Геофизические и метеорологические ракеты СССР и России

Автор Карлсон, 23.09.2008 06:22:45

« назад - далее »

0 Пользователи и 1 гость просматривают эту тему.

Salo

Новость с которой началась тема в самом полном изложении:
http://www.rg.ru/2008/09/17/reg-pomorskij/raketa.html
Цитировать
Запуск метеоракет с острова Хейса возобновили после 30-летнего перерыва (М-100Б).
Фото: Ирина Скалина

Ракета унесла жизнь[/size]

На арктической метеостанции погиб специалист Юрий Николаев, Архангельская область
"Российская газета" - Поморский край №4752 от 17 сентября 2008 г.
Версия для печати
 
 Вчера из Архангельска для выяснения обстоятельств ЧП на метеостанцию имени Кренкеля отправилась специальная комиссия.

Сотрудники Центральной аэрологической обсерватории выяснят причину несчастного случая.

Напомним, что на метеостанции, расположенной на острове Хейса (архипелаг Земля Франца-Иосифа), при пуске метеоракеты для зондирования атмосферы погиб специалист.

Как рассказал уже в Мурманске второй полярник, сотрудник Центральной аэрологической обсерватории Росгидромета Алан Миллер-Тиссари, пострадавший на метеостанции, произошла авария, когда ракету готовили к старту. Работы они производили вдвоем с Юрием Чернышенко. Подготовка шла в штатном режиме, метеорологи готовились к закреплению крышки. При запуске системы каждый шаг положено проверять друг за другом.

- Что произошло дальше - не помню, - говорит Алан Миллер-Тиссари.

Предположительно, при самопроизвольном запуске взорвалась ступень аппарата. В результате Юрий Чернышенко и Алан Миллер-Тиссари серьезно пострадали. По информации сотрудника метеостанции имени Кренкеля Евгения Чепура, пульс у Чернышенко не определялся, и он скончался до приезда врачей. Миллер-Тиссари был контужен и получил рваную рану надбровной части лица.

Пострадавшего на вертолете Ми-8 вывезли на погранзаставу "Нагурское" (около 150 километров от острова Хейса ), а оттуда самолетом Ан-72 доставили в Мурманскую областную клиническую больницу. Сейчас его состояние лечащий врач-невролог Анатолий Крачковский оценивает как удовлетворительное.

Тело Чернышенко также доставлено в Мурманск. Как сообщил руководитель пресс-центра службы "01" Архангельской области Игорь Григорьев, на место ЧП были готовы вылететь архангельские спасатели и врачи центра медицины катастроф.

На станции сейчас работают четверо метеорологов. После длительного перерыва регулярную передачу оперативной метеорологической информации здесь начали 25 октября 2004 года. Станция на острове Хейса - единственная в России геофизическая обсерватория в области геомагнитной полярной шапки.
Высотное ракетное зондирование на этом острове возобновилось в прошлом году после 30-летнего перерыва, а первый запуск здесь осуществили в 1957 году. Ракеты позволяют "сканировать" атмосферу до высоты 100 километров. Зонды-шары достигают лишь 30-километровой высоты. В качестве топлива для метеорологических ракет используется порох.
"Были когда-то и мы рысаками!!!"

Salo

http://www.young-science.ru/index.php?option=com_content&task=view&id=1099&Itemid=1
ЦитироватьСоздатель метеоракет встретится со студентами      
26.02.2009 г.  



2 марта в рамках кураторского часа "Встреча с интересными людьми" состоится встреча со старейшим преподавателем кафедры "Аппаратостроение" машиностроительного факультета Ижевского государственного технического университета, создателем метеоракет и интереснейшим человеком Владимиром Наумовичем Гринбергом.
 
В.Н. Гринберг начинал свою трудовую деятельность на машиностроительном заводе с разработки систем стрелкового оружия, участвовал в создании метеоракет (ракета М100 вот уже 50 лет стоит на вооружении), принимал участие в испытаниях ракет на полигоне. Владимир Наумович Гринберг – изумительный педагог, изобретатель, на счету которого почти 100 изобретений.

Встреча состоится в 15.00 в ауд. 420 второго учебного корпуса ИжГТУ.

По материалам машиностроительного факультета ИжГТУ


http://www.istu.ru/files/material-static/1364/news/2009/02/26_meteorakete/img02_hi.jpg

http://www.istu.ru/unit/mash/app/
ЦитироватьКафедра "Аппаратостроение"

Специальность:
130600 – "Ракетостроение"

Квалификация специалиста: инженер.

Срок обучения - 5 лет.

Кафедра организована в 1965 году. Первым заведующим кафедрой был Заслуженный деятель науки Удмуртской республики, доцент, кандидат технических наук Владимир Наумович Гринберг.
"Были когда-то и мы рысаками!!!"

Salo

http://www.young-science.ru/index.php?option=com_content&task=view&id=1114&Itemid=87
ЦитироватьВ. Н. Гринберг: о жизни и о ракетах      
06.03.2009 г.  

Лекция Владимира Наумовича Гринберга для студентов сразу нескольких курсов машиностроительного факультета состоялась 2 марта в популярной аудитории 420 II корпуса ИжГТУ в рамках кураторского часа " Встречи с интересными людьми"

Владимир Наумович Гринберг - выпускник МВТУ им. Баумана, зам. главного конструктора " Ижмаша", создатель метеоракет, изобретатель, на счету которого около 80 изобретений, конструктор, две разработки которого с 1968 года (!) до сих пор в производстве, старейший преподаватель кафедры "Аппаратостроение" машиностроительного факультета ИжГТУ.  А еще -  представитель великолепной категории педагогов и инженеров, которые составят честь любой стране и любому техническому университету.
 
Лекция. В. Н. Гринберг: о  жизни и о ракетах.  1МБ
ЦитироватьМежду тем, в 1956 году в стране начался невероятный ракетный бум . Во времена Хрущева было задумано ликвидировать авиацию, артиллерию и т. д.,  делать только ракеты. На наш завод дали делать жидкостную ракету под названием "Коршун". Построили новый большой цех, приехало много специалистов, главным образом, из Казани, из КАИ - человек десять, а, может быть, и больше. Приехали ребята из Тулы, Днепропетровска, Ленинграда – собралась  кампания человек в пятьдесят, которая должна была заниматься ракетами.
Но ребята только что приехали,  опыта у них никакого нет, а те, кто работал на заводе, вообще ничего не знали про ракеты и начальство мне говорит - ну, поработай с ними, пусть они хоть что-то узнают про конструирование, про чертежи, они ведь чертежей не знают! А чертежи на заводе было совершенно святое дело, поскольку – военная приемка, военная продукция, культ чертежа был невероятно высок. Этого в институтах,  к сожалению, не знают,  это можно понять, только работая с документацией.
 Я, скрепя сердце, перешел туда  и стал заниматься ракетами. К счастью,  на ту ракету, - "Коршун", неуправляемую ракету на 50 км, очень красивую. Только летать она не хотела. И имела обыкновение на минусовых температурах взрываться. Что только мы с ней не делали, и как только не переделывали, - взрывается и все! Был и второй вариант этой ракеты для метеослужбы – она должна была летать на 80 км и поставлять метеоданные,  и она тоже не хотела летать эти 80 км. ни за что! Короче говоря,  армия отказалась от этой ракеты. Жидкостные ракеты - это достаточно сложно для неуправляемой ракеты,  и  мы как бы остались не у дел... Тогда возникла идея вместо жидкостной ракеты сделать твердотопливную, которая и проще, и надежней. И мы, по собственной инициативе решили такую сделать.
 Начальники нас поддержали и с небольшой кампанией – несколько человек и я, в том числе, стали разрабатывать аналог этой ракеты (она называлась С325 –Б,  а наш твердотопливный вариант мы назвали 25-2). И мы ее сделали. На дальность 50 км, как и требовалось, еще были и жесткие требования по кучности для этой ракеты. Тем не менее, что-то у нас получилось, и мы ее испытали. Что называется, новичкам везет - мы мало что понимали в ракетной технике, все были новички. Кстати, всю ракетную технику в Советском Союзе сделали молодые люди, окончившие институт, все кого я знаю, это были ребята  22- 23 лет, только начавшие работать. Такой же была и наша кампания - совершеннейшая молодежь, но нам, видно, везло по нашей глупости и неучености: ракета наша полетела очень хорошо.
Полетела через ту дальность, которая требовалась,  полетела на 70 км, а не на 50 и показала очень хорошую кучность. Решено было такую ракету делать.  Но пока собиралось это все, шли предложения, армия отказалась от такой неуправляемой ракеты. Посчитали, что она слишком маломощная: боевая часть всего 50 кг, а для этой дальности боевая мощность требовалась побольше. Получилось, мы остались без ракеты.
 Но был второй вариант, о котором я говорил, - метеоракеты, которая должна была летать на 80 км, но не летала. Тогда Центральная метеорологическая обсерватория предложила нам сделать метеоракету на базе нашей твердотопливной и, чтобы она летала на 100 км. Надо сказать, опыта  у нас было ничтожно мало.  Да и во всей стране  57-58 годы - это вообще самое начало ракетной техники, но мы очень старались! Очень хотелось.
И вот где-то в 1961 году мы испытали свою двухступенчатую ракету  для метеослужбы. Надо сказать, что и она не сразу получилась. Есть известная примета у конструкторов: если первые полеты, первые результаты  удачны - жди неприятностей. Так и у нас получилось. Она сначала полетела очень хорошо, и высоту получила хорошую,   все было хорошо. Но мы, по своей молодой наглости, решили ее еще улучшить – и после этого она перестала летать. Это было ужасно! Дело в том, что все мы, приезжая на полигон, даем гарантию, что ракета не выйдет за определенный радиус. Полигон - большая организация, но  стрельнуть-то сложно. На полигоне множество служб: жилой городок, испытательная станция, пусковая площадка, железная дорога, и надо так бабахнуть, чтобы ничего этого не задеть. Короче говоря, полигон большой, а пятачок, куда нужно попасть - совсем небольшой, а  наша ракета так испортилась, что стала летать куда попало. И нас с позором выгнали с этого Центрального испытательного ракетного полигона, и мы поехали с нашей несчастной ракетой в Казахстан, где ее и доводили.  
 Надо сказать, она в общем-то получилась, в 1963 году мы эту ракету окончательно сделали,  и она в этом же году пошла в производство. И делали - еще раз скажу это молодые ребята, которые в 58-59 годах только заканчивали институты. Кстати,  в это время и много появилось уже ребят в нашем КБ из нашего института, по специальности еще не ракетчики, но влились в нашу кампанию и образовались в этом деле.
 Так на "Ижмаше" появилось ракетное производство. О нем мало кто знает,   все это было ужасно секретно, нигде об этом не говорилось, но дело в том, что сама ракета широко " расползлась" повсюду. Ее стали использовать на кораблях, - по мировому океану ходит много наших кораблей со всякими заданиями, а метеослужба объединяет все широты, и оказалась наша ракета близко, например, к Северному полюсу, на острове Хейса.
Это замечательное место: там зимой страшно холодно, а летом температура доходит до +8 и даже трава вырастает. Занятно смотреть, как в зеленой траве ходят белые медведи, замечательное зрелище. Есть на этом островке маленькая обсерватория под названием " Дружная",  отличная обсерватория, человек 50 всяких специалистов, - вот там  и опускалась наша ракета.
Потом  мы стали осваивать Антарктику с нашими экспедициями,  и на станции Молодежная организовали еще одну станцию для пуска ракет.  А там - особые условия, как вы понимаете, говорят, там холодно очень! Но эта ракета хорошо себя зарекомендовала на всех широтах,  и даже стала попадать за рубеж - в Индию, Германию, стала довольно известной. Пожалуй, это вторая ракета, которую использовала метеослужба.
Потом метеослужба поверила, что мы что-то умеем делать, и заказала нам поменьше ракету, не такую тяжелую, как наша.  Первая (М-100) весила 480 кг, была довольно большая. Пускалась она на станциях зондирования, а команды, которые их пускают – относительно небольшие по численности,  нескольким людям трудно управляться с тяжелой ракетой. Нас попросили сделать более легкую, и мы сделали другой вариант – МР-06. Это была небольшая ракета, но мы уже чувствовали себя очень знающими ребятами, у нас появилась совершеннейшая смелость и мы решили сделать, ну, очень современную ракету. Например, решили, что 50% по массе надо сделать из пластмассы, широко применяли там всякие интересные современные материалы. Она была достаточно легонькая, летала уверенно свои 60 км....Потом на базе первой ступени нашей первой ракеты мы делали ряд других: на 60 км, на 80 км, т. е. получился  у нас довольно большой комплекс ракет для метеозондирования.
Так и продолжалась эта история, но, к несчастью,  ракетное производство с завода сняли. Его передали на другие заводы, одну из ракет - в Челябинск, другую – делать в Казахстан и с завода это производство ушло.  С тех пор, с 1978-79 годов, на заводе перестали делать эти ракеты, и, к сожалению, вся эта интересная служба, которая немало сделала, перестала существовать...  
Ракетное производство закончилось, мне там делать было нечего и я попал сюда, поскольку на факультете машиностроения   появилась специальность  ракетостроение. Стал работать в этом институте и учить ребят как делать ракеты. И почти 50 лет этим занимаюсь. Кстати, многие наши выпускники стали заметными специалистами в этой области – в той, которая делает, скажем так, основные боевые ракеты.
Если у вас нет вопросов, будем считать, что я рассказал, все что хотел.  Добавлю только еще одно, не как конструктор, а как человек много лет преподававший: все-таки, надо упорно учиться, и  есть вещи, которые надо обязательно знать. Но главное - научиться думать! Мы хотим научить вас этому, и наша специальность дает такую возможность. Это сложные специальности – оружейная, ракетная, но главная ваша задача – все-таки  научиться думать. И чтобы вы не боялись это делать,  всегда  были уверены, что сумеете справиться с любой задачей. Вот, собственно, и все.

М-100 на ВДНХ


ММР-06 и ГЧ М-100.
"Были когда-то и мы рысаками!!!"

Salo

http://x.udm.ru/exp-3.html
ЦитироватьГринберг Владимир Наумович, 1924 г.р.
13 лет стажа на Ижевском машиностроительном заводе, заместитель главного конструктора (4 года) 47 лет стажа в Ижевском механическом институте, заведующий кафедрой аппаратостроения, к.т.н., доцент, Заслуженный деятель науки УР
"Были когда-то и мы рысаками!!!"


Alys

ЦитироватьПод названием метеоракеты:



крайняя справа очень походит на снаряд системы РСЗО "Коршун" 2К5 (разработка с 53г)...
http://www.spacephotos.ru - Космический фотоархив "История отечественной космонавтики".

Salo

"Были когда-то и мы рысаками!!!"

Alys

на картинке окончательный вариант системы... я видел где-то первые испытательные образцы - они похожи по первой ступени. А использовать в качестве первой ступени иссл. ракеты боевой снаряд - это обычная практика... др. дело, что коршун вроде как был даже с ЖРД, так что он отпадает и че за девайс на снимке с метеоракетами - вообще непонятно...
http://www.spacephotos.ru - Космический фотоархив "История отечественной космонавтики".

Salo

Судя по тому, что он двухступенчатый, это могла бы быть МР-1. Но на второй ступени почему-то нет стабилизаторов.
"Были когда-то и мы рысаками!!!"

Salo

http://www.modellraketenbau.de/countdown/cdo090201.htm


MMR06-M Rakete auf der Abschussrampe in Zingst (Quelle: Herr Dr. Gloede)


Startende MMR06-M Rakete. Die schlanke Spitze auf dem Flugkurper ist der sogenannte Dart mit der Messsonde (Quelle: Herr Dr. Gloede)


Flugbahn von Rakete und Dart
"Были когда-то и мы рысаками!!!"

Alys

ЦитироватьСудя по тому, что он двухступенчатый, это могла бы быть МР-1. Но на второй ступени почему-то нет стабилизаторов.
эта конструкция типовая для первых ОТР - вторая ступень имеет кольцевой блок наклонных сопел и стабилизируется вращением, так что ей перья ни к чему... причем запускаются они кажется одновременно с ускорителем...
http://www.spacephotos.ru - Космический фотоархив "История отечественной космонавтики".


Salo

А топливо для ММР-06 делали в  Бийске:
http://www.biysk.secna.ru/jurnal/b_vestnik/n1-2_2009/n1-2_2009.pdf 2,5МБ
Цитировать1970 Сданы в серийное производство заряды к РДТТ системы «Кальмар» и метеоракеты ММР-06.
"Были когда-то и мы рысаками!!!"

Salo

Подробная хронология пусков М-100 и М-100Б:
http://www.astronautix.com/lvs/m100.htm

Подробная хронология пусков ММР-06 и ММР-06M:
http://www.astronautix.com/lvs/mmr06.htm

Подробная хронология пусков МР-12, МР-20 и МР-25:
http://www.astronautix.com/lvs/mr12.htm
"Были когда-то и мы рысаками!!!"

Salo

#94
Цитата: undefinedhttp://x.udm.ru/exp-3.html
Цитата: undefinedГринберг Владимир Наумович, 1924 г.р.
13 лет стажа на Ижевском машиностроительном заводе, заместитель главного конструктора (4 года) 47 лет стажа в Ижевском механическом институте, заведующий кафедрой аппаратостроения, к.т.н., доцент, Заслуженный деятель науки УР
На той же кафедре:
http://www.istu.ru/unit/tt/sheyman_le/
Цитата: undefinedШейнман Леонид Ефимович 
 

 Родился 28.01.1936 в г. Тульчине Украинской ССР. В 1959 г. окончил Казанский авиационный институт по специальности «инженер-механик по самолетостроению».  Был распределен в отдел Главного конструктора Ижевского машиностроительного завода. В 1963 году перешел на работу в  ИМИ в специальную научно-исследовательскую лабораторию, где занимал должности старшего инженера, ведущего инженера , руководителя группы, руководителя сектора. С 1964 по 1968 год учился в заочной аспирантуре кафедры «Аппаратостроение»; в 1969 году защитил кандидатскую диссертацию. В 1974 году утвержден ВАКом в ученом звании старшего научного сотрудника по специальности «Двигатели летательных аппаратов». Наряду с научной работой, с1966 года вел как совместитель-почасовик учебную нагрузку на кафедре «Аппаратостроение»; в1977 г. по конкурсу принят на должность доцента на кафедру «Гидравлика и теплотехника» (ТОВиК), где и работает до настоящего времени. Читает лекции и ведет все виды учебных занятий по дисциплинам «Механика жидкости и газа» , «Гидравлика, гидромашины и гидроприводы», «Гидро- и пневмоприводы», «Детали машин», «Металловедение и сварка». За время работы в ИжГТУ показал себя высококвалифицированным специалистом и педагогом. Им опубликованы в соавторстве 3 монографии в издательстве «Машиностроение»,  41 статья в научных журналах и сборниках (из них 19 в центральной печати) ,  7 тезисов научно-технических конференций, получено 44 авторских свидетельства на изобретения .
Кроме того, он является соавтором 27 технических отчетов по хоздоговорным темам НИР и ОКР, где являлся ответственным исполнителем либо  научным руководителем тем. Научные интересы Л.Е. Шейнмана  в течение многих лет находились в области стендовых испытаний двигателей и горения конденсированных топлив. Кроме того, занимался расчетом и проектированием пусковых установок для метеоракет, созданием подводных аппаратов. Последнее время занят разработкой инженерных методик расчета динамики пневмоприводов. Окончил курсы  факультетов повышения квалификации в МЭИ (1978 г.), ЛПИ им. Калинина (1983г.); прошел стажировку в Ижевском филиале ЦНИИБУММАШ (1988 г.). Занимается методической работой. Им издано 18 методических руководств по изучению читаемых им лекционных курсов, практическим занятиям и лабораторным работам. Трижды они занимали призовые места на конкурсах  методических разработок ИжГТУ ( в 1987 г. - 1 место). Разработал несколько лабораторных установок, используемых в учебном процессе. Активно занимался  также общественной работой. Много лет был председателем Совета ВОИР ИМИ. Избирался в профбюро ИС- факультета. Работал куратором студенческих групп. Неоднократно отмечен благодарностями в приказах по институту и Почетными грамотами, в том числе Министерства образования РФ. Ответственный за работу по организации нового набора, ответственный редактор научно-методических сборников.В феврале 2008 года ушел на заслуженную пенсию.
"Были когда-то и мы рысаками!!!"

Salo

http://msa.udm.ru/f3.htm
ЦитироватьБЕРЕСТОВ БОРИС АРКАДЬЕВИЧ.
 

Профессор МСА, Кандидат технических наук.

Родился в 1937г. Главный конструктор пусковых установок метеоракет и ракетных мишеней, руководит фирмой.

Борис Аркадьевич является автором 14 изобретений, имеет 12 печатных работ.

Разработанные им пусковые установки используются на станциях ракетного зондирования атмосферы на полигонах России, в Антарктиде, в Индии и на судах погоды в различных районах мирового океана.
"Были когда-то и мы рысаками!!!"

Елемаг

Цитировать
ЦитироватьПод названием метеоракеты:



крайняя справа очень походит на снаряд системы РСЗО "Коршун" 2К5 (разработка с 53г)...
Ето противоградние ракеты. С их по градосных облаки стреляют.



Salo

"Были когда-то и мы рысаками!!!"