РД на метане

Автор MKOLOM, 17.05.2004 16:03:47

« назад - далее »

0 Пользователи и 1 гость просматривают эту тему.

Дем

ЦитироватьSalo пишет:
Возможностью форсирования на 33%. Мало?
дык любому движку пропиши как номинал 75% от того что он может а потом форсируй без проблем  :D
Летать в космос необходимо. Жить - не необходимо.

Salo

http://gazetakoroleva.ru/?arhivyear=2013&month=9&number=2013104&st=130
ЦитироватьНа МАКСе-2013 собственного стенда у КБ Химмаш не было, но в составе экспозиции хруничевской фирмы была представлена его продукция. Рассказывает генеральный директор Игорь ПАНИН:

    — Сегодня внутри нашего КБ ведутся новые разработки, в частности по перспективным маршевым двигательным установкам, которые мы сделали, основываясь на разработках прошлых лет. Они касаются и жидкостных ракетных двигателей на паре «кислород — метан». Я считаю, что это хороший шаг вперёд, это то, над чем сегодня трудятся ведущие мировые ракетно-космические корпорации. У нас есть реально действующий двигатель-демонстратор, который уже не единожды прошёл огневые натурные испытания, показал и подтвердил заявленные для него технические параметры. Мы получили хорошие результаты, которые дают нам основание с определённым оптимизмом смотреть вперёд именно в этом направлении. Я имею в виду опытно-конструкторские работы по метановым двигателям, которые возглавляет Центр Келдыша.
"Были когда-то и мы рысаками!!!"

октоген

Цитироватьblik пишет:
ЦитироватьSalo пишет:
Возможностью форсирования на 33%. Мало?
бесподобно
1. отказываемся от ТНА на сладком газе, то есть понижаем надежность 1 движка где то в 4 раза
2. увеличиаем количество движков в 4 раза, то есть понижаем надежность системы еще в 4 раза (итого в 16 раз)
3. и что бы скомпенсировать потери введем форсирование на 33% для горячей замены

а знают ли "изобретатели", что такой размен неубыточен по надежности ТОЛЬКО при суммарной надежности "перспективного" двигателя более 98%, включая режим форсирования. В то время как надежность серии РД 171,180,191 =~ 97.3%
То есть все эти выкрутасы - обычный баблопил.

PS вариант с горячей заменой имеет смысл, если ГГ на кислом газе подключается только на форсировании.
В некоторых местах согласен :)  Метан позволяет сваять камеру на 500-800 т тяги вполне. Т.е. четырехкамерник не сильно фантастических параметров будет иметь два ТНА, 4 горшка и тягу 2000 т. Один такой двигатель будет дешевле и надежнее чем куча 200 тонников. А если еще не городить сосисочные решения, то за счет лучшего весового совершенства и одного двигателя на ступень будем иметь одноразовый носитель побивающий по экономике  все эти многоразовые свистелки и перделки.

Да, рассчет товарищей на аварийное отключение одного двигателя не учитывает вероятность того, что взорвавшийся движок повредит соседние. Маск вон для исключения этого вполне себе приличные защитные перегородки делает. Да и для отработки такого горячего форсирования нужно будет прожигать ступень целиком  с имитацией аварии.

Salo

#583
8)
"Были когда-то и мы рысаками!!!"

Anatoly Zak

Цитироватьоктоген пишет:
А если еще не городить сосисочные решения, то за счет лучшего весового совершенства и одного двигателя на ступень будем иметь одноразовый носитель побивающий по экономике все эти многоразовые свистелки и перделки.
Интересная мысль. Но поскольку метановый двигатель "просится" на многоразовый носитель, вместо "свистелок и перделок" можно рассмотреть спуск в Тихий Океан на дешевых "тряпках" (парашютах). :idea:

октоген

Вы потом подпишете заключение, что двигатель годен к следующему, ну там 25 пуску? Опосля купания в окияне и ударных нагрузок приводнения... Шаттл сдох от многоразовости, вернее ее стоимости. А вот ряды фантазеров многоразовости не редеют... Видимо, пока им не предлагают оплатить эти свистелки и перделки из своего кармана :)

Alexandr_A

Цитироватьоктоген пишет:
 А вот ряды фантазеров многоразовости не редеют... Видимо, пока им не предлагают оплатить эти свистелки и перделки из своего кармана

Кто бы говорил. Супертяж на луну, ага ))

Вал

ЦитироватьAnatoly Zak пишет:
Цитироватьоктоген пишет:
А если еще не городить сосисочные решения, то за счет лучшего весового совершенства и одного двигателя на ступень будем иметь одноразовый носитель побивающий по экономике все эти многоразовые свистелки и перделки.
Интересная мысль. Но поскольку метановый двигатель "просится" на многоразовый носитель, вместо "свистелок и перделок" можно рассмотреть спуск в Тихий Океан на дешевых "тряпках" (парашютах).  :idea:
А какие ступени носителей вы хотите в Тихий океан спускать на парашютах? При запусках с какого космодрома?
Если речь о Восточном и первых ступенях, то не долетят. Если о вторых ступенях, то...  :o   Ну, даже не знаю. Поясните.
5359055087344250

Seerndv

Цитироватьоктоген пишет:
В некоторых местах согласен  :)  Метан позволяет сваять камеру на 500-800 т тяги вполне. Т.е. четырехкамерник не сильно фантастических параметров будет иметь два ТНА, 4 горшка и тягу 2000 т. Один такой двигатель будет дешевле и надежнее чем куча 200 тонников.
Ой ли?!
"Энергомаш" в проекты своих 200- тонников на метане закладывал давление 250 в КC, а что будет у этого, м-м-м,  von Motor über alles?! :o
Свободу слова Старому !!!
Но намордник не снимать и поводок укоротить!
Все могло быть еще  хуже (С)

Mark

ЦитироватьSeerndv пишет:
Цитироватьоктоген пишет:
В некоторых местах согласен Метан позволяет сваять камеру на 500-800 т тяги вполне. Т.е. четырехкамерник не сильно фантастических параметров будет иметь два ТНА, 4 горшка и тягу 2000 т. Один такой двигатель будет дешевле и надежнее чем куча 200 тонников.
Ой ли?!
"Энергомаш" в проекты своих 200- тонников на метане закладывал давление 250 в КC, а что будет у этого, м-м-м, von Motor über alles?!  :o
РД-0162, давление на 175 МПа, тяга 204 тонн
РД-0162СД, давление на 150 МПа, тяга 42,5 тонн
 
Земля - это колыбель разума, но нельзя вечно жить в колыбели. Ц.К.Э

 

Shestoper

100-150 атмосфер - чтобы и ТНА не слишком мощный, и УИ не слишком низкий. При таком давлении в КС можно обойтись одним метановым ТНА, мощность будет сопоставима с ТНА РД-170.
Про такой 4-камерный ЖРД тягой порядка 2000 тонн для первой ступеней тяжа и первой-второй метанового гипертяжа я уже писал пару лет назад.

Shestoper

ЦитироватьMark пишет:

 РД-0162, давление на 175 МПа, тяга 204 тонн
РД-0162СД, давление на 150 МПа, тяга 42,5 тонн
 
В 10 раз меньше.  :)

Lanista

Shestoper, я уж волноваться начал, что вы пропали...

Mark

ЦитироватьShestoper пишет:
100-150 атмосфер - чтобы и ТНА не слишком мощный, и УИ не слишком низкий. При таком давлении в КС можно обойтись одним метановым ТНА, мощность будет сопоставима с ТНА РД-170.
Про такой 4-камерный ЖРД тягой порядка 2000 тонн для первой ступеней тяжа и первой-второй метанового гипертяжа я уже писал пару лет назад.
4-камерный ЖРД тягой порядка 2000 тонн для первой ступеней ето не оптималное решение. В случае отказа будет сразу брак 2000 тонн и носитель рухнет на землю. Посматрите анализы МРКН на РД-180 для ВРБ. Оптималное ест 4 двигатели для ББ, в случае отказа 1-2 двигатели, остальные компенсируют тягу. Много лучше будет потому однокамерны метановы на 500 тонн. Так например ЦБ получы 4 двигатели 500 тонн, а ББ 3-4 тоже на 500 тонн (толко для вас).
Земля - это колыбель разума, но нельзя вечно жить в колыбели. Ц.К.Э

 

Shestoper

Вопрос в цене - РД-190 в 4 раза меньше, чем РД-170, но дешевле примерно в 2 раза. Набор из четырех РД-190 в два раза дороже, чем РД-170. И вероятность отказа у них выше. Пусть в случае отказа одного двигателя сможем уйти со старта, но вряд ли сможем выйти на расчетную орбиту (только если отказ будет в самом конце работы ступени).

октоген

ЦитироватьMark пишет:
ЦитироватьShestoper пишет:
100-150 атмосфер - чтобы и ТНА не слишком мощный, и УИ не слишком низкий. При таком давлении в КС можно обойтись одним метановым ТНА, мощность будет сопоставима с ТНА РД-170.
Про такой 4-камерный ЖРД тягой порядка 2000 тонн для первой ступеней тяжа и первой-второй метанового гипертяжа я уже писал пару лет назад.
4-камерный ЖРД тягой порядка 2000 тонн для первой ступеней ето не оптималное решение. В случае отказа будет сразу брак 2000 тонн и носитель рухнет на землю. Посматрите анализы МРКН на РД-180 для ВРБ. Оптималное ест 4 двигатели для ББ, в случае отказа 1-2 двигатели, остальные компенсируют тягу. Много лучше будет потому однокамерны метановы на 500 тонн. Так например ЦБ получы 4 двигатели 500 тонн, а ББ 3-4 тоже на 500 тонн (толко для вас).
Как раз оптимальное. Один движок на ступень. Движок не выжатых параметров, что-то 150-180 атм в КС.

Метан позволяет 2 полезных вещи: сладкий ГГ и лучшее охлаждение кс, т.е. перепад давления от насоса ТНА через рубашку охлаждения КС и в саму КС будет не такой чудовищный как у РД-171. И для этого метанового движка понадобится ТНА приблизительно равный по мощности ТНА РД-171.

Для носителя будет полезен заневоленый старт, как было на Сатурне 5.

pragmatik

Кстати, поделитесь ссылкой на планы по производству опытного движка на метане аналогичного РД170, или  каким либо работам по проектированию аналогичного рд170 но только метанового.... 
Мне кажется нет таких, а что есть, это маломощные наработки.

Seerndv

#597
ЦитироватьMark пишет:
РД-0162, давление на 175 МПа, тяга 204 тонн
РД-0162СД, давление на 150 МПа, тяга 42,5 тонн
- Mark, речь шла об "Энергомаше", а там стадии проекта никак не меньше 250 - заветы Глушко меньше не позволяют. :cry:

ЦитироватьМетановые ЖРД НПО «Энергомаш» им. В.П. Глушко
 
Борис Каторгин,
 генеральный директор, генеральный конструктор ОАО «НПО «Энергомаш»;
 Игорь Клепиков,
 главный конструктор направления ОАО «НПО «Энергомаш»
http://aviapanorama.su/1998/08/metanovye-zhrd-npo-energomash-im-v-p-glushko/
 
ОАО НПО «Энергомаш» имени академика В.П.Глушко, входящее в систему Российского космического агентства, является ведущей в России фирмой по разработке мощных жидкостных ракетных двигателей. Разработанные ею ЖРД надежно выводили и выводят в космос все отечественные космические объекты: от первого в мире искусственного спутника Земли и космического корабля с человеком на борту до орбитальной станции «Мир» и ракеты тяжелого класса «Энергия» с космическим кораблем «Буран». В рамках международного сотрудничества выводятся космические объекты с помощью российской ракеты тяжелого класса «Протон» с ЖРД разработки НПО «Энергомаш» и разработан двигатель для американской ракеты Atlas. В настоящее время НПО «Энергомаш» проведены исследования по созданию ЖРД на паре «кислород — метан». Результаты этих исследований, экспериментально подтвержденные в «Энергомаше» и ряде других предприятий отрасли, достаточны для разработки на этой топливной паре ЖРД любой практически значимой размерности.
 XXI век будет веком информации. Это потребует вывода в космос созвездий из десятков и сотен спутников Земли на разные орбиты и их регулярной замены.
 Станет необходимым использование ракет разных классов с полезными нагрузками от сотен килограммов до десятков тонн, обладающих высокой надежностью, низкой себестоимостью и не наносящих ущерба экологии Земли.
 Перспективным направлением разработки нового поколения ракетносителей (РН) является применение в паре с жидким кислородом сжиженного метана (или сжиженного природного газа (СПГ), содержащего до 98 % метана).
 Впервые о метане как о ракетном горючем упоминалось 60 лет назад в книге Валентина Глушко и Георгия Лангемака, однако применение метана (как и водорода) сдерживалось его низкой плотностью и приоритетом военных разработок на долгохранимом топливе.
 В ракетно-космической отрасли исследования двигателей на топливе «кислород — метан» впервые начались в НПО «Энергомаш» в 1981 г для ракет тяжелого, легкого и среднего классов. При этом рассматривались разные типы двигателей как по тяге (от 1 кгс до 200 те), так и по различным энергетическим схемам (без дожигания генераторного газа, с дожиганием окислительного или восстановительного генераторного газа).
 В настоящее время для каждого варианта проведен полный цикл расчетов и исследований, осуществлено конструирование агрегатов и двигателя в целом, оценены энергетические и массово-габаритные характеристики.
 Использование метана (или СПГ) в сравнении с керосином обеспечивает:
 
    [/li]
  • более высокие энергетические характеристики ракет (на 20-30 % большую массу полезного груза при одинаковой стартовой массе ракеты);
  • более высокую экологическую чистоту продуктов сгорания и компонентов, не образующих при аварийных проливах взрывоопасных оксиликвитов, которые могут образовываться в паре «кислород — керосин»;
  • отсутствие специальной обработки полостей между контрольным испытанием и полетом, что облегчает многократное их использование без переборки;
  • более низкую стоимость (втрое меньше, чем у керосина);
  • близость температурных диапазонов жидкой фазы кислорода и метана, позволяющих использовать новые конструктивные решения на ракете, что способствует снижению ее конечной массы.
К недостаткам метана обычно относят его низкую плотность (плотность топлива «кислород — керосин» на 20 % выше). Но это с избытком компенсируется приростом удельного импульса при одинаковой стартовой массе РН или массе полезного груза.
 Исследования по определению максимально достижимых давлений в камере сгорания показали, что большее максимальное давление в камере сгорания (а следовательно, и больший удельный импульс при постоянном диаметре среза сопла) достигается в схеме дожигания окислительного генераторного газа. Наименьший удельный импульс — у двигателя без дожигания генераторного газа.
 Оценки сроков и стоимости создания двигателей различных энергетических схем показали отсутствие существенных различий между ними, поэтому выбор разработчиком РН энергетической схемы двигателя определяется решением задачи в координатах «энергетические характеристики — надежность».
 С целью сокращения затрат на разработку новых двигателей в НПО «Энергомаш» были проведены исследования по модернизации ранее разработанных и модернизируемых ЖРД путем замены топлива «жидкий кислород — керосин» на топливо «жидкий кислород — сжиженный метан». При этом ставилась задача максимального использования материальной части прототипов, особенно камер.
 Проработки показали, что перевод ЖРД с керосина на метан требует доработки проходных сечений форсунок камер сгорания (КС) и газогенератора (ГГ), элементов автоматики и системы регулирования, а также замены 20 — 30 % элементов двигателя, в т. ч.:
 - насоса и бустера горючего;
 - конструкционных материалов в тракте горючего на криогеностойкие, применяемые на других двигателях;
 - резиновых уплотнений на металлические.
 Указанные работы не составляют особых технических трудностей. Требуемые конструктивные решения уже используются в отечественной практике, а технологическая оснастка сохраняется полностью.
 От прототипа используются камеры и газогенераторы, турбина (для схемы с дожиганием окислительного генераторного газа), насос окислителя, бустерный насос окислителя, агрегаты автоматики и трубопроводы по линиям окислителя, рамы, узлы качания и другое.
 Для схемы с дожиганием и без дожигания восстановительного генераторного газа вновь разрабатывается газогенератор и турбина.
 В табл. 1 приведены расчетные характеристики кислородно — метановых модернизированных ЖРД, имеющих
 кислородно-керосиновые прототипы с дожиганием окислительного генераторного газа:
 
    [/li]
  • на основе прототипа РД-191 представлены РД-192, РД-192С с дожиганием окислительного генераторного газа;
  • РД-192.2 с дожиганием восстановительного генераторного газа и РД-192.3 без дожигания генераторного газа;
  • на основе прототипа РД-120К представлен РД-182 с дожиганием окислительного генераторного газа.
В табл. 2 приведены расчетные характеристики кислородно-метановых ЖРД РД-190 и РД-185, сформированных с использованием двигательного модуля РД-169, не имеющего прототипа и выполненного по схеме с дожиганием окислительного генераторного газа.
 В настоящее время для РН легкого класса «Рикша-1″ разработан эскизный проект двигательного модуля РД169, который используется как для двигателя I ступени РД-190 (шесть двигательных модулей РД-169), так и для двигателя II ступени РД-185 (высотная модификация двигательного модуля РД-169).
 Также для РН «Рикша» разработан эскизный проект маршевого двигателя РД-183 и двигателя ориентации РД184 для апогейной двигательной установки.
 Исследования, проведенные в НПО «Энергомаш» совместно с Государственным ракетным центром им. академика В.П.Макеева, корпорацией «Компомаш» и ЦНИИМАШ, показали, что наиболее перспективной концепцией метановых ЖРД является формирование ступеней РН из двигательных модулей (ДМ) ЖРД.
 ДМ — однокамерный ЖРД с насосной подачей топлива, в различных вариантах используемых в двигательных установках обеих ступеней РН и боковых ускорителей. ДМ (или его камера) подвижен и обладает двумя вращательными степенями свободы. ДМ имеют три типоразмера по тяге: малый (10...30 тс), средний (70...90 тс) и большой (190...220 тс), соответственно для малого, среднего и тяжелого классов РН.
 ДМ каждого типоразмера выполняется в двух модификациях земной для первой ступени и боковых ускорителей и высотной для второй ступени РН.
N Характеристики I ступень II ступень РД-120К РД-182 РД-191 РД-192 РД-192.2 РД-192.3 РД-192С
 1 Горючее керосин метан керосин метан метан метан метан
 2 Тяга, тс :
 - у Земли 72...78* 74...81* 196 191 181 194
 - в пустоте 81...89* 83...92* 212 207,8 198 213 217
 3 Удельный импульс, с:
 - у Земли 295...298* 311...316* 311 327,8 325 311
 - в пустоте 334...336* 351...353* 337 356 354 341 371,5
 4 Давление в камере, кгс/см^2 166...175* 166...175* 262 250 200 250 250
 5 Соотношение компонентов 2,6 3,4 2,6 3,5 3,5 3,0 3,5
 6 Продолжительность одного использования, с >= 200
 7 Кратность использования >= 10
 8 Габариты, м:
 высота 2,8 2,8 4,05 3,62 3,62 3,62 4,82
 диаметр 1,5 1,5 2,0 1,45 1,45 1,45 2,4
 9 Управление вектором тяги Качание в двух Качание в двух Качание в двух
 плоскостях +6 град. плоскостях +8 град. плоскостях +8 град.
 10 Время отработки от начала финансирования 3 года 4 года 4 года
 11 Прототип РД-120 РД-120К РД-170, РД-191 РД-191 РД-180 РД-120К, РД-182, РД-191, РД-192 — выполнены с дожиганием окислительного генераторного газа;
 РД-192.2 — выполнен с дожиганием восстановительного генераторного газа;
 РД-192.3 — выполнен без дожигания генераторного газа;
* — диапазон получен в связи с возможностью изменения критического сечения сопла и давления в камере.
 Таблица 2.
 Характеристики ЖРД на топливе «жидкий кислород — сжиженный метан» для ракеты-носителя комплекса «Рикша-1″.
 N Характеристики I ступень II ступень Апогейная ДУ.
 РД-169 РД-190 РД-185 РД-183 РД-184.
 (6 РД-169).
 1 Тяга, тс:
 - у Земли 15 90.
 - в пустоте 17 102 18 1 0,0015.
 2 Удельный импульс, с;
 - у Земли 309 309.
 - в пустоте 351 351 378 360 322.
 3 Давление в камере,
 кгс/см^2 150 150 150 75 2.
 4 Соотношение
 расходов 3,4 3,4 3,4 3,4 2,5.
 компонентов.
 5 Продолжительность.
 одного использования,
 с >=220 >=350 >=2010 >=2010.
 6 Количество включений
 в полете 1 1 >=2 >=10 1.
 7 Кратность использования >=10
 8 Габариты, м :
 - высота 1,7 1,7 3,3 1,15 0,240.
 - диаметр 0,5 2,4 1,5 0,31 0,065.
 9 Управление Качание Качание Качание Качание Качание.
 вектором в двух в двух в двух в двух в двух.
 тяги плоскостях плоскостях плоскостях плоскостях плоскостях.
 +/- 8град. каждой +/-4град. +/-10град. +/-30град..
 камеры
 +/-8град.
 10 Время отработки от начала 4 года.
 финансирования.
 11 Соcтояние на 1998 год Эскизный проект.
- поэтому считаю оптимизм тов. Октогена на 2000-тонник -необоснованным.  :(
Свободу слова Старому !!!
Но намордник не снимать и поводок укоротить!
Все могло быть еще  хуже (С)

Alexandr_A

ЦитироватьВ табл. 1 приведены ...
Таблицы в нормальном виде здесь http://novosti-kosmonavtiki.ru/forum/forum13/topic581/?PAGEN_1=8

Цитировать- Mark, речь шла об "Энергомаше", а там стадии проекта никак не меньше 250 - заветы Глушко меньше не позволяют.

Какие такие заветы? Судя по этим же таблицам 250 это максимум.

октоген

Seerndv

Вот то что в табличке по параметрам-топтание на месте. Зачем иметь 5-6 движков условно 200-т класса? Ведь это расточительство. И дальнейший рост УИ себя в деньгах не оправдывает ни разу.

А метан предельно в замкнутом цикле и при не сильном падении УИ ( где-то 300-315)позволит 3000-тонник. 4 горшка по 750-800 т, 2 ТНА.  Открытый цикл при падении УИ где-то до 290 вообще позволит чуть ли не 4000 тонник.

Вот если бы в Роскосмосе сидели не попильщики, то они всех бы запрягли в производство одного, но качественно нового движка. А сейчас средства распыляются на: НК-33, метановые версии РД-191, РД-0162, РД-0164, РД-193 и прочее о чем мы можем и не знать. При том что в условном 200 т классе есть вонючий РД-275, который всех своих собратьев по классу в экономике кроет как бык овцу.

Вместо этой разношерстной толпы, Роскосмос должен сказать: хотим метановый на 2-3 килотонны, сладкий гг и закрытая схема. И пусть тогда конкурс организуют по типу того как был у америкосов с Ф-22 и Ф-23.


П.С. в общем и целом работа Роскосмоса напоминает тот анекдот, где гинеколог обои клеил. В качестве замочной скважины выступают диаметр в 4 м и горшок на 200 тонн.