Запуски советских АМС семейства 3МВ в 1963-1965 гг.

Автор byran, 28.12.2005 07:49:56

« назад - далее »

0 Пользователи и 1 гость просматривают эту тему.

VK

Для отработки АМС были разработаны упрощенные варианты АМС 3МВ-1А и 3МВ-4А, которые запускались вне «астрономических окон», но, в соответствии с назначением, выводились на такую же траекторию, как при полете к Венере, или, соответственно, к Марсу.

3МВ-1А – АМС на базе АМС 3МВ-1 для отработки полетов к Венере. Отличается отсутствием спускаемого аппарата и меньшим запасом топлива для КДУ. В системе ориентации АМС были установлены электроплазменные двигатели. Состав научной аппаратуры:
-   детектор радиации;
-   детектор заряженных частиц;
-   магнитометр;
-   детектор микрометеоритов;
-   детектор атомарного водорода;
-   радиотелескоп;
-   детектор ультрафиолетового и рентгеновского солнечного излучения;
-   установка для технологического эксперимента.
Масса АМС 800 кг. В конце 1963 и начале 1964 года было произведено две попытки запуска АМС 3МВ-1А, обе неудачны.

3МВ-4А - АМС на базе АМС 3МВ-4 для отработки полетов к Марсу.  Отличается составом научной аппаратуры и меньшим запасом топлива для КДУ. Фототелевизионное устройство было оборудовано объективом с фокусным расстоянием 106,4 мм и сканирующей установкой с характеристиками 1100 строк по 1100 элементов. Запас пленки рассчитан на 40 кадров.
Масса АМС 996 кг. Запусков АМС этого типа не производилось.

Добавлю еще, что АМС, запускаемые "в направлении к Венере или Марсу", должны были иметь разной площади СБ и разный режим терморегулирования - расстояния от Солнца разные. Ну, и отработка систем навигации свои нюансы вносит. Поэтому запуск 63 года никак не мог быть "в направлении к Марсу" - АМС не та.

Вообще, кроме этих двух пусков станций 1А или 4А как таковых не было - то есть, они не изготавливались специально. Стоимость изготовления достаточно высока, и далее всегда стремились использовать задел - те АМС, что не успели запустить, дорабатывали и запускали с новым назначением.

VK

Кстати, в "50 лет РККЭ" запуски в конце 63-го и в начале 64-го обозначены, как "в направлении Марса", обе. Честно говоря, не верится, чтобы первую же машину, сделанную по новым решениям - 3МВ-1А, для Венеры, - вдруг лихо переориентировали к Марсу. Тут одно из двух: либо вдруг поступило указание все силы бросить на освоение Марса - по политическим соображениям, ессно. В таком разе могли все, что угодно, перерешить. Либо, второй вариант, ошибся автор той главы в книге "50 лет РККЭ". Прошло более 30 лет, в архиве чего-то есть, чего-то не сохранилось. Опросил стариков, кто-то что-то сказал. Написал, как сам понял, а редакторы тем более не в курсах, оставили все, как есть.

А вообще, конечно, первоисточники нужны. Черток авторитет, но он эти таблички, похоже, списал откуда-то, т.к. в них информация неравнозначная его тексту, а местами и несовпадающая.

Кстати, про Чертока. Номер февральской 64-го года АМС, который он приводит - №4А, - очень уж подозрительно совпадает с обозначением марсианской отработочной АМС - 3МВ-4А. Может быть, Черток в свое время именно это и записал, что вторая - 4А. А потом забыл, что это тип, а не серийный номер. А у АМС 63- года вполне мог быть номер 2, в ОКБ-1/ЦКБЭМ/НПОЭ/РККЭ так часто делали (и не только там) - №1 - стендовая, №2 - еще для чего-нибудь, №3 или там №5 - запускают..

Железняков неизвестно откуда брал информацию, но я думаю, частично нумерацию он сам вводил - для упорядоченности при отсутствии точных данных.  Такое у него я уже замечал. "Марс-1С", "Луна-2А", "Луна-2B" и так далее.

Про "50 лет РККЭ" я уже говорил.

Где еще поискать? Может быть, где-то есть параметры орбит, или косвенные данные, которые помогут определить - куда же все-таки запускались 3МВ-1А? И с какими в действительности номерами?

byran

VK а откуда вы взяли описание станций 3БМ-1А и 3ВМ-4А?

VK

ЦитироватьVK а откуда вы взяли описание станций 3БМ-1А и 3ВМ-4А?
3МВ-1А и 3МВ-4А. "Творческое наследие академика Королева", стр. 501-514. Там серия 3МВ называется "Венера-А,-Б", "Марс-А,-Б", а те, про что мы говорим - "Зонд-А" и "Зонд-Б".

Liss

Логично, черт побери!
То есть
3МВ-1 = Венера-А (посадка)
3МВ-2 = Венера-Б (пролет)
3МВ-3 = Марс-А (посадка)
3МВ-4 = Марс-Б (пролет)
3МВ-1А = Зонд-А (на базе Венера-А, без СА)
3МВ-4А = Зонд-Б (на базе Марс-Б, тем более без СА)
Сказанное выше выражает личную точку зрения автора, основанную на открытых источниках информации

byran

На первоисточник не тянет, но это повидимому наиболее полная подборка по запускам к Венере в СССР
http://www.mentallandscape.com/V_OKB1.htm

Кстате наверно станцию сделанную для Марса, гораздо проще переориентировать на Венеру, чем наоборот. Это из-за близости к Солнцу(площадь СБ) и дальности радиосвязи(хотя бы диаметр параболической антены).
А вот изменения в СА непонятны. Вроде уже даже первые станции для Марса изпользовали 2-х ярусную парашютную систему, а для Венеры 3-х ярусную, и терплозащита была для Венеры толще.

byran

НК №20 1996 На Марс! часть 1
http://martiantime.narod.ru/History/lant1.htm


"Первый за пуск станции серии 3МВ к Марсу состоялся в конце ноября 1964 г. Первоначально готовились к исследованиям "Красной планеты" пять аппаратов серии: одна посадочная станция 3МВ-3 (№1) и четыре пролетных "фотографа" 3МВ-4 (№№2, 3, 4 и 6). Однако вовремя подготовить все АМС на полигоне не успели. В самом конце астрономического окна 30 ноября 1964 г. был выполнен пуск лишь станции 3МВ-4 №2, получившей официальное обозначение "Зонд-2". Но после выхода станции на траекторию полета к Марсу на ней не полностью раскрылись солнечные батареи, из-за чего нарушился нормальный режим работы системы электропитания (официальная версия РКК "Энергия" приведенная в книге, посвященной 50-летию предприятия). В сообщении ТАСС указывалось, что "по данным телеметрии, полученным в первых сеансах связи, энергоснабжение на борту станции приблизительно вдвое меньше ожидаемого".

Как рассказывал В.П. Долгополов, на "Зонде-2" не произошла расчековка одной из панелей солнечных батарей. Конструкция зачековки панели была очень простой: металлическая чека в виде стержня соединяла подпружиненную панель в сложенном состоянии у гермокорпуса аппарата. Чека была соединена веревочным тонким фалом с блоком Л. После отделения станции от блока Л, блок за веревочку выдергивал чеку и под действием пружин панель разворачивалась в нормальное рабочее положение. На 3МВ-4 №2 этого не произошло. Чека, судя по всему, не вышла до конца или оборвалась веревка.

По информации РКК "Энергия", солнечные батареи удалось открыть только 15 декабря 1964 г. в результате ряда динамических операций. Но проблемы со станцией это уже решить не могло. Прошли все возможные сроки первой коррекции траектории перелета АМС к Марсу. Нескорректированная траектория полета сильно отличалась от расчетной. Вернуть аппарат на "путь истинный" было уже невозможно. Поэтому выполнить основную целевую задачу - фотографирование с близкого расстояния Марса - станция уже не могла. В ходе ее дальнейшего полета произошли еще целая серия отказов, в результате которых радиоконтакт со станцией был потерян.
Однако по другой версии, высказанной Т. Варфоломеевым в статье "Долгий путь к Красной планете", на станции "Зонд-2" остались в нераскрытом положении радиаторы системы терморегулирования на концах солнечных батарей. В результате, нарушился температурный режим в гермоотсеке станции. Также радиаторы затенили почти 50% площади солнечных батарей. В условиях пониженного электроснабжения не обеспечивалась требуемая мощность сигнала со станции.

19 декабря 1964 г. газета "Правда" со ссылкой на сообщение ТАСС официально объявила, что на станции "Зонд-2" успешно проведено испытание электрических реактивных плазменных двигателей. Тем самым это сообщение служило косвенным подтверждением того, что электропитание на АМС наладилось и возможно было провести такой энергоемкий эксперимент. На станции "Зонд-2" было установлено 6 плазменных двигателей, которые и обеспечили ориентацию аппарата во время сеанса 18 декабря.

По западным данным, связь со станцией "Зонд-2" поддерживалась до 4-5 мая 1965 г., хотя это кажется маловероятным. Расчетная дата пролета Марса и его фотографирования - 6 августа 1965 г"

Правдоподобна наверно цифра 650 тыс км?

byran

Интересно сравнить массы королевских станций
1М 640кг, но так как ее запускали без ФТУ и спектрометра, то реально 480 кг
1ВА 643,5кг, т.е. практически подобна 1М
Со вторым поколений непонятно, в источнике приведеном выше указывается, что СА для проектов 2МВ-1 и 2МВ-3 имел одну и ту же массу 350 кг и диаметр 90 см, и там же указывается, что были разные парашютные системы, и СА для Венеры был расчитан на посадку на воду, в отличие от Марса
2МВ-1 890 или 1097 кг
2МВ-2 890 или 1100 кг
2МВ-3 890 кг
2МВ-4 судя по Марсу-1 893,5 кг
О третьем поколение цифры есть
3MV-1A 800 кг
3MV-4A 996 кг
3MV-1 948 кг 290 кг
3MV-2 935 кг
3MV-3 1042 кг 310 кг, но у Венеры-3 масса была 960 кг
3MV-4 1037 кг, но у Венеры-2 масса была 963 кг

Bloodest

Гыг, радиус Марса, ~3400 км, дык наверное просто поделили его на 2 вот и результат. Однако, если это только точность, блин, и это уже фантастика. В те времена эфемериды Марса были известны наверное на порядок, а то и два хуже.  Их корректировали уже при подлете по данным с КЛА, а поскольку бобик сдох куда как ранее...

VK

ЦитироватьО третьем поколение цифры есть
3MV-1A 800 кг
3MV-4A 996 кг
3MV-1 948 кг 290 кг
3MV-2 935 кг
3MV-3 1042 кг 310 кг, но у Венеры-3 масса была 960 кг
3MV-4 1037 кг, но у Венеры-2 масса была 963 кг
3МВ-4 №4 (Венера-2) и 3МВ-3 №1 (Венера-3) планировались к запуску к Марсу в окне ноября 1964 года.

Там вообще по-чудному получилось: из пяти (!) АМС запустили только одну, да и та оказалась :) Зонд-2.

Остальные были переделаны для запуска к Венере (кроме 3МВ-4 №3) и были запущены под названиями Зонд-3 (3МВ-4 №3), Венера-2, Венера-3 и Космос-96 (3МВ-4 № 6).

Именно из-за переделки Венера-2 и Венера-3, сохранив марсианские обозначения типа, стали иметь венерианский вес.

byran

В книге 50 лет Энергии есть фраза

"Много внимания было уделено испытаниям, связанным с особенностями полета и выполнением целевой задачи. Это, в первую очередь, относилось к системе посадки на поверхность планет.
Атмосфера Марса и Венеры резко отличается от земной, и отработка парашютов для спуска в ней должна была проводиться на недоступных для самолетов высотах и режимах. С этой целью в ОКБ-1 создается экспериментальный ракетный комплекс Р11А-МВ, выводивший макет СА на высоту около 50 км. В серии пусков ракет Р11А-МВ были отработаны трехкаскадная (два тормозных купола) парашютная система для спуска в плотной атмосфере Венеры и двухкаскадная система — для разреженной атмосферы Марса"

А есть ли еще какая-нибудь инфа про этот ракетный комплекс? Когда были пуски, успешно ли? Тяжелые СА под Протон тоже на нем испытывали?

byran

Возращаюсь сюда
http://www.mentallandscape.com/V_OKB1.htm

Интересная подробность:
Станции проекта 1ВА должны были не совершить пролет около Венеры, а попасть в нее. В отличие от станции 1М на основе которой и создавались станции 1ВА, она не имела ФТУ.
Понятно зачем у них на борту были вымлелы, один из которых потом очень странно нашли в Сибири.

VK

ЦитироватьВозращаюсь сюда
http://www.mentallandscape.com/V_OKB1.htm

Интересная подробность:
Станции проекта 1ВА должны были не совершить пролет около Венеры, а попасть в нее. В отличие от станции 1М на основе которой и создавались станции 1ВА, она не имела ФТУ.
Понятно зачем у них на борту были вымлелы, один из которых потом очень странно нашли в Сибири.
По моим данным, попадание допускалось, но не являлось задачей.  Вымпел нашли, видимо, после падения Спутника-7 - 1ВА №1, не ушедшей с орбиты ИСЗ 4 февраля 60 г. Если его отслеживали, то после падениямогли проверить - что долетело. Или кто случайно наткнулся?

byran

Цитировать
ЦитироватьВозращаюсь сюда
http://www.mentallandscape.com/V_OKB1.htm

Интересная подробность:
Станции проекта 1ВА должны были не совершить пролет около Венеры, а попасть в нее. В отличие от станции 1М на основе которой и создавались станции 1ВА, она не имела ФТУ.
Понятно зачем у них на борту были вымлелы, один из которых потом очень странно нашли в Сибири.
По моим данным, попадание допускалось, но не являлось задачей.  Вымпел нашли, видимо, после падения Спутника-7 - 1ВА №1, не ушедшей с орбиты ИСЗ 4 февраля 60 г. Если его отслеживали, то после падениямогли проверить - что долетело. Или кто случайно наткнулся?

http://epizodsspace.narod.ru/bibl/chertok/kniga-2/6-6.html

У Чертока кстате тоже говорить что цель попадание в Венеру, кстате до 1ВА разрабатывался аппарат 1В, предусматривающий СА для Венеры, но сделать его не успевали, поэтому ограничились лишь достижением самой планеты, с намеком на будущею посадку.

Цитата:

"Для первых пусков по Венере готовились также два аппарата под индексом 1ВА. По системе управления и составу бортовой аппаратуры 1ВА были близки к 1М. Целью пусков было приобретение опыта попадания в Венеру, проведение исследований на трассе Земля - Венера и на участке сближения с загадочной соседкой Земли. Подготовить конструкцию спускаемого аппарата и аппаратуру для непосредственного исследования атмосферы и поверхности планеты в астрономические сроки было невозможно. Хотя Келдыш и заговаривал на эту тему, но быстро понял, что это совершенно нереально. На 1ВА был установлен вымпел в виде маленького глобуса с нанесенными очертаниями земных материков. Внутри этого шарика находилась медаль с изображением схемы полета Земля - Венера. На другой стороне медали был герб Советского Союза. Вымпел был помещен в сферическую оболочку с тепловой защитой для сохранения при входе в атмосферу Венеры со второй космической скоростью. Кто из венерианцев обнаружит этот вымпел, нас не очень волновало. Важно было опубликовать его описание и доказать, что Советский Союз первым коснулся Венеры"

Про вымпел:

"Летом 1963 года Королев попросил меня зайти, предупредив по телефону: "Без всяких бумажек и графиков".

Когда я вошел в маленькую комнату его кабинета, он хитро улыбнулся, что было показателем хорошего настроения, и начал разворачивать сверток мятой оберточной бумаги. Из небольшой кучи бесформенных железок он извлек слегка деформированную закопченную медаль и протянул мне:

- Я получил подарок от Академии наук и решил, что по праву он принадлежит тебе.

В первый момент изучения подарка у меня, видимо, был очень глупый вид. Это была медаль вымпела первого венерианского аппарата 1ВА. Несмотря на помятость и копоть, четко различалась надпись: *1961* Союз Советских Социалистических Республик *. В центре медали сияло Солнце, вокруг которого были изображены орбиты Земли и Венеры.

Из дальнейших пояснений Королева я узнал, что медаль вместе с остатками конструкции вымпела, в которую она была упакована, была передана лично Келдышу из КГБ. В КГБ остатки вымпела попали не из космоса, а из Сибири.366

Во время купания в реке - притоке Бирюсы - местный мальчишка повредил ногу о какую-то железку. Достав ее из воды, он не бросил ее дальше на глубину, а притащил домой и показал отцу. Отец мальчишки, желая узнать содержимое помятого металлического шара, вскрыл его и там обнаружил эту медаль. Это произошло в сибирской деревне, название Королеву не сообщили. Находку отец мальчика отнес в милицию. Местная милиция доставила остатки вымпела в районное отделение КГБ, которое в свою очередь переправило находку в Москву. В Москве соответствующее управление КГБ не нашло в этих предметах никакой угрозы государственной безопасности и, предупредив Келдыша как президента Академии наук, нарочным доставило ему уникальную находку.

Таким образом, я был награжден медалью, отправку которой на Венеру удостоверял акт, подписанный Королевым и мною в январе 1961 года. После пуска мы все были уверены, что "тяжелый спутник" вместе с вымпелом утонул в океане. Теперь оказалось, что он сгорел над Сибирью. Вымпел был рассчитан на сохранность в атмосфере Венеры и поэтому дошел до поверхности Земли.

По прогнозам баллистиков, вероятность приводнения спутника в мировом океане составляла более 90%. Только 10% приходились на сушу, из них 3% - на территорию СССР. Выпали именно эти 3%. Но если, пользуясь теорией случайных процессов, подсчитать, какова вероятность найти вымпел на территории СССР, вряд ли эта величина будет сильно отличаться от нуля.

Но свершилось! Произошло событие, вероятность которого близка к нулю!

К великому сожалению, тогда в повседневной суматохе я не позаботился о том, чтобы узнать имена мальчика и его отца и географическое место находки. Они заслужили того, чтобы в истории космонавтики упоминались их имена под заголовком "очевидное и невероятное". "

Примечание: Бирюса - река на юге Красноярского края

VK

Митчелл утверждает, что на 1ВА ставилась та же КДУ-414, что и на 2МВ. Но, если посмотреть на 2МВ, то эта КДУ торчит здоровенной прибабахой. На фотографиях 1ВА что-то такой железяки не видно. Или она под полусферическим куполом? Кстати, для чего этот купол вообще?

Где-то мне попадалось утверждение, что когда вместо 1В стали срочно лепить 1ВА, то КДУ убрали для экономии массы. Попробую повспоминать, где.

byran

http://www.mentallandscape.com/V_OKB1.htm
The 200 kilogram-force (440-pound) vernier engine, KDU-414, was used by planetary probes from 1M to Venera-8. Designed by A.M. Isaev's bureau, the engine and fuel tank assembly is one meter long. For the 3MV missions, the KDU was outfitted and fueled for 2 corrective burns, with a maximum total impulse of 10,600 kgf-sec. The length of an engine burn is determined by an integrating accelerometer, cutting off the engine when a programmed velocity delta is achieved. The engine is mounted on steering gimbals, and a control system governed by an inertial gyroscope maintains a straight trajectory

Вроде КДУ-414 стояли на всех легких АМС.
А вот колпак это да. Он и у 1М есть, и у 1ВА. Может быть для защиты двигателя во время запуска, а потом отстреливался?


byran

ЦитироватьГде-то мне попадалось утверждение, что когда вместо 1В стали срочно лепить 1ВА, то КДУ убрали для экономии массы. Попробую повспоминать, где.
А с 1М не путаете?
http://www.mentallandscape.com/V_OKB1.htm
"Two 1M probes were lost in launch mishaps in October of 1960. Well past the optimal launch date, the camera, UV spectrograph and IR spectrometer had been removed to reduce weight. Some reports indicate even the vernier engine was removed"

X

А вот вопрос:
"Творческое наследие академика Королева" есть в Сети хотя б каком-нибудь формате?

byran

http://www.mentallandscape.com/V_OKB1.htm
Had the mission proceeded according to plan, they were scheduled to perform course corrections in March, jettison their vernier engines, and encounter the planet in May

Все таки интересная фраза. Что имеет в виду слово encounter - пролет или попадание? При втором значении получается что после снятия ФТУ планировался, не пролет Марса станциями 1М, а попадание в него.(!)
Довольно логично, если учесть, что изначально был план в январе 1960 года и третьего аппарата - со СА, но сроки позволили сделать только пролетные АМС(в апреле откалазались от АМС с СА), видно опыта со СА не было вообще, даже на Землю! А раз ФТУ снимали, можно было отработать попадание.
Откуда интересно эта инфа, домыслили что ли? Говориться про одну только коррекцию в Марте 1961 года, хотя вроде АМС делают 2 коррекции для Марса, и одну для Венеры. А с отстрелом КДУ любопытно? Помоему в других источниках такая возможность не рассматриваеться?

Pavel

ЦитироватьПо информации РКК "Энергия", солнечные батареи удалось открыть только 15 декабря 1964 г. в результате ряда динамических операций. Но проблемы со станцией это уже решить не могло. Прошли все возможные сроки первой коррекции траектории перелета АМС к Марсу. Нескорректированная траектория полета сильно отличалась от расчетной. Вернуть аппарат на "путь истинный" было уже невозможно. Поэтому выполнить основную целевую задачу - фотографирование с близкого расстояния Марса - станция уже не могла. В ходе ее дальнейшего полета произошли еще целая серия отказов, в результате которых радиоконтакт со станцией был потерян.

Правдоподобна наверно цифра 650 тыс км?

Они обе правдоподобны. Все утыкается в вопрос: «Была  ли коррекция?». Что до фразы. 15 декабря вовсе не могли пройти все сроки для проведения коррекций. Конечно, все утыкается в запасы рабочего тела, но я бы не сильно удивился, если бы коррекцию можно было проводить вплоть до января