Стоимость супертяжей и их инфраструктуры

Автор Shestoper, 26.07.2008 21:55:14

« назад - далее »

0 Пользователи и 1 гость просматривают эту тему.

serb

Цитироватьвпору скорее говорить уже про Шаттл-С,
"Кстати, где он?" (с)

ЦитироватьА 20-тонные чуды потому пока не появились, что раньше пропускной способности обычных спутников хватало. В будущем - не хватит.
А почему раньше хватало, а сейчас не хватит?
Потому что раньше весь мир не был оптикой перекрещен, а сейчас куда экскаваторщик не копнёт - обязательно кабель попадётся?
ИМХО, конечно ;-)

serb

ЦитироватьБольшая станция с поточным производством, специализированными производственными модулями и узкими специалистами в составе большого экипажа, занятыми только производством - это и нужно для того, чтобы существенно снизить цену грамма продукции.
Завидую Вашей компетентности.
Рекомендую, однако, учесть следующие факторы:
1. Основную долю в себестоимость космического производства вносит не столько производство, сколько транспортные услуги. Сейчас стоимость возвращённого с орбиты груза - примерно 600 долларов за грамм. А если считать всякие там ёдьюары с жидким азотом, в которых придётся таскать белки - будет по 6 килобаксов. На этом фоне масштабный фактор (маленькая это "Ока" или Ваша дура) - ролять не будет.
2. Не кажется ли Вам, что прежде чем ухнуть пару сотен миллиардов в вакуум, надо хотя бы провести опытно-промышленное производство? Что-то даже его, такого пока не наблюдается.
ЦитироватьПонятно что на лабораторных установках при экипажах 2-3 человека (которые неизбежно - специалисты широкого профиля) себистоимость производства будет более высокой.
Вы серьёзно предлагаете делать всю эту чешую пилотируемой? Ов лиянии экипажа на микроперегрузки, на стерильность и пр - не слышали?
Н-да.
ИМХО, конечно ;-)

Shestoper

ЦитироватьЗавидую Вашей компетентности.
Рекомендую, однако, учесть следующие факторы:
1. Основную долю в себестоимость космического производства вносит не столько производство, сколько транспортные услуги. Сейчас стоимость возвращённого с орбиты груза - примерно 600 долларов за грамм. А если считать всякие там ёдьюары с жидким азотом, в которых придётся таскать белки - будет по 6 килобаксов. На этом фоне масштабный фактор (маленькая это "Ока" или Ваша дура) - ролять не будет.

Разумеется большая грузоподъемность носителя нужна будет не для транспортировки сотен тонн биоматерилов. Эти вещества получаются в относительно небольших количествах и стоят порядка десятков тысяч долларов за грамм, на этом фоне космическая транспортировка малосущественна.
Большая грузоподъемность носителя нужна для вывода крупных рабочих модулей, в которых будут находиться установки с высокой производительностью.

Цитировать2. Не кажется ли Вам, что прежде чем ухнуть пару сотен миллиардов в вакуум, надо хотя бы провести опытно-промышленное производство? Что-то даже его, такого пока не наблюдается.

Наблюдалась работа установки полупромышленного класса на Мире. А вообще эти работы ведуться уже лет 30:
http://www.crimea.edu/crimea/ac/kant/2_4.html
http://www.bioplaneta.ru/print.php?file=content.php+&content_name=crystallization+&id_sec=

Обратите внимание на перспективность синтеза крупных кристаллов и тонкой очистки и сепарации биоматериалов в условиях микрогравитации, с недостижимыми на Земле параметрами.

ЦитироватьВы серьёзно предлагаете делать всю эту чешую пилотируемой? Ов лиянии экипажа на микроперегрузки, на стерильность и пр - не слышали?
Н-да.

Абсолютно серьёзно. Экипаж необходим для переодического обслуживания оборудования, загрузки рабочих материалов в условиях многолетней работы установок на долговременной станции.
Что касается влияния экипажа - про концепцию станции-облака слыхали? Экипаж будет посещать рабочие модули переодически, во время стыковок с обитаемыми модулями.

serb

ЦитироватьЭти вещества получаются в относительно небольших количествах и стоят порядка десятков тысяч долларов за грамм,

ЦитироватьБольшая грузоподъемность носителя нужна для вывода крупных рабочих модулей, в которых будут находиться установки с высокой производительностью.

Не видите противоречия?
При цене в несколько тысяч долларов за грамм вещества олучаются в небольших количествах.
Только транспортировка вверх-вниз даст 6 тысяч долларов за грамм.
Т.е. снижения стоимости кристаллов на порядки не произойдёт (максимум в 2-3 раза), даже если в вашем 200-тонном чуде весь процесс будет бесплатным.
Соответственно - спрос на эти вещества не возрастёт  в разы.
Соответственно - Ваша 200-тонная дура не окупится.


ЦитироватьНаблюдалась работа установки полупромышленного класса на Мире. А вообще эти работы ведуться уже лет 30:
http://www.crimea.edu/crimea/ac/kant/2_4.html
http://www.bioplaneta.ru/print.php?file=content.php+&content_name=crystallization+&id_sec=

Обратите внимание на перспективность синтеза крупных кристаллов и тонкой очистки и сепарации биоматериалов в условиях микрогравитации, с недостижимыми на Земле параметрами.

"Тридацтилетняя перспективность" - это уже оксюморон. Это как молодой подающий надежды 50-летний писатель. Уже 30 лет надежды подаёт. Зонной плавке в космосе уже 40 лет вообще - но это нед делает её коммерчески перспективной.
Если бы этот рынок обещщал деньги - что-то типа "Оки-Т" уже давно летало бы.

ЦитироватьАбсолютно серьёзно. Экипаж необходим для переодического обслуживания оборудования, загрузки рабочих материалов в условиях многолетней работы установок на долговременной станции.
Что касается влияния экипажа - про концепцию станции-облака слыхали? Экипаж будет посещать рабочие модули переодически, во время стыковок с обитаемыми модулями.

Облако из 200-тонных модулей?!
Я в шоке, дорогая редакция!
Как раз концепция станции-облака - это как раз полный пипец, извините, вашей мега-ракете.
ИМХО, конечно ;-)

Shestoper

ЦитироватьНе видите противоречия?
При цене в несколько тысяч долларов за грамм вещества олучаются в небольших количествах.
Только транспортировка вверх-вниз даст 6 тысяч долларов за грамм.
Т.е. снижения стоимости кристаллов на порядки не произойдёт (максимум в 2-3 раза), даже если в вашем 200-тонном чуде весь процесс будет бесплатным.
Соответственно - спрос на эти вещества не возрастёт  в разы.
Соответственно - Ваша 200-тонная дура не окупится.

Противоречия не вижу. Рыночная стоимость таких веществ сейчас десятки тысяч долларов. И они востребованы. И на Земле их делают, только качеством ниже. Причем на Земле габариты и производительность установок так жестко не ограничены.
Если можно будет получать их незначительно дороже в космосе, но качеством выше - это будет востребовано.

Но для транспортировки продукции вполне хватит обычного грузового корабля, типа Прогресса, но на базе нового 6-местного ППКС.


Цитировать"Тридацтилетняя перспективность" - это уже оксюморон. Это как молодой подающий надежды 50-летний писатель. Уже 30 лет надежды подаёт. Зонной плавке в космосе уже 40 лет вообще - но это нед делает её коммерчески перспективной.
Если бы этот рынок обещщал деньги - что-то типа "Оки-Т" уже давно летало бы.

Со сроками - ничего странного. Сколько времени прошло от открытия электромагнитной индукции до промышленного применения электрогенераторов?

Тут дело в том, что только для производства биоматериалов инвесторы жадничают супертяжи создавать. А вот если супертяж будет побочным продуктом лунно-марсианской программы - другое дело.




ЦитироватьОблако из 200-тонных модулей?!
Я в шоке, дорогая редакция!
Как раз концепция станции-облака - это как раз полный пипец, извините, вашей мега-ракете.

А в чем проблема? Обитаемый блок (типа увеличенного вдвое Скайлеба) - комфортное обиталище на экипаж из 6-8 человек.
Ещё один блок для производства материалов рядом болтается.
Ещё один блок - астрономический, фактичекски мега-телескоп, который при наличии рядом обитаемого блока можно будет при необходимости чинить удобнее и дешевле, чем посылая к Хабблу Шаттл.

Нормальная такая станция тонн на 600.

tktyf

ЦитироватьЗнаете, есть такая пословица: "Куй железо, пока горячо". Пока деньги дают на строительство нового космодрома.
Да пока вроде нифига недают.

ЦитироватьЕсли Вы целитесь на 100-200 тонн, то уже при проектировании старта /и МИКа/ надо закладывать возможность работать с такими массами и габаритами. Потому как потом переделывать будет уже поздно. Да и денег не дадут.
Согласен. Инфраструктуру надо делать основательно и "навырост".
ЦитироватьЕсли же говорить о нынешней нашей космонавтике, то для неё оптимальны ракеты с массой ПН где-то 10-15 т.
А ГСО?  10-15 тонн маловато будет. Новую РН надо от 20 тонн плясать, с вариантом на 40-50. Это и на ГСО любые спутники, и АМСы к планетам, и ОС небольшую можно целиком запулить, ну или на большую меньшее кол-во модулей делать. А 10-15 т. можно оставить "Союзу" с "Зенитом".  :wink: Пока им на замену не придут АКС.
Три... Два... Один... СТАРТ!!!

pkl

Цитировать
ЦитироватьНасчет СКЭС у меня большие сомнения.
И у меня. Как там с плёночными СБ? Победили? А с передачей энергии на землю решили вопрос?
А стоимость этой энергии?
Считал кто-нибудь?
Ну так ведь ими то, по большому счёту, пока что никто и не занимался. ITS, которую сейчас с горем пополам достроили на МКС - даже не прототим, а, скорее, зародыш. Эмбрион, так сказать :mrgreen:

ЦитироватьНо вот тяжелая производственая ОС для выработки биоматериалов в невесомомсти - вполне окупаемое приложение.
А хотя бы в лабораторных масштабах что-то коммерчески-оправданное получено? А то даже в масштабах "Оки-Т" всё заглохло.
Да и на МКС как-то не товос...[/quote]
То же самое. Я сейчас вижу это как большие автоматизированные комплексы с капсульными автоматами, как у спутников-шпионов.

ЦитироватьИ тяжелые многолучевые платформы на ГСО с ЯСУ, массой порядка 20 тонн  (на ГСО уже становится тесно от обычных спутников) - тоже.
Это ничего, что сейчас даже для 18-тонной Ариан-5 даблшоты подбирают? Казалось бы - вот он, серийный носитель с офигенной по нынешним временам ГП на ГСО, используй - не хочу...[/quote]
Ничего. Раньше спутник на 4500 кг был аж супер. А сейчас уже платформы на 7-8 т проектируют те же европейцы. ARTES-8.

ЦитироватьТолько ради этого делать супертяж не станут. Но если супертяж уже есть для Луны и Марса, то попутно решить эти задачи супертяжами будет удобно.
Ну вот был Сатурн-5. При значительно более тяжёлой электронике. И что - появились нагрузки?
Скайлэб сделали, а 20-тонные чуды на ГСО так и не появились. Почему бы?[/quote]
Потому что было ПОЛИТИЧЕСКОЕ РЕШЕНИЕ - закрыть Луну и делать Шаттлы. На которых, в частности, предполагалось вернуться на Луну. Решение оказалось весьма ошибочным, потому то американцы, наигравшись с МТКС, возвращаются к тяжёлым и сверхтяжёлым носителям.
Вообще, исследовать солнечную систему автоматами - это примерно то же самое, что посылать робота вместо себя в фитнес, качаться.Зомби. Просто Зомби (с)
Многоразовость - это бяка (с) Дмитрий Инфан

pkl

Цитировать
ЦитироватьИ вояки бы такой штуке обрадовались. Я давно мечтаю о тяжёлых спутниках радиолокационного наблюдения на высоких орбитах. С ЯЭУ.
Радар на высокой орбите? Хм.
намякиваю - из-за конечности скорости света дистанция для радара (если не надо просто расстояние определить) критична безотносительно мощности.
Просто пока у Вас лучик будет туды-сюды мотаться, много времени уйдёт.
Намёк понял - расстояние должно быть разумным.

Цитировать
ЦитироватьНу и, конечно, супертелескопы и суперзонды.
Это не коммерческое применение.
Но тоже важно :wink:
Вообще, исследовать солнечную систему автоматами - это примерно то же самое, что посылать робота вместо себя в фитнес, качаться.Зомби. Просто Зомби (с)
Многоразовость - это бяка (с) Дмитрий Инфан

pkl

Цитировать
ЦитироватьЭто одна из причин, почему я за водородные моноблоки. Они, конечно, здоровые. Но на них можно выводить обалденные штуки!!!

У керосин-водородных ГО можно сделать практически таким же. Диаметр ГО завязан на диаметр второй ступени. А её можно сделать с малым удлинением и большим диаметром, как у Сатурна-5.
Что касается первой ступени - керосиновая она будет иметь объем, близкий к объему второй. А водородная - намного больше. Тогда можно конечно увеличить диаметр первой ступени, но увеличить диаметр ГО нам это не поможет.
Я за водород на всех ступенях потому, что хочу наземную инфраструктуру упростить. Если у нас керосин - для него отдельно заправочную инфраструктуру надо будет делать.

А увеличить диаметр первой ступени я не против. Мне вообще Н-1 нравится. :wink:
Вообще, исследовать солнечную систему автоматами - это примерно то же самое, что посылать робота вместо себя в фитнес, качаться.Зомби. Просто Зомби (с)
Многоразовость - это бяка (с) Дмитрий Инфан

pkl

ЦитироватьShestoper
...Ваша 200-тонная дура не окупится.
Окупится. Но попозже. :)  Когда-то /не так давно/ рынок ДЗЗ тоже был убыточным. А сейчас - один из самых бурно развивающихся. Главное - тех. процесс продумать.

Цитировать"Тридацтилетняя перспективность" - это уже оксюморон. Это как молодой подающий надежды 50-летний писатель. Уже 30 лет надежды подаёт. Зонной плавке в космосе уже 40 лет вообще - но это нед делает её коммерчески перспективной.
Если бы этот рынок обещщал деньги - что-то типа "Оки-Т" уже давно летало бы.
Некоторые технические идеи опережают своё время на десятилетия. А то и века. Ракету придумали древние китайцы, а паровую машину - древние греки более 2000 лет назад. Принцип пулемёта был известен ещё средневековым оружейникам. И т.д., и т.п.

ЦитироватьОблако из 200-тонных модулей?!
Я в шоке, дорогая редакция!
Как раз концепция станции-облака - это как раз полный пипец, извините, вашей мега-ракете.
Облако одним-двумя пусками. Хотя сейчас у меня в голове выкристаллизовывается идея завода-автомата по выращиванию на орбите всякой всячины, используя невесомость и вакуум. Периодически от него отстыковываются капсулы с ценными подарками для Земли. Пойду думать над идеей. Всем спокойной ночи.
Вообще, исследовать солнечную систему автоматами - это примерно то же самое, что посылать робота вместо себя в фитнес, качаться.Зомби. Просто Зомби (с)
Многоразовость - это бяка (с) Дмитрий Инфан

Дем

Цитировать
ЦитироватьМожет проще сделать такой старт, которого не жалко в случае чего? Потому как от всех вариантов аварий избытком тяги всё равно не застрахуешься...
А это возможно? Любой старт - очень сложное и дорогое сооружение. Может, проще просто делать хорошо? И старт, и ракеты
Это в нынешнем исполнении - сложное и дорогое.
А если смотреть на функционал - то это всего лишь подставка под ракету, на которой она стоит некоторое время в ожидании старта.
Плюс несколько труб для подачи топлива и несколько проводов для питания и телеметрии. (при современном уровне электроники - всю обработку результатов датчиков можно проводить непосредственно на ракете, выдавая наружу только результат)
Всё прочее - может быть далеко и вне угрозы повреждения.
Летать в космос необходимо. Жить - не необходимо.

pkl

Вообще, исследовать солнечную систему автоматами - это примерно то же самое, что посылать робота вместо себя в фитнес, качаться.Зомби. Просто Зомби (с)
Многоразовость - это бяка (с) Дмитрий Инфан

avmich

Так вроде необязательно дорогая. Прецедентов дешёвых подставок хватает. Зенитовская, например.

tktyf

Подстака дешёвая? Не знаю... Но вот что бы котлован для подставки под супертяж вырыть, нужен недешёвый экскаватор и недешёвые земляные работы. Плюс время всё это сделать.
Три... Два... Один... СТАРТ!!!

ratte07

Потому что другие солдаты - совершенно другие ребята...

avmich

Один из моих любимых СК, с ракетой...


Вован Сидорыч

ЦитироватьОдин из моих любимых СК, с ракетой...

Это всамделишая ракета или старая декорация для сьемки в псевдофантастическом фильме начала 20 века?
"Аргументы нужны вам, а не мне." (с)  Бродяга

ssb

ЦитироватьЭто всамделишая ракета или старая декорация для сьемки в псевдофантастическом фильме начала 20 века?
Семён Семёныч...! То есть, Вован Сидорыч:
http://en.wikipedia.org/wiki/V-2

YuZeR

Осилил несколько больших тем на форуме касательно необходимого ряда РН.
Мои выводы: должен быть "коммерческий" ряд РН с ПН от 8 до 40т по возможности с унифицированными модулями и СК, и, особняком стоящий, супертяж с ПН ~200т. От 40 до 200т никаких промежуточных вариантов не нужно.
Сам супертяж можно получить достаточно быстро используя заделы по Энергии и др. проектам:
1-ступень: 4 блока А, возможно удлиненные, от энергии с 4-мя двигателями НК-33-1 в каждом.
2-ступень: блок Ц от энергии с увеличеным диаметром до 10-11м с 8-ю  модернизированными двигателями РД-0120 со сбрасываемыми вставками и возможностью работы с соотношением топливных компонентов 1:15 для увеличения уи и тяги у земли до 250т, с тягой в пустоте 230т в нормальном режиме.
При стартовой тяговооруж. 1,4 и мюПН 5,5 получаем 195т на ЛЕО.
Вобщем, это правильный Вулкан.

Дмитрий Виницкий

Опять 25! Кто закажет коммерческий пуск 40 тонн? Марсианской колонии :) мало. Остальным - не нужно.
+35797748398