Страхи и мечты Чарльза Симони

Автор Аля, 28.02.2007 09:58:23

« назад - далее »

0 Пользователи и 1 гость просматривают эту тему.

Pyhesty

------------------------------------
лучшее - враг хорошего

Pyhesty

Цитировать
Цитировать
ЦитироватьА мне понравилось про "прикуриватель", интересно, почему все-таки такой интерфейс? Дешевле сделать "отвратительно выглядящую коробку" чем пересертифицировать "Мотороллу"?

  Скорее всего дело было так:
 В результате нештатного преземления ТМА, при котором СА "Союз" перешел на балистический спуск и промахнулся на 500км и искали его более двух часов, было решено включить в качестве оборудования СА GPS приемник и спутниковый телефон. Тк это решить, сертифицировать и провести испытания нужно было очень быстро (думаю несколько месяцев), то сделали это как смогли просто и возможно по временной схеме. А когда в первый раз слетало, стало лень переделывать и решили, что "работает - не ремонтируй"....
или что еще хуже - сделано всего два таких устройства, которые и летают по очереди с продлением срока работы.

  Конечно все это чести нашим "конструкторам" не делает, может после сторонней критики они все же подумаю, что нужно повышать качество в комплексе и не думать только о глобальных вещах типа "клиппер", и тд даже банальные вещи лень сделать.
Ну при чем тут лень? Насколько денег выделено, настолько и делают. Бортовое питание имеет свои параметры, не согласованные параметрами блока питания Моторолы. Сроки жесткие, финансирование ограниченное. А объем работы большой. В основном, бумажной.

   Вот и я говорю ... бюрократия, через которую продираться просто не хочется ((( Сделал изделие, а потом еще 33 тома маккулатуры нужно :-(
Просто механизм подчистки хвостов в наших КБ не работает ((( ... "С глаз долой, из сердца вон" (((
Ведь согласитесь, изделие с кучей переходников и разъемов  не оптимально по массе и надежности?
Вспоминается некоторая фраза приписанная Королеву (в фильме 1tv), когда он создавал первый спутник и ему принесли блок, которые не подходил ни по размерам, ни по массе. "Они что там думают, мы запускаем в космос железнодорожный состав?".
Да и еще, я не осуждаю, тк работать в проектной организации сложно, всегда есть проект, который интереснее, срочнее и тд, но механизм доведения изделия должен существовать, иначе...
------------------------------------
лучшее - враг хорошего

DAP

Чарльз Симони писал:

27 марта 2007 года.

Полет на Байконур, место старта.

Выходные были посвящены отдыху вместе с Олегом, Федором и их семьями в санатории (это что-то типа маленькой курортной гостиницы, только с более строгими правилами). Прекрасно провели время - сауна, гидромассаж, шашлык на огне и свежий пригородный воздух. Последний день в Звездном городке был посвящен медицинским тестам - я сдавал кровь, как и обещал, Европейскому космическому агентству. Вечером к нам зашли, чтобы сказать "до свиданья", Шейх Муштафар, малазийский астронавт, и Ко Сан, кандидат от Кореи, который только начал программу подготовки. Позже позвонил сенатор Джон Гленн, который не раз в прошлом помогал мне с советами и следил за ходом подготовки. Он сказал, что завидует представившейся мне возможности и с радостью полетел бы еще. Мы поговорили о самочувствии, и он как-то упомянул специальные солевые таблетки, которые ему давали в жарких странах во время второй мировой войны. Только в этот момент до меня дошло, как далеко назад простирается его опыт. Он не только сенатор, первый американец, совершивший орбитальный полет, дважды побывавший в космосе человек, но также и ветеран второй мировой.

Я четко помню первый полет Джона Гленна в 1962 году, за которым я с интересом следил в Венгрии: мы знали о задержках, мы знали о ракетах, мы знали о происшествиях, и мы знали об удачах. Советы ничего такого не рассказывали, так что пришлось дожидаться конца холодной войны, чтобы узнать хоть часть правды о российских достижениях. Но с другой стороны с тянулся к открытой стороне, свободной стороне, американской стороне не только потому, что они были правы, а и потому, что просто хотел больше знать. Из типовых агиток мало чему научишься, а это было все, что мы получали от Советов.


Сейчас утро дня отъезда из Звездного городка. Я собран - забавный термин  - сборы для космического полета. Полетный костюм - положил, шампунь - положил. На самом деле, я собираюсь на все время пребывания на Байконуре, а я не знаю, чего там ожидать. Из книг, которые я прочитал, удобства меня ждут минимальные. Так что лучше взять побольше, чем поменьше. Но полностью обновленные гигантский гардероб настоящего спортсмена слишком велик, чтобы захватить его целиком, так что беру только самые важные вещи: чистые кроссовки для посещения корабля, штаны, штормовка. Также приходится оставить свои любимые учебники по русскому, за исключению маленького словаря. Все остальное будет ждать тут моего возвращения.

Прощальный завтрак в столовой. Пришли около 50 человек, включая представителей НАСА и ЕКА, а также астронавты Дуг Хёрли и Николь Смит. Произносится много тостов, я уже научился на каждый тост пить воду в рюмке для водки, что никого не напрягает. Идем к автобусам, где нас поджидает пресса для коротких интервью. По традиции семьи не едут в а аэропорт, так что время прощаться. Маленькие дети очень расстроены, потом по телевиденью в новостях покажут эти кадры.

Аэропорт находится недалеко, но по утренним пробкам приходится пробираться с эскортом милиции. Довольно быстро оказываемся внутри военного терминала, где проходим обычный паспортный контроль. Я все волнуюсь о тех вещах, что, наверное, забыл взять, эти волнения мало того, что бессмысленны, но еще и беспочвенны. Самолет Туполева, принадлежащий Центру подготовки космонавтов, очень комфортабелен. Часть его разделена на купе по 6 мест, прямо как в старом поезде. Остатки грандиозного завтрака - еда и напитки, равномерно покрывают довольно большого размера столы. Мне достается второе место с маленьким столиком для компьютера. Федор забирает меня в первый передний отсек, который чуть больше и где расположен большой стол с кучей еды и напитков. Часть людей вокруг сидит на архаичных кухонных табуретках - они хранятся здесь по сентиментальным соображениям? Мы празднуем вместе с вышедшим на пенсию заместителем Королева. Он работал еще по советской лунной программе, но сейчас он рассказывает истории про Гагарина, было бы занятно узнать подробнее о том, что еще хранит его мозг.

После двухчасового полета прибываем на Байконур. Это моя первая посадка в дневное время, так что могу осмотреть окрестности, где город, где стартовый комплекс. Происходит официальная церемония встречи. Среди официальных лиц г-н Севастьянов и г-н Крикалев. Это восхитительная традиция со времен "конструкторского бюро", чтобы Президент компании сдавал носитель и корабль для подготовки к старту и старту. Такая традиция не чужда и США, я уверен, что люди типа Сикорски или Хьюза работали так же.

Наша очень маленькая группа загружается в автобус рядом с самолетом. Это Автобус №1, тот самый автобус, что позже повезет нас на стартовую площадку.

Пока мы ждем на асфальте, я вдруг понимаю - я не вижу экипажа-дублера. Они летят на отдельном самолете, и дальше поедут в отдельном Автобусе №2. Так что мне предоставляется возможность понаблюдать за приземлением второго самолета и встречей экипажа-дублера. Некоторые из этих традиций и привычек идут еще с советских времен, когда никому в голову не приходило считать, сколько стоит послать два самолета, а не один, подать два автобуса, а не один. Очень интересны также внутренности автобуса - все в стиле сериала Стар Трек, при этом я имею в виду изначальный сериал. Основное место занимают 8 кресел Капитана Кирка в два ряда. Рядом с каждым - панель с выходом шлангов вентиляции скафандра, а на ее верху любопытный анахронизм - держалка для стаканов, которая, если мне не изменяет память, не была изобретена до 80-х. В задней части автобуса продвинутая развлекательная система, которая играет музыку, которую обычно слышишь в лифтах. Панель управления выглядит впечатляюще и очень накручено, пока не понимаешь, что это просто переключатели света и электропитания автобуса.

Гостиница "Космонавт", где нам предстоит жить, предстает приятным сюрпризом. Она очень комфортабельна, с прекрасными ванными - новые продвинутые души действительно работают. В ней никого нет, кроме людей из ЦПК. Нигде не пятнышка, полы пылесосятся и убираются очень часто. Полотенца меняют каждый день, не каждую неделю. Еда свежая и вкусная. Я  обустраиваюсь и мне кажется, что мне тут понравится.

Feol

Цитировать... Мы празднуем вместе с вышедшим на пенсию заместителем Королева. Он работал еще по советской лунной программе, но сейчас он рассказывает истории про Гагарина, было бы занятно узнать подробнее о том, что еще хранит его мозг. ...
О ком речь, интересно?
Всем пользователям нравится это сообщение.

pk13

Цитировать
Цитировать... Мы празднуем вместе с вышедшим на пенсию заместителем Королева. Он работал еще по советской лунной программе, но сейчас он рассказывает истории про Гагарина, было бы занятно узнать подробнее о том, что еще хранит его мозг. ...
О ком речь, интересно?
А вот если наугад, может быть В.М. Караштин?

Santey

ЦитироватьГостиница "Космонавт", где нам предстоит жить, предстает приятным сюрпризом. Она очень комфортабельна, с прекрасными ванными - новые продвинутые души действительно работают. В ней никого нет, кроме людей из ЦПК. Нигде не пятнышка, полы пылесосятся и убираются очень часто. Полотенца меняют каждый день, не каждую неделю. Еда свежая и вкусная. Я обустраиваюсь и мне кажется, что мне тут понравится.

Невольно напрашивается вывод о том, что в гостинице, где он проживал ранее, не всегда работал душ, пылесосили и убирали не очень часто и еда была не свежая :)  :lol:

Старый

Цитировать
Цитировать
Цитировать... Мы празднуем вместе с вышедшим на пенсию заместителем Королева. Он работал еще по советской лунной программе, но сейчас он рассказывает истории про Гагарина, было бы занятно узнать подробнее о том, что еще хранит его мозг. ...
О ком речь, интересно?
А вот если наугад, может быть В.М. Караштин?
Наверно Черток.
1. Ангара - единственная в мире новая РН которая хуже старой (с) Старый Ламер
2. Назначение Роскосмоса - не летать в космос а выкачивать из бюджета деньги
3. У Маска ракета длиннее и толще чем у Роскосмоса
4. Чем мрачнее реальность тем ярче бред (с) Старый Ламер

avmich

Черток официально на пенсии?

Я бы за обеденный перерыв столько и так перевести не смог. Прошу прощения, если задел :) . Хороший перевод.

pk13

Цитировать
Цитировать
Цитировать
Цитировать... Мы празднуем вместе с вышедшим на пенсию заместителем Королева. Он работал еще по советской лунной программе, но сейчас он рассказывает истории про Гагарина, было бы занятно узнать подробнее о том, что еще хранит его мозг. ...
О ком речь, интересно?
А вот если наугад, может быть В.М. Караштин?
Наверно Черток.
Я в своем "гадании" опирался вот на эту  фотку, полагаю, что если бы Борис Евсеевич там был, то его непременно пригласили бы сфотографироваться :)

DAP

Чарльз Симони писал:

28 марта 2007 года.

Проверка корабля

Поели прекрасный завтрак, мне достался йогурт - некоторая часть того запаса еды, который прилетел с нами на самолете из Москвы - и мы отправляемся в корпус 254, где находится наш корабль. Наши автобусы едут в сопровождении милицейского эскорта, который двигается по левой стороне дороги и отгоняет встречные машины на обочину, чтобы нам было удобно проехать. Хорошо, что особого движения на дороге нет, а то было бы не избежать беды. До места назначения около 40 минут пути, и я понимаю, где мы находимся, так как два раза был в этом здании в качестве туриста. Тогда я просто не понимал, какое важное значение играет это здание. Если охранники откроют нужные двери, то можно попасть на сам корабль!

Сегодня в программе проверка корабля - сначала короткая в скафандрах, так как вентиляция еще не полностью налажена, а потом более подробная в полетных костюмах.

Другой задачей является привыкание к графику дня старта. Так что сначала мы проверяем оборудование, потом осматриваем комнату для переодевания, а потом зал со стеклянной перегородкой для публичных мероприятий. Там много фотографов, а также некоторые члены Государственной комиссии, которые в день старта будут сидеть напротив нас: генерал Корзун и г-н Севастьянов. Мы кратко общаемся через систему внутренней связи. Задачи поставлены и все готовы отправиться в путь. Но нас снова и снова повторяют быть предельно внимательными, корабль легко может быть поврежден неуклюжими передвижениями в скафандре. В невесомости все будет проще, но сейчас нам надо быть предельно четкими, предельно аккуратными.

Начинаю, как обычно, с медсестер. Мне дают абсолютно новое нижнее белье, я замечаю, что в него входят две пары носок, так что одну оставляю за занавеской. Когда приходит время надевать скафандр, начальник команды проверяет мои ноги. Оказывается, надо было надеть обе пары, чтобы жалкие остатки грязи, которые налипнут на носки в процессе перехода по зеркально отполированному полу в медицинской комнате, остались на внешней паре. Она потом снимается и выбрасывается. Я, тем не менее, прощен, и подвергаюсь тщательному носокоочищению до того, как мои ноги будут допущены в "чистый скафандр", сокращенное название которого совпадает с моими инициалами.

После того, как мы оделись, мы возвращаемся в конференц-зал, где проходит проверки герметичности скафандра, в основном, чтобы доставить удовольствие прессы, так как в корабле будет проходить еще одна проверка. Но это хорошая театральная постановка, а хорошая театральная постановка только выигрывает от еще одной репетиции. Я последний завершаю проверку и мы можем идти в корабль, который находится практически за дверью в большом сборочном цехе. Немного сгорбленный я не очень хорошо могу все рассмотреть, но вижу большое белое полотно с эмблемой Space Adventures, которое прикрывает желтое заграждение, за которым спрятался черный корабль. По крутым ступенькам проходим 4 пролета, я все время держусь за перила по крайней мере одной рукой. Проверка очень похоже на ту, что мы проводили в октябре, только теперь корабль практически готов, а также я более натренирован в передвижениях по нему. Мы довольно легко забираемся внутрь, Федор помогает мне устроиться на кресле, то же самое он будет делать и в день старта. В отличие от шаттла, места так мало, что никакого земного персонала, который помог бы устроиться в корабле, тут не будет. Мы подсоединяемся к временной системе вентиляции и проверяем системы связи, а также системы подъема кресел перед посадкой. Все проходит как по маслу. Единственной оставшейся задачей является выбраться из корабля при поднятых сидениях ничего не повредив. Это занимает прилично времени, первым выбирается Олег со среднего сидения, потом я перебираюсь на его место (это очень непросто при поднятых креслах), потом в жилой отсек и на выход. Тут нам помогают, как и будет в реальности при посадке. Женщина дает полотенце, чтобы вытереть сильно запотевшее лицо. Мы позируем для фотографов, спускаемся по ступенькам вниз, позируем для фотографов, отвечаем на вопросы прессы и возвращаемся в комнату для переодевания. Тут только я понимаю, как неудобен скафандр для хождения по земле, со слегка сгорбленной спиной просто поддержание равновесия требует много сил. Это одна из причин, почему медики будут помогать нам дойти до места рапорта о готовности, до автобуса, и до стартовой башни. Позже в этот день, уже в полетных костюмах, мы осматриваем весь груз, который повезем в жилом отсеке. В прилегающей к кораблю комнате на большом столе разложен весь груз, все упаковано, все промаркировано. Я проверяю, что эксперимент ЕКА не забыли положить, а также карту памяти для дозиметра Пилле, изготовленного в Венгрии. Также присутствуют мои личные вещи и спальный мешок для Союза. Со мной также едет моя еда. Часть туалетных принадлежностей и одежды была раньше отправлена на грузовике, и я не удосужился тогда проверить, что все положили. Удивительно видеть все коробки вместе, начинаешь сомневаться, сколько места останется в жилом отсеке. К следующей проверке корабля в среду все будет упаковано и вверху корабля будет головной обтекатель. Забираться в корабль будет намного труднее, так как идти придется по специальному приспособлению, похожему на лестницу, между кораблем и обтекателем. Также надо будет быть предельно аккуратными с грузами в корабле и с оборудованием самого корабля. Потом корабль состыкуют с носителем и системой аварийного спасения, а потом вся сборка будет готова к полету в субботу. 100%.

Leroy


Feol

Такие космонавты-любители за свой счет делают намного больше для популяризации космонавтики, чем очень многие "профессионалы". Достаточно вспомнить Анюшу Ансари как пример аналогичного любителя и крайнего бразильца как пример "профессионала". Предателя, справедливо преданного анафеме на данном форуме.
Всем пользователям нравится это сообщение.

pk13

ЦитироватьПредателя, справедливо преданного анафеме на данном форуме.
:shock: Вроде НК специально уже разъяснял это недоразумение? Так что он по-прежнему - герой, никакой анафемы  :)

Feol

Да?? А почему мне не сообщили  :lol: ?
Всем пользователям нравится это сообщение.

Лютич

ЦитироватьДа?? А почему мне не сообщили  :lol: ?

Дык, скандал - всем интересно, а его угасание - нет... Там вся суть была в бодании между местными военными и местным "Роскосмосом".
Смотреть телевизор и читать газеты - моя работа.

Feol

Со мной - как в армии. Нада не произнести текст доклада перед командиром, а довести смысл доклада до сознания командира. Есть разница  :lol:  :lol:  :lol: ?

Извиняюсь перед бразильским космонавтом и заменяю его в приведённом примере на Лизу Новак  :) .
Всем пользователям нравится это сообщение.

Игорь Суслов

Э, а вообще, в чем дело то? :? что там с бразильцем-то?
Спасибо не говорю, - уплачено...

Андрей Суворов

ЦитироватьЧерток официально на пенсии?
Ванька (В.И.) утверждает, что он ходит на работу в "Энергию" три дня в неделю. И, я слышал, лекции читает студентам. Так что насчёт пенсии - хрен его знает...
ЦитироватьЯ бы за обеденный перерыв столько и так перевести не смог. Прошу прощения, если задел :) . Хороший перевод.
:)

DAP


Чарльз Симони писал:


03 апреля 2007 года.

Вторая проверка корабля, знакомство с носителем

За буквально несколько дней до старта мы снова возвращаемся в корпус 254, чтобы посмотреть, как идут дела. Мы будем работать в полетных костюмах, что сильно упрощает задачу. В сборочном цехе головной обтекатель, как и обещано, в вертикальном положении, скрывая и защищая корабль. Но еще до посещения Союза мы залезаем на леса поблизости для проверки грузовика Прогресс, который полетит в мае. Когда он будет запущен, меня там уже не будет, но Федор и Олег должны посмотреть на него. Я не раз упоминал здесь грузовик. Это модификация Союза, в которой спускаемая аппарат заменен негерметичным модулем такой же формы, в которой находится топливо, вода и кислород для доставки этих важных расходных материалов на станцию. Жилой отсек намного проще, чем в Союзе, и в него можно напихать гораздо больше грузов для доставки на станцию.  А потом это пространство используется для утилизации мусора и ненужных вещей, которые сгорят при входе в атмосферу. Очень умная система полного использования компонентов Союза - он обитаем, только при стыковке со станцией когда экипаж разгружает и загружает его.

Ужасно возбуждающе находится рядом с реальным оборудованием для полета, даже если это просто беспилотный грузовик.  Здесь царство организованного хаоса с кучей тонких трубочек, красных заглушек, черной космической ткани, которая иногда прикрепляется просто полосками липучки велькро. Сергей Крикалев и Павел Виноградов объясняют нам, где что находится. Сергей сейчас старший вице-президент Энергии, так что он и топ-менеджер, и старший космонавт в одном лице, кто может мечтать о лучшем брифинге?

Заход в корабль теперь совсем другой: для доступа к внутреннему люку мы забираемся по маленькой лесенке через квадратный люк в обтекателе. Жилой отсек полностью упакован, но все не так плохо, как я опасался. Мне кажется, пространство для жизни в течение двух дней, которые нам надо будет  тут провести, осталось. Упаковки, все разных цветов и размеров, закреплены грузовой сеткой, артистично привязанной специальными узлами. Поражает, как далеко они продвинулись в подготовке корабля.

На автобусе едем к корпусу 120, который находится  на расстоянии 400 метров. Там собирают носители. Все части доставляются по железной дороге. Вы знаете, что Россия это единственная страна, где система железных дорог отличается от всех других железных дорог в мире? Колея, то есть расстояние между рельсами, здесь шире, что делает дорогу лучше. Стандартная железная дорога может позволить в день старта вывезти на него полностью собранный носитель.

Вид носителя поражает, даже в горизонтальном виде. Центральный блок второй ступени окружен четырьмя прикрепленными ускорителями первой ступени, который выглядят как длинный конус. Масштаб огромен, хоть и не такой огромный, как Сатурн V, но все равно большой, да к тому же вот он - под рукой и готов лететь. Впечатление усиливает мысль, что эта ракета была разработана в 50-х годах.

Сразу бросаются в глаза многие маленькие, но хитрые инженерные решения. Каждая такая деталь является каким-то особым компромиссом, или упрощением, который сокращает срок службы изделия, но позволяет добиться выдающейся надежности всей системы. Можно представить себе, как советская система упивалась своей гордыней, основанной на выдающемся успехе конструкции Королева, а потом, безуспешно, пыталась повторить саму себя в лунной программе с печальной судьбой, которая также вершилась в этом здании. Во время моей компьютерной карьеры я не раз сталкивался с ситуацией, когда организация, достигнув успеха и не сумев осознать, "что вышло хорошо", пытается снова повторить прошлые достижения и проваливается. Только с горизонта 50-ти прошедших лет можно понять, что было правильно сделано в Р-7. Теперь вопрос для теста: какие космические конструкторские бюро в мире смогут правильно определить ключевые элементы дизайна, процедуры разработки, стиль проектирования, и получить преимущества за счет этого?

Третья ступень еще не пристыкована. Времени хватает: три дня на состыковку носителя с третьей ступенью, а также со сборкой корабль/обтекатель, которая сейчас стоит на железной дороге в корпусе 254, а также с твердотопливной системой аварийного спасения, а также, чтобы не забыть, проверки всей сборки, вывоз по железной дороге на стартовую площадку, заправка топливом с передвижных топливных баков, пару празднеств, наша загрузка в корабль, и запуск точно, 100% точно в предусмотренную секунду. У меня есть чувство, что все получится.

DAP

Чарльз Симони писал:

05 апреля 2007 года.

День вывоза

Прекрасное утро, в гостинице "Космонавт" начинается обычный график работ. Нам предстоит стрижка, медицинский брифинг, и "церемониальные действия". Дублирующий экипаж просыпается рано, чтобы следить за вывозом носителя на старт. Основной экипаж, по традиции и практическим соображениям, держится подальше.

"Il faut des rites" - нам нужны ритуалы, говорила лиса в "Маленьком принце" Сент-Экзюпери. После того, как носитель собран в корпусе 120, приходит время для грандиозного представления Запуск, которое проходит в три дня, прямо как три части оперного представления. Сегодня часть "Первый стартовый день", в котором носитель по железной дороге вывозят на стартовую площадку, а потом, как будто гигантский обелиск, поднимают в вертикальное положение. Завтра "Резервный день", если надо будет чего-то привести в порядок. А затем начинается "День старта", в котором носитель заправляют, экипаж забирается в корабль, и после двухчасового обратного отсчета, мы стартуем на орбиту.

Ритуалы полезны, так как дают людям столь необходимый каркас, которому они могут довериться. Так что "Первый стартовый день" начинается в 7 утра, когда распахиваются двери корпуса 120, при этом все происходит в этот час вне зависимости от того, реальный пуск будет утром через день, или вечером (как в нашем случае). Инженер, управляющий локомотивом, также имеет очень строгий график действий. Дублирующий экипаж, другие члены команды, и просто местный персонал идут на железнодорожный перекресток на полпути между корпусом 120 и стартовой площадкой. Некоторые кладут монетки на рельсы, чтобы поезд их расплющил. Позже мне подарят такую расплющенную монетку на счастье.

Все проходит хорошо, а почему бы и нет? Очень просто гипервентилировать себя насчет "пути к звездам", и это действительно впечатляет, но что люди забывают, так это другие вещи, которые мы считаем естественными и, по сути, не замечаем, в то же время как они удивительны. Я думаю об Интернете, GPS навигации в машине, новом самолете с невиданными показателями эффективности  и надежности. Когда космические программы дают сбой, или оказываются страшно дорогими, то наш первый позыв должен быть не "О, космос, это трудно, так что можно понять", а "почему бы не решать проблемы так, как и других сложных задачах и не держать расходы под контролем?"

Вагон с носителем и установщиком везется локомотивом на самый край стартовой платформы, большого вращающегося круга над огромным бетонным основанием, который был построен в 1956 году и видел сотни запусков. Круг держит ферму обслуживания, которая находится в открытом положении. В отличие от шаттла, который сразу после старта делает изящный пируэт, носитель Р-7 не может сделать поворота, он может только выдерживать прямую линию и совершать маневры по тангажу (DAP- не уверен, написано pitch over). Не проблема - они сделали поворотным весь стартовый круг (с ручной рукояткой для окончательного прицеливания) для выбора правильного направления (которое называется азимут запуска), отличающегося от старта к старту. Сейчас же круг повернут к локомотиву, и большое гидравлическое устройство на вагоне поднимает ракету на круг. Точнее, оно передает ракету специальным фермам, которые захватывают ракету снизу в районе силовых структур носителя рядом с его центром масс, таким образом минимизируя нагрузку на конструкцию.

Дублирующий экипаж возвращается к 10.15 утра и присоединяется к нашему завтраку. Понятно, что люди на стартовом комплексе сейчас ужасно заняты, подсоединяя бесконечные соединения и начиная все необходимые проверки.