Глобальная Универсальная Ракетная Система.

Автор Гусев_А, 18.02.2009 10:23:12

« назад - далее »

0 Пользователи и 1 гость просматривают эту тему.

mrvyrsky

ЦитироватьНа Шаттле вроде до отделения ТТУ, даже аварийное разделение почти не возможно, тем более при скоростном напоре. Вообще вроде разделение челнока и бака возможно только вне атмосферы.

Ну, насколько мне известно, такая возможность есть. Пусть и теоретическая. Можно было бы организовать ещё один последний полёт для её демонстрации.
СТАРЫЙ С НАМИ! С НИМ - ПОБЕДИМ!

fagot

ЦитироватьОн что, севернее Байконура (Ванденберг где-то на 34 град. N)? Или бустеры ронять некуда? Я читал, что пуски с Ванденберга должны были на 90% совпадать с наклонениями из Канаверала. Мож и напутал... Но СК строили в т.ч. и для разгрузки Канаверала.
Именно некуда падать отработавшим ступеням и аварийным носителям, все же континентальная часть США населена погуще Казахстана и Сибири, поэтому трассы на минимальное наклонение проходят вдоль западного побережья. С Канавералом перекрываются наклонения от 51 до 57 градусов, но в то время они были мало востребованы для шаттла. Конечно, всяким Спейслебам наклонение большой роли не играет, но их было немного и основной задачей шаттла являлось выведение геостационарных спутников с разгонниками, в т.ч. и в последнем полете Челленджера. С Ванденберга выгоднее выводить спутники на ВЭО и NOSSы, но их с Канаверала до Челленджера не запускали, да еще прибавились бы пуски на ССО, так что график стал бы существенно напряженнее, не приведя при этом к разгрузке Канаверала.

zyxman

Цитироватьzyxman писал(а):
ЦитироватьДумаю, всем известно ваше отношение к многоразовости, которое мешает вам быть объективным.
А вот не угадали.  Я абсолютно нейтрален к вопросам одноразовости/многоразовости. Меня интересует только вопрос эффективности. ИМХО это главное. А все остальное - одноразовость, многоразовость, РН, МКРС, и т.д. и т.п. - должно быть подчинено критерию эффективности. Хотя бы потому, что на неэффективной системе на Луну не полететь.
Так вы и Шаттл, и Буран собрались на Луну пускать? :D
- Луна это совсем отдельная песня, это почти из той-же оперы что сравнивать бегуна на короткие дистанции и супермарафонца - оптимальный по эффективности подход абсолютно разный, соответственно, для максимальной эффективности, только первая ступень лунной и НЗО ракет может быть идентична (и то не факт что это оптимально) а все остальное должно быть другим.
И кстати, самолетная первая ступень, безусловно универсальнее любой ракетной ступени.
"Демократия, это когда царь умный, а также добрый и честный по отношению к своим холопам".
--
Удача - подготовленный успех!

zyxman

Цитировать
ЦитироватьВы хотите сказать что эти две-три недели, да еще 10% не позволяли его чаще пускать? :shock:..

Не, это я неверно выразился. Было много факторов, одним из них - отсутствие СК на Западном космодроме. А так - да одних технических причин целая гора. Например, техобслуживание SSME (если память не изменяет, на один двигатель на борту приходится два сменных), невозможность совершения нескольких операций с ПКК сразу (нельзя менять "кафель" и работать по интеграции ПГ в птицу) и т.д.

Цитировать- Я просто взял как-то, зашел на сайт Лукашевича, и посчитал скорость роста числа запусков, и она (до 1986 естесственно), замечательно уложилась в классическую бизнесовую 10% в год... Я даже не постеснялся эту кривую дальше спрогнозировать и ЕМНИС там получилось что сейчас-бы летали они аж 22 раза в год.

Уже при 9-ти полётах система была напряжена почти до предела. Технически. Нужно было ещё пару ступеней строить и расширять зоны техобслуживания.

ЦитироватьМмм, я наверное чего-то пропустил, но вроде официальная версия была что от холода задубела резина в уплотнителях, что и привело к прорыву газов.. Тут кстати говорили что газы и до Челленжера прорывались.. после Челленжера эти уплотнители модифицировали..

Одной из причин была именно эта. Но они здорово прогорали ещё до Челленджера, и ничего не происходило. А тут "вывалились" из температурного окна на 11 градусов (не было там никакого мороза, какие морозы во Флориде  :lol: ), плюс очень высокая турбулентность на высоте 11000 метров, плюс ещё там что-то...
Да, бустеры модернизировали, теперь пламя бак не лижет
А можно ссылочки, где почитать такие подробности?
- Они-же как-то рассчитывали делать 30 пусков в год!!! - как, при таких-то эммм.. нюансах? :shock:
"Демократия, это когда царь умный, а также добрый и честный по отношению к своим холопам".
--
Удача - подготовленный успех!

Гусев_А

Сейчас конечно закат эры Шаттлов (и немножко Буранов).
Американцы пока держатся за Шаттл, потому как не имеют другого пилотируемого корабля. А снова на много лет закрывать собственную пилотируемую космонавтику не хотят. Теперь СССР уже не конкурент, но на пятки наступают китайцы и индусы. А амбиции у тех же китайцев не хилые, америка отдыхает.

Какие  причины привели к закату эры Шаттлов?
       Наверно первое, это сильно большая размерность РН для пилотируемого корабля.
       ____Или большая грузовая РН в сопровождении экипажа.
       ____Но и это не все, НИКАКАЯ защищенность астранавтов в нештатных ситуациях. На Буране этот вопрос был решен на порядок серьезней.
       ____В отличии от Энергии-Буран, он имел только одну грузоподъемность, а Энергия без Бурана, могла и сто тонн на орбиту закинуть.
       ____До тридцати тонн грузоподъемности так же у Штатов имели и другие РН (Атлас, Дельта), конечно там были другие последние ступени и было возможно другое назначение, но они забирали большую часть возможного грузопотока, Делая Шаттл еще менее конкурентоспособным.
       ____Был и ряд технических проблем, как с ресурсом отдельных агрегатов, теплоизоляции.
       ____Да и вообще схема Шаттла лично мне не очень нравится.

Ну я не думаю, что отказ от Шаттла, это вообще отказ от идеи многоразовых РН, и тем более универсальных многоразовых систем.

Wyvern

ЦитироватьСейчас конечно закат эры Шаттлов....

Какие  причины привели к закату эры Шаттлов?
       Наверно .....
...можно коротко и лаконично определить: современный уровень техники и технологии, позволяя создать псевдомногоразовый космический ракетоноситель, в принципе не позволяет его эксплуатировать выгоднее, чем одноразовые носители :) Вот и все.
Я, обычно, привожу в пример одноразовые шприцы, напрочь заборовшие многоразовый инструментарий ;)
А насчет темы, как то "универсальной системы выведения" - ОДИН двигатель, на ОДНОМ виде топлива, ОДИН тип корпуса, и постановка всего этого на  КОНВЕЕРНОЕ производство.  Грузоподъемность варьировать кол-вом блоков и составом блоков по двигателям. Так, что бы "линейка" перекрывала от 5 и до 30-40, а может и 100 тонн ПН. При НИОКР больше внимания уделять экономике, а не абсолютным показателям, в т.ч. и экономике самого проектирования, не позволяя включать в смету содержание всяких НАСАобразных... И учитывать, что материалы, инструменты и приборы необходимые для того же "Сатурна" сегодня можно заказать в любом каталоге.
В принципе начиная с "Энергии" именно такой подход и отрабатывается, включая печальную "Ангару", тока не могут избавиться от "наследия в головах"  А первым подобный подход, кстати, применил Вернер наш фон Браун на Сатурне-Фау ;)

Ник

Гусев_А

После некотрых мучений, воткнул в сайт, в текст по ГлобУСу ссылки на таблицы расчета траекторий РН в разных комплектациях.

Расчет делался в Exele, таблицы были еще более большие, с большим количеством столбиков-параметров. Я все немного упростил, урезал. Но все равно при засовывании в сайт размерчик получался мегабайт и более на каждую таблицу. Сам не ожидал, что таблицы занимают столько места.

Вначале способ расчета проверил на существующих носителях, результаты расчетов были близкие к реальным параметрам, только часто не хватало для чистоты расчетов многих этих самых параметров.

Конечно, кое что упрощал, для упрощения расчетов, так на некотрых отрезках некотрые параметры у меня изменялись линейно, от расчетной до расчетной цифры. Если у кого возникнут вопросы задавайте, отвечу, что смогу.

mrvyrsky

ЦитироватьА можно ссылочки, где почитать такие подробности?
- Они-же как-то рассчитывали делать 30 пусков в год!!! - как, при таких-то эммм.. нюансах? :shock:

А я, в основном, бумажные книги читал. Пороюсь на неделе - сошлюсь. Меня эта дивная птица с детства волнует, как прекрасная девушка  :lol:
СТАРЫЙ С НАМИ! С НИМ - ПОБЕДИМ!

Lev

Wyvern писал(а):
Цитировать...можно коротко и лаконично определить: современный уровень техники и технологии, позволяя создать псевдомногоразовый космический ракетоноситель, в принципе не позволяет его эксплуатировать выгоднее, чем одноразовые носители
Добавлю вот еще какую мысль. В стоимости пуска современного пилотируемого корабля стоимость носителя - не более 30% В стоимости пуска дорогого спутника или АМС - намного менее 30%.
Поэтому очень странным видится упорное стремление многих на удешевлении носителей, т.е. игра внутри 30%.
И также странно видится упорное нежелание видеть то, что это неэффективный путь.
Даже если Вы немыслимыми технологическими ухищрениями удешевите носитель в 10 раз, общая стоимость пуска уменьшится не более чем на четверть.
Такое ощущение, что люди просто придумали себе игрушку - многоразовый носитель.
Возникает ощущение, что людям на самом деле наплевать на дешевизну или эффективность.
Людям нужен некий девайс, котрый можно потрогать руками. И всё.
Я не понимаю такой подход. :cry:
Делай что должен и будь что будет

zyxman

ЦитироватьWyvern писал(а):
Цитировать...можно коротко и лаконично определить: современный уровень техники и технологии, позволяя создать псевдомногоразовый космический ракетоноситель, в принципе не позволяет его эксплуатировать выгоднее, чем одноразовые носители
Добавлю вот еще какую мысль. В стоимости пуска современного пилотируемого корабля стоимость носителя - не более 30% В стоимости пуска дорогого спутника или АМС - намного менее 30%.
Ок. А вы могли-бы расписать остальные пункты, и объяснить (по каждому отдельно), почему все так дорого?
"Демократия, это когда царь умный, а также добрый и честный по отношению к своим холопам".
--
Удача - подготовленный успех!

mrvyrsky

ЦитироватьWyvern писал(а):
Цитировать...можно коротко и лаконично определить: современный уровень техники и технологии, позволяя создать псевдомногоразовый космический ракетоноситель, в принципе не позволяет его эксплуатировать выгоднее, чем одноразовые носители
Добавлю вот еще какую мысль. В стоимости пуска современного пилотируемого корабля стоимость носителя - не более 30% В стоимости пуска дорогого спутника или АМС - намного менее 30%.
Поэтому очень странным видится упорное стремление многих на удешевлении носителей, т.е. игра внутри 30%.
И также странно видится упорное нежелание видеть то, что это неэффективный путь.
Даже если Вы немыслимыми технологическими ухищрениями удешевите носитель в 10 раз, общая стоимость пуска уменьшится не более чем на четверть.

Ха!
Не всё так однозначно. Цена носителя - да, около 30%, а-то и меньше. Но ежели, скажем, многоразовый ностель позволит отказаться от очень дорогих стартовых сооружений, и будет в обслуживании значительно проще, чем предстартовая подготовка обычного носителя - это уже следующие 30%.
Кроме того, почему ПН такая дорогая? В т.ч. и из-за дороговизны пусков. Отсюда малая серийность и всё такое прочее. Вот и цепляется одно за другое...
Такое ощущение, что люди просто придумали себе игрушку - многоразовый носитель.
Возникает ощущение, что людям на самом деле наплевать на дешевизну или эффективность.
Людям нужен некий девайс, котрый можно потрогать руками. И всё.
Я не понимаю такой подход. :cry:
СТАРЫЙ С НАМИ! С НИМ - ПОБЕДИМ!

Гусев_А

ЦитироватьДобавлю вот еще какую мысль. В стоимости пуска современного пилотируемого корабля стоимость носителя - не более 30% В стоимости пуска дорогого спутника или АМС - намного менее 30%.
Поэтому очень странным видится упорное стремление многих на удешевлении носителей, т.е. игра внутри 30%.
И также странно видится упорное нежелание видеть то, что это неэффективный путь.
Даже если Вы немыслимыми технологическими ухищрениями удешевите носитель в 10 раз, общая стоимость пуска уменьшится не более чем на четверть.
Такое ощущение, что люди просто придумали себе игрушку - многоразовый носитель.
Возникает ощущение, что людям на самом деле наплевать на дешевизну или эффективность.
Людям нужен некий девайс, котрый можно потрогать руками. И всё.
Я не понимаю такой подход. :cry:

А Вы подумали почему и спутники и КК на столько дорогие?

Вот например если тому же предприятию дать задание изготовить аппарат с определенными функциями, и ограничить вес аппарата в два раза, то аппарат получится минимум в 4 раза дороже. А если позволить этот же аппарат делать в два раза тяжелее, то аппарат будет в несколько раз дешевле.

В этом и будет прямая свзь с экономикой на ракете носителе. Будет ли дешевле создавать более тяжелые спутники и запускать их на более тяжелом РН. Не получится ли в таком случае более удачно использовать именно Универсальную Многоразовую Систему, чтоб не ограничивать создателей спутников очень жесткими рамками. И это будет один из шагов к реальной экономии в будущем.

zyxman

ЦитироватьА Вы подумали почему и спутники и КК на столько дорогие?

Вот например если тому же предприятию дать задание изготовить аппарат с определенными функциями, и ограничить вес аппарата в два раза, то аппарат получится минимум в 4 раза дороже. А если позволить этот же аппарат делать в два раза тяжелее, то аппарат будет в несколько раз дешевле.
Спасибо! С изготовлением спутников понятно.
Что насчет наземной инфраструктуры (ЦУП, НИПы, приемные станции, прочее) - какая сейчас их экономика?
Точнее так: насколько активно сейчас используется наземная инфраструктура и какие есть возможности по увеличению использования?
"Демократия, это когда царь умный, а также добрый и честный по отношению к своим холопам".
--
Удача - подготовленный успех!

zyxman

Цитировать
ЦитироватьЦена носителя - да, около 30%, а-то и меньше. Но ежели, скажем, многоразовый ностель позволит отказаться от очень дорогих стартовых сооружений, и будет в обслуживании значительно проще, чем предстартовая подготовка обычного носителя - это уже следующие 30%.
То есть получается что цена предстартовой подготовки и стартовых сооружений зависят от носителя. Спасибо! (еще один гвоздь :lol:)
"Демократия, это когда царь умный, а также добрый и честный по отношению к своим холопам".
--
Удача - подготовленный успех!

Гусев_А

ЦитироватьСпасибо! С изготовлением спутников понятно.
Что насчет наземной инфраструктуры (ЦУП, НИПы, приемные станции, прочее) - какая сейчас их экономика?
Точнее так: насколько активно сейчас используется наземная инфраструктура и какие есть возможности по увеличению использования?

Ну а с инфроструктурой то же можно оптимизировать расходы. (с разбегу не долго думая) На сегоднешний день большинство комплексов, оборудования и систем со времен царя - гороха. И наступает момент, когда расходы на ремонт старого на столько велики, что за нескольк лет высасывают столько средств, что хватило бы на постройку нового комплекса.

А если строить новый комплекс для запуска, подготовки , заправки..... то очевидно, что нужно создавать или целый букет комплексов (разношерстных с разным оборудованием) для разных ракет, или создавать единый универсальный комплекс, только с несколькими стартовыми столами, но единой ремонтно-сервисной базой. Где есть оборудование для работы с ограниченным набором ракетных блоков, движков... Не маловажно, что при работе по обслуживанию и запуску системы, даже при разных её комплектациях в большинстве случаев работают одни и те же специалисты. И они все время обеспечены работой.

Я считаю, что уже пора от разношерстных ракет переходить к системам, что должно заметно поднять эффективность.

zyxman

Цитировать
ЦитироватьСпасибо! С изготовлением спутников понятно.
Что насчет наземной инфраструктуры (ЦУП, НИПы, приемные станции, прочее) - какая сейчас их экономика?
Точнее так: насколько активно сейчас используется наземная инфраструктура и какие есть возможности по увеличению использования?

Ну а с инфроструктурой то же можно оптимизировать расходы. (с разбегу не долго думая) На сегоднешний день большинство комплексов, оборудования и систем со времен царя - гороха. И наступает момент, когда расходы на ремонт старого на столько велики, что за нескольк лет высасывают столько средств, что хватило бы на постройку нового комплекса.

Это понятно.

ЦитироватьА если строить новый комплекс для запуска, подготовки , заправки.....

Я вообще-то имел в виду именно работу с летающими спутниками - ЦУП/ЦУССС (центр управления спутниковой системой связи), оборудование для измерения параметров орбиты, системы дальней космической связи, центры обработки информации, вычислительные центры, итп - насколько сильно они сейчас загружены и будет ли их эксплуатация дешевле (поделенная на количество действующих спутников), если будет значительно больше запусков и соответственно больше действующих спутников/КА?
"Демократия, это когда царь умный, а также добрый и честный по отношению к своим холопам".
--
Удача - подготовленный успех!

mrvyrsky

Цитировать
Цитировать
ЦитироватьЦена носителя - да, около 30%, а-то и меньше. Но ежели, скажем, многоразовый ностель позволит отказаться от очень дорогих стартовых сооружений, и будет в обслуживании значительно проще, чем предстартовая подготовка обычного носителя - это уже следующие 30%.
То есть получается что цена предстартовой подготовки и стартовых сооружений зависят от носителя. Спасибо! (еще один гвоздь :lol:)

А что, не зависит? Зависит, и ещё как... Но больше всего зависит от предстартовой подготовки или, для МТКС, от межполётного обслуживания. К сожалению, я вот себе не очень представляю, как можно сделать сейчас полностью многоразовый аппарат, сопоставимый по расходам на межполётку даже с самым "кошмарным" еропланом. И одноразовая РН почти всегда оказывается выгоднее. Но в сторону многоразовости и удешевления вывода ПН двигаться необходимо.
СТАРЫЙ С НАМИ! С НИМ - ПОБЕДИМ!

mrvyrsky

Цитировать
Цитировать
ЦитироватьСпасибо! С изготовлением спутников понятно.
Что насчет наземной инфраструктуры (ЦУП, НИПы, приемные станции, прочее) - какая сейчас их экономика?
Точнее так: насколько активно сейчас используется наземная инфраструктура и какие есть возможности по увеличению использования?

Ну а с инфроструктурой то же можно оптимизировать расходы. (с разбегу не долго думая) На сегоднешний день большинство комплексов, оборудования и систем со времен царя - гороха. И наступает момент, когда расходы на ремонт старого на столько велики, что за нескольк лет высасывают столько средств, что хватило бы на постройку нового комплекса.

Это понятно.

ЦитироватьА если строить новый комплекс для запуска, подготовки , заправки.....

Я вообще-то имел в виду именно работу с летающими спутниками - ЦУП/ЦУССС (центр управления спутниковой системой связи), оборудование для измерения параметров орбиты, системы дальней космической связи, центры обработки информации, вычислительные центры, итп - насколько сильно они сейчас загружены и будет ли их эксплуатация дешевле (поделенная на количество действующих спутников), если будет значительно больше запусков и соответственно больше действующих спутников/КА?

А-а-а... эвон Вы о чём...
Пёс его знает, нужно ли нам увеличивать мощности всего на свете, ежели спутниковая группировка наша чудом мгновенно удвоится. А вот мне самому интересно, сколько в процентном отношении в стоимости усреднённого спутника "весит" наземка после его выведения? Америкосы прилично сократили всевозможные наземные НИПы, взвалив всё что можно на спутниковую группировку (связь, ориентацию и пр.). Имхо, правильно сделали.
СТАРЫЙ С НАМИ! С НИМ - ПОБЕДИМ!

Гусев_А

Сейчас новые спутники стали умнее, и прежнее наземное оборудование уже не во всем отвечает требованиям, поэтому если создается новая серия спутников (пусть например ГЛОНАС), то так же под него строится и специальная наземная инфроструктура поддержки. Не говоря уже про зарубежные аппараты которые после вывода на заданную орбиту работают с инфроструктурой создателя.  На 100% не знаю, но так думаю. Конечно общие данные, как положение....   отслеживают в ранее созданных структурах.

zyxman

Цитировать
Цитировать
Цитировать
ЦитироватьЦена носителя - да, около 30%, а-то и меньше. Но ежели, скажем, многоразовый ностель позволит отказаться от очень дорогих стартовых сооружений, и будет в обслуживании значительно проще, чем предстартовая подготовка обычного носителя - это уже следующие 30%.
То есть получается что цена предстартовой подготовки и стартовых сооружений зависят от носителя. Спасибо! (еще один гвоздь :lol:)

А что, не зависит? Зависит, и ещё как... Но больше всего зависит от предстартовой подготовки или, для МТКС, от межполётного обслуживания. К сожалению, я вот себе не очень представляю, как можно сделать сейчас полностью многоразовый аппарат, сопоставимый по расходам на межполётку даже с самым "кошмарным" еропланом. И одноразовая РН почти всегда оказывается выгоднее. Но в сторону многоразовости и удешевления вывода ПН двигаться необходимо.
Я тоже решил для себя что полная многоразовость пока не имеет смысла  нигде (ну в самом деле, какой смысл таскать на орбиту и обратно туалет а в случае грузовика пустую коробку).

Но вот частичная многоразовость очень даже интересна и на мой взгляд очень даже реализуема - например, я уверен что может быть интересно спасать движки РН (их очень сложно производить много, а ресурс у их обычно больше одного полета и может быть и еще увеличен).
Ну грубо говоря я думаю про концепцию вроде Урал, но с жесткой посадкой (бак то нам второй раз не нужен).
"Демократия, это когда царь умный, а также добрый и честный по отношению к своим холопам".
--
Удача - подготовленный успех!