Технологии изготовления баков. Снижение стоимости.

Автор RadioactiveRainbow, 15.02.2008 21:06:27

« назад - далее »

0 Пользователи и 1 гость просматривают эту тему.

SpaceR

ЦитироватьПродолжаем собирать идеи на тему как бы снизить удельную стоимость выводимого груза.

Одна из причин высокой стоимости космической техники - исключительно высокая доля контрольных операций. Как бы не больше 50% на этапе изготовления и, имхо, много больше 50% на этапе подготовки к пуску.
Мало того что сами по себе операции в полтора-два раза увеличивают стоимость труда, так еще и технические средства для этих операций сами по себе стоят не мало, и должны быть соответствующим образом (тоже не бесплатно) сертифицированы...

Вывод: снижать долю контрольных и испытательных операций до разумного минимума.
Это приведет главным обазом к снижению массового совершенства, увеличению разброса характеристик элементов.
Увеличение разброса характеристик ДУ, например, приведет к необходимости увеличения гарантированных остатков топлива.

Интереснобыло бы прикинуть, что будет падать быстрее- масса ПН, или стоимость эксплуатации системы?
Что-то мне подсказывает, что для нижних ступеней стоимость эксплуатации будет падать быстрее, а для верхних - наоборот.
Надёжность будет падать. Прежде всего и быстрее всего. А вместе с ней и ракеты...  :(

RadioactiveRainbow

Надежность надежности рознь.

Опять же, не обязательно. Например, делают сейчас некий баллон ВД, и испытывают на давление. Причем испытывают каждый экземпляр.
Ну увеличить толщину стенок вдвое, и отдавать на испытания один из партии.
С чего бы надежности падать в этом случае?
Вот масса, конечно, это да...
Глупость наказуема

Андрей Суворов

ЦитироватьНадежность надежности рознь.

Опять же, не обязательно. Например, делают сейчас некий баллон ВД, и испытывают на давление. Причем испытывают каждый экземпляр.
Ну увеличить толщину стенок вдвое, и отдавать на испытания один из партии.
Очень неудачный пример. Баллоны высокого давления испытывать надо, даже если у них запас прочности - десятка (как у стандартных сорокалитровых сарделек). Правда, их поверяют раз в несколько лет.
ЦитироватьС чего бы надежности падать в этом случае?
Вот масса, конечно, это да...

С того, что надёжность баллона определяется НЕ толщиной материала, а качеством изготовления. А в космических условиях увеличивать массу ШБ вдвое - просто невозможно.

RadioactiveRainbow

Согласен, неудачный пример. Но все же мысль ясна.

Что касается увеличения массы... я ориентируюсь прежде всего на нижние ступени - а для них масса не так критична.
Глупость наказуема

Андрей Суворов

Нет. Использовать более простые технологии - например, клёпка вместо сварки трением - это можно, хоть и проиграешь по весу ступени, но ступень будет дешевле. А уменьшать контроль качества - смерти подобно.

Не зря же у "семёрки" ракеты для пилотируемых пусков проверяются по более дорогой методике, и ни разу не подводили с "Союза-Т10" (а это какой год?), а "обычные", для беспилотных, всё же иногда падают.

RadioactiveRainbow

Эх. Ладно, допустим.
Хотя, можно снизить контроль если одновременно конструктивно увеличить живучесть системы ;)
Типа пусть ломается - все равно долетим )))

Тогда ход лошадью. Объем контрольных операций прямо пропорционален количеству блоков, узлов и соединений в изделии.
Вывод - уменьшать количество деталей. Вместо 6ти семерочных блоков - два. на каждой ступени по двигателю (желательно - однокамерному).
Таким образом количество проверяемых камер (рулевики не в счет) уменьшается в 10-12 раз. Объем контрольных операций, конечно, упадет не так значительно - все таки площадь и масса изделия тоже свое влияние оказывают.

Тут, конечно, надо опять же стоимость считать. Так, например, в год у нас летают порядка 10-15 Союзов. Допустим, камеры у 107 и 108 одинаковые. В год выпускается более 250 камер двигателей! Это, практически, одна камера в день (рабочих дней, емнип, 250-280 в году). То есть более или менее серийное производство. При таких объемах удельная стоимость контрольных операций в стоимости изделия может быть весьма низкой...
Глупость наказуема

Александр Ч.

А не из-за такой ли "экономии" с клапанами на Зените в последнее время проблемы?
Ad calendas graecas

goran d

ЦитироватьНет. Использовать более простые технологии - например, клёпка вместо сварки трением - это можно, хоть и проиграешь по весу ступени, но ступень будет дешевле. А уменьшать контроль качества - смерти подобно.

Не зря же у "семёрки" ракеты для пилотируемых пусков проверяются по более дорогой методике, и ни разу не подводили с "Союза-Т10" (а это какой год?), а "обычные", для беспилотных, всё же иногда падают.

а что сварка трением такая дорогая чтоли?

Вот интересная статья на английском о том, как снизить стоимость РН. Не совсем про баки, конечно:
http://www.rocketryplanet.com/content/view/192/38/

Об авторе статьи:
http://en.wikipedia.org/wiki/Robert_Truax

Наперстянка

Цитировать
ЦитироватьШутку понял. Смешно. (с)
А я еще где-то слышал про вариант намотки бака из трубы тонкостенной )))

Не, серьезно.
Как, например, такой вариант. Из алюминиевых профилей гнется (чуть ли не вручную по шаблону) - склепывается - сваривается каркас бака. К нему снаружи (внахлест с касательными плоскостями профилей) или изнутри (вариант для извращенцев =) привариваются или приклепываются алюминиевые листы.
С точки зрения прочности - полный ахтунг. Зато из спецоборудования только координатная поверхность с элементами для временного крепления профилей...
А зачем каркас? Тем более, приклепанный (а герметичность)?
Вполне можно делать гладкие баки. В самом крайнем случае, можно оставить от каркаса только шпангоуты. Да, интересно, а чем пугает химфрезерование? Банальная, давно освоенная и не очень дорогая операция.
Тем,что прокатный стан можно соорудить для многих материалов,а оборудование химической фрезы делается для каждого материала специализированным,более сложным.

Наперстянка

ЦитироватьЛет 15 назад фрезерование вафли было дороже гладких химфрезерованных листов.

Но вся трудоёмкость вафли была заключена в доводке по массе (тоже самое хим. травление). Фрезрование 8 часов, доводка 240 часов.

Если иметь на производстве новый плско-фрезерный станок с хорошей измерительной системой, то доводок не потребуется и от всего процесса остаётся только 8 часов!!! (по правде около 5..6 часов)
А если иметь хороший плоско-прокатный станок,то времени будет и того меньше.

Наперстянка

Цитировать
ЦитироватьЭто понятно. Непонятно другое - как эта "прибыль" формируется?
Это ведь не корзинка какая плетеная, или там лопатка какая. Ракету производит не один человек и даже не одно предприятие. И что, эта прибыль накручивается на каждом этапе работы? Вряд ли сливки собирает только контора, торгующая пусковыми услугами.
Ясен пень, в покупных изделиях и сырье, уже сидит накрутка поставщика (он же должен на что-то жить!), но все эти накрутки входят в себестоимость готового изделия. А продают его по коммерческой цене (ну, государству, очевидно, по какой-то договорной, кстати, раньше рентабельность нормировалась и в советской промышленности составляла порядка 13%). Ну, скажем, себестоимость ВАЗовской "копейки" составляла в начале на рубеже 70-80-х примерно 890 руб. Оптовая цена (по которой завод сдавал машину в торговлю) составляла примерно 1000-1100 руб. А розничная цена была 5500 р. (налог с оборота примерно 4400 р - шел в доход государства).
Хорошая задача для школьников,- выгодно ли было построить еще два таких ВАЗа ?!

Наперстянка

ЦитироватьМне вот интересно - если в принципе создание бака сведется исключительно к ручной сварке алюминиевых листов - на сколько упадет стоимость ракеты? ((

Чет у меня такое стремное чувство, что для существенного снижения стоимости надо не над ракетой работать, а над всей цепочкой изготовления-эксплуатации.
Поставить где-нибудь во чистом поле (чтоб земля подешевле обходилась) одно длинное здание. К одному торцу подвозят по железке (а лучше по воде) материал, из другого вывозят ракеты. Причем в дальнем же нонце склад оборудован. Вывозят, и тут же тащат на пусковую площадку - километров 10 по железке, не более. Там на старте ползучий МИК. Ставят - крепят ПН - откатываются - пускают.
И чтоб никуда не таскать блоки. Никаких посредников и промежуточных звеньев. Все тут же, на месте, под одной крышей.


Кстати, интересно - какую долю заводской стоимости продукции занимают затраты электроэнергии?
Если подвести к такой "цепочке" газовую трубу,то никакой.

Наперстянка

Цитировать
ЦитироватьКак доведенная до абсурда примитивизация технологии изготовления ракет.
Ручной труд все дороже машинного.
Это если нужные машины уже на объекте,а если они еще не спроектированы,то,увы.

Наперстянка

ЦитироватьTo freinir

А что у Вас на фирме думают о возможности прокатки листа для баков сложного профиля типа вафли?
http://www.novosti-kosmonavtiki.ru/phpBB2/viewtopic.php?t=7968&postdays=0&postorder=asc&start=15
Хороший вопрос,особенно для японцем Они к себе очень уважительно относятся.

Наперстянка

ЦитироватьПрокатка менее точная чем фрезерование + прочностные характеристики при горячей прокатке хуже. В дополнении, я пока в принципе не знаю технологии горячей или холодной прокатки вафельных панелей.
К сожалению,это полностью не соответствует действительности.

Наперстянка

ЦитироватьВообще к вопросу о оптимизации...

Постоянно всплывает тема мол надо удешевлять вывод на ЛЕО и будет щастье. И так же постоянно напоминают, что стоимость выведения - 0 целых хрен десятых от стоимости ПН. Поэтому стоимость выведения можно хоть вообще сократить до 0, но качественно это ситуацию не изменит.

Аналогично с баками, двигателями, наземкой и т.п...

Или вот тоже хороший пример - с многоразовыми СА для ПКК. Да даже если оно будет совсем бесплатным, то общая стоимость полета уменьшится едва ли на 10%.

Так что тут надо улучшать и удешевлять все сразу. Двиглы, СУ, баки, СК... и только тогда может быть что-то заметное проклюнется. Опять же на ПН это не повлияет...
"Если оно будет совсем бесплатным", то крупногабаритные грузы можно будет делать из чугуна и железобетона,с мазутом и азотной кислотой,что,несомненно,повлечет удешевление космических аппаратов.

Наперстянка

Цитировать
Цитировать
ЦитироватьОтсюда получается, что можно сделать трёхкомпонентник дешевле чистого водородника :)
Эм... можете выложить цепочку разиышлений?
За счет того что водородник будет больше? Но у трехкомпонентника явно выше количество деталей и соединений, так что я не стал бы на это расчитывать...
Да, трёхкомпонентный двигатель тяжелее керосинового той же тяги и дороже, но он легче, чем водородный той тяги, которую трёхкомпонентник развивает на керосин+водород режиме! При этом УИ, фактически, не отличается, из-за того, что водородник оптимизирован на длинное выведение.
При этом у трёхкомпонентного блока баков объём меньше, конструкция проще, чем у водородника, т.к. меньше объём работ и "размах бровей".
Вдобавок,трехкомпонентный двигатель можно с выгодой сделать многоразовым для первой ступени.

Наперстянка

Цитировать
ЦитироватьМодный нонеча "мю ПН" не учитывает дискретности стоимости заготовок и станочного парка, как при увеличении стартовой массы, так и при увеличении диаметра баков.
Мю ПН теперь не в моде, теперь в моде выжать максимум ПН при заданной тяге двигателей и вообще сделать все подешевле.

ЦитироватьА то, что из меньшего объёма вытекает, например, возможность доставки непереоборудованными грузовыми самолётами, критерий оптимизации не учитывает? А то, что при уменьшении размера заготовки список поставщиков утраивается или учетверяется, тоже остаётся за бортом? Не зря же на Буран "работала вся страна" - в каждом его узле было что-нибудь такое, что умел делать лишь один завод в стране.
Пока что лишний бак и лишний насос в ТНА, трехкомпонентная форсуночная головка, сложность регулирования и т.д. перевешивают все возможные достоинства. Керосин или ТТУ на 1-й ступени и водород на 2-й оказываются проше и дешевле, чем трехкомпонентник.
По сравнению с керосиновым двигателем,трехкомпонентную камеру можно сделать мощностью на порядок выше,чем керосинову.

Наперстянка

Цитировать
ЦитироватьНу и, конечно, в системах, подобных МАКСу (с дозвуковым самолетом-носителем).

В системах с дозвуковым носителем стоимость сильно зависит от массы сбрасываемого груза и поэтому чистый водород должет быть выгоднее.

К тому же, не надо работать на уровне моря, что тоже обычно в пользу водородников.

Проблему с объёмом и криогенностью можно решить с помощью специализированного самолёта. Я знаю, Вы в специализированные самолёты не верите, но они таки рассматриваются, например WK3.
Водород идет на пользу и проблемы собъемом и криогенностью запросто решаются,если люди в стране себя уважают,особенно,президенты,как в Японии,к примеру.