Пара вопросов по РН “Старт-1”

Автор Gradient, 02.04.2007 09:51:59

« назад - далее »

0 Пользователи и 1 гость просматривают эту тему.

Gradient



http://tihiy.fromru.com/Rn/RN_Start.html
ЦитироватьРакета-носитель "Старт" отличается введением дополнительной ДУ между двигательными установками, используемыми на первой и второй ступенях РН "Старт-1". В качестве разгонной ДУ последней ступени использована одна из ранее созданных и полностью отработанных двигательных установок.

На второй и третьей ступенях РН "Старт-1" в качестве органов управления применены устройства вдува газа в закритическую часть сопла, а на последней ступени обоих ракет и на второй ступени РН "Старт" - поворотные управляющие сопла.

Размещенная внутри цилиндрического агрегатного отсека доводочная двигательная установка состоит из твердотопливного газогенератора, системы газоходов и трех пар сопловых блоков, работающих по "толкающей" схеме. Поток продуктов сгорания истекает в сторону, противоположную КА, что исключает загрязнение его поверхности. Управление полетом осуществляется перераспределением газового потока между соплами с помощью клапанных устройств.

Была ли четвертая (пятая) ступень продуктом конверсии, и для чего она предназначалась? То же самое и доводочная ступень. Оригинальная ли это разработка или конверсионный "автобус"?

Андрей Суворов

Я читал, что у "Старта" третья и вторая ступени - это одинаковые блоки. Ну, и боевая ступень штатная.

Славянский танцор

ЦитироватьБыла ли четвертая (пятая) ступень продуктом конверсии, и для чего она предназначалась? То же самое и доводочная ступень. Оригинальная ли это разработка или конверсионный "автобус"?

Как утверждают "Пусковые услуги", они делали четвертую/пятую ступень специально для "Старта-1"/"Старта", хотя, конечно, с использованием "имеющихся технологий".
Про доводочную ступень не знаю.

muxel

ЦитироватьБыла ли четвертая (пятая) ступень продуктом конверсии, и для чего она предназначалась? То же самое и доводочная ступень. Оригинальная ли это разработка или конверсионный "автобус"?
Четвертая ступень "Старта" это ступень от МБР "Курьер", знаю точно. Какая точно не скажу, но скорее всего третья. Про доводочную не скажу.



Что касается способов управления - вдув/качание сопла - на МИТовских ракетах, то кажется впервые начали качать сопло на "Скорости"?

http://tihiy.fromru.com/Rn/RN_Start.html
ЦитироватьНа второй и третьей ступенях РН "Старт-1" в качестве органов управлени применены устройства вдува газа в закритическую часть сопла, а на последней ступени обоих ракет и на второй ступени РН "Старт" - поворотные управляющие сопла.
Я раньше думал что на "Старте" стоит две одинаковых вторых ступени от "Тополя", а оказывается одна со вдувом, а другая с качанием сопла :roll: Интересно, чем им вдув не понравился?

(это я в поддержание разговора)
wbr, muxel

Gradient

Цитировать
ЦитироватьБыла ли четвертая (пятая) ступень продуктом конверсии, и для чего она предназначалась? То же самое и доводочная ступень. Оригинальная ли это разработка или конверсионный "автобус"?
Четвертая ступень "Старта" это ступень от МБР "Курьер", знаю точно. Какая точно не скажу, но скорее всего третья.
Ну в общем я это и предполагал. Калибр как раз курьеровский. :D
А делать новое двигло под коммерческую ракету с неясными перспективами, когда есть готовое...

ЦитироватьЧто касается способов управления - вдув/качание сопла - на МИТовских ракетах, то кажется впервые начали качать сопло на "Скорости"?

http://tihiy.fromru.com/Rn/RN_Start.html
ЦитироватьНа второй и третьей ступенях РН "Старт-1" в качестве органов управлени применены устройства вдува газа в закритическую часть сопла, а на последней ступени обоих ракет и на второй ступени РН "Старт" - поворотные управляющие сопла.
Я раньше думал что на "Старте" стоит две одинаковых вторых ступени от "Тополя", а оказывается одна со вдувом, а другая с качанием сопла :roll: Интересно, чем им вдув не понравился?
Там кстати изрядная баллистическая пауза между выключением первой ступени и включением второй. Вот судя по циклограмме запуска «Зеи» 18 секунд!
http://epizodsspace.testpilot.ru/bibl/nk/1997/5/5-1997.html
На «Тополе» явно такого нет. Т.е. тридцатиметровая дура, весом на тот момент под сорок тонн, летит почти 20 секунд управляемая только уже не особо эффективными на этой высоте  аэродинамическими рулями.  Может для компенсации  возникающих во время этой паузы возмущений на большом пятиступенчатом "Старте" эффективность управления вдувом недостаточна?

Славянский танцор

ЦитироватьЧетвертая ступень "Старта" это ступень от МБР "Курьер", знаю точно. Какая точно не скажу, но скорее всего третья. Про доводочную не скажу.



Что касается способов управления - вдув/качание сопла - на МИТовских ракетах, то кажется впервые начали качать сопло на "Скорости"?

http://tihiy.fromru.com/Rn/RN_Start.html

Муксель :wink: , а вот мне митовцы говорили, что четвертая ступень - не совсем от "Темпа". Точнее говоря, оснастка от него, но делаецца канкретна под "Старт". Хотя, скорее, ты прав В ОБЩЕМ. Но на складах "темповской" ступени нет, и ее каждый раз делают отдельно - под заказ.

Gradient

ЦитироватьМуксель :wink: , а вот мне митовцы говорили, что четвертая ступень - не совсем от "Темпа". Точнее говоря, оснастка от него, но делаецца канкретна под "Старт". Хотя, скорее, ты прав В ОБЩЕМ. Но на складах "темповской" ступени нет, и ее каждый раз делают отдельно - под заказ.
Точно не от "Темпа"  :D

muxel

ЦитироватьМуксель :wink: , а вот мне митовцы говорили, что четвертая ступень - не совсем от "Темпа". Точнее говоря, оснастка от него, но делаецца канкретна под "Старт". Хотя, скорее, ты прав В ОБЩЕМ. Но на складах "темповской" ступени нет, и ее каждый раз делают отдельно - под заказ.
Не знаю о каком "Темпе" вы говорите 8), но "Курьер" даже на ЛКИ не выходил, поэтому конечно никаких "готовых" ступеней в принципе быть не может...
wbr, muxel

muxel

ЦитироватьНу в общем я это и предполагал. Калибр как раз курьеровский. :D
А делать новое двигло под коммерческую ракету с неясными перспективами, когда есть готовое...
В МИТовской книжке (на редкость дурацкой), написано что на "Старте" применяется еще и СУ от "Курьера" (возможно просто некоторые приборы).

ЦитироватьТам кстати изрядная баллистическая пауза между выключением первой ступени и включением второй. Вот судя по циклограмме запуска «Зеи» 18 секунд!
На «Тополе» явно такого нет. Т.е. тридцатиметровая дура, весом на тот момент под сорок тонн, летит почти 20 секунд управляемая только уже не особо эффективными на этой высоте  аэродинамическими рулями.  Может для компенсации  возникающих во время этой паузы возмущений на большом пятиступенчатом "Старте" эффективность управления вдувом недостаточна?
Да, мне тоже только эта причина в голову пришла... Старшие товарищи обещали уточнить :roll:
wbr, muxel

Feol

А какие аэродинамические рули после отделения 1-ой ст.? На картинке их не видно  :roll:
Всем пользователям нравится это сообщение.

Gradient

ЦитироватьА какие аэродинамические рули после отделения 1-ой ст.? На картинке их не видно  :roll:

Так первая ступень отделяется в конце баллистической паузы непосредственно перед включением двигателя второй.

ЦитироватьНачало баллистической паузы   25.56
Конец, паузы   39.68
Отделение 1-й ступени   39.72
Включение ДУ-2   39.92

На счет восемнадцати секенд наврал, четырнадцать. Но все равно много.

Славянский танцор

Цитировать
ЦитироватьМуксель :wink: , а вот мне митовцы говорили, что четвертая ступень - не совсем от "Темпа". Точнее говоря, оснастка от него, но делаецца канкретна под "Старт". Хотя, скорее, ты прав В ОБЩЕМ. Но на складах "темповской" ступени нет, и ее каждый раз делают отдельно - под заказ.
Точно не от "Темпа"  :D

Блин, ну конечно же, не от "Темпа", но и не от "Курьера". Обшибся :oops:
Хотя, вполне возможно, соврали митовцы. Ведь у них что обычно пишется? РН на базе ТЕХНОЛОГИИ ракет "Тополь" и "ПионЭр"...

Feol

Цитировать
ЦитироватьА какие аэродинамические рули после отделения 1-ой ст.? На картинке их не видно  :roll:

Так первая ступень отделяется в конце баллистической паузы непосредственно перед включением двигателя второй.
Тогда, выходит, само наличие выгоревшей 1 ст. должно заметно стабилизировать полет. Она же легкая и сзади - оттягивает центр давления воздуха назад по отношению к центру масс. А возмущений меньше - и атмосфера наверху более стабильная и двигатель не работает. Да и по компоновке РН - симметричный карандаш.
Всем пользователям нравится это сообщение.

Gradient

ЦитироватьТогда, выходит, само наличие выгоревшей 1 ст. должно заметно стабилизировать полет. Она же легкая и сзади - оттягивает центр давления воздуха назад по отношению к центру масс. А возмущений меньше - и атмосфера наверху более стабильная и двигатель не работает. Да и по компоновке РН - симметричный карандаш.
Ну карандаши кувыркаются тоже неплохо. :D   Вот что про РС-22 пишут:
http://epizodsspace.testpilot.ru/bibl/kb-ujn/04.html
ЦитироватьКроме того, ко многим сложностям добавилась еще одна, ставшая едва ли не основной. Дело было в том, что на переходных участках активного полета ракеты, при разделении ступеней не обеспечивалась управляемость ракеты. При разделении первой и второй ступеней, происходившем в условиях большой величины скоростного напора и статической неустойчивости каждой ступени неуправляемый участок даже в течение 0,1 с оказался недопустимым. Вторая ступень мгновенно опрокидывалась. Аналогичная проблема была и при разделении второй и третьей ступеней, правда, не в такой острой форме. Требовалось эффективное управление ракетой на протяжении всего полета, сложность которого усугублялось тем, что твердотопливные двигатели нерегулируемы и имеют большой разброс величины тяги, времени их работы, а отсюда и разброс величин скоростного напора при разделении ступеней.
Ко всему этому добавлялась проблема разведения ББ в процессе полета третьей ступени ракеты.

Первоначально прорабатывался вариант управления полетом первой, второй и третьей ступеней с помощью вдува газа в закритическую часть сопла из КС двигателей. Эффективность такого варианта существенно уступала эффективности способа управления путем качания маршевого двигателя. Но в то время поворотных сопел РДТТ еще не существовало, а надежность системы вдува была под большим сомнением.

timochka

ЦитироватьТогда, выходит, само наличие выгоревшей 1 ст. должно заметно стабилизировать полет. Она же легкая и сзади - оттягивает центр давления воздуха назад по отношению к центру масс. А возмущений меньше - и атмосфера наверху более стабильная и двигатель не работает. Да и по компоновке РН - симметричный карандаш.
ЦитироватьНу карандаши кувыркаются тоже неплохо. :D   Вот что про РС-22 пишут:
http://epizodsspace.testpilot.ru/bibl/kb-ujn/04.html
ЦитироватьПри разделении первой и второй ступеней, происходившем в условиях большой величины скоростного напора и статической неустойчивости каждой ступени неуправляемый участок даже в течение 0,1 с оказался недопустимым. Вторая ступень мгновенно опрокидывалась.
Наличие хвоста из отработавшей первой ступени может ликвидировать "статическую неустойчивость". И все будет шоколадно.

ngl

Интересно, какой скоростной напор на начало паузы, может и нет смысла задумываться об аэродинамике.

Salo

https://ria.ru/science/20180517/1520729061.html
ЦитироватьРоссия вернулась к идее запуска спутников ракетами "Тополь"
03:03 17.05.2018

© РИА Новости / Вячеслав Афонин
Перейти в фотобанк
 
МОСКВА, 17 мая — РИА Новости. Россия вернулась к идее применения межконтинентальных баллистических ракет "Тополь" для запуска спутников. Об этом источник в ракетно-космической отрасли сообщил РИА Новости.
Он пояснил, что сейчас "Тополя" постепенно выводят из эксплуатации, их заменяют на более современные "Ярсы".
Специалисты считают, что, используя "Тополя", можно с минимальными затратами получить готовую ракету и применить ее для космических запусков. Раньше старые ракеты пускали под нож.
По данным открытых источников, на вооружении Ракетных войск стратегического назначения сегодня около 70 ракет "Тополь".
Еще в 2016 году командующий РВСН генерал-полковник Сергей Каракаев заявил, что на базе "Тополей" можно создать ракеты космического назначения. Однако на тот момент, по его словам, разработки по этой программе не велись.
"Тополь" — российский подвижный грунтовый ракетный комплекс стратегического назначения с трехступенчатой твердотопливной межконтинентальной баллистической ракетой мегатонного класса.

 Ракеты для космических стартов

Ракеты "Тополь" ранее уже использовались для космических стартов. С 1993 по 2006 год с мобильной пусковой установки с космодромов Плесецк и Свободный (сейчас — Восточный) провели семь пусков ракет-носителей "Старт-1", созданных на базе "Тополей". Для этого ракету модернизировали из боевой версии в космический носитель.До недавнего времени использовали ракету-носитель "Днепр", которую создали на базе межконтинентальной баллистической ракеты РС-20, более известной по классификации НАТО как "Сатана". Всего с 1999 по 2015 год совершили 22 пуска.
Помимо того, сейчас используется другая конверсионная ракета — "Рокот". До нее трижды запускали ракеты "Стрела".
Кроме того, рассматривается возможность создания проекта "Рокот-2", в котором украинскую систему управления заменят российской.
"Были когда-то и мы рысаками!!!"

Сергей

Сейчас уже будет подороже, для 4-ой ступени  надо делать новый РДТТ, и не ясно под какую ПН и орбиту. Если надо малость поднять массу ПН, то можно снять сопловой блок 2-ой ступени Тополя и заменить на ПУС с ЭОШ Ярса, чтобы уменьшить паузу до включения РДТТ 2-ой ступени , а также на РДТТ 4-ой ступени залить новое топливо. 
А вообще то ПН должна быть военной - американцы б/у МБР используют в интересах МО.

Старый

ЦитироватьСергей пишет:
А вообще то ПН должна быть военной - американцы б/у МБР используют в интересах МО.
У американцев это чисто организационно-финансовая проблема. В своё время за ракету заплатил бюджет, и МО не имеет права эту ракету продать так как ему запрещено заниматься коммерческой деятельностью. Поэтому на ракетах оплаченных из военного бюджета можно запускать только полезные нагрузки МО, в лучшем случае других правительственных ведомств. 
 
1. Ангара - единственная в мире новая РН которая хуже старой (с) Старый Ламер
2. Назначение Роскосмоса - не летать в космос а выкачивать из бюджета деньги
3. У Маска ракета длиннее и толще чем у Роскосмоса
4. Чем мрачнее реальность тем ярче бред (с) Старый Ламер

Salo

ЦитироватьСергей пишет:
Сейчас уже будет подороже, для 4-ой ступени надо делать новый РДТТ
Третья ступень Булавы не подойдёт?
"Были когда-то и мы рысаками!!!"