Super Heavy/Starship (B14/S35) – девятый испытательный полет – Starbase,TX – 27.05.2025 23:38 UTC – авария

Автор Дем, 27.12.2024 14:18:56

« назад - далее »

0 Пользователи и 1 гость просматривают эту тему.

Streamflow

В девятом полёте Шип не взорвался потому, что, по сравнению с восьмым полётом на заключительном этапе разгонной траектории работа всех его двигателей была форсирована (ускорение увеличилось на ~ 25 % в момент отключения боковых двигателей на 541 секунде полёта по сравнению с прежним ограничением 35 м/с^2). И снижение собственной частоты упругих колебаний корпуса из-за уменьшения массы Шипа не дошло (с учетом кратности) до уровня частоты гидроакустических колебаний в трубопроводах питания этих двигателей кислородом, которая обратна пропорциональна квадратному корню из перепада давления на насосе, что примерно соответствует тяге. Так что компания СпейсХ неплохо освоила то, что ИИ стал называть активным подавлением пого, только всякий раз она способна это делать только после предшествующей аварии.

А закрутился Шип потому, что один из центральных двигателей на долю секунды отключился раньше, чем два других. И наиболее вероятной причиной такой его работы является то, что к этому моменту и центральные двигатели приблизились к границе зоны пого, и на так мало устойчивом переходном режиме работы двигатель с дополнительным источником неустойчивости стал работать чуть-чуть не так, как его более устойчивые собратья. И Шип крутануло во время отключении последних трёх двигателей, которые раньше всегда отвечали за точную юстировку вектора скорости ступеней и всегда отключались одновременно.

V.B.

Цитата: Streamflow от 02.06.2025 21:00:04И снижение собственной частоты упругих колебаний корпуса из-за уменьшения массы Шипа не дошло (с учетом кратности) до уровня частоты гидроакустических колебаний в трубопроводах питания этих двигателей кислородом, которая обратна пропорциональна квадратному корню из перепада давления на насосе, что примерно соответствует тяге.
Вообще-то дросселирование двигателей осуществляется путем уменьшения расхода (перекрывают клапан), а не путем изменения давления на насосе.

Цитата: Streamflow от 02.06.2025 21:00:04И Шип крутануло во время отключении последних трёх двигателей, которые раньше всегда отвечали за точную юстировку вектора скорости ступеней и всегда отключались одновременно.
У них есть газовые рули, работающие на газе наддува баков. Любое отклонение из-за несинхронного отключения двигателей они легко парировали бы.

Старый

Цитата: Streamflow от 02.06.2025 21:00:04частоты гидроакустических колебаний
;D ;D ;D
Так вот чем на флоте занимаются гидроакустики... 
1. Ангара - единственная в мире новая РН которая хуже старой (с) Старый Ламер
2. Назначение Роскосмоса - не летать в космос а выкачивать из бюджета деньги
3. У Маска ракета длиннее и толще чем у Роскосмоса
4. Чем мрачнее реальность тем ярче бред (с) Старый Ламер

Старый

1. Ангара - единственная в мире новая РН которая хуже старой (с) Старый Ламер
2. Назначение Роскосмоса - не летать в космос а выкачивать из бюджета деньги
3. У Маска ракета длиннее и толще чем у Роскосмоса
4. Чем мрачнее реальность тем ярче бред (с) Старый Ламер

Streamflow

#1944
Цитата: V.B. от 02.06.2025 21:25:11
Цитата: Streamflow от 02.06.2025 21:00:04И снижение собственной частоты упругих колебаний корпуса из-за уменьшения массы Шипа не дошло (с учетом кратности) до уровня частоты гидроакустических колебаний в трубопроводах питания этих двигателей кислородом, которая обратна пропорциональна квадратному корню из перепада давления на насосе, что примерно соответствует тяге.
Вообще-то дросселирование двигателей осуществляется путем уменьшения расхода (перекрывают клапан), а не путем изменения давления на насосе.

Цитата: Streamflow от 02.06.2025 21:00:04И Шип крутануло во время отключении последних трёх двигателей, которые раньше всегда отвечали за точную юстировку вектора скорости ступеней и всегда отключались одновременно.
У них есть газовые рули, работающие на газе наддува баков. Любое отклонение из-за несинхронного отключения двигателей они легко парировали бы.
Вожди краснокожих, как я вижу, не мыслят далее, чем на один ход вперёд.

1. При изменении расхода топлива изменяется давление в камерах сгорания, в том числе и в основной, и, вследствие этого, изменяется перепад давления на насосе, а не "давление на насосе".
2. Газовые рули с трудом, израсходовав почти все запасы газа, парировали эту закрутку, но затем газа не хватило для управления Шипом в последующем полёте, и его снова закрутило уже окончательно.

Streamflow

Цитата: Старый от 02.06.2025 21:54:47
Цитата: Streamflow от 02.06.2025 21:00:04перепада давления на насосе
Тоже неплохо...  ;D
Перепадом давления я для краткости называю отношение давления на выходе и на входе в насос. Об этом я пишу постоянно. Гидроакустические колебания - это установившийся термин для колебаний такого рода в жидкости в академической среде, по крайней мере, с 90-х годов прошлого века. Если вы этого не знаете, то это не означает, что этого нет.

А вы, похоже, за 25 лет превратились просто в клоуна, с чем вас и поздравляю. Ведь выступления такого рода как на арене, так и вне её сейчас весьма ценятся.
Бан за оскорбление оппонента. Вы далеко не в первый раз в дискуссии скатываетесь на них. К сожалению.

zandr

https://vk.com/spacex?from=groups&w=wall-41152133_525673
ЦитироватьСобрали самые интересные тезисы из интервью Илона Маска для космоблогера Everyday Astronaut'а, косможурналиста Эрика Бергера и автоэксперта Сэнди Манро, взятые всего за несколько часов до 9-го полёта Starship
— В 9-м полёте Starship компания сделала основной упор на тесты крепления плиток теплозащиты во время взлёта и последующего входа в атмосферу. Основная инженерная задача по этой части, чтобы не отваливалось сразу много плиток (ред. - и как мы уже знаем, плитки показали себя очень хорошо в новом полёте) т.к. это помешает быстрому повторному использованию корабля

 Что для вас успешный испытательный полёт Starship?
— "Испытательный полёт - это о данных, что мы можем получить. Самое главное - как улучшить конструкцию плиток для следующей итерации корабля. У нас есть около дюжины или больше экспериментов с плитками. Мы пробуем разные покрытия, методы изготовления и крепления, а также заполнитель между плитками. И мы также хотим убедиться, что решили проблемы в двигательном отсеке Starship, которые вызвали потери кораблей в двух полётах. Вероятность решения данных проблем составляет 80%, я бы сказал даже 90%, но лучше пусть будет 80% (ред. - и как мы знаем, двигатели корабля успешно отработали во время подъёма и S35 вышел на расчётную траекторию орбиты, став первым кораблём V2 сделавшим это). Чтобы дать 100% - требуется итерация дизайна двигателя.

Мы обнаружили, что нам нужно лучше затягивать болты, которые крепили основную камеру двигателя к головке инжектора. Как оказалось, после запуска двигателя, некоторые болты немного ослабевали, что позволяло топливным компонентам встретиться вместе, а это не хорошо. В уплотнение, которое обычно блокирует проход топлива и окислителя возникал зазор, и было достаточно лишь небольшого количества метана и кислорода, встретивших в "плохом месте", чтобы устроить взрыв".

 Является ли возвращение корабля самой большой технической проблемой, стоящей сейчас перед вами?
— "Да. Наиболее проблемные места для теплозащиты корабля - петли и области вокруг крыльев. В некоторых зонах имеет смысл использовать плитки с метановым охлаждением, но это слишком сложно для последующей эксплуатации и у компании есть несколько идей, включая решения без использования активного охлаждения"

— Ускоритель Super Heavy проектируется с таким подходом, чтобы менее чем через 10 минут после его возвращения можно было заправлять в него топливо и готовить к новому полёту, а корабль Starship так, чтобы он был готов к повторному полёту в течение 1 часа

— На StarFactory инженерный отдел и производственные цеха буквально находятся под одной крышей, чтобы инженеры могли сразу видеть их работу "в железе".

 Каковы сроки первого полёта двигателей Raptor 3?
— "Конец этого года. Из-за Raptor 3 в новых ускорителях и кораблях будет полностью переработана кормовая часть. Честно говоря, это будет выглядеть немного голо. Raptor 3 разработан так, что ему не нужна теплозащита и отдельные отсеки с оборудованием для тушения пожаров. Это изменение конструкции, которое мне действительно пришлось отстаивать перед командой разработки, чтобы избавиться от любых вторичных структур, в которых могут быть пожары".

— SpaceX планируют отправить на Марс в начале от 3-х до 5-и кораблей Starship. "Срок 2026 года - очень амбициозен, скорее всего у нас не получится успеть, но может быть и получится. Нам нужно решить ещё множество технических задач, включая орбитальную дозаправку, которая является ключевой технологией для полётов к Марсу"

— "Starship может долететь до Марса за 6 месяцев, если существенно снизить ПН, то и за 3, но это имеет мало смысла и ставит ряд проблем. SpaceX не планируют использовать ионные двигатели на корабле, но в будущем это может быть рассмотрено, как одна из доп. опций"

— SpaceX ставят цель достичь стоимости доставки грузов на Марс меньше $100 000 за 1 тонну (сейчас она составляет около $1 млрд).

 Десять лет назад вы как бы сделали большие ставки на Starship и Starlink, и большинство людей, вероятно, ожидали, что один или оба из них потерпят неудачу. На что вы делаете большую ставку сейчас, что принесет плоды SpaceX через десятилетие?
— "Включая меня... Да. Это были огромные ставки. Сегодня, безусловно, самая большая ставка на Starship. Если программа Starship будет успешной, а мы видим путь к её успеху, вопрос только в том, когда мы создадим первую полностью многоразовую РН орбитального класса, что является святым Граалем ракетной техники.

Полностью и быстро повторно используемая система Starship - главная цель SpaceX на ближайшие 5-10 лет. Никто никогда не делал полностью многоразовую РН для орбитальных запусков, и даже те части, которые были многоразовыми, было чрезвычайно трудно повторно использовать. Каноническим примером является Space Shuttle, где c учётом подготовки к повторному полёту его стоимость составляла около $1 млрд за миссию. Это примерно эквивалентно стоимости ракеты Saturn V. Но Saturn V, как одноразовая ракета, имела в четыре раза большую грузоподъёмность, чем Shuttle. Так что он был похож на принцип многоразовости, но исполнение, к сожалению, было не лучшим. Он был обременён таким количеством безумных требований! Знаете, у меня есть 5 принципов, чтобы сделать любые вещи лучше. И первый шаг - сделать требования менее глупыми. А для правительства всё наоборот. Правительство делает требования ещё более глупыми!"

 Какую проблему могли бы решить другие компании space?
— "Мы строим эквивалент железной дороги Union Pacific и сами поезда. Так что, как только у нас появится транспортная система для Марса - откроет широкий набор возможностей для того, чтобы сделать что угодно на поверхности Марса, от строительства полупроводниковых фабрик до пиццерий. По сути, вам надо построить цивилизацию. Так что мы хотим решить транспортную проблему, а остальные потом могут делать там всё остальное. Это как с Калифорнией. В Калифорнии было очень мало людей, пока не была завершена железная дорога Union Pacific, а затем Калифорния стала самым густонаселенным штатом в США. Так что такова наша цель. Мы хотим, чтобы люди были на Марсе, и если мы сможем это сделать, откроется буквально мир возможностей для всего остального".

 Для вас имеет значение, высадится ли Китай на Луну раньше новой высадки США на спутник Земли?
— "Я думаю, что США должны нацелиться на Марс, потому что мы уже несколько раз были на Луне. Если Китай сделает это, то это будет примерно то же, что Америка сделала 56 лет назад. Когда Кеннеди произнёс свою знаменитую речь, речь шла о постановке цели, которая намного превосходит то, что уже было сделано СССР в космосе. Мы должны отправиться в 1000 раз дальше (Луны) на Марс. Цели программы Artemis - слишком просты, необходимо ставить их выше, например создать постоянную базу на Луне, а не просто повторить миссии Apollo. SpaceX могли бы доставить много людей на Луну, но планета не так хорошо подходит для главной цели компании, поэтому для этого и был выбран Марс".

 Последнее время вы уделяли много внимания политике. Считаете ли вы, что это навредило SpaceX?
— "Я думаю, что, вероятно, потратил слишком много времени на политику (но меньше, чем люди думают, или же это освещалось в СМИ). Я не уходил из своих компаний, это было просто другое распределение времени, которое, вероятно, было немного завышено на политические и общественные дела, но я уже значительно сократил его в последние недели".

V.B.

Цитата: Streamflow от 02.06.2025 22:39:04При изменении расхода топлива изменяется давление в камерах сгорания, в том числе и в основной, и, вследствие этого, изменяется перепад давления на насосе, а не "давление на насосе".
И как перепад давления на насосе влияет на частоты гидроакустических колебаний в трубопроводах питания двигателей кислородом? Каков механизм?

Цитата: Streamflow от 02.06.2025 22:39:04Газовые рули с трудом, израсходовав почти все запасы газа, парировали эту закрутку, но затем газа не хватило для управления Шипом в последующем полёте, и его снова закрутило уже окончательно.
Закрутка после отключения двигателей не могла быть настолько сильной, что для ее остановки потребовалось израсходовать весь газ. Центральные двигатели так расположены, что можно разгоняться даже с одним таким двигателем - небольшой крутящий момент из-за асимметрии легко убирается отклонением сопла. Кстати, посадочный импульс для сведения с орбиты производится зажиганием одного центрального двигателя.

Streamflow

Цитата: V.B. от 02.06.2025 23:43:54
ЦитироватьПри изменении расхода топлива изменяется давление в камерах сгорания, в том числе и в основной, и, вследствие этого, изменяется перепад давления на насосе, а не "давление на насосе".
И как перепад давления на насосе влияет на частоты гидроакустических колебаний в трубопроводах питания двигателей кислородом? Каков механизм?
Я думаю, что любой здравомыслящий человек легко может назвать не менее трёх причин, по которым мне не следует сейчас публично описывать этот механизм.

Достаточно того, что я и без объяснений подсадил компанию СпейсХ на него как на наркотик. И они двинулись по этому пути активного подавления пого (в терминологии ИИ) в лётном эксперименте от аварии к аварии. Ведь практика, как утверждает материалистическая философия, - критерий истины.

Цитата: V.B. от 02.06.2025 23:43:54
Цитата: V.B. от 02.06.2025 23:43:54
Цитата: Streamflow от 02.06.2025 22:39:04Газовые рули с трудом, израсходовав почти все запасы газа, парировали эту закрутку, но затем газа не хватило для управления Шипом в последующем полёте, и его снова закрутило уже окончательно.
Закрутка после отключения двигателей не могла быть настолько сильной, что для ее остановки потребовалось израсходовать весь газ. Центральные двигатели так расположены, что можно разгоняться даже с одним таким двигателем - небольшой крутящий момент из-за асимметрии легко убирается отклонением сопла. Кстати, посадочный импульс для сведения с орбиты производится зажиганием одного центрального двигателя.
1. Какой могла или не могла быть эта закрутка - анализируйте доступные вам данные. Практика - критерий истины.
2. Вы натурально не понимаете различия между управлением вектором тяги с помощью программного разворота центральных двигателей и внезапным преждевременным обрывом тяги одного из них в процессе их отключения.

garg

Разве закрутка не из-за того что некотролируемо сифонил один из вакуумников после останова - как раз возмущающий момент в разы выше чем у рулевиков
может ли разум на бинарной логике осознать непрерывный спектр?

Georgea

Цитата: garg от 03.06.2025 12:31:36Разве закрутка не из-за того что некотролируемо сифонил один из вакуумников после останова - как раз возмущающий момент в разы выше чем у рулевиков
Имхо похоже, но точно неизвестно пока.

Старый

Цитата: Streamflow от 02.06.2025 22:56:03Гидроакустические колебания - это установившийся термин для колебаний такого рода в жидкости в академической среде, по крайней мере, с 90-х годов прошлого века.
Гидроакустическими называют колебания звуковой частоты. Как правило это ВЧ колебания в камере сгорания. Именно они называются акустическими в академической среде. 
 Если речь была о колебаниях Пого то они к акустике никаким боком. От слова "вообще". Или речь уже не о них? 
 Неужели Маск умудрился поймать ещё и ВЧ? На глаз было не заметно... 
1. Ангара - единственная в мире новая РН которая хуже старой (с) Старый Ламер
2. Назначение Роскосмоса - не летать в космос а выкачивать из бюджета деньги
3. У Маска ракета длиннее и толще чем у Роскосмоса
4. Чем мрачнее реальность тем ярче бред (с) Старый Ламер

Streamflow

Цитата: Старый от 03.06.2025 21:54:49
Цитата: Streamflow от 02.06.2025 22:56:03Гидроакустические колебания - это установившийся термин для колебаний такого рода в жидкости в академической среде, по крайней мере, с 90-х годов прошлого века.
Гидроакустическими называют колебания звуковой частоты. Как правило это ВЧ колебания в камере сгорания. Именно они называются акустическими в академической среде.
 Если речь была о колебаниях Пого то они к акустике никаким боком. От слова "вообще". Или речь уже не о них?
 Неужели Маск умудрился поймать ещё и ВЧ? На глаз было не заметно...
Гидроакустические колебания - это установившийся термин для колебаний такого рода в жидкости в академической среде, близкой к гидроэнергетике, по крайней мере, с 90-х годов прошлого века, см. В. Х. Арм, В. Л. Окулов, И. М. Пылев – Неустойчивость напорных систем. Доклады Академии наук, Энергетика, 1995, 341, N 4. И в некоторых случаях колебания с частотой пого вполне могут быть слышимы.

А в камерах сгорания нет жидкой среды, какая же там гидроакустика?

Старый

Цитата: Streamflow от 03.06.2025 23:20:58Гидроакустические колебания - это установившийся термин для колебаний такого рода в жидкости в академической среде, близкой к гидроэнергетике,
С ракетами всё, переходим на гидроэнергетику? 
1. Ангара - единственная в мире новая РН которая хуже старой (с) Старый Ламер
2. Назначение Роскосмоса - не летать в космос а выкачивать из бюджета деньги
3. У Маска ракета длиннее и толще чем у Роскосмоса
4. Чем мрачнее реальность тем ярче бред (с) Старый Ламер

Старый

Цитата: Streamflow от 03.06.2025 23:20:58А в камерах сгорания нет жидкой среды, какая же там гидроакустика?
А в ракетах и нет гидроакустики. 
1. Ангара - единственная в мире новая РН которая хуже старой (с) Старый Ламер
2. Назначение Роскосмоса - не летать в космос а выкачивать из бюджета деньги
3. У Маска ракета длиннее и толще чем у Роскосмоса
4. Чем мрачнее реальность тем ярче бред (с) Старый Ламер

vlad7308

это оценочное суждение

Streamflow

Цитата: Старый от 03.06.2025 23:26:35С ракетами всё, переходим на гидроэнергетику?
Сказано же - "Никогда не возвращайся", и не увидишь, во что превратились некогда достойные субъекты.


Interval

Цитата: vlad7308 от 04.06.2025 00:28:55колебания жидкости в академической среде :(
Спиртосодержащей, видимо )

Старый

Цитата: Streamflow от 04.06.2025 06:30:52
Цитата: Старый от 03.06.2025 23:26:35С ракетами всё, переходим на гидроэнергетику?
Сказано же - "Никогда не возвращайся", и не увидишь, во что превратились некогда достойные субъекты.
Тебе я не могу ответить взаимностью. 
1. Ангара - единственная в мире новая РН которая хуже старой (с) Старый Ламер
2. Назначение Роскосмоса - не летать в космос а выкачивать из бюджета деньги
3. У Маска ракета длиннее и толще чем у Роскосмоса
4. Чем мрачнее реальность тем ярче бред (с) Старый Ламер