Пакет vs Тандем

Автор Дмитрий В., 20.07.2008 17:46:33

« назад - далее »

0 Пользователи и 1 гость просматривают эту тему.

Новичок

ЦитироватьВообще-то злые языки говорят, что ПН Энергии была урезана на 20% из-за особенностей траектории запуска и оптимизации полей падения.
Так что реально порядка 125 т.
При тех же самых стартовых параметрах?
С наилучшими пожеланиями Новичок

Дмитрий В.

Цитировать
Цитировать
ЦитироватьПакет же типа Энергии мне категорически не нравится. 105 тонн ПН из 2400 стартовой массы - менее 5% - это ж курам на смех ;-), учитывая обьем водородной заправки.
По проекту, вообще-то, 105 т из 2375 т :wink:  И у какой РН массовая отдача выше? :roll:
Вообще-то злые языки говорят, что ПН Энергии была урезана на 20% из-за особенностей траектории запуска и оптимизации полей падения.
Так что реально порядка 125 т.
Не только из-за полей падения. Там много чего было.
Lingua latina non penis canina
StarShip - аналоговнет!

SpaceR

Цитировать
ЦитироватьА я вот думаю, что нужна ПН от 10 до примерно 80 тонн, больше не нать. И наиболее востребованными будут 40 тонн. И что на Луну надо летать многопуском. И именно под это надо делать ЖД-транспортируемый пакет.
Что вообще за стремление сделать все в один запуск? Нафига? Что, никто не понимает, что сборка на орбите - идеологически более правильный путь, чем проектирование все более,  БОЛЕЕ и БОЛЕЕ[/size] крупных носителей?
А Вы в курсе, сколько длится сборка и предстартовая подготовка носителя?
И с какой частотой можно с одного стартового комплекса пускать ракеты? Если набирать например 200-тонных комплекс для полета к Луне на околоземке из 40-тонных "квантов", для его разгонного блока уже нужно использовать долгохронимые компоненты топлива, не водород, потому что он будет минимум несколько недель болтаться на орбите.
И откуда уверенность, что собрать и подготовить 5 40-тонных ракет с старту обязательно будет дешевле, чем 1 200-тонник?
Для меня это неочевидно.

Обратите внимание, я специально предлагаю супертяж с максимально простой конструкцией, с минимальным числом двигателей, баков и других деталей - именно для уменьшения трудоемкости его обслуживания.
Да, там большинство деталей и элементов имеют циклопические размеры, требуют специального оборудования. Например прожигать сверхмощные двигатели на обычных стендах невозможно. Но если построить стенды нужной размерности, что проще сделать: прожечь 50 2000-тонных двигателей или 500 200-тонных?
Так что первоначальные затраты на строительство уникального оборудования вполне могут быть компенсированы меньшими текущими расходами, при стабильном пуске нескольких супертяжей в год (помимо других проектов, стабильные пуски может обеспечить постоянно действующая Лунная база).
Полностью согласен с hcube.

Что за странная тяга к гигантизму?  :?  Кому и для чего потребуются в ближайшие десятилетия настолько грандиозные грузопотоки? Ну, я конечно понимаю, что при желании задачу всегда можно найти и даже обосновать, но главный-то вопрос -
Где взять экономику, способную потянуть такие затраты ??[/size]

Именно в этом ключевой вопрос. Мечтать и строить планы разумнее из достижимого, а точнее даже доступного. Надеяться, что 20% экономики страны будут работать на обеспечение грузопотока в космос, мягко говоря, наивно.
ЦитироватьСборка на орбите модулей из отдельных кусков - вот это действительно очень сложная, трудоемкая и дорогостоящая задача.
Тащить туда все необходимое оборудование, варить в условиях открытого космоса, проверять надежность...

Это технически реализуемо, но зачем? 50-тонные модули в принципе подходят для любой мыслимой ОС.
Вот именно.
40-50-тонные модули лет на 15-20 покроют ВСЕ потребности космонавтики в тяжелых моногрузах. Даже для регулярных рейсов на лунную базу (с готовым модулем для нее!)  достаточно 50-тонной водородной ступени и одной стыковки на околоземной орбите - соединение её с ПН.
Да и марсианский корабль (которых имхо нужно пока только 1-2, а если больше - то всё равно только один в 3 года) можно собрать из 4-6 таких же ГОТОВЫХ блоков. По 3 пуска в месяц с каждой ПУ - это за месяц собрать, снять кожухи ЭВТИ - и вперёд. До L1, a дальше на ЭРД.

Shestoper

ЦитироватьЧто за странная тяга к гигантизму?  :?  Кому и для чего потребуются в ближайшие десятилетия настолько грандиозные грузопотоки? Ну, я конечно понимаю, что при желании задачу всегда можно найти и даже обосновать, но главный-то вопрос -
Где взять экономику, способную потянуть такие затраты ??[/size]

Именно в этом ключевой вопрос. Мечтать и строить планы разумнее из достижимого, а точнее даже доступного. Надеяться, что 20% экономики страны будут работать на обеспечение грузопотока в космос, мягко говоря, наивно.

Для начала о стоимости. Американцы десятилетиями регулярно пускали Шаттлы, по 400 миллионов за пуск.
Сколько будет стоить пуск 300-тонника, сейчас с точностью до копейки сказать сложно. Возьмем 1 миллиард долларов, с учетом "отбивки" средств на разработку.
Два-три пуска в год - два-три миллиарда.
Вполне сравнимо с бюджетом Роскосмоса за 2008 год - полтора миллиарда.
Конечно для обеспечения такого грузопотока нужно расходы на космос в разы увеличивать, но не на порядки.
Про 20% ВВП страны речь и близко не идет.
ВВП России за 2005 год - 766 миллиардов долларов. Порядка 1% тратить на космос страна вполне может себе позволить.

Спросите, как выбить такие деньги, почему их должно выделить государство? Потому что в виде морковки будет решение энергетической проблемы за счет лунного гелия.

Дмитрий В.

Не, 1 млрд. за пуск - мало. Для Вашего 300-тонника надо заново создавать всю производственную и наземную инфраструктуру. А это десятки миллиардов долларов. Отбиваться они будут очень долго.
Lingua latina non penis canina
StarShip - аналоговнет!

SpaceR

ЦитироватьНасчет стоимости килограмма конструкции Дельты-4 не уверен. Там гладкие баки, подкрепленные шпангоутами, а на Атласн-5, к примеру, вафля. Так что, водород дал возможность использовать очень простую и достаточно дешевую конструкцию, сохраняя одновременно довольно высокую массовую отдачу.
В интернете были фотографии Дельты-4 изнутри.
Там вафля. Треугольная.

Дмитрий В.

Цитировать
ЦитироватьНасчет стоимости килограмма конструкции Дельты-4 не уверен. Там гладкие баки, подкрепленные шпангоутами, а на Атласн-5, к примеру, вафля. Так что, водород дал возможность использовать очень простую и достаточно дешевую конструкцию, сохраняя одновременно довольно высокую массовую отдачу.
В интернете были фотографии Дельты-4 изнутри. Там вафля. Треугольная.
О! Интересно было бы взглянуть, а то по картинкам из НК я думал, что это гладкая, подкрепленная шпангоутами, обечайка.
Lingua latina non penis canina
StarShip - аналоговнет!

SpaceR

Если найду, выложу. Но видел где-то лет 5-6 назад (ЕМНИП на spaceflightnow), так что быстро найти не обещаю.
Кстати, если учесть необходимость ступени работать в трехблочном пакете, наличие вафли неудивительно.

SpaceR

ЦитироватьДля начала о стоимости. Американцы десятилетиями регулярно пускали Шаттлы, по 400 миллионов за пуск.
Сколько будет стоить пуск 300-тонника, сейчас с точностью до копейки сказать сложно. Возьмем 1 миллиард долларов, с учетом "отбивки" средств на разработку.
Два-три пуска в год - два-три миллиарда.
Вполне сравнимо с бюджетом Роскосмоса за 2008 год - полтора миллиарда.
Конечно для обеспечения такого грузопотока нужно расходы на космос в разы увеличивать, но не на порядки.
Про 20% ВВП страны речь и близко не идет.
ВВП России за 2005 год - 766 миллиардов долларов. Порядка 1% тратить на космос страна вполне может себе позволить.

Спросите, как выбить такие деньги, почему их должно выделить государство? Потому что в виде морковки будет решение энергетической проблемы за счет лунного гелия.
Да не выбить такие деньги. Никак. Потому что есть и другие статьи космического бюджета. И даже с миллиардным ВВП сумма получается неоправданной никакими морковками.
Кстати, лунный гелий-3 никакая не морковка, а скорее кокосовый орех на песчаном острове. Мечтаете сбить его с 20-метровой пальмы, ищете способ, но не понимаете, что внутрь попасть вё равно не удастся ;) Технологий нет, и цена их неизвестна, но УЖЕ ЯСНО, что если бы они стоили разумную сумму, то их бы уже разработали.

И вообще, хватт уходить от темы - а то это уже действитльно как какая-то мания.

Shestoper

ЦитироватьНе, 1 млрд. за пуск - мало. Для Вашего 300-тонника надо заново создавать всю производственную и наземную инфраструктуру. А это десятки миллиардов долларов. Отбиваться они будут очень долго.

Совершенно верно, десятки миллиардов. А сколько именно - предлагаю обсудить в соответствующей теме.

Shin

Фотку внутренностей Дельты-4 я, например, так и не нашел.

Есть фото Дельты-2:



Вот здесь хорошо видно:

http://www.boeingmedia.com/imageDetail.cfm?id=836&KeyWord=Delta&BuId=0&caid=0&prid=0&sc=lrg&pn=13

fagot

По конструкции Дельты-2 нельзя судить о Дельте-4.

Shin

ЦитироватьПо конструкции Дельты-2 нельзя судить о Дельте-4.

О чем и речь. Щас под рукой негде посмотреть, то ощущения такие, что там гладкостенка, ИМХО, конечно :)

fagot

В НК № 2-2005 есть рисунок Дельты-4Н, там вафля довольно четко просматривается.

Дмитрий В.

ЦитироватьВ НК № 2-2005 есть рисунок Дельты-4Н, там вафля довольно четко просматривается.
Хм, сейчас посмотрел на диске с разным увеличением: какая-то фактура присутствует, но однозначно сказать, что это вафля, я не могу :roll:
Lingua latina non penis canina
StarShip - аналоговнет!

Shin

Вроде просматривается :)


Дмитрий В.

ЦитироватьВроде просматривается :)
Хм, точно. Тогда почему ССВ такой тяжелый? :roll:
Lingua latina non penis canina
StarShip - аналоговнет!

Shin

Это уж Вам, мастер, решать :)  :D

fagot

Так межбаковый отсек, изрядной длины межступенчатый переходник, нижнее крепление ускорителей, довольно велика доля двигателя с отвратительной удельной масой, вот оно и набирается в сравнении с другими водородными ступенями.

Дмитрий В.

ЦитироватьТак межбаковый отсек, изрядной длины межступенчатый переходник, нижнее крепление ускорителей, довольно велика доля двигателя с отвратительной удельной масой, вот оно и набирается в сравнении с другими водородными ступенями.
Ну, положим, для Водородной Ангары, хотя в ней межбаков нет, я для ББ и худшее совершенство брал. Но именно, в расчете на гладкие баки.
Lingua latina non penis canina
StarShip - аналоговнет!