. Зоны нечувствительности практически нет. Для автомата это хорошо, а для человека создает излишнюю нервозность. Неприятное ощущение типа тошноты прошло только через 10-12 часов. Управлять самому лучше, чем когда тобой все время управляют с Земли. Чувствовать себя бесправным пассажиром или гостем - это не по мне. Контакт человека с кораблем надо менять. На ручках надо чувствовать усилие. До зависания в темноте давление было 160. Атмосфер 30 я вытравил по неосторожности. На светлой стороне можно было перевернуться. Но потом все равно на сближение уже ничего не оставалось. Человеку надо дать полетать хотя бы полсуток, а потом загружать маневрами, чтобы не было запаздывания реакций. Адаптация необходима. Корабль массой шесть тонн, а чтобы им управлять, на ручке не чувствуется усилие. К этому мы, летчики, не приучены. Надо менять методику подготовки. Кроме того, тренажер не дает истинного представления о возможной ситуации. Нас учили, как убирать небольшие расхождения по крену. А тут оказалось, что "пассивный" корабль был превернут "головой вниз" почти на 180 градусов. Нас не тренировали на такой случай. Это теперь мне объяснили, что надо еще смотреть, где находиться главная антенна "Иглы". На тренажере эта антенна вообще не показана.
Я привел только наиболее интересные отрывки из доклада Берегового. Несмотря на "паршивое настроение" он привез массу ценных замечаний для улучшения эксплуатации космического корабля и повышения его комфортности.
Мои коллеги, сторонники чистой автоматики, могли бы торжествовать. В данном случае человек не справился с задачей, которую до этого два раза вьшолняли автоматические системы. Но никто не радовался и не злорадствовал.
Я так подробно остановился на истории полета Берегового, потому что она очень поучительна и теперь, спустя тридцать лет.
Сами разработчики: проектанты, автоматчики, баллистики - все вместе поставили человека в такие условия, что он оказался решающим и самым ненадежным звеном в контуре управления. Мы не только сами убедились, но и всему миру показали, что умеем надежно стыковать без участия человека космические корабли. Зачем потребовалось в первом же после гибели Комарова пилотируемом полете включать человека в контур управления?
В этом была своя логика. На пилотируемом космическом корабле включать человека в контур управления надо на случай отказа основного автоматического контура. Но для этого человека надо обеспечить средствами наблюдения, управления и контроля, все мыслимые отказы автоматического контура должны быть проиграны на Земле задолго до полета, а будущий космонавт должен не в полете, а на тренажере доказать, что он способен в нештатной и даже аварийной ситуации заменить автомат.
Все средства массовой информации сообщали об очередной победе в космосе. Ни на приеме в Кремлевском Дворце съездов, ни на пресс-конференциях, ни в десятках различных статей даже намеков не было на какие-либо неприятности в полете.
Несмотря на горячие поздравления партии и правительства, мы, действительные виновники "крупной победы в космосе", были морально подавлены.
Примерно такие истины я декларировал на технических совещаниях, проводимых в своем управленческом кругу, при обсуждении результатов полета Берегового. От декларации до практической реализации очевидных истин путь оказывался трудным.
Всего через два месяца после полета Берегового были запущены "активный" космический корабль "Союз-4" (14.01.69), пилотируемый Владимиром Шаталовым, и через сутки - "пассивный" космический корабль "Союз-5" (15.01.69) с Борисом Волыновым, Алексеем Елисеевым и Евгением Хруновым.
На этот раз никто не требовал стыковки непосредственно после старта. Шаталов получил сутки для адаптации. Через сутки было выполнено автоматическое сближение и ручное причаливание на свету. Обошлись без пресловутой трапеции из четырех огней.
Я не упустил случая рассказать своим товарищам в Евпатории после ручного причаливания, выполненного Шаталовым, о предупреждении, которое в свое время высказал Галлай мне и Бушуеву.
- А кроме того, мы не послушали ваших перестраховщиков по поводу ионных ям, - сказала Зоя Дегтяренко, - у проектантов нашлись запасы на лишние сутки полета до сближения, а мы, баллистики, нашли для двух кораблей светлое время на посадку.
- Да, теперь можно признать, что с нашей подачи программа полета для Берегового была авантюрной. Хорошо хоть, что кончилось благополучно, - высказался Раушенбах.
Однако ни наш главный проектант космических кораблей космонавт Константин Феоктистов, ни ближайший соратник Раушенбаха Евгений Башкин с нами не согласились и утверждали, что мы впустую потеряли сутки полета только потому, что Береговой допустил ошибку. Если бы он состыковался, то без сомнений такую же программу мы дружно утвердили бы и для этой новой компании.
Дальнейшие события все же показали, что мы слишком быстро успокоились и не извлекли всех уроков из полета Берегового.
"Были когда-то и мы рысаками!!!"

Сергей Георгиевич Петропавловский

Все правильно. Я просто не хотел внимание акцентировать на этой давней ситуации. Отклоняясь от темы. Упоминаемый Н.В. Князев вообще имел уникальную биографию и встречи с 1962 года он был на все заседаниях государственной комиссии перед очередным пуском. Я как-то был у него дома так он достал 3 чемодана, а там такие уникальные фотографии по подготовке космонавтов... И еще небольшой эпизод:
Ленинск, сборочный цех МИКа, идут Главный Теоретик – Келдыш и Главный Конструктор – Королев. Позади группа ведущих и представителей заказчика. Беседа о высоких материях.
Королев:
 -Понимаешь Мстислав меня очень беспокоит ситуация с физиологией при длительном полете. Не получив ясного ответа, мы не можем позволить лететь на Луну, вспомни как было с Германом. На земле все хорошо, а в полете? Без прогноза физиологии все наши планы по Н-1 «туфта».
Келдыш:
-Сергей Павлович. Но, Титов это исключение. Газенко же все гарантирует. Сейчас еще будут более длительные полеты, наберем статистику, и все решим. Меня больше беспокоит материальная база. Мы катастрофически опаздываем по отношению к американцам.-
-Не беспокой Мстислав, сейчас полнота полномочий у меня есть, авиапром подключен, темпы хорошие-.
    В это время они проходят самый последнюю часть  корпуса МИКа,  из которого ракеты везут на старт с железнодорожными путями, поэтому здесь нет той стерильной чистоты, присущей сборочному цеху. В стороне, по курсу от них,  призывник из местных, казах, метет самодельной метлой мусор, поднимая кучу пыли. Через несколько шагов Королева «пробило», он подскакивает к нему и кричит, как только он может,  набычившись и покраснев:
  - Ты..., ты, мать твою! Ты что делаешь? Ты понимаешь где - ты находишься? Это же Байконур - центр мировой космонавтики. Здесь уникальные приборы, аппараты. А ты пыль поднимаешь...
   Далее неповторяемый лагерный мат.  
И, дальнейший степенный обратный ход академиков, с прерванными рассуждениями о высоких материях.
«Чурка» озадаченно смотрит вслед и, довольно громко, бурчит, а слова в полупустом, наполненном космическими железками, зале,  гулко разносятся по цеху,    вслед академикам:
  «Байконур... Центр мировой цивилизации.... Метлы поганой, еб.нть, купить не могут..., а туда же...»
Сергей Павлович резко тормозит, крутит корпусом и головой, пытается что-то сказать, потом махает рукой и  быстро удаляется.
Из воспоминаний военпреда на фирме Г.И.Северина, подполковника Николая Васильевича Князева.
1.Поддерживаю ВКС, Армию и Флот России!
2.Киселев (ЗиХ)- без РБ КВТК и водородной ступени Ангара не Ангара!
3.Без второго старта на "Восточном" "Луны-2034"  не будет!

Vadim

У Феоктистова написано, что Береговой сжег топливо из-за нескольких попыток стыковки. Кому верить?

Salo

У Чертока так и написано. Он пытался пристыковать корабль в перевёрнутом положении. Но остаток топлива, которого теоретически могло хватить, он стравил зацепив ручку управления ногой. При этом корабль закрутило.
"Были когда-то и мы рысаками!!!"

m-s Gelezniak

Вообще то это проблематично. Антены, стыковочная мишень.
Шли бы Вы все на Марс, что ли...

Salo

Стыковка была ночная, и ориентирование шло по четырём огням. Выше у Чертока всё сказано. Бранец в своей статье всё подробно описывает также. Я статью постил. Но сейчас поиск на форуме не работает. Надо будет во вторник поискать.
"Были когда-то и мы рысаками!!!"