Ракеты Н-11 и Н-111

Автор Salo, 22.01.2008 15:51:03

« назад - далее »

0 Пользователи и 1 гость просматривают эту тему.

AceIce

Виктор!

Я всё-таки предлагаю вам сначала почитать по теме побольше. Прочтите воспоминания Б. Е. Чертока,  сходите на сайт В. Лукашевича, Хлынина, или, наконец, Зака (если есть желание возиться с англоязычным сайтом и заниматься обратным переводом).

На форуме «НК» всё же нельзя так вот народ удивлять:
ЦитироватьДело в том, что проект Н-1, универсальный ракетоноситель, был просто сожжен: гробили ракету одну за другой; действующую ракету стартовой массой больше 2000 тонн меньше чем через минуту после старта, просто гробили четыре (!) раза, сжигали без вопросов.

Начнём по порядку:
1.Н1 не была универсальным ракетоносителем. В планах да, конечно, но летавшие образцы были адаптированы для решения задачи конкретной - высадка 1 на луну и возвращение обратно. Трудно сказать, как бы сложилась судьба ракеты, не затачивай КБ её под узкую, но грандиозную задачу...
2.Никто ракеты не гробил, тогда так выглядела система ЛКИ. Порочна она или нет можно спорить. Но она была отражением реальных возможностей страны во всех сферах: технологических, управленческих, финансовых.
3.Количество "вопросов", которые приходилось решать после каждого неудачного старта, по объёму интеллектуальных и технологических усилий, превосходит всё то, чем занимается нынешняя российская космонавтика...

Хочу напомнить Вам, что форум "НК" - форум специализированного журнала, здесь скорее спорят о «мелочах». (Причина катастрофы четвёртой  Н1, роли Глушко в космонавтике и т.д. и т.п.).

Удачи!
Война - это великое дело для государства, это почва жизни и смерти, это путь существования и гибели. Это нужно понять.
Сунь-цзы

Вован

ЦитироватьДело в том, что проект Н-1, универсальный ракетоноситель, был просто сожжен: гробили ракету одну за другой; действующую ракету стартовой массой больше 2000 тонн меньше чем через минуту после старта, просто гробили четыре (!) раза, сжигали без вопросов.

Может, сначала в спортзал? Посмотреть на этого мужчину - ракетоносителя, который больше 2000 тонн носит? :D
Байконур надолго - навсегда

Salo

Перевожу: у нас на форуме технически и литературно грамотно нужно писать ракета-носитель. :wink:
"Были когда-то и мы рысаками!!!"

Peter

Family: N. Country: Russia. Status: Study 1962. Article Number: 11A53.
--------------------------------------------------------------------------------

It was originally planned the N1 would form the basis of a family of launch vehicles that could replace existing ICBM-derived boosters. The N11 would use the second, third, and fourth stages of the N1. This would give it a lift-off mass of 700 tonnes and a 20 tonne payload into low earth orbit. It could replace Chelomei's Proton launch vehicle in the medium-lift role.


--------------------------------------------------------------------------------

Specifications
LEO Payload: 20,000 kg. to: 300 km Orbit. at: 51.6 degrees. Liftoff Thrust: 1,082,000 kgf. Total Mass: 700,000 kg. Core Diameter: 9.8 m. Total Length: 40.0 m.

Stage Number: 1. 1 x N-11 Block A Gross Mass: 485,000 kg. Empty Mass: 47,000 kg. Thrust (vac): 1,220,000 kgf. Isp: 330 sec. Burn time: 117 sec. Isp(sl): 293 sec. Diameter: 6.8 m. Span: 9.8 m. Length: 20.0 m. Propellants: Lox/Kerosene No Engines: 8. NK-15V

Bibliography:

283 - Vetrov, G S, S. P. Korolev i evo delo, Nauka, Moscow, 1998.

N-11 Block A

Gross Mass: 485,000 kg. Empty Mass: 47,000 kg. Thrust (vac): 1,220,000 kgf. Isp: 330 sec. Burn time: 117 sec. Propellants: Lox/Kerosene Isp(sl): 293 sec. Diameter: 6.8 m. Span: 9.8 m. Length: 20.0 m. Country: Russia. No Engines: 8. NK-15V Status: Design 1963. Comments: Derived from N1 Block B, with large number of engines and expansion ratio adjusted for sea level operation. Includes 3500 kg Stage 2-Stage 3 interstage.


N-11 Block B

Gross Mass: 192,000 kg. Empty Mass: 18,000 kg. Thrust (vac): 160,000 kgf. Isp: 347 sec. Burn time: 372 sec. Propellants: Lox/Kerosene Diameter: 4.8 m. Span: 6.8 m. Length: 12.0 m. Country: Russia. No Engines: 8. NK-19 Status: Design 1963. Comments: Derived from N1 Block V.

Family: N. Country: Russia. Status: Study 1963. Article Number: 11A53.
--------------------------------------------------------------------------------

A military variant of the N-11 which would use a powerful third stage, probably derived from the first stage of the 8K713 GR-1, to put up to 24 tonnes in low earth orbit. This was a competitor with Chelomei's UR-500K, which was selected instead for the heavy military payload mission.


--------------------------------------------------------------------------------

Specifications
LEO Payload: 24,000 kg. to: 300 km Orbit. at: 51.6 degrees. Liftoff Thrust: 1,082,000 kgf. Total Mass: 770,000 kg. Core Diameter: 9.8 m. Total Length: 60.0 m.

Stage Number: 1. 1 x N-11 Block A Gross Mass: 485,000 kg. Empty Mass: 47,000 kg. Thrust (vac): 1,220,000 kgf. Isp: 330 sec. Burn time: 117 sec. Isp(sl): 293 sec. Diameter: 6.8 m. Span: 9.8 m. Length: 20.0 m. Propellants: Lox/Kerosene No Engines: 8. NK-15V

Stage Number: 2. 1 x N-11 Block B Gross Mass: 192,000 kg. Empty Mass: 18,000 kg. Thrust (vac): 160,000 kgf. Isp: 347 sec. Burn time: 372 sec. Diameter: 4.8 m. Span: 6.8 m. Length: 12.0 m. Propellants: Lox/Kerosene No Engines: 8. NK-19

Stage Number: 3. 1 x N-11 1963 - V Gross Mass: 70,000 kg. Empty Mass: 6,000 kg. Thrust (vac): 80,000 kgf. Isp: 347 sec. Burn time: 273 sec. Diameter: 2.7 m. Span: 2.7 m. Length: 18.0 m. Propellants: Lox/Kerosene No Engines: 4. NK-19



Трехступенчатая она :)) Как я понял, материалы, в основном, по Вейду

http://www.friends-partners.org/oldfriends/mwade/alpha/alpndexn.htm

N-111

--------------------------------------------------------------------------------

 
N-III 1962 -
3,675 bytes. 57 x 337 pixels.
 

--------------------------------------------------------------------------------
 

--------------------------------------------------------------------------------
Family: N. Country: Russia. Status: Study 1962. Article Number: 11A54.
--------------------------------------------------------------------------------

It was originally planned the N1 would form the basis of a family of launch vehicles that could replace existing ICBM-derived boosters. The N111 would use the third and fourth stages of the N1, and the second stage of Korolev's R-9 ICBM. This would result in a lift-off mass of 200 tonnes and a five tonne payload. It could replace the R-7 derived boosters (Vostok and Soyuz) in this payload category.


--------------------------------------------------------------------------------

Specifications
LEO Payload: 5,000 kg. to: 300 km Orbit. at: 51.6 degrees. Liftoff Thrust: 237,140 kgf. Total Mass: 215,900 kg. Core Diameter: 4.8 m. Total Length: 33.0 m.

Stage Number: 1. 1 x N-111 - A Gross Mass: 192,000 kg. Empty Mass: 20,000 kg. Thrust (vac): 260,000 kgf. Isp: 331 sec. Burn time: 216 sec. Isp(sl): 296 sec. Diameter: 4.8 m. Span: 6.8 m. Length: 12.0 m. Propellants: Lox/Kerosene No Engines: 12. NK-19

Stage Number: 2. 1 x N-11GR - V Gross Mass: 8,200 kg. Empty Mass: 1,700 kg. Thrust (vac): 9,000 kgf. Isp: 346 sec. Burn time: 246 sec. Diameter: 2.4 m. Span: 2.4 m. Length: 5.0 m. Propellants: Lox/Kerosene No Engines: 1. 8D726




И эта трехступенчатая, только о треьей ступени (вторая от Р-9) нету

Salo

Тут у Вэйда ошибка: НК-9 имел тягу у Земли 36-38 тс, в вакууме 43,5 тс и пустотный УИ 328 с. С высотным соплом в варианте НК-9В- НК-19 тяга в пустоте 46 тс и УИ 345 с.
Тяга НК-15В  с высотным соплом в пустоте 179,2тс при УИ 346 с.
Поэтому все цифры Вэйда нужно проверять.
"Были когда-то и мы рысаками!!!"

Salo

Вторая ступень от Р-9 на самом деле не подходит. Я об этом писал на первой странице темы. Подходит третья  ступень от ГР-1 или Блок Л.  :wink:
"Были когда-то и мы рысаками!!!"

Salo

На первой ступени 8 НК-9 (8Д517), или НК-19К, или НК-39К с суммарной тягой 289 тс у Земли и 348 тс в вакууме.
Вторая ступень это вторая ступень от ракеты ГР-1 с НК-19 (в карданном подвесе) с тягой 46 тс в вакууме.
Третья ступень это третья ступень от ГР-1 с  8Д726 с тягой 6,8 тс в ваккуме и УИ 350с. Можно было бы заменить на РД58 впоследствии.  
У Вэйда:
ЦитироватьStage Number: 1. 1 x N-111 - A Gross Mass: 192,000 kg. Empty Mass: 20,000 kg. Thrust (vac): 260,000 kgf. Isp: 331 sec. Burn time: 216 sec. Isp(sl): 296 sec. Diameter: 4.8 m. Span: 6.8 m. Length: 12.0 m. Propellants: Lox/Kerosene No Engines: 8. NK-19
ЦитироватьStage Number: 2. 1 x Stage: GR-1 Stage 2. Gross Mass: 25,000 kg (55,000 lb). Empty Mass: 2,100 kg (4,600 lb). Thrust (vac): 441.000 kN (99,140 lbf). Isp: 340 sec. Burn time: 170 sec. Isp(sl): 240 sec. Diameter: 2.68 m (8.79 ft). Span: 2.68 m (8.79 ft). Length: 9.15 m (30.01 ft). Propellants: Lox/Kerosene. No Engines: 1. Engine: NK-9V. Other designations: 8K513 Blok B. Masses estimated based on total vehicle mass of 117 tonnes. Developed into Molniya/Soyuz second stage.
Stage Number: 3. 1 x Stage: GR-1 Stage 3. Gross Mass: 8,500 kg (18,700 lb). Empty Mass: 1,000 kg (2,200 lb). Thrust (vac): 66.600 kN (14,972 lbf). Isp: 350 sec. Burn time: 380 sec. Isp(sl): 0 sec. Diameter: 2.41 m (7.90 ft). Span: 2.41 m (7.90 ft). Length: 4.60 m (15.00 ft). Propellants: Lox/Kerosene. No Engines: 1. Engine: 8D726. Other designations: 8K513 Blok V. Masses estimated based on total vehicle mass of 117 tonnes. This stage was a close cousin of that developed for the Molniya launch vehicle.
"Были когда-то и мы рысаками!!!"

Peter

Спасибо, вникаю :))

Salo

C восемью НК-9 тяговооружённость маловата (1,245). Наверно нужно 10, учитывая что при отказе одного двигателя отключался противоположный. :(
"Были когда-то и мы рысаками!!!"

Peter

По Ветрову,
http://epizodsspace.testpilot.ru/bibl/vetrov/korolev-delo/05-03.html

ЦитироватьГЛОБАЛЬНАЯ РАКЕТА ГР-1 (8К713)


Проектные проработки по МБР нового типа — глобальной — были начаты в ОКБ-1 в 1961 г. Кроме обычных возможностей для поражения целей по баллистическим траекториям, глобальная ракета позволяла поражать цель путем торможения головной части в заданный момент времени полета ракеты по круговой орбите.

Для I ступени трехступенчатой ГР-1 использовалась I ступень ракеты Р-9М с двигателем НК-9; для II ступени — III ступень носителя "Союз"; III ступень создавалась на базе двигателя С1-5400, разработанного в ОКБ-1 для IV ступени носителя "Молния" (8К78). Носители "Союз" и "Молния" разрабатывались в ОКБ-1 одновременно с ГР-1 (см. ниже).

Эскизный проект ракеты ГР-1 был завершен в мае 1962 г. Начальный вес ракеты приняли равным 177 т, высоту круговой орбиты 150 км. В баллистическом варианте обеспечивалось поражение целей на дальность до 15 тыс. км.

Для ракеты ГР-1 можно было использовать стартовые позиции и наземное оборудование, предназначенные для ракеты Р-9.
АРКК, д. 2574, л. 43; д. 3460, л. 38; № 12251, 19201.


ЦитироватьРАКЕТА-НОСИТЕЛЬ Н-II


Компоновочная схема ракеты Н-I и принятая, наиболее рациональная методика ее летной отработки позволяли создать ракету Н-II на базе блоков Б и В ракеты Н-I. Ракета Н-II при стартовом весе 770 т могла обеспечивать выведение на круговую орбиту Земли высотой 300 км полезного груза весом 24 т для решения военных задач и исследования космического пространства.

Летная отработка ракеты Н-П позволяла в полной мере проверить ряд новых принципов и систем, принятых для Н-I, проверить и отработать в натурных условиях технологические вопросы, связанные с окончательным изготовлением топливных баков и проведением общей сборки ракеты в условиях космодрома.

Проектом предусматривалась установка на I ступени ракеты Н-II двигателей НК-15. На первом этапе летной отработки ракеты можно было осуществить временную замену двигателей НК-15 на двигатели НК-9, изготовленные ранее для ракеты 8К713 и прошедшие стендовые испытания. Это обстоятельство, а также возможность проведения летной отработки на имеющейся оборудованной площадке с использованием монтажного корпуса и кислородного завода позволяли создать ракету Н-II в самые кратчайшие сроки. Обратная замена на втором этапе летной отработки ракеты двигателей НК-9 на более совершенные двигатели НК-15 приводила к улучшению летных характеристик ракеты и давала возможность иметь для ракеты Н-I уже отработанные в летних условиях блоки Б и В.

В эскизном проекте носителя Н-I были изучены особенности двух основных типов ракеты Н II: боевой ракеты, предназначенной для одновременного прицельного поражения нескольких целей; ракеты-носителя, предназначенной для дальнейшего освоения космического пространства, выведения на орбиты ИСЗ боевых космических аппаратов и поражения крупных стратегически важных объектов противника.

Предложения по ракете-носителю Н-II приняты не были.

АРКК,№ 32691.

Н-111 я не нашел как такового, а там список выглядит весьма подробным...

Peter

Так что я в полном тупике :))
Шарады какие-то...

Salo

В двухступенчатом варианте из Байконура на НЗО высотой 200 км получаем ПН 4-4,5т. В трёхступенчатом на НЗО высотой 300 км имеем ПН 5,6т. :wink:
"Были когда-то и мы рысаками!!!"

Лютич

В принципе, видимо это и стало причиной, что Н-111 заинтересовались меньше. Нафига ракета, более сложная, чем "Союз", но с меньшей грузоподьемностью?
Смотреть телевизор и читать газеты - моя работа.

Salo

В варианте с 10 НК-9 на первой ступени имеем на НЗО 300 км 6,2т. :wink:
"Были когда-то и мы рысаками!!!"

Димитър

ЦитироватьН-1 это Блоки А,Б,В,Г. Блок Г это фактически разгонный блок. Предназначена для вывода 7К-Л3 на траекторию полёта к Луне со второй космической скоростью.
Блок Д забыли!
От которого, думаю, произошел РБ ДМ - единственное, что испльзуется до сегодняшнего дня от Н-1.  :)

Salo

Блок Д использовался для коррекции на трассе полёта к Луне, вывода на круговую окололунную орбиту и торможения ЛК при посадке. :wink:
"Были когда-то и мы рысаками!!!"

Salo

ЦитироватьВ принципе, видимо это и стало причиной, что Н-111 заинтересовались меньше. Нафига ракета, более сложная, чем "Союз", но с меньшей грузоподьемностью?
Да, Вы правы. Хотя если бы все получилось, был бы ряд ракет ГР-1 (3-4т), Н-111 (5-6т), Н-11 (25т), Н-1 (75-95т). С возможностью апгрейда водородными верхними ступенями и КРБ.
"Были когда-то и мы рысаками!!!"

Salo

Р-36 (Циклон) перекрыл дорогу ГР-1, Союз-Н-111, Протон-Н-11, проигрыш в лунной гонке-Н-1.
Ну и конечно Глушко руку приложил, на всех стадиях. Особенно на последней. :(
"Были когда-то и мы рысаками!!!"

Peter

Да, все верно.
Если судить по Ветрову, который приводит ссылки на архивные документы, Н-111 остался внутренней разработкой КБ, а Н-11 выносился на обсуждение в вариантах с НК-9 и  НК-15.
Склонен предположить, что с выводом на НЗО 20 и 24 тонн соответственно.

Peter

Цитироватьпроигрыш в лунной гонке-Н-1.

Это хронологически не связано. Об Н-11 к тому времени не вспоминали, не говоря уж о 111.

ЦитироватьГлушко руку приложил

Никаких свидетельств тому я не видел. Несмотря на свое, хм, неоднозначное мнение о его деятельности.