Super Heavy/Starship (B15/S34) – восьмой испытательный полет – Starbase,TX – 06.03.2025 23:30 UTC – авария

Автор zandr, 19.01.2025 20:36:14

« назад - далее »

0 Пользователи и 1 гость просматривают эту тему.

Штуцер

Цитата: pkl от 01.04.2025 17:20:51Но... гложут меня сомнения насчёт принципиальной возможности создания полностью многоразового средства выведения, пригодного к практической эксплуатации.
Это у Королева были "принципы".
А Маск делом доказал, что принципов в этом вопросе нет.
Кроме принципа реактивного движения.
Но в виде обломков различных ракет
Останутся наши следы!

Georgea

Цитата: wisefilinn от 01.04.2025 17:36:19
Цитата: Шлангенциркуль от 01.04.2025 16:53:12"Призвание" у Ф9 только одно, приносить Маску деньги. А поскольку достойных конкурентов все еще не видно, значит задача выполнена вдвойне.
А конкуренты почему спят?
Они не понимают что можно загрести денег на многоразовости 1й ступени, в отличии от вас и 99% простых людей?
Или для этого нужны недоступные простым смертным инопланетные супер-технологии?
Конкуренты понимают, что для экономической эффективности многоразовости нужен большой грузопоток. А как его обеспечить без своего старлинка? Причём вполне возможно, что второй старлинк в принципе не может быть прибыльным.

vlad7308

Цитата: Georgea от 01.04.2025 22:39:27
Цитата: wisefilinn от 01.04.2025 17:36:19
Цитата: Шлангенциркуль от 01.04.2025 16:53:12"Призвание" у Ф9 только одно, приносить Маску деньги. А поскольку достойных конкурентов все еще не видно, значит задача выполнена вдвойне.
А конкуренты почему спят?
Они не понимают что можно загрести денег на многоразовости 1й ступени, в отличии от вас и 99% простых людей?
Или для этого нужны недоступные простым смертным инопланетные супер-технологии?
Конкуренты понимают, что для экономической эффективности многоразовости нужен большой грузопоток.
Конкуренты просто слишком долго раскачиваются.
В чем нет ничего удивительного. Скоро глупости на форуме пишутся, не скоро дело делается.
это оценочное суждение

nonconvex

Цитата: Кот Бегемот от 01.04.2025 18:34:13Вот как надо делать фул многораз. ;D


Цитата: Шлангенциркуль от 01.04.2025 18:56:26Вот это вот были бы гармоничные колебания, а не всякое там то.
Кстати, выглядит весьма гармонично!

Sembler


nonconvex

Цитата: Sembler от 02.04.2025 01:21:25
Цитата: Кот Бегемот от 01.04.2025 18:34:13Вот как надо делать фул многораз. ;D
2 апреля проект пересмотрят.
А потом решат, что в каждой шутке доля шутки.

Дем

Цитата: Искандер от 01.04.2025 17:13:53Никогда не говори никогда - она всё ж таки "чугуниевая", + м.б. добавить тормозной импульс, приделать ноги, сделать "баржу" по больше и... будет работать.
Работать-то будет, а вот ПН возможно упадёт...
Цитата: wisefilinn от 01.04.2025 17:36:19А конкуренты почему спят?
Они не понимают что можно загрести денег на многоразовости 1й ступени, в отличии от вас и 99% простых людей?
Или для этого нужны недоступные простым смертным инопланетные супер-технологии?
А они вообще есть? ФИО можно?
По сути только Безос, но он решил сразу со сверхтяжа начать.
Летать в космос необходимо. Жить - не необходимо.

nonconvex

Цитата: cross-track от 29.03.2025 21:53:53
Цитата: AlexandrU от 29.03.2025 20:47:59
Цитата: cross-track от 29.03.2025 16:11:54А Старлинк включает запуски на Ф9?
Котлеты отдельно, мухи отдельно.
Т.е. вы считаете, что Старлинк - успешный прект, а Ф9 - провальный? А как же тогда Старлинк может быть финансово-успешным при "провальной" цене пусков?
Собственно об этом Маск говорил, утверждая что без СШ Старлинк экономически невыгоден. Видимо помнит про Иридиум.

V.B.

Отчет по 8-му полету (полный оригинальный текст под спойлером):

Спойлер
MAY 22, 2025
FLY. LEARN. REPEAT.

On March 6, 2025, Starship's eighth flight test successfully lifted off at 5:30 p.m. CT from Starbase in Texas. All 33 Raptor engines on the Super Heavy booster started up successfully and completed a full duration burn during ascent. After powering down all but the three center engines on Super Heavy, Starship ignited all six of its Raptor engines to separate in a hot-staging maneuver and continue its ascent to space.

The Super Heavy booster then relit 11 of 13 planned Raptor engines and performed a boostback burn to return itself to the launch site. Once there, it relit 12 of the planned 13 engines for its landing burn, including one of the engines that did not start up for the boostback burn. The three center engines continued running to maneuver the booster to the launch and catch tower arms, resulting in the third successful catch of a Super Heavy booster.

The most probable cause for engines not relighting during the boostback and landing burn phases was traced to torch ignition issues on the individual engines caused by thermal conditions local to the igniter. Post-flight testing was able to replicate the issue and engines on future flights will have additional insulation as mitigation.

Starship's upper stage flew along its expected trajectory following separation from the Super Heavy booster. Approximately five and a half minutes into its ascent burn, a flash was observed in the aft section of the vehicle near one of the center Raptor sea level engines followed by an energetic event that resulted in the loss of the engine. Immediately after, the remaining two center Raptor engines and one of the Raptor vacuum engines shut down and vehicle control authority was lost. Telemetry from the vehicle was last received approximately nine and a half minutes into the flight, or a little more than two minutes following the first flash observation, at which point all engines had shut down.

Contact with Starship was lost prior to triggering any destruct rules for its Autonomous Flight Safety System, which was fully healthy when communication was lost. It is expected that the Autonomous Flight Safety System fired upon loss of communication, ensuring vehicle breakup following the mishap. The vehicle was observed to re-enter the atmosphere and break apart following the loss of communication.

Starship flew within a designated launch corridor to safeguard the public both on the ground, on water, and in the air. Following the mishap, SpaceX teams immediately began coordination with the FAA, ATO (air traffic control) and other safety officials to implement pre-planned contingency responses. SpaceX worked closely with the Bahamian government and sent a team of experts to coordinate and execute clean-up efforts. All debris came down within the pre-planned Debris Response Area, and there were no hazardous materials present in the debris and no significant impacts expected to occur to marine species or water quality.

SpaceX led the investigation efforts with oversight from the FAA and participation from NASA, the National Transportation and Safety Board, and the United States Space Force. SpaceX submitted a mishap report to the FAA for review and received a flight safety determination from the FAA to enable its next flight of Starship.

The most probable root cause for the loss of Starship was identified as a hardware failure in one of the upper stage's center Raptor engines that resulted in inadvertent propellant mixing and ignition. Extensive ground testing has taken place since the flight test to better understand the failure, including more than 100 long-duration Raptor firings at SpaceX's McGregor test facility.

To address the issue on upcoming flights, engines on the Starship's upper stage will receive additional preload on key joints, a new nitrogen purge system, and improvements to the propellant drain system. Future upgrades to Starship will introduce the Raptor 3 engine which will include additional reliability improvements to address the failure mechanism.

While the failure manifested at a similar point in the flight timeline as Starship's seventh flight test, it is worth noting that the failures are distinctly different. The mitigations put in place after Starship's seventh flight test to address harmonic response and flammability of the ship's attic section worked as designed prior to the failure on Flight 8.

Starship is designed to fundamentally change and enhance humanity's ability to reach space. This step change in capability won't happen overnight and progress towards that goal won't always come in leaps. But by putting hardware into a real-world environment as frequently as possible, while still maximizing controls for public safety, progress can be made to achieve the goal of flying a reliable, fully and rapidly reusable rocket.
[свернуть]

Цитировать6 марта 2025 года восьмой испытательный полет Starship успешно стартовал в 5:30 вечера по центральному времени со Starbase в Техасе. Все 33 двигателя Raptor на ускорителе Super Heavy успешно запустились и полностью отработали во время подъема. После выключения всех, кроме трех центральных двигателей на Super Heavy, Starship запустил все шесть двигателей Raptor, чтобы разделиться в ходе маневра горячей ступени и продолжить подъем в космос.

Затем сверхтяжелый ускоритель повторно включил 11 из 13 запланированных двигателей Raptor и выполнил импульс обратного ускорения, чтобы вернуться на стартовую площадку. Оказавшись там, он повторно включил 12 из 13 запланированных двигателей для посадочного импульса, включая один из двигателей, который не запустился для импульса обратного ускорения. Три центральных двигателя продолжали работать, чтобы маневрировать ускорителем для запуска и захвата башенных рычагов, что привело к третьему успешному захвату сверхтяжелого ускорителя.

Наиболее вероятная причина того, что двигатели не зажигались повторно во время фаз ускорения и приземления, была прослежена до проблем с зажиганием факела на отдельных двигателях, вызванных тепловыми условиями, локальными для воспламенителя. Послеполетные испытания смогли воспроизвести проблему, и двигатели в будущих полетах будут иметь дополнительную изоляцию для смягчения.

Верхняя ступень Starship пролетела по своей ожидаемой траектории после отделения от ускорителя Super Heavy. Примерно через пять с половиной минут после начала восхождения в кормовой части корабля возле одного из центральных двигателей Raptor, работающих на уровне моря, была замечена вспышка, за которой последовало энергичное событие, приведшее к потере двигателя. Сразу после этого два оставшихся центральных двигателя Raptor и один из вакуумных двигателей Raptor отключились, и управление кораблем было потеряно. Телеметрия с корабля в последний раз была получена примерно через девять с половиной минут полета или чуть более чем через две минуты после первого наблюдения вспышки, после чего все двигатели отключились.

Контакт со Starship был потерян до того, как сработали правила уничтожения его автономной системы безопасности полета, которая была полностью исправна, когда связь была потеряна. Ожидается, что автономная система безопасности полета сработала при потере связи, обеспечив разрушение транспортного средства после неудачи. Было замечено, что транспортное средство снова вошло в атмосферу и развалилось после потери связи.

Starship пролетел в пределах обозначенного коридора запуска, чтобы защитить общественность как на земле, так и на воде и в воздухе. После инцидента команды SpaceX немедленно начали координацию с FAA, ATO (управление воздушным движением) и другими должностными лицами по безопасности для реализации заранее запланированных мер реагирования на непредвиденные обстоятельства. SpaceX тесно сотрудничала с правительством Багамских Островов и направила группу экспертов для координации и выполнения работ по очистке. Весь мусор упал в заранее запланированной зоне реагирования на мусор, и в обломках не было никаких опасных материалов, и не ожидалось, что они окажут значительное воздействие на морские виды или качество воды.

SpaceX возглавила расследование под надзором FAA и при участии NASA, Национального совета по транспорту и безопасности и Космических сил США. SpaceX представила отчет о происшествии в FAA для рассмотрения и получила от FAA определение безопасности полета, чтобы разрешить следующий полет Starship.

Наиболее вероятной первопричиной потери Starship был назван отказ оборудования в одном из центральных двигателей Raptor верхней ступени, что привело к непреднамеренному смешиванию и возгоранию топлива. После летных испытаний были проведены обширные наземные испытания, чтобы лучше понять причину отказа, включая более 100 длительных запусков Raptor на испытательном полигоне Макгрегор компании SpaceX.

Чтобы решить эту проблему в предстоящих полетах, двигатели на верхней ступени Starship получат дополнительную предварительную нагрузку на ключевых соединениях, новую систему продувки азотом и усовершенствования в системе слива топлива. Будущие обновления Starship введут двигатель Raptor 3, который будет включать дополнительные улучшения надежности для устранения механизма отказа.

Хотя отказ проявился в тот же момент времени полета, что и седьмой испытательный полет Starship, стоит отметить, что отказы существенно отличаются. Меры по смягчению последствий, принятые после седьмого испытательного полета Starship для решения проблемы гармонического отклика и воспламеняемости чердачной секции корабля, сработали так, как и было задумано до отказа на рейсе 8.

Starship разработан для того, чтобы кардинально изменить и улучшить способность человечества достигать космоса. Это изменение возможностей не произойдет в одночасье, и прогресс в достижении этой цели не всегда будет скачком. Но размещая оборудование в реальной среде как можно чаще, при этом максимизируя контроль для общественной безопасности, можно добиться прогресса в достижении цели полета надежной, полностью и быстро повторно используемой ракеты.

simple

Цитата: V.B. от 23.05.2025 19:36:30Чтобы решить эту проблему в предстоящих полетах, двигатели на верхней ступени Starship получат дополнительную предварительную нагрузку на ключевых соединениях, новую систему продувки азотом и усовершенствования в системе слива топлива. Будущие обновления Starship введут двигатель Raptor 3, который будет включать дополнительные улучшения надежности для устранения механизма отказа.
удивляет как лихо они меняют и за короткое время 

Dulevo

Что еще удивительнее - при этом еще успевают и воровать инструменты как тут недавно жаловались. 

nonconvex

Цитата: simple от 23.05.2025 22:18:19
Цитата: V.B. от 23.05.2025 19:36:30Чтобы решить эту проблему в предстоящих полетах, двигатели на верхней ступени Starship получат дополнительную предварительную нагрузку на ключевых соединениях, новую систему продувки азотом и усовершенствования в системе слива топлива. Будущие обновления Starship введут двигатель Raptor 3, который будет включать дополнительные улучшения надежности для устранения механизма отказа.
удивляет как лихо они меняют и за короткое время
Это у них писатель лихой, ваш коллега.
Цитироватьдополнительные улучшения надежности для устранения механизма отказа

Шлангенциркуль

Цитата: nonconvex от 23.05.2025 23:48:58Приведите лучше оригинал
Оригинал заявления под спойлером четырьмя постами выше.

Feol

Тем не менее, по трансляции было видно, что вакуумный движок ушёл первым.
Всем пользователям нравится это сообщение.

Шлангенциркуль

С разницей треть секунды, очевидно, заявлению доверия гораздо больше. У сотрудников доступ к камерам и исходной телеметрии.


Feol

Не противоречит версии о том, что вакуумный взорвался первым, вынеся центральные. Как и было показано по общедоступной телеметрии во время пуска.
Всем пользователям нравится это сообщение.

nonconvex

Цитата: Feol от 18.06.2025 22:58:24Не противоречит версии о том, что вакуумный взорвался первым, вынеся центральные. Как и было показано по общедоступной телеметрии во время пуска.
Интересно, это тот, у которого горела кромка сопла?

Feol

Меня это свечение в районе коллектора интересовало и тогда и в следующем полёте, где оно тоже было, но признаков отказа двигателя не было.
Всем пользователям нравится это сообщение.

Streamflow

Цитата: Feol от 18.06.2025 22:58:24Не противоречит версии о том, что вакуумный взорвался первым, вынеся центральные. Как и было показано по общедоступной телеметрии во время пуска.
После девятого полета - это уже не версия.