Пакет vs Тандем

Автор Дмитрий В., 20.07.2008 17:46:33

« назад - далее »

0 Пользователи и 1 гость просматривают эту тему.

Дмитрий В.

Цитировать
ЦитироватьИ ответ на него известен: метан дает незначительные преимущества, при том, что по сложности эксплуатации приближается к водороду. Поэтому будущее метановых ракет пока выгляди неопределенным.

 ЧтО,- ЖМ так же представляет собой _сжимаемую_ (на "радость" кострукторам ТНА :twisted: ) жидкость с плотностью 0._0_7, и с криогенностью качественно бОльшей ЖК?
Это- новое в физике.
Нет, конечно. Но СН4 взрывоопасен, требует теплоизоляции и т.п. А эффект - в лучшем случае 5-10% прироста массы ПГ, по сравнению с керосином
Lingua latina non penis canina
StarShip - аналоговнет!

Shestoper

ЦитироватьНет, конечно. Но СН4 взрывоопасен, требует теплоизоляции и т.п. А эффект - в лучшем случае 5-10% прироста массы ПГ, по сравнению с керосином

Конечно это так. Но метан лучше керосина подходит для создания "сладкого" газа в ГГ (он безопаснее "кислого"), лучше керосина подходит для охлаждения двигателя.
Для метана проще реализовать совмещенное днище с кислородом - однослойное, без термоизоляции - а это важно для тандемов большого диаметра, с малым удлиненим ступеней, такие ступени с совмещенными баками имеют наивысшее массовое совершенство.

Ну и при получении водорода метан удобно использовать.

Преимущество водорода на первой ступени - в возможности использовать унифицированные (кроме сопла) двигатели на первой и второй ступенях.
Но для тяжелых и сверхтяжелых носителей это преимущество нивелируется тем, что на водороде очень сложно создать двигатели сверхбольшой тяги. Если бы Арес-5 взлетал только на RS-68 - это сколько же двигателей понадобилось бы?
Получится нечто вроде Н-1, только водородная.
А на метане сделать двигатель тягой порядка 1000 тонн не составит фундаментальных проблем.

Дмитрий В.

Цитировать
ЦитироватьНет, конечно. Но СН4 взрывоопасен, требует теплоизоляции и т.п. А эффект - в лучшем случае 5-10% прироста массы ПГ, по сравнению с керосином

Конечно это так. Но метан лучше керосина подходит для создания "сладкого" газа в ГГ (он безопаснее "кислого"), лучше керосина подходит для охлаждения двигателя.
Для метана проще реализовать совмещенное днище с кислородом - однослойное, без термоизоляции - а это важно для тандемов большого диаметра, с малым удлиненим ступеней, такие ступени с совмещенными баками имеют наивысшее массовое совершенство.

Ну и при получении водорода метан удобно использовать.

Преимущество водорода на первой ступени - в возможности использовать унифицированные (кроме сопла) двигатели на первой и второй ступенях.
Но для тяжелых и сверхтяжелых носителей это преимущество нивелируется тем, что на водороде очень сложно создать двигатели сверхбольшой тяги. Если бы Арес-5 взлетал только на RS-68 - это сколько же двигателей понадобилось бы?
Получится нечто вроде Н-1, только водородная.
А на метане сделать двигатель тягой порядка 1000 тонн не составит фундаментальных проблем.
Метан, несомненно, не уступает керосину, имеет свои преимущества и недостатки (баланс которых пока не позволяет сделать однозначного выбора). Что касается водородных ЖРД, то никаких препятствий к созданию двигателей "сверхбольшой" (это сколько?) тяги я не вижу. В США, например, еще в 60-х разрабатывался и испытывался КВЖРД М-1 тягой в пустоте более 600 тс. Более того, именно водородные ЖРД, для которых не свойственны проблемы ВЧ, наиболее пригодны для создания ЖРД большой тяги.
Lingua latina non penis canina
StarShip - аналоговнет!

fagot

Похоже тему подняли только для того, чтобы нысытить ее новой порцией флуда. :(
Ценность метана хорошо характеризует вся история ракетостроения.

Shestoper

ЦитироватьЧто касается водородных ЖРД, то никаких препятствий к созданию двигателей "сверхбольшой" (это сколько?) тяги я не вижу. В США, например, еще в 60-х разрабатывался и испытывался КВЖРД М-1 тягой в пустоте более 600 тс. Более того, именно водородные ЖРД, для которых не свойственны проблемы ВЧ, наиболее пригодны для создания ЖРД большой тяги.

Сверхбольшой - это от F-1 и выше, а лучше 1000 тонн и более, чтобы иметь преимущество перед существующим РД-170.

М-1 именно испытывался, или только проектировался? И какова там была мощность ТНА? Думаю что такой водородный двигатель уже будет близок к пределу возможностей производительности единичного водородного насоса.
То что водород хорошо подходит для больших КС - это так. Но никто не мешает делать двигатель многокамерным, КС не так сложна как ТНА. Так и тягу в 2000 тонн на плотном топливе получить возможно.

Дмитрий В.

ЦитироватьМ-1 именно испытывался, или только проектировался? И какова там была мощность ТНА? Думаю что такой водородный двигатель уже будет близок к пределу возможностей производительности единичного водородного насоса.
http://www.astronautix.com/engines/m1.htm
Мощность ТНА 100 тыс. л.с. Как я понял комплектный ЖРД испытаний не проходил.
Lingua latina non penis canina
StarShip - аналоговнет!

Shestoper

У F-1 при большей на четверть тяге и почти таком же давлении мощность ТНА 55000 л. c.
С другой стороны чисто водородная ракета при равной ПН будет иметь меньшую стартовую массу, так что и тяга двигателей нужна меньшая.
Ладно, убедили, мощный водородник для первой ступени возможен и выгоден. При 5-6 таких двигателях на первой ступени для второй можно можно обойтись одним двигателем с высотным соплом.
Выгода от унификации двигателей и топливной инфраструктуры космодрома перевесит меньшую максимально достижимую тягу единичного двигателя по сравнению с керосином.

Александр Ч.

ЦитироватьБудущее за криогенными высококипящими компонентами.
Высококипящими среди криогенных? Т.е. метан вместо водорода?

ЦитироватьНу ко пару плохих слов о семействе РН - "Энергия", "Энергия-М", "Зенит"
Ненадежный двигатель.
Энергия, в отличии от Зенита, просто не успела это продемонстрировать.
Ad calendas graecas

Дмитрий В.

Цитировать
ЦитироватьБудущее за криогенными высококипящими компонентами.
Высококипящими среди криогенных? Т.е. метан вместо водорода?

ЦитироватьНу ко пару плохих слов о семействе РН - "Энергия", "Энергия-М", "Зенит"
Ненадежный двигатель.
Энергия, в отличии от Зенита, просто не успела это продемонстрировать.
"Надежность - функция доводки". Уверен, сохранись СССР РД-171/170 был бы доведен до уровня надежности РД-107/108. Да, кстати, и техническую культуру бы подтянули. К тому же "Энергия" была (как там "спейсэксовцы" выражаются) - толерантна к отказам ЖРД :D
Lingua latina non penis canina
StarShip - аналоговнет!

Александр Ч.

Цитировать"Надежность - функция доводки". Уверен, сохранись СССР РД-171/170 был бы доведен до уровня надежности РД-107/108. Да, кстати, и техническую культуру бы подтянули.
Этого мы теперь не узнаем никогда 8)
ЦитироватьК тому же "Энергия" была (как там "спейсэксовцы" выражаются) - толерантна к отказам ЖРД :D
А что еще оставалось с таким двигателем, так "любящим" посторон.частицы ;)
Ad calendas graecas

Дмитрий В.

ЦитироватьAlexandrc пишет:
 
Этого мы теперь не узнаем никогда 8)
ЦитироватьЛегко! Надо эти ЖРД поставить на перспективные носители! А не кувыркаться с РД-0163:D

ЦитироватьAlexandrc пишет:
 
А что еще оставалось с таким двигателем, так "любящим" посторон.частицы ;)
Надо не допускать посторонних частиц :wink:
Lingua latina non penis canina
StarShip - аналоговнет!

Александр Ч.

Я про доведение в СССР, а не про невозможность его вообще.
Чтобы недопускать "пч" надо менять технологии. Не знаю, может новый двигатель проще сделать, не чувствительный. Вот и кувыркаются с РД-0163.
Ad calendas graecas

Дмитрий В.

ЦитироватьЯ про доведение в СССР, а не про невозможность его вообще.
Чтобы недопускать "пч" надо менять технологии. Не знаю, может новый двигатель проще сделать, не чувствительный. Вот и кувыркаются с РД-0163.
Может, и проще, но долговременный эффект возможен при изменении технологий и, скажем так, психологии персонала.
Lingua latina non penis canina
StarShip - аналоговнет!

Александр Ч.

Цитировать
ЦитироватьЯ про доведение в СССР, а не про невозможность его вообще.
Чтобы недопускать "пч" надо менять технологии. Не знаю, может новый двигатель проще сделать, не чувствительный. Вот и кувыркаются с РД-0163.
Может, и проще, но долговременный эффект возможен при изменении технологий и, скажем так, психологии персонала.
Поднять культуру производства?  Может и так. Стимулировать есть чем? Энтузиазма, я так понимаю, уже нет.
Ad calendas graecas

MGouchkov

ЦитироватьА эффект - в лучшем случае 5-10% прироста массы ПГ, по сравнению с керосином

Главное, имхо,-  плюс к этим процентам- метан- сочетание всё же обоснованных предположений значимо бОльшей надёжности ЖРД нежели на керосине, и так же значимо меньших проблем в работе инфраструктуры чем с ворододом.
Смотрите, ДмитриЙ: Давление в камере ЖРД концепции РД-М,- от 120ти - до больше 140атм. Это всё же вдвое выше чем у РД-107/108, и F-1, схема которого со сбросом восстановительного генераторного газа в сопло, принималась и  для РД-М.
Старый всегда логично делает это с медведем (случайно заглянув в ЧД)

MGouchkov

ЦитироватьПолучится нечто вроде Н-1, только водородная.
А на метане сделать двигатель тягой порядка 1000 тонн не составит фундаментальных проблем.

ЖРД такой тяги невозможно обосновать в единственном и разумном подходе к обоснованию и поддержанию перспективы сверхтяжёй в современности: Ряде из блоков 1ой ступени для средней РН моноблока- на 10-20т, и тяжёлой РН моноблока- на 20-40, пакет из отработанных моноблоков которых и может быть обосновываемым в перспективе сверхтяжем.  
 Такой подход задаёт и минимальную тягу ДУ 1ой ступени порядка 700+от тонн, и главное из него следует соотношение потребной тяги 1ой ступени для средней РН, и для 1ой ступени тяжелого 20ти-40ка тонника.
Примерно 3/5- 1/1.5.
Ладно,- примем что для повышения тяговооружённости 1ой ступени средней РН (для отвода от СК при аварии, _и_ что бы оптимальнее "закрыть" важную нишу 20+ тонн) используем сравнительно небольшие РДТТ, а то и специально сконструированные _ТРД_ бустеры. На 1ой ступени тяжёлой РН тяга должна быть в полтора раза больше чем на 1ой ступени средней. То есть, минимум при унификации ЖРД получается- на 1ой ступени тяжёлой- 3ЖРД, на 1ой ступени средней- 2. Из известных абсолютных величин следует что тяга 1ого однокамерного ЖРД нужна 330-350тс.
Но расположение на 100+ тоннике- пакете из центра- блока тяжёлой РН и 4ёх боковух- блоков средней, камер ЖРД с тз взаимодействия струй, имхо куда красивее увязывается если на центра- блоке тяжёлой- 5ЖРД "крестом",- ближайшие к центру камеры ЖРД боковух примыкают возле "пустых углов" на центре.
 А коли на центре оптимально- 5ЖРД, то на боковухах которые обычно- блоки 1ой ступени средней РН, таких ЖРД может быть 3 (те и бустеры уже не обязательны, при аварии- форсироание работающих ЖРД) .
 То есть, класс тяги нового ЖРД 1ой ступени, универсального для ряда,-  250тс.
Старый всегда логично делает это с медведем (случайно заглянув в ЧД)

Shestoper

ЦитироватьЖРД такой тяги невозможно обосновать в единственном и разумном подходе к обоснованию и поддержанию перспективы сверхтяжёй в современности: Ряде из блоков 1ой ступени для средней РН моноблока- на 10-20т, и тяжёлой РН моноблока- на 20-40, пакет из отработанных моноблоков которых и может быть обосновываемым в перспективе сверхтяжем.  

....

 То есть, класс тяги нового ЖРД 1ой ступени, универсального для ряда,-  250тс.

А почему бы не сделать семейство наподобие РД-170/180/190? Но с параметрами камеры наподобие F-1.
Одна камера - 600 тонн, для 20-тонника.
Две - 1200 тонн, для 40-тонника.
Четыре - 2400 тонн для супертяжей.
На четыре такие камеры нужна будет мощность ТНА порядка 220 000 л. с., если давление в КС как у F-1, и около 300 000 л. c. при давлении под 100 атм.
Вполне сопоставимо с мощностью ТНА РД-170 - 190 000 л. c.

Yegor

Цитировать
ЦитироватьПочему керосин?

США сделали Атлас-5 и Дельту-4 - стоимость двигателей была одинакова и ПН был примерно одинаков. Так вот выиграл Атлас-5. Значит получается, что  керосин для первой ступени лучше.

Что значит "выиграл Атлас-5"? Обе ракеты сейчас эксплуатируются при примерно одинаковом количестве запусков. :D
1) Потому что несколько лет назад, до объединения с Боингом, Локхид предлагал Атлас-5 на коммерческом рынке, в то время как Боинг заявил что он выводит Дельту-4 из коммерческого рынка и будет работать только на госзаказах.

2) ИМХО А сейчас МО не может закрыть Дельту-4 потому что та летает на отечественных двигателях в отличии от Атласа-5. Да и двигатели у Атласа-5 проблемные.
Возможно есть и другие причины по которым они сохраняют два ряда РН в одной весовой категории.

Дмитрий В.

Цитировать[1) Потому что несколько лет назад, до объединения с Боингом, Локхид предлагал Атлас-5 на коммерческом рынке, в то время как Боинг заявил что он выводит Дельту-4 из коммерческого рынка и будет работать только на госзаказах.

2) ИМХО А сейчас МО не может закрыть Дельту-4 потому что та летает на отечественных двигателях в отличии от Атласа-5. Да и двигатели у Атласа-5 проблемные.
Возможно есть и другие причины по которым они сохраняют два ряда РН в одной весовой категории.
Основная причина одна - обеспечение независимого доступа в космос при любых обстоятельствах.
Что касается коммерческого рынка запусков, то он не слишком привлекателен, поэтому ни Атлас-5, ни Дельта-4 на нем не представлены.
Lingua latina non penis canina
StarShip - аналоговнет!

Yegor

Народ вы тут сошлись на водороде для первой ступени.
А вот как вы себе представляете первую ступень на водороде для 100-тонника?

Сатурн-5 отдыхает.

Боинг как то рисовал 100-тонник с двумя 8-метровыми блоками.

А сколько будут стоить транспортировка, сборочные и пусковые сооружения для водородного 100-тонника?

А сколько будут стоить водородная инфраструктура?
Сооружения Энергии тоже отдыхают.

И сколько будет стоить водород для запуска?