Super Heavy/Starship (B14/S35) – девятый испытательный полет – Starbase,TX – 27.05.2025 23:38 UTC – авария

Автор Дем, 27.12.2024 14:18:56

« назад - далее »

0 Пользователи и 2 гостей просматривают эту тему.

Demir_Binici

Цитата: Дмитрий В. от 28.05.2025 23:45:19Бег на месте. Вот как это называется. Проект системы Старшип находится в кризисе:
Пожалуй да. Вопрос в том, насколько этот кризис преодолим.
Цитата: Дмитрий В. от 28.05.2025 23:45:19- нет ни одного полностью доведённого компонента
Raptor-2 весьма неплох сам по себе. Его конечно нельзя считать полностью доведённым, тем более, что известно, что сами SpaceX считают его промежуточной версией и готовят ему на смену Raptor-3. Однако это вполне рабочий двигатель, который теоретически мог бы служить на некоей абстрактной ракете Super Falcon 9.
Цитата: Дмитрий В. от 28.05.2025 23:45:19- облик системы не заморожен и постоянно меняется
Это очевидно, но в этом нет ничего плохого. Даже облик Falcon 9 постоянно менялся с 2010 по 2018 годы.
Цитата: Дмитрий В. от 28.05.2025 23:45:19- двигатели не имеют ресурса и надёжности для многократного использования в обозначенных целях полной многоразовости и быстрой оборачиваемости
Raptor-2 использовали в двух полётах Super Heavy. И во втором полёте на этапе подъёма Super Heavy отработал штатно. Есть по меньшей мере двух-разовость.
Цитата: Дмитрий В. от 28.05.2025 23:45:19- ключевые решения для повторного использования (теплозащита) не найдены и не отработаны
Это да. Наверное главная неудача IFT-9, то что не удалось испытать теплозащиту Starship.
Цитата: Дмитрий В. от 28.05.2025 23:45:19- нет прогресса в лётных испытаниях (да и откуда ему взяться, если в каждом полёте практически используется новый компонент при неотработанном старом).
Тут уже сравнивали IFT-3 и IFT-9. Если посмотреть на общий план, то вроде как за год никакого прогресса и не видно. Но вероятно некоторые данные они за это время получили и некоторые решения отдельных проблем нашли.

Цитата: Дмитрий В. от 28.05.2025 23:45:19Система реально интересная и новаторская, но её отработка - это работа на многие годы.
Сложно предсказать сколько именно займёт отработка. Проект действительно амбициозный.

Streamflow

Цитата: ololsh от 29.05.2025 07:01:54А почему нельзя считать и одновременно запускать проверяя расчёты, если есть такая возможность?
Потому, что такая возможность (считать) есть только у меня (при всём несовершенстве метода и неточности исходных данных). А СпейсХ может только пересчитывать режимы работы силовой установки при фиксированной конструкции объекта по очень простой приближённой формуле. Вот и допересчитывались. Думаю, не зря я уже упоминал здесь Ивана Сусанина и поляков :D

Дмитрий В.

Цитата: strat от 29.05.2025 01:34:40
Цитата: Дмитрий В. от 28.05.2025 23:45:19Бег на месте. Вот как это называется. Проект системы Старшип находится в кризисе:
- нет ни одного полностью доведённого компонента
- облик системы не заморожен и постоянно меняется
- двигатели не имеют ресурса и надёжности для многократного использования в обозначенных целях полной многоразовости и быстрой оборачиваемости
- ключевые решения для повторного использования (теплозащита) не найдены и не отработаны
- нет прогресса в лётных испытаниях (да и откуда ему взяться, если в каждом полёте практически используется новый компонент при неотработанном старом).

Система реально интересная и новаторская, но её отработка - это работа на многие годы.
Один двигатель слетал уже три раза, остальные - два, без переборки как это было с "многоразовыми" SSME, все там хорошо с многразовостью и надежностью. А то что отаказы идут один за другим это как раз нормально для принятого метода разработки, но  в каждом пуске есть прогресс в том или ином аспекте, в каждом,  весь вопрос в частоте пусков.. пока он слишком мал
2-3 полёта для двигателя - это "малоразовость", а не обещанные 1000 полётов для бустера и 500 - для корабля. Но обеспечить такой ресурс весьма напряжённого в тепловом и механическом отношении двигателя как Раптор крайне проблематично. Поэтому конечно, реальная стоимость пуска будет куда больше декларированных 10 млн $. И при таком подходе, прогресс будет медленнее, чем даже у Н1, я уж не говорю про Сатурн-5 или СЛС, полетевшие с первого раза.
Lingua latina non penis canina
StarShip - аналоговнет!

Prokrust

Цитата: Дмитрий В. от 29.05.2025 08:57:252-3 полёта для двигателя - это "малоразовость", а не обещанные 1000 полётов для бустера и 500 - для корабля. Но обеспечить такой ресурс весьма напряжённого в тепловом и механическом отношении двигателя как Раптор крайне проблематично. Поэтому конечно, реальная стоимость пуска будет куда больше декларированных 10 млн $. И при таком подходе, прогресс будет медленнее, чем даже у Н1, я уж не говорю про Сатурн-5 или СЛС, полетевшие с первого раза.
Я тоже так думал, сравнивая их с нашми движками с покрытием - на них сложно рассчитывать на реальную многозовость, тем более с таким давлением.
Однако они применяют свой суперсплав, который по идее не должен быстро прогорать. И соответственно диагностика после полета должна бы отсекать такие движки. Какой бы они многоразовости не добились, по идее движки такие могут быть вполне надежны на 1 полет, с диагностикой конечно. А там опять диагностика. Имхо.

cross-track

Цитата: V.B. от 29.05.2025 00:03:33
Цитата: telekast от 28.05.2025 05:01:51А я выиграл! С Днём Пограничника, Илон! ;D
Поздравляю с победой в конкурсе!

Прогноз был сделан 11 марта, ошибка 1 день на интервале 78 дней, точность прогноза 99%!

Также отмечу, что 2-е место разделили xatkoff и wisefilinn (ошибка 2 дня), а 3-е место у cross-track (ошибка 4 дня).
Поздравления telekast-у!
А остальные призеры уложились в две сигмы?
Live and learn

Georgea

Цитата: Demir_Binici от 29.05.2025 06:35:57
Цитата: Georgea от 29.05.2025 04:53:33Затруднится приток денег в SpaceX со стороны. И инвестиционный, и кредитный.
Затруднится? А он вообще есть, этот приток? А если нет, то как он может затрудниться? Последний раунд финансирования SpaceX проводили в январе 2023 года. В 2024 выкупали свои акции у всех, кто был готов продать.
Бывают ещё и кредиты, о которых нам ничего не известно.
Говорить, что компании не нужны новые деньги, это примерно как говорить, что ей не важна биржевая стоимость акций.


Цитироватьуспешная деятельность компании, по крайней мере года на полтора, не завязана на Starship.
Доходы не завязаны. А расходы ещё как.


ЦитироватьНаверное SpaceX считают, что уничтожение гигантских сложнейших стальных махин, лучший способ добиться успеха в этом проекте.
Вы сейчас фактически говорите, что спейсы правы, потому что не могут ошибаться.

Raul

Цитата: strat от 28.05.2025 04:00:03Причем отказы в последних трех полетах все разные, это говорит о крайней сырости корабля и при итеративном подходе пуски нужны чаще чем раз в месяц, чтобы все отработать, но этого темпа и близко пока нет и когда он будет достигнут неизвестно. Так что любое заикание о Марсе из уст Маска сейчас выглядеть будет просто смешно
Запомним этот пост до той поры, когда Старшип полетит к Марсу!
Земля не может, не может не вращаться,
А мур не может, не может не мурчать!

ОАЯ

Цитата: Дмитрий В. от 28.05.2025 23:45:19Бег на месте. Вот как это называется. Проект системы Старшип находится в кризисе:
...
Система реально интересная и новаторская, но её отработка - это работа на многие годы.
Если допустить правильность предположения
«сначала был взрыв двигателя видимо, мелкая вспышка, потом вскрылись баки, потом выгорела смесь»,
то не могли бы Вы предложить, если не окончательное техническое решение аварии, то следующий шаг в этом направлении. Допустим Вы Генеральный конструктор этой системы.


Пусть это будут для примера такие рекомендации:
  • Отодвинуть двигатели от топливных баков на 25%
  • Отключать двигатели последовательно с кратковременным многократным включением в этот период
  • Сделать две изолированные топливные системы для двигателей
  • Сделать между двигателями и танками буферный «черный ящик» с резервным буфером топлива и задержкой подачи топлива на двигатели.


Очень интересно! Спасибо!

Demir_Binici

Цитата: Georgea от 29.05.2025 10:36:39Говорить, что компании не нужны новые деньги, это примерно как говорить, что ей не важна биржевая стоимость акций.
Новые деньги, если речь идёт о заёмных деньгах, нужны если на что-то (например какой-то проект) не хватает собственных. Иначе они ни к чему.
Биржевая стоимость акций для деятельности компании совершенно не важна, если она не эмитирует дополнительные акции. Биржевая стоимость важна акционерам. (Речь в данном случае не про SpaceX, а про вообще. Акции SpaceX на бирже не торгуются.)

Цитата: Georgea от 29.05.2025 10:36:39
Цитироватьуспешная деятельность компании, по крайней мере года на полтора, не завязана на Starship.
Доходы не завязаны. А расходы ещё как.
Конечно сейчас Starship это сплошные расходы. Но другая деятельность компании, по крайней мере на ближайшие года полтора не зависит от того, есть Starship или нет. Я об этом. И о том, что сейчас собственных доходов от другой деятельности хватает на покрытие расходов проекта Starship.
Если прямо сегодня закрыть Starship, у компании появятся свободные деньги. Например их можно вложить в некий другой проект. SpaceX пока считают, что им полезнее вкладывать их в Starship.

Цитата: Georgea от 29.05.2025 10:36:39
ЦитироватьНаверное SpaceX считают, что уничтожение гигантских сложнейших стальных махин, лучший способ добиться успеха в этом проекте.
Вы сейчас фактически говорите, что спейсы правы, потому что не могут ошибаться.
Нет. Я лишь говорю, что они так считают. По крайней мере их действия говорят об этом. Я не беру на себя смелость утверждать, правы они или нет. Почему это вдруг они не могут ошибаться. Могут. Ранее уже ошибались. Или считали, что ошибались.

ТТоварищ

Цитата: Raul от 29.05.2025 10:39:15Запомним этот пост до той поры, когда Старшип полетит к Марсу!
Запустить "Старшип" (то есть верхнюю ступень) "к Марсу" - плёвое дело.
Не понимают этого только совсем далекие от темы тёмные люди.

"К Марсу" запускать могла уже Р7 8K72 в 1958 году.
Для этого достаточно было "блок Е" обозвать Звездолётом.

Вон запустили в первом же полёте "к Марсу" верхнюю ступень ФХ,
Да еще и кузов от родстера с манекеном прицепили.

Вот "на Марс" запустить Старшип, то есть чтобы он контролируемо подлетел к Марсу
и выполнил хоть какие то операции (выход на орбиту или даже падение на Марс)
вот это было бы круто и интересно.
+++
Но поскольку более 99% зрителей и инвесторов невежественны
(будут считать полёт "к Марсу" супер достижением),
то не исключено, что вариант с запуском 2й ступени "к Марсу" уже готов.
и будет запущен для маскировки провала программы Старшип.

Напомню, что программа Старшип это "полная быстрая многоразовость",
а не доступная любым, даже самым первым РН, отправка металлолома на отлетную орбиту.
Все безграмотные дилетанты (и жулики) любят
мюПГ, Крылья, Многоразовость,
Орбитальные станции, Марс, Водород, Р7

Dulevo

Не пойму почему тут некоторые считают что перестав делать частые запуски Старшипа, компания сэкономит много денег?

Основная часть денег идет в поддержку инфраструктуры Старбейз и выплаты зарплаты рабочим.
Стоимость стали на изготовление Старшипов в этих расходах - незначительная доля.

Единственный способ сэкономить деньги - закрыть программу Старшипа.
Что явная глупость - уже пройдена большая часть пути.

Дорога до тысячи реюзов - понятно что будет долгой. Десятки лет. 
Но даже имея 10-ти разовую 1-ую ступень - Старшип уже бьет все ракетные системы по стоимости.

Demir_Binici

Цитата: Dulevo от 29.05.2025 12:02:12Дорога до тысячи реюзов - понятно что будет долгой. Десятки лет.
Но даже имея 10-ти разовую 1-ую ступень - Старшип уже бьет все ракетные системы по стоимости.
Будем реалистами. Пока 2-х разовую 1-ую ступень. А про стоимость мы мало что знаем.

В профильной теме я приводил цифры, каково было максимальное число реюзов Falcon 9 Block 5 через год, два и так далее до 7 лет. И это притом, что  Falcon 9 Block 5 появился только через 2.5 года после первого успешного возврата бустера.

С остальным почти согласен.

Dulevo

Обещанный апдейт по марсианским планам - теперь обещано выложить завтра.

>>>when's the Mars 2026 presentation you were supposed to give after the launch?

Elon Musk: Will be posted tomorrow

zero17

вместо полезной нагрузки могли на Старшипе  вывести КСЭС...

Raul

Цитата: ТТоварищ от 29.05.2025 11:17:36Напомню, что программа Старшип это "полная быстрая многоразовость",
а не доступная любым, даже самым первым РН, отправка металлолома на отлетную орбиту.
Вам только что показали в натуре повторный запуск первой ступени после ее возвращения на башню для "полной быстрой многоразовости". Третьего запуска этой ступени не будет... но он и не предполагался, не все сразу. :)

Цитата: ТТоварищ от 29.05.2025 11:17:36Запустить "Старшип" (то есть верхнюю ступень) "к Марсу" - плёвое дело.
Для этого "плевого дела" надо освоить заправку криогенными компонентами в космосе.

Цитата: ТТоварищ от 29.05.2025 11:17:36Не понимают этого только совсем далекие от темы тёмные люди.
Желаю всем нынешним критикам SpaceX "побыть в теме" и сделать в космосе хотя бы что-то новое. А то иные "просветленные" пользуются решениями из прошлого века и опасаются даже на йоту от них отступить... ;D Осознайте на своем опыте, что это такое - проложить новый путь!
Земля не может, не может не вращаться,
А мур не может, не может не мурчать!

garg

Цитата: Feol от 29.05.2025 00:27:46А по проекту оно, набитое старлинками до отказа, может сесть, если люк заклинит? Или пиши, всё пропало?
Если реально до отказа - то пиши. Вроде бы в мурзилках 19-го года посадка была озвучена с 50 тоннами против пусковых 100.
Сомневаюсь что процентовку возможностей посадки с ПН повысят. Это раз.
А во вторых - сомневаюсь что  направляющие  удерживающие старлинки выдержат груз во время первертоцев.
Да и ради старлинков или самого старшипа не выжу смысла спасение придумывать.
Вот ради уникальных научных аппаратов - да. Но там надо предусмотреть возможность вылета к старшипу аварийного корабля с манипуляторами, который распотрошит сташип и выпустит ценную нагрузку на свободу.
Старшип с ценной ПН должен будет иметь оборудование для длительной работы на орбите. Это штатное оборудование для депо как минимум.
может ли разум на бинарной логике осознать непрерывный спектр?

V.B.

Цитата: Водитель от 29.05.2025 06:50:41Так если ждём 3 версию, которая так уж точно огого, то может стоило и тормознуть с представлениями?
А куда девать уже изготовленные корабли и бустеры текущих версий? Резать на металлолом?
Намного полезнее "отстрелять" их и получить дополнительные данные. В 7-9 полётах был расчет на то, что будет испытана ТЗП корабля. Не получилось, обидно, но это же экспериментальные прототипы, которые и должны собирать все "шишки". Сейчас осталось еще три старых комплекта. Есть немалая вероятность, что они долетят таки до входа в атмосферу и позволят испытать теплозащиту. Вот слова Маска перед 9-м полетом:

ЦитироватьЭти запуски — это все о данных. Самое главное — это данные о том, как улучшить конструкцию плитки, так что это в основном данные во время фазы сильного нагрева, повторного входа в атмосферу, чтобы улучшить плитки для следующей итерации. Так что у нас есть около дюжины или больше экспериментов с плитками. Мы пробуем разные покрытия на плитках. Мы пробуем разные технологии изготовления, разные технологии крепления. Мы варьируем заполнитель зазоров для плиток.
https://forum.novosti-kosmonavtiki.ru/index.php?msg=2729985

Demir_Binici

Цитата: garg от 29.05.2025 14:40:48Да и ради старлинков или самого старшипа не выжу смысла спасение придумывать.
Это пока. А вот лет через ... сбор отработавших свой срок Starlink и их экологичная переработка могут и пригодиться.

LRV_75

а китайцы тем временем со своим старшипом идут по следам Маска) Могут и обогнать и не только по луне но и по марсу
Главное не наличие проблем, главное способность их решать.
У каждой ошибки есть Имя и Фамилия

Demir_Binici

Цитата: V.B. от 29.05.2025 14:56:25В 7-9 полётах был расчет на то, что будет испытана ТЗП корабля.
Пожалуй это самая главная неудача этих полётов, особенно IFT-9. Люди старались, изобретали, а проверить не получилось.