40-тонник: ищем оптимальное решение.

Автор Дмитрий В., 01.01.2008 14:53:40

« назад - далее »

0 Пользователи и 1 гость просматривают эту тему.

Александр Ч.

Цитировать
Цитировать
ЦитироватьЯ думаю эта РН будет не дороже 80...85 млн $ (по себестоимости пуска)

Примерно к такой сумме нужно стремиться.

Но всё равно ведь на низкую орбиту по стоимости оптимально выводить 2 ступнями, на высокую - две ступени (вторая немного не доходит до орбиты, как блок Ц у Энергии) плюс маленький разгонный блок.
На ГСО или отлетную траекторию - большой разгонный блок.
Схема достаточно выгодная энергетически, и позволяет использовать один носитель.

Схема стандартная, но не самая выгодная!
Так напишите свое мнение для каждой целевой орбиты, условия:
Цитировать1.1) Масса ПГ на низкой опорной орбите (200*200 км, наклонение 51 град) 40 т (плюс-минус 5 т). Масса ПГ на ГСО - до 8 т, масса КА на отлетной траектории к Луне 12-16 т (в зависимости от типа КРБ).
Ad calendas graecas

Цитировать
ЦитироватьСхема стандартная, но не самая выгодная!

А какая выгоднее? Не только энергетически, но именно экономически выгоднее?
Три ступени, как у Сатурна-5? (когда вторая ступень прилично не добирает орбитальной скорости)
Так ведь ХС на ГСО с LEO больше, чем на Луну с LEO. Так что для третьей ступени логично оставить только довывод на ГСО, а на низкую орбиту полностью выходить двумя ступенями.

Если имелось в виду, что лучше 4 ступени на ГСО, чем 3 - то это выгоднее энергетически процентов на 10-15, но экономически вряд ли, лишняя ступень усложняет ракету.

Кто сказал, что у Сатурна 5 три ступени??? :shock:
У Сатурна 5 как раз и есть две ступени с довыведением. А S-IVB, это разгонный блок.
КАКТОТАК
----------------------------
Моделью ракеты можно достичь модели Марса

Shestoper

ЦитироватьКто сказал, что у Сатурна 5 три ступени??? :shock:
У Сатурна 5 как раз и есть две ступени с довыведением. А S-IVB, это разгонный блок.

У Сатурна вторая ступень отделяется на скорости 7 км/c.
У Энергии блок Ц не добирает до орбитальной скорости всего порядка 100 м/c.

SpaceR

Я так понимаю, что для оптимальной РН на одинаковых компонентах всех ступеней ХС должна поровну делиться между ступенями. Значит:
РН, запускаемая на ГСО, потребует при этом недобора до круговой скорости - для двух ступеней - порядка 0-0,1 км/с; (как раз оптимум)
РН, запускаемая на ПГСО с Байконура/Восточного - недобора 2ст до круговой порядка 1-1,1 км/с;
РН, запускаемая к Луне - недобора 2ст до круговой порядка 1,1-1,2 км/с.

При использовании водорода выгоднее перераспределить ХС в пользу водородных ступеней, значит недобор двух ступеней до НОО еще немного возрастет.

Если же применять схему с 2,5-3 ступенями до НОО, то оптимальная точка запуска РБ (на ПГСО и к Луне) - как раз на НОО.

Shestoper

Ну так ХС на НОО - примерно 9,5 км/c, а на ГСО с наших широт - 4,5-5 км/c.
3,5 км/c набираем на метане или керосине первой ступени, 6 км/c на второй, 5 км/c на разгонном блоке. Распределение ХС по водородным ступеням почти одинаковое, от оптимального отличается незначительно. А при пуске на НОО можно обойтись двумя ступенями, ракета упрощается.

RadioactiveRainbow

Если не ошибаюсь, равномерное распределение ХС между ступенями завязано как минимум на УИ ступеней, даже при одинаковых компонентах он разный.
А при желании распределение ХС можно оптимизировать не по стартовой массе - в этом случае распределение может получиться существенно другим.

С-5 может быть и чисто двухступенчатым - вопрос в том, а при каком массе ПН?
Глупость наказуема

Дмитрий В.

Давайте по-порядку.
1)Схема с "затачиванием" РН под ГПО типа Ариан-4 или Атлас-Центавр (и т.д.) хороша минимальным количеством ступеней. Однако, ввиду того что верхняя ступень работает и как маршевая, на целевую орбиту она тащит и частично опорожненные баки. Кроме того, для выведения на ГСО надо еще и изрядно заправить КА, или применить апогейный двигатель (считай, еще один разгонный блок).
2)Схема, принятая у нас (Протон, Энергия, Молния и, хм, Ангара-5) более универсальна и энергетически более выгодна - КРБ стартует с низкой орбиты полностью заправленный, а его ДУ может иметь существенно более низкую тягу, чем ступень, выполняющая функции маршевой ступени и КРБ. Кроме того, в данной схеме РН движется по примерно одной и той же траектории, обеспечивающей постоянство нагрузок, зон падения и т.п.
В идеале схема выведения выглядит так. Двумя маршевыми ступенями РН доставляет КГЧ (в состав которой в общем случае входят КА и КРБ или блок довыведения) на низкую круговую или незамкнутую переходную орбиту (падение 2-й ступени в антипод). Далее КА с помощью своей ДУ переводится на низкую целевую орбиту, либо включается КРБ, выводящий КА на высокоэнергетическую орбиту или отлетную траекторию. При необходимости, КРБ может выдавать и импульс довыведения (50-100 м/с). Эта схема, еще раз подчеркну, энергетически выгодна (в т.ч. обеспечивает выведение КА на ГСО в три ступени, включая КРБ) и, главное, более универсальная.
Lingua latina non penis canina
StarShip - аналоговнет!

mihalchuk

ЦитироватьНу так ХС на НОО - примерно 9,5 км/c, а на ГСО с наших широт - 4,5-5 км/c.
3,5 км/c набираем на метане или керосине первой ступени, 6 км/c на второй, 5 км/c на разгонном блоке. Распределение ХС по водородным ступеням почти одинаковое, от оптимального отличается незначительно. А при пуске на НОО можно обойтись двумя ступенями, ракета упрощается.
Это хорошо из соображений максимальной массы ПГ. А если следовать за минимальной стоимостью, то участок разгона на первой ступени следует удлиннить.

fagot

ЦитироватьЕсли не ошибаюсь, равномерное распределение ХС между ступенями завязано как минимум на УИ ступеней, даже при одинаковых компонентах он разный.
Конечно, на УИ и массовое совершенство.

Shestoper

ЦитироватьА если следовать за минимальной стоимостью, то участок разгона на первой ступени следует удлиннить.

Не надо. Приземный УИ метана или керосина примерно в полтора раза меньше, чем пустотный УИ водорода. Исходя из этого, первая ступень должна иметь ХС 40% от ХС до НОО (3,5 км/с почти столько и есть).
Причем чем больше скорость первой ступени, тем дальше от старта она упадет - при выведении на разные орбиты район падения "гуляет" по большой территории, на которой нельзя строить крупных населенных пунктов.

mihalchuk

ЦитироватьНе надо. Приземный УИ метана или керосина примерно в полтора раза меньше, чем пустотный УИ водорода. Исходя из этого, первая ступень должна иметь ХС 40% от ХС до НОО (3,5 км/с почти столько и есть).
Для нашей страны я бы подумал о ХС водородного блока 5 км/с. Это будет выгодно с точки зрения уменьшения габаритов блока, снижения гравитационных потерь и уменьшения тяги водородной ДУ.
ЦитироватьПричем чем больше скорость первой ступени, тем дальше от старта она упадет - при выведении на разные орбиты район падения "гуляет" по большой территории, на которой нельзя строить крупных населенных пунктов.
А это ещё один фактор, привязанный к конкретному месту старта. Откуда летим?

Shestoper

Цитировать[Для нашей страны я бы подумал о ХС водородного блока 5 км/с. Это будет выгодно с точки зрения уменьшения габаритов блока, снижения гравитационных потерь и уменьшения тяги водородной ДУ.

Первая водородная ступень уменьшает стартовую массу  и тягу двигателей при равной ПН. Плюс также в унификации двигателй всех ступеней, они будут отличаться только соплом.
С другой стороны, сухая масса и габариты первой водородной ступени возрастают (габариты - очень сильно). В несколько раз увеличивается расход дорогостоящего водорода.
И ещё один момент - за счет малой плотности водород трудно перекачивать, так что водородные насосы требуют большой мощности. Из-за этого ограничено создание водородных ЖРД большой тяги (более 500 тонн).
Забросив все ЖРД, кроме водородных, рискуем в нужный момент остаться без подходящего двигателя для первой ступени сверхтяжелого носителя - опять пихать 30 двигателей на ступень, как у Н-1. Американцам проще, у них ТТУ на поток поставлены.

Дмитрий В.

Да, в общем-то применение водорода не дает особого "всплеска" габаритов. При равной массе ПГ чистый водородник примерно на 25-26% "объемнее" чистой керосинки и приерно на 30-32%, чем керосин-водородный носитель (все варианты - 2-хступенчатые). При линейном подобии габариты будут отличаться совсем мало, процентов на 10.
Lingua latina non penis canina
StarShip - аналоговнет!

Shestoper

Да, но нужно учитывать ещё один факт: чисто водородный носитель легче, чем керосин-водород. Следовательно тяга первой ступени нужна меньше, но водородные движки при равной тяге тяжелее и дороже керосиновых (тот же ТНА нужен мощнее).

К тому же если первая ступень керосиновая или метановая, а вторая водородная, то они при разных массах будут иметь примерно одинаковые габариты - удобно их унифицировать по диаметру при удлинении в районе 3, при совмещенных баках получается высокое массовое совершенство ступеней, форма оптимальна, и тандем выходит не слишком большого удлинения.
Если же обе ступени либо керосиновые, либо водородные, то при одинаковом диаметре или первая ступень слишком длинная, или вторая слишком короткая - соотношения объема баков к площади поверхности неоптимально, массовое совершенство ухудшается.

В общем если конкретно для 40-тонника применение на первой ступени водорода или керосина/метана дает примерно равную экономическую эффективность (конкретный результат зависит от многих факторов - степени развития производства и технологий керосиновых и водородных ЖРД, водородной инфраструктуры, стоимости метана в конкретной стране - в России с её газовыми запасами он дешев), то для развития космонавтики вообще необходимо не потерять опыт создания двигателей большой тяги на плотном топливе. У американцев традиционно это ТТУ, у нас - керосинки. Например без отработанных ТТУ создание Ареса-5 было бы затруднено, понадобилось бы ставить на носитель не меньше 10 водородных RS-68.

hcube

Мне все-таки больше пакет нравится. И наверное если разрабатывать семейство РН, то за базовый блок надо брать ЦБ самого тяжелого варианта, т.е. 6 УРМ + ЦБ.

Если, допустим, у нас стоят 400-тонники на всех УРМ, то масса боковушек будет порядка 230 тонн, масса ЦБ - 450, масса третьей ступени - 100, масса четвертой/РБ - 50. С 50-тонным разгонником к Луне уходит порядка 50 же тонн.

При этом этот же разгонник на более легких вариантах как раз вписывается на роль ТРЕТЬЕЙ ступени, а 100 тонн массы бывшей третьей ступени как раз облегчают носитель обратно до более-менее оптимального уровня.

При 7 УРМ суммарной тягой в 2800 тонн и общей массе в 2080 тонн вполне реальна ПН в 100 тонн.

При этом, одна боковушка с 'легкой' третьей ступенью дает порядка 15 тонн ПН. При стартовой тяге в 400 тонн стартовая масса получается 305 тонн - даже лучше чем у семерки. Cо второй ступенью на метане - 10 тонн.

Две боковушки, ЦБ и та же третья ступень дают уже порядка 45 тонн ПН (водорода относительно меньше, но зато три ступени), при этом стартовая масса - 1000 тонн, стартовая тяга - 1200 тонн.

Ну и так далее, полный вариант дает 100 тонн ПН при стартовой порядка 2080 тонн, включая ПН. Дырка в районе 20-30 тонн ПН может быть закрыта носителем из двух боковушек с одной третьей ступенью, связанных в жесткий пакет, либо навеской ТТУ суммарной тягой и длительностью работы примерно как у одного УРМ, на ЦБ.

Конкретную наиболее оптимальную раскладку по массам ступеней надо считать, но в целом по моему так. Двигатель на 400 тонн можно сделать однокамерным, но я бы делал на 2 камеры, как РД-180 - тогда можно ограничиться незначительным масштабированием существующей камеры НК-33. При этом стартовый комплекс для всех вариантов - один и тот же. Легкий вариант запускается с наиболее близкого к мачте обслуживания газовода (не с центрального).

Диаметр боковых блоков - 3.9 метра, диаметр центрального - 5.5 метров. Диаметр тяжелой третьей ступени - 5.5, легкой - вопрос. Я бы сделал 4.1-4.5 метра. Тогда для легкого варианта она почти не увеличит диаметр, а для тяжелого ее можно упаковать под обтекатель вместе с негабаритной ПН, а с габаритной - пускать с 'родным' легким обтекателем типа Протоновского.

Передача усилия идет с блоков 1 и 2 ступени на переходник третьей. При этом вторая ступень работает при запуске на растяжение, а при самостоятельной работе - на сжатие - поэтому ее специальное усиление не нужно, и массовое совершенство получается хорошим для всех вариантов.

При отработке можно построить вначале два старта для среднего/легкого и затем два для тяжелого/среднего/легкого вариантов.
Звездной России - Быть!

MGouchkov

Цитировать
ЦитироватьНа какой, с вашей Дмитрий, точки зрения класс тяги имеет смысл делать такой "метановый аналог F-1 по идее Центра Келдыша"?
 Основания ответа на этот вопрос являются имхо одним из двух обстоятельств определяющих облик и 40ка тонника.
 C моей точки зрения класс тяги такого ЖРД должен быть 250тонн.

В общем и целом, я с Вами согласен. Класс тяги нового ЖРД должен, по-моему, находиться в пределах 150-250 тс. Это должен быть однокамерный ЖРД в кардановом подвесе.

 С моей точки зрения 250тс это нижный предел,- тяга которую такой ЖРД должен дать при первых же ЛКИ (и в дальнейшем, при штатной многоресурсной эксплуатации в соотвтствующем ей может быть дефорсированном по сравнению с другими ситуациями, режиме).
  То есть класс тяги я определил бы 250- до несколько менее 300от тс.
 
  И вот что когда я чуть более внимательно посмортел, возможно примечательного видиться:
 Предполагая что "многоразовая бочка" из 6ти таких ЖРД Iой ступени это "30+ тонник"- "суперпротон" я похоже перезакладывался на массу систем обеспечения многоразовости (если без таких баковых блоков, они- строго одноразовые), и неоптимальность распределения ХС между ступенями (в контексте работы такой Iой ступени бустером ПКК). А иначе,- РН с Iой супенью в виде блока с 6ю ЖРД по 250тс,- 1500ми тс  суммарной тяги, с соразмеренной как даёт возможность тяговооружённость 2ой ступенью,- ровно таки 40ка тонник (даже с наличием у 2ой ступени системы многоразовости всего кроме баков с управляемым сходом с обриты), кроме как в уж совсем хитровывернутых с тз траектории, задач и есть...  

 Но меня это не радует: Хотелось, в ряду блоков ДУ из 3ёх 4ёх и 6ти ЖРД и соответстующих _трёх_ диаметров баковых блоков получить систему РН от 7.5 до 100тонн, в которых наиболее близкие к оптимальности "карандаши" соответствовали бы миссиям наиболее востребованным на рынке  в перспективе, сообразной по срокам такой разработки..
 А это имхо "15+ тонник"- ("суперзенит") и именно "30+ тонник"- ("суперпротон").
 30+ тоннику- "суперпротону" соответствует блок ДУ Iой ступени из 5ти ЖРД, но блок именно из 6ти лучше и как соразмеренный центр для пакетов в свертяжёлом классе, и как бустер для ПКК...
 Нужно мне думать чтО переосмысливать...
Старый всегда логично делает это с медведем (случайно заглянув в ЧД)

MGouchkov

Цитировать
Цитировать
ЦитироватьНа какой, с вашей Дмитрий, точки зрения класс тяги имеет смысл делать такой "метановый аналог F-1 по идее Центра Келдыша"?
 Основания ответа на этот вопрос являются имхо одним из двух обстоятельств определяющих облик и 40ка тонника.
 C моей точки зрения класс тяги такого ЖРД должен быть 250тонн.
В общем и целом, я с Вами согласен. Класс тяги нового ЖРД должен, по-моему, находиться в пределах 150-250 тс. Это должен быть однокамерный ЖРД в кардановом подвесе.

Что ж, споемся  :)
В конце концов, двигаться по линейке двигателей можно не только сверху вниз, но и снизу вверх.
Сначала отработать однокамерный 300-тонник (лучше всё-таки 300 тонн тяги,  чтобы наконец освоить камеры намного больше 200 тонн, а то с этим у нас прямо табу какое-то). Таких двигателей на 1 ступень 40-тонника понадобится 4 штуки - вместо 8 НК-33 или 6 РД-190.
А потом на базе этого двигателя можно будет создать 4-камерный 1200-тонник для сверхтяжелых носителей.
40-тонный носитель можно вначале выпускать с 4 двигателями, а потом с одним мощным.
А 300-тонники пригодятся на первых ступенях легких и средних носителей (по 1-2 штуки на ступень).

 Ну со мной спеться будет сложновато из-за моей идисинкрозии к многокамерным ЖРД,- очень сложная арматура под давлением, и тем более- если управлять мы собираемся качаниями основных камер..
 Мне может быть была бы ближе мысль про полный 600от тонный метановый аналог F-I и РДТТ аварийного увода РН от стартовых сооружений.
 Первая ступень РН в нише клона Р-7 делается на одном таком ЖРД...
 Но во первых,- в отработку такого ЖРД в разумные сроки не очень верится, а во вторых- слишком большой шаг это создаёт при компоновке блоков остальных РН и не очень удобный: Есть конечно - 40+ тонник с блоком с тремя такими ЖРД  на Iой ступени, но и на 2ух таких получается нечто что очень может быть "между нишами", и на боковухи супертяжёлых неудобно.. (1-мало, 2-много).

Ещё две ремарки в тред:

1- Если РЖД не как в советское время,- ("Партия велела.."), но начнёт брать с "космонавтов" за остановку встречного движения деньги по полной,- то авиасредства покажутся сказочно дешёвыми..

2- Вопрос,- какие есть концепьтуальные идеи, относительно ТХ и конструкции  ЖРД и составляемых из них ДУ (метановых или водородных) для 2ой ступени 40ка тонника и может быть 3ей/РБ? Причём оптимизируемо по критерию стоимости/ зависящей от востребованности серии?
 Про имхо,- концептуальные аналоги PL-10- безгагогенераторной схемы, водородные ли, метановые ли? Возможные и оптимальные тяга и реальный УИ, количество двигателей на блоках разного назначения..???
Старый всегда логично делает это с медведем (случайно заглянув в ЧД)

hcube

На вторую (третью в случае пакета) ступень надо ставить водородник с максимальным УИ. Проигрыш в цене компенсируется выигрышем в ПН. Что-то типа РД-0120 с высотным соплом.

К слову сказать, для перевозки ББ пакета движение останавливать не надо. При плотности компонентов метан-кислород равной 0.75 т/м3, и внутреннем диаметре бака 3.8 метра получаем длину бака на 210 тонн топлива равной 25 метрам (для метан-кислорода совмещенные днища возможны и желательны). Плюс двигательная установка и межбаковые переходники - еще 2 метра. Итого получаем 27 метров. Что как раз укладывается в габарит ЖД платформы.

Вот ЦБ - да. Его так транспортировать не получится, только в пределах космодрома. Сухая масса ЦБ вероятно получается порядка 40 тонн, это вполне 'подьемно' для транспортной авиации, скажем для того же ВМ-Т.
Звездной России - Быть!

Shestoper

ЦитироватьНу со мной спеться будет сложновато из-за моей идисинкрозии к многокамерным ЖРД,- очень сложная арматура под давлением, и тем более- если управлять мы собираемся качаниями основных камер..
 Мне может быть была бы ближе мысль про полный 600от тонный метановый аналог F-I и РДТТ аварийного увода РН от стартовых сооружений.

Можно в принципе сделать и однокамерный 1500-тонник, если КС будет с центральным телом, кольцевая. При этом центральное тело можно охлаждать метаном. За счет того, что метан хороший хладоген, а двигатель с умеренным давлением в КС (то есть тепловые потоки тоже умеренные) - может получиться вполне работоспособный агрегат.
Недостаток двигателей с центральным телом (сложность охлаждения критического сечения КС) можно превратить в достоинство: если удасться обойтись без газогенератора, нагревать метан в системе охлаждения КС до такой температуры, что это даст возможность обеспечить работу ТНА. Двигатель-то у нас не  напряженный, мощность ТНА (относительно расхода топлива) нужна умеренная. Возможно давление в КС атмосфер 100 таким образом можно будет получить (на безгазогенераторных движках c обычной КС такие давления недостижимы, не хватает мощности теплового потока от КС для привода ТНА ).

Дмитрий В.

Думаю, что в любом случае, основой системы должны быть две ступени. Выведение на высокоэнергетические орбиты - с помощью КРБ. Причем КРБ могут быть, в зависимости от энергетики, 3 типов:
- блок довыведения (вероятно, на высококипящих компонентах, хотя и не обязательно) для орбит высотой до 1000-2000 км
- кислород-керосиновый КРБ (типа "удвоенного" ДМ) - для выведения на ГСО/ГПО "не очень тяжелых" КА.
- КВРБ - для самых "тяжелых" случаев.
Маршевые ступени:
- первая - метановая или керосиновая (хотя не исключен и водород).
- вторая - обязательно водородная (развитие водородных технологий и снижение стартовой массы и тяги).
Если исходить из принципа использования готовых или разрабатываемых ЖРД, то пока вырисовывается тандем с 5 ЖРД типа РД-0141 (от Россиянки), либо 5-6 НК-33-1/РД-191. При тяговооруженности примерно 1,5-1,55 обеспечивается высокая вероятность ухода с СК с одним аварийным ЖРД. На второй ступени - 4 ЖРД класса 11Д57М, разумеется в модернизированном виде. Масса ПГ на низкой орбите (180*180 км, наклонение 51,6 град) получается в районе 43 т. Прикидочные расчеты показывают, что при отказа одного ЖРД на старте, РН свободно приводится в зону падения блоков певой ступени. Видимо, если отказ ЖРД 1-й ступени произойдет после 60-100 с (надо расчет проводить более точный), то ПГ может быть выведен на "аварийную" орбиту высотой 130-150 км. При отказе одного ЖРД 2-й ступени, ПГ выводится практически на расчетную орбиту (гарантированно на орбиту 150 км). Это - так назыываемая концепция "безопасного носителя". Решение не самое дешевое, но с учетом меньшего числа "потерь" может быть оправданным. В данном случае, плюсы тандема - возможность полной выработки топлива, меньшие возмущающие моменты при отказе ЖРД и более благоприятное распределение нагрузок - как раз на руку. В "минусах" - проблематичность вариаций носителя. Можно конечно, водородную ступень заменить на метановую с высотным РД-0142, можно заправку сократить и баки укоротить - это для "младших" моделей. Для наращивания ПГ надо удлинять баки и навешивать СТУ. Да, оптимальный диаметр по прикидкам: 8,44 м - первая ступень, 6,5 - вторая. Остановился на компромиссном: 7,5 м.
Буду "думать" пакет. В пакетной компоновке, как правильно отметил hcube - есть свои прелести. Одна из них: возможность выведения того же ПГ, что и на тандеме, при меньшем числе ЖРД. Буду считать вариант с 4 ББ на метановых РД-0141, а ЦБ - с одним РД-0120 (возможно, с раздвижным соплом), либо с 2-4 ЖРД меньшей размерности. Плюсы - легко компонуются варианты с 2, 3, 4 и 6 ББ, с помощью дросселирования ЦБ можно подобрать более оптимальное распределение масс по ступеням при изменении числа ББ. Минусы - меньше шансов выхода из нештатных ситуаций. Но, по моим прикидкам, при отказе одного ББ на вариантах с 3,4 и 6 ББ РН приводится в зону отчуждения первой ступени. Что касается двухблочного варианта, то здесь надо подумать.
Lingua latina non penis canina
StarShip - аналоговнет!