500 тонн на LEO

Автор duke, 04.11.2008 23:39:03

« назад - далее »

0 Пользователи и 1 гость просматривают эту тему.

Андрей Суворов

Их трава куда круче нашей :)

Бродяга

Двигательная установка это "вот это"? ;)http://www.astronautix.com/engines/rd0410.htm

 Извините, "этахрень" летать не может. :D
[color=#000000:7a9ea26d56]"В тот день, когда задрожат стерегущие дом, и согнутся мужи силы; и перестанут молоть мелющие, потому что их немного осталось; и помрачатся смотрящие в окно;"[/color]

Андрей Суворов

Это макет. К сожалению. Но "хрень" вполне себе летучая. Только вот на "Протон" вписывается плохо - слишком большой бак нужен по объёму.
Эта "хрень", будучи правильно использованной, позволяла отправить к Марсу двумя пусками "Протона" 22-тонный аппарат, например, базовый блок "Мира" (его дублёр известен, как "Звезда" в составе МКС).
Пяти пусков "Протона" или одного "Энергии"+ одного "Союза" хватило бы, чтобы послать в облёт Марса пилотируемый экспедиционный комплекс.
Конечно, данный конкретный движок никто не предполагал запускать прямо от Земли, у него тяга к массе всего 1,8. Но для 100-тонного движка достижима примерно 7, для 200-тонного - 10. Этого достаточно, чтобы выйти на орбиту в одну ступень.

Nikopol

ЦитироватьЭто макет.
и к тому же без расширяющейся части сопла
гейм девелопер

Nikopol

гейм девелопер

Александр Ч.

Там без сопла ;)

Испытания в Семипалатинске:
Ad calendas graecas

Бродяга

ЦитироватьКонечно, данный конкретный движок никто не предполагал запускать прямо от Земли, у него тяга к массе всего 1,8. Но для 100-тонного движка достижима примерно 7, для 200-тонного - 10. Этого достаточно, чтобы выйти на орбиту в одну ступень.
Вот-вот, отношение тяги к массе всего 1,8. :)
 Это означает, что ему нужна химическая первая ступень, а это "те же яйца". :D

 Имея 100 тонн тяги для того, чтобы разогнать ТОЛЬКО ДВИГАТЕЛЬ до ХС равной одному УИ нам надо уже переть с собой 150 тонн водорода. :D

 Чуда не получится. :)
[color=#000000:7a9ea26d56]"В тот день, когда задрожат стерегущие дом, и согнутся мужи силы; и перестанут молоть мелющие, потому что их немного осталось; и помрачатся смотрящие в окно;"[/color]

Alex_II

Цитироватьдля 100-тонного движка достижима примерно 7, для 200-тонного - 10. Этого достаточно, чтобы выйти на орбиту в одну ступень.
200-тонный - это Нерва должно быть? И сколько она могла бы вытащить на LEO в одну ступень?
И мы пошли за так, на четвертак, за ради бога
В обход и напролом и просто пылью по лучу...

Бродяга

Цитироватьдля 100-тонного движка достижима примерно 7, для 200-тонного - 10. Этого достаточно, чтобы выйти на орбиту в одну ступень.
Враки. :P
 С какой стати масса 100-тонного двигателя станет относительно меньше? ;)
[color=#000000:7a9ea26d56]"В тот день, когда задрожат стерегущие дом, и согнутся мужи силы; и перестанут молоть мелющие, потому что их немного осталось; и помрачатся смотрящие в окно;"[/color]

Андрей Суворов

Цитировать
Цитироватьдля 100-тонного движка достижима примерно 7, для 200-тонного - 10. Этого достаточно, чтобы выйти на орбиту в одну ступень.
Враки. :P
 С какой стати масса 100-тонного двигателя станет относительно меньше? ;)
Дело в том, что мощность реактора не зависит от размеров :) Шутка.
Ну, то есть, формально действительно не зависит, всё определяется возможностями теплосъёма.
Но, чем больше реактор, тем меньше относительная масса замедлителя, отражателя и защиты. Т.е. топлива будет больше, а замедлителя и отражателя - столько же, а защиты - больше в степени 2/3 от мощности реактора.
Кроме того, уменьшается относительная масса всяких узлов автоматики реактора.

Андрей Суворов

Цитировать
Цитироватьдля 100-тонного движка достижима примерно 7, для 200-тонного - 10. Этого достаточно, чтобы выйти на орбиту в одну ступень.
200-тонный - это Нерва должно быть? И сколько она могла бы вытащить на LEO в одну ступень?
Для выхода на орбиту нужна ХС в 9,6 км/с. При УИ в 9 км/с конечная масса должна быть в 2,9 раз меньше стартовой.
Беря грубо стартовую массу 0,8 от стартовой тяги, получаем стартовую массу в 160 тонн, конечную - 55 тонн. Из них 20 тонн - двигатель. Из оставшихся 35 тонн 15 тонн - это баки и другие элементы конструкции. Значит, около 20 тонн. Если конструкции будут 20 тонн, то ПН - 15 тонн.

Александр Ч.

ЕМНИП, Энергомашевский РД-404 с тягой 200т имел массу больше 6т.
Ad calendas graecas

Alex_II

Цитировать
Цитировать
Цитироватьдля 100-тонного движка достижима примерно 7, для 200-тонного - 10. Этого достаточно, чтобы выйти на орбиту в одну ступень.
200-тонный - это Нерва должно быть? И сколько она могла бы вытащить на LEO в одну ступень?
Для выхода на орбиту нужна ХС в 9,6 км/с. При УИ в 9 км/с конечная масса должна быть в 2,9 раз меньше стартовой.
Беря грубо стартовую массу 0,8 от стартовой тяги, получаем стартовую массу в 160 тонн, конечную - 55 тонн. Из них 20 тонн - двигатель. Из оставшихся 35 тонн 15 тонн - это баки и другие элементы конструкции. Значит, около 20 тонн. Если конструкции будут 20 тонн, то ПН - 15 тонн.
Ну, из этого так и просится многоразовый SSTO c  ПН тонн 10 примерно (скинем еще 5т на обеспечение многоразовости). А насколько сильно такая машина может нагадить при штатном старте?
И мы пошли за так, на четвертак, за ради бога
В обход и напролом и просто пылью по лучу...

Shestoper

Цитировать
Цитировать
Цитироватьдля 100-тонного движка достижима примерно 7, для 200-тонного - 10. Этого достаточно, чтобы выйти на орбиту в одну ступень.
200-тонный - это Нерва должно быть? И сколько она могла бы вытащить на LEO в одну ступень?
Для выхода на орбиту нужна ХС в 9,6 км/с. При УИ в 9 км/с конечная масса должна быть в 2,9 раз меньше стартовой.
Беря грубо стартовую массу 0,8 от стартовой тяги, получаем стартовую массу в 160 тонн, конечную - 55 тонн. Из них 20 тонн - двигатель. Из оставшихся 35 тонн 15 тонн - это баки и другие элементы конструкции. Значит, около 20 тонн. Если конструкции будут 20 тонн, то ПН - 15 тонн.

Мю ПН ненамного превосходит двухступенчатую ракету на кислород-водороде.  И если сравнивать не по стартовой массе, а по сухой массе конструкции - ракета с ЯРД уже не имеет преимущества перед ракетой с ЖРД. Да и по размерам тоже - 105 тонн водорода это бак размером с блок Ц Энергии.

Да и потом - ну вышли мы на орбиту, дальше что? Нельзя оставлять реактор с кучей осколков деления на низкой орбите. Надо либо выводить его на высокую орбиту, чтобы "вызвонился" за десятки лет, либо сразу возвращать на Землю (а это дополнительная масса на системы возвращения).

В общем для пуска на LEO ЯРД ощутимых плюсов не дает, точнее они не перевешивают минусов.
Вот на разгонном блоке - другое дело. Там тяга может быть небольшой, а высокий УИ очень полезен.

Бродяга

Цитировать
Цитировать
Цитироватьдля 100-тонного движка достижима примерно 7, для 200-тонного - 10. Этого достаточно, чтобы выйти на орбиту в одну ступень.
Враки. :P
 С какой стати масса 100-тонного двигателя станет относительно меньше? ;)
Дело в том, что мощность реактора не зависит от размеров :) Шутка.
Ну, то есть, формально действительно не зависит, всё определяется возможностями теплосъёма.
Но, чем больше реактор, тем меньше относительная масса замедлителя, отражателя и защиты. Т.е. топлива будет больше, а замедлителя и отражателя - столько же, а защиты - больше в степени 2/3 от мощности реактора.
Кроме того, уменьшается относительная масса всяких узлов автоматики реактора.
Иначе говоря, вы просто считаете, что можно форсировать реактор? ;)
 Тогда простейший вопрос, почему сразу не сделали двигатель на 100 или 200 тонн? ;)

 Какой смысл был затевать возню с этим "нелетучим прототипом"? ;)
[color=#000000:7a9ea26d56]"В тот день, когда задрожат стерегущие дом, и согнутся мужи силы; и перестанут молоть мелющие, потому что их немного осталось; и помрачатся смотрящие в окно;"[/color]

Бродяга

Цитировать
Цитировать
Цитироватьдля 100-тонного движка достижима примерно 7, для 200-тонного - 10. Этого достаточно, чтобы выйти на орбиту в одну ступень.
200-тонный - это Нерва должно быть? И сколько она могла бы вытащить на LEO в одну ступень?
Для выхода на орбиту нужна ХС в 9,6 км/с. При УИ в 9 км/с конечная масса должна быть в 2,9 раз меньше стартовой.
Беря грубо стартовую массу 0,8 от стартовой тяги, получаем стартовую массу в 160 тонн, конечную - 55 тонн. Из них 20 тонн - двигатель. Из оставшихся 35 тонн 15 тонн - это баки и другие элементы конструкции. Значит, около 20 тонн. Если конструкции будут 20 тонн, то ПН - 15 тонн.
А вы не дофигища хотите? ;)
 15 тонн, говорите масса, "баков и других элементов конструкции"? ;)

 У вас в баках 110 тонн водорода, это больше шаттловского бака, который имеет массу 14, 5 тонн, без переходного отсека. :)
 Если носитель многоразовый, смело добавляйте 40% массы "того что садится обратно", значит конструкция будет иметь массу около 50 тонн, а для ПН останется тонн 5. :)
 Это доля ПН чуть более 3%, как у химических ракет. :)
[color=#000000:7a9ea26d56]"В тот день, когда задрожат стерегущие дом, и согнутся мужи силы; и перестанут молоть мелющие, потому что их немного осталось; и помрачатся смотрящие в окно;"[/color]

Бродяга

Есть ещё одна небольшая особенность. ;)
 Если реактор выключить, то его нельзя включить снова весьма длительное время. :)
[color=#000000:7a9ea26d56]"В тот день, когда задрожат стерегущие дом, и согнутся мужи силы; и перестанут молоть мелющие, потому что их немного осталось; и помрачатся смотрящие в окно;"[/color]

Бродяга

Цитировать
ЦитироватьЕМНИП, Энергомашевский РД-404 с тягой 200т имел массу больше 6т.
6500
А где оно есть, я у Вейда не вижу такого двигателя. :)
[color=#000000:7a9ea26d56]"В тот день, когда задрожат стерегущие дом, и согнутся мужи силы; и перестанут молоть мелющие, потому что их немного осталось; и помрачатся смотрящие в окно;"[/color]

Андрей Суворов

ЦитироватьЕсть ещё одна небольшая особенность. ;)
 Если реактор выключить, то его нельзя включить снова весьма длительное время. :)
Это не так. Я знаю, вы хотите рассказать мне про йодную яму или что-то вроде. На самом деле, это вопрос исключительно безопасного регулирования. Для того, чтоб гарантированно избежать критичности на мгновенных нейтронах, у энергетических реакторов ограничен диапазон регулирования. Даже у наземных реакторов с ЖМТ и особенно на быстрых нейтронах совсем другие диапазоны регулирования. У ЯРД РД-0410, точнее, у его прототипа ИР-100 диапазон регулирования был 8 бета в плюс и 12 бета в минус, где бета - доля запаздывающих нейтронов. Это позволяло пустить реактор в нужный момент при любом мыслимом отравлении.

У РД-0410 в ТТТ было прописано "ресурс 3600 секунд, число включений в пределах ресурса - 4". И пускать его снова можно было хоть через час, хоть через 10 минут после глушения.

Андрей Суворов

ЦитироватьИначе говоря, вы просто считаете, что можно форсировать реактор? ;)
Нет. Я говорю, что ТОПЛИВА в большом реакторе будет больше, и поверхность теплосъёма увеличится во столько раз, во сколько увеличится мощность/тяга. Но топливо из 2 тонн массы ЯРД составляло 38 килограммов. Количество и масса теплоизоляции растёт пропорционально логарифму тяги помножить на тягу в степени 2/3. Количество и масса теневой защиты растёт пропорционально тяге в степени 2/3. Количество замедлителя растёт пропорционально тяге в степени 1/3. Количество отражателя растёт пропорционально очень маленькой степени тяги, скажем, 1/6. Вот охлаждать замедлитель и отражатель нужно интенсивнее, т.к. плотность нейтронного и гамма излучения пропорциональна тяге в соответствующих дробных степенях, но это решается само собой, т.к. количество охладителя прямо пропорционально тяге, т.е. растёт быстрее, чем удельное тепловыделение в них.
Есть такой Андрей Сидоркин, на Авиабазе известный, как Дядя Сидор. Он участвовал в проработке нереакторных узлов РД-0411, тяга которого должна была составить 40 тонн. Масса реактора (не двигателя в целом, а только реактора) всего лишь удваивалась.
После выхода моей статьи в "ПМ" он при личной встрече рассказывал мне многое из тех времён.
ЦитироватьТогда простейший вопрос, почему сразу не сделали двигатель на 100 или 200 тонн? ;)

 Какой смысл был затевать возню с этим "нелетучим прототипом"? ;)
Вот американцы и попытались сделать на "сразу 200 тонн". А у наших запас водорода был на 80-90 секунд при тяге в 1 тонну :( А при номинале - так вообще на 30 секунд. Так что нормальные ресурсные испытания были запланированы на вторую очередь стенда, на которую так и не дали денег. Поэтому и.
Наоборот, первым делом на стендовом комплексе "Байкал" построили спецреактор, в котором можно было гонять ОДНУ ТВС вместо 37, при том, что остальная активная зона этого реактора могла иметь температуру на добрую тысячу градусов меньше.