Протон КМ

Автор STEP, 16.09.2006 01:00:05

« назад - далее »

0 Пользователи и 1 гость просматривают эту тему.

Старый

ЦитироватьНе, все правильно. Обшиибся. Видимо взял начальную массу вместе с боковушками ;-)
Бывает...

ЦитироватьНу, ок, 8600 ХС. Тяговооруженность выше чем у Союза, т.е. думаю, 8600 вполне хватит для вывода.
Это не принципиально. Главное чтобы у сравниваемого керосинового аналога получилось столько же.

ЦитироватьКасательно всего мира - Старый, мне честно говоря неинтересно что думает остальной мир.
Ну естественно. Они же дураки а вы - умный. Зачем вам интересоваться мнением дураков...

ЦитироватьЯ вижу, что метан ДАЕТ выигрыш,
Вы путаете "я вижу" и "мне кажется". Вам кажется что метан даёт выигрыш, а на самом деле он не даёт.

Цитироватьвполне оправдывающий его использование,
Не оправдывающий. Применение метана не оправдывается. Поэтому ни один конструктор в зравом уме его не применит. Нигде и никогда. И никаких шансов.

Цитироватьи я предлагаю его использовать - тем более, у нас, где запасы этого самого метана неисчерпаемы. А остальной мир может летать хоть на ТТРД, хоть на водороде - меня это мало трогает.  
К сожалению (для вас) у нас законы и физики и экономики такие же как и во всём остальном мире. Поэтому у метана никаких шансов.

ЦитироватьЯ _полагаю_ что у метана есть некоторое преимущество над керосином.
Я же вам объяснил что это вам _кажется_. И объяснил почему. Сколько можно повторять то?

ЦитироватьПримерно порядка 20-25% ПН при равной сухой массе.
Ню-ню... Замахнитесь сразу уж на 50 или даже все 100, чего уж там...

ЦитироватьДостаточно ли этого, чтобы вводить еще один криогенный компонент с меньшей плотностью - не знаю. На мой взгляд - достаточно.
По счастью общепринятый взгляд противоположен вашему.
 И если б даже и вправду был прирост в 25% то всё равно никто не станет проектировать по существу новую ракету с ПН всего на 25% больше старой...
1. Ангара - единственная в мире новая РН которая хуже старой (с) Старый Ламер
2. Назначение Роскосмоса - не летать в космос а выкачивать из бюджета деньги
3. У Маска ракета длиннее и толще чем у Роскосмоса
4. Чем мрачнее реальность тем ярче бред (с) Старый Ламер

hcube

ЦитироватьНу теперь смотрите что у нас получается с керосином.
Берём массы ступеней и топлива Союза и увеличиваем их пропорционально на 13% чтобы получить стартовую массу тоже 353 тонны.

Ок.

ЦитироватьУдельные импульсы берём для первых ступеней НК-33, для третей - РД-0124.

Ок. НК-33 - УИ 300 (331). РД-0124 - УИ 359, согласен. Хотя в таком случае я использую УИ 375 на верхней ступени и получу ПН выше примерно на 3%. Ну да непринципиально.

ЦитироватьПолучается:
1 ступень - 4 блока по 44.5т заправки, сухая масса 4.5 тонны, УИ 300

Ок.

Цитировать2 ступень - 1 блок, 107т заправки, сухая масса 7 тонн, УИ 331

Не согласен. Сухая масса 7 тонн (когда оригинальная ступень имеет 6.9 тонны на 90 тонн заправки) не годится. Согласен на 8-8.5 тонн. Также прошу иметь в виду, что применяется не НК-33 как таковой, а нечто с тягой порядка 120 тонн - это если в ратман загонять. Иначе надо конструкцию ступени усиливать и она будет тяжелее.

Цитировать3 ступень - 1 блок, 25 тонн заправки, сухая масса 3 тонны, УИ 359.

Согласен.

ЦитироватьПН - 15 т

ЦитироватьТри этапа.
Первый - выработка из ББ по 44.5 тонн заправки, из ЦБ - 44т.
Начальная масса - 353 т. Конечная - 132. ХС - 2917 м/с

... 2850 - с учетом ЦБ на 2 тонны тяжелее.

ЦитироватьВторой - сброс ББ, расход из ЦБ оставшегося топлива.
Начальная масса 114т, конечная - 51т. ХС - 2647 м/c

... 2611 - УИ можно уже пустотным считать, 331

ЦитироватьТретий - сброс ЦБ, работа третьей ступени. УИ двигателя - 359 (РД-0124, штатное сопло)

Фига штатное. Со штатным он дает УИ 331, как и НК-33. Это сопло чуть ли не со ступень диаметром - 1.5 метра. И есть НЕКОТОРЫЕ сомнения относительно достижимости такого УИ на керосинке в принципе. Но пусть будет.

ЦитироватьНачальная масса 43т, конечная 18 т. ХС - 3067 м/с

Согласен.

ЦитироватьИз 18 тонн 15 - ПН.

Суммируя, получаем ХС в 8631 м/с. Это конечно расчет очень грубый, т.к. УИ первой ступени на самом деле не 300, а растет по мере полета. Но тем не менее с керосином, массовыми характеристиками Союза и серийными двигателями ПН получается такая же как в вашем метановом удолбище. Может чтото не так?

Ну, чуть ниже с учетом большего веса ЦБ - примерно на 100 м/c. Это уменьшает ПН примерно на 2.5%. Но в целом согласен. Суммируя с выигрышем за счет предположительно большего УИ верхней метановой ступени, получаем разницу в ПН Сибири и Союза+ порядка 5-6%.

Странно только, что в РКК не знают о чудо-двигателе РД-0124 с УИ 359, и ИХ Ямал при примерно тех же движках выводит по их же заверениям 11.5 тонн.

Если взять более консервативный УИ 3 ступени в 331 сек, то ХС третьей ступени получится примерно на 7% меньше, т.е. для компенсации этого надо будет снизить конечную массу примерно на 8%. В терминах ПН это будет уже 13.5 тонн вместо 15. Да плюс потеря ХС из-за большей массц ЦБ. Как ни крути, а 2 тонны ПН керосин проигрывает даже при оптимистичных оценках УИ и масс ступеней.
Звездной России - Быть!

fagot

ЦитироватьФига штатное. Со штатным он дает УИ 331, как и НК-33. Это сопло чуть ли не со ступень диаметром - 1.5 метра.
По размеру он такой же, как РД-0110.

ЦитироватьИ есть НЕКОТОРЫЕ сомнения относительно достижимости такого УИ на керосинке в принципе. Но пусть будет.
Не далеее как вчера достигли в очередной раз. :)

fagot

Да, вы подумайте, как в КБХА могли сделать такой плохой двигатель, если уже 30 лет существовали 11Д58 с УИ 351 секунда (это у первой модификации, теперь еще больше) и НК-39 с УИ 353 секунды.

fagot

ЦитироватьСтранно только, что в РКК не знают о чудо-двигателе РД-0124 с УИ 359, и ИХ Ямал при примерно тех же движках выводит по их же заверениям 11.5 тонн.
Вот с Ямалом тоже непонятно. Первый вариант был с РД-107А на 1-й ступени и ПН заявлялась 11,8 т. А РД-120 вроде на Союзе-3 стоят и его ПН 12,5 т, хотя скорее всего без обтекателя (Клипер). А почему ПН Ямала и посчитанная Старым отличается - так разработчики наверно учли побольше факторов, чем мы на форуме ну и ХС конечно маловата. Но главное - ракеты сравниваются в равных условиях. Хотя не совсем - попробуйте посчитать метановый вариант с распределением ХС как на Союзе, может чего и выиграете :wink: А у стандартного НК-33 кстати земной УИ 297 с, там можете отыграть еще 30 м/c :)

hcube

Т.е. урезать 3 ступень скажем до 35 тонн с одним РД-0234 и добавить на 2 ступень еще 20 тонн топлива, до 130? Ну, можно попробовать, да. Выигрыш видимо будет порядка тонны.
Звездной России - Быть!

STEP

Маленькое замечание.
Керосинки активно развиваются. Сейчас достигнуты новые результаты. Над метаном работают мало и предельно технически достижимые результаты далеко не достигнуты. Идет перевод на метан существующих гептиловых двигателей, а не разработка специализированных. Сейчас прошло сравнение ракет на хороших керосинках с недоведенными метановиками. Метановики много теряют, как и водородники, потому, что их почти не развивают. В этом случае Старый полне прав, их применять не будут.
В своих проектах я обхожу экономику, т.к. не вижу возможности изготовления таких ракет. Меня просто интересует, во что все вытекает. Посему надо бы посчитать вариант метановых ракет с максимально достижимыми характеристиками двигателей. Я не понимаю только вот этого долбежа, мол запретить, измена родине и т.д. Да не заставляю я ни кого все это делать, даже денег не прошу. Меня просто интересует, что на самом деле может получиться. Не ужели не интересно, не предполагать, а знать???

А Старому спасибо. Наконец он поборол лень и не просто прокричал, мол все ерунда, а произвел хоть грубые, но расчеты. Теперь их можно спокойно сравнивать , проверять и делать реальные выводы. Жаль только, что такая работа его сильно напрягла и для компенсации усилий он стал срывать на оппонентах. Ну, ничего, мы привычные.
Так держать, Старый!!!
 :D  :D  :D
Дурят нашего брата, дурят ...

fagot

ЦитироватьТ.е. урезать 3 ступень скажем до 35 тонн с одним РД-0234 и добавить на 2 ступень еще 20 тонн топлива, до 130? Ну, можно попробовать, да. Выигрыш видимо будет порядка тонны.
Я думаю, чтобы сравнить ракеты в равных условиях нужно сделать развесовку как на увеличеннном "Союзе" Старого. Т.е. отвлечься от существующих двигателей и просчитать эту абстрактную ракету, используя только УИ двигателей.

fagot

ЦитироватьМаленькое замечание.
Керосинки активно развиваются. Сейчас достигнуты новые результаты. Над метаном работают мало и предельно технически достижимые результаты далеко не достигнуты. Идет перевод на метан существующих гептиловых двигателей, а не разработка специализированных. Сейчас прошло сравнение ракет на хороших керосинках с недоведенными метановиками.
Ну насчет недоведенности это еще не факт. Вот сделали из тех же вонючек керосиновый РД-0155К и он ни в чем не уступает "специализированному" РД-120U при том же давлении в КС. Ну и потом мы же сравниваем заявленные показатели метановых двигателей, которых еще надо достигнуть, с уже достигнутыми керосинками показателями. Не думаю, что метану удастся наскрести больше 5 дополнительных секунд разницы с керосинками.

Fakir

Cтарый
ЦитироватьЯ вам просто объясняю почему ни один нормальный проектировщик не применял и никогда не применит метан.

ЦитироватьОно просто забыло спросить ваше мнение и потому до сих пор не летает на метане. И никогда не будет.

По метановым движкам работают - это есть реальность, данная нам в ощущениях. Раз ведутся работы по движкам - логично предположить, что эти движки предполагается использовать на каких-то ракетах.
"Послушайте, но ведь если звёзды зажигают - значит, это кому-нибудь нужно?" (с) Маяковский  :mrgreen:

Fakir

ИМХО, STEP целиком прав - считать варианты обязательно надо, поскольку априори ничего не очевидно. Сперва считать "технику", потом, если техника смотрится хорошо - "экономику". Ну и там уж видно будет. Може, получится что стоящее, может, нет - пока не сосчитаешь, не узнаешь.
"Поэзия - та же добыча радия, в грамм добыча - в год труды. Изводишь единого слова ради тысячи тонн словесной руды"  :wink:  :mrgreen: (с) Маяковский


P.S. Единственное, против чего я категорически возражаю - называть эти новые ракеты в компоновке "Союза" или "Протона" апгрейдами "Союза" или "Протона"  :wink:

Старый

Цитировать
Цитировать2 ступень - 1 блок, 107т заправки, сухая масса 7 тонн, УИ 331

Не согласен. Сухая масса 7 тонн (когда оригинальная ступень имеет 6.9 тонны на 90 тонн заправки) не годится. Согласен на 8-8.5 тонн.
Согласно диску "отечественные РН" от академии Можайского вторая ступень Союза имеет сухую массу 6.1 т и стартовую 101.2 тонны. Все данные Союза я брал оттуда.

ЦитироватьТакже прошу иметь в виду, что применяется не НК-33 как таковой, а нечто с тягой порядка 120 тонн - это если в ратман загонять. Иначе надо конструкцию ступени усиливать и она будет тяжелее.
Можно считать что применён НК-33 с дроселированием. Или специально разработанный двигатель соответствующей тяги. Для метановой РН потребуются двигатели специальной разработки, поэтому приемлемо так же поступить и тут.
1. Ангара - единственная в мире новая РН которая хуже старой (с) Старый Ламер
2. Назначение Роскосмоса - не летать в космос а выкачивать из бюджета деньги
3. У Маска ракета длиннее и толще чем у Роскосмоса
4. Чем мрачнее реальность тем ярче бред (с) Старый Ламер

Старый

Цитировать
ЦитироватьТретий - сброс ЦБ, работа третьей ступени. УИ двигателя - 359 (РД-0124, штатное сопло)

Фига штатное. Со штатным он дает УИ 331, как и НК-33. Это сопло чуть ли не со ступень диаметром - 1.5 метра. И есть НЕКОТОРЫЕ сомнения относительно достижимости такого УИ на керосинке в принципе. Но пусть будет.
С какую ступень???? РД-0124 четырёхкамерный! Параметры подтверждены огневыми испытаниями. Здесь приведены его штатные параметры с которыми он должен осенью лететь на Союзе-2б.
1. Ангара - единственная в мире новая РН которая хуже старой (с) Старый Ламер
2. Назначение Роскосмоса - не летать в космос а выкачивать из бюджета деньги
3. У Маска ракета длиннее и толще чем у Роскосмоса
4. Чем мрачнее реальность тем ярче бред (с) Старый Ламер

Старый

ЦитироватьСтранно только, что в РКК не знают о чудо-двигателе РД-0124 с УИ 359,
Это вы не знаете. А они прекрасно знают. На ленте новостей сообщение о его огневом испытании в составе ступени, а в составе РН он должен лететь в конце года со спутником Корот.
Цитироватьи ИХ Ямал при примерно тех же движках выводит по их же заверениям 11.5 тонн.
Это потому что на самом деле требуется ХС больше чем 8600 м/с. Также в наших рассчётах не учтён вес газа наддува и т.п. Но этиже же факторы подействуют и на вашу ракету.
1. Ангара - единственная в мире новая РН которая хуже старой (с) Старый Ламер
2. Назначение Роскосмоса - не летать в космос а выкачивать из бюджета деньги
3. У Маска ракета длиннее и толще чем у Роскосмоса
4. Чем мрачнее реальность тем ярче бред (с) Старый Ламер

Старый

Столь низкие параметры вашей ракенты, ашкуб, не превышающие параметров керосинки, получились потому что вы её спроектировали неоптимальной. Насколько я понял вы за какимто хреном удвоили тягу ЦБ что увеличило его сухую массу и уменьшило запас топлива на вторую ступень. Пакет сразу же стал практически одноступенчатым. Вам пришлось увеличить третью ступень чтобы она играла роль нормальной второй ступени к одноступенчатому пакету. Увеличив третью ступень вдвое вы увеличили её сухую массу и необходимость тащить эту массу на орбиту сразу же сожрала пару тонн из ПН.
 Если бы вы спроектировали ракету нормально то действительно вам бы удалось выжать лишние процентов 10 по сравнению с керосином. Но это максимум. Ни о каких 30% не может быть и речи. Вы ошиблись в три раза а это недопустимо.
 Из за жалких 10% естественно никто не станет проектировать фактически новую ракету и брать на себя весь этот метановый геморой. Поэтому у метана никаких шансов. Нигде и никогда.
1. Ангара - единственная в мире новая РН которая хуже старой (с) Старый Ламер
2. Назначение Роскосмоса - не летать в космос а выкачивать из бюджета деньги
3. У Маска ракета длиннее и толще чем у Роскосмоса
4. Чем мрачнее реальность тем ярче бред (с) Старый Ламер

Старый

Да, вот смотрите:
Цитировать2 ступень - 1 блок, 109т заправки, сухая масса 11.8 тонны, УИ 343
3 ступень - 1 блок, 50 тонн заправки, сухая масса 5.5 тонн, УИ 365.
ПН - 15 т

Три этапа.
Первый - выработка из ББ по 36.5 тонн заправки, из ЦБ - 73т.
Начальная масса - 352.9 т. Конечная - 133.9. ХС - 2950 м/с
Второй - сброс ББ, расход из ЦБ оставшегося топлива.
У вас во вторую ступень расходуется 36 тонн топлива, а в третью - 50. Третья ступень в полтора раза больше второй! Что вы хотите от такой ракеты?
 Кто вас вобще учил так проектировать ракеты?
 Вы уж не обижайтесь, но именно из таких кадров и рекрутируются сторонники метана...
1. Ангара - единственная в мире новая РН которая хуже старой (с) Старый Ламер
2. Назначение Роскосмоса - не летать в космос а выкачивать из бюджета деньги
3. У Маска ракета длиннее и толще чем у Роскосмоса
4. Чем мрачнее реальность тем ярче бред (с) Старый Ламер

hcube

Ну хорошо, давайте посчитаем вариант с бОльшей второй и мЕньшей третьей ступенью. Высказывания о моей умственной неполноценности оставляю за кадром ;-).

Итак,

1 ступень такая же - 34.5 т заправка, 3.9 сухая масса. УИ 310
2 ступень больше - 13т сухая масса, 130т заправка. УИ 343
3 ступень меньше - 4т сухая масса, 35т заправка. УИ 370
ПН 15 т

Считаем. Общая масса РН - 350.6 т.
На момент окончания работы первой ступени масса 128т.
ХС 1 ступени - 3060
На момент продолжения работы второй ступени масса 112.4
На момент окончания работы второй ступени масса 67
ХС 2 ступени - 1740
Третья ступень - начало 54, конец 19, УИ 370
ХС 3 ступени - 3791
Общая ХС - 8591. МЕНЬШЕ чем было в начальном варианте.

Ну блин, что, мне до 150 т 2 ступень наращивать? ;-)
Звездной России - Быть!

mihalchuk

Метан, метан... Откуда взялся прирост УИ 20 с? То, что я видел и читал - 12, хорошо -15 с. А в сумме метан даёт около 10% прироста массы ПГ. Где-то была мысль, что металл прочнее при температуре ЖМ, но не всё так просто - баки должны быть прочными и при температуре газа наддува. А в целом получается так, что полезные свойства метана неактуальны. Например, на метане довольно легко сделать относительно надёжную и эффективную РН технологического уровня от ФАУ-2 до Р7. РН на метане имеет бОльшую перспективную надёжность, но в свете пройденного пути по керосину эта перспектива неимоверно отдалённая. Но вот где оправдан метан - в системах, где имеется возможность заправки жидким кислородом. Например, на низкой орбите или на Луне. Правда, водород лучше, но это - другая история. В предложенном нами варианте лунной экспедиции на околоземной орбите кроме прочего заправляется кислородом блок ДМ, керосин он везёт с собой. Если бы был аналогичный блок на метане, то, из-за бОльшего соотношения компонентов масса заправки увеличилась бы почти на 900 кг + увеличился бы УИ, при незначительном росте массы баков.
Одним словом, по совокупности св-в напрашивается один объект для перевода на метан - блок ДМ. Но если подумать о том, чтобы лезть с метаном на протоновский и морской старт...
Теперь сладкое для метанофилов. Я долго думал, как можно эффективно использовать метан, и понял, что нужны трёхкомпонентные двигатели. Очень хорошее горючее - смесь метана и диборана (15-25%), но на нём не сможет работать газогенератор. Варианты:
1. МД-смесь в двигателе типа РД-107.
2. Метан и диборан раздельно. Здесь в двигателе также нужны три насоса, но далее проще - горючие могут смешиваться.
3. Метан для газогенератора отдельно и МД-смесь.
И, конечно, диборан не рекомендуется применять на первой ступени.
Теперь сладкое для метанофобов. Пока вы тут спорили, я порылся в патентной литературе и нашёл:

УВГ     плотность  прирост УИ кгс/кг с
Т-1         810              0
Дициклобутил 828  4,8
1-метил-1,2-дициклопропил-циклопропан 851  5,5

И что самое приятное, полная совместимость с керосином.

Старый

ЦитироватьМетан, метан... Откуда взялся прирост УИ 20 с? То, что я видел и читал - 12, хорошо -15 с.
Ну это наш подарок метанофилам. Чтоб не обижались и не плакали...

ЦитироватьОчень хорошее горючее - смесь метана и диборана (15-25%), но на нём не сможет работать газогенератор.
А оставить окислительный газогенератор, а метан-диборан вместо керосина?
1. Ангара - единственная в мире новая РН которая хуже старой (с) Старый Ламер
2. Назначение Роскосмоса - не летать в космос а выкачивать из бюджета деньги
3. У Маска ракета длиннее и толще чем у Роскосмоса
4. Чем мрачнее реальность тем ярче бред (с) Старый Ламер

Старый

Цитировать1-метил-1,2-дициклопропил-циклопропан
А чего, пропил уже больше не называют амилом?
 И вобще, эта жуть случайно не циклин?
1. Ангара - единственная в мире новая РН которая хуже старой (с) Старый Ламер
2. Назначение Роскосмоса - не летать в космос а выкачивать из бюджета деньги
3. У Маска ракета длиннее и толще чем у Роскосмоса
4. Чем мрачнее реальность тем ярче бред (с) Старый Ламер