Геофизические и метеорологические ракеты СССР и России

Автор Карлсон, 23.09.2008 06:22:45

« назад - далее »

0 Пользователи и 1 гость просматривают эту тему.

Salo

#60
http://tehnicka.ru/158/
Цитата: undefinedМетеорологическая ракетаИсследуют атмосферу даже с помощью ракет. Пример подобной метеорологической техники — российская двухступенчатая твердотопливная неуправляемая ракета М-100Б. Первая её ступень имеет диаметр 250 мм, длину 4,1 м и работает 5 с. Вторая ступень того же диаметра длиной 1,5 м работает 4,5 с. При запуске из установки ракета закручивается со скоростью 3,5 оборота в секунду.
Отделение первой ступени происходит механически после возгорания пороха во второй ступени. Головная часть ракеты с приборами и блоками питания (батареями и аккумуляторами) на активном участке траектории (пока работает двигатель) закрыта обтекателем; на высоте 50 км он сбрасывается. Головная часть отделяется на высоте 65—70 км. Одновременно раскрывается парашют площадью около 40 м , который стабилизирует полёт на верхнем отрезке траектории свободного падения, а в плотных слоях атмосферы (ниже 50—40 км) резко замедляет скорость снижения и заставляет ракету дрейфовать в соответствии с силой и направлением ветра.

Скорость ветра на больших (до 100 км) высотах измеряют, наблюдая с помощью наземного радиолокатора за движением металлизированных надувных шаров, лент или стеклянных игл, которые ракета выбрасывает по команде с Земли. Температуру атмосферы определяют четырьмя термометрами сопротивления, сделанными из тончайшей вольфрамовой проволоки.
Действие этих приборов основано на способности металлов изменять электрическое сопротивление в зависимости от температуры. При этом вводятся поправки, учитывающие скорость движения ракеты, солнечное излучение, тепловую инерцию проволоки и др.
Для определения концентрации озона применяют хемилюминесцентный метод. При движении ракеты через её бортовой проточный реактор, защищенный от света ловушками-лабиринтами, течёт воздух. Озон, взаимодействуя с поверхностью диска из пористого стекла, покрытого люминофором, вызывает его свечение, которое регистрируют чувствительные фотоприёмники В других приборах используют реакции, позволяющие измерять концентрации окислов азота и атомарного кислорода, слой которого расположен на высоте 90—100 км.
Испытывают такие ракеты на установках, моделирующих условия верхней атмосферы, и в аэродинамических трубах, где создают сверхзвуковые потоки разрежённого газа.
"Были когда-то и мы рысаками!!!"

Salo

http://meteovlab.meteorf.ru/index.php?option=com_content&view=article&id=164&Itemid=63
ЦитироватьПервая метеорологическая ракета (МР-1) была создана промышленными организациями по заказу Гидрометеослужбы СССР (ныне Росгидромет) в 1951 году. Научная и радиотехническая аппаратура была разработана Центральной аэрологической обсерваторией. Регулярные пуски для получения данных о температуре, давлении, плотности и течениях в атмосфере на высотах до 90 км  начались с осени 1951 г.
   Ракета МР-I представляла собой жидкостную ракету весом 915 кг, снабженную стартовым пороховым ускорителем. Длина ракеты составляла 8368 мм, диаметр — 435 ми. В головной части находилась измерительная фотографическая и передающая аппаратура, а также двигатель отделения головной части и парашют. Пуск ракеты производился из вышки ферменной конструкции со спиральными направляющими, придающими ракете проворачивание вокруг ее вертикальной оси. Оба двигателя ракеты включались одновременно. На высоте около 70 км происходило отделение головной части, и раскрытие парашютов для ее спасения. Замер данных производился как на восходящей ветви траектории, так и на спуске. Скорость приземления не превышала 5-6 м/с. Ракета могла после заправки использоваться повторно. В процессе полета полученная информация передавалась на наземные станции с помощью радиотелеметрической аппаратуры, в это же время фотоаппараты вели синхронную съемку для фиксации положения головной части в каждый момент времени. За полетом ракеты осуществлялся наземный контроль. Ракета MP-I широко применялась вплоть до начала международного геофизического года, к которому была создана более совершенная и еще более простая в эксплуатации метеорологическая ракета МР-100.
   В Советском Союзе было три стационарных станции по пуску метеорологических ракет: в Арктике (остров Хейса), в средних широтах и в Антарктиде (поселок Мирный). Регулярные пуски таких ракет осуществлялись также с кораблей Гидрометеослужбы "Воейков", "Шокальский", и с других научно-исследовательских судов.
   В настоящее время ракеты, наряду с метеорологическими спутниками, являются неотъемлемой составляющей  получения информации о высоких слоях атмосферы.

http://meteovlab.meteorf.ru/index.php?option=com_content&view=article&id=63&Itemid=63
ЦитироватьМетеорологическая ракета – ракета, предназначенная для исследования верхних слоев атмосферы (в особенности мезосферы и ионосферы). Установленными на ракете приборами измеряются атмосферное давление (манометрами различного типа), состав воздуха (путем забора проб и с помощью масс-спектрографа), космическое излучение, магнитное поле Земли; производится фотографирование солнечного спектра и  земной поверхности и т.д. Температура воздуха рассчитывается по давлению в предположении определенного состава воздуха или с помощью получаемых при  подъеме проб воздуха; есть и другие способы. Приборы, как правило, размещаются в носовой части (головке) ракеты, которая затем опускается на парашюте. Показания приборов обычно передаются с ракеты с помощью радиосигналов. ММР-06 — советская метеорологическая ракета. Длина 3,48 м, полный вес 130 кг. ММР-06 изготавливалась в двух модификациях: головная часть первой была конической; у второй, ММР-06М, головная часть отделялась от ракеты и некоторое время продолжала подъем самостоятельно, её называли «дротик». Максимальная высота подъёма — 60-80 километров. В период с 1988 по 1992 62 ракеты ММР-06M были запущены с бывшего полигона армии ГДР Цингст для измерения скорости ветра и температуры в верхних слоях атмосферы.



Траектория полёта ММР-06М

Видимо М-100Б
"Были когда-то и мы рысаками!!!"

Salo

Возле ДК ЦАО в Долгопрудном:
http://pics.livejournal.com/voynarovskiy/gallery/0001gq82


Видимо ММР-06М "Дарт". М-100Б. МР-12 и М-100Б.
"Были когда-то и мы рысаками!!!"

Salo

Пациент скорее жив, чем мёртв:
http://www.tenderer.ru/tenders/10/tender102244.html
ЦитироватьПредмет контракта:
Проведение рекогносцировочных работ и пробные запуски метеорологических ракет М100Б на о. Хейса, архипелага Земля Франца-Иосифа.

Поставка: Архангельская обл., июль 2007 г.—ноябрь 2007 г., начало – июль 2007 г.завершение– 30 ноября 2007 г.

Условия поставки: Проверка технического состояния сооружений, приборов и оборудования метеорологического ракетного комплекса М100. Подготовка технических средств и пробные запуски метеорологических ракет М100Б с целью определения работоспособности ракетного комплекса к проведению исследований параметров средней атмосферы методом ракетного зондирования.

Финансирование: федеральный бюджет.

Условия оплаты: В рублях РФ, по безналичному расчету.

Аванс в течение 5 банковских дней после подписания контракта в размере 30 % стоимости поставляемого товара. Поэтапная оплата выполненных работ в соответствии с календарным планом в течение 10 банковских дней с даты подписания акта приема-сдачи выполненных работ по этапу. Окончательный расчет в течение 10 банковских дней по факту выполнения работ.

Критерии оценки заявок:

Цена: Цена контракта – вес критерия 2 балла.

Характеристики товара (качество работ, услуг): Качественные характеристики исследований – 1 балл.

Начальная цена контракта: 2 100 000. руб.
Пуски состоялись, правда один из них привёл к жертвам из-за самопроизвольного пуска ракеты (смотри начало темы)/

http://www.volga-konkurs.ru/archive/13966/13967/256091/
ЦитироватьЛОТ № 1

Предмет государственного контракта: «Проведение исследований по созданию бортовых и наземных измерительных и радиотехнических средств для определения параметров средней атмосферы на высотах 10-100 километров методом ракетного зондирования на базе метеорологической ракеты класса «Дарт».

Начальная (максимальная) цена контракта (руб.): 23000000.00

Место поставки товара, выполнения работ, оказания услуг: Российская Федерация, 123995, г. Москва, Нововаганьковский переулок, д. 12

Сроки поставки товара, выполнения работ, оказания услуг: III квартал 2008 года - IV квартал 2010 года.

7300000 - «Проведение исследований по созданию бортовых и наземных измерительных и радиотехнических средств для определения параметров средней атмосферы на высотах 10-100 километров методом ракетного зондирования на базе метеорологической ракеты класса «Дарт». - 0.00 -

ЛОТ № 2
Предмет государственного контракта: «Создание научно-технических основ для разработки метеорологического ракетного комплекса с высотой подъема блока измерительной аппаратуры до 100 километров».

Начальная (максимальная) цена контракта (руб.): 5000000.00

Место поставки товара, выполнения работ, оказания услуг: Российская Федерация, 123995, г. Москва, Нововаганьковский переулок, д. 12

Сроки поставки товара, выполнения работ, оказания услуг: III квартал 2008 года - IV квартал 2009 года.

«Создание научно-технических основ для разработки метеорологического ракетного комплекса с высотой подъема блока измерительной аппаратуры до 100 километров».
"Были когда-то и мы рысаками!!!"

Интересно, состоялись ли тендеры и кто их выиграл.

Salo

"Были когда-то и мы рысаками!!!"

Salo

#66
Из воспоминаний Коробова Виктора Ивановича, бывшего сотрудника ОКБ-9 :
Цитата: undefinedПетров Федор Федорович всегда выделял энтузиастов, фанатически преданных поручаемому делу. Под его "крылом" выросли такие талантливые инженеры и руководители как Н.Г. Кострулин , Р.Ф. Андрушкевич, В.А. Голубев, В.П. Кругликов, З.В. Ривман, В.П. Тесленко, Е.В. Затуловский и целый ряд других творческих работников. Федор Федорович смело выдвигал их на передовые роли и как правило практически не ошибался. Конечно, многое за прошедшие тридцать с лишним лет выветрилось из памяти, но того, что сохранилось вполне достаточно, что бы писать и писать о моем первом начальнике ОКБ главном конструкторе завода. В зиму 1959 - 1960 годов на полигоне в Капустине Яре были произведены бросковые испытания изделия Д-200. В числе участников там пришлось быть и мне. На старте случился небольшой производственный казус. По просьбе наших баллистиков и аэродинамиков были поставлены дополнительные боковые трассеры. Офицер, проводивший предстартовую подготовку, наверное, запамятовал об этом и подал напряжение. В это время два специалиста ОКБ ввинчивали трассеры. Внезапно они заработали, оба специалиста были травмированы, а стоявшие возле пусковой установки сотрудники ОКБ и военные бросились в разные стороны, скользя и спотыкаясь по наледи. Больше таких казусов не повторялось и возле изделия находилось минимальное количество людей. После старта машина нормально прошла активный участок и часть пассивного участка до вершины траектории. Потом начала раскачиваться и, потеряв устойчивость, продолжила беспорядочные полет до падения. Федор Федорович очень расстроился, собрал всех нас, начали высказывать различные предположения о случившемся. Вдруг один из наших сотрудников говорит, что у Л.В.Люльева , который производил работы параллельно с нами, дела еще хуже, так как его машина ползала по земле. Петров спросил : - "А чем же сейчас занимается Лев Вениаминович?". Получив ответ, что он играет с сотрудниками в преферанс, Федор Федорович успокоился, и мы стали составлять план по следующей работе. Следующие работы были не очень удачными, хотя накапливался определенный опыт и устранялись недостатки. Вместе с тем, не смотря на то, что стал появляться "свет в конце тоннеля" Федор Федорович поставил вопрос о закрытии темы Д-200. Правительство подписало закрытие темы, вместе с тем разрешило провести пуск трех управляемых изделий. По ряду, я сказал бы, мелких причин они были не очень удачны, но появилась надежда использовать накопленный опыт на другом изделии. В инициативном порядке ОКБ - 9 предложило технические требования по теме " Запад". Нам было предложено доложить наши соображения на НТС Министерства радиотехнической промышленности. В Москву выехала группа специалистов во главе с Федором Федоровичем Петровым. Докладчиком был назначен руководитель группы нашего отдела Е. Линде. Прошло 3 дня, звонок Федора Федоровича из Москвы, чтобы я во второй половине дня был в нашем Министерстве, пропуск заказан. Около 5 часов вечера я был в МОП-е. Федор Федорович сказал мне, что Е. Линде к докладу не готов и делать сообщение нужно мне завтра в 10 часов утра. К этому моменту 1-й отдел МОП-а закрылся и просмотреть какие-либо справочные материалы не было никакой возможности. Но приказ есть приказ и его надо выполнять. Я спросил Федора Федоровича в каком стиле готовить сообщение - положительное, нейтральное или с оттенением некоторых недостатков. Федор Федорович дал следующий совет: - " Сначала выясни состав присутствующих на НТС, а потом смотри на меня, я буду сидеть в первом ряду и соответственно реагировать на обстановку в зале". Я так и поступил. Но Федор Федорович во все время моего сообщения смотрел в пол, и я ни разу не встретился с его взглядом, хотя сообщение продолжалось 15 минут. После было задано довольно большое количество вопросов, присутствовавшие на заседании были удовлетворены. Но тут на трибуну вышел главный инженер нашего Управления Хворостин и сказал, что в сообщении был ряд неточностей. Не далее как два-три дня тому назад Федор Федорович жаловался ему, что и двигатель прогорает и ряд других узлов работает не достаточно устойчиво. Рассерженный Федор Федорович выскочил на трибуну и сказал, что он это говорил Хворостину для "красного словца" в доверительной беседе, что на самом деле все довольно хорошо, замечания Хворостина не надо принимать всерьез и приведенные в сообщении данные об изделии являются достоверными. Но общее впечатление о проделанной в ОКБ-9 работе было несколько смазано. По неизвестным причинам проект "Запад" в тематику ОКБ-9 включен не был. Примерно в 1960 году, когда под вопросом находилось достижение положительного решения по изделию Д-200, а согласие на разработку изделия Д-90 было дать Федору Федоровичу немного страшновато от Главного Управления гидрометслужбы СССР поступили технические требования на создание метеорологической ракеты для высот до 120 км. Поскольку коллектив ОКБ - 9 был свободен от работы по новой технике, то навалившись всеми наличными силами на разработку Д-75 (МР-12), имея за плечами определенный опыт в разработке и испытаниях более сложного изделия Д - 200 сотрудники успешно справились с поставленной задачей и сдали изделие МР-12 заказчику. В процессе работы возникали определенные трудности, которые преодолевались общими усилиями, и результат получился хороший. Наряду с разработкой Д-75, часть коллектива ОКБ-9 приступила к проработке возможности создания изделия Д-90. После утверждения темы Д-90 на одном из крупных совещаний Федор Федорович Петров, учитывая ее большую новизну и сложность, наверное оговорившись, назвал ее научно-фантастической. Как всегда, Федор Федорович с энтузиазмом принялся вместе с коллективом ОКБ-9 за решение этой сложной и важной задачи. Большое количество смежных организаций, сжатые сроки работы, высокие требования ко всем элементам комплекса Д-90 требовали от главного конструктора полного напряжения как творческих, так и физических сил. Поскольку наличие классической и новой тематики начали мешать в некоторых моментах друг другу, то Федор Федорович как опытный организатор и руководитель решил разделить ОКБ-9 на две организации ОКБ 9 -I и ОКБ-9-II. Сам Федор Федорович сохранил за собой ОКБ-9-I с классической тематикой. За три года работы по теме Д-90 были получены положительные результаты испытаний по движению на начальном участке, на переходном участке и на воздушном участке. Наличие схожей тематики на двух соседних предприятиях подвигло высшее руководство Министерств, Заказчика и партийных органов на слияние ОКБ-8 и ОКБ-9-II в единую организацию ОКБ-8. Это событие происходило в июле 1964 года Я в это время возвратился из очередного отпуска. Когда я вошел в комнату жена мне сказала, что звонил какой-то Петров и спрашивал, когда я приеду, и обещал еще раз позвонить. Я подумал, что это звонил один из наших сотрудников Афанасий Петров. Вскоре раздался телефонный звонок, я взял трубку и услышал знакомый голос Федора Федоровича. Он спросил, что знаю ли я о последних событиях в ОКБ-9 и просил меня остаться в ОКБ-9 для дальнейшей работы начальником отдела. Я обещал подумать, на другой день примчался на работу - там уже во всю шла работа по передаче темы и ее исполнителей в ОКБ - 8. Мне предложили работу заместителя начальника отдела. Поскольку я уже вел переговоры по переезду на постоянное местожительства и работы в г.Обнинск, то что бы не вводить в заблуждение Федора Федоровича о своих намерениях, я позвонил ему об этом. С обидой в голосе он сказал, что, если у меня в Обнинске не заладится, то он всегда будет рад взять меня на работу. В ноябре 1964 года по семейным обстоятельствам я с семьей переехал в г. Обнинск. Больше с Федором Федоровичем Петровым я не встречался. Работа в ОКБ -9 под руководством Федора Федоровича Петрова меня научила очень многому как в плане производства, так и общих организационных вопросах. Я всегда с благодарностью и с элементами ностальгии вспоминаю свою работу в ОКБ -9 и тот дружный творческий коллектив, который на высоком уровне решал сложные и важные государственные задачи. Все, кому посчастливилось работать под руководством Федора Федоровича или быть с ним знакомым, навсегда сохранят в душе светлую память о талантливом человеке, одном из крупнейших конструкторов своего времени в области вооружения, добропорядочном и отзывчивом руководителе, одновременно строгом и справедливом, который сам был всегда нацелен на положительный конечный результат и умел увлечь весь свой коллектив на решение сложнейших задач с полной самоотдачей, о настоящем русском человеке - Человеке с большой буквы. Конечно, здесь сказано очень и очень мало о тех работах , которые проводились в ОКБ-9, о людях ОКБ-9, о их взаимодействии, взаимовыручке и взаимопомощи, Но об этом как-нибудь в следующий раз. После приезда в Обнинск я поступил на работу в лабораторию гидрометприборов филиала института прикладной геофизики.
Так вот Д-200 это управляемая оперативно-тактическая ракета 3М1 "Онега", а Д-90 это противолодочная ракета запускаемая из торпедного аппарата подводной лодки.
Таким образом прототипом МР-12 можно считать Д-200 (3М1 "Онега").
"Были когда-то и мы рысаками!!!"

Salo

Кстати вот и объяснение названия МР-12- по требованиям заказчика высота подъёма должна была составить 120 км, а получилось  180 км.
"Были когда-то и мы рысаками!!!"

Ого, тендеры состоялись. Их выиграли (за отсутствием конкурентов) долгопрудненская ЦАО и тульское КБП. Подробнее:
http://www.gostorgi.ru/2008/7/2008-08-01/7-53953.xml
http://zakupki.gov.ru/Tender/ViewPurchase.aspx?PurchaseId=53953

Salo

Всё-таки неправильно говорить что МР-12 была создана Тесленко (хотя его роль была очень важна), поскольку создавалась она в ОКБ-9 "Уралмашзавода" под руководством Петрова Ф.Ф.. Тесленко принимал участие в создании головных частей Д-200 (3М1 "Онега"), Д-75 (МР-12)и Д-90 (Вьюга) и затем ушёл вместе с МР-12 в Обнинск после ликвидации ракетной тематики в ОКБ-9.
В создании Д-75 (МР-12) участвовал также Голубев Владимир Алексеевич :
http://www.gazeta.voenmeh.ru/n6-7-2007/n6-7-2007(2).html
Подробнее можно прочесть тут:
http://www.gazeta.voenmeh.ru/ubilei.html
"Были когда-то и мы рысаками!!!"

Salo

#70
Цитата: undefinedОго, тендеры состоялись. Их выиграли (за отсутствием конкурентов) долгопрудненская ЦАО и тульское КБП. Подробнее:
http://www.gostorgi.ru/2008/7/2008-08-01/7-53953.xml
http://zakupki.gov.ru/Tender/ViewPurchase.aspx?PurchaseId=53953
А кто производить будет? М-100Б и ММР-06 челябинский Станкомаш делал:
http://kirovka.ru/enc/index.php?id=459
Цитата: undefinedИШТУЛОВ Альберт Георгиевич (р. 20.04.1938, Златоуст), канд. техн. наук, засл. изобретатель РСФСР (1988). Принимал участие в создании метеорологич. ракет ММР-06, М100-Б, мишеней МС-9ИЦ-Б, МР-9ИЦ-Б, 96М6М. С 1970 ведущий конструктор, нач. КБ ОАО "ФНПЦ "Станкомаш"". Авт. 138 изобретений. Опубликовал ок. 30 статей, посв. оборонной тематике. Награжден медалями СССР и Гл. к-та ВДНХ СССР.
http://www.rusea.info/inj/winners/?u_id=1660&list=6_1&year=2005&type=1
Цитата: undefinedИштулов Альберт Георгиевич, 1938 г.р.



Ведущий инженер-конструктор СКБ-78 ОАО "ФНПЦ "Станкомаш", г. Челябинск
Челябинский политехнический институт - 1963 г.
Кандидат технических наук - 1987 г.
Заслуженный изобретатель РСФСР - 1988 г.

Один из ведущих специалистов в области создания метеорологических ракет для зондирования высотных слоев атмосферы, выполняющих задачи по определению параметров земной атмосферы, как в рамках научных программ страны, так и ООН. Обладает глубокими теоретическими знаниями и большим опытом в создании новых образцов ракетной техники. Непосредственно участвовал в испытаниях систем ПВО С-200 и С-300, систем ПВО ракетного крейсера "Петр Великий". С его участием разработаны метеорологические ракеты для исследования атмосферы на высотах 90-130 км и озонового слоя, самолетные, ракетно-парашютные, баллистические мишени для новых систем ПВО. Для ряда мишеней провел теоретические проработки и предложил новый способ регистрации факта их поражения. Для мишени 96М6МБ в качестве сигнального средства введен факел, время горения которого составляет не менее 3 мин. с силой света не менее 1,8 млн. свечей, что позволяет получить инфракрасную систему сопровождения мишеней, наглядный визуальный контроль, и работу по ней средствами ПВО, оснащенными тепловизионными системами наведения.

Автор 23 научных работ, 61 изобретения и 11 патентов. За разработку метеоракет награжден тремя медалями ВДНХ.
Высота в 130 км указывает на М-130.
"Были когда-то и мы рысаками!!!"

Salo

Из буклета к 65 летию ЦАО:
http://www.cao-rhms.ru/CAO_65.pdf 1,8МБ



М-100Б на стартовой позиции.
"Были когда-то и мы рысаками!!!"

Salo

У Хлынина:
Ракетные исследования атмосферы. «Метеорология и гидрология» 1957 №8 с.3-13


ЦитироватьРис. 1. Схема расположения измерительных приборов в головной части метеорологической ракеты (МР-1).
1 — тепловой манометр для измерения низкого давления, 2 — болометры для намерения солнечной радиации, 3 — мембранный манометр, 4 — передатчик, 5 — термометр сопротивления для измерения температуры воздуха, 6 — коммутатор, 7 — блок аккумуляторов, 8 — фотоаппарат.

Рис. 2. Старт метеорологической ракеты.


Рис. 3. Приземление корпуса метеорологический ракеты.


Рис. 4. Приземление головной части метеорологической ракеты.

С помощью ракет и спутников «Наука и жизнь» 1958 г. №5, с.11-16, вкл




"У ворот в космос""Техника-молодежи" №8-1957

Судя по дате написания статьи речь идёт о МР-1:


"Были когда-то и мы рысаками!!!"

Salo

"Были когда-то и мы рысаками!!!"

Salo


МР-12 перед музеем Циолковского в Калуге.
"Были когда-то и мы рысаками!!!"

Salo

"Были когда-то и мы рысаками!!!"

Salo

"Были когда-то и мы рысаками!!!"

Salo

http://www.missiles.ru/foto_mir_roket.htm

ЦитироватьМетеоракета НПО "Искра".
Очень странный пепелац. И надписи на нём странные.
"Были когда-то и мы рысаками!!!"

Salo

Под названием метеоракеты:


Руки надо отбивать за такую рекламу, но ракета в правом верхнем углу это МР-1?
Даже появилась мысль заплатить 135 рублей за оригинал, но только с комментариями автора снимка. :roll:

PS: Видимо не она, поскольку на второй ступени нет стабилизаторов. А у МР-1 они были.

"Были когда-то и мы рысаками!!!"

Salo

"Были когда-то и мы рысаками!!!"