Геофизические и метеорологические ракеты СССР и России

Автор Карлсон, 23.09.2008 06:22:45

« назад - далее »

0 Пользователи и 1 гость просматривают эту тему.

Salo

http://zato-znamensk.narod.ru/History.htm
ЦитироватьПараллельно с отработкой боевых ракет личный состав управления принимает активное участие в пусках геофизических ракет по программе АН СССР, испытаниях и отработке метеорологических ракетных комплексов. Особенно интенсивные исследования начались в 1957-1958 годах по программе Международного геофизического года с использованием геофизических ракет Р-2А, Р-11А, Р-5М. Исследования с использованием этих ракет продолжались до 1963 года. Участниками данных исследований были офицеры управления Иоффе Г.И., Золотенков И.А., Чирков Н.В., Мухинский Г.Д., Захаров А.Н., Хишев А.Г., Дмитриев А.П., Голубцов Н.А., Лексин Г.В., Разин П.П., Сергеев Н.А. и другие.

С 1964 по 1969 год управление проводило испытания метеорологических ракетных комплексов ММР-06,М-100,МР-12. Техническая позиция была развернута на пл.8 и 4С (МИК-290),стартовые позиции – пл.4а,231,М-202. В испытаниях принимали участие Корнейчук А.К., Остапенко А.П., Байцур О.Г., Васильев Н.В., Егорычев Л.Г., Трошин Н.А. и другие.
"Были когда-то и мы рысаками!!!"

Salo

#41
"Советская космическая инициатива в государственных документах 1946-1964 гг." стр.96-100:
Цитата: undefined№17

Записка Д. Ф. Устинова, А. Н. Несмеянова и др. в Президиум ЦК КПСС о проведении пусков метеорологических и геофизических ракет (1)
№ С-359
13 мая 1958 г.

Сов.секретно
В ПРЕЗИДИУМ ЦК КПСС
На Президиуме ЦК КПСС 11 июля 1956 г. было принято постановление Совмина СССР о проведении вертикальных пусков метеорологических и геофизических ракет для исследования верхних слоев атмосферы (2). В соответствии с этим решением в течение Международного геофизического года, т.е. с июля 1957 г. по декабрь 1958 г., должно быть запущено 340 метеорологических ракет на высоту от 50 до 80 км и 26 геофизических ракет на высоту от 160 до 500 км.
Выполнение плана вертикальных пусков ракет с целью исследования верхней атмосферы характеризуется следующими данными: в 1957 г. было запущено 65 метеорологических ракет из 130 по плану. Пуски геофизических ракет не производились.
В 1958 г. (по состоянию на 1 мая) запущена одна геофизическая ракета на высоту 473 км и 44 метеорологических ракеты на высоту 45-50 км. Запуски геофизической ракеты Р11А, а также метеорологической ракеты ММР-08 не производились.
Госкомитет по оборонной технике (ОКБ-3) и Удмуртский совнархоз (завод № 74) до сих пор не закончили отработку ракеты ММР-08, а Главное управление гидрометеослужбы - научной аппаратуры для нее. В настоящее время принимаются меры к тому, чтобы в кратчайший срок закончить эти работы и до октября изготовить 125 ракет ММР-08.
До конца 1958 года мы считаем целесообразным запустить 196 ракет, из них 180 метеорологических (в т.ч. 45 ракет ММР-08 ) и 16 геофизических, из 256 ракет, которые подлежат запуску в соответствии с планом пуска ракет, утвержденным постановлением Совмина СССР от 11 июля 1956 г.
Пусками указанного количества ракет обеспечивается выполнение обязательств, взятых Советским Союзом по Международному геофизическому году, в связи с чем пуски остальных 60 ракет можно перенести на 1959 год.
Просим рассмотреть и утвердить прилагаемый проект решения по данному вопросу (3).
Д. Устинов
А. Несмеянов
А. Золотухин
К. Руднев

АП РФ. Ф.З. Оп. 13. Д. 145. Л.65. Подлинник

(1) Вверху документа надпись «Вкруговую: членам Президиума ЦК КПСС на голосование 22.V. 58 В. Малин». На самом документе подписи «За А. Аристов, за А. Кириченко, Игнатов, Козлов, Л. Брежнев, Шверник, Е. Фурцева, К. Ворошилов, За А. Микоян». Внизу документа надпись «Оформить 26.V.58. В. Малин».
(2) Речь идет о постановлении СМ СССР от 11 июля 1956 г. № 942-509 «О проведении исследований верхних слоев атмосферы в Международном геофизическом году при помощи вертикальных пусков ракет».
(3) Было принято постановление Президиума ЦК КПСС от 26 мая 1958 г. № П155/54 «О проведении вертикальных пусков ракет для исследования верхних слоев атмосферы», утвердившее проект распоряжения Совмина СССР.
Цитата: undefined№18
Распоряжение Совета Министров СССР о проведении
пусков метеорологических и геофизических ракет
№1646рс
26 мая 1958г.
СЕКРЕТНО

1. Обязать Академию наук СССР, Главное управление гидрометеорологической службы при Совете Министров СССР, Министерство обороны СССР и Государственный комитет Совета Министров СССР по оборонной технике обеспечить в 1958 году проведение 196 вертикальных пусков ракет, в том числе:
-180 метеорологических ракет, из них 10 ракет МР-1, 125 ракет ММР-05 и 45 ракет ММР-08;
-16 геофизических ракет, из них 4 ракеты Р2А, 5 ракет Р5А и 7 ракет Р11А.
Вопрос о пуске остальных 60 ракет (51 метеорологической ракеты и 9 геофизических ракет), предусмотренных постановлением Совета Министров СССР от 11 июля 1956 г. № 942-509 2, рассмотреть с планом на 1959 год.
Комиссии Президиума Совета Министров СССР по военно-промышленным вопросам утвердить график указанных пусков ракет и осуществить контроль за его выполнением.
2. Обязать Совет Министров РСФСР и Государственный комитет Совета Министров СССР по оборонной технике принять все меры к тому, чтобы в ближайшее время закончить отработку ракеты ММР-08 и обеспечить изготовление в 1958 году 125 ракет ММР-08, из них: 40 штук в июле, 40 штук в августе и 45 штук в сентябре 1958 г.
Главному управлению гидрометеорологической службы при Совете Министров СССР обеспечить указанные ракеты необходимой научной аппаратурой.
3. Обязать Академию наук СССР (т. Несмеянова), Главное управление гидрометеорологической службы при Совете Министров СССР (т. Золотухина) и Государственный комитет Совета Министров СССР по оборонной технике (т. Руднева) принять меры к безусловному выполнению решений Правительства по исследованию верхних слоев атмосферы в период Международного геофизического года.
Председатель Совета Министров Союза ССР                                Н. Хрущев
АП РФ. Ф.93. Коллекция постановлений и распоряжений СМ СССР за 1958 г. Заверенная копия на бланке.
http://www.militaryparitet.com/nomen/russia/pri/data/ic_nomenrussiapri/10/
Цитата: undefinedОКБ-3 НИИ-88 по двигателям на высококипящих компонентах топлива (главный конструктор Д.Д. Севрук).
http://www.militaryparitet.com/nomen/russia/pri/data/ic_nomenrussiapri/11/
Цитата: undefined№74      Ижевский машиностроительный завод (ныне ОАО «Концерн «Ижмаш»). Бывший «Ижевский оружейный завод», создан в 1807 г.
"Были когда-то и мы рысаками!!!"

Salo

Н. Катина "Мир вечных льдов и его изыскатели. Об истоках международного полярного года", «Химия и жизнь» №12, 2007

Запуск метеорологической ракеты на острове Хейса (ЗФИ).
Фото П. С. Владимирова. Изображение: «Химия и жизнь»

"Точка «Чарли» и другие". Вокруг света №1 за 1985год

Запуск метеорологической ракеты с борта судна "Эрнст Кренкель".

http://dolgopa50.narod.ru/proizvodstvo/CAO/galery/index.html

Сборка метеорологической ракеты.Фото из архива ЦАО.


Транспортировка метеорологической ракеты М100Б на стартовую позицию в Антарктиде
на станции "Молодежная". Фото из архива ЦАО.
"Были когда-то и мы рысаками!!!"

Salo

#43


"Кабан" (96М6М), многоцелевой мишенный ракетный комплекс
Цитата: undefinedМногоцелевой мишенный комплекс на базе метеорологических ракет для имитации баллистических целей


Вторая сзади 96М6М. Возможные траектории полёта РМ 96М6М.

Мишенный ракетный комплекс "Кабан" (96М6М) создан Челябинским открытым акционерным обществом (ОАО) "Федеральный научно-производственный центр "Станкомаш" на базе существующих метеорологических ракет и обладает высокими имитационными возможностями.

Назначение

Мишенный комплекс "Кабан" предназначен для создания мишенной обстановки при обучении боевых расчетов средств ПВО и оценки боевой эффективности существующих и вновь созданных зенитных ракетных комплексов и систем. Кроме того, комплекс может быть использован для фотографирования объектов на удалении 40-70 км от места старта ракеты с передачей информации через спутниковые системы связи потребителям, а также создания узкополосных и широкополосных заградительных помех. Решение указанных задач обеспечивается наличием четырех модификаций мишени.


Схема применения РМ 96М6М.

Состав и особенности

Мишенный комплекс "Кабан" (96М6М) включает баллистическую мишень 96М6М и ее модификации, двуствольную пусковую установку 89Ц6-02 или ее модификацию, средства технического обеспечения (автотранспорт для доставки ракет, пусковой установки, транспортно-заряжающей тележки, проверочной аппаратуры и боевого расчета, комплекс для метеорологических измерений, сборочное оборудование и др.).

Мишень 96М6М представляет собой неуправляемую твердотопливную ракету, которая по своим летно-техническим характеристикам на нисходящем участке траектории полета имитирует высокоскоростную баллистическую ракету. Мишень состоит из головного обтекателя, приборного отсека и твердотопливного двигателя. В приборном отсеке размещен приемопередатчик, позволяющий осуществлять контроль траектории полета ракеты наземным радиолокационным комплексом "Кама". Путем изменения угла пуска и скорости полета ракеты-мишени имеется возможность менять траекторию полета и имитировать различные типы баллистических целей.

Ракета-мишень может имитировать воздушные баллистические цели с эффективной отражающей поверхностью 0,015-1 м.кв. При стартовой массе 330 кг и пуске под углом 61 град. к горизонту мишень может подняться на высоту до 46 км и пролететь на дальность до 100 км за время около 185 с. Имитация целей с различными траекторными характеристиками достигается путем изменения угла пуска и скорости полета мишени. Существующие модификации мишени отличаются: 96М6 - повышенной дальностью полета, 96М6-01 - наличием отсека светотеплового излучения, 96М6-02 - системой оптического наблюдения и 96М6-03 - системой постановки помех.

Основные характеристики
 
Калибр, мм                                                      250
Длина, м                                                          5,72
Масса, кг                                                          330
Высота подъема, км                                        46
Дальность точки падения, км                            до 100
Время работы двигателя, с                              4,5-9
Максимальная скорость, м/с                            830-1300
Полное время полета, с                                    185
http://www.stankomash74.ru/about1/

http://www.chelpress.ru/newspapers/ucourier/archive/22-10-2002/5/a333.html
Цитата: undefinedЧелябинский "Станкомаш" начинал в войну с реактивных снарядов для "катюш", продолжил и после. К примеру, к середине 50-х относится "поточное производство турбореактивных снарядов крупного калибра". Начало 70-х - производство ракеты М-100 ("земля - воздух").
"Были когда-то и мы рысаками!!!"

Salo

#44
http://info.dolgopa.org/library/03_24.htm
Цитата: undefinedВ дальнейшем Лаборатория N1 была преобразована в отдел стратосферных исследований (ОСИ), а затем - в отдел физики высоких слоев атмосферы (ОФВСА). С таким названием отдел существует до настоящего времени.

    В 1948г. по инициативе Г.И.Голышева и В.А.Путохина были начаты работы по созданию метеорологического ракетного комплекса.

    Ракета, транспортно-заряжающее оборудование, поверочная и стартовая аппаратура создавались в специализированном конструкторском бюро под руководством главного конструктора акад. А.Д. Надирадзе, а парашютные системы для спасения головной части ракеты и ракетного двигателя - коллективом специализированного института под руководством О.И. Волкова. Весь комплекс был создан всего лишь за 3 года и уже в октябре 1951 г. были проведены летно-конструкторские испытания ракеты, получившей индекс МР-1. Ракета МР-1, являвшаяся первой метеорологической ракетой в мире, работала на жидком топливе, общая масса превышала 600 кг, высота подъема -90 км, масса полезной нагрузки составляла 11кг. Для разгона ракеты в пусковой установке использовался пороховой бустерный двигатель, а для спасения головной части ракеты, содержащей измерительную аппаратуру и передатчик радиотелеметрической линии - парашют. Второй, грузовой парашют предназначался для спасения корпуса двигателя. Все это позволяло использовать вторично и бортовую аппаратуру, и сам двигатель. Парашют головной части полностью затормаживался на высоте около 60 км и по его дрейфу определялась скорость и направление ветра. Прослеживание траектории движения ракеты, а после разделения - траекторий движения ракеты и головной части производилось с помощью базисной системы кинотеодолитов, что позволяло определять скорость и направление ветра до высоты 60 км. На ракете был установлен стандартный блок аппаратуры разработки ЦАО (М.Н. Изаков, Г.А. Кокин, А.М. Касаткин, Н.С. Лившиц, Е.А. Бесядовский), предназначенный для определения температуры и давления. Кроме того, на некоторых головных частях устанавливался ультрафиолетовый спектрометр для измерения плотности озона, магнитные манометры для измерения давления воздуха, плотномер типа "Альфатрон", баллоны для забора проб воздуха и т.д.

    С 1952 г. по 1959 г. ракета МР-1 эксплуатировалась на СРЗА "Волгоград". С ее помощью был накоплен значительный научный материал о вертикальном распределении температуры, давления и плотности до 80 км и ветра до 60 км, что позволило создать в 1962 г. стандартную атмосферу Советского Союза СА-64.

    В связи с необходимостью расширения географии ракетного зондирования уже в 1956 г. на базе ракеты боевого применения был создан метеорологический ракетный комплекс ММР-05 (главный конструктор Д.Д. Севрук) с высотой подъема 50 км. Этот комплекс был введен в эксплуатацию в 1957 г. - на станциях ракетного зондирования о.Хейса (Земля Франца Иосифа), Новая Земля, а с конца 1957 г. на дизельэлектроходе "Объ". Тем самым заметно расширился вклад Советского Союза в выполнение научных программ Международного Геофизического Года (МГГ) и Международного года спокойного Солнца (МГСС) (1957-1959гг.). В 1959г. этими комплексами были оснащены научно-исследовательские суда Гидрометеослужбы "Воейков" и "Шокальский". Состав бортовой аппаратуры этой ракеты был аналогичен составу бортовой аппаратуры ракеты МР-1 и отличался тем, что в нее был включен радиолокационный ответчик. Таким образом на основе наземной аэрологической радиолокационной станции "Метеор" был создан мобильный и достаточно надежный радиоканал слежения за траекторией движения головной части ракеты ((ведущий инженер разработки радиолокатора Б.Г. Рождественский, ведущий инженер разработки радиолокационного ответчика М.В. Кречмер).

    В конце 1959 г. по техническому заданию ЦАО специализированное конструкторское бюро (главный конструктор Ф.Ф. Петров, ведущий конструктор В.П. Тесленко) начало разработку твердотопливной метеорологической ракеты МР-12, которая должна была доставлять полезную нагрузку массой 30-35 кг на высоту около 180 км. Разработка этой ракеты, курирование которой с 1963г. было возложено на Институт прикладной геофизики (ИПГ), была завершена к 1965 г. С помощью этой ракеты был выполнен широкий круг исследований. Измерялись следующие параметры: давление, скорость и направление ветра, турбулентная диффузия, состав нейтральных и ионизованных составляющих, их концентрации, потоки солнечного и корпускулярного излучения. В 80-90 годы был осуществлен ряд экспериментов по искусственному воздействию на верхнюю атмосферу. Ракета использовалась в средних широтах и полярных районах, а с оснащением ракетными комплексами МР-12 Научно-исследовательских кораблей Гидрометслужбы "Профессор Зубов" и "Профессор Визе" - над акваториями океанов. Дальнейшую доработку и эксплуатацию этой ракеты осуществляло научно-производственное объединение "Тайфун" (А.А. Шидловский).

    В 1964 г. коллективом разработчиков (главный конструктор А.Т. Чернов) была создана, прошла успешные летные испытания и была внедрена в эксплуатацию твердотопливная метеорологическая ракета М-100, способная доставлять полезную нагрузку массой 12-14кг на высоту 90км. Базовый состав аппаратуры состоял из термометров сопротивления, предназначенных для измерения температуры, манометров Пирани - для определения давления, контейнеров с диполями - для определения скорости и направления ветра в диапазоне высот 60-90км. (Е.А. Бесядовский, Г.А. Кокин, Н.С. Лившиц, С.В. Пахомов) Головная часть спускалась на парашюте, что позволяло определить скорость и направление ветра от Земли до высоты 60км.

    Помимо базового комплекса на ракете устанавливались другие приборы: оптические озонометры (А.Ф. Чижов, Г.И. Кузнецов, О.В. Штырков, Н.Н. Брезгин), хемилюминесцентные датчики озона (С.П. Перов, В.И. Коньков), счетчики корпускулярных частиц (В.Ф. Тулинов), электронные зонды (А.А. Ястребов, С.В. Пахомов), датчики водяного пара (А.В. Федынский, В.А. Юшков, М.Г. Хапланов), счетчики аэрозолей (Ю.А. Брагин и др.), измерители атомарного кислорода (А.В. Федынский, С.П. Перов, А.Ф. Чижов) и окиси азота (С.А. Кожухов, А.Ф. Задорожный, Г.А. Тучков), измерители концентрации ионов (Ю.А. Брагин, Т.И. Оришич), измерители напряженности электрического поля (Ю.А. Брагин, А.А. Тютин, А.А. Кочеев), контейнеры с надувными сферами для определения скорости и направления ветра, плотности и температуры (А.Н. Мельников, С.В. Пахомов) и ряд других приборов.

    В дальнейшем ракета М-100 была усовершенствована и получила индекс М-100Б. Она эксплуатировалась вплоть до 1995г. Этим же коллективом разрабатывалась ракета ММР-06. Ее эксплуатация началась в 1970г. Ракета являлась твердотопливным неуправляемым снарядом, имела массу 135кг и поднимала полезную нагрузку в 5кг на высоту 60км. В дальнейшем была предпринята попытка уменьшить площадь падения отработавших двигателей с одновременным увеличением высоты подъема до 80км. Эта задача была успешно решена и с 1985г. была введена в строй модернизированная версия ракеты ММР-06 (ММР-06 - Дарт) (С.А. Беляк, П. Гледе, Г.А. Кокин, И.С. Мошников, А.А. Шидловский). Аппаратура этой ракеты состояла из бусинкового термосопротивления для измерения температуры воздуха. Ветер, как и прежде, измерялся путем прослеживания дрейфа ракетного зонда на парашюте, конструкция которого была изменена путем введения системы принудительного наполнения, что обеспечивало его ввод на высоте 70-75км (П. Гледе, Р. Штольте, К. Шульц, Е. Ассенг, Г. Гернанд, К. Дрешер).

    Создание приборов и методов для ракетных исследований потребовало организации современной лабораторной базы, с помощью которой удалось выполнить ряд исследований, некоторые из которых выходили за рамки прикладных задач и имели фундаментальное значение (Г.А. Кокин, С.П. Перов, М.Н. Изаков, Е.В. Лысенко, В.М. Санкович, А.Ф. Чижов, Г.М. Мартынкевич). Особое внимание естественно было обращено на разработку приборов и устройств для ракетного зондирования (Г.А. Кокин, М.Н. Изаков, Н.С., Лившиц, Е.А. Бесядовский, Г.М. Мартынкевич, С.П. Перов, А.Ф. Чижов, И.С. Мошников, В.И. Козлов, А.В. Комоцков, В.И. Ермаков, В.Д. Гринченко, С.А. Вязанкин).

    Одновременно с развитием ракетной техники шло становление сети станций ракетного зондирования. В восьмидесятые годы сеть станций ракетного зондирования атмосферы СССР и сотрудничавших с ним стран включала в себя следующие пункты: о.Хейса (810 с.ш., 580 в.д.), "Ахтопол" (НРБ, 420 с.ш., 440 в.д.), "Волгоград" (490 с.ш., 440 в.д.), "Цингст" (ГДР, 530 с.ш., 120 в.д.), "Балхаш" (470 с.ш., 750 в.д.), "Сайн-Шанд" (МНР, 480 с.ш., 1070 в.д.), "Тумба" (Индия, 90 с.ш., 770 в.д.), "Молодежная" (Антарктика, 680 ю.ш., 460 в.д.). Кроме того, ракетными метеорологическими комплексами М-100Б и ММР-06 было оснащено восемь научно-исследовательских кораблей и судов погоды Госкомгидромета СССР. Всего на СРЗА осуществлялось от 500 до 600 запусков ракет в год. Запуски производились регулярно, летом с частотой 1 раз в неделю, зимой - не реже 2-х раз в неделю. Организационно-техническое и методическое руководство работой сети СРЗА осуществляла Обсерватория. Первичные данные пусков по радиотелетайпным каналам поступали в обсерваторию, где осуществлялась вторичная обработка данных. Затем окончательные данные оперативно передавались в Гидрометцентр СССР, в службу стратосферных потеплений ВМО, в международный обмен, а в виде бюллетеней ракетного зондирования атмосферы и высотных карт барической топографии - всем заинтересованным организациям как внутри страны, так и за рубежом. В связи с распадом СССР и всего социалистического лагеря и резким сокращением финансирования сеть СРЗА была ликвидирована, в настоящее время сохранилась лишь СРЗА "Волгоград".
***
    В июле-августе 1991гг. в рамках международной кампании "Серебристые облака-91" на о.Хейса была запущена серия ракет М-100Б с оптической аппаратурой, предназначенной для регистрации света, рассеянного атмосферой. В двух пусках 31 июля 1991 г. было обнаружено аномально большое рассеяние света. Анализ показал, что это явление можно объяснить только наличием мезосферных облаков. Таким образом впервые были обнаружены мезосферные облака в столь высоких широтах (Г.А. Кокин, А.Н. Мельников, А.Ф. Чижов, О.В. Штырков, Г. Витт, Н. Вильгельм).     
"Были когда-то и мы рысаками!!!"


Salo

#46
Цитата: undefined
Цитата: undefined
Цитата: undefined
Цитата: undefinedКстати, так кто же все-таки разрабатывал и производил метеоракеты?
В общем, проект МР-1 делал Надирадзе. Интересно, а остальные "метео" - тоже он?  :roll:
Так она же жидкостная. Универсал!
А ускоритель - пороховой! :wink:

http://www.phys.msu.ru/rus/about/sovphys/ISSUES-2008/2(62)-2008/62-9/
Цитата: undefined50  лет Ракетному метеорологическому зондированию атмосферы[/size]

В 1948 г. вышло Постановление Правительства СССР,  согласно которому СКБ академика  А.Д.Надирадзе разработало за три года  ракетный  комплекс  МР-1,  а НИИ  парашютно-десантных  средств  под  руководством  О.И.Волкова разработало специальные грузовые парашюты для спасения головных  частей  и двигательных установок ракеты МР-1 (вес 600 кг) с  высотой подъема 90 км. Конструкторский талант А.М.Касаткина и глубокие теоретические  и  практические знания его молодых коллег – выпускников  физфака МГУ М.Н.Изакова,  Г.А.Кокина и других позволили создать блок датчиков малоинерционных термометров и манометров. Таким образом, впервые в мире был применен прямой метод измерения    температуры    воздуха    при    сверхзвуковом полете метеорологической  ракеты  (американцы  до  этого  использовали данные  измерений  давления  и  по  ним  рассчитывали  температуру).

В  1952-59 гг. на станции  «Волгоград»  (Капустин  Яр)  было  проведено несколько  десятков  успешных  запусков  МР-1,  накоплен  значительный  материал о профилях температуры,  давления и плотности воздуха  до  высоты 80  км  и  ветра  до высоты 60 км,  что позволило создать в 1962 г.  стандартную атмосферу СА-64.  Отметим,  что  парашют  головной  части  на  нисходящей  ветви  траектории гасил  сверхзвуковую скорость на высоте около 60 км и по его дрейфу (с учетом инерции)  определялись  скорость  и  направление ветра.  Прослеживание ракеты и головной части  осуществлялось  с  помощью  базисной  системы кинотеодолитов.  В  дальнейшем  для  траекторных измерений  стал использоваться  радиолокационный  активный  метод. В 1956 г. теория и первые результаты этого пионерского метода были опубликованы в журнале «Метеорология и гидрология», а в октябре 1957 г.  в Вашингтоне сразу  после запуска первого спутника на Международной конференции по космическим  исследованиям  А.М.Касаткин сделал научный доклад о  ракетном метеорологическом зондировании в СССР. Зарубежных ученых поразило все: и прямой метод измерения температуры, считавшийся невозможным для таких скоростей,  и запуск ракеты по такой траектории, что головная часть на парашюте возвращалась как бумеранг практически к  месту старта,  и спасение двигателей  ракеты  также  на  парашюте  для повторного  использования  и  возможность  использования  ракетного  комплекса на корабле в любой точке Мирового океана. 
http://epizodsspace.testpilot.ru/bibl/tm/1981/rn6.html


А ведь согласно книге А.Б.Широкорада "От "Катюши" до "Смерча""Надирадзе работал в то время над твердотопливным зенитным неуправляемым снарядом "Стриж". Видимо задел по нему использовался для создания порохового ускорителя ракеты МР-1. А ЖРД с вытеснительной подачей, скорее всего использовался от зенитного неуправляемого снаряда Р-103 "Тайфун" или Р-110 "Чирок" разработки отдела №6 НИИ-88 возглавляемого П.И.Костиным. МР-1 таким образом скорее всего создана на базе технологий немецких зенитных неуправляемых снарядов "Taifun P" (твердотопливный) и "Taifun F" (жидкостный с вытеснительной подачей).
"Были когда-то и мы рысаками!!!"

Salo

Не клеится что-то с МР-1. При стартовой массе 915 кг, длине 8м и диаметре 415 мм даже при наличии стартового порохового ускорителя нужен достаточно мощный ЖРД. А учитывая, что она ещё и многоразовой была, то ещё и достаточно надёжный для повторного использования.
На Р-103 (Тайфун F) стояли неохлаждаемые ЖРД тягой 615 кг со временем работы в несколько секунд. Тяги может быть и достаточно, но время работы должно было составить никак не менее нескольких десятков секунд. А неохлаждаемый ЖРД прогорал уже на Р-110 с высотой подъёма в 15 км.
Значит для МР-1 с высотой подъёма в 100 км охлаждение КС было необходимо.
Какой всё-таки ЖРД там использовали?
"Были когда-то и мы рысаками!!!"

Salo

Видимо прототипом МР-1 была ракета   Шметтерлинг
ЦитироватьКраткие технические характеристики
Наименование: Hs 117 Schmetterling
Изготовитель: Хеншель
Маршевый двигатель: ЖРД BMW 109—558 с тягой 3.7 кН (375 кГс); ресурс 33 сек
Компоненты топлива: тонка; азотная кислота
Стартовые ускорители: 2 твердотопливных ускорителя Schmidding 109—553 с суммарной тягой 17.1 кН (1 750 кГс); ресурс 4 сек
Длина фюзеляжа: 4.2 м
Диаметр фюзеляжа: 350 мм
Размах крыльев: 2м
Стартовая масса: 420кГ (без ускорителей)
Масса 2-х ускорителей: 170кГ
Средняя скорость: 270 м/сек
Дальность: 32 кМ
Максимальная высота: 10 700м
Масса боевой части: (данные разных источников противоречивы: от 25 кГ до 250кГ)
"Были когда-то и мы рысаками!!!"

Salo

ЗЕНИТНАЯ УПРАВЛЯЕМАЯ РАКЕТА HS -117 «ШМЕТТЕРЛИНГ»


ЦитироватьВ конце 1944 г. на гигантском подземном заводе вблизи Нордхаузена велась кропотливая подготовка к запуску в серийное производство зенитной управляемой ракеты фирмы «Хеншель» - HS-117 «Шметтерлинг» («Бабочка»). Ракета разрабатывалась фирмой с 1941 г., руководил работами доктор Вагнер.

Совершившая свой первый полет в мае 1944 г., ракета имела цельнометаллическую конструкцию и внешне напоминала самолет со стреловидным среднерасположенным крылом и обычным хвостовым оперением. Ее носовая часть имела весьма своеобразный вид - впереди она разделялась на два расположенных рядом несимметричных обтекателя, в левом из которых находилась боевая часть с неконтактным взрывателем, а в правом - генератор электрического тока, приводившийся в действие во время полета крыльчаткой.

Небольшой цилиндрический отсек был оборудован радиоаппаратурой системы наведения ракеты на цель, а всю среднюю часть занимали баки с топливом и баллон со сжатым до 205 атмосфер воздухом для вытеснительной подачи топлива в камеру сгорания двигателя.

В качестве двигателя предусматривалось использование жидкостного ракетного двигателя БМВ 109-558 или «Вальтер» 109-729. В случае установки БМВ 109-558, который в заправленном состоянии весил 158 кг, а в сухом - 84 кг, баки заполнялись 98% азотной кислотой и смесью «Тонка-250».

Компоненты топлива подавались в камеру сгорания сжатым воздухом, при этом азотная кислота предварительно проходила через полости в стенках камеры сгорания и сопла, предохраняя их тем самым от перегрева.

Двигатель БМВ 109-558 работал в двух режимах. В течение первых 20-25 секунд полета он развивал максимальную тягу около 380 кгс, а затем топливная аппаратура автоматически сокращала подачу топлива, уменьшая таким образом тягу до 60 кгс, что было достаточно для полета ракеты с маршевой скоростью до 210 м/с. В этом режиме двигатель работал примерно 90 секунд.

Применявшийся в другой модификации ракеты жидкостный ракетный двигатель «Вальтер» 109-729 работал на азотной кислоте и керосине. В подготовленном к работе состоянии он весил 150 кг, сухой вес составлял 65 кг.

В этом двигателе также использовалась вытеснительная система подачи топлива, а азотная кислота применялась также для охлаждения камеры сгорания и сопла.

Особенностью двигателя было то, что в момент запуска компоненты топлива при их соединении в камере сгорания поджигались с помощью так называемого пускового топлива (фурфурилового спирта), помещенного в ограниченном с двух сторон разрывными мембранами участке топливной магистрали.

При запуске мембраны разрывались, пусковое топливо вытеснялось керосином в камеру сгорания, где происходило смешивание всех компонентов топлива и их воспламенение.

Максимальная тяга двигателя, развиваемая им при запуске, составляла 375 кгс. Во время полета она могла изменяться в довольно широком диапазоне, благодаря наличию в камере сгорания двух рядов форсунок, из которых один ряд работал постоянно на полном расходе, а подача топлива в форсунки второго ряда регулировалась специальной аппаратурой.

На ракете HS-117 эта аппаратура была настроена на обеспечение скорости полета 210 м/с. В режиме максимальной тяги двигатель работал в течение 10 секунд, а после переключения на тягу 60 кгс - примерно 70 с.

Запуск ракеты должен был производиться с установленной под определенным углом направляющей с использованием двух стандартных стартовых ускорителей «Шмиддинг» 109-553.

Один из этих ускорителей размещался сверху фюзеляжа, а другой - снизу. Для предотвращения повреждения хвостового оперения факелами пламени, сопла ускорителей были повернуты на 30 град от продольной оси.

Кроме запуска с подвижной наземной пусковой установки, был отработан также запуск ракеты с самолета.

На стадии проектирования ракету HS-117 предполагалось оснастить инфракрасной или акустической головкой самонаведения, однако ко времени проведения испытаний эти головки не были доведены до приемлемого технического уровня, и на ракету установили относительно простую радиокомандную систему наведения с оптическим наблюдением за ракетой.

Для этой цели в кормовой части хвостового отсека был оборудован трассер, за которым через специальный прибор наблюдал оператор и с помощью ручки управления наводил ракету на цель. Положения ручки управления преобразовывались в радиокоманды, которые воспринимались расположенным в носовой части ракеты приемником, дешифровались, усиливались и поступали на серводвигатели органов управления ракетой.

Проводившиеся во второй половине 1944 г. испытания ракеты (всего было произведено более 80 запусков) показали ее пригодность для поражения воздушных целей на малых и средних высотах.

Это позволило принять решение о запуске ракеты в серийное производство. Начиная с января 1945 г. подземный завод в Нордхаузене должен был ежемесячно выпускать до 3000 ракет HS-117.

Одновременно с развертыванием их серийного производства началось формирование первых 70 батарей, которые планировалось вооружить этими ракетами и привести тем самым в боевую готовность к концу 1945 г.

Хотя немецкие зенитчики не успели применить ракеты в боевой обстановке, до конца войны было изготовлено значительное количество ракет HS-117, которые попали в руки советских войск и их англо-американских союзников и по окончании войны подверглись тщательному изучению.

В СССР ракета испытывалась на полигоне Капустин Яр под обозначением Р-105 и, по отзыву известного ракетчика В. Казанского, продемонстрировала при этом чрезвычайную маневренность: «При первых пусках все были поражены этим ее качеством, ее действительно порхающим полетом (напоминающим бабочку), крутыми виражами на высоте 300-350 м. И поначалу относили это за счет действия системы управления и искусства нашего оператора. И даже военные поддались этому чувству. Летала она долго - минуты 3-4, уходила в сторону, затем возвращалась, делала несколько восьмерок, причем все это сопровождалось ревом ее ракетного двигателя, потом снова уходила в степь, пока не кончался запас топлива.

Однако вскоре наблюдавшие специалисты стали отмечать некоторое расхождение между движениями ручки управления у оператора и маневрами ракеты. Когда на четвертом или пятом пуске она заложила совершенно фантастическую петлю и умчалась в сторону технической позиции, где любители острых ощущений чуть не поломали себе шеи (поскольку в нарушение инструкции вылезли на крышу сборочного ангара), испытания решили прервать до особых распоряжений».

По книге В.Н. Шумкова «Вермахт» – Мн.: ООО «Харвест», 2005. – 448 с.
"Были когда-то и мы рысаками!!!"

Salo

Без крыла, радиоаппаратуры, ускорители сзади, а не сбоку.
"Были когда-то и мы рысаками!!!"

Salo

#51
На сайте "Военный паритет" утверждается что на Р-112 стоял двигатель С09.29 тягой 8 тс.

http://www.h-cosmos.ru/cosmos/isaev12.htm
Цитата: undefinedВ период перехода в НИИ-88 ОКБ Исаева успешно отработало двигатель У-2000 для ракеты класса «земля-воздух» и двигатель У-400-2 для крылатой ракеты класса «воздух-море». При разработке камеры тягой 8 тс для ракеты «205» С.А.Лавочкина отдел № 9 НИИ-88 столкнулся с необъяснимыми явлениями: ЖРД взрывался на стенде на первых секундах работы, как потом выяснилось, из-за высокочастотных колебаний. Для решения проблемы Исаев предложил двигатель-связку из четырех камер тягой по 2 тс.
Интересно, а на Р-112 стоял четырёхкамерный  С09.29 тягой 8тс или однокамерный?
Вот и Широкорад утверждает, что тяга ЖРД была 2 тс. Да и для ЗУР массой 1,5т (вместе с пороховыми ускорителями) тяга 8тс явно избыточна.
"Были когда-то и мы рысаками!!!"

Salo

В НК №3 за 2009 год вышла статья Игоря Чёрного "Ракеты на службе метеорологии".
"Были когда-то и мы рысаками!!!"

Salo

В статье Игорь Черный неявно выразил сомнение, что ММР-05  твердотопливная. Одновременно он идентифицировал ММР-08 как твердотопливную ракету, которая по его мнению является модификацией, созданной на базе второй ступени МР-100.
"Были когда-то и мы рысаками!!!"

Salo

#54
Однако как я уже писал выше:
"Советская космическая инициатива в государственных документах 1946-1964 гг." стр.96-100, документ №17 "Записка Д. Ф. Устинова, А. Н. Несмеянова и др. в Президиум ЦК КПСС о проведении пусков метеорологических и геофизических ракет "№ С-359 от 13 мая 1958 г.:
Цитата: undefinedГоскомитет по оборонной технике (ОКБ-3) и Удмуртский совнархоз (завод № 74) до сих пор не закончили отработку ракеты ММР-08, а Главное управление гидрометеослужбы - научной аппаратуры для нее. В настоящее время принимаются меры, чтобы в кратчайший срок закончить эти работы и до октября изготовить 125 ракет ММР-08.
ММР-05 и ММР-08 разрабатывал Севрук.
Если ММР-05 жидкостная, то ММР-08 видимо тоже.
"Были когда-то и мы рысаками!!!"

Salo

#55
http://www.warheroes.ru/hero/hero.asp?Hero_id=10804
Цитата: undefinedБелобородов Иван Фёдорович – крупный специалист в области технологии машиностроения, выдающийся организатор производства; директор Ижевского машиностроительного завода; генеральный директор Производственного объединения «Ижмаш».
Цитата: undefinedПод руководством И.Ф.Белобородова завод успешно и в сжатые сроки выполнял сложные задания Правительства СССР по освоению новых видов продукции, порой не свойственных профилю предприятия.

С 1957 года завод выпускал метеоракеты ММР-05 и ММР-08 с двигателями, работающими на жидких компонентах топлива. На заводе было вновь организовано КБ, разработавшее взамен этих ракет ряд более простых по конструкции и удобных в эксплуатации твердотопливных ракет с более высокими летными характеристиками - двухступенчатую ракету М100, одноступенчатую ММР-06 и их дальнейшие модификации. Эти ракеты широко применялись для исследования атмосферы с наземных пусковых площадок и научно-исследовательских судов. Они экспонировались на ВДНХ СССР.
А боевым прототипом была видимо ракета Севрука, которая получила обозначение 3Р-7 "Коршун":
http://epizodsspace.airbase.ru/bibl/shirokorad/ot-min/06.html
Цитата: undefinedГлава 2

Ракетная система «Коршун»

Ракетная система «Коршун» с тактическими ракетами 3Р-7 до сих пор малоизвестна. (Рис. 139)

В отличие от всех других серийных неуправляемых ракет сухопутных войск 3Р-7 имела не твердотопливный, а однокамерный жидкостный реактивный двигатель. В качестве горючего был использован керосин, а окислителя — азотная кислота. (Рис. LV цветной вклейки)

Корпус ракеты калиберный, то есть диаметр головной части равен диаметрам средней и хвостовой частей. Боевая часть фугасная. Стабилизация ракеты производилась за счет четырех крыльевых стабилизаторов и вращения ракеты (для компенсации эксцентриситета двигателя).

Проектирование ракеты 3Р-7 было начато в 1952 году в НИИ-88 (поселок Подлипки под Москвой). Пусковая установка СМ-44 (артриллерийская часть) была спроектирована в ЦКБ-34 в г. Ленинграде. Рабочие чертежи и техническая документация СМ-44 были закончены 14 апреля 1955 года. В ГАУ пусковая установка получила индекс 2П5.

В качестве шасси был использован трехосный полноприводный автомобиль высокой проходимости ЯАЗ-214. Первые опытные автомобили ЯАЗ-214 были изготовлены в 1951 году, но к их серийному производству Ярославский завод приступил лишь в начале 1957 года. В 1959-1960 годах производство автомобилей ЯАЗ-214 было перенесено в город Кременчуг, где они получили название КрАЗ-214.

ЯАЗ-214 был оснащен мощным шестицилиндровым дизелем ЯАЗ-206Б мощностью 205 л. с. , который позволял автомобилю развивать скорость по шоссе до 55 км/час и преодолевать подъемы крутизной до 30°. Запас хода пусковой установки 2115 был 530 км. Вес пусковой установки 18,14 тонны.
Рис. 139. Пусковая установка 2П5 (СМ-44) комплекс «Коршун»



В серийное производство система «Коршун» поступила в 1957 году. В том же году состоялся и первый показ системы во время парада 7 ноября на Красной площади. Ракета имела неудовлетворительную кучность, и после изготовления небольшой партии производство ее было прекращено.

Данные ракеты 3Р-7
Конструктивные данные
Калибр ракеты, мм 250
Длина ракеты, мм/клб 5535/22,1
Вес боевой части, кг 100
Вес топлива, кг 162
Вес ракеты стартовый, кг 375
Число направляющих на ПУ 6
Максимальный угол возвышения ПУ, град 52°
Угол горизонтального наведения ПУ, град 6°
Баллистические данные
Дальность стрельбы максимальная, км 55
Время работы двигателя, с 7,8
Длина активного участка траектории, км 3,8
Скорость максимальная, м/с  1002
"Были когда-то и мы рысаками!!!"

Salo

ЦитироватьВидимо прототипом МР-1 была ракета  Шметтерлинг
Прочитав статью Чёрного убедился, что прототипом МР-1 была американская ракета Aerobee:
http://www.astronautix.com/lvs/aerobee.htm
ЦитироватьManufacturer: Aerojet. Launches: 1051. Failures: 70. Success Rate: 93.34%. First Launch Date: 1947-09-25. Last Launch Date: 1985-01-17. Launch data is: complete. Payload: 68 kg (149 lb). Apogee: 130 km (80 mi). Liftoff Thrust: 18.000 kN (4,046 lbf). Total Mass: 727 kg (1,602 lb). Core Diameter: 0.38 m (1.24 ft). Total Length: 7.80 m (25.50 ft).

Stage1: 1 x Aerobee 300A-1. Gross Mass: 272 kg (599 lb). Empty Mass: 153 kg (337 lb). Motor: 1 x 2.5KS18000. Thrust (vac): 80.000 kN (17,984 lbf). Burn time: 2.50 sec. Length: 1.80 m (5.90 ft). Diameter: 0.33 m (1.08 ft). Propellants: Solid.
Stage2: 1 x Aerobee 150-2. Gross Mass: 700 kg (1,540 lb). Empty Mass: 133 kg (293 lb). Motor: 1 x AJ11-6. Thrust (vac): 17.800 kN (4,002 lbf). Burn time: 51 sec. Length: 5.10 m (16.70 ft). Diameter: 0.38 m (1.24 ft). Propellants: Nitric acid/aniline.






"Были когда-то и мы рысаками!!!"

Salo

"Были когда-то и мы рысаками!!!"

Salo

http://cao-rhms.ru/full_history.html
ЦитироватьВ 1948г. ЦАО включается в разработку метеорологической ракеты, успешные летные испытания которой были проведены в октябре 1951г. Первая в мировой практике метеорологическая ракета МР-1 с высотой подъема 90 км успешно эксплуатировалась до 1959г. Данные, полученные с помощью этой ракеты, легли в основу первой версии стандартной атмосферы СССР (ГОСТ 4401-64).

В дальнейшем был создан ряд твердотопливных метеорологических ракет: МР-12 (высота подъема 180 км), М-105 Б (высота подъема 90 км) и ММР-06 (высота подъема 60 км). Этими ракетами была оснащена сеть станций ракетного зондирования, охватывавшая восточное полушарие от Земли Франца-Иосифа до обсерватории Молодежная в Антарктике (8 наземных и 8 корабельных станций). Результаты ракетного зондирования позволили создать еще несколько версий стандартных атмосфер СССР (ГОСТ 4401-73, ГОСТ 22721-77 и ГОСТ 24631-81). Данные ракетного зондирования легли в основу Международных справочных атмосфер Международного комитета по космическим исследованиям и Международной организации стандартизации. Ракетное зондирование являлось важным элементом обеспечения испытаний высотных летательных аппаратов, а накопленный массив данных был использован для проведения исследований структуры, движений и состава средней атмосферы. В последние годы особое внимание было обращено на изучение озоносферы, особенно в районах, характерных аномальными изменениями озона, в Арктике и Антарктике.

Данные ракетного зондирования позволили обнаружить значительное охлаждение верхней и средней атмосферы, более 30°К за 30 лет, что указывает на необходимость дальнейшего уточнения стандартной атмосферы.
ЦитироватьВ 1948г. по инициативе Г.И.Голышева и В.А.Путохина были начаты работы по созданию метеорологического ракетного комплекса.

Ракета, транспортно-заряжающее оборудование, поверочная и стартовая аппаратура создавались в специализированном конструкторском бюро под руководством главного конструктора акад. А.Д. Надирадзе, а парашютные системы для спасения головной части ракеты и ракетного двигателя - коллективом специализированного института под руководством О.И. Волкова. Весь комплекс был создан всего лишь за 3 года и уже в октябре 1951 г. были проведены летно-конструкторские испытания ракеты, получившей индекс МР-1. Ракета МР-1, являвшаяся первой метеорологической ракетой в мире, работала на жидком топливе, общая масса превышала 600 кг, высота подъема -90 км, масса полезной нагрузки составляла 11кг. Для разгона ракеты в пусковой установке использовался пороховой бустерный двигатель, а для спасения головной части ракеты, содержащей измерительную аппаратуру и передатчик радиотелеметрической линии - парашют. Второй, грузовой парашют предназначался для спасения корпуса двигателя. Все это позволяло использовать вторично и бортовую аппаратуру, и сам двигатель. Парашют головной части полностью затормаживался на высоте около 60 км и по его дрейфу определялась скорость и направление ветра. Прослеживание траектории движения ракеты, а после разделения - траекторий движения ракеты и головной части производилось с помощью базисной системы кинотеодолитов, что позволяло определять скорость и направление ветра до высоты 60 км. На ракете был установлен стандартный блок аппаратуры разработки ЦАО (М.Н. Изаков, Г.А. Кокин, А.М. Касаткин, Н.С. Лившиц, Е.А. Бесядовский), предназначенный для определения температуры и давления. Кроме того, на некоторых головных частях устанавливался ультрафиолетовый спектрометр для измерения плотности озона, магнитные манометры для измерения давления воздуха, плотномер типа "Альфатрон", баллоны для забора проб воздуха и т.д.

С 1952 г. по 1959 г. ракета МР-1 эксплуатировалась на СРЗА "Волгоград". С ее помощью был накоплен значительный научный материал о вертикальном распределении температуры, давления и плотности до 80 км и ветра до 60 км, что позволило создать в 1962 г. стандартную атмосферу Советского Союза СА-64.

В связи с необходимостью расширения географии ракетного зондирования уже в 1956 г. на базе ракеты боевого применения был создан метеорологический ракетный комплекс ММР-05 (главный конструктор Д.Д. Севрук) с высотой подъема 50 км. Этот комплекс был введен в эксплуатацию в 1957 г. - на станциях ракетного зондирования о.Хейса (Земля Франца Иосифа), Новая Земля, а с конца 1957 г. на дизельэлектроходе "Объ". Тем самым заметно расширился вклад Советского Союза в выполнение научных программ Международного Геофизического Года (МГГ) и Международного года спокойного Солнца (МГСС) (1957-1959гг.). В 1959г. этими комплексами были оснащены научно-исследовательские суда Гидрометеослужбы "Воейков" и "Шокальский". Состав бортовой аппаратуры этой ракеты был аналогичен составу бортовой аппаратуры ракеты МР-1 и отличался тем, что в нее был включен радиолокационный ответчик. Таким образом на основе наземной аэрологической радиолокационной станции "Метеор" был создан мобильный и достаточно надежный радиоканал слежения за траекторией движения головной части ракеты ((ведущий инженер разработки радиолокатора Б.Г. Рождественский, ведущий инженер разработки радиолокационного ответчика М.В. Кречмер).

В конце 1959 г. по техническому заданию ЦАО специализированное конструкторское бюро (главный конструктор Ф.Ф. Петров, ведущий конструктор В.П. Тесленко) начало разработку твердотопливной метеорологической ракеты МР-12, которая должна была доставлять полезную нагрузку массой 30-35 кг на высоту около 180 км. Разработка этой ракеты, курирование которой с 1963г. было возложено на Институт прикладной геофизики (ИПГ), была завершена к 1965 г. С помощью этой ракеты был выполнен широкий круг исследований. Измерялись следующие параметры: давление, скорость и направление ветра, турбулентная диффузия, состав нейтральных и ионизованных составляющих, их концентрации, потоки солнечного и корпускулярного излучения. В 80-90 годы был осуществлен ряд экспериментов по искусственному воздействию на верхнюю атмосферу. Ракета использовалась в средних широтах и полярных районах, а с оснащением ракетными комплексами МР-12 Научно-исследовательских кораблей Гидрометслужбы "Профессор Зубов" и "Профессор Визе" - над акваториями океанов. Дальнейшую доработку и эксплуатацию этой ракеты осуществляло научно-производственное объединение "Тайфун" (А.А. Шидловский).

В 1964 г. коллективом разработчиков (главный конструктор А.Т. Чернов) была создана, прошла успешные летные испытания и была внедрена в эксплуатацию твердотопливная метеорологическая ракета М-100, способная доставлять полезную нагрузку массой 12-14кг на высоту 90км. Базовый состав аппаратуры состоял из термометров сопротивления, предназначенных для измерения температуры, манометров Пирани - для определения давления, контейнеров с диполями - для определения скорости и направления ветра в диапазоне высот 60-90км. (Е.А. Бесядовский, Г.А. Кокин, Н.С. Лившиц, С.В. Пахомов) Головная часть спускалась на парашюте, что позволяло определить скорость и направление ветра от Земли до высоты 60км.

Помимо базового комплекса на ракете устанавливались другие приборы: оптические озонометры (А.Ф. Чижов, Г.И. Кузнецов, О.В. Штырков, Н.Н. Брезгин), хемилюминесцентные датчики озона (С.П. Перов, В.И. Коньков), счетчики корпускулярных частиц (В.Ф. Тулинов), электронные зонды (А.А. Ястребов, С.В. Пахомов), датчики водяного пара (А.В. Федынский, В.А. Юшков, М.Г. Хапланов), счетчики аэрозолей (Ю.А. Брагин и др.), измерители атомарного кислорода (А.В. Федынский, С.П. Перов, А.Ф. Чижов) и окиси азота (С.А. Кожухов, А.Ф. Задорожный, Г.А. Тучков), измерители концентрации ионов (Ю.А. Брагин, Т.И. Оришич), измерители напряженности электрического поля (Ю.А. Брагин, А.А. Тютин, А.А. Кочеев), контейнеры с надувными сферами для определения скорости и направления ветра, плотности и температуры (А.Н. Мельников, С.В. Пахомов) и ряд других приборов.

В дальнейшем ракета М-100 была усовершенствована и получила индекс М-100Б. Она эксплуатировалась вплоть до 1995г. Этим же коллективом разрабатывалась ракета ММР-06. Ее эксплуатация началась в 1970г. Ракета являлась твердотопливным неуправляемым снарядом, имела массу 135кг и поднимала полезную нагрузку в 5кг на высоту 60км. В дальнейшем была предпринята попытка уменьшить площадь падения отработавших двигателей с одновременным увеличением высоты подъема до 80км. Эта задача была успешно решена и с 1985г. была введена в строй модернизированная версия ракеты ММР-06 (ММР-06 - Дарт) (С.А. Беляк, П. Гледе, Г.А. Кокин, И.С. Мошников, А.А. Шидловский). Аппаратура этой ракеты состояла из бусинкового термосопротивления для измерения температуры воздуха. Ветер, как и прежде, измерялся путем прослеживания дрейфа ракетного зонда на парашюте, конструкция которого была изменена путем введения системы принудительного наполнения, что обеспечивало его ввод на высоте 70-75км (П. Гледе, Р. Штольте, К. Шульц, Е. Ассенг, Г. Гернанд, К. Дрешер).

Создание приборов и методов для ракетных исследований потребовало организации современной лабораторной базы, с помощью которой удалось выполнить ряд исследований, некоторые из которых выходили за рамки прикладных задач и имели фундаментальное значение (Г.А. Кокин, С.П. Перов, М.Н. Изаков, Е.В. Лысенко, В.М. Санкович, А.Ф. Чижов, Г.М. Мартынкевич). Особое внимание естественно было обращено на разработку приборов и устройств для ракетного зондирования (Г.А. Кокин, М.Н. Изаков, Н.С., Лившиц, Е.А. Бесядовский, Г.М. Мартынкевич, С.П. Перов, А.Ф. Чижов, И.С. Мошников, В.И. Козлов, А.В. Комоцков, В.И. Ермаков, В.Д. Гринченко, С.А. Вязанкин).

Одновременно с развитием ракетной техники шло становление сети станций ракетного зондирования. В восьмидесятые годы сеть станций ракетного зондирования атмосферы СССР и сотрудничавших с ним стран включала в себя следующие пункты: о.Хейса (810 с.ш., 580 в.д.), "Ахтопол" (НРБ, 420 с.ш., 440 в.д.), "Волгоград" (490 с.ш., 440 в.д.), "Цингст" (ГДР, 530 с.ш., 120 в.д.), "Балхаш" (470 с.ш., 750 в.д.), "Сайн-Шанд" (МНР, 480 с.ш., 1070 в.д.), "Тумба" (Индия, 90 с.ш., 770 в.д.), "Молодежная" (Антарктика, 680 ю.ш., 460 в.д.). Кроме того, ракетными метеорологическими комплексами М-100Б и ММР-06 было оснащено восемь научно-исследовательских кораблей и судов погоды Госкомгидромета СССР. Всего на СРЗА осуществлялось от 500 до 600 запусков ракет в год. Запуски производились регулярно, летом с частотой 1 раз в неделю, зимой - не реже 2-х раз в неделю. Организационно-техническое и методическое руководство работой сети СРЗА осуществляла Обсерватория. Первичные данные пусков по радиотелетайпным каналам поступали в обсерваторию, где осуществлялась вторичная обработка данных. Затем окончательные данные оперативно передавались в Гидрометцентр СССР, в службу стратосферных потеплений ВМО, в международный обмен, а в виде бюллетеней ракетного зондирования атмосферы и высотных карт барической топографии - всем заинтересованным организациям как внутри страны, так и за рубежом. В связи с распадом СССР и всего социалистического лагеря и резким сокращением финансирования сеть СРЗА была ликвидирована, в настоящее время сохранилась лишь СРЗА "Волгоград".
ЦитироватьБольшой объем работ в отделе был выполнен по исследованию структуры и динамики средней атмосферы.

Первые работы были посвящены изучению особенностей термической структуры атмосферы. Типизация температурных профилей и вертикальной структуры давления и плотности завершилась созданием первой версии стандартной атмосферы СССР (ГОСТ 4401-64). В дальнейшем эти работы были продолжены и полученные результаты легли в основу последующих версий стандартных атмосфер СССР: ГОСТ 4401-73, ГОСТ 22721-77, ГОСТ 4401-81 и ГОСТ 24631-81 (С.С. Гайгеров, Д.А. Тарасенко, В.Г. Кидиярова). На основании этих материалов, а также на базе данных отечественного и зарубежного ракетного зондирования был разработан ряд Международных справочных атмосфер. В настоящее время отдел располагает глобальной эмпирической моделью средней атмосферы. В отделе был выполнен ряд работ по определению долговременного тренда температуры по данным отдельных станций ракетного зондирования за период с 1964 по 1992 г.г. (Е.В. Лысенко, Г.А. Кокин, С.Х. Розенфельд, Г.Г. Нелидова) и по определению временного тренда температуры, давления и плотности (А.И. Ивановский, В.Н. Глазков, В.В. Федоров). Показано, что максимальный отрицательный тренд достигает 1 К/год на высоте 70 - 76 км над станцией о.Хейса, а тренд давления и плотности соответственно - 0,8 % в год и - 0,5 % в год. Таким образом за 30 лет ракетных наблюдений на 70 км температура уменьшилась на 30 К, давление уменьшилось на 24 % , а плотность на 15 % , что должно быть учтено при разработке новых версий стандартных атмосфер.

Большое внимание было обращено на изучение таких явлений как зимние страто-мезосферные потепления и внутрисезонные перестройки циркуляции. Впервые было обнаружено, что зимние аномальные потепления имеют максимальную температуру атмосферы на высотах более 30 км во всех трех рассматривавшихся случаях (1958, 1960 и 1961 гг.) (А.А. Петров, Л.А. Рязанова) и впервые было высказано предположение, что зимние стратосферные потепления связаны с планетарными стратосферными ложбинами и стратосферными антициклонами, обуславливающими интенсивный меридиональный обмен (С.С. Гайгеров). В дальнейшем было обнаружено, что одной из причин развития сильных страто-мезосферных потеплений является влияние солнечной активности (И.В. Бугаева, В.И. Бекорюков, Г.А. Кокин, Л.А. Рязанова, К.Е. Сперанский).

Была изучена структура ветрового поля в экваториальной зоне, установлена связь между квазидвухлетними и полугодовыми колебаниями ветра, выяснена влияние солнечной активности на фазы квазидвухлетнего цикла (А.М. Боровиков, И.В. Бугаева, Г.И. Голышев, Г.А. Кокин, Л.С., Минюшина, Л.А. Рязанова). Ряд работ был посвящен изучению изменчивости метеорологических параметров в средней атмосфере, особенно их изменчивости в пределах сезона, что связано с наличием возмущающих динамических факторов (С.С. Гайгеров, И.В. Бугаева, Л.А. Рязанова). Было установлено, что в отдельные периоды зимнего сезона происходит приток энергии в среднюю атмосферу из тропосферы, что нарушает зональность в распределении метеоэлементов (С.С. Гайгеров, В.Г. Кидиярова, Д.А. Тарасенко, И.А. Щерба). Долготная зависимость отклонений от средне-климатических значений в зимний период имеет волновую структуру, причем амплитуда колебаний увеличивается с увеличением широты места и затухает примерно к 400 с.ш. (В.Г. Кидиярова, Д.А. Тарасенко, И.А. Щерба), а в летний сезон поля остаются однородными вдоль круга широты. В связи с развитием сетей метеорологического ракетного зондирования и оснащением метеорологическими ракетными комплексами научно-исследовательских кораблей появилась возможность изучения средней атмосферы южного полушария. Был обнаружен значительный широтный градиент температуры в южной части Индийского океана (Ю.П. Кошельков). В дальнейшем этот факт был зафиксирован и в других зонах Южного полушария. Были выяснены межполушарные различия в плотности, давлении, температуры и ветре и показано, в частности, что в средней атмосфере над Антарктикой почти на протяжении всего года абсолютные значения давления и плотности ниже, чем соответствующие значения в Арктике (Ю.П. Кошельков), что объясняется межполушарными различиями в температуре и давлении в тропосфере и в различии температурного режима стратосферы Арктики и Антарктики. Имеются и существенные межполушарные различия в циркуляции (Ю.П. Кошельков). Был осуществлен ряд экспериментов по измерению температуры, давления, плотности и ветра в верхней мезосфере и нижней термосфере манометрическими методами. Впервые в мире был определен температурный режим верхней атмосферы Центральной Арктики (И.Н. Иванова, Г.А. Кокин, А.Ф. Чижов). Было установлено, что мезопауза в этом районе имеет сложную структуру с двумя минимумами температуры: один на высоте 80-82км, второй - на высоте 100-110км.

Ряд экспериментов был проведен с целью исследования атмосферного озона. На станции Молодежная, начиная с 1987г. в течение 6 лет проводилось изучение весенней озонной аномалии с помощью наземного спектрометра-озонометра, озонозондов и метеорологических ракет. Одновременно измерялись метеорологические параметры: температура, давление, плотность, скорость и направление ветра. Анализ полученных данных показал следующее: ежегодно наблюдается весеннее уменьшение как общего содержания озона, так и уменьшение плотности озона в области высот Н = 15
"Были когда-то и мы рысаками!!!"

Salo

http://bob-pot.narod.ru/tbrb3.htm

ЦитироватьММР-06

Метеослужба использует в своей работе множество методов исследовании. Один из них — определение распределения параметров атмосферы по высоте. Оперативно решить но-доопую задачу ученый помогает малая неуправляемая метеорологическая ракета ММР-06 с твердотопливным двигателем. Максимальная высота подъема 60 км; приборный комплекс позволяет измерять температуру и давление воздуха, определять вектор скорости ветра. Передача информации па землю осуществляется системой телеметрии.

ОСНОВНЫЕ ТЕХНИЧЕСКИЕ ДАННЫЕ РАКЕТЫ ММР-06
Общая длина, мм...........3475
Стартовая масса, кг..........~130
Масса головной части с оболочкой, кг .... 11
Время работы двигательной установки, с .... 9
Во время проведения исследований корпус головной части раскрывается.

является хорошим прототипом для постройки модели-копии. Имеется, что публикации чертежей метеорологической ракеты позволит спортсменам создать удачную технику для предстоящих стартов.
Материалы по ММР-06 подготовлены но натурному образцу, экспонируемому в павильоне «Гидрометеорология и контроль природной среды» ВДНХ СССР.
"Были когда-то и мы рысаками!!!"