Носители легкого класса: технический облик

Автор Дмитрий В., 29.03.2008 17:45:51

« назад - далее »

0 Пользователи и 1 гость просматривают эту тему.

Петр Зайцев

ЦитироватьКстати говоря, у Атласа была ведь эта уникальная технология Convair по наддутым бакам, а как, интересно, с их массовым совершенством у такой РН?
Считается, что очень хорошо было с массовым совершенством. Но у них тогда не совсем одноступ был, ведь двигатель сбрасывался. Вообще Ак. Глушко сгубил тут все дело, похоже. Для одноступа нужен не только высокий УИ, но и отличная тяга на килограм массы двигателя. Кажется кто-то клялся, что с НК-33 можно "почти" сделать одноступ, пользуясь баками Фалькона. Проблема только в том, что одноступ без многоразовости не имеет никакого смысла, а тогда нужно воротить что-то совсем чудовищное, типа сколковских композитных баков. Непонятно зачем мы вообще это обсуждаем в контексте ракет легкого класса. Стоимость легкого одноступа не отобъется просто никогда.

Дмитрий В.

ЦитироватьТогда уж уточнять "Атлас-1". А то их много разных было.

Кстати говоря, у Атласа была ведь эта уникальная технология Convair по наддутым бакам, а как, интересно, с их массовым совершенством у такой РН?
А то как-то сомнительно выглядит заявленная сухая масса в 4,65 т (после отделения ХО).  :roll:

Что-то мне подсказывает, что массу ДУ с ХО надо плюсовать, а не вычитать :roll:
Lingua latina non penis canina
StarShip - аналоговнет!

Дмитрий В.

ЦитироватьПроблема только в том, что одноступ без многоразовости не имеет никакого смысла, а тогда нужно воротить что-то совсем чудовищное, типа сколковских композитных баков. Непонятно зачем мы вообще это обсуждаем в контексте ракет легкого класса. Стоимость легкого одноступа не отобъется просто никогда.

Почему же? Одноступ проще и обладает рядом преимуществ даже в одноразовом исполнении.
Lingua latina non penis canina
StarShip - аналоговнет!

Bell

Цитировать"Ангара-1.0". Вторая ступень отсутствует. :)
А почему не Союз-0? :) Там как раз рулевой двигатель есть.
Иногда мне кажется что мы черти, которые штурмуют небеса (с) фон Браун
А гвоздички-то были круглые (с) Брестская крепость

Дмитрий В.

Цитировать
Цитировать"Ангара-1.0". Вторая ступень отсутствует. :)
А почему не Союз-0? :) Там как раз рулевой двигатель есть.

Тут интересен "рулевик" с УИ 337 с. Что-то похожее на РД-8
Lingua latina non penis canina
StarShip - аналоговнет!

Bell

Я вот подумал, что рулевик - это "второй двигатель". А следовательно, если сравнивать с легкой двухступенчатой РН, то выходит фактически то же самое, но больше и дороже. Маршевый двигатель - 210 тс вместо 90 ст, причем сравнивать по цене РД-191 и РД-118 как-то даже неприлично. Двигатель второй ступени - фактически одинаковый, при том, что с РД-58 можно не 337 сек, а все 350+ получить, что вполне компенсирует потерю УИ на маршевом. Топлива вдвое больше, железа баков и пр. тоже вдвое больше, следовательно требуется более серьезный старт. Система разделения ступней/отсеков так или иначе есть в любом случае. СУ можно поставить на вторую ступень и она будет единой.
Ну и нахрена это одноступенчатое чудо нужно, в результате-то?...
Иногда мне кажется что мы черти, которые штурмуют небеса (с) фон Браун
А гвоздички-то были круглые (с) Брестская крепость

Salo

#1766
По поводу стоимости пусковых услуг ракет лёгкого класса:
http://spacenews.com/launch/012312-vega-expected-price-competitive-with-russian-rockets.html
ЦитироватьMon, 23 January, 2012

Vega Expected to be Price-competitive With Russian Rockets
By Peter B. de Selding

KOUROU, French Guiana — Europe's Vega small-satellite launcher, whose inaugural flight is scheduled for mid-February, will be sold commercially for about 32 million euros ($42 million) per launch — a price that can compete with converted Russian ballistic missiles, Vega officials said Jan. 23.

In briefings at Europe's Guiana Space Center spaceport here on the northeast coast of South America, where Vega is nearing the end of nine years of development, program managers said the rocket's competitive position is even better than it was at the start of development.

"Our belief is that we can charge up to 20 percent more per launch than our biggest competitors and still win business because of the value we provide at the space center here and with Arianespace," said Francesco De Pasquale, managing director of ELV SpA, the Italian company that is Vega's prime contractor.

"What we are saying is that we can now deliver the vehicle for 25 million euros to Arianespace," De Pasquale said in an interview on the eve of Vega's final tests before flight approval.

"Arianespace's marketing and service costs will add about 7 million to that figure, which gets us to 32 million euros. This is assuming that we launch only two Vega flights per year. If we can increase the flight rate to four per year — and we believe the market demand will be there — then our price per vehicle can drop to 22 million euros. We assume a corresponding price drop fr om Arianespace," De Pasquale said.

Avio's space division in Colleferro, Italy, owns 70 percent of ELV. The Italian Space Agency owns the remaining 30 percent.

Vega was first proposed to the European Space Agency (ESA) in the late 1990s but development did not begin until early 2003. The vehicle is designed to carry a 1,500-kilogram satellite into a 700-kilometer orbit, a performance that gives it a ready-made market in Europe for launching Earth observation satellites.

Vega faced initial opposition within ESA and was approved only after the Vega industrial team offered specific commercial price targets.

In Vega's early development years, the entry into the market of Russian and Ukrainian converted ballistic missiles caused Vega backers to worry that the original commercial price point of 21 million euros per launch would not be low enough.

These concerns were heightened when the Russian Rockot vehicle entered the market as part of a Russian-German collaboration. The Germany connection, as a major shareholder in the Eurockot Launch Services GmbH company of Bremen, Germany, gave Rockot access to the ESA market.

The Russian-Ukrainian Dnepr vehicle, while not having a European market entry ticket, nonetheless attracted European and other government customers with prices that, as recently as several years ago, were considered unmatchable by Vega.

A wave of inflation in Russia has driven up the prices of both rockets "radically" in recent years, according to Antonio Fabrizi, head of the launcher division for the 19-nation ESA. Fabrizi said a recent ESA decision to assign Vega the launch of two European Sentinel Earth observation satellites was only made after a competition with Rockot. "We believe in competition in the sector," Fabrizi said.


Other vehicles that at one point might have competed directly with Vega have been sidelined by their owners, or hampered by development issues or launch delays.

A Ukrainian-Brazilian project to launch Ukraine's Cyclone rocket from Brazil's Alcantara launch base has seen multiple delays, with a first launch now planned for sometime in 2013. It is not clear how quickly the vehicle will be available commercially.

Space Exploration Technologies (SpaceX) of Hawthorne, Calif., has set aside development of its Falcon 1 rocket while it concentrates on qualifying the larger Falcon 9.

India's PLSV vehicle has a full manifest with Indian government launches and also has lingering issues with the U.S. technology-export regulations, known as ITAR — International Traffic in Arms Regulations — that have made it difficult for owners of satellites with U.S. parts to use the rocket. Even stricter U.S. satellite export prohibitions have lim ited the Chinese Long March rocket's market access.

Assuming Vega's inaugural flight occurs on schedule and is successful, the rocket has five more ESA-funded launches scheduled. It is during this period that ELV and the other Vega contractors are supposed to hone their practices so that, by 2015, they are able to meet the 32-million-euro launch price and still make a profit.
"Были когда-то и мы рысаками!!!"

SpaceR

Цитировать
ЦитироватьТогда уж уточнять "Атлас-1". А то их много разных было.

Кстати говоря, у Атласа была ведь эта уникальная технология Convair по наддутым бакам, а как, интересно, с их массовым совершенством у такой РН?
А то как-то сомнительно выглядит заявленная сухая масса в 4,65 т (после отделения ХО).  :roll:
Что-то мне подсказывает, что массу ДУ с ХО надо плюсовать, а не вычитать :roll:
Гоните это "что-то",  оно того... ***  
Цитироватьсо стартовой массой 140.6 т, «сухой» массой 8.45 т, рабочим запасом топлива 131.36 т и массой сбрасываемого хвостового отсека с маршевым двигателем (тяга 210 тс, удельный импульс тяги 337с) 3.8 т
Цитировать
Цитировать"Ангара-1.0". Вторая ступень отсутствует. :)
А почему не Союз-0? :) Там как раз рулевой двигатель есть.
Дык ведь из Ангары делается-то: и заправка, и диаметр... ;)

ZOOR

ЦитироватьНу и нахрена это одноступенчатое чудо нужно, в результате-то?...
Полету хочется небольшой самостоятельности, даже ценой уродливых решений ИМХО
Я зуб даю за то что в первом пуске Ангары с Восточного полетит ГВМ Пингвина. © Старый
Если болит сердце за народные деньги - можно пойти в депутаты. © Neru - Старому

Дмитрий В.

Цитировать
Цитировать
ЦитироватьТогда уж уточнять "Атлас-1". А то их много разных было.

Кстати говоря, у Атласа была ведь эта уникальная технология Convair по наддутым бакам, а как, интересно, с их массовым совершенством у такой РН?
А то как-то сомнительно выглядит заявленная сухая масса в 4,65 т (после отделения ХО).  :roll:
Что-то мне подсказывает, что массу ДУ с ХО надо плюсовать, а не вычитать :roll:
Гоните это "что-то",  оно того... ***  
Цитироватьсо стартовой массой 140.6 т, «сухой» массой 8.45 т, рабочим запасом топлива 131.36 т и массой сбрасываемого хвостового отсека с маршевым двигателем (тяга 210 тс, удельный импульс тяги 337с) 3.8 т
Цитировать
Цитировать"Ангара-1.0". Вторая ступень отсутствует. :)
А почему не Союз-0? :) Там как раз рулевой двигатель есть.
Дык ведь из Ангары делается-то: и заправка, и диаметр... ;)

Да, баланс массы как бэ намекает. Но то и подозрительно, что сухой стандартный УРМ-1 имеет массу 8,5 т. А ведь в условный "одноступ" добавляется рулевик и система разделения. К тому же, сдается мне. омичи не учли остатки топлива и газов. :roll:
Lingua latina non penis canina
StarShip - аналоговнет!

SpaceR

ЦитироватьДа, баланс массы как бэ намекает. Но то и подозрительно, что сухой стандартный УРМ-1 имеет массу 8,5 т. А ведь в условный "одноступ" добавляется рулевик и система разделения.
Ну так это ведь не стопроцентный УРМ-1, а его "перспективное развитие". Со снижением сухой массы (в том числе за счет меньших наседающих нагрузок и отказа от элементов унификации) и гарантийных запасов.
ЦитироватьК тому же, сдается мне. омичи не учли остатки топлива и газов. :roll:
Ну, там в массовой сводке вроде как 790 кг на это всё остаётся.

Salo

#1771
ЦитироватьAlexandr_A пишет:

http://www.kbkha.ru/?p=8&cat=11&prod=59
Двигатель РД0162 СД предназначен для проведения летной отработки системного демонстратора возвращаемого ракетного блока (первой многоразовой ступени) ракетно-космического комплекса МРКС-1. Двигатель РД0162СД планируется также использовать в составе маршевой двигательной установки новой малогабаритной космической ракеты.
Уж не упоминавшаяся ли директором Красмаша лёгкая ракета имеется ввиду?
"Были когда-то и мы рысаками!!!"

alex1664

Цитировать
ЦитироватьКДУ 11Д452А от Зенита-6у, Зенита-8, Гектора, Облика и Ресурсов может сгодиться. На фото она слева, а справа КДУ Икара:


Я вижу блок довыведения как-то так (на основе вытеснительной ДУ на пВПВ и керосине):


А если поставить 4 камеры довыведения под юбку обтекателя под углом в стороны и наружу (на место красных квадратиков на картинке). При соответствующем увеличении мощности и запаса топлива. Может получится 1,5 ступень, на этапе работы основного двигателя пусть подрабатывают рулевиками. Пусть ракета рулит по автомобильному, а не как комбайн :wink:  после сброса двигательного отсека с баками, они превращаются в маршевые.
Meliora spero.
Знакомый электрик напомнил: "Земля" всего лишь еще один провод.

Saul

А за одно САС по такой схеме отработать.
Личн. изобр. ректификация и др. http://inventions.at.ua/publ/

ZOOR

Я зуб даю за то что в первом пуске Ангары с Восточного полетит ГВМ Пингвина. © Старый
Если болит сердце за народные деньги - можно пойти в депутаты. © Neru - Старому

Петр Зайцев

Цитироватьhttp://www.rks.name/Project/Rocket.html
Как будто нарочно старались посложнее: 3 ступени, причем последняя - твердая (нужна будет 4-я для уточнения орбиты типа орбиталовского ORK), раздвижное сопло, 2 конических адаптера, внешние баки для газов наддува. Что только люди не придумают лишь бы не сделать насос по типу такото, который Фон Браун делал ешще в 1940-м году.

Salo

Если уж так нравится вытеснительная подача, то почему не перейти на пару метан-кислород и не использовать самонаддув за счёт подогрева компонентов в рубашках двигателей и испарения их в баках?

Ну и метан в качестве инновации покатит.
"Были когда-то и мы рысаками!!!"

Salo

#1777
При наддуве газификацией ЖМ и ЖК масса газов наддува составит около пяти тонн.
При наддуве подогретым гелием - около тонны. Однако для гелия нужны баллоны и узлы крепления этих баллонов к баковому отсеку ракеты. Пусть их масса тоже около тонны. Выигрыш в три тонны конечной массы это не мало.

Однако есть два обстоятельства в пользу ЖМ / ЖК :

1. Более высокий УИ пары позволяет немного отыграть потери;
2. Поскольку подача вытеснительная, то насосов и кавитации на них по исчерпанию жидкой фазы топлива не будет. Давление наддува около 70 атм и масса газов около пяти тонн. Эти газы представляют собой основные компоненты в газообразном состоянии. Это позволяет продолжать работу маршевых двигателей пока давление в баках не упадёт до минимума. А тогда конечная масса будет сравнима с гелиевым наддувом.
"Были когда-то и мы рысаками!!!"

Дмитрий В.

ЦитироватьSalo пишет:
При наддуве газификацией ЖМ и ЖК масса газов наддува составит около пяти тонн.
При наддуве подогретым гелием - около тонны. Однако для гелия нужны баллоны и узлы крепления этих баллонов к баковому отсеку ракеты. Пусть их масса тоже около тонны. Выигрыш в три тонны конечной массы это не мало.

Однако есть два обстоятельства в пользу ЖМ / ЖК :

1. Более высокий УИ пары позволяет немного отыграть потери;
2. Поскольку подача вытеснительная, то насосов и кавитации на них по исчерпанию жидкой фазы топлива не будет. Давление наддува около 70 атм и масса газов около пяти тонн. Эти газы представляют собой основные компоненты в газообразном состоянии. Это позволяет продолжать работу маршевых двигателей пока давление в баках не упадёт до минимума. А тогда конечная масса будет сравнима с гелиевым наддувом.
Сереж, ты для каких объемов баков считал? Уж больно массы газов наддува большие.
Lingua latina non penis canina
StarShip - аналоговнет!

Дмитрий В.

У УРМ-1 суммарный запас гелия в шар-баллонах всего 75 кг.
Lingua latina non penis canina
StarShip - аналоговнет!