Вопрос по ракете "Сатурн 5"

Автор Дима., 22.05.2007 00:03:25

« назад - далее »

0 Пользователи и 1 гость просматривают эту тему.

Дима.

ЦитироватьНет, не кипит. Там все захоложено еще при заправке.
Температура замерзания водорода = ~ 14 K, температура кипения = ~ 20 K. Понятно, что в бак не твёрдый водород засыпали, поэтому его температура при заправке была, наверное = ~ 15 K.

Но это температуры кипения и замерзания при атмосферном давлении, так..

При увеличении давления температура кипения повышается, а при уменьшении - понижается, я не ошибаюсь ?

ЦитироватьВ баке - да, был бы жидкий водород, а трубопроводах, на входе в насосы - кипящий.
В этом плане особенно интересно выглядит трубопровод жидкого водорода на том участке, где он выходит за пределы корпуса:



Поэтому как раз для того, чтобы за время от старта ракеты до запуска двигателей 2-й ступени - в трубопроводах не "накипело" слишком много газа - в системе питания двигателей осуществляется непрерывная рециркуляция топлива.

Так ?

Bell

ЦитироватьНа шаттле диафрагмы в баках, скорее всего.
на шаттле хитрый мелкодырчатый заборник, диафрагм нет.
Иногда мне кажется что мы черти, которые штурмуют небеса (с) фон Браун

Bell

Цитировать
ЦитироватьУчитывая степень полноты баков и большое расстояние газовой подушки от топливозаборника, при разделении ступеней в ряде случаев осадку топлива можно не проводить ВООБЩЕ - газ не успеет попасть к топливозабору.
Возможно, я ошибаюсь ( тогда поправьте ), но ведь жидкий водород в баке непрерывно кипит.
он кипит не сильнее, чем вода при 70-80 гр.

Вообще злые дяди специально сделали всё так, чтоб при эксплуатации криогенной ступени не было проблем с кипением водорода.
Иногда мне кажется что мы черти, которые штурмуют небеса (с) фон Браун

Bell

Цитировать
ЦитироватьНет, не кипит. Там все захоложено еще при заправке.
Температура замерзания водорода = ~ 14 K, температура кипения = ~ 20 K. Понятно, что в бак не твёрдый водород засыпали, поэтому его температура при заправке была, наверное = ~ 15 K.
Опровергателям всегда все наперед понятно.
Чем меньше они понимают в вопросе - тем понятнее :)

ЦитироватьНо это температуры кипения и замерзания при атмосферном давлении, так..

При увеличении давления температура кипения повышается, а при уменьшении - понижается, я не ошибаюсь ?
А кто сказал, что давление вообще изменялось?

ЦитироватьВ этом плане особенно интересно выглядит трубопровод жидкого водорода на том участке, где он выходит за пределы корпуса:

Поэтому как раз для того, чтобы за время от старта ракеты до запуска двигателей 2-й ступени - в трубопроводах не "накипело" слишком много газа - в системе питания двигателей осуществляется непрерывная рециркуляция топлива.
Даже если накипело за АУТ, то выкипело вверх, а трубопровод заполнился холодной жидкостью из расположенного выше бака.
Иногда мне кажется что мы черти, которые штурмуют небеса (с) фон Браун

fagot

Цитироватьна шаттле хитрый мелкодырчатый заборник, диафрагм нет.
Сетчатый разделитель именно в РСУ?

Дима.

Цитироватьон кипит не сильнее, чем вода при 70-80 гр.
Кстати, вода при 70-80 градусах иногда кипит за милую душу ( или я ошибаюсь ? ).

А в процессорных кулерах на тепловых трубках температура кипения воды и того хуже - задаётся злыми дядями = ~ 30 C ( или я опять ошибаюсь ? ).

ЦитироватьВообще злые дяди специально сделали всё так, чтоб при эксплуатации криогенной ступени не было проблем с кипением водорода.
И помимо прочего - придумали как избежать вскипания криогена в области заборных горловин после расстыковки с предыдущей ступенью.

Для этого ( на 2-й и 3-й ступенях ракеты Сатурн 5 ) нужно обеспечивать  осадку топлива.

kulch

Цитировать...как избежать вскипания криогена в области заборных горловин после расстыковки с предыдущей ступенью.

Для этого ( на 2-й и 3-й ступенях ракеты Сатурн 5 ) нужно обеспечивать  осадку топлива.

На 2-й ступени не нужно, на третьей - нужно при втором запуске.
Юрий Кульчицкий (Kulch)
http://kulch.spb.ru

kulch

Цитировать
Цитироватьна шаттле хитрый мелкодырчатый заборник, диафрагм нет.
Сетчатый разделитель именно в РСУ?

Там сетка вокруг заборника. После часов и дней невесомости все нормально запускается. Не так страшны эти пузыри...
Юрий Кульчицкий (Kulch)
http://kulch.spb.ru

kulch

ЦитироватьВ этом плане особенно интересно выглядит трубопровод жидкого водорода на том участке, где он выходит за пределы корпуса:

Поэтому как раз для того, чтобы за время от старта ракеты до запуска двигателей 2-й ступени - в трубопроводах не "накипело" слишком много газа - в системе питания двигателей осуществляется непрерывная рециркуляция топлива.

Так ?

Да, именно так. Не не потому что часть трубопровода снаружи, а потому что надо охладить всю трубу на протяжении от бака до пускового клапана. Это и называется "захолаживание". Я не помню, когда этот процесс запускается - с момента старта или в полете, но понятно, что он должен быть непрерывным до момента запуска двигателей захолаживаемой ступени.
Юрий Кульчицкий (Kulch)
http://kulch.spb.ru

Дима.

Цитировать
Цитировать...как избежать вскипания криогена в области заборных горловин после расстыковки с предыдущей ступенью.

Для этого ( на 2-й и 3-й ступенях ракеты Сатурн 5 ) нужно обеспечивать  осадку топлива.

На 2-й ступени не нужно, на третьей - нужно при втором запуске.
Напомню, что в документах NASA нет ни одной строчки, где сообщалось бы, что есть хотя бы теоретическая возможность запуска двигателей 2-й или 3-й ступени ракеты Сатурн 5 без осадки топлива.

Кстати, вот последовательность разделения ступеней AS-512 ( Аполлон 17 ):




Как Вы интерпретируете вторую строчку снизу..

...

Вот ещё интересные материалы по теме осадки топлива:



A time interval of 4.4 seconds elapses between S-IC cutoff and the time the J-2 engines of the S-II stage reach the 90% operating thrust level. During this period, ullage rockets are fired to seat the S-II propellant, the S-IC/S-II separation occurs and the retrorockets back the S-IC stage away from the flight vehicle.

An interval of 6.5 seconds elapses between S-ll cutoff and the time the S-IVB J-2 engine attains 90% operating thrust level (mainstage). During this coast period, the S-IVB ullage rockets are fired to seat the stage propellant, the S-II/S-IVB separation occurs, and retrorockets back the S-ll stage away from the flight vehicle.



Как видим, инженеры NASA утверждают, что даже при выходе из строя любого из 4-х ускорителей осадки топлива - тяги оставшихся 3-х будет минимально достаточно для обеспечения осадки топлива, необходимой для запуска двигателей 2-й ступени.

kulch

ЦитироватьНапомню, что в документах NASA нет ни одной строчки, где сообщалось бы, что есть хотя бы теоретическая возможность запуска двигателей 2-й или 3-й ступени ракеты Сатурн 5 без осадки топлива.
Ага, еще в документах НАСА нету ничего про теоретическую возможность антигравитации... Вы сами-то видите свои проблемы с логикой? Или вы действительно изучили ВСЕ документы НАСА по Сатурну-5?

Ну обсуждали же уже все это....
Вы спросили - почему сняли двигатели усадки топлива. Ответ - потому что стало ясно, что двигатель нормально запускается без усадки, если невесомость была кратковременной. Вы с этим не согласны? Ну и ладно. Каждый остался при своем.
Юрий Кульчицкий (Kulch)
http://kulch.spb.ru

Дима.

Цитироватьстало ясно, что двигатель нормально запускается без усадки, если невесомость была кратковременной.
Если бы это стало ясно - убрали бы осадочные ускорители и у 3-й ступени. Ведь именно 3-я ступень отделяется в невесомости.

2-я ступень отделяется в плотных слоях атмосферы ( на высоте ~ 60 км и при скорости ~ 2700 м/с ).

Кстати, какое сопротивление воздуха преодолевает там "Сатурн 5" ?

Поэтому, если суммарная тяга двигателей осадки топлива будет меньше силы сопротивления воздуха, то ускорение ракеты сменится торможением, а верх и низ в баках мгновенно поменяются местами.  Насовцы утверждают, что только 3 из 4-х ускорителей создают достаточную тягу для преодоления сопротивления воздуха и обеспечения осадки топлива. Вы же считаете, что зарубежным криогенам физика не указ и предлагаете попробовать завести двигатель через ~ 2 сек нахождения вверх ногами.


Вот уровни заправки баков второй ступени "Сатурн 5":



Водородный бак залит под самую завязку. Что происходит в нём при перевороте вверх ногами - мы подробнее обсудим позже.

Но кислородный бак залит только на 3/4.

Думаю, даже Вы согласитесь, что 2 секунды жидкому кислороду на потолке не провисеть.

Вообще-то и 0.1 секунды не провисеть ( физика - упрямая вещь ) и не только на потолке, но даже и в невесомости. Возможно, как раз поэтому ускорители и 2-й и 3-й ступеней запускаются до разделения.

Bell

Цитировать
Цитироватьстало ясно, что двигатель нормально запускается без усадки, если невесомость была кратковременной.
Если бы это стало ясно - убрали бы осадочные ускорители и у 3-й ступени. Ведь именно 3-я ступень отделяется в невесомости.

2-я ступень отделяется в плотных слоях атмосферы ( на высоте ~ 60 км и при скорости ~ 2700 м/с ).

Кстати, какое сопротивление воздуха преодолевает там "Сатурн 5" ?
Кстати, в репортах есть таблицы, в которых есть специальная графа, где это прямо указано.

ЦитироватьПоэтому, если суммарная тяга двигателей осадки топлива будет меньше силы сопротивления воздуха, то ускорение ракеты сменится торможением, а верх и низ в баках мгновенно поменяются местами.
Телепортируется чтоли?
Вам, любезный, ньютоновская физика уже не указ? Скорость перемещения топлива уже не зависит от отрицательного ускорения? Я уж упрощаю и не говорю про поверхностное натяжение и вязкость жидкости, которые будут только тормозить это перемещение.

 
ЦитироватьНасовцы утверждают, что только 3 из 4-х ускорителей создают достаточную тягу для преодоления сопротивления воздуха и обеспечения осадки топлива. Вы же считаете, что зарубежным криогенам физика не указ и предлагаете попробовать завести двигатель через ~ 2 сек нахождения вверх ногами.
Так они специально несколько полетов подряд выясняли этот вопрос с помощью видеокамер в баках.
ЦитироватьВот уровни заправки баков второй ступени "Сатурн 5":



Водородный бак залит под самую завязку. Что происходит в нём при перевороте вверх ногами - мы подробнее обсудим позже.
А что происходит при перевороте? Топливо мгновенно телепортируется вверх? :)

ЦитироватьНо кислородный бак залит только на 3/4.

Думаю, даже Вы согласитесь, что 2 секунды жидкому кислороду на потолке не провисеть.
А пузырь газа сверху мгновенно телепортируется вниз? :)

ЦитироватьВообще-то и 0.1 секунды не провисеть ( физика - упрямая вещь )
Ага, и что говорит физика про скорость перемещения жидкости под действием ускорения от одного днища бака до другого? :)

Димочка, вопрос не в том - сколько секунд топливо провесит на потолке, а в том - через сколько секунд газ с "пола" достигнет "потолка" и топливозаборников. Ферштейн?

Все эти наукообразные рассуждения про мнгновенные перемещения "криогена" в пространстве может еще прокатят на каким-нибудь ламерском Большаке, а тут люди более грамотные, тут "рыбы нет" :)
Иногда мне кажется что мы черти, которые штурмуют небеса (с) фон Браун

kulch

ЦитироватьДумаю, даже Вы согласитесь...
Что значит "даже"? Я - типа, "умный"? или - типа, "рыжий"?

Bell, зря теряете время. Я же говорю - каждый остался при своем. Какой смысл доказывать? Даже Диме?
Юрий Кульчицкий (Kulch)
http://kulch.spb.ru

ntil

Дима, ну не перебулькнется пузырь моментально в другой конец бака. возьмите бутылку с пивом да попереворачивайте. а лудше не переворачивайте а поменяйте значение величиниы ускорения без изменения вектора  (попрыгайте). причем учтите - бак больше чем бутылка, а скорость перемещения пузыря в жидкости та-же. вот так.
MY-XA-XA !!!

LEKA

Было интересно почитать изыскания и измышления по вопросу разделения I и II ступений Сатурн-5 поздних версий всех, участвующих в обсуждении, и это тянется более 2 лет. Хотел бы поделиться следующим:
Отделение I ступени
За 0,2 сек, до отделения S IC селектор последовательности операций приборного отсека выдает команду на запуск восьми РДТТ, установленных на нижнем переходнике S II для осадки топлива. Менее, чем через 1 сек после разделения ступеней подается команда на запуск ЖРД ступени S II. Запуск ЖРД J 2 начинается с подачи энергии двум запальным свечам в газогенераторе и к воспламенителю в камере сгорания. Затем начинают работать 2 соленоидных клапана: один для регулировки подачи гелия, другой для управления процессом воспламенения. Гелий используется для поддержания в закрытом положении перепускных клапанов, обеспечивающих начальное охлаждение топливных магистралей, продувки каналов окислителя в днище головки двигателя и каналов окислителя в газогенераторе. После этого открываются основной клапан горючего и клапан подачи окислителя в воспламенитель камеры сгорания. Таким образом создается факел в центральной части форсуночной головки. Начальная раскрутка турбин осуществляется с помощью сжатого газообразного водорода, хранящегося в пусковом баке. Спустя 0,64 сек. с момента подачи сжатого водорода на турбину, клапан пускового бака закрывается и включается основной соленоид управления, который прекращает продувку гелием газогенератора и открывает клапан подачи окислителя. Двигатель выходит на номинальный режим и подача энергии на запальные свечи прекращается.
Пять ЖРД J 2 ступени S II запускаются одновременно, и через 23 сек сбрасывается нижний переходник ступени S II.
Отделение II ступени
Через 700 мсек после выключения ЖРД J 2 ступени S II по сигналу селектора последовательности операций запускаются 2 РДТТ Thiokol TX 280, каждый развивает в течение 4 сек тягу 1540 кг (они установлены на нижнем переходнике ступени S IVB и производят осадку топлива в баках). Через 0,1 сек после запуска РДТТ на S IVB пиротехническими зарядами срезаются планки, соединяющие S II и S IVB, запускаются 4 тормозных РДТТ, установленных на верхнем переходнике ступени S II (каждый с тягой 16 т, продолжительностью работы 1,5 сек, весом 175 кг}.
Запуск ДУ III ступени
Последовательность операций при запуске ЖРД J 2 ступени S IVB такая же, как при запуске J 2 ступени S II, но продолжительность холодной проливки вместо 1 сек увеличивается до 3 сек. Для обеспечения повторного запуска ЖРД J 2 в начальной фазе работы двигателя пусковой бак вновь заполняется газообразным водородом, забираемым из трубопровода, подводящего горючее в камеру ЖРД. Через 8 сек после выхода на режим ЖРД J 2 по команде регулятора последовательности операций сбрасываются два отработанных блока РДТТ вместе с обтекателями и креплением.
Повторный запуск ДУ III ступени
Через 300 мсек после выключения ЖРД J 2 запускаются 2 ЖРД осадки топлива, развивающие тягу по 32 кг и работающие около 86 сек до начала вентиляции бака жидкого водорода. Вентиляционная магистраль начинается у редукционного клапана бака и заканчивается двумя соплами малой тяги, расположенными под 180° на обшивке приборного отсека и дающими тягу, регулируемую пневматическим блоком, от 20 до 3 кг. Система обеспечивает выброс массы, при котором не создается отрицательных ускорений и возмущений, приводящих к кавитации топлива в трубопроводах перед запуском J 2.

Если внимательно изучить конструкцию II ступени, то там окажется 12 РДТТ, из них 8 для усадки топлива и 4 тормозных. В NASA действительно откозались, вначале, от 4 РДТТ, а затем ещё от 4, но одной четвёркой РДТТ были тормозные, т.о. остаются ещё 4 РДТТ для усадки топлива, т.е. в NASA от неё (усадки) никуда не ушли  :) .
ГЛАВНОЕ - БЫТЬ, ЧЕМ КАЗАТЬСЯ

Дима.

ЦитироватьА пузырь газа сверху мгновенно телепортируется вниз?
Цитироватьну не перебулькнется пузырь моментально в другой конец бака.
Перебулькиваться пузырю действительно долго ( в кислородном баке - где-то миллисекунд 300 ), но зато "телепортируется" он гораздо быстрее. Задержка начала кипения в районе заборных горловин после "переворота" бака определяется скоростью звука в жидком криогене..

И как же пузырь так быстро "телепортируется"..

Уж не за счёт ли конденсации в одном месте и испарения в другом :)

Цитироватьвозьмите бутылку с пивом да попереворачивайте
Пузырь воздуха в бутылке с пивом не является одним из агрегатных состояний пива, поэтому "телепортироваться" при перевороте бутылки не может :)))

...

Вот ещё информация из NASA:



Как видим - перспективный двигатель J-2S ( который планировался на смену J-2 ) можно заводить без осадки топлива потому, что он начинает работу на очень "малых оборотах" и может при этом "кушать" водород и кислород в любых агрегатных состояниях и их смесях ( якобы может - в реальности двигатель J-2S не летал ).

Но именно из-за того, что мгновенная смена ускорения торможением приводит к столь же мгновенному вскипанию жидких криогенов в области заборных горловин - двигатель J-2 запустить без осадки топлива невозможно.

А поскольку ускорители осадки топлива сохранили даже у 3-й ступени ( которая отделяется без торможения встречным потоком воздуха ) - то весьма похоже, что даже релаксация упругой деформации баков в невесомости при исчезновении ускорения - приводит всё к тому же вскипанию криогенов в области заборных горловин, делающему запуск двигателя J-2 без осадки топлива невозможным.

Цитироватькаждый остался при своем. Какой смысл доказывать?
Т.е. Вы полагаете, что невозможно доказать Вам абсурдность утверждения, будто после отделения 3-й ступени ( в вакууме ) - завести двигатель J-2 без осадки топлива пороховыми ускорителями невозможно, но в то же время при отделении 2-й ступени ( в атмосфере ) - вполне возможно ( и даже настолько  просто и самоочевидно, что не требуется никаких предварительных тестов ).

А ведь все доступные для изучения документы NASA прямо утверждают обратное - невозможно завести двигатель J-2 ( ни в атмосфере, ни в вакууме ) без осадки топлива.

Bell

ЦитироватьА поскольку ускорители осадки топлива сохранили даже у 3-й ступени ( которая отделяется без торможения встречным потоком воздуха )
"Ускорители" сохранили ТОЛЬКО потому, что ступень запускается после долгого находжения в невесомости.


Цитировать- то весьма похоже, что даже релаксация упругой деформации баков в невесомости при исчезновении ускорения - приводит всё к тому же вскипанию криогенов в области заборных горловин,
Опппа...
А почему пиво на дне бутылке не вскипает? ;)

Цитироватьделающему запуск двигателя J-2 без осадки топлива невозможным.
Безапелляционное ничем не подтвержденное категоричное заявление :)
Иногда мне кажется что мы черти, которые штурмуют небеса (с) фон Браун

Бродяга

Собственно говоря, пиво вообще не вскипает... :)
[color=#000000:7a9ea26d56]"В тот день, когда задрожат стерегущие дом, и согнутся мужи силы; и перестанут молоть мелющие, потому что их немного осталось; и помрачатся смотрящие в окно;"[/color]

LRV_75

Главное не наличие проблем, главное способность их решать.
У каждой ошибки есть Имя и Фамилия