"Двина-ДМ"

Автор Dude, 28.06.2008 23:03:44

« назад - далее »

0 Пользователи и 1 гость просматривают эту тему.

Salo

Об испытаниях баков Блока ДМ-03 в АОЗТ Волжское конструкторское бюро РКК "Энергия" (г. Самара)
ЦитироватьРазработка, изготовление, испытания разгонного блока ДМ-03

Предприятием разработан, а на Красноярском машиностроительном заводе изготовлен первый образец модернизированного базового модуля для разгонного блока ДМ-03. данный космический аппарат позволит расширить номенклатуру полезных грузов, выводимых на геостационарную орбиту Земли.

Центром исследования прочности ЦНИИМАШ проведены испытания на прочность базового модуля блока ДМ-03. Испытаниям подвергались две сборки:
сборка 1 - бак окислителя и ферма его подвески как жесткий имитатор;
сборка 2 - бак горючего, ферма его подвески и рама двигательной установки.
сборки нагружались:
- избыточным циклическим внутренним давлением;
- местными внешними нагрузками и внутренними нагрузками в размере 90% от расчетных;
- внешними усилиями и избыточным внутренним давлением.
 
Результаты испытаний положительные. Сборки выдержали следующие нагрузки:

Бак окислителя с фермой блока ДМ-03 (сборка 1 перед нагружением)


сборка 1 - 105% от расчетных нагрузок;


сборка 2 - 110% от расчетных нагрузок
"Были когда-то и мы рысаками!!!"

frigate

Для сравнения:
"Селена, луна. Селенгинск, старинный город в Сибири: город лунных ракет." Владимир Набоков

SpaceR

Frigate, a расчет масс Вы самостоятельно сделали, по ф.Ц ?

Это я к тому, что в зависимости от тяговооруженности связки при старте с НОО меняется потребная ХС - см. табл. http://www.novosti-kosmonavtiki.ru/phpBB2/viewtopic.php?t=8432&start=19

frigate

ЦитироватьFrigate, a расчет масс Вы самостоятельно сделали, по ф.Ц ?

Это я к тому, что в зависимости от тяговооруженности связки при старте с НОО меняется потребная ХС - см. табл.
http://www.novosti-kosmonavtiki.ru/phpBB2/viewtopic.php?t=8432&start=19

Каким образом потребная ХС для выведения на лунную орбиту зависит от тяговооруженности связки РБ-ПН?

Потребная ХС может быть меньше (тогда увеличиваетя время полета по трассе Земля-Луна), либо больше (время полета по трассе Земля-Луна соответсвенно уменьшается).  

Потребная ХС 3100 м/с для TLI и ХС 4100 м/с для LLO приняты в расчетах для времени перелета 72 часа (стандартная схема перелета Земля-Луна по программе Аполлон и Зонд).

К сожалению я не понял ваш вопрос, особенно смущает ссылка на потребную ХС при выводе на ГСО.
"Селена, луна. Селенгинск, старинный город в Сибири: город лунных ракет." Владимир Набоков

Дмитрий В.

Цитировать
ЦитироватьFrigate, a расчет масс Вы самостоятельно сделали, по ф.Ц ?

Это я к тому, что в зависимости от тяговооруженности связки при старте с НОО меняется потребная ХС - см. табл.
http://www.novosti-kosmonavtiki.ru/phpBB2/viewtopic.php?t=8432&start=19

Каким образом потребная ХС для выведения на лунную орбиту зависит от тяговооруженности связки РБ-ПН?

Потребная ХС может быть меньше (тогда увеличиваетя время полета по трассе Земля-Луна), либо больше (время полета по трассе Земля-Луна соответсвенно уменьшается).  
Потребная ХС 3100 м/с для TLI и ХС 4100 м/с для LLO приняты в расчетах для времени перелета 72 часа (стандартная схема перелета Земля-Луна по программе Аполлон и Зонд).

К сожалению я не понял ваш вопрос, особенно смущает ссылка на потребную ХС при выводе на ГСО.
Потребная ХС, кроме параметров исходной и целевой орбит, зависит и от начальной тяговооруженности РБ, определяющей гравитацитонные потери. В идеальной схеме Гомана импульс скорости выдается мгновенно (бесконечно большая тяговооруженность соответствующая нулевым г.п.), в реальности АУТ имеют конечную длительность, зависящую, как раз, от тяговооруженности КРБ.
Lingua latina non penis canina
StarShip - аналоговнет!

frigate

Спасибо, Дмитрий В.

Ладно - если уж сравнивать яблоки с яблоками (а не апельсинами :D) придётся привести тяговооружённость для каждого РБ и для Аполлона для TLI, коррекции и LOI маневров.
"Селена, луна. Селенгинск, старинный город в Сибири: город лунных ракет." Владимир Набоков

SpaceR

Цитировать
ЦитироватьFrigate, a расчет масс Вы самостоятельно сделали, по ф.Ц ?

Это я к тому, что в зависимости от тяговооруженности связки при старте с НОО меняется потребная ХС - см. табл.
http://www.novosti-kosmonavtiki.ru/phpBB2/viewtopic.php?t=8432&start=19
Каким образом потребная ХС для выведения на лунную орбиту зависит от тяговооруженности связки РБ-ПН?
 . . .
К сожалению я не понял ваш вопрос, особенно смущает ссылка на потребную ХС при выводе на ГСО.
Дополняю ответ Дмитрия примером из ссылки на вывод на ГСО (то что Вы не поняли ;) )

В таблице Salo сравниваются РБ ДМ и "Бриз-М", у последнего тяговооруженность меньше почти в 5 раз (меньше тяга МД, но больше нач. масса). В этой же таблице указано, что ХС при выводе на ГСО у ДМ составляет 4861 м/с, а у Бриза-М 5160 м/с, т.е. на 301 м/с больше.
Поскольку почтивсе потери ХС происходят в перигее, логично предположить, что при разгоне до 3100 м/с (а не 2500 м/с, как для ГСО) потери в аналогичном случае будут ещё больше, и составят возможно ~370-380 м/с.
Само собой, у более тяговооруженных РБ потери будут меньше, но все же составляют ощутимую величину.

fagot

Однако энергиевцы были не согласны с ПН Бриза-М на ГСО в 3,2 т :) Хотя, конечно, данные довольно старые и ее могли увеличить.

SpaceR

ЦитироватьОднако энергиевцы были не согласны с ПН Бриза-М на ГСО в 3,2 т :) Хотя, конечно, данные довольно старые и ее могли увеличить.
У каждой конторы своя арифметика  :D

fagot

ЦитироватьУ каждой конторы своя арифметика :D
Энергиевцы, конечно, лица заинтересованные, и время выведения зачем-то на час увеличили. А Бриз-М вроде скоро должен полететь с максимальной ПН.

frigate

Цитировать
Цитировать
ЦитироватьFrigate, a расчет масс Вы самостоятельно сделали, по ф.Ц ?

Это я к тому, что в зависимости от тяговооруженности связки при старте с НОО меняется потребная ХС - см. табл.
http://www.novosti-kosmonavtiki.ru/phpBB2/viewtopic.php?t=8432&start=19

Каким образом потребная ХС для выведения на лунную орбиту зависит от тяговооруженности связки РБ-ПН?

Потребная ХС может быть меньше (тогда увеличиваетя время полета по трассе Земля-Луна), либо больше (время полета по трассе Земля-Луна соответсвенно уменьшается).  
Потребная ХС 3100 м/с для TLI и ХС 4100 м/с для LLO приняты в расчетах для времени перелета 72 часа (стандартная схема перелета Земля-Луна по программе Аполлон и Зонд).

К сожалению я не понял ваш вопрос, особенно смущает ссылка на потребную ХС при выводе на ГСО.
Потребная ХС, кроме параметров исходной и целевой орбит, зависит и от начальной тяговооруженности РБ, определяющей гравитацитонные потери. В идеальной схеме Гомана импульс скорости выдается мгновенно (бесконечно большая тяговооруженность соответствующая нулевым г.п.), в реальности АУТ имеют конечную длительность, зависящую, как раз, от тяговооруженности КРБ.

2 Дмитрий В.
Гравитационные потери ХС обусловлены конечным временем работы двигателя и обратно пропорциональны начальной тяговооружённости РБ (T/W).




NASA для TLI маневра рекомендует мин тяговооруженность T/W=0.4.  
А нет ли у вас этой картинки в виде формулы?
"Селена, луна. Селенгинск, старинный город в Сибири: город лунных ракет." Владимир Набоков

Дмитрий В.

Цитировать
Цитировать
Цитировать
ЦитироватьFrigate, a расчет масс Вы самостоятельно сделали, по ф.Ц ?

Это я к тому, что в зависимости от тяговооруженности связки при старте с НОО меняется потребная ХС - см. табл.
http://www.novosti-kosmonavtiki.ru/phpBB2/viewtopic.php?t=8432&start=19

Каким образом потребная ХС для выведения на лунную орбиту зависит от тяговооруженности связки РБ-ПН?

Потребная ХС может быть меньше (тогда увеличиваетя время полета по трассе Земля-Луна), либо больше (время полета по трассе Земля-Луна соответсвенно уменьшается).  
Потребная ХС 3100 м/с для TLI и ХС 4100 м/с для LLO приняты в расчетах для времени перелета 72 часа (стандартная схема перелета Земля-Луна по программе Аполлон и Зонд).

К сожалению я не понял ваш вопрос, особенно смущает ссылка на потребную ХС при выводе на ГСО.
Потребная ХС, кроме параметров исходной и целевой орбит, зависит и от начальной тяговооруженности РБ, определяющей гравитацитонные потери. В идеальной схеме Гомана импульс скорости выдается мгновенно (бесконечно большая тяговооруженность соответствующая нулевым г.п.), в реальности АУТ имеют конечную длительность, зависящую, как раз, от тяговооруженности КРБ.

2 Дмитрий В.
Гравитационные потери ХС обусловлены конечным временем работы двигателя и обратно пропорциональны начальной тяговооружённости РБ (T/W).

NASA для TLI маневра рекомендует мин тяговооруженность T/W=0.4.  
А нет ли у вас этой картинки в виде формулы?
Этот график получен, видимо, численным интегрированием траектории перелета. Поэтому точной аналитической формулы, надо понимать, нет. Но ее можно попробовать получить, например, воспользовавшись методом наименьших квадратов :wink:
Lingua latina non penis canina
StarShip - аналоговнет!

frigate

ЦитироватьЭтот график получен, видимо, численным интегрированием траектории перелета. Поэтому точной аналитической формулы, надо понимать, нет. Но ее можно попробовать получить, например, воспользовавшись методом наименьших квадратов

Ну вы и шутник :roll:  - метод наименьших квадратов позволит получить прямую, аппроксимирующую кривую, самое неприятное - для низкой тяговооружённости погрешность вычислений будет на порядок выше.
Ладно - прикину грав. потери по графику.
"Селена, луна. Селенгинск, старинный город в Сибири: город лунных ракет." Владимир Набоков

Дмитрий В.

Цитировать
ЦитироватьЭтот график получен, видимо, численным интегрированием траектории перелета. Поэтому точной аналитической формулы, надо понимать, нет. Но ее можно попробовать получить, например, воспользовавшись методом наименьших квадратов

Ну вы и шутник :roll:  - метод наименьших квадратов позволит получить прямую, аппроксимирующую кривую, самое неприятное - для низкой тяговооружённости погрешность вычислений будет на порядок выше.
Ладно - прикину грав. потери по графику.
Метод наименьших квадратов позволяет получить любую кривую, вид которой наперед задан (логарифмическая, степенная и т.п.). Попробуйте в экселе построить график и линию тренда на нем, выбрав, к примеру, степенную функцию.
Lingua latina non penis canina
StarShip - аналоговнет!

SpaceR

Цитировать
ЦитироватьЭтот график получен, видимо, численным интегрированием траектории перелета. Поэтому точной аналитической формулы, надо понимать, нет. Но ее можно попробовать получить, например, воспользовавшись методом наименьших квадратов

Ну вы и шутник :roll:  - метод наименьших квадратов позволит получить прямую, аппроксимирующую кривую, самое неприятное - для низкой тяговооружённости погрешность вычислений будет на порядок выше.
Ладно - прикину грав. потери по графику.
В ряде случаев (когда используются ЖРД и тяговооруженность не падает ниже 0,25-0,2 , а это почти все используемые и перспективные РБ) можно обойтись даже линейной аппроксимацией.

Что же расается малотяговых ДУ вроде ЭРД, то там и мат.модель нужна другая.
Мне встречался расчет перелета к Луне на ЭРД (не помню где, вероятно на форуме), в котором ХС составляла 8-8,5 км/с. Сравните с  3,1 для ЖРД ;).

frigate

Цитировать
Цитировать
ЦитироватьЭтот график получен, видимо, численным интегрированием траектории перелета. Поэтому точной аналитической формулы, надо понимать, нет. Но ее можно попробовать получить, например, воспользовавшись методом наименьших квадратов

Ну вы и шутник :roll:  - метод наименьших квадратов позволит получить прямую, аппроксимирующую кривую, самое неприятное - для низкой тяговооружённости погрешность вычислений будет на порядок выше.
Ладно - прикину грав. потери по графику.
Метод наименьших квадратов позволяет получить любую кривую, вид которой наперед задан (логарифмическая, степенная и т.п.). Попробуйте в экселе построить график и линию тренда на нем, выбрав, к примеру, степенную функцию.

Попробовал (спасибо, дорогой Минздрав - предупредил! (C) :wink: )


y - грав потери ХС (м/с),
x - тяговооружённость (T/W).
"Селена, луна. Селенгинск, старинный город в Сибири: город лунных ракет." Владимир Набоков

Туман Андромедов

ЦитироватьКак известно из
http://www.federalspace.ru/Docs/%D0%94%D0%B2%D0%B8%D0%BD%D0%B0-%D0%94%D0%9C.DOC

ОКР Двина-ДМ (PБ 11С861-03) должна была закончится летными испытаниями:

ЦитироватьПодготовка и запуск КА «Ямал-300» 10.2008 - 12.2008

Сейчас получается, что "Ямал-300" не полетит в 2008 и будет очень хорошо, если КА вообще будет готов к зиме 2009. Так, что будет с этой ОКР и новым РБ для "Протона"? Нужно ли предпологать, что 11С861-03 полетит с другим КА или его ЛИ тоже отложат на неизвестный срок?


Данная ОКР продлена на несколько лет.
11С861-03 №1Л полетит с "Ямал-300", когда тот будет готов.
Следующие РБ 11С861-03 будут отличатся от №1Л.
Как - см. документ по приведённой ссылке.

И ещё: для "Бриза-М" характерны так называемые "граф-потери" характеристической скорости: в силу малой тяговооружённости, двигатель работает по 1500 секунд за переход. Всё это время необходимо доворачивать направление вектора тяги до касательной к каждой мгновенной промежуточной орбите. В результате вектор тяги (скорости) ометает некоторую площадь. Эта площадь и есть "граф-потери".

SpaceR

Вообще-то в вышеприведенном графике эти потери должны быть учтены.

Причем, я подозреваю, что постоянный "доворот" вектора тяги как раз позволяет снизить гравитационные потери по сравнению со случаем, когда угол сохраняется постоянным.

Salo

http://www.zakupki.gov.ru/Tender/ViewPurchase.aspx?PurchaseId=746356
Цитировать2. Цель работы
Целью работы является модернизация разгонного блока типа «ДМ» для ракеты-носителя среднего и тяжёлого классов в части работ 2010 года.
ОКР должна выполняться с использованием научно-технического и производственного заделов, созданных в рамках ОКР «Двина-ДМ» в период 2001 – 2009 годов.
Информация по заделу предоставляется потенциальному участнику размещения заказа по его запросу.
3. Задачи на 2010 год
3.1 Монтаж и автономные испытания (АИ) наземного проверочно-пускового комплекса (НППК) СУ РБ 11С861-03 на стартовом комплексе (СК). Корректировка КД, ЭД и ПМО НППК СУ по результатам АИ.
3.2 Доработка наземных технологических комплексов системы измерений (НТК СИ) РБ 11С861-03 на контрольно-испытательной станции (КИС-416) и техническом комплексе (ТК):
выпуск ТЗ на доработку НТК СИ, корректировка КД и ЭД НТК СИ;
изготовление оборудования для дооснащения НТК СИ на КИС-416;
изготовление оборудования для комплектов ЗИП НТК СИ на ТК;
проведение монтажа и испытаний оборудования НТК СИ на ТК.
3.3 Корректировка КД, ЭД и ПМО СУ РБ 11С861-03 и контрольно-проверочной аппаратуры (КПА) СУ РБ 11С861-03 на КИС-416 и ТК в части реализации команды "Отбой" и сопряжения бортового цифрового вычислительного комплекса с наземным цифровым вычислительным комплексом. Проведение комплексных специальных отработочных испытаний (СОИ-К) КПА СУ.
3.4 Разработка и корректировка КД и ПМО универсальной мобильной (УМ) КПА СУ РБ 11С861-03 в обеспечение проверки КГЧ с РБ 11С861-03 на унифицированном техническом комплексе:
разработка КД на средства сопряжения УМ КПА СУ с КГЧ;
корректировка КД на УМ КПА СУ;
разработка и отработка ПМО самопроверки УМ КПА СУ и испытаний КГЧ.
3.5 Дооснащение комплексного стенда (КС) УМ КПА СУ РБ 11С861-03:
выпуск ТЗ на дооснащение КС УМ КПА СУ;
изготовление приборов для дооснащения  и их монтаж на КС УМ КПА СУ;
проведение испытаний  КС УМ КПА СУ.
3.6 Разработка ПМО для анализа телеметрической информации (ТМИ) РБ 11С861-03 в ходе его предстартовой подготовки. Корректировка ПМО полной послеполётной обработки ТМИ РБ и ЭД аппаратно-программного комплекса сбора и обработки телеметрической информации (АПК СО ТМИ) для обеспечения анализа работы бортовых систем РБ в полёте. Проведение отработки ПМО на АПК СО ТМИ.
3.7 Доработка специального программного обеспечения (СПО) оперативной обработки ТМИ РБ 11С861-03 единого центра управления полётом (ЕЦУП) РБ:
выпуск ТЗ на доработку СПО;
корректировка ПМО в части обработки информации аппаратуры спутниковой навигации (АСН) и формирования баллистических форматов (БФ) по информации АСН и СУ РБ;
проведение комплексной проверки СПО на средствах ЕЦУП РБ.
3.8 Доработка баллистико-навигационного обеспечения (БНО) баллистических центров и ЕЦУП в обеспечение пусков РБ 11С861-03:
выпуск ИД и ТЗ на доработку БНО;
доработка БНО в части алгоритмов расчёта движения центра масс РБ в полёте;
разработка алгоритмов расчёта движения РБ с учётом данных, получаемых с АСН;
проведение автономных и комплексных испытаний БНО.
3.9 Разработка программно-методической и отчётной документации для проведения лётных испытаний РБ 11С861-03 первого этапа модернизации в соответствии с Положением РК-98-КТ и программой лётных испытаний.
3.10 Проведение доработки РБ 11С861-03 № 1Л в обеспечение проведения приёмо-сдаточных (ПСИ) и лётных испытаний в соответствии с Решением от 23.03.2010 № АП-28:
корректировка КД на РБ;
изготовление бортовой кабельной сети (БКС) СУ РБ и системы бортовых измерений РБ, магистралей ЖСОТР;
доработка и испытания СУ РБ на комплексном стенде;
проведение ПСИ РБ.
3.11 Выпуск эскизного проекта многофункционального двигателя для РБ 11С861-03. Разработка ТЗ и исходных данных на создание составных частей многофункционального двигателя.
3.12 Разработка дополнения к ТТЗ № К-694 в части уточнения требований к РБ 11С861-03 с многофункциональным двигателем. Выпуск эскизного проекта РБ 11С861-03 второго этапа с многофункциональным двигателем.
3.13 Изготовление составных частей для дооснащения комплексного стенда СУ РБ 11С861-03:
изготовление приборов двух контрольно-измерительных комплексов;
изготовление радиотелеметрической системы БИТС-Б (без высокочастотной части);
изготовление комплекта наземных средств приёма ТМИ для БИТС-Б (без высокочастотной части);

4. Требования
4.1. Тактико-технические требования
Тактико-технические требования должны соответствовать ТТЗ № К-694 и дополнениям к нему (предоставляются потенциальному участнику размещения заказа по его запросу в установленном порядке).
4.1.1 НППК СУ РБ должен обеспечивать проведение самопроверки, проверки сопряжения с НППК СУ РН, проверки функционирования в составе оборудования СК, проведение предстартовой подготовки РБ и пуска его в составе РКН.
4.1.2 После доработки НТК СИ должны обеспечивать электрические проверки с РБ 11С861-03 в части дублированного приёма и регистрации ТМИ по высокочастотному и низкочастотному трактам.
4.1.3 Откорректированное ПМО СУ РБ и КПА СУ РБ должны обеспечивать реализацию защитных операций СУ РБ, циклограмм проверочных включений СУ РБ, смежных систем и агрегатов РБ, комплексных испытаний РБ и запись исходного состояния РБ по данным ТМИ РБ.
4.1.4 Комплексный стенд УМ КПА СУ РБ после дооснащения должен позволять отрабатывать режимы проверки КГЧ с РБ 11С861-03.
4.1.5 После доработки ПМО УМ КПА СУ РБ должно обеспечивать проведение самопроверки УМ КПА СУ РБ и испытания КГЧ с РБ в объёме защитных операций с проверкой пиросредств для отделения ГО и КА, проверки выдачи команд (временных меток) в КА и записи исходного состояния РБ по данным ТМИ РБ.
4.1.6 ПМО АПК СО ТМИ должно обеспечивать обработку и автоматизированную оценку ТМИ РБ 11С861-03 в ходе его предстартовой подготовки в соответствии с методикой обработки ТМИ, заданием на обработку ТМИ в объёме, определенном инструкциями на оценки ТМИ.
ПМО АПК СО ТМИ РБ 11С861-03 для предстартовой подготовки и ПМО полной послеполётной обработки ТМИ РБ 11С861-03 должны обеспечивать обработку ТМИ РБ 11С861-03 в полном объёме программы измерений и с точностью не хуже 5% (в абсолютных единицах измерения).
4.1.7 СПО обработки ТМИ РБ в ЕЦУП РБ должно позволять обрабатывать ТМИ РБ с представлением результатов обработки на мониторах и в задокументированном виде для проведения оперативного анализа функционирования бортовых систем, включая АСН, РБ в полёте, а также формировать из телеметрических параметров АСН и СУ баллистические форматы для выдачи их в баллистические центры с целью расчёта орбит и оценки точности выведения КА.
4.1.8 БНО баллистических центров и ЕЦУП должно обеспечивать расчёт движения как центра масс РБ, так и относительно центра масс РБ в соответствии с ТЗ на БНО.
4.1.9 Программно-методическая и отчётная документация для проведения лётных испытаний РБ должна соответствовать требованиям Положения РК-98-КТ и ГОСТ РВ15.203-2001.
4.1.10 Доработанный РБ 11С861-03 № 1Л после приёмо-сдаточных испытаний должен соответствовать требованиям ТТЗ № К-694 с дополнением № 1 и обеспечивать выведение блока КА системы ГЛОНАСС в рамках выполнения программы лётных испытаний РБ.
4.1.11 Эскизный проект многофункционального двигателя РБ 11С861-03 должен быть разработан в соответствии с требованиями Положения РК-98-КТ и ГОСТ РВ15.203-2001.
4.1.12 Эскизный проект РБ с многофункциональным двигателем должен быть разработан в соответствии с требованиями Положения РК-98-КТ и ГОСТ РВ15.203-2001.
4.1.13 Изготовление бортовых приборов и систем для комплексного стенда СУ РБ (БИТЦ-Б) должно осуществляться в соответствии с Положением РК-98-КТ и требованиями ЕСКД, ЕСТД, ЕСПД. Изготовление технологических приборов для комплексного стенда осуществлять в соответствии с документацией Главного конструктора и требованиями Положения РК-98-КТ.
"Были когда-то и мы рысаками!!!"

Salo

Цитировать
ЦитироватьЭто означает, что мартовский и августовский пуски будут выполняться с использованием старых ДМ-2. А затем, начиная с ноябрьского пуска, не менее пяти раз будет применяться новая модификация разгонного блока (в числе новшеств на нем будет новая СУ на базе БЦВМ "Бисер-6"), который, скорее всего, не получит нового названия и продолжит обозначаться ДМ-2
А в документах на тендер на http://www.zakupki.gov.ru/Tender/ViewPurchase.aspx?PurchaseId=746356 указывается, что это все-таки будет ДМ-03: "4.1.10 Доработанный РБ 11С861-03 № 1Л после приёмо-сдаточных испытаний должен соответствовать требованиям ТТЗ № К-694 с дополнением № 1 и обеспечивать выведение блока КА системы ГЛОНАСС в рамках выполнения программы лётных испытаний РБ"
Цитировать2010
10 ноября – три Космоса (три Глонасса-М) – Протон-М/ДМ-03 – Байконур 81/24 (или 30 октября)

2011
25 сентября – три Космоса (три Глонасса-М) – Протон-М/ДМ-03 – Байконур
"Были когда-то и мы рысаками!!!"