50-летие ЭПАС

Автор Шамс, 10.04.2025 01:06:20

« назад - далее »

0 Пользователи и 1 гость просматривают эту тему.

Шамс

Уникальные документы по истории ЭПАС

Дорогие друзья! Мы продолжаем вас знакомить с материалами выставки «Встреча на орбите. "Союз" и "Аполлон". К 50-летию полета». На выставочном проекте представлены документы не только РГАНТД, но и наших основных партнеров, в первую очередь, Российского государственного архива новейшей истории — архива, хранящего документацию, связанную с ключевыми вехами полувековой истории КПСС и советского общества, а также международных отношений 1950–1980-х годов. 
На данной странице мы предлагаем вам заглянуть в уникальные документы РГАНТД и РГАНИ, привлеченные в ходе подготовки выставки. Здесь вы сможете познакомиться с документами ЦК КПСС, связанными с работой технических специалистов, подготовкой ЦУПа к управлению, организацией предполетных и послеполетных мероприятий, с делом о рекордах «Союза» и «Аполлона».


Max

Интересно и познавательно. Спасибо.
Заодно и отмена "Н-1 - Л-3" высветилась.
А вот заголовок про "45-лет" как-то не очень, вроде уже 50 лет.

Магадан2

#3

Шамс

Открытие уникальной выставки в РГАНТД

Выставка «Встреча на орбите. "Союз" и "Аполлон". К 50-летию полета» - это совместная работа нескольких федеральных архивов: РГАНТД, Российского государственного архива новейшей истории, Государственного архива Российской Федерации, Российского архива кинофотофонодокументов и Архива РАН. 
Экспозиция будет работать в выставочном зале РГАНТД по адресу: Москва, ул. Профсоюзная, д. 82. 
По вопросам организации экскурсии обращаться в канцелярию РГАНТД: kanc@rgantd.ru 8 (495) 335-00-95
Летчик-космонавт СССР, дважды Герой СССР Владимир Джанибеков даёт интервью телеканалу «Звезда»

Шамс

https://rgantd.ru/news/rgantd/nit-chelovecheskoy-pamyati-sozdaet-nashu-istoriyu/

К 50-летию первого международного советско-американского космического полета «Союз-Аполлон» - пресс-конференция в ведущем информационном агентстве России ТАСС. Представители федеральных СМИ, а также европейских телекомпаний узнали подробности этого уникального события из первых уст. Участники программы "Союз-Аполлон", летчики-космонавты СССР, дважды Герои Советского Союза Владимир Джанибеков и Александр Иванченков делились с журналистами историями собственного опыта в этом легендарном международном проекте.

Завтра РГАНТД совместно с ТАСС открывает на Тверском бульваре в Москве фотовыставку, посвященную юбилею полета. И завтра же – ровно в 15.20 по Москве – время, когда стартовал «Союз-19» с космодрома Байконур - откроется интернет-выставка РГАНТД, посвященная ЭПАС.


zandr

https://www.roscosmos.ru/41653/
ЦитироватьПолвека рукопожатию в космосе

3 фото


[свернуть]
Пятьдесят лет назад СССР и США выполнили миссию «Союз – Аполлон». Впервые в космосе состыковались два корабля разных государств.
15 июля Роскосмос и НАСА отмечают 50-летний юбилей уникальной миссии «Союз – Аполлон». Эта программа стала символом международного сотрудничества, научных достижений и примером того, как совместные усилия могут преодолеть границы возможного, объединяя человечество в стремлении к космосу.
Работа советских и американских инженеров, учёных, космонавтов и астронавтов показала всему миру, что вместе человечество способно решать самые сложные задачи.
Идея проекта возникла в 1970 году, когда в Москве встретились советские и американские специалисты для обсуждения вопроса возможности стыковки космических кораблей на случай, если возникнет нештатная ситуация, и людям в космосе понадобится помощь. На подготовку соответствующего соглашения ушло около двух лет – документ подписали в 1972 году. Среди заявленных в нем целей была не только научная, но и гуманитарная: страны договорились о сотрудничестве в исследовании космоса в мирных целях. 
Еще три года потребовалось для подготовки кораблей, центров управления полетом и самих экипажей. После проверок и испытаний, предусмотренных программой подготовки, 15 июля 1975 года с космодрома Байконур стартовал корабль «Союз-19» с космонавтами Алексеем Леоновым и Валерием Кубасовым. Через семь с половиной часов с мыса Канаверал взлетел американский «Аполлон». В состав его экипажа вошли Томас Стаффорд, Дональд Слейтон и Вэнс Бранд. 17 июля корабли состыковались. Во время полета было проведено четыре перехода членов экипажей между кораблями. Космонавты знакомились с оборудованием космических союзников, общались, проводили эксперименты.
19 июля 1975 года корабли расстыковались после 43 часов 54 минут 11 секунд в совместном полёте. Затем «Аполлон» отошел на 200 метров от «Союза-19». После проведения эксперимента «Искусственное солнечное затмение», в ходе которого американский корабль закрыл собой Солнце, пока космонавты на «Союзе-19» фотографировали солнечную «корону» вокруг него, корабли опять сблизились. Произошла вторая сцепка, она длилась два часа 52 минуты 33 секунды.
Советские космонавты вернулись на Землю 21 июля 1975 года: спускаемый аппарат корабля «Союз-19» совершил мягкую посадку вблизи города Аркалык в Казахстане (общее время полета — 5 суток 22 часа 31 минута). Командный модуль «Аполлона» с американскими астронавтами приводнился в Тихом океане 24 июля (9 суток 1 час 28 минут). Опыт программы «Союз — Аполлон» послужил хорошей основой для дальнейших международных космических полетов.
Некоторые практические результаты программы «Союз – Аполлон»:
  • после миссии США внедрили на своих кораблях использование кислородно-азотной смеси, как на советских кораблях и станциях вместо взрывоопасного чистого кислорода;
  • разработан Андрогинно-Периферийный Агрегат Стыковки (АПАС), который затем использовался как средство стыковки по программе «МИР – Шаттл», стыковочный узел подобного типа применяется и на Международной космической станции;
  • отработана стыковка кораблей с помощью АПАС и методика перехода космонавтов и астронавтов из одного корабля в другой;
  • получен опыт взаимодействия центров управления полетом СССР и США, в дальнейшем это использовалось в программах «МИР – Шаттл» и в проекте МКС;
  • получен опыт проведения совместных научных экспериментов в космосе.

ViruSS

В фотографии конечно американцы умели...



Global Ural

буквально час назад закончил смотреть первую серию нового сериала Лунная гонка где говорилось и показали планы совместного полёта на Луну от 1962 год.

У меня из документов есть фильмы

1972-1974 Киножурналы о подготовке ЭПАС
1974-Экипажи кораблей Союз-Аполлон
1975-К старту готовы
1975-Первая международная
1975-Союз-Аполлон. Рукопожатие в космосе (ЦТ)
1975-Рукопожатие в космосе (ЦНФ)
1975-Project Apollo-SoyuzThe Mission of Apollo Soyuz 1975
1975-The Mission of Apollo Soyuz The Mission of Apollo Soyuz 1975


Bell

Цитата: Магадан2 от 10.04.2025 20:44:05Протокол совещания у Тюлина по ЭП шедевр.
https://www.roscosmos.ru/media/files/history/epas/08.protokol.nts.mom.po.rassm..ep..na.rkk.souz-m..delo.n3844.l.130-140..pdf

Хорошо видна концепция планирования отечественных пилотируемых полетов - все максимально отработать заранее и из этого как можно больше на земле. В итоге космонавты должны только выполнять заученные действия, в том числе при всех предсказуемых НШС. Однако, получается, что фактор наличия человека разумного на борту сводится к минимуму и с водой выплескивается ребенок - космонавт-пилот, человек как средство принятия решения исчезает и остается только исполнитель, нажиматель кнопок, заранее обученный, какие кнопки нажимать. А с этим справится и сравнительно несложный автомат.

Вот где и когда закладывалась концептуальная бомба под пилотируемую космонавтику. У пилотов отбиралась основная функция - в нештатной ситуации самим грамотно принимать решения на месте и в нужный момент. 
Иногда мне кажется что мы черти, которые штурмуют небеса (с) фон Браун
А гвоздички-то были круглые (с) Брестская крепость

WkWk

А вариант пристыковать Салют к Скайлэбу покруче был бы  ;D

Шамс

Цитата: Bell от 15.07.2025 21:54:10
Цитата: Магадан2 от 10.04.2025 20:44:05Протокол совещания у Тюлина по ЭП шедевр.
https://www.roscosmos.ru/media/files/history/epas/08.protokol.nts.mom.po.rassm..ep..na.rkk.souz-m..delo.n3844.l.130-140..pdf

Хорошо видна концепция планирования отечественных пилотируемых полетов - все максимально отработать заранее и из этого как можно больше на земле. В итоге космонавты должны только выполнять заученные действия, в том числе при всех предсказуемых НШС. Однако, получается, что фактор наличия человека разумного на борту сводится к минимуму и с водой выплескивается ребенок - космонавт-пилот, человек как средство принятия решения исчезает и остается только исполнитель, нажиматель кнопок, заранее обученный, какие кнопки нажимать. А с этим справится и сравнительно несложный автомат.

Вот где и когда закладывалась концептуальная бомба под пилотируемую космонавтику. У пилотов отбиралась основная функция - в нештатной ситуации самим грамотно принимать решения на месте и в нужный момент.
Каманин сказал кратко - заавтоматизировались


Bell

Цитата: Шамс от 16.07.2025 01:15:08Каманин сказал кратко - заавтоматизировались
Что самое удивительное - заавтоматизировался менее технически развитый СССР, а более продвинутые штаты наоборот, в большей степени полагались на астронавтов.
Осознание этого, кстати и было одним из результатов ЭПАСа...
Иногда мне кажется что мы черти, которые штурмуют небеса (с) фон Браун
А гвоздички-то были круглые (с) Брестская крепость

hlynin

Цитата: Bell от 16.07.2025 08:26:22Что самое удивительное - заавтоматизировался менее технически развитый СССР, а более продвинутые штаты наоборот, в большей степени полагались на астронавтов.
СССР просто не доверял космонавтам. Как в связи с политикой, так и в связи с общим опытом. И это было вполне наглядно. Как, например, лопухнулся Береговой - самый опытный лётчик в космонавтах. И потом ручные стыковки не раз не удавались. В США ни разу подобного не было

ОАЯ

И тут политику подмешали. Дело абсолютно не в этом. На мой взгляд при всех зубрежек многочисленных предметов перед выпуском любого летного состава в СССР ( навигации, топографии, геодезии, радиооборудованию, электрооборудованию и многим, многим другим) технический уровень оставлял желать много лучшего. При мне высокий летный чин был немало удивлен, что автопилот самостоятельно и принудительно переводит самолет только на крейсерскую высоту. А в радио устройствах разбирались два, три из сотни. Разработчики были вынуждены автоматизировать все процессы. Не представляю такой ситуации когда бы при полете от Луны первый попавшийся член экипажа вручную перепрограммировал бы компьютер...

hlynin

Цитата: ОАЯ от 16.07.2025 12:13:48И тут политику подмешали.
Непременно. И лётчики, которые могли сбежать с самолётом процеживались до святого сияния.
А частушку помните?
В космос больше не летали 
Их с земли не выпускали
Где гарантия, что жид
В космосе не убежит?

ОАЯ

 Нет не помню. Слабо верю, что характеристики изделий, технические разработки, технологические карты и снабжение и обеспечение материалами производств завязывалось на случай: сбежит или не сбежит. А вот с алкоголизмом проблемы были. В том числе поэтому продумывалось обслуживание техники с "защитой от дурака".

hlynin

Цитата: ОАЯ от 16.07.2025 12:27:54Нет не помню. Слабо верю, что характеристики изделий, технические разработки, технологические карты и снабжение и обеспечение материалами производств завязывалось на случай: сбежит или не сбежит. А вот с алкоголизмом проблемы были. В том числе поэтому продумывалось обслуживание техники с "защитой от дурака".
Нет, сбежит-не сбежит - проблема имелась, но была второстепенной. При спуске гораздо важнее было  не опустить СА за границей. А испытаний беспилотных было много. Когда отработали - какой смысл подключать при спуске космонавта? Вряд ли без подсказки с Земли вообще космонавт мог вручную посадить СА. Так что возможность "сбегания" осталась в фантастике. Вот у Войновича "Москва 2042" в космосе проводится эксперимент по рождению. супруги Орловы (?) родили близнецов, а приземлились в Аризоне (?) (не помню точно)
Но если разговор о стыковке - то тут совсем иное.