Туристические круизы "Союзов" на Луну

Автор MKOLOM, 02.08.2004 08:32:15

« назад - далее »

0 Пользователи и 1 гость просматривают эту тему.

avmich

Цитировать
ЦитироватьРеентрант, при всём уважении - Вы не представляете аргументов для своей критики.

Вы знаете, что при полёте по круговой орбите импульс по касательной не имеет гравпотерь?
Вы не на круговой орбите. Вам кажется, что раз вы "почти" на круговой орбите, то это "почти" не имеет значения.

Потому что мало. Поэтому и не имеет.

ЦитироватьПотому что с конкретными цифрами дела не имели.

Откуда такая уверенность? :)

ЦитироватьА вы посчитайте, сколько именно тяги нужно вложить в вертикальную составляющую при вашем "почти", и все поймете. Не умеете? Спросите, научу. Это детская задачка.

Это действительно детская задачка. Но не буду же я оттого, что Вы не можете провести качественного анализа, брать модель, для которой всё равно не хватает данных.

Я сделал утверждение, основанное на моих знаниях. Я даже объяснил, почему качественно оно верно. Если Вы хотите его опровергнуть - Вам понадобится кое-что побольше, чем просто многократные повторения того, что якобы нужно точно считать. Это не так.

Reentrant

ЦитироватьОткуда такая уверенность? :)
Проверим? Простой вопрос: какова величина вертикального ускорения при вашем довыведении.

ЦитироватьЭто действительно детская задачка. Но не буду же я оттого, что Вы не можете провести качественного анализа, брать модель, для которой всё равно не хватает данных.
Каких конкретно данных вам не хватает?

avmich

Цитировать
ЦитироватьОткуда такая уверенность? :)
Проверим? Простой вопрос: какова величина вертикального ускорения при вашем довыведении.

Думаю, небольшая. Ваша версия?

Цитировать
ЦитироватьЭто действительно детская задачка. Но не буду же я оттого, что Вы не можете провести качественного анализа, брать модель, для которой всё равно не хватает данных.
Каких конкретно данных вам не хватает?

Тема - о полётах к Луне. ХС существенно зависит от массы ПН - поэтому хотелось бы поточнее массу "лунного" Союза, чем до 50 кг. Дальше, надо понять, какую массу придётся навесить на Фрегат, чтобы он мог пристыковаться к Союзу. И тут тоже нужна бы точность +/- 10 кг.

Тогда имеет смысл говорить о массе РБ на орбите с большей, чем такая оценочная, точностью.

avmich

У Вас есть конкретный расчёт гравпотерь при довыведении - или какой-то другой аргумент, чтобы опровергнуть мнение об их малости?

Reentrant

ЦитироватьДумаю, небольшая. Ваша версия?
Тут "думать" не надо, тут надо просто цифры в формулу подставить. В школьную. Неужели так затруднительно? :lol:

ЦитироватьТема - о полётах к Луне. ХС существенно зависит от массы ПН - поэтому хотелось бы поточнее массу "лунного" Союза, чем до 50 кг. Дальше, надо понять, какую массу придётся навесить на Фрегат, чтобы он мог пристыковаться к Союзу. И тут тоже нужна бы точность +/- 10 кг.
Его все равно никто воспроизводить один-в-один с проектом полувековой давности не будет.

avmich

Цитировать
ЦитироватьДумаю, небольшая. Ваша версия?
Тут "думать" не надо, тут надо просто цифры в формулу подставить. В школьную. Неужели так затруднительно? :lol:

То есть, у Вас данных нет? :)

А если есть, давайте цифры... подставим :) .

Ещё - Вам известна такая фраза "Не беспокойтесь о вертикальной скорости - она скушает горизонтальную и поправит свои дела"?

Цитировать
ЦитироватьТема - о полётах к Луне. ХС существенно зависит от массы ПН - поэтому хотелось бы поточнее массу "лунного" Союза, чем до 50 кг. Дальше, надо понять, какую массу придётся навесить на Фрегат, чтобы он мог пристыковаться к Союзу. И тут тоже нужна бы точность +/- 10 кг.
Его все равно никто воспроизводить один-в-один с проектом полувековой давности не будет.

Никто и не предлагает. А вот то, что КК Союз летает больше 40 лет, наводит на мысли.

Reentrant

ЦитироватьТо есть, у Вас данных нет? :)

А если есть, давайте цифры... подставим :) .
Данные в википедии: гравитационная постоянная и масса Земли. Радиус орбиты и скорость -- ваши вводные. Подставляйте, оценивайте.

ЦитироватьЕщё - Вам известна такая фраза "Не беспокойтесь о вертикальной скорости - она скушает горизонтальную и поправит свои дела"?
Эк чего вспомнили. :) А тяговооруженность-то у той игрушки какая, знаете?

ЦитироватьНикто и не предлагает. А вот то, что КК Союз летает больше 40 лет, наводит на мысли.
Летает, да только не к Луне.

avmich

Цитировать
ЦитироватьТо есть, у Вас данных нет? :)

А если есть, давайте цифры... подставим :) .
Данные в википедии: гравитационная постоянная и масса Земли. Радиус орбиты и скорость -- ваши вводные. Подставляйте, оценивайте.

Результат я привёл выше. Мне хватило данных о Протоне ;) .

Цитировать
ЦитироватьЕщё - Вам известна такая фраза "Не беспокойтесь о вертикальной скорости - она скушает горизонтальную и поправит свои дела"?
Эк чего вспомнили. :) А тяговооруженность-то у той игрушки какая, знаете?

Формулы те же самые - и свойства системы тоже.

Цитировать
ЦитироватьНикто и не предлагает. А вот то, что КК Союз летает больше 40 лет, наводит на мысли.
Летает, да только не к Луне.

Когда-то и к МКС не летал.

Давайте закончим не по теме?

Reentrant

ЦитироватьРезультат я привёл выше. Мне хватило данных о Протоне ;) Формулы те же самые - и свойства системы тоже.
Данные серьезно различаются, вы это проигнорировали. В результате получили нечто "аналогичное", но неверное.

Для начала, увеличение ПН "Ангары-5" с 24.500 до 28.500 приведет к недобору скорости не на 215м/с, а раза в два больше (примерно на 420м/с). Это следствие существенно худшей стартовой тяговооруженности ступеней "Ангары-5". Одна третья ступень тянет чуть ли не вдвое слабее протоновской, ее "соптимизировали" под обрез, практически. В этом качественная разница, у "Протона" есть резерв мощности для превышения массы ПН, а у "Ангары" практически нет.

Далее, вертикальное ускорение в начале разгона будет около метра в секунду. При ускорении от ДУ вашего РБ чуть больше двух с половиной. Потери можете оценить по известной формуле из википедии. Нужно держать тангаж градуса 22, чтобы не сваливаться. И не надейтесь, что можно забить, типа само выправится. Маленький горбик в таких условиях не получится, слишком длинный участок для такого медленного разгона. Перигей будет под землей.

В итоге, сжигая ваши полторы тонны, вы остаетесь с недобором скорости около -170м/с. Чтобы вытянуть на круговую, придется дожечь еще тонну из ПН. Максимум, что вытянете в итоге, это 26 тонн, спалив 2.500 при этом. Вот такая "аналогия". А 27 тонн на движке тягой в 7.500 вообще вытянуть не удастся. Гравитационные потери нарастают нелинейно, и с приближением к критическому значению -- уже быстрее, чем рост dV от расхода топлива.

Bell

Цитировать
ЦитироватьРезультат я привёл выше. Мне хватило данных о Протоне ;) Формулы те же самые - и свойства системы тоже.
Данные серьезно различаются, вы это проигнорировали. В результате получили нечто "аналогичное", но неверное.

Для начала, увеличение ПН "Ангары-5" с 24.500 до 28.500 приведет к недобору скорости не на 215м/с, а раза в два больше (примерно на 420м/с). Это следствие существенно худшей стартовой тяговооруженности ступеней "Ангары-5". Одна третья ступень тянет чуть ли не вдвое слабее протоновской, ее "соптимизировали" под обрез, практически. В этом качественная разница, у "Протона" есть резерв мощности для превышения массы ПН, а у "Ангары" практически нет.
Гравитационные потери зависят не от массы, а от продолжительности АУТ. И одно на другое не влияет.

ЦитироватьДалее, вертикальное ускорение в начале разгона будет около метра в секунду. При ускорении от ДУ вашего РБ чуть больше двух с половиной. Потери можете оценить по известной формуле из википедии. Нужно держать тангаж градуса 22, чтобы не сваливаться. И не надейтесь, что можно забить, типа само выправится. Маленький горбик в таких условиях не получится, слишком длинный участок для такого медленного разгона. Перигей будет под землей.
Странная какая-то ракета - стартовая масса увеличилась на пол-процента и все сразу посыпалось нахрен :)
А может проблема не в ракете?

ЦитироватьВ итоге, сжигая ваши полторы тонны, вы остаетесь с недобором скорости около -170м/с. Чтобы вытянуть на круговую, придется дожечь еще тонну из ПН. Максимум, что вытянете в итоге, это 26 тонн, спалив 2.500 при этом. Вот такая "аналогия". А 27 тонн на движке тягой в 7.500 вообще вытянуть не удастся. Гравитационные потери нарастают нелинейно, и с приближением к критическому значению -- уже быстрее, чем рост dV от расхода топлива.
Вы хоть сами поняли, что написали? :)
Иногда мне кажется что мы черти, которые штурмуют небеса (с) фон Браун
А гвоздички-то были круглые (с) Брестская крепость

Reentrant

ЦитироватьГравитационные потери зависят не от массы, а от продолжительности АУТ. И одно на другое не влияет.
Ну здрасьте. Увеличение массы при сохранении тяги к чему приводит?

ЦитироватьСтранная какая-то ракета - стартовая масса увеличилась на пол-процента и все сразу посыпалось нахрен :)
Ничего странного, тяговооруженность снижена до упора, только и всего. Еще чуть-чуть снижаем -- и ракета падает.

ЦитироватьВы хоть сами поняли, что написали? :)
Что конкретно непонятно? Что гравитационные потери находятся в нелинейной зависимости от тяговооруженности? Новость?

avmich

Если расчёт есть, его и надо было приводить. А не тянуть резину на три страницы.

Насчёт странной реакции РН на вариации ПН я с Беллом согласен. Вы учли, кстати, изменение траектории с повышенной ПН - например, в конце работы третьей ступени остаётся дополнительная вертикальная скорость?

Reentrant

ЦитироватьНасчёт странной реакции РН на вариации ПН я с Беллом согласен.
Поиграйтесь с какими-нибудь эмуляторами, хотя бы с ратмановским листом, сами увидите, как это работает. У ракеты есть предел ПН, при фиксированной тяге движков, выше которого она не поднимет, сколько ни накачивай топлива. В невесомости разогнать, сколько угодно, а поднять -- фигвам. "Протон" имеет хороший запас тяги и нормально сбалансирован по ступеням, чистая тандемная схема. Его можно немного сверху нагрузить, не проваливая. "Ангара" -- другое дело.

"Ангара" двух-с-половиной ступенчатый удод: на старте тяги едва хватает, под конец работы боковушек сильный перегруз, после отделения провал, и в довесок, полудохлая третья. Триумф экономии. Ее спасти может только ампутация, как я предлагал: третью к черту, и КВРБ ВМЕСТО нее. Это решает сразу три проблемы, 1) оптимальное распределение ХС по ступеням, 2) нормальная тяговооруженность, 3) больше dV делается водородом вместо керосина. В таком виде ее можно использовать для Луны. В "родном" же мучать -- только глумиться над бедной железкой. :) Ее родили спутники на орбиту закидывать подешевле, про Луну или массу на НОО там явно никого не парило.

ЦитироватьВы учли, кстати, изменение траектории с повышенной ПН - например, в конце работы третьей ступени остаётся дополнительная вертикальная скорость?
Конечно. В ноль надо выводить к моменту выхода на круговую, иначе эллипс получится.

Дмитрий В.

Цитировать
ЦитироватьНасчёт странной реакции РН на вариации ПН я с Беллом согласен.
Поиграйтесь с какими-нибудь эмуляторами, хотя бы с ратмановским листом, сами увидите, как это работает. У ракеты есть предел ПН, при фиксированной тяге движков, выше которого она не поднимет, сколько ни накачивай топлива. В невесомости разогнать, сколько угодно, а поднять -- фигвам. "Протон" имеет хороший запас тяги и нормально сбалансирован по ступеням, чистая тандемная схема. Его можно немного сверху нагрузить, не проваливая. "Ангара" -- другое дело.

"Ангара" двух-с-половиной ступенчатый удод: на старте тяги едва хватает, под конец работы боковушек сильный перегруз, после отделения провал, и в довесок, полудохлая третья. Триумф экономии. Ее спасти может только ампутация, как я предлагал: третью к черту, и КВРБ ВМЕСТО нее. Это решает сразу три проблемы, 1) оптимальное распределение ХС по ступеням, 2) нормальная тяговооруженность, 3) больше dV делается водородом вместо керосина. В таком виде ее можно использовать для Луны. В "родном" же мучать -- только глумиться над бедной железкой. :) Ее родили спутники на орбиту закидывать подешевле, про Луну или массу на НОО там явно никого не парило.

ЦитироватьВы учли, кстати, изменение траектории с повышенной ПН - например, в конце работы третьей ступени остаётся дополнительная вертикальная скорость?
Конечно. В ноль надо выводить к моменту выхода на круговую, иначе эллипс получится.

У Ангары-5 проектные параметры не сильно далеки от оптимальных при заданной тяги ДУ ступеней.
Lingua latina non penis canina
StarShip - аналоговнет!

Bell

Цитировать
ЦитироватьГравитационные потери зависят не от массы, а от продолжительности АУТ. И одно на другое не влияет.
Ну здрасьте. Увеличение массы при сохранении тяги к чему приводит?
Да-да, к чему приводит? :) Расчетиком не побалуете?
А чтоб сделать расчетик поинтересуйтесь сначала, есть ли вообще в формуле буква m ;)

Цитировать
ЦитироватьСтранная какая-то ракета - стартовая масса увеличилась на пол-процента и все сразу посыпалось нахрен :)
Ничего странного, тяговооруженность снижена до упора, только и всего. Еще чуть-чуть снижаем -- и ракета падает.
Ну надо же, какая падучая ракета:)
Как думаете, мужики в ГКНПЦ и ФКА про это ее интересное свойство знают? А-то они на Ангару-5 хотят взгромоздить КВТК и ПН общей массой 31 т и чтоб оно еще на ГПО улетело, а не в Тихий океан.
Блин, вы уж их просветите, а? ;) Дать вам адрес, куда написать?

Цитировать
ЦитироватьВы хоть сами поняли, что написали? :)
Что конкретно непонятно? Что гравитационные потери находятся в нелинейной зависимости от тяговооруженности? Новость?
Для меня новость что они находятся в зависимости от массы ступеней при заданной тяговооруженности и продолжительности работы двигателей.
Иногда мне кажется что мы черти, которые штурмуют небеса (с) фон Браун
А гвоздички-то были круглые (с) Брестская крепость

Bell

Цитировать
ЦитироватьНасчёт странной реакции РН на вариации ПН я с Беллом согласен.
Поиграйтесь с какими-нибудь эмуляторами, хотя бы с ратмановским листом, сами увидите, как это работает.
Да вы никаких других "эмуляторов" и не знаете, так что не надо тут строить из себя :)
А в "ратман" кстати довольно упрощенное управление по тангажу, так что безоговорочно верить ему в этом плане нельзя. Не верите мне - спросите у Дмитрия. Хотя я подозреваю, что вы даже не знаете, где в "ратмане" выставляется программа тангажа...

А если говорить о гравитационных потерях вообще, то наибольшая их доля для ЛЮБОЙ РН приходится на участок 1-й ступени, когда ракета летит наиболее вертикально. И на этом участке разница в массе ПН относительно общей массы системы не играет практически никакой роли.
Иногда мне кажется что мы черти, которые штурмуют небеса (с) фон Браун
А гвоздички-то были круглые (с) Брестская крепость

Bell

Цитировать
ЦитироватьВы учли, кстати, изменение траектории с повышенной ПН - например, в конце работы третьей ступени остаётся дополнительная вертикальная скорость?
Конечно. В ноль надо выводить к моменту выхода на круговую, иначе эллипс получится.
Ну и хрен с ним, пусть получается эллипс. Тогда в апогее включается двигатель РБ и связка РБ-ПН довыводится на круговую опорную орбиту. Ну или куда ей там надо в конкретном случае.
Вы этого не знали, да?
Я вам даже больше скажу, во всех запусках ГСОшных спутников и прочих КА, выводимых на высокие орбиты и отлетные траектории масса связки РБ+КА всегда больше, чем "номинальная" масса ПН на низкую околоземную орбиту для данной РН. Все они выводятся собственно РН на эллиптическую орбиту с низким (даже минусовым) перигеем. Но не падают.
Иногда мне кажется что мы черти, которые штурмуют небеса (с) фон Браун
А гвоздички-то были круглые (с) Брестская крепость

Bell

Цитировать
ЦитироватьДумаю, небольшая. Ваша версия?
Тут "думать" не надо, тут надо просто цифры в формулу подставить. В школьную. Неужели так затруднительно? :lol:
Ну-с, блесните знанием простых школьных формул :)
Иногда мне кажется что мы черти, которые штурмуют небеса (с) фон Браун
А гвоздички-то были круглые (с) Брестская крепость

Reentrant

Цитировать
Цитировать
ЦитироватьГравитационные потери зависят не от массы, а от продолжительности АУТ. И одно на другое не влияет.
Ну здрасьте. Увеличение массы при сохранении тяги к чему приводит?
Да-да, к чему приводит? :) Расчетиком не побалуете?
А чтоб сделать расчетик поинтересуйтесь сначала, есть ли вообще в формуле буква m ;).
V = a * t; a = F/m. Чем еще вас удивить? :)

ЦитироватьНу надо же, какая падучая ракета:)
Как думаете, мужики в ГКНПЦ и ФКА про это ее интересное свойство знают? А-то они на Ангару-5 хотят взгромоздить КВТК и ПН общей массой 31 т и чтоб оно еще на ГПО улетело, а не в Тихий океан.
Значит, будут двигатели форсировать.

ЦитироватьДля меня новость что они находятся в зависимости от массы ступеней при заданной тяговооруженности и продолжительности работы двигателей.
Просветите, каким волшебным образом тяговооруженность остается "заданной" при наращивании массы ступеней. Вы смысл этого слова не забыли случайно? Так я напомню, это отношение тяги к МАССЕ.

ЦитироватьДа вы никаких других "эмуляторов" и не знаете, так что не надо тут строить из себя :)
Эт что, персональный наезд или праздное любопытство? Если второе, то кроме ратмановского листа я пользуюсь орбитером с дополнениями и иногда собственной самоделкой.

ЦитироватьА в "ратман" кстати довольно упрощенное управление по тангажу, так что безоговорочно верить ему в этом плане нельзя. Не верите мне - спросите у Дмитрия. Хотя я подозреваю, что вы даже не знаете, где в "ратмане" выставляется программа тангажа...
Обсудим управление по тангажу в ратмане? Или вы так, просто нахамить? ;)

ЦитироватьА если говорить о гравитационных потерях вообще, то наибольшая их доля для ЛЮБОЙ РН приходится на участок 1-й ступени, когда ракета летит наиболее вертикально. И на этом участке разница в массе ПН относительно общей массы системы не играет практически никакой роли.
На первой ступени "практически" не играет, хотя для чистоты оценки и это игнорировать не стоит. На второй уже в большей степени. А на третьей вполне существенно. Причем чем меньше тяговооруженность ступеней, тем заметнее.

ЦитироватьНу и хрен с ним, пусть получается эллипс. Тогда в апогее включается двигатель РБ и связка РБ-ПН довыводится на круговую опорную орбиту. Ну или куда ей там надо в конкретном случае.
Вы этого не знали, да?
Еще раз:

ЦитироватьВ ноль надо выводить к моменту выхода на круговую, иначе эллипс получится.
Bell, вы смысл этой фразы осознать в состоянии?

Reentrant

ЦитироватьУ Ангары-5 проектные параметры не сильно далеки от оптимальных при заданной тяги ДУ ступеней.
Угу, в том-то и проблема, что РН построена не от оптимума ПН, а от привязки к конкретным движкам, которые осилила промышленность. По логике, следовало бы РН проектировать под задачу, а движки проектировать под РН. А у нас выходит наоборот, какие-то получились движки, под них делаем какую-то ракету, а потом думаем, как ее к покорению каких-нибудь лун присобачить... :lol: