Ракеты Н-11 и Н-111

Автор Salo, 22.01.2008 15:51:03

« предыдущая - следующая »

0 Пользователей и 1 гость просматривают эту тему.

Salo

После утилизации (читай списания) Н-1, даже о теоретической возможности создания Н-11 и Н-111 говорить было поздно.
При нормальном подходе можно было бы, сделав несколько последних запусков Н-1, перейти к использованию производства в Самаре и Байконуре для Н-11 (25т), с возможностью доведения до 30т и более со второй водородной ступенью на РД-57М и РБ на РД-56.  :(
"Были когда-то и мы рысаками!!!"

Salo

Поскольку НК-9, НК-19К, НК-39К с атмосферными соплами так и не были доведены до ума, то и о самом проекте Н-111 говорить сложно. Приходится всё время гадать.
"Были когда-то и мы рысаками!!!"

AceIce

ЦитатаДа, Вы правы. Хотя если бы все получилось, был бы ряд ракет ГР-1 (3-4т), Н-111 (5-6т), Н-11 (25т), Н-1 (75-95т). С возможностью апгрейда водородными верхними ступенями и КРБ.

Точнее, ряд мог выглядеть так:

Носитель на базе Р-9 (1,5-2т), потом ГР-1 и далее по списку...

ЦитатаН-11 (25т), с возможностью доведения до 30т и более со второй водородной ступенью на РД-57М и РБ на РД-56.  :(

Думаю, что всё-таки больше 30т. Где-то 35-36, и даже более.
Война - это великое дело для государства, это почва жизни и смерти, это путь существования и гибели. Это нужно понять.
Сунь-цзы

Salo

Причём под Р-9, а значит и под ГР-1 в Плесецке и Байконуре старты были. :(
В Плесецке их в начале 70-х под Циклон переделали.
"Были когда-то и мы рысаками!!!"

Виктор Левашов

И всё-таки: почему горели Н-1 четыре раза?
Ведь они, - каждая, - стоили как две школы. Обычные школы 10-летки на 900 учеников.

Дмитрий Виницкий

Виктор, не смешите народ. Они стоили как сотни школ, а с учетом последствий аварий много больше. Вы сюда пофлудить ходите? Про Н-1 информация находится мгновенно. Вся доступная...

Виктор Левашов

ЦитатаПро Н-1 информация находится мгновенно. Вся доступная
Этот проект так и не был доведён до конечного результата.
ЦитатаОни стоили как сотни школ, а с учетом последствий аварий много больше.
Тем более. Но, - на счёт сотен школ, - вы, скажем так, заблуждаетесь.
ЦитатаВы сюда пофлудить ходите?
D.Vinitski, у вас навязчивая идея. По повторяетесь раз за разом. :(

Дмитрий Виницкий

Что в лоб, что по лбу...

Scarecrow

ЦитатаТем более. Но, - на счёт сотен школ, - вы, скажем так, заблуждаетесь.
Не хочется спорить с литератором, но я Вас, Виктор, не совсем понимаю. Цена таких штук по порядку величины именно "сотни школ", даже отдельного пуска, а не в стадии разработки. Возьмите хотя бы данные супостатов по Saturn V и пересчитайте.

Development Cost $: 7,439.600 million. in: 1966 average dollars. Launch Price $: 431.000 million. in: 1967 price dollars. http://www.astronautix.com/lvs/saturnv.htm

Schwalbe

Интересно получается - у Сатурна за кг 3500 $.

Есть другие данные:



Чему верить?

Потому что принятое мнение о том, что С-5 обеспечивал самое дешевое выведение, обычно служит обоснованием необходимости более тяжелых РН.
Я с детства не любил овал - я с детства угол рисовал.
В конце концов, повторное использование имеет мало смысла для носителя, который, кажется, никто не хочет использовать в первый раз.

avmich

ЦитатаИ всё-таки: почему горели Н-1 четыре раза?
Ведь они, - каждая, - стоили как две школы. Обычные школы 10-летки на 900 учеников.

http://epizodsspace.narod.ru/bibl/chertok/kniga-4/g10.html

В 12 часов 18 минут 07 секунд ракета вздрогнула и начала подъем. Рев проникал в подземелье через многометровую толщу бетона. На первых секундах полета последовал доклад телеметристов о выключении двух двигателей из тридцати.

Наблюдатели, которым невзирая на строгий режим безопасности удалось следить за полетом с поверхности, рассказывали, что факел казался непривычно жестким, "не трепыхался", а по длине раза в три-четыре превосходил протяженность корпуса ракеты.

Через десяток секунд грохот двигателей удалился. В зале стало совсем тихо. Началась вторая минута полета. И вдруг - факел погас...

Это была 69-я секунда полета. Горящая ракета удалялась без факела двигателей. Под небольшим углом к горизонту она еще двигалась вверх, потом наклонилась и, оставляя дымный шлейф, не разваливаясь, начала падать.

...

Скрупулезный анализ дал возможность доказать, что на 6-й секунде полета из-за повышенных вибраций оборвалась трубка датчика замера давления газа после турбины. На 25-й секунде оборвалась трубка замера давления горючего перед газогенератором. Вырвавшийся через порванную трубку "кислый" газ с температурой 340° С смешался с хлещущим из другой оборванной трубки керосином. Образовалось облако горючей смеси, которое вспыхнуло на 55-й секунде. Пожар охватил большой объем хвостовой части блока "А". На 68-й секунде бушевавшее в хвосте пламя прожгло изоляцию кабельной сети, в том числе силовых кабелей переменного тока частотой 1000 герц. Эти кабели и кабели чувствительных каналов КОРДа были связаны в общие жгуты.

Ток частотой 1000 герц системы питания исправного турбогенератора проник на чувствительные входы КОРДа, который принял его за возникновение недопустимых пульсаций в газогенераторах. Через поврежденную пожаром изоляцию помеха в 25 вольт (при максимально допустимых 15 вольтах) обошла все фильтры и выключила все двадцать восемь двигателей практически одновременно. Более того, эта помеха прошла и вверх, на приборы КОРДа блоков "Б" и "В".

Причины гибели первой летной ракеты Н1 были установлены однозначно.

http://epizodsspace.narod.ru/bibl/chertok/kniga-4/g12.html

Я был в числе болельщиков, собравшихся, по обыкновению, в Подлипках в большом кабинете главного - сюда шел репортаж из бункера.

Все, что произошло при втором пуске, я вынужден описывать не по собственным впечатлениям, а со слов участников, очевидцев, используя свидетельства документов.

Старт Н1 №5Л относительно расчетного времени прошел точно. При выходе двигателей блока "А" на режим за 0,25 секунды до отрыва от стартового стола взорвался периферийный двигатель № 8. Остальные двигатели некоторое время работали, и ракета взлетела. Она успела вертикально взлететь на 200 метров - и началось отключение двигателей. За 12 секунд были отключены все двигатели, кроме одного - № 18. Единственный работающий двигатель начал разворачивать ракету вокруг поперечной оси. На 15-й секунде сработали пороховые двигатели системы аварийного спасения, раскрылись створки обтекателя и спускаемый аппарат, оторванный от носителя, улетел в темноту.

На 23-й секунде ракета плашмя упала на старт. Последовала серия сильнейших взрывов.

...

Кузнецовцы категорически отвергали любые версии, кроме постороннего металлического предмета.

Райков осмелился высказать только Мишину свою гипотезу:

- "Посторонний предмет" тут не при чем. Вероятнее всего аксиальный сдвиг ротора. Зазоры в насосе ничтожные. Малейший люфт в подшипниках, сложившись с крайними допусками и деформациями, может привести к тому, что ротор "чиркнет" по статору, произойдет местный разогрев в сотни градусов в среде жидкого кислорода - взрыв неизбежен.

Мишин не занял наступательной позиции по отношению к Кузнецову. Они вместе принимали решение о допуске двигателей к полету, опираясь на заключение межведомственной комиссии конца 1967 года, подтверждавшей, что двигатели пригодны для ЛКИ.

http://epizodsspace.narod.ru/bibl/chertok/kniga-4/g17.html

Пуск Н1 №6Л вклинился в наше ритуальное расписание траурным салютом.

Старт состоялся в ночь с 26 на 27 июня 1971 года в 2 часа 15 минут 52 секунды по московскому времени. С вечера установили с полигоном связь по ВЧ, но организовать оперативную передачу телеметрических параметров не удалось. Информацию о том, что приосходило после старта, мы получали в виде не очень внятных устных докладов из бункера, а потом из вычислительного центра полигона, в котором производилась оперативная обработка информации телеметрических систем.

Все 30 двигателей первой ступени вышли на режим. Ракета нормально взлетела. Через пять секунд после старта телеметристы начали репортаж: "Тангаж, рыскание в норме, угол по вращению увеличивается".

С первых секунд ракета начала закручиваться вокруг продольной оси. После 14 секунд полета угол по каналу вращения превысил восемь градусов. Гироплатформа выдала команду АВД - аварийное выключение двигателей. Команда не прошла. Она была заблокирована до 50-й секунды. Эту блокировку ввели после аварии № 5Л для безопасности стартовых сооружений. К 50-й секунде ракета закрутилась на 60 градусов. Как только блокировка была снята, выключились сразу все тридцать двигателей первой ступени. Ракета упала в 20 километрах. Если бы не страховочная блокировка команды АВД, ракета упала бы всего в километре от старта. Взрывной волной, эквивалентной 500 тоннам тротила, были бы вторично разрушены стартовые сооружения.

...

http://epizodsspace.narod.ru/bibl/chertok/kniga-4/g18.html

Первые два пуска фактически были огневыми испытаниями 30 двигательных установок первой ступени. Только на третьем пуске Н1 № 6Л мы впервые могли проверить динамику управления при исправно работающих всех двигателях первой ступени. И тут же нарвались на неустойчивость по крену. На 14-й секунде ракета закрутилась и после 50-й секунды "ушла за бугор". В этой аварии виноваты прежде всего газодинамики и консультирующие их ученые ЦНИИМаша и ЦАГИ.

Огневые струи 30 двигателей складывались в общий огневой факел так, что вокруг продольной оси ракеты создавался непредвиденный теоретиками и никакими расчетами возмущающий крутящий момент. Органы управления были не в силах справиться с этим возмущением, и ракета № 6Л потеряла устойчивость. На вопрос: "Почему ракета № 3Л не теряла устойчивости по крену до своей гибели по причине взрыва в хвостовой части на 50-й секунде?" - газодинамики отвечали: "Потому, что со старта ракета ушла с двумя выключенными двигателями. Возмущающий момент по крену был в пределах его возможной компенсации органами управления".

Истинный возмущающий момент относительно продольной оси удалось определить моделированием с помощью электронных машин. При этом в качестве исходных данных закладывались не расчеты газодинамиков, а данные телеметрических измерений, реально полученные в полете. Георгий Дегтяренко, Леонид Алексеев, Олег Воропаев, руководившие этой авральной работой в вычислительном центре Владимира Степанова, показали, что
фактический возмущающий момент в несколько раз превышал максимально возможный управляющий, который развивали по крену управляющие сопла при их предельном отклонении.

...

Даже мы, трое непосредственных участников этого пуска Н1, делавшие текущие записи, при их сопоставлении спорили по поводу дат и различных эпизодов. В этой связи меня удивляет, с какой фанатичной уверенностью историки расписывают подробности событии тех времен, когда даже письменности не было.
380

Кроме стреляющих, находящихся в бункере, никто по-настоящему старта не видел. Под землю не проходил грохот огневого шквала.

Но отчетливо слышны были доклады с ИП-1:

- 50 секунд! Тангаж, рыскание, вращение в норме. Полет нормальный.

- 95 секунд! Двигатели центра выключены. Полет нормальный.

- 100 секунд! Полет нормальный.

Так и должно быть. На время 94,5 секунды по программе выключаются шесть центральных двигателей блока "А".

Неужели проскочили? Я в который раз бросаю взгляд на свою шпаргалку, где раписаны по времени основные этапы полета. Все внутри сжимается в ожидании доклада о разделении и запуске блока "Б". Это должно произойти на 113-й секунде.

- 110 секунд... сбои! Сбой информации. Потеря информации по всем каналам!

Информация с "борта" после доклада о сбоях так и не восстановилась. Уже ясно. Не проскочили! Авария на первой ступени. Теперь авария всего за несколько секунд до включения двигателей блока "Б" и разделения.

...

За Лихушиным утвердилась слава доброжелательного, но строгого объективного судьи в спорах главных конструкторов по
385
двигательным проблемам. И на этот раз он сделал спокойный, убедительный доклад. Понятно, что я привожу только основной смысл.

- Распространение сильного удара на момент времени 106,932 секунды идет из района установки двигателя №4. Этот факт можно считать однозначно установленным. Удар зафиксирован и по другим двигателям, но это уже следствие основного удара. Весь процесс ударного возмущения распространился на все переферийные двигатели за время не более 0,04 секунды. Ударное воздействие распространялось со скоростью звука по металлу. Это подтверждают показания датчиков оборотов ТНА. Основной вопрос: какова природа этого удара? Что это: внешний взрыв или нарушение внутри двигателя - камеры ЖРД? Тут могут быть разные точки зрения. Менее вероятно, что случилось нечто в самом двигателе, в его камере сгорания. Самый тщательный анализ не показывает, что до удара происходило какое-либо травление керосина или кислорода. Фреон подавали длительно только на центральные двигатели. Мы попытались по сотым и тысячным долям секунд воспроизвести последовательность разрушения коллекторов окислительного газа, питающих турбины, и сопоставить это с реальной конструкцией и компоновкой. Пока мне представляется наиболее вероятным взрыв не камеры сгорания, а турбонасосного агрегата. Насколько известно, подобные явления имели место на стенде, и к этому же мы в конце концов пришли, анализируя аварию ракеты № 5Л.

Выступавший вслед за Лихушиным Присс с анализом системы управления и Кунавин, докладывавший о КОРДе, доказали, что до "удара" все системы, даже БЦВМ, работали без всяких замечании. Более того, после "удара" на момент времени 110,847 секунды зафиксирована команда на блоке "В" - "аварийное выключение двигателей". Значит, система управления работала, ибо эта команда подается из БЦВМ при нарушении управляемости ракетой, что явно случилось через три секунды после взрыва.

После еще одного дня яростных споров Афанасьев посоветовал:

- Теперь спешить некуда. Подкомиссии и рабочие группы должны назначить персонально ответственных за тщательную обработку всех материалов и доставку их в Москву. Там заслушаем первые результаты на коллегии и подготовим приказ о разработке отчета.

В окончательном тексте отчета после долгих споров появилось однозначное заключение: "Ракета пролетела без замечаний 106,93 секунды, но за 7 секунд до расчетного времени разделения 1-й и 2-й ступеней произошло практически мгновенное разрушение
насоса окислителя двигателя № 4, которое привело к ликвидации ракеты.

Виктор Левашов

ЦитатаВиктор, не смешите народ. Они стоили как сотни школ, а с учетом последствий аварий много больше.
Тем более нужно было доводить проект до логического завершения. А не жечь ракету стоимостью в сотни средних школ одну за другой.
Без всякого результата.
Четвёртый пуск можно было довести до орбиты.
Можно!
Почему отступили???
П.С. Дмитрий, если вы ещё раз обзовёте меня флудером, я буду отвечать на хамство вам как хаму. Это не шутка.

Schwalbe

Я с детства не любил овал - я с детства угол рисовал.
В конце концов, повторное использование имеет мало смысла для носителя, который, кажется, никто не хочет использовать в первый раз.

Дмитрий Виницкий

Я вас не обзываю, я - констатирую. В чём глубокий смысл вашего последнего поста? Риторические вопросы - ни что иное, как чистый, незамутнённый флуд. Или вы хотите чтобы за вас пробежались по форуму и инету и преподнесли дайджест на тему Н-1?
А хамите вы, причём постоянно.

Виктор Левашов

ЦитатаПятый?
Уже четыре пуска сделали. Подошли в плотную к успеху. Да. Пятый.
Иначе все сотни школ, больниц, библиотек - сколько стоил проект Н-1 - просто сгорели  :(
П.С. я считаю одномодульную схему первой ступени оптимальной для тяжелых ракетоносителей не водородном топливе.

Виктор Левашов

Цитатани что иное, как чистый, незамутнённый флуд
ЦитатаА хамите вы, причём постоянно.
Вы сами напросились  :evil:
D.Vinitski, вы озлобленный клеветник. вы презираете русских и ненавидите Россию.
Не обессудьте за откровенность.

Дмитрий Виницкий

Да что вы? Из чего это такой вывод? Или вы хотели от меня услышать, что надо было и дальше жечь школы пачками? Кстати, за переход на личности, полагается санитарно-профилактическое мероприятие, запасайтесь веником и мылом :P

Виктор Левашов

ЦитатаИли вы хотели от меня услышать, что надо было и дальше жечь школы пачками?
Вынужден повторить: четвёртый пуск был в пяти секудных от успеха. Не сработало отделениние певрвой и второй стпупени.
Школы? Их уже сожгли во время предыдущих трех стартов. Если бы довели проект до успеха - это не было бы пустым жертвопреношением в печку лунной гонки. Напомню, что Н-1 это универсальный ракетоноситель. На водородоном топливе.
П.С. вы жили в России? откуда такой цинизм...

Вован

Цитата
ЦитатаИли вы хотели от меня услышать, что надо было и дальше жечь школы пачками?
Вынужден повторить: четвёртый пуск был в пяти секудных от успеха. Не сработало отделениние певрвой и второй стпупени.
Школы? Их уже сожгли во время предыдущих трех стартов. Если бы довели проект до успеха - это не было бы пустым жертвопреношением в печку лунной гонки. Напомню, что Н-1 это универсальный ракетоноситель. На водородоном топливе.
П.С. вы жили в России? откуда такой цинизм...

Сразу две ошибки, пора исправляться :wink:
Байконур надолго - навсегда

Alex_II

Даже три. Там еще водородное топливо упоминается... Вот уж чего на летных Н-I не было...
И мы пошли за так, на четвертак, за ради бога
В обход и напролом и просто пылью по лучу...