Механизм отделения ракеты от стартового стола

Автор Кенгуру, 07.07.2008 07:00:47

« назад - далее »

0 Пользователи и 1 гость просматривают эту тему.

fagot

ЦитироватьНу вообще-то забытые кувалды и даже гайки с болтами - это нехорошо в любом случае, независимо от надежности двигателей. Проектировать двигатели из расчета на то, что в баках будут забывать всякую хрень - не самый лучший вариант ;)
Конечно, против лома нет приема :), но при фрезеровании образуются всякие мелкочастицы, от которых весьма трудно избавиться, может даже проще сделать ненапряженный двигатель.

Feol

Цитировать
ЦитироватьДумаю, будет то же самое, что один раз случилось при натурном испытании 1ст Энергии на стенде. Когда двигатель взорвался через 8 секунд и начался пожар, уничтоживший стенд.
Стенд закрытый, там много чего можно уничтожить. При прогарах автономных двигателей на стенде пожаров часто не было. Если же же РН упадет под стол, его выкорчует из бетона и будет еще хуже.
Надо делать приподнятый стол на прочных, относительно тонких и пожароустойчивых ножках. Чтобы при взрыве под ним продуктам сгорания была свобода выхода. Аналогично СиЛончу. Тогда ущерб от взрыва может быть гораздо меньше.
Всем пользователям нравится это сообщение.

Дмитрий В.

Цитировать
Цитировать
ЦитироватьДумаю, будет то же самое, что один раз случилось при натурном испытании 1ст Энергии на стенде. Когда двигатель взорвался через 8 секунд и начался пожар, уничтоживший стенд.
Стенд закрытый, там много чего можно уничтожить. При прогарах автономных двигателей на стенде пожаров часто не было. Если же же РН упадет под стол, его выкорчует из бетона и будет еще хуже.
Надо делать приподнятый стол на прочных, относительно тонких и пожароустойчивых ножках. Чтобы при взрыве под ним продуктам сгорания была свобода выхода. Аналогично СиЛончу. Тогда ущерб от взрыва может быть гораздо меньше.
Ага, и небольшое озерцо под столом вырыть :wink:
Lingua latina non penis canina
StarShip - аналоговнет!

fagot

Есть решение проще - обеспечить взрыв на столе, для этого и нужно удержание. А чем зарывать нефтедобывающую платформу в пустыне, так дешевле будет обычный старт восстанавливать периодически.

Feol

Не зарывать, а приподнять. Как старт Сатурна-1б
Всем пользователям нравится это сообщение.

Feol

Правда будет больше мороки с возгромождением на него ракеты.
Всем пользователям нравится это сообщение.

SpaceR

ЦитироватьЗлые языки говорят, что частица была весьма мала, поэтому обнаружить ее было затруднительно. Можно конечно все списать на забытую кувалду и успокаивать себя тем, что двигатель супернадежен и только вот из-за такой ужасной халатности ему не повезло.
"Весьма малая частица"  крупнее  чем 0,2 мм ГАРАНТИРОВАННО оседает на фильтре без последствий - Вы же сами  видели эту информацию в теме "Взрыв Sea Launch".
Цитироватьпри фрезеровании образуются всякие мелкочастицы, от которых весьма трудно избавиться, может даже проще сделать ненапряженный двигатель.
Избавляться от большинства мелких частиц давно научились. Немногие необнаруженные частицы остаются на фильтре - см. выше.

SpaceR

Цитировать
ЦитироватьНу давайте смоделируем.
Допустим, не взорвалась. Пошевелилась и села назад на опоры. На все.
Почему села? Она с них и не сходила.
ЦитироватьВ хвосте пожар, т.е. дыра в ЖРД, порваны трубопроводы слива компонентов, расходные повреждены, ЖК хлещет и смешиваясь с керосином, льется вниз. Чревато детонацией прямо в ХО, где горячие остатки движка - ЖК таких эффектов не любит.
Все трубопроводы не обязательно повредятся, если закрыть подбаковые клапаны, утечка будет небольшой.
ЦитироватьДаже если взрыв и не произошел - допустим, утечки минимальны, клапаны подачу перекрыли. И что дальше делать с заправленной РН ??  
Посылать героя с ведром черпать из баков компоненты?
Если пожара нет, скорее всего удастся слить компонеты штатным образом.
ЦитироватьИли ждать ~30 дней, пока ЖК через верхнй клапан испарится?
Восстанавливать поврежденный старт гораздо дольше.
Ну, это уже жонглирование фразами пошло.
Попросту говоря, выхода из описанной мной ситуации Вы не видите, за исключением "а вдруг пожара не будет и трубопроводы уцелеют?"

fagot

Да, тут хоть какой-то шанс имеется, ну и плюс меньшие разрушения при взрыве на столе. Но мне в общем-то что, если на Байконуре вывернет второй старт, одним конкурентом станет меньше. Жаль только, если это чудо прилепят на новую РН и сделают аналогичный старт.

fagot

ЦитироватьНе зарывать, а приподнять. Как старт Сатурна-1б
Так без удерживания она все равно провалится.

fagot

Цитировать"Весьма малая частица" крупнее чем 0,2 мм ГАРАНТИРОВАННО оседает на фильтре без последствий - Вы же сами видели эту информацию в теме "Взрыв Sea Launch".
Тут либо не гарантированно, либо достаточно и меньшей частицы.

ЦитироватьИзбавляться от большинства мелких частиц давно научились. Немногие необнаруженные частицы остаются на фильтре - см. выше.
Ну само-собой, легче свалить все на макрочастицы типа молотков и промасленных тряпок. Хотя вполне может оказаться, что чудо-двигатель вообще невозможно довести до требуемой надежности и он будет прогорать по непонятным причинам без всяких частиц или с очень малыми частицами.

Feol

Цитировать
ЦитироватьНе зарывать, а приподнять. Как старт Сатурна-1б
Так без удерживания она все равно провалится.
Да, но есть значительно большая вероятность, что взорвавшись под столом фактически в открытом пространстве, аварийная ракета не понимет старт на воздух в буквальном смысле слова - не причинит ему капитальных разрушений.
Всем пользователям нравится это сообщение.

fagot

Так не нужно давать ей падать под стол, это все же проще, чем делать надстройку. У Сатурна-1В использовался стол Сатурна-5, на который уже было несложно воздузить этажерку, дававшую возможность использовать готовую башню обслуживания. У Зенита же придется делать новый старт и на это никто не пойдет.

Feol

Я думаю, что у любой ракеты вероятность падения на стартовый комплекс существенно снижается только в том случае, если она может сохранить тяговооружённость больше 1 при отказе одного из двигателей и способность при этом совершать относительно управляемый полёт хотя бы несколько десятков секунд. Пример - Протон. Хотя контр-пример - Н1  :wink: . Наверное, однодвигательным РН суждено иногда рушить старты. Хотя на современном уровне наверное можно создать малонапряженный РД с надёжностью очень близкой к 1.0  :roll: .
Всем пользователям нравится это сообщение.

fagot

Но нужно стремиться минимизировать ущерб на уже существующем ненадежном двигателе, раз уж не хватает решимости от него отказаться.

Feol

Проводить огневое испытание РН на отдельном стенде с частичной заправкой и выводом двигателя на 100% тягу. Затем без переборки - на старт. Хотя прекрасно понимаю, что это фактически новая ракета, новый двигатель, новая технология работы и ещё один старт, как бы не дороже основого  :x
Всем пользователям нравится это сообщение.

Вован

Цитировать
ЦитироватьПочему "снова" и почему "забыли" :? ?  Его считали ненужным по причине достаточной прочности существующего фильтра для мелких частиц. Думаю, заслуженно - Отсутствие посторонних предметов в баке и магистралях проверяется отдельными мероприятиями.
Откровенно говоря, какова истинная причина произошедшей аварии на СиЛонче, мне по-прежнему полностью не ясно.
А гайка или болт имхо пройти (пробить) фильтр не могли - это достаточно мелкие предметы.
Злые языки говорят, что частица была весьма мала, поэтому обнаружить ее было затруднительно. Можно конечно все списать на забытую кувалду и успокаивать себя тем, что двигатель супернадежен и только вот из-за такой ужасной халатности ему не повезло.

Мы стали подзабывать, напомните - где начался разгар дигателя на Морском старте? Подсказки - бустерный насос окислителя, насос окислителя, бустерный насос горючего, насос горючего, турбина, камера сгорания... :wink: И что их них боится мелких алюминиевых частиц? А что - крупных?
Байконур надолго - навсегда

fagot

ЦитироватьПроводить огневое испытание РН на отдельном стенде с частичной заправкой и выводом двигателя на 100% тягу. Затем без переборки - на старт. Хотя прекрасно понимаю, что это фактически новая ракета, новый двигатель, новая технология работы и ещё один старт, как бы не дороже основого  :x
Стенд никто строить не будет, можно только модернизировать существующий старт с минимальными затратами. Если же оставшийся старт будет разрушен, история Зенита-3SLБ скорее всего закончится.

fagot

ЦитироватьМы стали подзабывать, напомните - где начался разгар дигателя на Морском старте? Подсказки - бустерный насос окислителя, насос окислителя, бустерный насос горючего, насос горючего, турбина, камера сгорания...  И что их них боится мелких алюминиевых частиц? А что - крупных?
Произошло возгорание насоса окислителя. Понятно, что сначала частица должна пройти бустерный насос, но там из-за меньшего давления возгорание менее вероятно, однако может произойти частичное разрушение бустера или образование стружки, которая уже в основном насосе надежно обеспечит возгорание. Турбина тоже боится мелких частиц из-за высокой температуры, давления и малых зазоров. Бустер горючего и его основной насос боятся только крупных частиц, вызывающих механическое разрушение, т.к. возгорание здесь исключено.

Вован

Цитировать
ЦитироватьМы стали подзабывать, напомните - где начался разгар дигателя на Морском старте? Подсказки - бустерный насос окислителя, насос окислителя, бустерный насос горючего, насос горючего, турбина, камера сгорания...  И что их них боится мелких алюминиевых частиц? А что - крупных?
Произошло возгорание насоса окислителя. Понятно, что сначала частица должна пройти бустерный насос, но там из-за меньшего давления возгорание менее вероятно, однако может произойти частичное разрушение бустера или образование стружки, которая уже в основном насосе надежно обеспечит возгорание. Турбина тоже боится мелких частиц из-за высокой температуры, давления и малых зазоров. Бустер горючего и его основной насос боятся только крупных частиц, вызывающих механическое разрушение, т.к. возгорание здесь исключено.

Иными словами - то, что попало в основной насос О, было крупной частицей :P
Байконур надолго - навсегда