Алюминиево-литиевые сплавы и сплавы с криоупрочнением

Автор Salo, 20.05.2007 17:29:13

« назад - далее »

0 Пользователи и 1 гость просматривают эту тему.


Salo

http://www.viam.ru/index.php?id_page=109&language=ru
ЦитироватьВ-1461-T1 - высокопрочный коррозионностойкий свариваемый сплав пониженной плотности, с повышенным модулем упругости  (d=2,63 г/см3, Е=79,5 ГПа,
"Были когда-то и мы рысаками!!!"

Salo

http://www.novosti-kosmonavtiki.ru/phpBB2/viewtopic.php?p=343108#343108
ЦитироватьВ конструкции корпусов отсеков и рам для установки оборудования в ППК предлагается использовать перспективные высокопрочные материалы. Для корпусов – алюминиево-литиевые сплавы В-1461 и В-1469Т1, обладающие лучшими прочностными свойствами по сравнению со сплавом АМг-6, применяемым на кораблях «Прогресс М/М1» и «Союз ТМА».
"Были когда-то и мы рысаками!!!"

Salo

http://scilib.narod.ru/Avia/Fridlyander/index.html
ЦитироватьФриляндер Воспоминания о создании авиакосмической и атомной техники из алюминиевых сплавов 2006
ЦитироватьКнига представляет собой издание воспоминаний выдающегося ученого-металловеда, теоретика, создателя научных школ по алюминиевым и алюминиево-бериллиевым сплавам. Установленные им закономерности изменения свойств многокомпонентных алюминиевых систем позволили создать многообразие конструкционных сплавов — высокопрочных, жаропрочных, коррозионностойких, свариваемых, криогенных сверхлегких. Из этих сплавов на протяжении десятков лет строятся все отечественные самолеты — пассажирские, транспортные, истребители, бомбардировщики, жидкостные и твердотопливные ракеты...
"Были когда-то и мы рысаками!!!"


LG

http://www.homedistiller.ru/index.php?id=106
ЦитироватьСплав алюминия с серебром. Сплав из 5 серебра и 95 алюминия так тверд и упруг, что с успехом употребляется для фруктовых ножей.

LG

http://www.journal.viam.ru/index.php?mode=archive&year=2011&number=1&lang=eng
ЦитироватьMastering of semifinished products, produced of B-1469 Al-Li advanced alloy in the commercial production
The test results of rolled and extruded semifinished products of B-1469-T1 alloy are given in the present paper. B-1469 alloy based on
 Al-Cu-Li-Mg-Ag system is the aluminium wrought, heat-strengthened, lowdensity, high-strength and corrosion-resistant alloy
Bibliography
Journal of Aircraft. 2000. V. 37. № 1. Р. 24-25.
Фридляндер И.Н. Российские алюминиевые сплавы для авиакосмической техники и транспорта //Авиационные материалы. Вып. «Перспективные алюминиевые, магниевые и титановые сплавы для авиакосмической техники». М.: ВИАМ. 2002. С. 3-11.
Фридляндер И.Н. Воспоминания о создании авиакосмической и атомной техники из алюминиевых сплавов. М.: Наука. 2005. 277 с.
Aluminium Alloys. 2006. ICAA-10. (Vancouver, Canada). 2006. July.
Алюминиевые сплавы. Структура и свойства полуфабрикатов из алюминиевых сплавов. М.: Металлургия. 1974. С. 196-276.
[/size]

Salo

«Разработка технологии изготовления герметичных сварных баковых конструкций из термически неупрочняемых алюминиевых сплавов системы Al-Mg-Sc с наноструктурой и повышенными эксплуатационными характеристиками». Шифр: ОКР «Неупал»
Цитировать2   Цель выполнения ОКР

2.1  Цель ОКР

Целью работы является создание технологии изготовления герметичных сварных баковых конструкций из термически неупрочняемого алюминиевого сплава системы Al-Mg-Sc  с наноструктурой, обеспечивающего повышение на 20-30% тактико-технических характеристик изделий ВВСТ.

2.2  Задачи ОКР
2.2.1 Проведение патентных исследований в соответствии с ГОСТ Р 15.011-96. Сравнительный анализ технологических процессов получения наноструктуры в алюминиевых сплавах типа 1545К  с размером наноблоков менее 100 нм.
2.2.2  Разработка технологического процесса получения сплава с размером наноблоков микроструктуры менее 100 нм. Выбор базовой сварной баковой  конструкции.
2.2.3 Разработка технологии отливки слитков весом 100-2000 кг. Выпуск технологических инструкций на изготовление различных видов полуфабрикатов. Выпуск технических условий на катаные, кованые и прессованные полуфабрикаты. Изготовление полуфабрикатов (листов). Изготовление образцов для проведения испытаний.
2.2.4 Проведение испытаний и оценка  комплекса  свойств:  структуры, механических свойств основного металла и сварных соединений, коррозионной стойкости, технологичности, стойкости в различных средах. Выпуск паспорта на сплав с наноструктурой.
2.2.5 Разработка  технологии изготовления герметичных сварных баковых конструкций из термически неупрочняемого алюминиевого сплава системы Al-Mg-Sc с наноструктурой и повышенными эксплуатационными характеристиками, выпуск технологической инструкции.
 2.2.6 Разработка программы испытаний. Изготовление опытного образца сварной баковой  конструкции и проведение испытаний. Разработка РКД на сплав с  литерой «О».
2.2.7 Проведение приемочных испытаний. Корректировка документации по результатам испытаний. Выпуск РКД с литерой «О1» на сплав с наноструктурой.

3   Требования к выполнению работ

3.1   Состав НТП

3.1.1 Научно-техническая продукция должна включать технологию изготовления  герметичных сварных баковых конструкций,  из термически неупрочняемых алюминиевых сплавов системы Al-Mg-Sc с наноструктурой и повышенными эксплуатационными характеристиками в составе:
- технологических инструкций на опытные партии катанных, прессованных и кованых полуфабрикатов из алюминиевых сплавов системы Al-Mg-Sc с наноструктурой, а также технологии изготовления герметичных сварных баковых конструкций;
- опытного образца сварной баковой  конструкции.
3.1.2 Нормативное обеспечение по технологии изготовления  герметичных сварных баковых конструкций должно включать:
- технологические инструкции,  РКД с литерой «О1», паспорт.

3.2  Требования по назначению
Разработанная технология изготовления герметичных сварных баковых конструкций, из термически неупрочняемых алюминиевых сплавов системы Al-Mg-Sc  с наноструктурой позволит:
- увеличить удельные прочностные характеристики как при криогенных температурах на  15-20%, так и при комнатной по сравнению со сплавом 1201;
- снизить массу деталей и узлов на 15-20%;
- снизить трудоемкость и энергопотребление при изготовлении деталей и узлов;
- повысить технологичность изготовления полуфабрикатов и изделий.
К разрабатываемым материалам предъявляются следующие требования:
-   плотность d 2,65 г/см
"Были когда-то и мы рысаками!!!"

Seerndv

Пра технологичность ... сильно преувеличено, говорят.
Особливо про свариваемость. В итоге пришлось вернуться к АМГ6 по слухам.
Короче техпроцесс сварки не отработан, и сварщиков хороших всё меньше. А АМГ издевательства терпит и не растрескивается в районе швов.
Свободу слова Старому !!!
Но намордник не снимать и поводок укоротить!
Все могло быть еще  хуже (С)

Salo

«Разработка технологии фрикционной сварки из алюминиевых сплавов корпусных конструкций ракет-носителей». Шифр: ОКР «Фрикционная сварка»
Цитировать1 Наименование, шифр ОКР, основание, исполнитель, сроки выполнения.
1.1  Наименование ОКР: «Разработка технологии фрикционной сварки из алю-миниевых сплавов корпусных конструкций ракет-носителей»
Шифр: ОКР «Фрикционная сварка».
1.2 Основание для выполнения ОКР:
Федеральная целевая программа «Развитие оборонно-промышленного комплекса           Российской Федерации на 2011-2020 годы»; Государственный оборонный заказ на 2011 год и плановый период на 2012 и 2013 годы (постановление Правительства          Российской Федерации от  28.07.2011 № 618-18 ).
1.3  Заказчик: Федеральное космическое агентство.
1.4 Исполнитель                               (определяется по результатам конкурса)
1.5  Сроки выполнения: октябрь 2011 г. – декабрь 2014 г.

2  Цель выполнения ОКР.
2.1  Цель ОКР
Целью работы является: создание новой технологии фрикционной сварки, обес-печение производства изделий РКТ, в том числе КРК "Ангара", с требуемыми характе-ристиками и повышение качества сварных соединений за счет замены существующей технологии сварки плавлением на сварку трением вращающимся инструментом без расплавления – с нагревом зоны соединения только до пластического состояния.
2.2  Задачи ОКР
2.2.1 Проведение патентных исследований по технологии фрикционной сварки алюминиевых сплавов и по технологиям неразрушающего контроля фрикционной сварки алюминиевых сплавов в соответствии с ГОСТ Р 15.011-96.
2.2.2 Разработка опытных технологических процессов фрикционной сварки дета-лей-имитаторов продольных и кольцевых швов корпусных конструкций из высокопроч-ных алюминиевых сплавов и комплексного неразрушающего контроля фрикционной сварки деталей корпусных конструкций из алюминиевых сплавов.
2.2.3 Приобретение специального технологического оборудования для фрикци-онной сварки.
2.2.4. Изготовление настроечных образцов для неразрушающего контроля.
2.2.5 Изготовление деталей опытных образцов из высокопрочных алюминиевых сплавов типа АМг6, 1545К, 0-1570, В-1469.
2.2.6 Отработка на деталях опытных образцов технологических параметров фрикционной сварки и неразрушающего контроля сварных соединений из высокопроч-ных алюминиевых сплавов. Сварка опытных образцов.
2.2.7 Проведение испытаний сваренных деталей опытных образцов, в том числе методами неразрушающего контроля. Отработка на опытных образцах чувствительности контроля.
2.2.8 Разработка КД на образцы-имитаторы, стенды и сборочно-сварочную ос-настку для фрикционной сварки имитаторов деталей корпусных конструкций.
2.2.9 Изготовление образцов-имитаторов деталей корпусных конструкций с продоль-ными швами из высокопрочных алюминиевых сплавов типа АМг6, 1545К, 0-1570, В-1469.
2.2.10 Изготовление образцов-имитаторов деталей корпусных конструкций с кольцевыми швами из высокопрочных алюминиевых сплавов типа АМг6, 1545К,          0-1570, В-1469.
2.2.11 Изготовление оснастки для фрикционной сварки продольных швов образ-цов-имитаторов деталей корпусных конструкций и технологической оснастки для спе-циализированного оборудования неразрушающего контроля сварных швов имитаторов деталей корпусных конструкций.
2.2.12 Изготовление стендов для фрикционной сварки имитаторов деталей кор-пусных конструкций.
2.2.13 Доработка стендов для фрикционной сварки средствами неразрушающего контроля. Отладка оборудования для неразрушающего контроля и его испытания на образцах-имитаторах деталей корпусных конструкций.
2.2.14 Фрикционная сварка продольных швов образцов-имитаторов деталей корпусных конструкций.
2.2.15 Изготовление оснастки для фрикционной сварки кольцевых швов образ-цов-имитаторов деталей корпусных конструкций.
2.2.16 Фрикционная сварка кольцевых швов образцов-имитаторов деталей кор-пусных конструкций.
2.2.17  Проведение неразрушающего контроля сварных швов.
2.2.18 Проведение испытаний полученных сварных соединений образцов-имитаторов деталей корпусных конструкций из высокопрочных алюминиевых сплавов типа АМг6, 1545К, 0-1570, В-1469; анализ результатов испытаний и неразрушающего контроля.
2.2.19 Разработка нормативно-технической документации.
2.2.20 Разработка технических требований на промышленный образец установ-ки для фрикционной сварки.
2.2.21 Разработка типовых технологических процессов фрикционной сварки высо-копрочных алюминиевых сплавов и комплексного неразрушающего контроля швов фрик-ционной сварки корпусных конструкций из высокопрочных алюминиевых сплавов, рас-сылка их предприятиям отрасли.
2.2.22 Передача технологии в опытную эксплуатацию.
3 Требования к выполнению работ.
3.1 Состав НТП
Типовые технологические процессы сварки трением вращающимся инструмен-том с перемешиванием элементов корпусных конструкций РКТ из высокопрочных сплавов толщиной до 40 мм: продольных швов обечаек, кольцевых швов корпусов.
3.2  Требования по назначению.
Повышение качества сварных соединений до 98%.
Снижение массовых характеристик изделия на (15...20)%.
Обеспечение воспроизводимости всех технологических параметров режима.
Использование современной элементной базы.
Простота в управлении и эксплуатации.
Компактность (минимизация габаритов, моноблочность).
3.3  Требования  надежности.
Средняя наработка на отказ установки для фрикционной сварки не менее 20 ч.
Гарантийный срок эксплуатации установки для фрикционной сварки не менее 12 мес.
"Были когда-то и мы рысаками!!!"

Наперстянка

Цитировать
ЦитироватьАга, трудно, особенно коллективам в тысячи человек. ;)
 Тут без помощи ну никак не обойтись и денег надо целые кучи. ;)
 :D

 Разумеется применение нового материала создаёт трудности, но надо же куда-то развиваться?
 Или возьмём магний в следующий раз? ;)
Обычно в КБ композитами занимается сравнительно небольшой отдел. Так что, не надо утрировать. Проблема не в организации работ, а в технической (и технологической) сложности проблемы. При том, что эффект не слишком велик (массу бака, наверное, можно снизиить процентов на 15-25, но стоимость его будет непропорционально высока. О таких баках еще можно подумать применительно к многоразовым системам, но у них - свои специфические проблемы (нафиг не нужны пока).
У двигателей то многоразовой системы проблемы могут,конечно,быть,особенно у нищих стран,но у водородного многоразового  бака первой ступени какие могут быть проблемы?

Наперстянка

Я за бериллий хочу спросить и похлопотать. Известно,что сплав на основе берилия со скандием обладает непревзойденными свойствами удельной прочности при комнатной температуре. Имеются ли причины,что такой сплав,типа бериллида скандия,утрачивает свои передовые позиции при температуре отвердения водорода? Добавкой лития в него можно менять так же его пластичность и ковкойсть,как это делается в алюминиевых сплавах. Если такой сплав обладает универсальными свойствами при большом разбросе температур,то для водородного несущего бака первой ступени он выглядит очень не плохо и перспективо для крупногабаритной первой ступени. Если сделать с десток многоразовых баков из такого сплава и еще вдобавок пустить сборочному по кругу,то выгода просто налицо,- гиганские силовые водородные баки могли бы сделать в некоторых случаях ненужными даже вторую ступень. Непонятно,чего так обходят стороной бериллий,такой чудный металл.

Андрей Суворов

Цитироватьгиганские силовые водородные баки могли бы сделать в некоторых случаях ненужными даже вторую ступень. Непонятно,чего так обходят стороной бериллий,такой чудный металл.
Ничего, что бериллий даже в порошке в три раза дороже серебра?
А уж изготовить из бериллия детали стоит вообще невообразимых денег. Поэтому-то он и не используется в крупногабаритных конструкциях.

Вообще-то, единственная руда бериллия - полудрагоценный камень берилл.

Seerndv

Свободу слова Старому !!!
Но намордник не снимать и поводок укоротить!
Все могло быть еще  хуже (С)

Seerndv

Цитироватьhttp://www.homedistiller.ru/index.php?id=106
ЦитироватьСплав алюминия с серебром. Сплав из 5 серебра и 95 алюминия так тверд и упруг, что с успехом употребляется для фруктовых ножей.

- и какого хрена лопасти авиационные делают из композитов, когда тут такой чудный материал на ножи пускают. Мода , однако-с  :?  Пустотелые лопасти из него самое оно было бы.  8)
А потом их поставить на НК-12 и сделать славянскую "Белугу" :D
Свободу слова Старому !!!
Но намордник не снимать и поводок укоротить!
Все могло быть еще  хуже (С)

impetus

всех агитаторов за бериллий - велкам с ним поработать самостоятельно. (в отличие от того же "гептила" - эта гадость, сгорая только ядрёнее становится).

Наперстянка

Цитировать
Цитироватьгиганские силовые водородные баки могли бы сделать в некоторых случаях ненужными даже вторую ступень. Непонятно,чего так обходят стороной бериллий,такой чудный металл.
Ничего, что бериллий даже в порошке в три раза дороже серебра?
А уж изготовить из бериллия детали стоит вообще невообразимых денег. Поэтому-то он и не используется в крупногабаритных конструкциях.

Вообще-то, единственная руда бериллия - полудрагоценный камень берилл.
То,что берилий всего в три раза дороже серебра,то вы очень меня порадовали,- все не золото,то есть пару тысяч тонн в России достать - раз плюнуть,подобной руды в России много. А вот прокат,прессование,фрезерование металла с температурой плавления чуть выше,чем у меди,не может вызывать каких-то особых проблем. В упор не понятно,в чем могут быть трудности механической обработки листа из бериллиевого сплава,ни со сваркой,ни с штамповкой проблем не видно даже близко. В чем тут заноза то имеется,в обработке то :?:

Salo

"Были когда-то и мы рысаками!!!"

Наперстянка

ЦитироватьОчень жить хочется.
Что-то вы скрываете такое интересное 8)

Штуцер

А Вы погуглите БЕРИЛЛИЙ или БЕРИЛЛИОЗ  :evil:
Но в виде обломков различных ракет
Останутся наши следы!