На СМ накрылись компьютеры

Автор DAP, 15.06.2007 09:11:45

« назад - далее »

0 Пользователи и 1 гость просматривают эту тему.

zeus

Цитировать
ЦитироватьЯ чето пропустил? Из Союза выкинули 100 кг Аргона и поставили 6 килограмовый DMSR?

В будущем Аргон-16 в Прогрессе М/М1 и Союзе ТМА заменят на ЦВМ-101, изготовитель которой ФГУП НИИ "Субмикрон" (г. Зеленоград)...
будущие видимо очень далёкое? это как я понимаю и есть часть концепции(там какраз была модернизация союза)

anik

Цитироватьбудущие видимо очень далёкое? это как я понимаю и есть часть концепции(там какраз была модернизация союза)

Первый полет Прогресса М (зав. №401) с ЦВМ-101 планируется на июль 2008 г., а Союза ТМА (зав. №701) - на сентябрь 2009 г... Но эти запуски могут "поплыть" (если уже не "поплыли")...

zeus

Цитировать
Цитироватьбудущие видимо очень далёкое? это как я понимаю и есть часть концепции(там какраз была модернизация союза)

Первый полет "Прогресса М" (зав. №401) с ЦВМ-101 планируется на июль 2008 г., а "Союза ТМА" (№701) - на сентябрь 2009 г... Но эти запуски могут "поплыть" (если уже не "поплыли")...
ну..будем недеятся :)

Agent

Это ТМА, который будет иметь номер 13, как я понимаю.....

anik

ЦитироватьЭто ТМА, который будет иметь номер 13, как я понимаю.....

Нет, Союз ТМА-13 планируется в сентябре-октябре 2008 г... А первый с ЦВМ-101 будет (если не перенесут с сентября 2009 г.) "Союз ТМА-16"...

slipstream

ЦитироватьНу да. "не та кнопка"
ЗЫ: Нагуглился интересный документ по компьютерам
http://www.cosmoworld.ru/spaceencyclopedia/publications/tma.25.08.05.pdf
Ой, и тут наследие некогда прорыва Борланда на советский рынок =)

Цитировать3. Особенность СОИ «Нептун-МЭ» для корабля «Союз-ТМА»
..
По состоянию на август месяц 1999г. ПО содержало 100 тыс. строк текста на языке Паскаль и 30 тыс. на языке ассемблер.

Green007

ЦитироватьЗЫ: Нагуглился интересный документ по компьютерам
http://www.cosmoworld.ru/spaceencyclopedia/publications/tma.25.08.05.pdf

Это не по компьютерам. Это по пульту Нептун.
В управлении движением и в управлении системами корабля компьютер, входящий в Нептун, участия не принимает.
Вернее принимает, но очень опосредованно. Его задача - обслуживание пульта: отображение информации и приём команд от экипажа.

PS: Форматы, пмсм, на нём уродские.

Oleg

Цитировать
ЦитироватьЯ чето пропустил? Из Союза выкинули 100 кг Аргона и поставили 6 килограмовый DMSR?

В будущем Аргон-16 в Прогрессе М/М1 и Союзе ТМА заменят на ЦВМ-101, изготовитель которой ФГУП НИИ "Субмикрон" (г. Зеленоград)...

Это тот, который на фотках на фоне пачки сигарет, для сравнения?
"Друг, скажите номер вашей планеты в тентуре, или хотя бы номер галактики в спирали."

slipstream

Цитировать
ЦитироватьВ будущем Аргон-16 в Прогрессе М/М1 и Союзе ТМА заменят на ЦВМ-101, изготовитель которой ФГУП НИИ "Субмикрон" (г. Зеленоград)...
Это тот, который на фотках на фоне пачки сигарет, для сравнения?
Где? =)

ps Ухты, редкий случай - на сайте производителя не работает все, кроме списка изделий -

http://www.submicron.ru/products/1/
ЦитироватьКосмическое приборостроение

Бортовая цифровая вычислительная машина ЦВМ-101
Предназначена для выполнения вычислительных операций в масштабе реального времени (отказо-сбоеустойчивая)



Технические характеристики

Микропроцессор: 1B812
Регистр-регистр: 24 млн.оп/с
С плавающей запятой: 6 млн.оп/с
Оперативная память: 2 Мбайт
Программная память: 2 Мбайт
Условия эксплуатации: ГОСТ РВ 20.39.304-98 гр.5.5 и 5.3
Потребляемая мощность: от 40 до 60 Вт
Напряжение питания: +27; минус 5 В
Габаритные размеры: 370х236х142 мм
Масса: 8,5 кг

Внешние интерфейсы
Последовательный мультиплексный канал обмена: ГОСТ 26765.52-87-2
Прием-выдача дискретного сигнала

Объекты применения
КК "Союз-ТМА"
КК "Прогресс"
КА "Кондор"
КА "Аркон-2"
pps пустая графа "Прием-выдача дискретного сигнала" что означает?

slipstream

Кстати, Oleg, а у вас вот эти фотографии не сохранились случайно?

http://www.novosti-kosmonavtiki.ru/phpBB2/viewtopic.php?p=165006#165006
ЦитироватьО необходимости срочной модернизации лучше всего говорят эти
фотки - Аргон-16  на тележке для перевозки и двумя ручками для
переноски(!) и более менее современный бортовой компьютер
КС020М. ЦВМ-101 будет весьма похож на КС020М, только чуть
больше по высоте.


Кто не знает:

Аргон-16 - БЦВМ Союза-Т,-ТМ,-ТМА разработки начала 70-х годов,
вес около 65 кг, память на ферритовых кольцах

КС020М - "спусковой" компьютер разработки 10-летней давности,
используется начиная с Союза-ТМА

ЦВМ-101 - замена Аргона для модифицированного Союза

http://woj.3dn.ru/zur/Argon16_1.JPG

http://woj.3dn.ru/zur/Argon16_2.JPG

http://woj.3dn.ru/zur/KS020M.JPG

slipstream

и больше, кроме форума НК, про КС020М вообще никаких упоминаний

http://www.novosti-kosmonavtiki.ru/phpBB2/viewtopic.php?p=165329#165329
Цитировать[..]

К примеру КС020М работет на процессоре типа 80086, а три компьютера в пульте космонавта на 386SX25 без сопроцессора. Экраны используются электролюминисцентные - один цветной, но  без синего, другой монохромный. Это всё проектировалось в середине 90-х и к первому полёту в 2002 уже морально устарело. Но что делать. Просто так взять и поменять процессорную плату на более современную нельзя, даже если бы подходили габариты, разъёмы и т.д.

На ЦВМ-101, если не ошибаюсь, процессор типа 486, а на новом пульте космонавта - типа младших пентиумов и наконец-то полноценные жидкокристалические индикаторы, а также ещё несколько приборов на "компьютерной" основе.
упомянутый выше ГОСТ из графы "Последовательный мультиплексный канал обмена" -
http://www.novosti-kosmonavtiki.ru/phpBB2/viewtopic.php?p=132919#132919
Цитировать
ЦитироватьВозварщаясь к теме, тут вскользь упоминалось что Союз переводят на шину MIL-STD-1553. Коя шина является стандартом министерства обороны США а также НАТО и впервые была применена на F-16.  И это правильно! Давно пора!
На эту шину есть отечественные ГОСТы, причем довольно давно с середины 80-х годов.

ГОСТ 26765.52-87 - Интерфейс магистральный последовательный
ГОСТ Р 52070-2003 - Интерфейс магистральный последовательный

И вроде бы производятся контролеры канала на отечественой элементной базе.
ЦитироватьMIL-1553 используется начиная с Союза-ТМА (2002 год), правда только для связи КС020М (спусковой компьютер) и Нептун-МЭ(пульт космонавта). Также давно используется на Ямалах.
Кроме-того, официально это называется ГОСТ 26765.52-87, а интерфейсные платы производи компания "Элкус" из Питера.

slipstream

ЦитироватьНу что? Как только КБ РККЭ был найден выход из ситуации - интерес похоже к " жареному" пропал :?:
И слава богу!
Коваленко занят! Комменты наверно, если захочет, даст позже.....
Но решение - "пестня" еще та :P
Звиняйте много и долго торчать не могу инет с мобилы :?
У отечественной прессы пропал, а вот у американской .. Оберг например явно раскачивается побузить =)

http://forum.nasaspaceflight.com/forums/thread-view.asp?tid=8451&start=106
ЦитироватьJimO
Posted 19/6/2007 7:32 AM

[..]

I must confess I'm a more than a little bit dismayed by Mr. Engelauf's apparent brushing off the question of what caused the original computer problems with the assurances that since the crew has found a way to get them working again, the problems are for all intents and purposes solved (he certainly gave that impression). It seems to me that the 'new NASA safety culture' should demand that the causal chain of the computer crashes be verified and that lash-ups by the crew do in fact forestall a repetition of that causal chain -- rather than just deciding, "It seems to be working so we'll assume it's OK". Until then, the uninterrupted future good health of that hardware ought to be help in deep suspicion. But now we see the view expressed that seems awfully much like "we've found one problem and fixed it, we can conveniently assume it was the only problem" -- and a NASA official feels justified in reaching that conclusion and expressing it in public less than five years after the 'Columbia' catastrophe. Am I being over-sensitive to this tone?

slipstream

запуск Прогресса М-61, получается, так до сих пор и не перенесен

http://www.interfax.ru/r/B/politics/2.html?id_issue=11770752
ЦитироватьКосмический "грузовик" отправится к МКС раньше намеченного срока
Ле Бурже (Франция). 18 июня. ИНТЕРФАКС-АВН
18 июня 2007 года, 20:47


Российским специалистам удалось полностью восстановить работоспособность всех шести компьютеров на российском сегменте Международной космической станции (МКС), сообщил "Интерфаксу-АВН" на авиасалоне в Ле Бурже президент Ракетно-космической корпорации "Энергия" Николай Севастьянов.

Он сообщил, что вторичные источники питания на компьютерах российского сегмента МКС работают по нештатной схеме.

"Сейчас на Земле специалисты срочно разрабатывают электрические фильтры и готовят необходимые запасные части. Их планируется отправить на МКС очередным грузовым кораблем "Прогресс", старт которого скорее всего будет перенесен с 6 августа на 23 июля", - сказал Н.Севастьянов.

Он пояснил, что ускорение запуска "Прогресса" связано и с тем, что перевести на штатную работу компьютеры на российском сегменте нужно до прилета очередного американского шаттла.

Цитировать19.06.2007 / 00:06    Запуск грузового "Прогресса" к МКС назначен на 6 августа

     Запуск с Байконура грузового транспортного корабля <Прогресс М-61> к Международной космической станции (МКС) намечен на 6 августа, сообщил в понедельник источник на космодроме. По его данным, в настоящее время на космодроме продолжаются работы по подготовке к запуску <Прогресса М-61>.

     В понедельник, по его информации, расчеты федерального космического центра <Байконур>, головного предприятия и байконурского филиала самарского <ЦСКБ-Прогресс> приступили к выгрузке из вагонов ступеней ракеты-носителя <Союз-У>, предназначенной для запуска корабля, передает "Интерфакс".

     - А.Ж.

slipstream

Цитировать18.06.2007 РКК "Энергия" им. С.П. Королева - ЦУП-М, г. Королев Московской области.

Специалисты РКК "Энергия" и экипаж МКС восстановили 17 июня 2007 года работу еще двух из шести бортовых компьютеров на российском сегменте (РС) Международной космической станции (МКС).

Технические мероприятия по восстановлению работы бортовых компьютеров на РС МКС были утверждены к реализации оперативно-техническим руководством, которое было создано 14 июня текущего года президентом, генеральным конструктором РКК "Энергия" Н.Н. Севастьяновым для анализа и ликвидации нештатной ситуации, возникшей  из-за сбоев в работе этих компьютеров.

В настоящее время 4 восстановленных бортовых компьютера РС МКС обеспечивают все расчетные режимы функционирования систем сегмента. Два дополнительно восстановленных компьютера протестированы и находятся в "холодном" резерве.

Ведется подготовка ракетно-космического комплекса и средств наземной космической инфраструктуры, исходя из даты старта грузового корабля "Прогресс М-61", планируемой на 23 июля 2007 года. На этом корабле планируется доставить комплект новых бортовых компьютеров для возможной замены тех компьютеров, которые имели сбои.

"Тех которые" - это все 6? Зачем тогда так длинно сформулировано =)

N2H4

А если опять "помеха", компы из-за "жучков" не погорят? Может лучше выключить их до выяснения. Пусть американский сегмет рулит станцией.

А.Коваленко

ЦитироватьА если опять "помеха", компы из-за "жучков" не погорят? Может лучше выключить их до выяснения. Пусть американский сегмет рулит станцией.
АС не может управлять российскими системами.

N2H4

Поддерживать ориентацию АС вроде может при необходимости?

А какие системы завязаны на эти компьютеры, может можно без них жить (заменить их американскими - пусть виновник свои ресмурсы тратит)?

Пока компьютеры не работали, никаких особых проблем не наблюдалось (по крайней мере, в прессе не сообщалось  :)  )

А.Коваленко

В двух словах это не расскажешь. А проблемы просто не успели появиться. Для этого много народу работали несколько суток.

N2H4

т.е. если компы надолго встанут, то начнуться проблемы. И вдобавок эти компы, как выяснилось, обладают интересным свойством отказывать все разом.
А если опять питание будет шуметь, они опять встанут или проблема решена?

А.Коваленко

Цитироватьт.е. если компы надолго встанут, то начнуться проблемы. И вдобавок эти компы, как выяснилось, обладают интересным свойством отказывать все разом.
А если опять питание будет шуметь, они опять встанут или проблема решена?
Работают же. 100%-й гарантии нет, конечно, это техника. Но проводятся мероприятия, которые позволят обеспечить работу бортовых систем и при отказе. Главное, мы научились парировать эти отказы.