АСОД/АИС (VDES/AIS) – спутники для судоходства

Автор carlos, 01.05.2009 05:18:18

« назад - далее »

0 Пользователи и 1 гость просматривают эту тему.

ОАЯ

Тогда следующий шаг: В национальной спутниковой системе сквозная нумерация ID с интернациональной АИС? В нашей и в норвежской и тайваньской спутниковых системах? Если нет, то возникают проблемы с пониманием - что за судно перед нами, если мы все же обмениваемся информацией.

mik73

Цитата: ОАЯ от 13.02.2025 21:25:52В национальной спутниковой системе сквозная нумерация ID с интернациональной АИС?
Нету "национальной спутниковой системы АИС". Есть просто система АИС. И есть группировка спутников, которые принимают сигналы АИС от судов и куда-то их передают. Тупой ретранслятор. Судну тоже все равно куда передавать - оно просто передаёт в эфир, всем кто примет. Никакого отдельного "спутникового АИС" на судне по идее нет.

ОАЯ

#122
1. Разве передача на спутники и со спутников происходит на частотах АИС около 150 МГц? Если это так, то нестыковки и не было - наши спутники просто дополняли бы группировку устройств на орбите способных передавать и принимать сигналы АИС. Например, пролетает норвежский спутник. Мы его в над Игаркой принимаем и передаем в местный ЦОД и дальше как все в мировую сеть АИС по Интернету.

2. Возможно, есть два вида спутников? Сопряженные с частотами АИС кубсаты. И есть оторванные от частотного диапазона АИС спутники, но такие же ретрансляторы. Их сигналы рассчитаны на национальные частоты, протоколы, может быть шифрование. Т.е. принять любой сигнал АИС от судна и с береговой станции они не могут - только в стандарте радиообмена национальной спутниковой системы - норвежской, тайваньской...? Но для таких спутников нужны спутниковые ретрансляторы для обмена между спутниками и не многочисленными наземными станциями.

mik73

Цитата: ОАЯ от 14.02.2025 06:26:36Разве передача на спутники и со спутников происходит на частотах АИС около 150 МГц?
Спутники принимают стандартные сигналы АИС с судов. Никакого другого оборудования для передачи данных АИС на судах нет.
А вот куда и на каких частотах спутники отправляют эти сигналы потом - это уже личное дело спутников. Куда-то оправляется, кем-то собирается, кому-то предоставляется.

Я это так понимаю. Может быть A.E. нам что-нибудь больше про это расскажет.

A.E

#124
Цитата: ОАЯ от 13.02.2025 17:05:15Т.е., например, проход по арктическому пути будет для иностранных судов, привыкших к своим АИС, будет технически невозможен — правильно понял?
Вы поняли неправильно и смешали в кучу АИС, сат АИС , Навтекс, СУДС, корректуру ЭНК и дополнительные данные для них.
Трансиверы АИС видят друг друга независимо от принадлежности. Судовладельцы могут видеть суда свои и те, которых видят их суда (Пс) Если их суда имеют канал связи подходящий

ОАЯ

С одной стороны я все понял правильно. В теплых водах Монте-Карло есть береговые станции АИС. Там все работает.
Вблизи Игарки или Тикси АИС только спутниковый. Береговых станций нет. Пусть между судами больше, чем радиовидимость на 150 МГц - т.е. судовые АИС не видят никого. Остается только спутниковый АИС из кубсатов на частотах 150 МГц. Вроде бы спасение - все начинают всех видеть благодаря низколетам из кубсатов на частотах 150 МГц. Спутники передают по цепочке информацию в ЦОД , далее в Интернет и обратно на спутники.

Вопрос: почему возникла проблема у наших рыбаков с АИС двумя страницами ранее? Зачем создавать отдельно спутниковую группировку с функцией АИС для рыбаков? Или я опять что-то не то понял?

petr-2000

Цитата: ОАЯ от 14.02.2025 16:38:37С одной стороны я все понял правильно. В теплых водах Монте-Карло есть береговые станции АИС. Там все работает.
Вблизи Игарки или Тикси АИС только спутниковый. Береговых станций нет. Пусть между судами больше, чем радиовидимость на 150 МГц - т.е. судовые АИС не видят никого. Остается только спутниковый АИС из кубсатов на частотах 150 МГц. Вроде бы спасение - все начинают всех видеть благодаря низколетам из кубсатов на частотах 150 МГц. Спутники передают по цепочке информацию в ЦОД , далее в Интернет и обратно на спутники.
Не правильно.  Спутник АИС определенного оператора  ТОЛЬКО ПРИНИМАЕТ сигналы  АИС от судов, складывает их как данные себе в память и передает эти данные по своим каналам (НЕ АИС) на землю в базы данных оператора, а оператор эти данные использует (например продает сторонним пользователям) на свое усмотрение. ЭТА ВСЯ ЦЕПОЧКА  спутникового АИС.

ОАЯ

Остается узнать - передаваемые данные предназначены для любого наземного оператора и можно ли воспроизвести их с борта спутника многократно нескольким операторам?
- Если нет и только одному хозяину, то как кубсат сможет хранить информацию, накопленную за двадцать оборотов прежде, чем наткнется на хозяина на маленьком острове в Греции, например? И не противоречит ли это принципу открытости системы AIS?
- Если всем, кто сможет послать запрос или без запроса в опин из повторов передачи, то поставить на нашей территории приемные станции и вся картина на ладони и бесплатно.

результат:
На рыболовном флоте России начались сбои в передаче на берег данных через систему АИС сообщение 104 никак не относится к спутниковому сегменту AIS. Все дело в организационных и оплаченных услугах одной организации к другой.

mik73

Цитата: ОАЯ от 14.02.2025 20:39:00Если нет и только одному хозяину, то как кубсат сможет хранить информацию, накопленную за двадцать оборотов прежде, чем наткнется на хозяина на маленьком острове в Греции, например?
Легко. Каждое сообщение - десятки байт. Ну сотня. Ну будет он принимать даже несколько сообщений в минуту в среднем на своих 20-ти витках (с учетом того, что часть витков проходит на сушей, часть над пустым океаном и т.п. - это более чем достаточное допущение). Ну и что выйдет? Несколько мегабайт данных на кубсате некуда положить?
Не говоря о том, что у умного хозяина будет не одна приемная станция на весь шарик, а сколько-то расставленных по шарику.

Цитата: ОАЯ от 14.02.2025 20:39:00И не противоречит ли это принципу открытости системы AIS?

С чего? АИС - система реального времени,  работает в прямом в эфире, нужна для предупреждения столкновения судов и отслеживания трафика судов в прибрежных водах. А то, что кто-то накопил за какой-то интервал времени информацию, бегавшую в той АИС да себе в копилку сложил - никак не мешает её открытости и выполнению ею своих функций. Кому надо получать историческую информацию АИС от судов. бывших вне зоны его радиовидимости - либо купят её у того, кто накопил, дибо пусть себе такую же спутниковую систему сбора и накопления строят.

Цитата: ОАЯ от 14.02.2025 20:39:00сообщение 104 никак не относится к спутниковому сегменту AIS
Как раз и относится. Там. вроде рассказывае6тя как раз о том, что те, у кого есть спутниковые средства, позволяющие накапливать передавшуюся судами информацию АИС, продавали её тем, кому эта "историческая" информация нужна, а возможности её получить не было. А потом отказались продавать.
 


A.E

Цитата: ОАЯ от 14.02.2025 16:38:37.
Вблизи Игарки или Тикси АИС только спутниковый. Береговых станций нет
Я бы очень удивился  :o уверен, что есть

Цитата: ОАЯ от 14.02.2025 16:38:37Вопрос: почему возникла проблема у наших рыбаков с АИС двумя страницами ранее? Зачем создавать отдельно спутниковую группировку с функцией АИС для рыбаков? Или я опять что-то не то понял?
Из-за санкций.
Она не только "для рыбаков", а для всех, кому надо.
Да, опять.

Цитата: ОАЯ от 14.02.2025 20:39:00результат:
На рыболовном флоте России начались сбои в передаче на берег данных через систему АИС сообщение 104 никак не относится к спутниковому сегменту AIS. Все дело в организационных и оплаченных услугах одной организации к другой.
Уже ближе к истине. Только проблема не на флоте, а на берегу. Для судов ничего не изменилось. Проблема возникла у поставщиков данных сат АИС - им пришлось прекратить работу с потребителями в России. Соответственно, проблема возникла и у потребителей, в первую очередь у Росрыболовства, которому стало труднее контролировать рыбаков. Бюрократия тоже не понимала, примерно как вы, и пыталась переложить с больной на здоровую, обвиняли рыбаков в отключении АИС, но потом им объяснили.

Писал об этом пару лет назад
https://dzen.ru/a/YvzXBiSVuhqz3ujb
https://dzen.ru/a/Y3OgjBxq_yh5nQ6s

ОАЯ

#130
Если уж "командовать армией в мировом масштабе", то радиосегмент AIS (спутниковый, береговой...) легко заменить на Старлинк. Представим:
Китайскими компаниями выпускаются датчики AIS с Wi-Fi, выпускаются терминалы с дисплеями с Wi-Fi, GPS датчик с Wi-Fi и программные продукты:
Судовой терминал - п/п, базу данных AIS, построитель карт для дисплея и распечаток на бумаге.
Все - наземная бюрократия-технический персонал не нужна. Все устройства объединены функцией AIS. Трафик идет через старлинк.

Минусы тоже есть:
- Нужно хорошее шифрование с квитированием и сертификатами. Иначе хакеры могут подделать, что Яхта ее высочества столкнулась с айсбергом или ледокол Ленин добрался до Туниса.
- Нужно дублирование. Иначе в центре Тихого океана придет обновление операционной системой и кранты.

A.E

"Не в коня корм"- народная мудрость  ;)

A.E

Презентация с Семинара в апреле 2024, остальное на японском
Вы не можете просматривать это вложение.

ОАЯ

Еще лучше
https://ieeexplore.ieee.org/stamp/stamp.jsp?arnumber=9079862
В этом документе без словесной шелухи показаны частоты, распределение полос частот и ширина полосы передачи таких спутников.
В чем цимус запускать еще сотню спутников, строить через 100 км береговые радиостанции, когда можно ПОПУТНО использовать старлинки модернизировав WIFI судовой роутер и в мобильном телефоне старлинка иметь набор программ с полной функцией AIS вплоть до базы данных?

A.E

Рекомендация МСЭ-R M.2092-1
(02/2022)
Технические характеристики для системы
обмена данными в ОВЧ-диапазоне
в полосе ОВЧ морской подвижной службы, в том числе на русском
https://www.itu.int/rec/R-REC-M.2092-1-202202-I/en

A.E

Цитата: ОАЯ от 18.02.2025 06:43:25можно ПОПУТНО использовать старлинки
Почему именно их?

mik73

Цитата: ОАЯ от 18.02.2025 06:43:25В чем цимус запускать еще сотню спутников, строить через 100 км береговые радиостанции, когда можно ПОПУТНО использовать старлинки модернизировав WIFI судовой роутер и в мобильном телефоне старлинка иметь набор программ с полной функцией AIS вплоть до базы данных?
Цимус в том, что АИС - это вообще-то по ведомтву МППСС (межднародные правила предупреждения столкновеняи судов на море). Система должна быть максимально дубовой и надежной. Без всяких вот этих ваших спутников - в пределах малость побольше прямой видимости между судами "я тут, я такой-то, иду таким-то курсом, кто не спрятался, я не виноват".
Второе назначение - тоже самое, но в окрестности портов, загруженных судоходных проливо и проч. - чтобы на берегу диспетчер видел кто где куда идёт и разруливал ситуацию при необходимости. Собственно, из-за того, что пропускной способности AIS для этого в сильно загруженных местах перестаёт хватать, придумали VDES, но задача та же.

А весь этот спутниковый AIS - это такая надстроечка, позволябщая получать информацию о движении судов не только непосредственно там, где она нужна, но на всякий случай где-нибудь еще. Для тех же судовладельцев и проч., напрмер.  Ничем дополнительным суда для неё оборудовать не надо, они и так широковещаетльно о себе рассказывают, а что кто-то готов строить и запускать спутники для сбора такой информации - так это  его личное дело.

А пересаживать всех на какой-то другой способ обмена жизненно важной информацией, да еще делать его зависимых от чьих-то непоянных спутников... Это только в порядке личной инциативы можно такой способ (или любой друго) к тому AIS добавить. Если кому сильно надо. Но никак не заменить устоявшийся, работающий и везде применяемый мировой стандарт. Которому вообще-то никакие спутники для использования по прямому и основному назначению не нужны.

Магадан2

Цитата: mik73 от 18.02.2025 17:03:42Ничем дополнительным суда для неё оборудовать не надо,
Гложет сомнение что эта штука реально работает не только как единичный пример. Думается что тысяча судов в зоне обслуживания спутника с приемником АИС задавят друг друга, будут сплошные коллизии. 

ОАЯ

#138
Мой сценарий развития (это фантазия в стиле Остапа понесло — лучше бы получился по нему фильм «Уолл стрит 4» ):

Шаг 1. На файловом сервере кто-то выложит в открытом доступе 2 программы-
Одна преобразователя сигналов радиотрафика AIS в Интернет протокол с полным описанием формата внутри этого пакета. И обратно. Как-бы программный шлюз.
Вторая программа — клиентский сервер для мобильного телефона :
Приемник сигналов с GPS, эхолота, температур и других корабельных датчиков (некоторые по протоколу датчиков AIS) .
Запрос, хранение и обработка актуальной информации = БД
трансивер для Старлинков.
Экранная карта местности для мобильника на базе БД.

Шаг 2. Например, на базе Ардуино появятся конструкции для фанатов заменяющие датчики AIS, стыкуемые с мобильным телефоном.

Шаг 3. Редкая эксплуатация энтузиастов-яхтсменов покажет, что Интернет сеть Старлинков надежнее в силу резервирования линков Интернета и большого количества спутников. Также появится возможность принимать и отправлять AIS сигналы с помощью маломощного мобильника, а не используя 150 МГц радиопередатчик в 12 Ватт. Т.е. С небольшой лодки и яхты это сделать будет тоже легко.

Шаг 4. Промышленность перестроится на новый рынок сбыта и начнет выпускать AIS комплекты для разных пользователей и по мере насыщения береговые станции и трафик в эфире 150 МГц станут не нужными.

A.E

Цитата: Магадан2 от 18.02.2025 19:58:13Думается что тысяча судов в зоне обслуживания спутника с приемником АИС задавят друг друга, будут сплошные коллизии. 
Не задавят, не сплошные. Наложение сигналов проблема известная и с ней пытаются бороться, один из вариантов 
https://www.mwrf.com/technologies/embedded/systems/article/21849164/overcome-message-collisions-in-satellite-automatic-id-systems