Роль Глушко в Космонавтике.

Автор Salo, 07.01.2008 17:08:17

« назад - далее »

0 Пользователи и 1 гость просматривают эту тему.

Salo

#1240
http://engine.aviaport.ru/issues/60/page42.html
ЦитироватьЗа время работы в РНИИ с января 1934 г. по март 1938 г. под руководством Глушко была спроектирована серия двигателей от ОРМ-53 до ОРМ-102, из них наибольшую известность получил ОРМ-65 с регулируемой тягой от 50 до 175 кгс, давлением газов в камере сгорания 24 атм, удельным импульсом тяги 210 с. Этот двигатель предназначался для крылатой ракеты "212" и ракетоплана РП-318 конструкции Королева. Двигатель обладал высокой работоспособностью: один экземпляр ОРМ-65 отработал на стенде около 50 пусков при суммарной наработке более 30 мин.

В этот же период под руководством Глушко были разработаны и испытаны первые в стране газогенераторы ГГ-1 и ГГ-2, работавшие на азотной кислоте и керосине с балластировкой водой. Длительность испытания газогенератора определялась емкостью стендовых баков, суммарное время работы ГГ-1 составило около 2 ч.
http://www.arms-expo.ru/site.xp/049051124051054057052.html
Цитировать27.08.1937 г. проведены официальные стендовые испытания первого отечественного газогенератора ГГ-1, работавшего на азотной кислоте и керосине со вспрыском воды.
http://leftinmsu.narod.ru/library_files/books/Glushko_files/011.htm
Цитировать
В 1935—1936 гг. был разработан, а в 1937 г. прошел официальные стендовые испытания первый газогенератор ГГ-1, предназначавшийся для привода турбины или поршневого двигателя. Производительность его 40—70 л/с газа при 20—25 кгс/см2 и 450—580° С и максимальной температуре 800° С. ГГ-1 работал часами на азотной кислоте и керосине с впрыском воды, вырабатывая чистый нейтральный газ; пуск автоматический. С 1937 г. разрабатывался более мощный газогенератор ГГ-2 (производительность 100 л/с газа при 30 кгс/см2 и 450 — 600° С).
Из книги В.П. Глушко "Ракетные двигатели ГДЛ-ОКБ" М. 1975:
Цитировать Еще в 1932 г. по заданию ВВС нами была начата разработка экспериментальной установки ЖРД на самолете. Предусматривалась установка двух ОРМ-52 с турбонасосными агрегатами питания на подкрылках истребителя И-4 конструкции А.Н.Туполева в качестве вспомогательных к винтомоторной группе. И-4 — одномоторный, одноместный цельнометаллический полутораплан с гофрированной обшивкой; размах крыла 11,4 м, длина самолета 7,28 м, полетный вес 1343 кг, скорость полета 250 км/ч на высоте 3000 м, потолок 8200 м.

В 1936 — 38 гг. двигатель ОРМ-65 проходил испытания на ракетоплане РП-318-1 и крылатой ракете 212 конструкции С.П.Королева. Ракетоплан — деревянный моноплан, размах крыльев 17 м, длина 7,44 м, начальный полетный вес 700 кг; старт с земли — буксировкой. Цельнометаллическая крылатая ракета имела размах 3,06 м, длину 3,16 м, полетный вес 210 кг; моноплан с пороховой ракетной стартовой катапультой.

С 1939 г. я продолжил работу со своим подразделением, выделившимся из РНИИ и ставшим самостоятельной группой, при московском авиационном моторостроительном заводе. Нами разрабатывался проект вспомогательной установки ЖРД на двухмоторном самолете С-100 для форсирования маневров самолета. Привод насосного агрегата предусматривался от основного авиадвигателя. Кроме того, был разработан проект газогенератора ГГ-3 повышенной мощности с подачей топлива автономным турбонасосным агрегатом для быстроходной морской торпеды.

"Были когда-то и мы рысаками!!!"

Fakir

Что-то у меня засело, что не то ГГ-1, не то ГГ-3 были на перекиси... Ну значит, в другое время.

Однако вот от этого:
ЦитироватьВ 1935—1936 гг. был разработан, а в 1937 г. прошел официальные стендовые испытания первый газогенератор ГГ-1, предназначавшийся для привода турбины или поршневого двигателя.

- до ТНА уже рукой подать.


ЦитироватьПредусматривалась установка двух ОРМ-52 с турбонасосными агрегатами питания на подкрылках истребителя И-4 конструкции А.Н.Туполева в качестве вспомогательных к винтомоторной группе.

А вот тут скорее всего "турбонасосный" употребляется в смысле "насос с колесом" (центробежный или вроде), а не ТНА в современном понимании - по-моему, примерно так в 30-е и ранее называли нагнетали авиационных моторов.

DonPMitchell

ЦитироватьВодоразделом служит то что огневая стенка тонкая, непрочная, и для сохранения устойчивости крепится к толстой внешней силовой стенке.  Вероятно даже не просто крепление а именно частое крепление позволяющее "повесить" огневую стенку на внешнюю.

I agree.  Isaev experimented with different schemes -- wires, corrigated sheet metal, dents in outer case.  He was also thinking about cheaper easier construction, not using milled cast metal, but using sheet metal and stamping.  I admire his thinking.

In 1945, Isaev was sent to study engines at BMW and Walther factories in Germany.  What did he learn there?  Maybe the idea of the fuel manifold, but maybe he already did this in U-1250 before visiting Germany.  He believed his ideas in the U engines was superior to German small engines, but he was happy to discover the hypergolic fuel "Tonka".  

With regard to Glushko, how successful were his 1940s engines (RD-1, RD-1Kh, etc)?  I have an impression these engines often exploded, because Glushko had trouble with the ignition technique.  What American engineers call "hard start".

Here is a question.  TG-2 (Soviet Tonka) stood for "Toplivo GPIKh" yes?  In TM-185, what is "TM"?
Never send a human to do a machine's job. -- Agent Smith

Старый

ЦитироватьОднако вот от этого:
ЦитироватьВ 1935—1936 гг. был разработан, а в 1937 г. прошел официальные стендовые испытания первый газогенератор ГГ-1, предназначавшийся для привода турбины или поршневого двигателя.

- до ТНА уже рукой подать.
Это для торпеды.
1. Ангара - единственная в мире новая РН которая хуже старой (с) Старый Ламер
2. Назначение Роскосмоса - не летать в космос а выкачивать из бюджета деньги
3. У Маска ракета длиннее и толще чем у Роскосмоса
4. Чем мрачнее реальность тем ярче бред (с) Старый Ламер

Salo

За счёт балластировки водой удалось резко снизить температуру газа и обеспечить необходимый ресурс.
С ТНА на самолётах всё оказалось сложнее. Проекты и планы Глушко и Душкина  известны. Информации о работоспособных образцах у меня нет.
"Были когда-то и мы рысаками!!!"

Старый

ЦитироватьИнформации о работоспособных образцах у меня нет.
На знаменитой фотографии где изображена линейка двигателей РД-1, рядом с двигателями стоят и насосные агрегаты. Почти все они выглядят как приводные от основного двигателя, но один выглядит как турбинный. Правда информации о нём нет, возможно это турбина от турбонагнетателя с приводом выхлопными гахами основного двигателя.
1. Ангара - единственная в мире новая РН которая хуже старой (с) Старый Ламер
2. Назначение Роскосмоса - не летать в космос а выкачивать из бюджета деньги
3. У Маска ракета длиннее и толще чем у Роскосмоса
4. Чем мрачнее реальность тем ярче бред (с) Старый Ламер

Salo

#1246
Обсуждали уже в этой теме начиная с сороковой страницы:
http://www.novosti-kosmonavtiki.ru/phpBB2/viewtopic.php?p=442111#442111
Цитировать
Цитировать
Цитировать
Цитировать
Цитировать
Цитировать
Цитировать

На РД-1, РД-1Х3, и РД-2 стояли насосные агрегаты с приводом через вал отбора мощности на основном поршневом двигателе самолёта.
РД-3 разрабатываемый в 1944-1945 гг. как автономный двигатель для самолетов был видимо оснащён ТНА.
Salo пишет:

Спасибо! А РД-3 действительно был с ТНА?
Гость 22 пишет:

Поначалу он был с шестерёнчатыми насосами с приводом от М-105 (так же как РД-1 и РД-2). В процессе разработки РД-3 был переделан под ТНА с ГГ, аналогичным по конструкции ГГ-1. В таком виде был изготовлен и испытывался на стенде, но не летал.
Fakir пишет:

А есть где-нибудь фото/схемы/детальные описания всего этого? :roll:
Гость 22 пишет:

По-моему, в музее Энергомаша РД-3 и его ТНА выставлены "живьем", в железе.

ТНА состоит из одноступенчатой активной турбины мощностью 43 л.с., частота вращения 22500 об/мин. Насосы: кислотный - центробежный, керосиновый и водяной - лопастные, масляный - шестерёнчатый. Трехкомпонентный (с балластировкой водой) ГГ состоит из камеры зажигания, камеры сгорания и камеры смешения.

Это описание взято из "Путь в ракетной технике" 2004 г.
Старый пишет:

под РД-3 стоит чтото подозрительно похожее на турбину. Это не он?
Гость 22 пишет:

Он самый.
Склероз? :wink:
Я себя не исключаю из списка склеротиков.
"Были когда-то и мы рысаками!!!"

Старый

Я помню что обсуждали не раз, но обсуждение каждый раз так и кончается ничем. Я каждый раз надеюсь что за время с прошлого раза появилась какаято новая информация.

Счас вот я подумал: а вдруг турбина на выхлопных газах основного двигателя?
1. Ангара - единственная в мире новая РН которая хуже старой (с) Старый Ламер
2. Назначение Роскосмоса - не летать в космос а выкачивать из бюджета деньги
3. У Маска ракета длиннее и толще чем у Роскосмоса
4. Чем мрачнее реальность тем ярче бред (с) Старый Ламер

Salo

Там не было основного двигателя. Потому и появился ТНА:
Цитировать
ЦитироватьА где сам редуктор то? И насосы получается не центробежные?
Скорее всего, редуктор находится под крышкой на шпильках в центре ТНА.

Из насосов только один был цетробежным - для кислоты. Зато он был трехступенчатым :)

Насосы керосина и воды - лопастные, а масляный насос - шестеренчатый.

ЦитироватьКстати, интересно, а газ для турбины откуда? Часом не от основного поршневого мотора?
Нет. В РД-3 применялся трехкомпонентный газогенератор (аналогичный по конструкции ГГ-1), работавший на основных компонентах + вода для балластировки.
"Были когда-то и мы рысаками!!!"

Fakir

Цитировать
ЦитироватьОднако вот от этого:
- до ТНА уже рукой подать.
Это для торпеды.

Ну так и пусть для торпеды!
Я ж говорю - немецкие ТНА из торпед и лодочных ЭУ и выросли, почему бы тому же не быть и у нас?

Fakir

ЦитироватьС ТНА на самолётах всё оказалось сложнее. Проекты и планы Глушко и Душкина  известны. Информации о работоспособных образцах у меня нет.

Ну так РД-3 же ж!!! :)
Да, не летал - но ить работал!

Salo

Ссылку на склероз я уже давал. :wink:

Но должен заметить, что конструкция перспективы не имела и интересна в историческом плане. Ознакомившись с немецкими ТНА на перекиси, Глушко к ТНА на основных компонентах не возвращался до конца 50-х годов. Балластировка водой это паллиатив: попытка приспособить готовую конструкцию под новые нужды.

Исаев с ЖАД для Р-11 в начале 50-х продвинулся дальше. Он балластировал газ одним из компонентов топлива. Вот только с ТНА на основных компонентах он подзадержался, увлёкшись изопропилнитратом.

Вот тут вперёд на некоторое (непродолжительное) время вырвался Севрук. С расформированием его ОКБ-3 в 1958 году  (слияние с ОКБ-2) и возвращением Севрука к Глушко идея овладела массами.
"Были когда-то и мы рысаками!!!"

Старый

ЦитироватьТам не было основного двигателя. Потому и появился ТНА:
Так это ж вроде двигатели для увеличения скорости обычных поршневых самолётов?
1. Ангара - единственная в мире новая РН которая хуже старой (с) Старый Ламер
2. Назначение Роскосмоса - не летать в космос а выкачивать из бюджета деньги
3. У Маска ракета длиннее и толще чем у Роскосмоса
4. Чем мрачнее реальность тем ярче бред (с) Старый Ламер

Старый

ЦитироватьНу так и пусть для торпеды!
Я ж говорю - немецкие ТНА из торпед и лодочных ЭУ и выросли, почему бы тому же не быть и у нас?
Ну хрен его знает, может конечно и у нас тоже. Но както уж очень турбина напоминает турбину от турбонагнетателя...
 А у немцев ТНА к турбонагнетателям отношения не имели?
1. Ангара - единственная в мире новая РН которая хуже старой (с) Старый Ламер
2. Назначение Роскосмоса - не летать в космос а выкачивать из бюджета деньги
3. У Маска ракета длиннее и толще чем у Роскосмоса
4. Чем мрачнее реальность тем ярче бред (с) Старый Ламер

Дмитрий В.

Цитировать
ЦитироватьНу так и пусть для торпеды!
Я ж говорю - немецкие ТНА из торпед и лодочных ЭУ и выросли, почему бы тому же не быть и у нас?
Ну хрен его знает, может конечно и у нас тоже. Но както уж очень турбина напоминает турбину от турбонагнетателя...
 А у немцев ТНА к турбонагнетателям отношения не имели?

А что, у немцев было развито направление авиационных турбонагнетателей? По-моему, такая же ж.па, как и у нас. Для повышения высотности использовалась, кроме ПЦН система GM-1. А для повышения мощности на малых и средних высотах - MW-50.
Lingua latina non penis canina
StarShip - аналоговнет!

Fakir

ЦитироватьА у немцев ТНА к турбонагнетателям отношения не имели?

По-моему, нет.
Во всяком случае, не знаю ни малейших свидетельств этому.
В то время как "морская" родословная отлично прослеживается.

Salo

#1256
Цитировать
ЦитироватьSalo пишет:

Там не было основного двигателя. Потому и появился ТНА:
Старый пишет:

 Так это ж вроде двигатели для увеличения скорости обычных поршневых самолётов?
РД-1 и РД-2 конечно для этой цели. Вот что я нашёл по РД-3:
http://autovzlet.ru/samolety-s-zhidkostnymi-raketnymi-dvigatelyami/25-samolet-pe-2-vm-peshkova-s-zhrd-vp-glushko.html
ЦитироватьРассматриваемую серию двигателей завершает опытный трехкамерный ЖРД РД-3 проходивший в 1944—1945 гг. стендовые испытания. Он представлял собой автономный двигатель, так как для подачи азотной кислоты и керосина впервые использовался турбонасосный агрегат, насосы которого приводились во вращение от газовой турбины. Рабочим телом турбины ТНА являлись продукты сгорания топлива ЖРД (азотной кислоты и керосина), вырабатывавшиеся в специальном агрегате — газогенераторе. В двигательную установку РД-3 входили три камеры сгорания типа РД-1, каждая из которых была укомплектована обслуживающими агрегатами: карбюратором, реле давления газа, фильтрами, топливными и управляющими электромагнитными пневмоклапанами, заливочными вентилями. Тяга двигателя у земли составляла 900 кгс, в пустоте — 1000 кгс; РД-3 мог регулироваться по тяге от 100 до 1000 кгс. На режиме форсажа (разбег, форсированный набор вертикальной и горизонтальной скорости) работали все три камеры, изменяя тягу в диапазоне от 300 до 900 кгс; на режимах горизонтального полета, рулежки и посадки могла работать лишь одна камера, обеспечивая тягу в диапазоне от 100 до 250 кгс.
Управление двигателем было полностью автоматизировано, введена автоблокировка для исключения аварий при неправильном запуске двигателя. Включение камер и управление двигателем (запуск, регулирование тяги, остановка) осуществлялись с помощью лишь одной ручки сектора управления, снабженного концевым выключателем и связанного с блоком дроссельных вентилей газогенератора. Дросселированием устанавливалось определенное давление в газогенераторе и соответствующее ему число оборотов турбонасосного агрегата, следовательно, и тяга двигателя. Конструкция двигателя включала дистанционное управление пусками и остановками.
Газогенератор включал в себя три камеры: зажигания, сгорания и смешения. Турбонасосный агрегат состоял из активной одноступенчатой турбины, редуктора числа оборотов, масляного агрегата, кислотного, керосинового и водяного насосов. Подшипники турбины — скользящие; один из них имел водяное охлаждение. Максимальное число оборотов вала турбины — 26 000 об/мин.
В первом варианте ТНА применялся высокооборотный трехступенчатый центробежный кислотный насос, ротор которого вращался на шарикоподшипниках. Лопастные керосиновый и водяной насосы этого варианта имели одинаковую конструкцию. Роторы их были уравновешены, а корпуса имели профилированный контур. Для обеспечения нормальной работы керосиновый и водяной насосы снабжались предохранительными клапанами. Во втором варианте ТНА все насосы были центробежными. Компоненты топлива в газогенератор поступали из бачков под давлением сжатого газа.
"Были когда-то и мы рысаками!!!"

Salo

Книга "Главный конструктор. К 100-летию А.М. Исаева", стр.184-185
Цитировать8.3 Д.В. Витязев, НИИХИММАШ

О ВСТРЕЧАХ С А. М. ИСАЕВЫМ

...
О первой встрече с Главным конструктором А.М. Исаевым. На КВИ поступил исаевский серийный однокамерный восьмитонник, изготовленный Усть-Катавским заводом. При осмотре нормально прошедшей огневые испытания КС, мы обнаружили маленький сквозной прогар днища головки. На КВИ была поставлена другая КС, но прогар днища повторился. Так были сожжены все 25 восьмитонников - годовая программа Усть-Катавского завода. По этому поводу с результатами испытаний почему-то лишь меня вызвали к министру. Представ перед Рудневым К.Н. и Главными конструкторами Исаевым А.М. и Глушко В.П., я детально изложил результаты и сел против А.М. Исаева.
Руднев спрашивал главных о том, как быть дальше. Встает взволнованный, раскраснев шийся Алексей Михайлович и произносит лишь одну фразу: - «Я не умею делать двигатели!». Поднимается аристократичный Валентин Петрович и тоже с одной фразой: - «Я научу тебя делать двигатели!». Гнетущее стояние Главных прерывает Константин Николаевич рассказом о своей любви к циркачкам, балансирующим на проволоке, и выразил ее тем, что он у..ал бы циркачку прямо на проволоке. Чем совещание и закончилось.
И еще об одной встрече с А.М. Исаевым. Однажды участвовал в техническом обсуждении, проводимом Алексеем Михайловичем в любимой позе - сидя в кресле на ноге и в присущем ему ключе - говори свободно, твое высказывание никогда не будет квалифицировано глупостью. За его спиной в комнате отдыха я увидел кульман, за которым стоял рыжеватый человек. После совещания спросил у конструкторов о том, что он делает. Мне ответили, что это наш лучший компоновщик, а о его рисовании спроси Главного. Вернулся в кабинет с этим вопросом. Алексей Михайлович ответил мне, что он рисует его голубую мечту - кислотный ЖРД замкнутой газо-жидкостной схемы. Эта голубая мечта захватила и меня настолько, что я ушел из начальников в создававшийся научный отдел. Здесь лично спроектировал на исаевских газогенераторах газо-газовую модель ЖРД, КС которой изготовил в нашем ЭП Долганов. Огневые испытания газо-газовой модели успешно проводились на стенде 1 -го бокса объекта №4 и вызвали большой интерес у глушковцев. Но огневые испытания газо-газовой модели закончились взрывом бокса, а не КС. Вечная память начальнику стенда Савельеву В.Н., механикам Панкратову С.М. и Семенову И.П.
"Были когда-то и мы рысаками!!!"

НИИзнайка

У меня 2 вопроса  :

1. Может я не тщательно искал, но были ли у В.П.Глушко предложения по облику ракет и вообще космической программы до РЛА 1974г?

2. Есть ли принципиальные преимущества РД170 1986 перед НК-33 1974 (с учётом что 170 делался позже и сравнение конечно условное - или четвертинки 170 или счетверенного 33, и что качание не было изначально заложено в задание на 33)

Salo

Цитировать1. Может я не тщательно искал, но были ли у В.П.Глушко предложения по облику ракет и вообще космической программы до РЛА 1974г?
Р-8, Р-10, Р-20:
http://www.novosti-kosmonavtiki.ru/phpBB2/viewtopic.php?t=7817&start=0&postdays=0&postorder=asc&highlight=%F0%E0%EA%E5%F2%E0+%F010
"Были когда-то и мы рысаками!!!"