Луна 4-8

Автор X, 19.08.2004 22:29:07

« назад - далее »

0 Пользователи и 1 гость просматривают эту тему.

X

В мире полно фоток удачных станций. А не столь удачные канули в Лету. А ведь их тоже снималм в апфас и профиль. Где взять фото хоть "Лун-4-8"?. Конечно, они близнецы "Луны-9", но всё ж... А "Луна-4" отличалась наверняка.

Старый

ЦитироватьВ мире полно фоток удачных станций. А не столь удачные канули в Лету. А ведь их тоже снималм в апфас и профиль. Где взять фото хоть "Лун-4-8"?. Конечно, они близнецы "Луны-9", но всё ж... А "Луна-4" отличалась наверняка.
Хоооороший вопрос! Я б тоже с интересом узнал на него ответ. Просто зло берёт - вполне может оказаться что этих снимков больше не существует - уничтожили с очередной порцией секретной макулатуры.
 Циркулировали слухи, что сама "лунная станция" - посадочный аппарат с телефотометром - появилась только начиная с Луны-7. А до того был грузомакет. Интересно узнать, правда ди это.
1. Ангара - единственная в мире новая РН которая хуже старой (с) Старый Ламер
2. Назначение Роскосмоса - не летать в космос а выкачивать из бюджета деньги
3. У Маска ракета длиннее и толще чем у Роскосмоса
4. Чем мрачнее реальность тем ярче бред (с) Старый Ламер

X

Цитировать
ЦитироватьВ мире полно фоток удачных станций. А не столь удачные канули в Лету. А ведь их тоже снималм в апфас и профиль. Где взять фото хоть "Лун-4-8"?. Конечно, они близнецы "Луны-9", но всё ж... А "Луна-4" отличалась наверняка.
Хоооороший вопрос! Я б тоже с интересом узнал на него ответ. Просто зло берёт - вполне может оказаться что этих снимков больше не существует - уничтожили с очередной порцией секретной макулатуры.
 Циркулировали слухи, что сама "лунная станция" - посадочный аппарат с телефотометром - появилась только начиная с Луны-7. А до того был грузомакет. Интересно узнать, правда ди это.


nepepbI/\ Becb  UHTEPHET - Hu4ero  o6  eToM  HeT... :wink:

Bart Hendrickx

hlynin-s писал :

ЦитироватьГде взять фото хоть "Лун-4-8"?. Конечно, они близнецы "Луны-9", но всё ж... А "Луна-4" отличалась наверняка.

Советую прочитать главу «Автоматическая станция для первой посадки на Луну» в книге «Творческое наследие С.П. Королева» (стр. 515-519). Это подробное техническое описание АЛС Е-6, написанное Королевым в 1964 г., т.е. когда летали только первые версии станции. Но вполне возможно, что Королев в этом документе описал станцию в ее запланированном виде, а не как она летала в 1963-1964 гг.  В этой же книге есть рисунок станции Е-6 и заметно, что теплоизоляция вокруг посадочной станции имеет немного другую форму, чем у Луны-9 и 13.

Кстати, о некоторых изменениях, которые вносили в станции в 1963-1965 гг. пишет Борис Черток в третьем томе своих воспоминаний.

В отличие от предыдущих станций, АЛС Луна-9 и Луна-13 изготовили  в КБ Бабакина (обозначение Е-6М).  В эти станции были внесены как минимум два изменения :

- после аварийной посадки «Луны-8» была изменена последовательность     предпосадочных операций, в частности наддув амортизирующих баллонов решили производить после запуска КТДУ. В результате пневмосистему для наполнения амортизаторов пришлось переместить с одного из отделяемых отсеков на отсек системы управления (т.к. отделяемые отсеки сбрасывались перед запуском КТДУ). Это хорошо видно, когда сравниваешь рисунок Е-6 в книге «Творческие наследие С.П. Королева» с рисунками станции Луна-9.

- на «Луне-9» была установлена новая камера, разработанная в НИИ-885 (Рязанский) под руководством Арнольда Селиванова. На предыдущих аппаратах была установлена камера «Волга», разработанная в НИИ-380 (Росселевич, Брацлавец). Когда программа была передана из ОКБ-1 в КБ Бабакина, то НИИ-380 по инициативе самого Росселевича прекратил дальнейшие работы по ТВ-системе «Волга», поскольку НИИ-380 был очень загружен другими работами.

Старый

Цитировать- после аварийной посадки «Луны-8» была изменена последовательность     предпосадочных операций, в частности наддув амортизирующих баллонов решили производить после запуска КТДУ. В результате пневмосистему для наполнения амортизаторов пришлось переместить с одного из отделяемых отсеков на отсек системы управления (т.к. отделяемые отсеки сбрасывались перед запуском КТДУ). Это хорошо видно, когда сравниваешь рисунок Е-6 в книге «Творческие наследие С.П. Королева» с рисунками станции Луна-9.
Барт, а откуда эти данные? Дело в том, что в советские времена публиковалась версия (не помню где), что аварии Луны-7 и 8 были связаны с колебаниями амортизационной оболочки. Писали что при наполнении оболочки Луны-7 возникли колебания, ориентация нарушилась и автоматика заблокировала включение ТДУ. Первоначально в причине не разобрались, решили что оболочка прохудилась зацепившись об антенну и истекающий газ нарушил ориентацию. Антенну перенесли на другое место, но на Луне-8 всё повторилось. Тогда поняли что это колебания и перенесли наполнение баллонов на период работы ТДУ. Мощные рулевые сопла двигателя долждны были успешно бороться с колебаниями, не то что слабенькие газореактивные сопла системы астроориентаци. И тогда уже всё получилось. Такова была версия озвученая в советской литературе (источник не помню)
 Но теперь Черток озвучил совершенно другую версию. Что на Луне-7 нарушение ориентации произошло из за ошибки в конструкции датчиков (слишком маленькое поле зрения). А на Луне-8 по причине разрыва оболочки при наполнении из-за ошибки женщины-укладчицы в процессе изготовления. То есть вроде как момент наполнения был не при чём и поэтому переносить момент наполнения на период работы двигателя вроде было и ни к чему.
 Опять же Черток пишет что на Луне-6 был отработан процесс наполнения оболочки (когда стало ясно что на Луну она всё равно не попадёт).
 Таким образом получается, что переноса времени наполнения а стало быть и переноса баллона не было. Оболочка наполнялась ещё до включения ТДУ и сброса отсеков.
 С другой стороны на единственном (?) опубликованом изображении Луны-9 не заметно баллонов на корпусе станции. Все баллоны находятся на сбрасываемом отсеке радиолокатора.
 В "Творческом наследии" имеется интересная вещь. В тексте написано что баллон наполнения оболочки находится на отсеке астроориентации, а на схеме он показан на отсеке радиолокатора. Баллон на отсеке астроориентации на схеме тоже есть, но его назначение не указано.  
 То есть по местонахождению баллона в "Наследии" приведены взаимоисключающие сведения, следовательно одно из них не верно. В то же время на опубликованой фотографии Луны-9 видно, что на отсеке радиолокатора установлено как минимум три баллона - два больших на верхней плоскости и один поменьше на боковой. Из этого можно предположить, что один из баллонов был перенесён с отсека астронавигации на отсек радиолокации. Хорошо видно также что детали отсеков на схеме в "Наследии" и на фотографии Луны-9 значительно отличаются. Можно предположить, что в процессе доработки станции отсек радиолокатора был облегчен (или отсек астроориентации утяжелён) и для сохранения балансировки баллон мог быть перенесён с одного отсека на другой.
 Всё это я пишу на бегу по памяти поэтому нужно перепроверить.
 Нет ли у вас, Барт, ещё каких-нибудь фотографий Луны-9 кроме общеизвестной официальной?
1. Ангара - единственная в мире новая РН которая хуже старой (с) Старый Ламер
2. Назначение Роскосмоса - не летать в космос а выкачивать из бюджета деньги
3. У Маска ракета длиннее и толще чем у Роскосмоса
4. Чем мрачнее реальность тем ярче бред (с) Старый Ламер

Bart Hendrickx

Старый писал :

Цитироватьа откуда эти данные

О том, что на «бабакинских» станциях Е-6М наддув амортизаторов решили производить после запуска КТДУ писали ветераны НПО Лавочкин А.Н. Банкетов и В.С. Паншин в «Трудах XXIV чтений посвященных разработке научного наследия и развитию идей К.Э. Циолковского» (Калуга, 1991). Косвенно это подтверждается и в статье о посадке «Луны-9» в «Правде» от 6 февраля 1966 г. :

Цитировать«На высоте около 75 километров от поверхности Луны, за 48 секунд до посадки, по команде радиовысотометра была включена тормозная двигательная установка. Перед включением двигателя были отделены 2 отсека с аппаратурой, не используемой на участке посадки. Во время работы двигателя система амортизации была подготовлена к прилунению....».

Из этого я сам сделал вывод, что пневмосистему для амортизаторов пришлось перенести с одного из отделяемых отсеков на отсек управления. У меня есть один рисунок «Луны-9» (опубликованный в журнале «Техника молодежи»), на котором видна какая-то фарообразная конструкция на отсеке управления (ее нет на схеме в «Наследии», по крайней мере не на том же месте). На данной схеме отсек радиолокации находится слева и отсек астроориентации справа, а «фара» установлена на отсеке управления рядом с отсеком астроориентации. Она видна и на макете Е-6 в музее космонавтики в Калуге. Признаться сказать, у меня нет доказательств, что это пневмосистема для амортизаторов. Может быть, это что-то другое.


Старый писал :

ЦитироватьТаким образом получается, что переноса времени наполнения а стало быть и переноса баллона не было. Оболочка наполнялась ещё до включения ТДУ и сброса отсеков.

Может быть, вы правы. Перечитал рассказ о полетах «Луны-8» и «Луны-9» в книге «Г.Н. Бабакин : жизнь и деятельность» и кажется, что на Луне-9 микродвигатели на отсеке астроориентации еще работали когда наполнялись амортизирующие баллоны. Судите сами :

О «Луне-8»

ЦитироватьГашение ударной перегрузки обеспечивалось защитными надувными мешками в виде двух полусфер, опоясывающих автоматическую станцию. Оставался всего один заключительный этап. Но на нем нас подстерегала неприятность. Во время наддува защитных мешков давления подавалось одновременно в два мешка с T-образных насадок для обнуления результирующей реактивной силы – однако возмущающие моменты превзошли располагаемые, которые создавались газовыми микродвигателями с тягой 20 г, работающими на режиме – один импульс тяги длительностью 0,05 секунд в секунду и в результате астроориентир – Земля - «вышла» из поля зрения земного датчика. Последующий анализ ситуации показал, что причиной возмущающего паразитного момента была разность вязких трений при движении струй воздуха по стенкам защитных мешков за счет неполной идентичности внутренних форм при раскрытии защитных мешков. В результате опорная система координат была отклонена примерно на 6 градусов. Система управления восприняла опорную систему координат, как должную, и развернула космический аппарат по заложенным предварительно уставкам.

Ось тяги двигателя оказалась отклоненной от вектора скорости траектории подлета, произошло неполное торможение и  в расчетную точку 265-250 метров космический аппарат пришел не с нулевыми конечными условиями – скорость в заданной точке не равнялась нулю. По циклограмме произошло отделение автоматической лунной станции. В момент отделения автоматической станции по программе передатчик отключился, чтобы перегрузки при посадке не привели к короткому замыканию запитанных цепей.

Включиться передатчик должен был автоматически через 5 минут, а полет автоматической лунной станции до встречи с Луной мог продолжаться 10-12 секунд ... Все ждали появления сигнала, хотя и понимали, что ждать нечего – перегрузки при встрече с поверхностью во много раз должны были превосходить расчетные... Пять минут превратилось в вечность. Сигнал не появился...

О «Луне-9»

ЦитироватьНа Луне-9 для увеличения располагаемого момента на этапе наддува защитных баллонов был введен так называемый блок прецизионного режима, обеспечивающий работу газовых сопел в непрерывном режиме. Но это связано с большим расходом рабочего тела, запаса которого теоретически могло не хватить для выполнения заключительных операций. Группа управления, имея за плечами опыт Луны-8 и учитывая показания датчиков давления в шарбаллонах системы исполнительных органов, доказывала Георгию Николаевичу [Бабакину], что запас рабочего тела достаточен. Но главный конструктор не соглашался. Автору, начальнику группы управления, предложено было держать палец «на пульсе» - на кнопке командного пульта, чтобы в момент нарастающего воздействия включить блок прецизионного режима для перевода работы рулевых сопел со скважного режима в непрерывный.

Да, легко давать указания, но, как правило, трудно их реализовать. А в данном случае практически и невозможно. Запаздывание радиосигнала по линии туда и обратно, время на анализ динамики и доклад в группу управления, время на выдачу радиокоманды в сумме составило бы 15-20 секунд – и вновь возможен был бы сбой ориентации. Поэтому, не возражая дальше Георгию Николаевичу, сделали вид о полном с ним согласии. И все же команда на включение непрерывного режима работы рулевых сопел была выдана на борт и исполнилась четко перед началом операции наддува защитных баллонов, - и этап этот был завершен успешно. Конечно, Георгий Николаевич заметил неподчинение его воле – его взгляд сказал о многом.....

Система управления восприняла опорную систему координат, развернула космический аппарат в заданную ориентацию и включила радиовысотомер. Луна-9 проходит отметку высоты 74,885 км, на которой запускается тормозная двигательная установка....»

Кстати, в статье «25 лет Луноходу-1» в НК 23/1995 Константин Лантратов пишет, что начиная с Луны-9 наддув амортизирующих баллонов стали производить как раз до запуска КТДУ, но источник не указан.

Старый писал :

ЦитироватьВ то же время на опубликованой фотографии Луны-9 видно, что на отсеке радиолокатора установлено как минимум три баллона - два больших на верхней плоскости и один поменьше на боковой.

В «РКК Энергия 1946-1996» на стр. 146 есть схема Е-6, которая очень похожа на схему в «Наследии» (только вид с противоположной стороны). Есть и вид сверху и там виден один баллон на отсеке астроориентации и четыре баллона на отсеке радиолокации...

Kot

ЦитироватьТакова была версия озвученая в советской литературе (источник не помню)
Точно есть в книге "Кратеры Бабакина" М.Борисова.

Старый

ЦитироватьО том, что на «бабакинских» станциях Е-6М наддув амортизаторов решили производить после запуска КТДУ писали ветераны НПО
Ага. Тогда возможно Черток мог просто не знать, что сделали уже после передачи станции из Энергии в НПОЛ.
ЦитироватьУ меня есть один рисунок «Луны-9» (опубликованный в журнале «Техника молодежи»), на котором видна какая-то фарообразная конструкция на отсеке управления (ее нет на схеме в «Наследии», по крайней мере не на том же месте).
Вы не могли бы выложить этот рисунок? Это точно не один из двух округлых выступов на приборном отсеке?
 И, кстати, интерсно, рисунков получается много, а фотография всего одна? То есть прада ли что официальная фотография в Ежегоднике БСЭ и Красной энциклопедии это единственная имеющаяся фотография реальной станции?
ЦитироватьОна видна и на макете Е-6 в музее космонавтики в Калуге. Признаться сказать, у меня нет доказательств, что это пневмосистема для амортизаторов. Может быть, это что-то другое.
А вы не видели этот макет лично или хороший снимок? Если это баллон то должен быть трубопровод от него к посадочному аппарату.
ЦитироватьСтарый писал :
ЦитироватьТаким образом получается, что переноса времени наполнения а стало быть и переноса баллона не было. Оболочка наполнялась ещё до включения ТДУ и сброса отсеков.
Может быть, вы правы. Перечитал рассказ о полетах «Луны-8» и «Луны-9» в книге «Г.Н. Бабакин : жизнь и деятельность» и кажется, что на Луне-9 микродвигатели на отсеке астроориентации еще работали когда наполнялись амортизирующие баллоны.  
В литературе советских времён ничего не поймёшь. Часто её редактировали по единственному принципу: "чтобы враг не догадался".
 Я строил свои соображения на воспоминаниях Чертока. Но возможно бабакинцы на всякий случай без существенных оснований перенесли время наполнения баллонов и Черток об этом уже не знал. А режим работы сопел тоже увеличили на всякий случай.  
ЦитироватьСудите сами :
О «Луне-8»
ЦитироватьВо время наддува защитных мешков давления подавалось одновременно в два мешка с T-образных насадок для обнуления результирующей реактивной силы – однако возмущающие моменты превзошли располагаемые, которые создавались газовыми микродвигателями с тягой 20 г, работающими на режиме – один импульс тяги длительностью 0,05 секунд в секунду и в результате астроориентир – Земля - «вышла» из поля зрения земного датчика. Последующий анализ ситуации показал, что причиной возмущающего паразитного момента была разность вязких трений при движении струй воздуха по стенкам защитных мешков за счет неполной идентичности внутренних форм при раскрытии защитных мешков. В результате опорная система координат была отклонена примерно на 6 градусов. Система управления восприняла опорную систему координат, как должную, и развернула космический аппарат по заложенным предварительно уставкам.
Ось тяги двигателя оказалась отклоненной от вектора скорости траектории подлета, произошло неполное торможение и  в расчетную точку 265-250 метров космический аппарат пришел не с нулевыми конечными условиями – скорость в заданной точке не равнялась нулю.
А вот тут уже можно судить и осудить. :) Черток был фактически ведущим конструктором этой станции, лично руководил полётом и вряд ли мог чтото перепутать. Никаких бредней о "вязком трении" в его воспоминаниях нет. Причиной аварии он однозначно называет разрушение кронштейна о который и порвалась оболочка. Процесс его разрушения и разрыва оболочки был воспроизведён на стенде.
 Черток пишет:
Цитировать "Мозжорин повторно получил команду Устинова подготовить справку о надежности и качестве, которая давала бы возможность расправиться не только с Чертоком, но и с самим Королевым. В самом деле, что же это за система контроля качества, если ошибка работницы, не знающей о том, куда и зачем идет этот стеклотекстолитовый материал, может привести к таким последствиям? И что же это за конструкция, если случайно сломавшийся кронштейн рвет резину и создает возмущающий момент, закручивающий такой объект?"
Вполне резонно предположить, что для смягчения порки "для верхов" придумали версию о "вязком трении". Познание неведомого мол, всякое могло случится, трудно предусмотреть.
 Насколько я понимаю перепускание газа внутри станции никаким образом не могло повлиять на её ориентацию, если только газ не крутился внутри как гироскоп
 Далее такой момент в цитированном вами тексте  
Цитировать:"В результате опорная система координат была отклонена примерно на 6 градусов."  

На мой взгляд это полнейшая чушь. Опорная система координат строится астрономическими датчиками а затем поддерживается гироскопами (гиростабилизированной платформой?). Она никак не должна была и не могла уйти под действием возмущающего момента. Она для того и служит чтобы поддерживать заданную ориентацию и возвращать к ней корпус если он под действием какихто возмущений случайно отклонится.
 И наконец:
Цитировать"Ось тяги двигателя оказалась отклоненной от вектора скорости траектории подлета, произошло неполное торможение и  в расчетную точку 265-250 метров космический аппарат пришел не с нулевыми конечными условиями – скорость в заданной точке не равнялась нулю."
По данным Чертока двигатель в расчётной точке вообще не включился. Затем значительно позже произошло его включение всего на 9 сек вместо 42-х. То есть фактическая картина не имеет ничего общего с описаной в цитированном источнике.
 Таким образом получается, что цитированное место из книги "Бабакин" - враньё от начала до конца. И ему нет доверия ни в чём. Таким образом достоверность исходящих от НПОЛ опубликованных данных по этому вопросу под сомнением. Кстати, когда была издана эта книга? В советское время?

 После всего этого рассказы о том как автор вопреки указанию гл. конструктора давил пальцем кнопку, переводя сопла из скважного режима в непрерывный, выглядят скорее сказкой.
 Вот к примеру как мило:
Цитировать "Система управления восприняла опорную систему координат, развернула космический аппарат в заданную ориентацию и включила радиовысотомер. Луна-9 проходит отметку высоты 74,885 км, на которой запускается тормозная двигательная установка...."
Высота в 75 км измерена с точностью в 5 метров! Как тут не поверить столь скрупулёзно точному автору ;)
 Может быть для вас, Барт, это будет неожиданным, но к советским источникам нужно подходить очень критически. Тогда ничего не публиковалось просто так. Всегда нужно иметь в виду кто когда и скакой целью это опубликовал.
ЦитироватьКстати, в статье «25 лет Луноходу-1» в НК 23/1995 Константин Лантратов пишет, что начиная с Луны-9 наддув амортизирующих баллонов стали производить как раз до запуска КТДУ, но источник не указан.
Ага! Кстати, здесь Костя тоже озвучивает "официальную версию":
Цитировать"Это происходило из-за слишком больших возмущений, вызванных наддувом амортизирующих баллонов лунной станции одновременно с работой ТДУ (! :) )".
Насчёт того, когда надувались баллооны я думаю он добросовестно перепутал с точностью до наоборот когда переписывал то, что ему рассказали. :)
 
ЦитироватьВ «РКК Энергия 1946-1996» на стр. 146 есть схема Е-6, которая очень похожа на схему в «Наследии» (только вид с противоположной стороны). Есть и вид сверху и там виден один баллон на отсеке астроориентации и четыре баллона на отсеке радиолокации...
Посмотрел. Действительно есть. Интересно, а почему тогда в "Наследии" нет маленьких баллонов с боков отсека астроориентации? Пойду схожу в гараж, принесу "Наследие", буду сличать. :)
 Барт, я хочу повторно спросить, не имеете ли вы фотографий Луны-9 кроме единственной официально опубликованной?
1. Ангара - единственная в мире новая РН которая хуже старой (с) Старый Ламер
2. Назначение Роскосмоса - не летать в космос а выкачивать из бюджета деньги
3. У Маска ракета длиннее и толще чем у Роскосмоса
4. Чем мрачнее реальность тем ярче бред (с) Старый Ламер

Pavel

Несмотря на то, что о снимках станции спрашивал человек который упорно забывает сделать то о чем я его очень долго просил, и что он обещал сделать через неделю (Белацерковский и т д).
Так вот ради Барта Хендриксона и Сергея Хлынина решил выложить несколько снимков Е-6, вдруг они их не видели.

Это нарезка из официальных и полуофициальных фильмов по Е-6.
Конечно, главным образом говориться про Луну-9 но скорей всего в части фильмов аппараты предыдущих серий.

На этих трех снимках возможно станции изготовленные еще в ОКБ Королева.

ДУ
http://ido.kemsu.ru/space/foto/e6n3.jpg
Установка станции на опоры
http://ido.kemsu.ru/space/foto/e6n4.jpg
Какая та часть Е-6 (хотя черт его знает) но понять какая сложно. Где-то рядом с радиолокатором.
http://ido.kemsu.ru/space/foto/e6n5.jpg

Далее возможно уже Луна-9
Установка начинки в алсик
http://ido.kemsu.ru/space/foto/e6n1.jpg
То же с другого ракурса.
http://ido.kemsu.ru/space/foto/e6n6.jpg
Если информация Барта о ТВ системах Е-6 верна то это точно Луна-9
http://ido.kemsu.ru/space/foto/e6n2.jpg

Монтаж алсика на космической станции
http://ido.kemsu.ru/space/foto/e6n7.jpg
http://ido.kemsu.ru/space/foto/e6n8.jpg
Здесь алсик до стыковки
http://ido.kemsu.ru/space/foto/e6n9.jpg

ЦитироватьЧерток был фактически ведущим конструктором этой станции, лично руководил полётом и вряд ли мог чтото перепутать
Фигушки. Ведущим конструктором был Палло. Жаль что нет его мемуаров.

Bart Hendrickx

Старый писал:

ЦитироватьВы не могли бы выложить этот рисунок? Это точно не один из двух округлых выступов на приборном отсеке?

Нет, мне кажется, что-то другое. К сожалению, сканера у меня нет.

Старый писал:
ЦитироватьА вы не видели этот макет лично или хороший снимок? Если это баллон то должен быть трубопровод от него к посадочному аппарату.

Видел лично и фотографию делал, но не могу сказать, баллон ли это или нет.

Старый писал
ЦитироватьВ литературе советских времён ничего не поймёшь. Часто её редактировали по единственному принципу: "чтобы враг не догадался". Я строил свои соображения на воспоминаниях Чертока
...Таким образом получается, что цитированное место из книги "Бабакин" - враньё от начала до конца. И ему нет доверия ни в чём. Таким образом достоверность исходящих от НПОЛ опубликованных данных по этому вопросу под сомнением. Кстати, когда была издана эта книга? В советское время?

Нет, в 1996 году, поэтому я и решил цитировать эти фрагменты. Правда, в этой книге много очевидных ошибок. Ясно, что она написана по памяти, а не на базе архивных материалов. И украшение истории - это явление не только советских времен.  

Кстати, при всем уважении к Чертоку, к его мемуарам тоже иногда нужно относиться со скептицизмом. Я слышал, что после выхода своих книг он получил достаточно много замечаний от своих коллег-ветеранов. Черток сделал необходимые поправки и они будут включены в английский перевод его мемуаров, над которым сейчас работают в США. Первый том должен выйти в ближайшем будущем. Английский перевод Черток считает окончательной версией своих мемуаров. Можно только надеяться, что эта версия когда-н. появится и на русском.

Старый писал:
ЦитироватьБарт, я хочу повторно спросить, не имеете ли вы фотографий Луны-9 кроме единственной официально опубликованной?

К сожалению, нет.

Павел, большое спасибо за картинки, но мне кажется, они вопрос о размещении баллонов для амортизаторов не решат.

Pavel

Цитироватьно мне кажется, они вопрос о размещении баллонов для амортизаторов не решат.
По крайней мере частично могут прояснить вопрос.
Я разабрался с №5, это отсек радиотехнической аппаратуры (сначала меня смутили его габариты и расположение)
Вот его снимок со стороны радилокатора.
http://ido.kemsu.ru/space/foto/e6n10.jpg
Видны два баллона с газом (один виден хорошо, второй пометил крестиком :) )
"Мечный" баллон виден и на №5 слева. Справа №5 хорошо виден один из "больших" баллонов.
На этих снимках показывается станция явно первых серий. Достаточно посмотреть как выглядит экран ТДУ. Уже в "наследии" он "вафельный". Из этого можно сделать вывод что этот баллон был на радиотхническом отсеке с самого начала.
Также можно заметить что радиолокатор имеет вид неколько другой чем в "наследии".

Потом, я покадрово просмотрел кусочек из которого взял №7 и на последних кадрах "поймал" таки баллоны. Хорошо виден 1 баллон, рядом видно пятно, может еще один. Справа виден кусочек круга, думаю еще один баллон, но с таким же успехом это может быть чья-то макушка :).
Но если все-таки первое то это не Луна-9. Думаю Луна-8.
http://ido.kemsu.ru/space/foto/e6n11.jpg

Кстати, кто что думает про разьемы которые видны на алсике? № 11 и №8.
Пока все что придумал, что это клапаны для выпуска азота после посадки. Но мне почему-то казалось что должны быть поменьше.

Да,Барт Хендрикс. Вы все-время выкладываете кусочки из книги "Г.Н. Бабакин : жизнь и деятельность" у вас она в электроном варианте?

Bart Hendrickx

Pavel писал:

ЦитироватьВот его снимок со стороны радилокатора.
http://ido.kemsu.ru/space/foto/e6n10.jpg
...Но если все-таки первое то это не Луна-9. Думаю Луна-8.
http://ido.kemsu.ru/space/foto/e6n11.jpg

Павел, ссылки у меня почему-то не работают.

Pavel писал:
ЦитироватьДа,Барт Хендрикс. Вы все-время выкладываете кусочки из книги "Г.Н. Бабакин : жизнь и деятельность" у вас она в электроном варианте?

Нет, у меня есть только сама книга. Нашел ее, если память не изменяет, лет 8 назад в книжном магазине на Соколе. С тех пор нигде не видел. Тираж всего 300 экземпляров.

Pavel

ЦитироватьПавел, ссылки у меня почему-то не работают.

Попробуйте сейчас. Там где это храниться сейчас сервера меняют так что могут быть эксцессы.
ЦитироватьНет, у меня есть только сама книга. Нашел ее, если память не изменяет, лет 8 назад в книжном магазине на Соколе. С тех пор нигде не видел. Тираж всего 300 экземпляров.
300 экземпляров. Печально :(

Старый

Сравнил картинки в "Энергии" и "Наследии". Действительно баллонов 4 и рисунки практически 1 к 1.

ЦитироватьНет, мне кажется, что-то другое. К сожалению, сканера у меня нет.
......
Видел лично и фотографию делал, но не могу сказать, баллон ли это или нет.
Посмотрите внимательно в "Наследии" с 577. с правой стороны из отсека управления выступает фарообразный выступ частично заходя за баллон на отсеке ориентации. На официальной фотографии этот выступ виден с левой стороны отсека управления. Это не оно?
 Обратите внимание в "Наследии" - от баллона на отсеке ориентации идёт трубопровод к АЛС.  На фашей фотографии такой трубопровод от "фары" есть?
ЦитироватьНет, в 1996 году, поэтому я и решил цитировать эти фрагменты. Правда, в этой книге много очевидных ошибок. Ясно, что она написана по памяти, а не на базе архивных материалов.
1996 - это другое дело. По крайней мере в умышленной дезинформации можно не подозревать.
 Я когда анализирую мемуары обращаю внимание кто и о чём пишет. Если пишет непосредственный участник событий о себе, то это одно, а если ведётся как бы отвлечённый рассказ о событиях - это другое. Если бы человек рассказывал как он лично выявлял "вязкое трение" его словам было бы больше доверия.
 Если же излагаемые события слишком явно противоречат не только общеизвестным фактам и представлениям но и законам физики то это настораживает и дискредитирует источник.
ЦитироватьИ украшение истории - это явление не только советских времен.
Украшением истории в обеих странах занимались в основном политико-пропагандистские структуры. Правда в СССР любая литература о космосе проходила через эти структуры, что накладывало на неё отпечаток. В американской литературе обычно было видно носит она пропагандисткий или технический характер.
 Однако в рассматриваемых здесь источниках вряд ли мы можем заподозрить стремление украсить историю.
 Кстати, мне кажется, что попытки советской пропаганды для оправдания провалов придумать "версии-оправдания" принесли скорее обратный результат, так как выставляют конструкторов некими недоумками не учитывающими элементарных вещей.
 Однако это вряд ли относится к рассматриваемым намисточникам.
ЦитироватьКстати, при всем уважении к Чертоку, к его мемуарам тоже иногда нужно относиться со скептицизмом. Я слышал, что после выхода своих книг он получил достаточно много замечаний от своих коллег-ветеранов. Черток сделал необходимые поправки и они будут включены в английский перевод его мемуаров, над которым сейчас работают в США. Первый том должен выйти в ближайшем будущем. Английский перевод Черток считает окончательной версией своих мемуаров. Можно только надеяться, что эта версия когда-н. появится и на русском.
Насколько я понимаю у Чертока могут быть неточности, но сомневаюсь что он мог перепутать картину событий в целом, тем более событий участником которых был лично. Опасаюсь что Чертока обвинили в непатриотичности, очернительстве и теперь он "пригладит" свои воспоминания.
 Кстати, мне показалось что он умалчивает о событиях связанных с выбором схемы Н-1.
ЦитироватьК сожалению, нет.
Можно ли тогда считать, что официальная фотография - единственная опубликованная фотография Луны-9?

 В целом что касается темы о времени наддува, то очевидно цитированный вами источник из книги "Бабакин" недостоверен и не может служить основанием для вывода о наддуве до включения ТДУ. Вопрос остаётся открытым. Хотя оснований для переноса времени наддува не выявлено, но бабакинцы могли сделать это на всякий случай. Надо искать дальше.
 Можно например отметить, что на официальной фотографии Луны-10 на отсеке радиолокатора (бывшего :) ) всё равно 4 баллона. Значит можно предположить что они не связаны с наддувом амотизаторов. Но может быть баллон оставлен для балансировки, снизу отсека торчит какойто стержень который может быть массоинерциальным макетом радиовысотомера, если поставили его то могли оставить и баллон.
1. Ангара - единственная в мире новая РН которая хуже старой (с) Старый Ламер
2. Назначение Роскосмоса - не летать в космос а выкачивать из бюджета деньги
3. У Маска ракета длиннее и толще чем у Роскосмоса
4. Чем мрачнее реальность тем ярче бред (с) Старый Ламер

X

Очень интересное последнее фото с лунным аппаратом. На боку видна часть белой окружности. Во многих местах я видел рисунок Луны с коническим выступом на ненаддутом чехле лунного аппарата. Но на выставочных макетах в музеях и на фотографиях Луны-9 такого выступа нет. По моим данным в этом коническом выступе находилась система наддува у аппаратов до Луны-8. Всвязи с изменением порядка наддува систему перенесли с лунного аппарата, и начиная с Луны-9 выступ исчез.

Старый

А меня удивило какой маленький АЛСик. Я его представлял больше. Куда ж там впихнули 100 килограмм?
1. Ангара - единственная в мире новая РН которая хуже старой (с) Старый Ламер
2. Назначение Роскосмоса - не летать в космос а выкачивать из бюджета деньги
3. У Маска ракета длиннее и толще чем у Роскосмоса
4. Чем мрачнее реальность тем ярче бред (с) Старый Ламер

X

Ну, уж железия и чугуния у нас всегда хватало. На хорошее дело не жалко. :D

fagot

Старый, вроде на отсеке управления на официальной фотографии выступ находится справа, или я что-то напутал? Вы не знаете, что это такое?
Что касается фотографий, то у меня есть фотография Луны-9 с противоположной стороны, чем на официальной, но это скорее всего макет.
Барт, а в каком номере Техники-молодежи находится рисунок Луны-9?

Старый

ЦитироватьСтарый, вроде на отсеке управления на официальной фотографии выступ находится справа, или я что-то напутал? Вы не знаете, что это такое?
Этих выступов два и они находятся под углом 120 град друг к другу. Что интересно - на схемах в Наследии и Энергии они находятся зеркально по отношнию к тому что на фотографии. То есть бабакинцы очевидно их развернули.
 В авиационных гироплатформах в таких выступах обычно находятся узлы подвеса гироплатформы. Но они не бывают по 120 град. Очевидно здесь в них какаято аппаратура отвека управления.
ЦитироватьЧто касается фотографий, то у меня есть фотография Луны-9 с противоположной стороны, чем на официальной, но это скорее всего макет.?
А там не видно "фары" или чегото похожего?
1. Ангара - единственная в мире новая РН которая хуже старой (с) Старый Ламер
2. Назначение Роскосмоса - не летать в космос а выкачивать из бюджета деньги
3. У Маска ракета длиннее и толще чем у Роскосмоса
4. Чем мрачнее реальность тем ярче бред (с) Старый Ламер

Старый

Барт, а что в книге "Бабакин" пишут про Луну-15?
1. Ангара - единственная в мире новая РН которая хуже старой (с) Старый Ламер
2. Назначение Роскосмоса - не летать в космос а выкачивать из бюджета деньги
3. У Маска ракета длиннее и толще чем у Роскосмоса
4. Чем мрачнее реальность тем ярче бред (с) Старый Ламер