"Двина-ДМ"

Автор Dude, 28.06.2008 23:03:44

« назад - далее »

0 Пользователи и 1 гость просматривают эту тему.

Dude

Как известно из
http://www.federalspace.ru/Docs/%D0%94%D0%B2%D0%B8%D0%BD%D0%B0-%D0%94%D0%9C.DOC

ОКР Двина-ДМ (PБ 11С861-03) должна была закончится летными испытаниями:

ЦитироватьПодготовка и запуск КА «Ямал-300» 10.2008 - 12.2008

Сейчас получается, что "Ямал-300" не полетит в 2008 и будет очень хорошо, если КА вообще будет готов к зиме 2009. Так, что будет с этой ОКР и новым РБ для "Протона"? Нужно ли предпологать, что 11С861-03 полетит с другим КА или его ЛИ тоже отложат на неизвестный срок?

Salo

Я так понимаю, что ДМ-3 (11С861-03) уже летает. Крайний запуск Протона был с этим РБ:
ЦитироватьGradient писал(а):
http://www.rian.ru/technology/20080627/112348152.html
Цитата:
МОСКВА, 27 июн - РИА Новости. Стартовавшая в пятницу ракета-носитель "Протон-К" успешно вывела космический аппарат военного назначения на целевую орбиту, сообщил РИА Новости начальник Службы информации и общественных связей Космических войск подполковник Алексей Золотухин.

По его словам, ракета-носитель стартовала с космодрома "Байконур" в пятницу в 03.59 мск.

"Боевые расчеты Космических войск обеспечивали контроль проведения запуска средствами наземного автоматизированного комплекса управления. Выведение космического аппарата на целевую орбиту прошло в штатном режиме", - сказал Золотухин.

По его данным, в 04.05 разгонный блок "ДМ-3" с космическим аппаратом успешно отделился от ракеты-носителя и в расчетное время в 10.37 мск вывел космический аппарат на целевую орбиту.  
"Были когда-то и мы рысаками!!!"

SpaceR

ЦитироватьЯ так понимаю, что ДМ-3 (11С861-03) уже летает. Крайний запуск Протона был с этим РБ:
ЦитироватьGradient писал(а):
http://www.rian.ru/technology/20080627/112348152.html
Цитата:
МОСКВА, 27 июн - РИА Новости. Стартовавшая в пятницу ракета-носитель "Протон-К" успешно вывела космический аппарат военного назначения на целевую орбиту, сообщил РИА Новости начальник Службы информации и общественных связей Космических войск подполковник Алексей Золотухин.

По его словам, ракета-носитель стартовала с космодрома "Байконур" в пятницу в 03.59 мск.

"Боевые расчеты Космических войск обеспечивали контроль проведения запуска средствами наземного автоматизированного комплекса управления. Выведение космического аппарата на целевую орбиту прошло в штатном режиме", - сказал Золотухин.

По его данным, в 04.05 разгонный блок "ДМ-3" с космическим аппаратом успешно отделился от ракеты-носителя и в расчетное время в 10.37 мск вывел космический аппарат на целевую орбиту.  
Нет, ЕМНИП, РБ с индексами ДМ-2 и ДМ-3 летали на Протоне с коммерческими ПГ ещё в конце прошлого века. В чём их разница, не знаю.

Bell

Хм... Двина-ДМ и ДМ-3 это вроде как совсем разные вещи. А с индексами какая-то путаница. ДМ-3 действительно уже давно летает.
Иногда мне кажется что мы черти, которые штурмуют небеса (с) фон Браун

ааа

ЦитироватьА с индексами какая-то путаница. ДМ-3 действительно уже давно летает.
Наверное, это летает ДМ3, а не ДМ-3. :)
ДМ1,ДМ2,ДМ3,ДМ4 являются разновидностями ДМ-2М (11С861-01), дорабатываемыми под конкретную коммерческую нагрузку.
А ДМ-3, как можно предположить, это 11С861-03, имеющий увеличенные баки и новую систему управления.
Хотя я могу и ошибаться.
"One small step for a man, one giant leap for mankind." ©N.Armstrong
 "Let my people go!" ©L.Armstrong

Dude

ЦитироватьЯ так понимаю, что ДМ-3 (11С861-03) уже летает. Крайний запуск Протона был с этим РБ:

Нет, 11С861-03 это ДМ-03 и в стартовом списке Аника первый полет назначен в конце 2009-го для Ямала-300. Я так понимаю, что если нет Ямала-300, его не только отложить, но и прикрыть могут ведь, а РБ давно готов, то можно договорится с кем-то о смене КА для ЛИ, чтобы закрыть тему "Двина-ДМ". Незакрытая ОКР в РККЭ и Роскосмосе кому-то будет сильно жечь мягкое место.

Единственная "ДМ-3" была при запуске Казсата. И никак не могла быть 11С861-03.

SpaceR

Кстати, название "Двина" не относится только к ДМ-у, под этим индексом делается ОКР по новым РБ, в числе которых 11С861-03 (увеличенный ДМ) от РККЭ и водородный КВТК от ГКНПЦ ;)

Разъём

Вот что интересно. Одной из задач модификации блока ДМ по теме ДВИНА является адаптация под Протон-М. Как известно Протон –М был изначально не совместим с «вражеским» блоком. Но вспоминается запуск Глонассов в декабре прошлого года, где фигурирует Протон-М и Блок ДМ-2.
Где же правда и как с этим соотноситься блок ДМ-03 и его разработка!? То что Протон-К уже не производиться – то это точно. Точно так же и то, что военные пока Бриз-М не приняли на вооружение и толкают к использованию Блока-ДМ с Протоном-М.

SpaceR

ЦитироватьВот что интересно. Одной из задач модификации блока ДМ по теме ДВИНА является адаптация под Протон-М. Как известно Протон –М был изначально не совместим с «вражеским» блоком. Но вспоминается запуск Глонассов в декабре прошлого года, где фигурирует Протон-М и Блок ДМ-2.
Где же правда и как с этим соотноситься блок ДМ-03 и его разработка!? То что Протон-К уже не производиться – то это точно. Точно так же и то, что военные пока Бриз-М не приняли на вооружение и толкают к использованию Блока-ДМ с Протоном-М.
А правда (если не ошибаюсь ;) ) в том, что  11С861-03 делается уже много лет и предыдущие его наработки ориентировались под Протон-К. Вот блок ДМ2 к упомянутому пуску был соответственно доработан, а ДМ-03, видимо, пока нет (поскольку временно не финансировался).

Salo

Вот что было в НК №12 за 2006 год:

"Были когда-то и мы рысаками!!!"

Salo

На сайте Красмаша:
ЦитироватьИзготовление модернизированного разгонного блока 11С861-03, имеющего повышенные энергетические характеристики, предназначенного для выведения на геостационарную орбиту космических аппаратов массой до 3200 кг, начато в 1997 году. Изготовление первого летного базового модуля в феврале 2003 года.

На старом сайте была такая картинка:

"Были когда-то и мы рысаками!!!"

Dude

Это хорошо, что "начато в 1997", осталось теперь закончить. :)
Подозреваю, что в 2008-м ЛИ уже не состоятся. Ждем конца 2009-го.

Salo

А вот данные по 11С861-03 из книги РККЭ т.2:
Заправляемый запас топлива- 18,7т.
Сбрасываемая масса перед первым включением МД - 1090кг;
Конечная масса РБ-2340 кг;
Тяга в пустоте- 8 тс;
УИ- 353с;
Потребная ХС для выведения  с ОИСЗ на ГСО при 7ч выведении -4880 м/с;
Масса ПН выводимой на ГСО:
с использованием РН Протон-К-2950 кг;
с использованием РН Протон-М-3440 кг;
"Были когда-то и мы рысаками!!!"

frigate

ОКР Двина-ДМ (PБ 11С861-03)

Начальная масса 20.05 тонн
Рабочий запас топлива - 18.70 тонн
Конечная масса РБ - 2.35 тонн
Isp = 357 sec

Delta V для выхода на орбиту Луны 4200 м/сек
MAX масса на ОЛО - 5718 kg
"Селена, луна. Селенгинск, старинный город в Сибири: город лунных ракет." Владимир Набоков

Salo

Там стоит сопловый насадок. Вот ещё четыре секунды УИ.
"Были когда-то и мы рысаками!!!"

Bell

ЦитироватьА вот данные по 11С861-03 из книги РККЭ т.2:
Заправляемый запас топлива- 18,7т.
Сбрасываемая масса перед первым включением МД - 1090кг;
Конечная масса РБ-2340 кг;
Тяга в пустоте- 8 тс;
УИ- 353с;
Потребная ХС для выведения  с ОИСЗ на ГСО при 7ч выведении -4880 м/с;
Масса ПН выводимой на ГСО:
с использованием РН Протон-К-2950 кг;
с использованием РН Протон-М-3440 кг;
Еще из конкурсной документации:
Цитировать2.2.4 проведение адаптации РБ 11С861-03 к РН «Протон-М»
...
После реализации всех перечисленных мероприятий по совершенствованию РБ масса полезного груза, выводимого на ГСО с использованием РН «Протон-М», должна составлять величину не менее
3400 кг.
Да, это оно и есть.
Но тот ДМ3 это вероятно какой-то промежуточный паллиативный вариант.

Цитировать•   замена герметичного приборного контейнера и фермы его крепления на ферму приборную с целью снижения массы конструкции на 150 кг.
Насколько известно, данный пункт был реализован на крайнем ДМе на Зените -СЛБ.
Так что осталось только сделать сопловой насадок и снизить конечную массу до 2350 кг (хотя может уже и сделали, но официального подтверждения этого пока не было).

Адаптация на Протон-М - это было бы круто! Тогда Бриз идет лесом :)
Иногда мне кажется что мы черти, которые штурмуют небеса (с) фон Браун

Salo

Сопловый насадок на ДМ-SL уже есть. Массу тоже  не сильно надо снижать. Нужно только скомпенсировать вес дополнительных обечаек. Я думаю применение мероприятий по модернизации ДМ-SLБ позволит добиться и этого результата.
"Были когда-то и мы рысаками!!!"

Salo

ЦитироватьСША-Россия. В полете "Telstar 5"  http://epizodsspace.testpilot.ru/bibl/nk/1997/11/11-1997.html

Россия. О коммерческих разгонных блоках РН "Протон"  
http://epizodsspace.testpilot.ru/bibl/nk/1997/13/13-1997-2.html
ЦитироватьВ действительности для коммерческих запусков была введена новая система наименований разгонных блоков, не согласующаяся ни с используемыми для этого обозначениями из Табл.1, ни с индексами изделий. Обозначения привязаны к производителю космического аппарата, так что спутники фирмы "Lockheed Martin" будут запускаться блоками ДМ1, фирмы "Hughes" — блоками ДМ3, а фирмы "Space Systems/Loral" —ДМ4. Обозначение ДМ2 было зарезервировано для КА "Iridium" фирмы "Motorola" и никак не связано с использовавшимся ранее обозначением ДМ-2. Новые названия пишутся без дефиса, что, однако, не позволяет полностью избежать путаницы.

Чем отличается коммерческий разгонный блок "Протона" от обычного? На коммерческом РБ устанавливается переходная система из двух адаптеров — нижнего, изготавливаемого в ГКНПЦ, и верхнего, поставляемого шведской фирмой SAAB для аппаратов конкретного типа. (Однако кассета для выведения семи КА "Iridium", играющая роль верхнего адаптера, разработана ГКНПЦ имени М.В.Хруничева.) Для коммерческих пусков была выполнена доработка системы управления разгонного блока. Дело в том, что аппараты западного производства достаточно капризны: такой-то бок не должен освещаться Солнцем, в такое-то время спутник должен смотреть туда-то и т.п. Для каждого коммерческого пуска работа разгонного блока соответствующим образом программируется.
Sirius 1 на орбите http://www.novosti-kosmonavtiki.ru/content/numbers/211/20.shtml
Так что напутали в РИАН. Нужно было писать ДМ3.
"Были когда-то и мы рысаками!!!"

Salo

ЦитироватьСтатья "Космические буксиры корпорации «Энергия»" в НК №12 за 20006 год:
В.Клиппа, В.Задеба, В.Лакеев,Н.Тупицын специально для «Новостей космонавтики» Фото РКК «Энергия»

В настоящее время рынок космических пусковых услуг наиболее динамично развивается в секторе доставки космических аппаратов на высокоэнергетические околоземные орбиты - геостационарную (ГСО), геопереходные (ГПО), высокоэллиптические и высокие круговые с периодом обращения до 12 часов. Эти орбиты являются востребованными для запуска телекоммуникационных и навигационных ИСЗ.
Наибольшее количество КА на эти орбиты выведено космическими ракетными разгонными блоками (КРБ) типа ДМ – надежными космическими буксирами, созданными в РКК «Энергия» имени С.П.Королева и применяемыми совместно с трехступенчатой ракетой-носителем «Протон-К» и двухступенчатой РН «Зенит-2S» ракетно-космического комплекса «Морской старт».

«Лунная" родословная
Уникальные возможности КРБ типа ДМ, обеспечившие его широкое применение в
течение многих лет, были предопределены его «лунной» родословной, исходящей от ракетного блока Д (индекс 11С824) комплекса Н-1 - Л-3. Технические решения, которые закладывались при создании каждого элемента пилотируемого космического комплекса для высадки человека на Луну, предусматривали значительные резервы по всем их характеристикам, что диктовалось требованием обеспечения максимальной безопасности экипажа. Именно эти резервы в сочетании с внедрением новых технологий позволили повышать энергетические возможности КРБ без снижения его надежности при реализации более коротких по времени полета программ выведения и с меньшим количеством включений маршевого двигателя.
Основными особенностями космических разгонных блоков типа ДМ являются:
• применение экологически чистых компонентов топлива;
• возможность многократного включения маршевого двигателя КРБ в полете в условиях невесомости, позволяющая формировать оптимальную схему выведения космического аппарата (КА);
• высокая тяговооруженность орбитального блока (КА+КРБ), обеспечивающая
минимальное время доставки КА на целевые орбиты;
• высокая точность выведения КА на заданные орбиты путем коррекции полетного задания системы управления КРБ с Земли по радиоканалу, в том числе для компенсации ошибок по параметрам орбиты выведения, возникающих при работе РН«Протон»;


• возможность передачи телеметрической информации на Землю в течение всего
полета, в том числе через спутник-ретранслятор при нахождении вне зоны видимости наземных станций приема;
• высокая надежность, реально подтвержденная большим количеством успешных пусков.
Родоначальник КРБ типа ДМ – ракетный блок Д - должен был обеспечивать переход комплекса с траектории полета «Земля-Луна» на орбиту искусственного спутника Луны (ОИСЛ) и торможение лунного посадочного корабля при его спуске с ОИСЛ на Луну.
В 1967 г. блок Д был адаптирован к РН «Протон». Сначала он применялся в космическом комплексе Л-1 при облете Луны кораблями серии «Зонд», затем для автоматических станций «Луна-15»... «Луна-24», а также для перевода автоматических межпланетных станций с низкой околоземной орбиты на траекторию полета к Венере и Марсу.
Модифицированный КРБ типа ДМ обеспечивал с 1974 г. выведение на ГСО космических аппаратов массой до 2 т. В дальнейшем за счет облегчения конструкции и применения на блоках 11С861 и 11С861-01 горючего «синтин» энергетические возможности повышались, что позволило увеличить массу КА до 2.6 т.

"Коммерческое" продолжение
На базе КРБ 11С861-01 в середине 1990-х годов были разработаны четыре его модификации ДМ1, ДМ2, ДМЗ и ДМ4, адаптированные для выведения коммерческих зарубежных КА. Грузоподъемность этих модификаций несколько снизилась по сравнению с прототипом, главным образом из-за требования более позднего сброса обтекателя космической головной части. Но и этой грузоподъемности оказалось достаточно, чтобы успешно конкурировать с другими средствами выведения на рынке космических пусковых услуг.
Опыт, полученный при разработке и эксплуатации блоков типа ДМ серии ДМ1 - ДМ4, был использован при создании еще одной его модификации - ДМ-SL-, эксплуатация которой с РН «Зенит-2S» началась успешным запуском макета КА Demosat 28 марта 1999 г. При пуске с экватора КРБ ДМ-SL обеспечивает выведение на типовую ГПО аппарата массой до 5 т (с недобором около 1500 м/с до скорости, требуемой для выхода непосредственно на ГСО).



На определенном этапе эксплуатации блоков ДМ-SL в составе комплекса «Мор-
ской старт» потребовалось улучшить его энергетические возможности. Начиная с
№18Л была разработана конфигурация блока, которая вместе с доработанной РН «Зенит-2S» позволяет выводить на ГПО полезные нагрузки массой до 6 т. Успешный запуск 10 июня 2003 г. КА Тпигауа 2 подтвердил правильность реализованных проектноконструкторских решений.
В дальнейшем компания Sea Launch планирует использовать в своих программах
КРБ только в конфигурации ДМ-SL №18Л, что позволит ракетно-космическому комплексу «Морской старт» при пусках с экватора успешно конкурировать с РН среднего класса - такими как Atlas V и Delta IVМ - и даже с РН тяжелого класса «Протон-М».
На базе разгонного блока Д (38 пусков в 1967-76 гг.) были созданы одиннадцать модификаций разгонных блоков, получившие общее наименование «КРБ типа ДМ».
Всего за период 1967-2006 гг. функционировало 293 КРБ типа Д и ДМ, причем только в 10 случаях полеты сопровождались отказами КРБ с потерей КА.
К настоящему времени в РКК «Энергия» имени С.П.Королева создаются и планируются к использованию (начиная с 2007 г.) две новые модификации КРБ: 11С861-03 и ДМ-SL-Б (последний - в рамках международной программы «Наземный старт»).

Курс - рост энергетики
Работы по созданию блока 11С861-03 с увеличенными запасами энергетики были начаты еще в 1995 г., но из-за недостаточного финансирования только сейчас завершено изготовление его первого летного образца.
В качестве горючего новый блок будет использовать недефицитный компонент РГ-1. Ввиду того, что ряд комплектующих на эксплуатируемых в настоящее время КРБ типа ДМ снимается с производства, в последней модификации разгонного блока - 11С861-03 внедрены:
•> новая система управления;
•> новые источники бортового электропитания - литиевые батареи;
•> многопараметрическая система управления маршевым двигателем вместо менее эффективной системы регулирования соотношения компонентов;
•> усовершенствованные рулевые машины для управления вектором тяги маршевого двигателя;
•> новая система бортовых измерений.

Работоспособность конструкции блока с топливными баками увеличенного объема подтверждена успешными наземными испытаниями на прочность, а все вновь вводимые системы прошли летную отработку в составе блоков ДМ-SL. Это позволяет гарантировать высокий уровень надежности КРБ 11С861-03 уже при первых запусках.

На 2007 год намечен пуск РН «Зенит-2SБ» с новой модификацией КРБ - ДМ-SL-Б со стартового комплекса на космодроме Байконур. Из-за географического положения этого космодрома (45.9°с.ш.) и существующих ограничений по зонам падения отработавших элементов конструкции ракеты-носителя масса космических аппаратов, выводимых на типовые ГПО, будет меньше, чем при пусках с плавучей стартовой платформы из района экватора. Поэтому были найдены дополнительные резервы для повышения энергетических характеристик КРБ. Конструкция блока дополнительно облегчена за счет исключения торового приборного отсека, который был на всех модификациях блоков типа ДМ с автономной системой управления. Аппаратуру системы управления на блоке разместили в герметичных контейнерах непосредственно на ферме блока. Реализация всех дополнительных мероприятий по КРБ и РН позволит при пусках с космодрома Байконур обеспечить выведение на ГСО аппарата массой до 1.6 тонны и на ГПО - 3.6 тонны.
Дополнительные меры повышения энергетических возможностей блоков ДМ-SL и ДМ-SL-Б оказались применимыми и для КРБ 11С861-03. С учетом этого намечено увеличить максимальную массу КА, выводимых на ГСО блоком 11С861-03 при пуске с РН «Протон-М», до 3.4 тонны.
В целом статистика успешно функционировавших в полете разгонных блоков Д и типа ДМ по состоянию на октябрь 2006 г. подтверждает, что КРБ этого типа остаются наиболее конкурентоспособными на рынке космических пусковых услуг, демонстрируя свою высокую надежность и непревзойденную точность выведения. Поэтому был закономерен выбор этого блока (модификация ДМЗ №23Л) для запуска первого казахского телекоммуникационного спутника «КазСат». Эта задача была успешно решена 18 июня 2006 г.
"Были когда-то и мы рысаками!!!"

Salo

В книге "Ракетно-космическая корпорация "Энергия" имени С.П.Королёва. На рубеже двух веков 1996-2001." стр.679:



Там же стр.684:



Там же стр.686:

"Были когда-то и мы рысаками!!!"