ППТС утверждена

Автор Олигарх, 20.04.2008 19:51:00

« назад - далее »

0 Пользователи и 1 гость просматривают эту тему.

Бродяга

ЦитироватьА кто сказал, что там не будет системы стабилизации?
Правильно, не так давно "спиртовой пепелац", который делала группа инженеров, участвовавших в создании DC-X, премило взлетел вертикально и сел. Правда, он не гасил 100 м/с. :)

 Можно сделать мощную и быстродействующую систему управления, только до сих пор на СА "Союза" используют двигатели с тягой в килограммы, чем и объясняется частая посадка в режиме БС — система управления примитивная и дохлая. :)

 Совершенная система управления это большой объём отработки, а парашюты не требуют таких усилий непонятно зачем приложенных. :)

 Единственное, что может дать посадка на РДТТ — меньший снос от ветра и более высокую точность посадки.
 Но для этого можно просто вводить парашют на километре, если уж мы готовы ставить высокоточную систему управления.
[color=#000000:7a9ea26d56]"В тот день, когда задрожат стерегущие дом, и согнутся мужи силы; и перестанут молоть мелющие, потому что их немного осталось; и помрачатся смотрящие в окно;"[/color]

sychbird

ЦитироватьА кто сказал, что там не будет системы стабилизации?
И двигателей гашения горизонтальных составляющих скорости. И какой смысл гасить все 100 м/с разом. Садись куда придется без выбора, что ли. На РДТТ можно и как турболет летать в принципе. Я не утверждаю, что это необходимо, но возможность имеется. Есть РДТТ длительного горения при том же запасе характеристической скорости.
Ответил со свойственной ему свирепостью (хотя и не преступая ни на дюйм границ учтивости). (C)  :)

Tiger

Из художественной литературы (С. Лем, "Ананке"):

ЦитироватьНужен был маневр дьявольский, запрещенный всеми правилами и постановлениями, вообще выходящий за рамки космонавигации, - удержать махину в сто тысяч тонн весом; ведь требовалось сначала погасить скорость ее падения, чтобы она вслед за тем снова могла взвиться вверх.

Пиркс увидел в ракурсе бок исполинского цилиндра. Ракета потеряла вертикальное положение. Она кренилась. Начала было невероятно медленно выпрямляться, но ее качнуло в другую сторону, как гигантский маятник; новый обратный крен корпуса был уже больше. При столь малой скорости потеря равновесия с такой амплитудой была неодолима.

Лишь теперь дошел до Пиркса крик главного контролера:

- "Ариэль"! "Ариэль"! Что вы делаете?! Что у вас творится?!

Как много может произойти за долю секунды!

Пиркс у параллельного, незанятого пульта во всю глотку кричал в микрофон:

- Клайн!! На ручную!! Переходи на ручную, к посадке!! На ручную!!

Только в этот момент накрыл их протяжный немолкнущий гром. Только теперь донеслась до них звуковая волна! Как недолго все длилось!

Стоящие у окон закричали в один голос. Контролеры оторвались от пультов.

"Ариэль" падал, кувыркаясь, как камень, и качающиеся полосы кормового огня вслепую рассекали атмосферу; корабль вращался, безжизненный, будто труп, словно кто-то швырнул эту гигантскую башню с неба вниз, на грязно-бурые дюны пустыни. Все стояли как вкопанные в жутком глухом молчании, потому что ничего уже нельзя было сделать; громкоговоритель невнятно хрипел, бормотал, слышались отголоски то ли отдаленной суматохи, то ли гула океана, и неизвестно, были ли там человеческие голоса, - все сливалось в сплошной хаос. А белый, словно облитым сиянием, невероятно длинный цилиндр все быстрее мчался вниз. Казалось, что он угодит прямо в диспетчерскую. Кто-то рядом с Пирксом охнул. Все инстинктивно съежились.

Корабль наискось ударился об одну из невысоких оград вокруг щита, разломился надвое и, с какой-то странной медлительностью разламываясь дальше, раскидывая осколки во все стороны, зарылся в песок. Мгновенно взвилась туча высотой с десятиэтажный дом, в ней что-то загремело, зарокотало, брызнуло огненными струями, над гривистой завесой взметнувшегося песка вынырнул все еще ослепительно белый нос корабля, оторвался от корпуса, пролетел несколько сот метров; потом все почувствовали мощные удары - один, другой, третий; почва колыхалась от этих ударов, как при землетрясении. Все здание качнулось, подалось вверх и снова опало, словно лодка на волне. Потом в адском грохоте дробящегося металла все закрыла бронзово-черная стена дыма и пыли.

 :?
(350838) = 2002 EH163 = 2011 UN192

Бродяга

Цитировать
ЦитироватьА кто сказал, что там не будет системы стабилизации?
И двигателей гашения горизонтальных составляющих скорости. И какой смысл гасить все 100 м/с разом.
Ага, загасить 50 м/с, потом опять разогнаться до 100 м/с... ;) :D
ЦитироватьСадись куда придется без выбора, что ли. На РДТТ можно и как турболет летать в принципе. Я не утверждаю, что это необходимо, но возможность имеется. Есть РДТТ длительного горения при том же запасе характеристической скорости.
А "дровишки почём"? ;)
 Парашютная система ~6-8% от массы СА, для СА "Союза", если грубо принять его массу в момент посадки на парашюте за 2500 кг это 200 кг. :)

 РДТТ нужно 100 кг только рабочего для гашения 100 м/с тела при УИ 2500 м/с. Смело накидывайте 100% на прочую ерунду учитывая то, что это не ракета, он в СА находится. :)
 Если просто загасить скорость, то масса соизмерима, а если вы "по полям хилять" вися на РДТТ собрались...
 Тогда готовьте массу топлива. :D
[color=#000000:7a9ea26d56]"В тот день, когда задрожат стерегущие дом, и согнутся мужи силы; и перестанут молоть мелющие, потому что их немного осталось; и помрачатся смотрящие в окно;"[/color]

Бродяга

Единственный возможный вариант, поставить все РДТТ на нижней части СА так, чтобы тяга заведомо смотрела в центр масс СА.
 Это нас спасает, что называется, от "собственной дурости", но не спасает от случайного возмущения движения СА, а если сказать точнее, то расположение РДТТ так, что тяга смотрит в центр масс спасает от вращения под действием тяги РДТТ, но при разбалансе тяги он будет спокойно так, без вращения, ускоряться вбок. :)

 Недавно показывали испытания капсулы "Ориона", все видели, как она кувыркалась. :)

 Фактически система управления СА садящегося на РДТТ будет аналогична системе управления ракетой при полёте в режиме статической неустойчивости.
[color=#000000:7a9ea26d56]"В тот день, когда задрожат стерегущие дом, и согнутся мужи силы; и перестанут молоть мелющие, потому что их немного осталось; и помрачатся смотрящие в окно;"[/color]

Лютич

ЦитироватьПо этой причине ничего садящегося на РДТТ нет. :)

Грузовые безпарашютные десантные платформы, видимо, не в счет. Или их в вашем совершенном мирке в вашей голове не существует?
Смотреть телевизор и читать газеты - моя работа.

Lerm

Цитировать
ЦитироватьПо этой причине ничего садящегося на РДТТ нет. :)

Грузовые безпарашютные десантные платформы, видимо, не в счет. Или их в вашем совершенном мирке в вашей голове не существует?

А можно ли привести ссылку на описание таких платформ? Что-то я ничего найти не могу...  :(

ronatu

Цитировать
ЦитироватьПо этой причине ничего садящегося на РДТТ нет. :)

Грузовые безпарашютные десантные платформы, видимо, не в счет. ...

Correction:

Ничего садящегося ТОЛЬКО на РДТТ нет :P  :P
Когда жизнь экзаменует - первыми сдают нервы.

Ну-и-ну

Не вдаваясь в полезность посадки на РДТТ применительно к ПК, на месте военных я бы такую штучку хотел - от околозвуковой скорости за 7-9 секунд опа - и на земле стоим, без всяких парашютов. Если там БМД вместо ПК сверху приделан - это ж какие милые горизонты открываются - просто НФ какая-то.

Бродяга

Цитировать
ЦитироватьПо этой причине ничего садящегося на РДТТ нет. :)
Грузовые безпарашютные десантные платформы, видимо, не в счет. Или их в вашем совершенном мирке в вашей голове не существует?
Серьёзно?
 Есть десантные платформы, которые садятся БЕЗ ПАРАШЮТА? :shock:

 Можно поподробнее? :)
[color=#000000:7a9ea26d56]"В тот день, когда задрожат стерегущие дом, и согнутся мужи силы; и перестанут молоть мелющие, потому что их немного осталось; и помрачатся смотрящие в окно;"[/color]

Бродяга

ЦитироватьНе вдаваясь в полезность посадки на РДТТ применительно к ПК, на месте военных я бы такую штучку хотел - от околозвуковой скорости за 7-9 секунд опа - и на земле стоим, без всяких парашютов. Если там БМД вместо ПК сверху приделан - это ж какие милые горизонты открываются - просто НФ какая-то.
"Околозвуковая скорость" это ~300 м/с? ;)

 Перегрузка будет небольшая, вполне 3,5g—4,5g, проблема в другом, "точно попасть в поверхность". :)
[color=#000000:7a9ea26d56]"В тот день, когда задрожат стерегущие дом, и согнутся мужи силы; и перестанут молоть мелющие, потому что их немного осталось; и помрачатся смотрящие в окно;"[/color]

Бродяга

Вот, кое-что есть о беспарашютных десантных системах — http://desantura.ru/content/articles/index.php?article=1800
ЦитироватьТеоретические расчеты показали, что грузы, допускающие большие перегрузки, порядка 1500 крат (т.е. силу удара в 1500 раз превышающую вес груза) можно приземлять со скоростями до 70м/с, т.е. без парашюта и амортизаторов, полагая, что необходимый ход амортизации в 15-20см при этой силе удара обеспечит грунт (снег, земля) и поглощение энергии самим грузом за счёт внутреннего трения, упругих и остаточных, но допускаемых деформаций и т.д.
:D
[color=#000000:7a9ea26d56]"В тот день, когда задрожат стерегущие дом, и согнутся мужи силы; и перестанут молоть мелющие, потому что их немного осталось; и помрачатся смотрящие в окно;"[/color]

Вадим Семенов

ЦитироватьЕдинственный возможный вариант, поставить все РДТТ на нижней части СА так, чтобы тяга заведомо смотрела в центр масс СА.
 Это нас спасает, что называется, от "собственной дурости", но не спасает от случайного возмущения движения СА, а если сказать точнее, то расположение РДТТ так, что тяга смотрит в центр масс спасает от вращения под действием тяги РДТТ, но при разбалансе тяги он будет спокойно так, без вращения, ускоряться вбок. :)
Cудя по картинкам (продолговатым прорезям под выхлоп РДТТ внизу СА) они будут поворачиваться в радиальной плоскости. Сответственно, можно компенсировать и вращающий момент и контролировать саму тягу, точнее ее проекцию на вертикальное направление. Путем одновременного разворота противолежащих двигателей в стороны. В принципе, это дает сколь угодно мягкую управляемую посадку.
Гипотеза о боге дает ни с чем не сравнимую возможность абсолютно все понять, абсолютно ничего не узнавая.
А. и Б. Стругацкие "Пикник на обочине".

Reader

А в случае полного отказа РН - для каждой секунды есть районы для осуществления сколь угодно мягкой управляемой посадки?. Посмотрите на трассу...

Вадим Семенов

ЦитироватьС Луной сравнения неуместны - там совсем другие скорости и ускорения, посадка Аполлонов проводилась на ЖРД с низкой орбиты, при этом вся операция начиналась с включения этого ЖРД. А здесь будем иметь натуральное Тарзан-шоу, если эти РДТТ не сработают, или сработают не вовремя, то... :evil:
Что, все сразу? Там их вроде бы 12 штук. Если один не сработает, то посадка будет более жесткая но экипаж, скорее всего, останется жив.
Гипотеза о боге дает ни с чем не сравнимую возможность абсолютно все понять, абсолютно ничего не узнавая.
А. и Б. Стругацкие "Пикник на обочине".

Вадим Семенов

ЦитироватьИМХО полный дебилизм - в начале отказаться от достаточно продвинутых схем прохождения атмосферы и посадки (крылья, несущий корпус, наконец...), свести всё к примитивной капсуле, а потом пытаться обвесить эту капсулу какими-то мёртвыми и давно отвергнутыми девайсами типа посадки на РДТТ и топлива на кислороде. И всё это для того, чтоб в итоге и их отвергнуть, и сделать за мегаденьги тот же Союз, только на 6 чел.
ИМХО бред. :(
"Продвинутость" крылатого способа, мягко говоря, неочевидна. Это скорее вопрос личных пристрастий, нежли объективных фактов. Но могу согласится, что корабль на 6 человек в принципе, не нужен, проще было бы Союз перевести на современную электронику. Единственное больное место у Союза -- посадка. Ситуация, когда в результате приземления получают травмы и неделями лечатся в больнице неприемлима. Единственная реальная цель -- сделать действительно мягкую посадку. Если путем модернизации Союза этого достичь невозможно, то тогда на самом деле необходим новый корабль. В качестве дополнительного бонуса мягкой посадки появляется возможность использовать СА многократно.
Гипотеза о боге дает ни с чем не сравнимую возможность абсолютно все понять, абсолютно ничего не узнавая.
А. и Б. Стругацкие "Пикник на обочине".

Бродяга

ЦитироватьCудя по картинкам (продолговатым прорезям под выхлоп РДТТ внизу СА) они будут поворачиваться в радиальной плоскости. Сответственно, можно компенсировать и вращающий момент и контролировать саму тягу, точнее ее проекцию на вертикальное направление. Путем одновременного разворота противолежащих двигателей в стороны. В принципе, это дает сколь угодно мягкую управляемую посадку.
Продолговатые прорези, скорее всего, нужны по той причине, что двигатели действительно расположены так, чтобы смотреть в центр масс капсулы.
 А этот самый центр масс у СА "Союза" находится на высоте ~40% от нижней поверхности СА, по этой причине РДТТ расположены "криво". :)

 Относительно поворота сопел...
 ИМХО это САМОЕ ПЛОХОЕ РЕШЕНИЕ В ДАННОМ СЛУЧАЕ. :D
 Значительно удобнее как-то управлять тягой РДТТ, например, вдувать в РДТТ кислород или что-то подобное. :)
 Если я не ошибаюсь, такая система стоит на третьей ступени "Трайдента".
[color=#000000:7a9ea26d56]"В тот день, когда задрожат стерегущие дом, и согнутся мужи силы; и перестанут молоть мелющие, потому что их немного осталось; и помрачатся смотрящие в окно;"[/color]

Дмитрий В.

Цитировать
ЦитироватьCудя по картинкам (продолговатым прорезям под выхлоп РДТТ внизу СА) они будут поворачиваться в радиальной плоскости. Сответственно, можно компенсировать и вращающий момент и контролировать саму тягу, точнее ее проекцию на вертикальное направление. Путем одновременного разворота противолежащих двигателей в стороны. В принципе, это дает сколь угодно мягкую управляемую посадку.
Продолговатые прорези, скорее всего, нужны по той причине, что двигатели действительно расположены так, чтобы смотреть в центр масс капсулы.
 А этот самый центр масс у СА "Союза" находится на высоте ~40% от нижней поверхности СА, по этой причине РДТТ расположены "криво". :)

 Относительно поворота сопел...
 ИМХО это САМОЕ ПЛОХОЕ РЕШЕНИЕ В ДАННОМ СЛУЧАЕ. :D
 Значительно удобнее как-то управлять тягой РДТТ, например, вдувать в РДТТ кислород или что-то подобное. :)
 Если я не ошибаюсь, такая система стоит на третьей ступени "Трайдента".

РДТТ могут поворачиваться на приличный угол (до 45 град). Учитывая, что РДТТ целых 12 шт. за счет их отклонения можно реализовать достаточно широкий диапазон управляющих и стабилизирующих моментов и сил. А вдув газа (который не может обеспечить указанные углы отклонения вектора тяги) приведет только к потере тяги и УИ, а значит, и к увеличению массы.
Lingua latina non penis canina
StarShip - аналоговнет!

Бродяга

Цитировать"Продвинутость" крылатого способа, мягко говоря, неочевидна. Это скорее вопрос личных пристрастий, нежли объективных фактов.
Ну как вам сказать. ;)
 Зацените посадку Шаттла. :D
 Разумеется, процесс торможения в атмосфере к "собственно посадке" не относится, во время торможения крылья это просто "поверхность с теплозащитой". :)
ЦитироватьНо могу согласится, что корабль на 6 человек в принципе, не нужен, проще было бы Союз перевести на современную электронику. Единственное больное место у Союза -- посадка. Ситуация, когда в результате приземления получают травмы и неделями лечатся в больнице неприемлима.
И кто это после посадки на "Союзе" неделями лечился? Я что-то не в курсе, прошу прощения." :D
ЦитироватьЕдинственная реальная цель -- сделать действительно мягкую посадку. Если путем модернизации Союза этого достичь невозможно, то тогда на самом деле необходим новый корабль. В качестве дополнительного бонуса мягкой посадки появляется возможность использовать СА многократно.
СА "Союза" для мягкой посадки модернизировать проще некуда. :)
 Поставить между теплозащитным щитом и днищем капсулы неупругие надувные сминаемые демпферы, коробчатые конструкции, которые будут разрушаться при посадке.
 Такие же демпферы можно поставить сбоку СА для гашения сильного бокового удара.
 Если эти разрушаемые демпфирующие элементы будут иметь толщину ~40 см, то ДМП будет не нужен. :)
[color=#000000:7a9ea26d56]"В тот день, когда задрожат стерегущие дом, и согнутся мужи силы; и перестанут молоть мелющие, потому что их немного осталось; и помрачатся смотрящие в окно;"[/color]

Вадим Семенов

ЦитироватьПродолговатые прорези, скорее всего, нужны по той причине, что двигатели действительно расположены так, чтобы смотреть в центр масс капсулы.
Для чего они нужны никто из причастных к проектированию не сообщил. Вполне возможно, что именно для возможности управления вектором тяги в процессе посадки. Но это, конечно, только предположение.

ЦитироватьЗначительно удобнее как-то управлять тягой РДТТ, например, вдувать в РДТТ кислород или что-то подобное.
Если управление вектором тяги уже есть, то это вряд ли будет удобнее, т.к. нужна отдельная система хранения/подачи кислорода и лишний вес. Но могу согласиться, что управление величиной тяги неподвижных двигателей вполне может быть альтернативой повороту оных.
Гипотеза о боге дает ни с чем не сравнимую возможность абсолютно все понять, абсолютно ничего не узнавая.
А. и Б. Стругацкие "Пикник на обочине".