Завод на космодроме или транспортировка негабаритных РН авиацией?

Автор Molodoy, 19.11.2025 18:01:39

« назад - далее »

0 Пользователи и 1 гость просматривают эту тему.

Сроить завод на космодроме Восточный или тяжелый транспортный самолёт?  

Завод на Восточном
Самолёт подобный Молния-1000 «Геракл»
Доставка водным транспортом с Самары

Владимир Шпирько

Цитата: simple от 20.11.2025 01:11:41
Цитата: Владимир   Шпирько от 20.11.2025 00:56:53Предлагаю ТРЕТИЙ вариант. 
Новый космодром с доступом по воде.
восточный, рядом река зея, +10 км жд путь кинуть, так как там жд обслуживает космодром, то можно габарит хоть до 10 метров расширить, дешево.
Но все ракетоделательные заводы это бассейн Волги/Москва-река и Обь с Иртышем.  Т.е на Зею/Амур по СМП или вокруг Африки/Индии...
И не надо забывать, что не только носитель будет "негабарит". Но и существует вариант негабаритной ПН. Например ОС диаметром 6...8м.  Иначе зачем такой носитель?

simple

Цитата: Владимир Шпирько от 20.11.2025 01:19:51Но все ракетоделательные заводы
это неважно, под большой диаметр новый строить будут, там рядом, по реке, Хабаровск

Цитата: Владимир Шпирько от 20.11.2025 01:19:51ОС диаметром 6...8м. 

всю сборку туда

Кот Бегемот

Завод на космодроме - фигня если космодром не один. А для массовых ракет он как правило не один...
Не шалю, никого не трогаю, починяю примус

Molodoy

Цитата: Владимир Шпирько от 20.11.2025 00:56:53Предлагаю ТРЕТИЙ вариант. 
Новый космодром с доступом по воде.
Новый космодром во сколько обойдется? И где он будет? На ДВ? Не проще тогда Плесецк использовать? 

ухач

Добавьте вариант
"многоразовая ступень добирается с завода на космодром своим ходом"

Трилобит

Цитата: ухач от 20.11.2025 14:28:31Добавьте вариант
"многоразовая ступень добирается с завода на космодром своим ходом"
Это вариант только для ступени с самолётной посадкой и авиадвигателями.
Иначе выходит что у вас вариант "построить космодром при заводе".
"Завладев знанием, человечество обрело силу — яркую и неистовую, точно провод под высоким напряжением." Брюс Стерлинг "Схизматрица"

Molodoy

Цитата: ухач от 20.11.2025 14:28:31Добавьте вариант
"многоразовая ступень добирается с завода на космодром своим ходом"
И сколько раз ступень будет взлетать и садиться, чтобы добраться до Восточного или Плесецка из Самары? В каждой точки посадки будем строить по стартовому столу? Или вы предлагаете сделать фюзеляж и крылья, которые будут крепиться к ступени и она включением своих двигателей будет стартовать и садиться по-самолётному?

Molodoy

Цитата: Трилобит от 19.11.2025 19:07:51Но самолёт типа Белуги не помешал бы
Ну можно и такой. Но надо сделать самолёт побольше Airbus Beluga XL, по крайней мере в длину, чтобы можно было транспортировать хотя бы баки первой ступени, а их уже сваривать на космодроме, вторая и третья ступень должны и целиком войти. Четыре двигателя ПД-35 должно хватить для такого самолёта.  

Ц. Ярослав

Возьмём диаметр 2 ступени Энергии, там кажется на переделанных самолётах доставляли пустые баки и собирали на космодроме. Может тут так же поступить?. Взять то что отработано и использовать, либо же по северному пути доставлять несколько баков за раз, т.е для трёх и более ступеней.

Molodoy

Цитата: Ц. Ярослав от 20.11.2025 17:03:33на переделанных самолётах доставляли пустые баки
Так можно поступить, но это эрзац решение, к тому же пилотам сложнее управлять из-за плохой аэродинамики такой конструкции, это тоже дополнительный риск. Если уж делать транспортник, то хотя бы как Белуга, его можно и вне космической сферы использовать.
Цитата: Ц. Ярослав от 20.11.2025 17:03:33ибо же по северному пути доставлять несколько баков за раз
из Самары до Восточного расстояние ~14500 км (про рекам и СМП), это долго

Трилобит

#30
Цитата: Molodoy от 20.11.2025 16:55:47
Цитата: Трилобит от 19.11.2025 19:07:51Но самолёт типа Белуги не помешал бы
Ну можно и такой. Но надо сделать самолёт побольше Airbus Beluga XL, по крайней мере в длину, чтобы можно было транспортировать хотя бы баки первой ступени, а их уже сваривать на космодроме, вторая и третья ступень должны и целиком войти. Четыре двигателя ПД-35 должно хватить для такого самолёта. 

Я точных цифр найти не могу, но чисто визуально из 46+м грузового отсека минимум 35м должно быть полного диаметра без сужений у Белуги XL.
У Нью Гленна длина первой ступени 57,5м вместе с двигательным отсеком, баки учитывая пропорции получаются меньше 30м. Вполне достаточно на мой взгляд. (ред. там же еще сверху здоровенный переходник, так что баки скорее по 20м с копейками).
"Завладев знанием, человечество обрело силу — яркую и неистовую, точно провод под высоким напряжением." Брюс Стерлинг "Схизматрица"

Molodoy

Цитата: Трилобит от 20.11.2025 17:13:29Вполне достаточно на мой взгляд.
Для размерности Нью Гленна должно хватить, но желательно ориентироваться на первую ступень Старшипа и выбрать что-то между ними. В любом случае, если мы делаем самолёт с нуля, то можно сделать его и побольше. Белугу нам всё равно не продадут ;D 

Prokrust

Цитата: Molodoy от 20.11.2025 17:11:20
Цитата: Ц. Ярослав от 20.11.2025 17:03:33на переделанных самолётах доставляли пустые баки
Так можно поступить, но это эрзац решение, к тому же пилотам сложнее управлять из-за плохой аэродинамики такой конструкции, это тоже дополнительный риск. Если уж делать транспортник, то хотя бы как Белуга, его можно и вне космической сферы использовать.
Риск убирается автопилотом. У американцев таки самолеты-утюги военные летают, их никакой летчик не сможет поддерживать в воздухе без автопилота.

Трилобит

Цитата: Molodoy от 20.11.2025 17:18:03но желательно ориентироваться на первую ступень Старшипа
Зачем?
Цитата: Molodoy от 20.11.2025 17:18:03В любом случае, если мы делаем самолёт с нуля, то можно сделать его и побольше. Белугу нам всё равно не продадут ;D
Ориентироваться нужно имхо именно на Белугу, хотя бы ST.
Для начала сделать нормальный широкофюзеляжный магистрал с двумя двигателями или хотя бы Ил-96 ремоторизировать на ПД-35, как предлагалось. Ну или на крайний случай лицензию купить на С929.
Лепить свой А380, а потом из него СуперБелугу бред на мой взгляд (как и Старшип, который имхо космический аналог А380).
"Завладев знанием, человечество обрело силу — яркую и неистовую, точно провод под высоким напряжением." Брюс Стерлинг "Схизматрица"

Molodoy

Цитата: Трилобит от 20.11.2025 17:29:36Зачем?
Ну не совсем Старшип, а что-то между, диаметром до 8м, у Beluga XL как раз около 8м должна быть полезный диаметр, единственное в длину увеличить, даже 2х ПД-35 должно хватить для такого увеличения, у Белуги движки на 31т тяги против 35т у ПД

Трилобит

Цитата: Molodoy от 20.11.2025 17:43:04у Beluga XL как раз около 8м должна быть полезный диаметр
Там 7,8м примерно внутренние габариты, но впритирку же не засунешь, упаковка нужна и такелажка, так что думаю все-таки за 7м особо не выйдешь.
Цитата: Molodoy от 20.11.2025 17:43:04даже 2х ПД-35 должно хватить для такого увеличения, у Белуги движки на 31т тяги против 35т у ПД
Только Тренты летают давно, а вот ПД-35 в лучшем случае на стендах и не факт что целевые характеристики получится достичь. Ну и Трент весит 6т против почти 10т у ПД-35 (если верить википедии).
"Завладев знанием, человечество обрело силу — яркую и неистовую, точно провод под высоким напряжением." Брюс Стерлинг "Схизматрица"

Molodoy

Цитата: Prokrust от 20.11.2025 17:26:18Риск убирается автопилотом. У американцев таки самолеты-утюги военные летают, их никакой летчик не сможет поддерживать в воздухе без автопилота.
А какой самолёт для этого будем использовать, АН-225 и ВМ-Т больше нет, ИЛ-96 на ПД-35 с переделанным хвостовым оперением достаточен? 

Вернер П.

Цитата: Трилобит от 20.11.2025 17:29:36Ориентироваться нужно имхо именно на Белугу
Белуга создана чтобы возить узлы Аэрбасов, и ее создание и эксплуатация  окупается ежедневной работой на Аэрбас.
В этом ориентироваться?  Было бы неплохо.
Но предвижу другое: дайте денег еще и на уникальный самолет. В итоге трудности создания ракетного комплекса только перемножатся.

Вернер П.

Цитата: Трилобит от 20.11.2025 17:54:54Только Тренты летают давно, а вот ПД-35 в лучшем случае на стендах и не факт что целевые характеристики получится достичь. Ну и Трент весит 6т против почти 10т у ПД-35 (если верить википедии).
История создания Ил-112, и МС-21, а именно значительное превышение массы и как следствие близкое к катастрофическому снижение дальности у того и другого, показывает что создание самолета дело не менее а скорее даже более сложное чем РН.
Вывод: возим по ж.д. и не рыпаемся, а иначе только завод при космодроме.

Трилобит

Цитата: Вернер П. от 20.11.2025 18:04:25
Цитата: Трилобит от 20.11.2025 17:29:36Ориентироваться нужно имхо именно на Белугу
Белуга создана чтобы возить узлы Аэрбасов, и ее создание и эксплуатация  окупается ежедневной работой на Аэрбас.
В этом ориентироваться?  Было бы неплохо.
Но предвижу другое: дайте денег еще и на уникальный самолет. В итоге трудности создания ракетного комплекса только перемножатся.
Согласен. Успех именно в том что это не "уникальный" самолет, а модификация экономичного серийного двухдвигательного лайнера. Даже при ежедневной работе на Эйрбас экономика какой-нибудь Мрии была бы в минус.
Создание уникального самолета - заведомо провал.
Но в гипотетической ситуации с реанимацией авиакосмической отрасли - создание такой модификации (при наличии подходящего базового самолета) вполне оправдано.
Цитата: Вернер П. от 20.11.2025 18:11:04
Цитата: Трилобит от 20.11.2025 17:54:54Только Тренты летают давно, а вот ПД-35 в лучшем случае на стендах и не факт что целевые характеристики получится достичь. Ну и Трент весит 6т против почти 10т у ПД-35 (если верить википедии).
История создания Ил-112, и МС-21, а именно значительное превышение массы и как следствие близкое к катастрофическому снижение дальности у того и другого, показывает что создание самолета дело не менее а скорее даже более сложное чем РН.
Вывод: возим по ж.д. и не рыпаемся, а иначе только завод при космодроме.

По первому пункту согласен. Однако это не значит что нужно сложить ручки и забить болт на авиастроение.
По второму не согласен. Не рыпаться с жд, особенно в том состоянии в котором РЖД сейчас находится замедленное самоубийство. Нужно хотя бы модернизацией железных дорог заняться, как показала недавно угольная ветка на ДВ, вполне реально строить новые ветки, если этим не феодальная кормушка РЖД занимается.
"Завладев знанием, человечество обрело силу — яркую и неистовую, точно провод под высоким напряжением." Брюс Стерлинг "Схизматрица"