Vega, Vega-C,...

Автор Разъём, 10.09.2004 18:35:34

« назад - далее »

0 Пользователи и 1 гость просматривают эту тему.

Ярослав

Цитировать
Цитировать
Цитировать...moving the upper stage from Ukrainian-made to European-made...
срочно надо вступать в Евросоюз !!!

тогда "moving" будет только на бумаге )
:shock:
Что, только ради этого?  :D
:roll:   :lol:

ZOOR

Цитироватьhttp://www.spacenews.com/launch/120404-india-launch-spot-sat.html
ЦитироватьWed, 4 April, 2012
India To Launch Astrium's Spot 6 Earth Observation Satellite[/size]
By Peter B. de Selding

    PARIS — India's PSLV rocket will launch the Spot 6 commercial Earth observation satellite for Astrium Services of Europe late this year under a contract announced April 3 by the Indian Space Research Organisation (ISRO).

    The 800-kilogram satellite, intended to operate from a near-polar low Earth orbit at 694 kilometers in altitude, will be accompanied on the launch by several other payloads that ISRO did not identify.


    Astrium Services is building and launching the identical Spot 6 and 7 satellites using its own funds, with no assistance — nor any guarantee of future image purchases — by the French government. Astrium officials have said they expect to spend about 300 million euros ($400 million) to build and launch the two spacecraft.
А нафига они Вегу делали, ПН как раз под нее
Я зуб даю за то что в первом пуске Ангары с Восточного полетит ГВМ Пингвина. © Старый
Если болит сердце за народные деньги - можно пойти в депутаты. © Neru - Старому

Veganin

РН разные нужны, РН разные важны :lol:
Возможно, по итогам первого пуска надо сделать какие-нибудь мелкие доработки? И надо глянуть ПРАЙС, сколько там PSLV стоит.
"Мы не осмеливаемся на многие вещи, потому что они тяжелые, но тяжелые, потому что мы не осмеливаемся сделать их." Сенека
Если вы думаете, что на что-то способны, вы правы; если думаете, что у вас ничего не получится - вы тоже правы. © Генри Форд

Salo

http://forum.nasaspaceflight.com/index.php?topic=1071.msg895321#msg895321
ЦитироватьPivdenne, AvioSpA to supply rockets for Vega launch vehicles

KIEV, April 26 – Pivdenne Design Bureau and Pivdenmash production amalgamation (both based in Dnipropetrovsk) and the Italian-based AvioSpA have signed a contract for the supply of rocket engines for the fourth stage of the new European Vega launch vehicle.

The contract is designed for three years, with the right to prolong it, a source familiar with the details of the Ukrainian-European cooperation on the Vega program told Interfax-Ukraine. It envisages the production and supply of five rocket engines to the European partners. The delivery of the first serial engine to the customer is scheduled for 2012.

http://www.ukrainianjournal.com/index.php?w=article&id=14430
"Были когда-то и мы рысаками!!!"

Salo

http://www.arianespace.com/news-press-release/2012/6-20-2012-Arianespace-to-launch-DZZ-HR.asp
ЦитироватьArianespace to launch DZZ-HR high-resolution observation satellite[/size]

Evry, June 20, 2012

Today in Toulouse Arianespace has signed a launch Service & Solutions contract with Astrium to launch the DZZ-HR satellite for Kazakhstan.

Jean-Yves Le Gall, Chairman and CEO of Arianespace, and Jean Dauphin, Director Earth Observation Navigation & Science – Astrium France, announced that they have signed today in Toulouse (France) the launch service & solutions contract for the DZZ-HR satellite.

 The DZZ-HR high-resolution observation satellite is being built by Astrium for the government of the Republic of Kazakhstan. Weighing 900 kg at launch, the DZZ-HR satellite will be launched by Arianespace's Vega light launcher into a Sun-synchronous orbit at an altitude of about 750 km. It will be launched from the Guiana Space Center, French Guiana, in the second quarter of 2014.

The DZZ-HR system will be independently controlled by Kazakh operators who have been trained by Astrium. Using images acquired by the DZZ-HR satellite from the entire planet, the system will provide very-high-quality panchromatic and multispectral products for a wide range of applications, including cadastral surveys, management of natural resources, environmental monitoring and homeland surveillance.

Arianespace Chairman and CEO Jean-Yves Le Gall said: "Today, with the European launcher Vega, we can offer all customers new launch services for this type of mission. This is the third contract for Vega, after Sentinel 2 and 3, and this time we are serving an end-customer outside of Europe. We are also delighted to be working once again with Astrium Satellites, with whom we have a long-standing relationship of mutual trust."[/size]
"Были когда-то и мы рысаками!!!"

instml

Vega Builders See Opportunity in Rising Russian Rocket Prices
ЦитироватьFARNBOROUGH, England — The designers of Europe's Vega small-satellite launch vehicle, surveying a commercial landscape that looks increasingly favorable to them, are planning three possible evolutions of the rocket to better align its cost and its capacity to its growing market.

The rocket, built by Italy's ELV S.p.A, which is owned 70 percent by Avio Group of Turin and 30 percent by the Italian Space Agency, successfully conducted its inaugural flight in February and is set to become the default choice for the launch of most European government science and Earth observation satellites that are within its performance limits.

The current Vega is able to launch a 1,500-kilogram satellite into a 700-kilometer circular polar low Earth orbit.

Vega's backers say the vehicle appears to be arriving at a time when converted ballistic missiles in Russia and Ukraine are no longer easily available as space launch vehicles. And when they are available, their price is increasing rapidly.

The future of the Russian-Ukrainian Dnepr rocket, for example, which has been used to launch commercial and governmental satellites, is unclear. Kosmotras of Moscow declined to respond to requests for comment on the vehicle's availability and pricing. Two other industry officials said that the Russian military forces, which maintain Dnepr as a silo-launched missile now being decommissioned under arms control treaties, are asking for much higher prices to convert the missile for space launches.

As the European Space Agency (ESA) recently discovered to its dismay, a Russian submarine-launched missile that had been available for small payloads as part of test firings appears to have been taken off the market by Russian military forces.

These developments, and the temporary withdrawal from the market of Space Exploration Technologies' Falcon 1 rocket while that company focuses on its larger Falcon 9, have created an opening for Vega.

In interviews here during the Farnborough Air Show, Avio and Italian Space Agency officials said they are hoping that ESA ministers meeting in November will agree to at least one of the multiple routes to Vega's enhancement.

Italian Space Agency President Enrico Saggese conceded that the funding available at ESA for Vega upgrades will depend in part on what decision the agency takes regarding the future of Europe's heavy-lift Ariane 5 rocket.

An Ariane 5 upgrade costing around 1.5 billion euros ($1.9 billion) over six years is one alternative under consideration. The other is a 10-year program to produce an Ariane 6 rocket whose cost would be at least double that figure.

Antonio G. Accettura, Avio Defense and Space business development manager, said the company is aware that to capture what looks to be an expanding market and to win investment approval by ESA, Avio must demonstrate that it can maintain Vega's operating costs within a strict financial envelope.

With the inaugural flight completed, ELV and Avio have five ESA-financed flights planned for the next two to three years. These Verta, or Vega Research and Technology Accompaniment, missions will launch a variety of ESA payloads including an experimental spaceplane demonstrator called the Intermediate Experimental Vehicle, the LISA Pathfinder science satellite and three Sentinel Earth observation spacecraft.

Accettura said ELV and Avio will use the Verta program to trim costs from Vega's operations to assure that the vehicle is able to attract business from beyond ESA. The more non-ESA customers it books, the easier it will be to reduce the per-launch costs, he said.

Accettura said Vega's enhancement is separated into a two-part program. The first is referred to as a consolidation of the vehicle's performance; the second points to an evolution toward a much more powerful vehicle.

The first would better position the rocket to launch satellites weighing around 2,000 kilograms into low Earth orbit. The Italian Space Agency is financing a program called Lyra that would replace Vega's third and fourth stages with a stage powered by a liquid-propellant engine called Mira.

Another modification, Accettura said, would enhance Vega's P-80 solid-fueled first stage, which carries some 88,000 kilograms of propellant, to 120,000 kilograms, increasing payload capacity to 1,800-2,000 kilograms into low Earth orbit.

A second series of enhancements would increase the power of the Zefiro 23 second stage, carrying 24,000 kilograms of solid propellant, to a Zefiro 40 model. This modification would be part of a program to permit Vega to lift up to 2,500 kilograms of payload into low Earth orbit.

A program called Vega Evolution would combine the larger first and second stages with the Mira engine to give Vega the power to carry a 3,300-kilogram satellite into low Earth orbit, Accettura said.

Avio and the Italian Space Agency would prefer that the vehicle's enhancements include the German government's entry into Vega through the use of a German-built Vega upper stage. The German Aerospace Center, DLR, has said it is open to joining the program.

Saggese said the introduction of all-electric telecommunications satellites ultimately may permit the higher-power Vega to appeal to the telecommunications market. Replacing chemical propellant means that a satellite that would weigh 5,000 kilograms could be launched, with electric propulsion, weighing 3,000 kilograms. In the longer term, he said, an upgraded Vega would be able to replace the Russian Soyuz vehicle, which since 2011 has been operating from Europe's Guiana Space Center in French Guiana.
http://www.spacenews.com/launch/120720-vega-opportunity-rising-prices.html
Go MSL!

Salo

ЦитироватьВ Украине приступили к подготовке серийного производства двигателя для новой европейской РН Vega[/size]
27.09.2012

ЦитироватьВ Украине началась работа по налаживанию серийного производства маршевых двигателей четвертой ступени для новой европейской ракеты-носителя легкого класса (РН) Vega.

 "В конце августа европейскому заказчику обеспечена поставка маршевого двигателя для второго пуска РН Vega. В настоящее время ведется подготовка к серийному производству - финансирование этих работ заказчиком уже начато", - сообщил агентству "Интерфакс-Украина" источник, знакомый с деталями украинско-европейского сотрудничества по программе РН Vega.

 http://vpk.name/news/76026_v_ukraine_pristupili_k_podgotovke_seriinogo_proizvodstva_dvigatelya_dlya_novoi_evropeiskoi_rn_vega.html
"Были когда-то и мы рысаками!!!"

instml

Потеряли немножко телеметрии...

Vega Suffered Telemetry Outage in First Flight
ЦитироватьNAPLES, Italy – The otherwise successful inaugural flight of Europe's Vega small-satellite launcher in February featured a loss of telemetry during the rocket's crucial fairing-jettison phase as the ground-telemetry station was blinded by the rocket's plume, European Space Agency (ESA) officials said Oct. 1.

The anomaly — apparently the only notable problem during the flight — will force Vega managers to either switch ground-telemetry stations for future flights, or change Vega's launch path to permit the current tracking station to capture the telemetry. The change in flight paths likely would force a redesign of one or more of the rocket's fuel tanks to permit a longer burn to compensate for the less-ideal trajectory.

In interviews and presentations here at the 63rd International Astronautical Congress (IAC), ESA officials said that, in a situation they had not anticipated, the Vega rocket's trajectory during the ignition of its third stage lined up exactly with the ground telemetry station. The ground station was unable to capture telemetry as the signal was lost amid the plume particles emitted by the Zefiro-9 solid-fueled stage.

The Zefiro-9 was ignited 216.5 seconds after Vega's liftoff from the Guiana Space Center in French Guiana, on South America's northeast coast.

Five seconds later, the fairing that protected the eight satellites being delivered into two separate low Earth orbits was separated, an event important to register, especially during an inaugural flight.

Vega was at 135 kilometers in altitude when the Zefiro-9 stage began firing. By the time it finished its work about two minutes and 13 seconds later, the rocket was at 182 kilometers, according to a paper presented here by Stefano Bianchi, ESA's Vega project manager.

In his presentation, Bianchi said Vega managers had to contend with "the interruption of the radio-frequency link during a significant part of the [Zefiro-9] propulsive phase, related to the [Zefiro-9] radiation effect under the aspect angle. This in particular affected the fairing separation phase, for which environmental and kinematics data could not be recovered."

A task force including ESA; Vega prime contractor ELV SpA; the French space agency, CNES; and launch-services provider Arianespace was formed to determine how to mitigate the problem in future flights, Bianchi said.

Antonio Fabrizi, ESA's director of launchers, said the 20-nation agency will be asking its member governments in November for a Vega-consolidation package that includes funds to avoid the problem in the future.

"We need to work on the first stage and either invest in a new ground station or in a new Vega trajectory," Fabrizi said. "If we adjust the trajectory, that would result in a loss of performance, and we will need to compensate for that."

Fabrizi said Vega is scheduled to make its next flight in March, when it will carry ESA's Proba-V Earth observation satellite into polar low Earth orbit.

ESA has booked five Vega flights, starting with the Proba-V mission, as part of a 400 million euro ($500 million) program to guide the Vega program to a point at which its per-launch costs make it competitive on the global market.

With several Russian and Ukrainian converted ballistic missiles now facing questions as long-term space-launch alternatives, Vega managers believe the rocket should be able to establish itself as a reliable small-satellite launcher — if managers can get its prices down.

Vega's ELV managers have said the vehicle now costs about 32 million euros, including the cost of Arianespace's marketing and sales activities. If they can increase Vega's launch rate from one per year now to four per year, that price could be reduced to 22 million, these officials have said.

Fabrizi agreed. "We have a window of opportunity now and it would be stupid not to catch it," he said. "The various small improvements in the vehicle we are proposing [to the November meeting of ESA governments] should also help with the vehicle's competitiveness."

"One flight per year is not ideal," Fabrizi said. "If Arianespace is able to increase the rate to three or four per year, Vega can be competitive."

Fabrizi noted that despite Vega's infancy, there are no plans at ESA to finance its operations in the same way that the heavy-lift Ariane 5 rocket is supported. Ariane 5 operating costs are financed at level of about 120 million euros per year.

"There is no need for this kind of support for Vega now," Fabrizi said.
http://www.spacenews.com/launch/121002-vega-suffered-telemetry-outage-first-flight.html
Go MSL!

Ярослав

а почему бы не скинуть телеметрию после "слепого участка" ?

это конечно не реалтайм, но и вероятность крупной аварии (без возможности последующего сброса телеметрии) не велика.

постройка новой станции, конечно, это новые рабочие места для Европы )))

SpaceR

Ну тут или 100% гарантия, или игра с вероятностями...
К тому же после аварии может весь борт обесточиться или недопустимая закрутка блока появиться. А у всенаправленных более высокое потребление, и всё выливается в доп.массу и снижение ПГ.

Ярослав

ну тогда может проще в Австралии - как это Силонч делает

Хотя - если разные наклонения - то может проще кораблик с правильными антеннами посылать в нужное место )

SpaceR

Хм. А что Силонч делает в Австралии?

Телеметрия с РБ ДМ-SL, няз, идёт через спутник системы TDRS.

PIN

Цитироватьну тогда может проще в Австралии

Там для этого есть Перт. Но он к данной проблеме отношения не имеет. Проблема была c Galliot. И решаться она будет установкой антенны тоже в Гвиане, на северо-западе.

PIN

И постройка telemetry and tracking станции для таких задач - невелика задача, никаких особых "рабочих мест" это не создаст. Типовая антенна, немного камня и цемента, линия связи и пара стоек с о5-таки серийным оборудованием. Рутинно не обитаема, на период пуска 1-2 человека приезжают для тестирования и потом остаются на всякий случай. Ровно то же происходит на Санта-Марии, кстати.

Salo

#234
http://www.day.kiev.ua/236923
 
Украинский двигатель сегодня доставляет на орбиту европейские спутники, но...
Владимир КОНОХ: «В отрасли продолжается старение кадров»
Вадим РЫЖКОВ, «День»Днепропетровск      
   

Владимир КОНОХ   

 В этом году на соискание Государственной премии Украины выдвинута работа «Создание жидкостного ракетного двигателя для верхних ступеней ракет-носителей». Она отражает достижения днепропетровских ракетостроителей ГП «КБ «Южное» и завода «Южмаш». Еще в феврале 2004 года ими был подписан контракт с итальянской фирмой «Авио» на разработку, изготовление и поставку маршевого двигателя для четвертой ступени европейской ракеты-носителя «Вега». Разработанный украинскими специалистами двигатель по своим показателям значительно превосходит зарубежные аналоги. 13 февраля нынешнего года успешно прошло первое летное испытание носителя «Вега». Это закладывает основу для дальнейшего сотрудничества Украины и стран Евросоюза в космической сфере. О работе днепропетровских ракетчиков рассказывает один из участников проекта кандидат технических наук, начальник отдела ГП «КБ «Южное» Владимир КОНОХ.

— Почему европейцы остановили свой выбор на украинском двигателе?

 — Дело в том, что каждая страна или группа стран, объединенных в ассоциацию вроде Европейского космического агентства, хочет иметь ракеты-носители для вывода в космос спутников различного назначения. У ЕКА есть тяжелый носитель «Ариан-5», способный доставлять на орбиту полезную нагрузку до 18 тонн. С Россией они договорились об использовании среднего носителя — «Союз-СТ». Но иногда необходимо выводить на орбиту и спутники, которые имеют небольшой вес. Поэтому Европейскому космическому агентству потребовался носитель легкого класса. Именно этим носителем и стала «Вега», способная выводить 2—3 тонны на низкие орбиты. Итальянцы изготовили для этой ракеты твердотопливные двигатели первых трех ступеней, но им необходим был двигатель для четвертой ступени, так называемого разгонного блока, который должен точно доставлять каждый спутник на определенную орбиту. Ведь на ракету чаще всего ставят несколько спутников. Когда 13 февраля нынешнего года состоялся первый испытательный полет «Веги», то она вывела сразу 9 спутников — два больших и семь «кубиков» весом каждый до 1,5 кг. Это спутники университетов Польши, Италии, Венгрии, Румынии и других европейских стран. Наш двигатель включался три раза и довольно точно вывел все эти спутники на орбиты.

 У ЕКА были определенные требования: с одной стороны, им нужен был недорогой двигатель, с другой — он должен обладать определенными характеристиками. Главная из них — это импульс тяги, который характеризует совершенство процессов. Чем выше удельный импульс, тем больше можно вывести полезную нагрузку. И когда они начали смотреть, то выбор оказался небольшой, хотя двигатели создают американцы, японцы, китайцы, россияне, французы, немцы и мы, конечно. Им по многим параметрам подошел как раз наш. В России тоже есть подобные двигатели, но у них ниже удельный импульс и они проигрывают по характеристикам, поэтому обратились именно в КБ «Южное». Причем впервые это случилось еще в 1997 году, а серьезный контракт был заключен в 2004 году. Заказ был небольшой, но требования к нашей продукции — очень высокие. Буквально на четырех экземплярах мы провели отработку и испытания, подтвердили характеристики и надежность двигателя. Испытывали ступень, двигатель и его агрегаты на вибронагрузки и многое другое. Были проведены огневые испытания двигателя в составе ракетной ступени на одном из предприятий Германии. Все работы завершились лишь в 2010 году. И наконец, в прошлом году мы поставили свой двигатель на первую ракету «Вега».

— Как известно, европейцы предъявляют очень высокие требования в сфере экологии. Их не смущает, что наши ракетные двигатели часто работают на токсичных компонентах?

 — Насколько я знаю, в перспективе они хотят использовать двигатель, который будет работать на метане и кислороде. Над таким двигателем работают россияне в Воронеже. У нас опыта работы с метаном нет. Мы используем в некоторых двигателях кислород и керосин, но европейцы предпочитают метан как перспективное ракетное горючее. Это «модное» направление, но ни один российский двигатель на метане пока не летает. Думаю, что это — неблизкая перспектива. Ведь отработка нового ракетного двигателя занимает 8-10 лет — об этом говорит статистика. Россияне уже несколько лет отрабатывают этот двигатель — денег на отработку требуется очень много. Одним словом, пока наш двигатель будет востребован, а тем более такой надежный и недорогой.

— Этот двигатель ранее использовался на других ракетах?

 — Его можно устанавливать на разгонные блоки любых ракет-носителей. Подобные применялись на боевых стратегических ракетах «Сатана». Это был как бы его прародитель — «отец», а «дедушкой» можно считать двигатель для «лунника» — блок Е, который разрабатывали в Днепропетровске для советской программы полета космонавтов на Луну. Полет, как известно, не состоялся, но остались разработки. Созданный двигатель отличается от своих предшественников вытеснительной системой подачи компонентов топлива, более совершенными камерой и агрегатами автоматики, а также высокими энергомассовыми характеристиками. Кстати, весит он меньше пуда — 14,2 кг, а изготавливается полностью на заводе «Южмаш».

— Кто является разработчиком этого двигателя?

 — Это разработка нашего КБ ракетных двигателей. Руководил проектом до последнего времени заместитель генерального конструктора ГП «КБ «Южное», главный конструктор ракетных двигателей и установок Шнякин Владимир Николаевич. К сожалению, он умер в нынешнем году. Среди разработчиков: Шульга Владимир Андреевич — заместитель главного конструктора КБ ракетных двигателей, Переверзев Владимир Григорьевич — главный специалист этого КБ, Коваленко Виктор Николаевич — начальник расчетно-теоретического отдела КБ, Пинягин Виктор Дмитриевич — заместитель генерального конструктора ГП «КБ «Южное», специалисты «Южмаша», а также Засуха Сергей Алексеевич — заместитель генерального директора Государственного космического агентства Украины. Создание ракетного двигателя — непростая работа. За ней стоит громадное количество расчетов. Необходимо точно знать, как двигатель будет вести себя в условиях космоса, высоких и низких температур, различных нагрузок и вибраций.

— Сколько европейских стран участвует в проекте «Вега»?

 — На данный момент это семь стран Евросоюза, чьи флаги можно увидеть на корпусе ракеты. Украинского флага среди них нет, к сожалению. Контракт с нами заключила итальянская фирма «Авио». Поэтому считается, что украинский двигатель задействован в итальянской части проекта. Италия и Франция — основные партнеры, их финансовый вклад составляет соответственно 58,4 и 25,3%. Доля остальных участников — Бельгии, Испании, Нидерландов, Швейцарии и Швеции — значительно меньше от 6,9 до 0,6%. Запуски производит фирма «Ариан спейс», которая занимается запуском и других ракет-носителей «Ариан-5» и «Союз-СТ». Ракету «Вега» запускают с космодрома Куру во Французской Гвиане, который расположен близко к экватору.

— Могут ли ракеты «Вега» стать конкурентом украинского носителя «Циклон-4», который планируют запускать с бразильского экваториального космодрома «Алкантара»?

 — Нет, хотя «Циклон-4» также носитель легкого класса, но ближе к среднему классу. Он значительно мощней «Веги», а потому находится в другой «весовой категории».

— Какие отзывы о ваших разработках со стороны европейцев?

 — Они проявляют сдержанность, но в целом характеристики двигателя, который мы поставляем на «Вегу», не оспаривают, поскольку они превосходны. Все должны были показать летные испытания. Еще в прошлом году нашу работу пытались выдвинуть на государственную премию, но в Киеве сказали: «Когда полетит, тогда и рассмотрим». Так и зарубежные партнеры, ведь цыплят по осени считают. Но, в общем, после полета «Веги» отзывы самые хорошие.

 Доля скепсиса проскальзывала в некоторых российских СМИ, поскольку они считают, что самые лучшие двигатели в России. И это, надо признать, небезосновательное мнение. Потому что там есть крупные конструкторские бюро — НПО «Энергомаш», КБ «Химавтоматики», где создали двигатели, которые пока никто не повторил, например, РД-180, РД-0120. Даже американцы с восхищением отзываются и о двигателях, которые были разработаны еще 30 лет назад. Однако ведущие российские разработчики очень высоко отозвались о характеристиках нашего двигателя и считают, что его создатели заслуживают присуждения Государственной премии Украины в области науки и техники.

— Как тогда можно объяснить целую полосу аварий российских ракет?

 — Главная причина — снижение культуры производства. Кроме того, нет той дисциплины и строгости, которая была раньше. Такое положение ужасно для ракетной техники. А ведь все должно четко выполняться, и брак в подобной работе недопустим. У нас пуски в основном проходят удачно, но нужно постучать по дереву. Ведь в отрасли продолжается старение кадров, молодежь идет на работу неохотно, поскольку небольшая зарплата. Хорошо, что на «Южмаше» еще работают старые и очень опытные кадры, которые делают все на совесть. Чтобы сохранить потенциал, необходимо серьезное государственное финансирование, и особенно в этом нуждается завод. Конструкторское бюро «Южное» само зарабатывает и не ждет милости от государства. У нас интеллектуальная конструкторская работа и в основном зарубежные заказы. Мы работаем со всем миром — с Америкой, Европой, Россией, даже с Африкой. Заводу гораздо сложней, ведь он наши разработки воплощает в металле.

— Еще прошлым правительством озвучивались планы по реформированию ракетно-космической отрасли. Что сделано в этом направлении?

 — Практически ничего. Тем не менее, давно идут разговоры о необходимости выделить в отдельное предприятие производство ракетных двигателей и дать ему самостоятельность. Поскольку на мировом рынке ракетные двигатели как товар востребованы — и твердотопливные, и жидкотопливные. Насколько я знаю, готовились соответствующие приказы, но все не так просто. Потому что очень трудно разорвать производственную цепочку. Необходимо и литейное производство, и штамповка, и гальваника. Очевидно, приемлемое решение пока не найдено. Во всяком случае, все остается по-прежнему.
"Были когда-то и мы рысаками!!!"

Salo

#235
http://www.npomash.ru/press/ru/tribuna231112.htm?l=0
ЦитироватьПОСЛУШНЫЙ ТИТАН

На состоявшемся недавно Научно-техническом совете ОАО «ВПК «НПО машиностроения» внимание присутствующих, кроме прочих вопросов, привлекла современная методика изготовления деталей для ракетно-космической отрасли методом изотермической формовки. На слайдах были продемонстрированы детали, выполненные уникальной установкой сверхпластического деформирования и диффузионного сращивания СДДС-1.
Эта установка предназначена для изготовления многослойных деталей и узлов из титановых сплавов. Сотрудник редакции встретился с авторами методики – Александром Масловым и Яковом Соболевым, докторами технических наук, профессорами. Предлагаем читателям рассказ об этой удивительной установке.

С семидесятых годов прошлого века эта технология с использованием явления сверхпластичности начала активно развиваться и применяться в жизнь. Американцы использовали ее при изготовлении шасси для «Боингов» и деталей плоскости и фюзеляжа в аэрокосмической промышленности на фирме «ROCKWELL I.C.», потому что такая технология позволяет значительно снизить нагрузки, с помощью которых можно деформировать металл.
– На тех же прессах стало возможным делать более габаритные конструкции, чем при обычной изотермической штамповке, – рассказывает Александр Иванович. – Это был значительный прорыв в технологии металлообработки. Научные светила, Самуил Поляк и Олег Смирнов создали определенную теорию сверхпластичности, которая позволяла описать этот процесс. Работы проводились в Институте стали и сплавов (МИСиС). Применяемый на всех предприятиях страны единственно возможный для получения объемных тонкостенных конструкций метод горячей штамповки не только высокозатратный, но главное – он не позволяет достичь технического уровня продукции, изготавливаемой на установке СДС (по прочности и толщине металла).
Усиливать мощность оборудования, которое существовало тогда, не было смысла. Один проход самого мощного пресса с усилием 75 тысяч тонн в то время стоил столько же, сколько автомобиль «Жигули». Надо было использовать какие-то другие явления, одно из них – сверхпластичность. Она позволяла на одном и том же прессе получать детали почти в полтора раза больше. Особенно эффективен этот способ в сочетании с диффузионной сваркой. Известно, что титан очень хорошо диффузионно сваривается.
В 1996 году на этом оборудовании был сделан опытный образец шар-баллона по заказу фирмы С.А. Лавочкина для выставки в Ле-Бурже, который очень заинтересовал французов. Они решили его использовать на ракете-носителе малого класса «Вега». В этом году, 13 февраля, состоялся удачный пуск ракеты, которая вывела на орбиту 2 тонны полезного груза – 9 спутников. Этот проект сейчас очень востребован, стоит он 5 млн долларов, это сравнительно недорого. Ракета сделана из неметаллических материалов, четырехступенчатая, причем четвертая ступень развозит спутники по орбитам. Для ВПК «НПО машиностроения» эта технология весьма перспективна. Топливные полусферы установка может делать до 1200 мм в диаметре. Изделия могут быть параболические, конические, цилиндрические. На ней можно делать приварку фланцевых соединений прямо к оболочке, штуцера, шпангоуты, бобышки. Усилие в 200 тонн пресса, наличие вакуума, нагревателя до 1000 градусов открывают большие возможности по развитию технологии, снижению цены изделия. Мало того, что титан стоит дорого – 1,5 миллиона рублей за тонну, эта технология позволяет делать ажурные детали, уменьшать количество комплектующих деталей, вместо болтовых соединений позволяет делать сварку. Толщину металла можно будет доводить до 0,6 – 0,7 мм, делать разнообразные сотовые конструкции.
Возможностей применения технологии очень много, процесс полностью автоматизированный, программа подается с компьютера, человек практически не участвует в процессе изготовления деталей, который проходит в закрытой вакуумной камере.
– К сожалению, сегодня нет специалистов, которые владеют совмещенной технологией сварки и формовки, – рассказывает Александр Иванович. – Поэтому этот участок в цехе 21-07 мы всячески оберегаем. Сама установка представляет собой высокотемпературную вакуумную печь сопротивления с системой прессования. Сама камера состоит из двух половин: верхней, которая имеет возможность перемещения, и нижней полукамеры, неподвижной. Нагрев изделия осуществляется излучением от трехзонного нагревателя. Когда температура в оснастке достигает 900 градусов, через коллектор подается газ (азот, аргон). Начинается процесс сверхпластичного деформирования и диффузионного сращивания детали. Загрузка оснастки с деталью в нижнюю полукамеру и выгрузка производятся с помощью тележки.
Работы по этой технологии сегодня продолжились, но существует одна проблема - этой темой некому заниматься теоретически. А заказы есть, сейчас изготавливается установка для фирмы С.А. Лавочкина, поступил заказ из Красноярска. Приказом Генерального директора ОАО «ВПК «НПО машиностроения» обязанности по научному, экспериментальному руководству работами возложены на автора этих строк. Специалисты созданного коллектива проектируют большую установку на отрасль для изготовления деталей двойного назначения. Нужны совместные усилия конструкторов и технологов, чтобы эта уникальная технология обрела свою новую перспективу.


На снимке: А.И. Маслов, Ю.Н. Кривошеев, В.П. Комаров возле готового изделия.
"Были когда-то и мы рысаками!!!"

октоген

Какова цена этой Веги?  5 млн долл мне что-то кажутся жутко заниженными. Нет ли там скрытых субсидий?

Salo

Около 40 зелёных лимонов за пуск. ;)
"Были когда-то и мы рысаками!!!"

октоген

Ух как хорошо пилят :) 

Союз со своими 25-30 лимонами нервно курит в стронке :) 

SFN