40-тонник: ищем оптимальное решение.

Автор Дмитрий В., 01.01.2008 14:53:40

« назад - далее »

0 Пользователи и 1 гость просматривают эту тему.

hcube

Брысь, ушастый ;-D. Я согласен с тем, что с ракетной точки зрения лучше всего тандем на 5.5 метров. Однако, мы рассматриваем комплексную оценку стоимости - и тогда выясняется, что хотя тандем и выигрывает процентов 10 ПН, зато его логистика обходится вдвое дороже - вместо ЖД используется рейс СПЕЦсамолета. Да и производство этого тандема куда как менее удобно, чем блоков пакета. Опять же со стоимостью выше в 1.5 раза. И на чем экономия? На 10% топлива? С топливом кстати опять же вопрос - сколько стоит заправить тонну метан-кислорода, и сколько - водород-кислорода.

И вот если учесть ЭТИ критерии, то может, описанный пакет и получше будет, а?

По поводу бокового размещения ПН - в схеме пакета с третьей ступенью, при примерно равном распределении ХС, отыгрывается порядка 30% массы второй ступени. Т.е. до орбиты летит не 80-тонная вторая ступень, а 10-тонная третья, а 30% от 70 тонн разницы экономится. Для ПАКЕТА это особенно актуально - у него удельная масса второй ступени по сути в 2 раза хуже чем масса первой - потому что вырабатывается примерно половина топлива при совместной работе. Опять же, если у нас две разные ступени, то вторую можно оптимизировать по обьему топлива, или там по унификации с первой, а третью - по массе конструкции и УИ двигателя. Т.е. даже если можно получить нормальную ПН при двухступенчатой схеме, при трехстпенчатой она будет не просто нормальной, а хорошей.
Звездной России - Быть!

Not

ЦитироватьНо на аэродром вы его как будете везти, а? Да и ограничение на контактную сеть в городе никто не отменял.
А заводские аэродромы уже отдали частным предпринимателям под автогонки? Попробуйте в Иркутске, где зав. аэродром все еще используется по назначению.

hcube

А что, у нас около Хруничева скажем, или в Самаре, когда-то был аэродром? Или предлагается ракетные блоки делать на авиационной оснастке?
Звездной России - Быть!

Shestoper

ЦитироватьЯ согласен с тем, что с ракетной точки зрения лучше всего тандем на 5.5 метров. Однако, мы рассматриваем комплексную оценку стоимости - и тогда выясняется, что хотя тандем и выигрывает процентов 10 ПН, зато его логистика обходится вдвое дороже - вместо ЖД используется рейс СПЕЦсамолета. Да и производство этого тандема куда как менее удобно, чем блоков пакета. Опять же со стоимостью выше в 1.5 раза. И на чем экономия? На 10% топлива?

На простоте носителя. Тандем в любом случае будет иметь меньшее количество деталей. Более простая система топливопроводов. Особенно заметно это преимущество, если на тандеме применять малое количество мощных двигателей - в идеале 1 на ступень.
Плюс для трехступенчатого пакета нужно отдельное поле падения для второй ступени.
И сборка на космодроме тандема всего из двух блоков и ПН намного менее трудоемкая, чем пакета.

freinir

ЦитироватьА что, у нас около Хруничева скажем, или в Самаре, когда-то был аэродром? Или предлагается ракетные блоки делать на авиационной оснастке?

Прям под боком у завода в филях был аэродром :wink:

freinir

Цитировать
ЦитироватьЯ согласен с тем, что с ракетной точки зрения лучше всего тандем на 5.5 метров. Однако, мы рассматриваем комплексную оценку стоимости - и тогда выясняется, что хотя тандем и выигрывает процентов 10 ПН, зато его логистика обходится вдвое дороже - вместо ЖД используется рейс СПЕЦсамолета. Да и производство этого тандема куда как менее удобно, чем блоков пакета. Опять же со стоимостью выше в 1.5 раза. И на чем экономия? На 10% топлива?

На простоте носителя. Тандем в любом случае будет иметь меньшее количество деталей. Более простая система топливопроводов. Особенно заметно это преимущество, если на тандеме применять малое количество мощных двигателей - в идеале 1 на ступень.
Плюс для трехступенчатого пакета нужно отдельное поле падения для второй ступени.
И сборка на космодроме тандема всего из двух блоков и ПН намного менее трудоемкая, чем пакета.

А чем это на пакете сложнее схема трубопроводов?

mihalchuk

ЦитироватьНа восстановительном газе даже при замкнутой схеме сверхвысоких параметров не получить - расход горючего в разы меньше, чем окислителя.
Заблуждение. Посчитайте сами: при избытке метана основная реакция в ГГ будет следующая:
2СН4+О2=2СО+4Н2
Кроме этого будет ещё некоторое количество Н2О, а температура - на 300 градусов выше, чем у кислородно-окислительного ГГ. Расход массы рабочего тела действительно будет меньше, но важен объёмный расход, а он достаточен для создания высокого давления в КС.

freinir

Последний проект КБ Полухина какраз касался производства РН на 40т. Правда это было семейство РН "Енисей".

Peter

Цитироватьhcube

Я согласен с тем, что с ракетной точки зрения лучше всего тандем на 5.5 метров. Однако, мы рассматриваем комплексную оценку стоимости - и тогда выясняется, что хотя тандем и выигрывает процентов 10 ПН, зато его логистика обходится вдвое дороже - вместо ЖД используется рейс СПЕЦсамолета. Да и производство этого тандема куда как менее удобно, чем блоков пакета. Опять же со стоимостью выше в 1.5 раза.

Так или иначе, придется или привязываться к водному транспорту (это на перспективу), или укладываться в 3,9 м (это, если надо "вчера")

А метан (на первой ступени) - вообще непонятно. То есть, даже если не трогать конструкцию - смена стартового комплекса и ряда наземных структур ради минимального выигрыша УИ.

PS все-таки хочется 30/60/90 ПН Но раз договорились не обсуждать...

Bell

ЦитироватьПоследний проект КБ Полухина какраз касался производства РН на 40т. Правда это было семейство РН "Енисей".
Френир, а расскажите что-нить про Ангару-100? :)
Иногда мне кажется что мы черти, которые штурмуют небеса (с) фон Браун

freinir

Цитировать
ЦитироватьПоследний проект КБ Полухина какраз касался производства РН на 40т. Правда это было семейство РН "Енисей".
Френир, а расскажите что-нить про Ангару-100? :)

А спросите лучше у того кто ей занимается

Bell

Иногда мне кажется что мы черти, которые штурмуют небеса (с) фон Браун

freinir

ЦитироватьРазве не Салют?

Незнаю, может КБ Салют тоже немного этим замалось.

hcube

Тут вопрос же даже не в транспортировке готового блока на космодром (хотя это тоже, не всякий аэродром примет хотя бы ВМ-Т, не говоря уже о Мрии), а в том, что ВЕСЬ производственный цикл привязывается к диаметру 5.5. Т.е. оснастка под 5.5, внутрицеховые перекрытия под 5.5, ворота под 5.5, сборка только внтури цеха, т.е. например баки смежникам уже не закажешь, транспортировка на аэродром спецавтопоездом...

А вот если УРМ помещается в ЖД габарит 4.0/25 метров (а метановый 200-тонный УРМ помещается), то он просто грузится целиком или по частям в вагон, и ВСЕ. Не будете спорить, что ЖД ветки - вещь более рспространенная и дешевая, чем спецсамолеты? ;-)
Звездной России - Быть!

Shestoper

ЦитироватьЗаблуждение. Посчитайте сами: при избытке метана основная реакция в ГГ будет следующая:
2СН4+О2=2СО+4Н2
Кроме этого будет ещё некоторое количество Н2О, а температура - на 300 градусов выше, чем у кислородно-окислительного ГГ. Расход массы рабочего тела действительно будет меньше, но важен объёмный расход, а он достаточен для создания высокого давления в КС.

В объем прокачиваемого через турбину газа основной вклад дают не продукты сгорания в ГГ, а исходное горючее, второго компонента  туда чуть-чуть добавляют (в ГГ РД-170 массовое соотношение компонент 54.3). Насчет высоких температур восстановительного газа на метане тоже не всё гладко - при температурах выше 760 С метан разлагается с образованием кокса. А в ГГ РД-170 температура окислительного газа может достигать 600 С - так что поднять температуру ещё на 300 градусов сложно.
Метан-кислородные двигатели работают при массовом соотношении компонент 3,4:1. При плотности ЖК 1,14, а метана - 0,42 объем кислорода будет на 25% больше, чем метана.
Согласен, объемное соотношение компонент позволяет получить более высокие параметры, чем восстановительный ГГ в керосин-кислородном двигателе. Но менее высокие, чем окислительный ГГ - ему кроме самого кислорода, нужно прокачать ещё только небольшой объем керосина, а метану в восттановительном ГГ нужно кроме самого себя качать ещё больший объем кислорода.
В принципе в метановых движках для повышения удельных параметров наибольший смысл имеет схема газ-газ - так как объемы окислителя и горючего примерно равны. В керосиновых и водородных движках один из компонент имеет многократно больший объем, и газификация другого не способна намного увеличить общую мощность турбин.

А для достижения максимального расхода топлива при фиксированной мощности ТНА лучше подходит открытая схема, когда основной объем топлива перекачивается насосами под относительно небольшим давлением сразу в КС, и только небольшая часть загоняется в ГГ под высоким давлением, а потом направляется в высокоперепадную турбину (в отличии от низкоперепадных турбин закрытой схемы). Причем потерь в такой схеме можно избежать, если после турбины газогенераторный газ дожигать в отдельной КС многокамерного двигателя.

freinir

Да и водород 40-тоннику никчему.... экономии стоимости он не даст, а совсем наоборот!

hcube

Дает. Геммороя прибавляет, да. Но дает существенный выигрыш в ПН - до 30%. Причем если ПН - это высокоорбитальный спутник, требующий РБ, то использование водородного РБ вместо метанового ЕЩЕ добавляет ПН - грубо говоря, еще на 40%.

С другой стороны, на ПЕРВОЙ ступени водород почти ничего не дает. На второй - кое-что дает, но если это вторая ступень тандема. В пакете в начале работы УИ у водорода изрядно падает. Вот и получается, что с максимальной эффективностью водород работает только на верхних ступенях - 2 ступени в тандеме или 3 ступени в пакете.
Звездной России - Быть!

Bell

ЦитироватьТут вопрос же даже не в транспортировке готового блока на космодром (хотя это тоже, не всякий аэродром примет хотя бы ВМ-Т, не говоря уже о Мрии), а в том, что ВЕСЬ производственный цикл привязывается к диаметру 5.5. Т.е. оснастка под 5.5, внутрицеховые перекрытия под 5.5, ворота под 5.5, сборка только внтури цеха, т.е. например баки смежникам уже не закажешь, транспортировка на аэродром спецавтопоездом...

А вот если УРМ помещается в ЖД габарит 4.0/25 метров (а метановый 200-тонный УРМ помещается), то он просто грузится целиком или по частям в вагон, и ВСЕ. Не будете спорить, что ЖД ветки - вещь более рспространенная и дешевая, чем спецсамолеты? ;-)
Да ерунда все это с самолетами. Если есть возможность уложится в 4 метра - чего упираться?
Иногда мне кажется что мы черти, которые штурмуют небеса (с) фон Браун

Bell

ЦитироватьДает. Геммороя прибавляет, да. Но дает существенный выигрыш в ПН - до 30%. Причем если ПН - это высокоорбитальный спутник, требующий РБ, то использование водородного РБ вместо метанового ЕЩЕ добавляет ПН - грубо говоря, еще на 40%.

С другой стороны, на ПЕРВОЙ ступени водород почти ничего не дает. На второй - кое-что дает, но если это вторая ступень тандема. В пакете в начале работы УИ у водорода изрядно падает. Вот и получается, что с максимальной эффективностью водород работает только на верхних ступенях - 2 ступени в тандеме или 3 ступени в пакете.
Вообще есть такая идея, что закладывать линейку РН надо из расчета "+40%", т.е. брать существующую РН, прибавлять 40% - будет первая РН тяжелого типоряда, и так прибавлять к каждой следующей. Причем расчитывать только на углеводороды. А промежутки заполнять 3-й ступенью на водороде, которая еще даст порядка 20% роста ПН.
Например, пусть будет Ангара-5 на 25+ т. Тогда следующая должна быть 25+*1,4 ~40 т, с водородом ~50т, дальше, 40*1,4=55 т, с водородом 65 т и т.д.
И будет всем щастье :)
Иногда мне кажется что мы черти, которые штурмуют небеса (с) фон Браун

freinir

ЦитироватьДает. Геммороя прибавляет, да. Но дает существенный выигрыш в ПН - до 30%. Причем если ПН - это высокоорбитальный спутник, требующий РБ, то использование водородного РБ вместо метанового ЕЩЕ добавляет ПН - грубо говоря, еще на 40%.

С другой стороны, на ПЕРВОЙ ступени водород почти ничего не дает. На второй - кое-что дает, но если это вторая ступень тандема. В пакете в начале работы УИ у водорода изрядно падает. Вот и получается, что с максимальной эффективностью водород работает только на верхних ступенях - 2 ступени в тандеме или 3 ступени в пакете.

По сравнению с чем даёт? При одинаковой стартовой массе?

Но стоимость при этом считать не забываем :wink: