Насколько большой может быть многоразовая первая ступень?

Автор pkl, 16.06.2024 00:25:51

« назад - далее »

0 Пользователи и 1 гость просматривают эту тему.

Дмитрий В.

Цитата: telekast от 16.07.2024 14:51:57
Цитата: pkl от 16.07.2024 13:50:36
Цитата: telekast от 15.07.2024 01:09:22
Цитата: pkl от 15.07.2024 01:00:36
Цитата: telekast от 14.07.2024 14:05:40Это манипуляция. В упоминавшейся в предыдущих баталиях "пдф-ки от центра Хруничева" прямо говориться, что крылатая ступень потребует применения водорода на РБ для компенсации потерь.

Ну, то Хруничев. Я же изначально предполагаю стартовую массу первой ступени порядка 1000 т.
Законы то одни для всех. Плюс/минус. По большим можно глянуть книгу Егера, например. https://forum.novosti-kosmonavtiki.ru/index.php?msg=2549752
Спасибо за цитату Д. Воронцова. Если у шаттла масса крыла была 5% от массы орбитальной ступени, то доля массы крыла из углекомпозитов, да ещё без теплозащиты, должна быть заметно меньше. Может, раза в два. Собственно, в этом и есть суть идеи.

Вы, вероятно, не прочитали весь трэд и не заглядывали в учебник Егера.
5% от массы ЗАПРАВЛЕННОЙ ступени, те на старте. Углепластик не выдержит температурную нагрузку (пятая, что ли, степень от скорости). Потому и нет Миг31 или Черного дрозда с углепластиковым крылом, ТК на скоростях в пару-тройку чисел М крыло и обшивка греются далеко до 100 градусов. Лётчикам тех же МиГов было запрещено касаться остекления фонаря. Во избежание. А у Дрозда на земле между листами обшивки были щели, запас на температурное расширение в полете. Из него текло, как из дуршлага.
Имху
У ОС шаттла разница между начальной и конечной массой невелика. А рабочая температура углепластиков "плюс-минус" как у алюминиевых сплавов, применявшихся на том же шаттле.
Lingua latina non penis canina
StarShip - аналоговнет!

telekast

#121
Цитата: Дмитрий В. от 16.07.2024 16:51:12
Цитата: telekast от 16.07.2024 14:51:57
Цитата: pkl от 16.07.2024 13:50:36
Цитата: telekast от 15.07.2024 01:09:22
Цитата: pkl от 15.07.2024 01:00:36
Цитата: telekast от 14.07.2024 14:05:40Это манипуляция. В упоминавшейся в предыдущих баталиях "пдф-ки от центра Хруничева" прямо говориться, что крылатая ступень потребует применения водорода на РБ для компенсации потерь.

Ну, то Хруничев. Я же изначально предполагаю стартовую массу первой ступени порядка 1000 т.
Законы то одни для всех. Плюс/минус. По большим можно глянуть книгу Егера, например. https://forum.novosti-kosmonavtiki.ru/index.php?msg=2549752
Спасибо за цитату Д. Воронцова. Если у шаттла масса крыла была 5% от массы орбитальной ступени, то доля массы крыла из углекомпозитов, да ещё без теплозащиты, должна быть заметно меньше. Может, раза в два. Собственно, в этом и есть суть идеи.

Вы, вероятно, не прочитали весь трэд и не заглядывали в учебник Егера.
5% от массы ЗАПРАВЛЕННОЙ ступени, те на старте. Углепластик не выдержит температурную нагрузку (пятая, что ли, степень от скорости). Потому и нет Миг31 или Черного дрозда с углепластиковым крылом, ТК на скоростях в пару-тройку чисел М крыло и обшивка греются далеко до 100 градусов. Лётчикам тех же МиГов было запрещено касаться остекления фонаря. Во избежание. А у Дрозда на земле между листами обшивки были щели, запас на температурное расширение в полете. Из него текло, как из дуршлага.
Имху
У ОС шаттла разница между начальной и конечной массой невелика. А рабочая температура углепластиков "плюс-минус" как у алюминиевых сплавов, применявшихся на том же шаттле.
Я могу поискать те данные, с цитатами из Егера. Я даже тему отдельную заводил, если помните.
У шаттла была термозащита. А так-то вот, не Вам, я уверен, что Вы вполне осведомленны, а таким как я:
https://ru.m.wikipedia.org/wiki/%D0%A2%D0%B5%D0%BF%D0%BB%D0%BE%D0%B2%D0%BE%D0%B9_%D0%B1%D0%B0%D1%80%D1%8C%D0%B5%D1%80

ЗЫ. Вот тема, там скрины из Егера:
https://forum.novosti-kosmonavtiki.ru/index.php?topic=22557.msg2558891#msg2558891
"Вызов" - это флаговтык!
Как тебе такое, "Джон Уик" ?! (с)
"Если крыло горит, значит оно ещё есть!"(с)SN29

Дмитрий В.

Цитата: telekast от 16.07.2024 17:21:44
Цитата: Дмитрий В. от 16.07.2024 16:51:12
Цитата: telekast от 16.07.2024 14:51:57
Цитата: pkl от 16.07.2024 13:50:36
Цитата: telekast от 15.07.2024 01:09:22
Цитата: pkl от 15.07.2024 01:00:36
Цитата: telekast от 14.07.2024 14:05:40Это манипуляция. В упоминавшейся в предыдущих баталиях "пдф-ки от центра Хруничева" прямо говориться, что крылатая ступень потребует применения водорода на РБ для компенсации потерь.

Ну, то Хруничев. Я же изначально предполагаю стартовую массу первой ступени порядка 1000 т.
Законы то одни для всех. Плюс/минус. По большим можно глянуть книгу Егера, например. https://forum.novosti-kosmonavtiki.ru/index.php?msg=2549752
Спасибо за цитату Д. Воронцова. Если у шаттла масса крыла была 5% от массы орбитальной ступени, то доля массы крыла из углекомпозитов, да ещё без теплозащиты, должна быть заметно меньше. Может, раза в два. Собственно, в этом и есть суть идеи.

Вы, вероятно, не прочитали весь трэд и не заглядывали в учебник Егера.
5% от массы ЗАПРАВЛЕННОЙ ступени, те на старте. Углепластик не выдержит температурную нагрузку (пятая, что ли, степень от скорости). Потому и нет Миг31 или Черного дрозда с углепластиковым крылом, ТК на скоростях в пару-тройку чисел М крыло и обшивка греются далеко до 100 градусов. Лётчикам тех же МиГов было запрещено касаться остекления фонаря. Во избежание. А у Дрозда на земле между листами обшивки были щели, запас на температурное расширение в полете. Из него текло, как из дуршлага.
Имху
У ОС шаттла разница между начальной и конечной массой невелика. А рабочая температура углепластиков "плюс-минус" как у алюминиевых сплавов, применявшихся на том же шаттле.
Я могу поискать те данные, с цитатами из Егера. Я даже тему отдельную заводил, если помните.
У шаттла была термозащита. А так-то вот, не Вам, я уверен, что Вы вполне осведомленны, а таким как я:
https://ru.m.wikipedia.org/wiki/%D0%A2%D0%B5%D0%BF%D0%BB%D0%BE%D0%B2%D0%BE%D0%B9_%D0%B1%D0%B0%D1%80%D1%8C%D0%B5%D1%80

ЗЫ. Вот тема, там скрины из Егера:
https://forum.novosti-kosmonavtiki.ru/index.php?topic=22557.msg2558891#msg2558891
Так и углепластиковая конструкция потребует теплозащиты (равно как и стальная или титановая). причём у углналастика есть важное преимущество - коэффициент теплового расширения близок к нулю, что хорошо с точкит зрения сопряжения с углерод-углеродной ТЗМ передней кромки. А на силовой конструкции из УКМ ожно выиграть до 30% массы.
Lingua latina non penis canina
StarShip - аналоговнет!

Prokrust

Цитата: telekast от 16.07.2024 14:43:48Потому что обсуждаем первую ступень, а не орбитер. Хотя по соотношениям масс бескрылой и крылатой они будут примерно идентичны.
Поворачивающиеся крыло должно обладать достаточным запасом прочности, чтобы выдержать нагрузку от набегающего потока при торможении "по-шаттловски", пузом. Также достаточным запасом прочности должен обладать узел поворота ибо он воспринимает всю нагрузку от крыла.
В режиме планирования первой ступени не получится, ТК, чтобы развернуться нужно сначала погасить скорость до приемлемых величин, иначе при маневре разворота аппарат просто порвёт набегающим потоком. Иначе бескрылая ступень тоже могла бы серьезно сьэкономить на развороте.
Крыло и вся система крылатого возврата будет равняться массе бескрылой, неспасаемой ступени.
Имху
У SpaceShipTwo максимальная скорость двое ниже чем у 1 ступени, орбитер это условный.
Понятно  что просто спланировать обратно на старт не получится. Зато маневрировать можно в больших пределах для посадки. Большой аэродром не потребуется - крыло большое.
Конечно удвоение массы это не хорошо. Плюс в том что при планировании воланом можно избежать большого нагрева как для крыла, так и для ступени, а значит сэкономить на защите.
Полагаю такое решение лучше подходит для небольших ракет, конкурируя с  довольно таки сомнительным подхватом парашюта вертолетом.

telekast

Цитата: Дмитрий В. от 16.07.2024 17:44:17Так и углепластиковая конструкция потребует теплозащиты (равно как и стальная или титановая). причём у углналастика есть важное преимущество - коэффициент теплового расширения близок к нулю, что хорошо с точкит зрения сопряжения с углерод-углеродной ТЗМ передней кромки. А на силовой конструкции из УКМ ожно выиграть до 30% массы.
На первой ступени нет теплозащиты.
Но для крыльев да, понадобится. И оперению. Торможение пузом потребует, возможно, тзп и на нижней плоскости крыла, го. На Ф-9 ноги углепластиковым, но в момент спуска они находятся в аэродинамической тени от дна ступени, в каверне. Крыло же таких бонусов будет лишено
Имху
"Вызов" - это флаговтык!
Как тебе такое, "Джон Уик" ?! (с)
"Если крыло горит, значит оно ещё есть!"(с)SN29

telekast

Цитата: Prokrust от 16.07.2024 19:24:59
Цитата: telekast от 16.07.2024 14:43:48Потому что обсуждаем первую ступень, а не орбитер. Хотя по соотношениям масс бескрылой и крылатой они будут примерно идентичны.
Поворачивающиеся крыло должно обладать достаточным запасом прочности, чтобы выдержать нагрузку от набегающего потока при торможении "по-шаттловски", пузом. Также достаточным запасом прочности должен обладать узел поворота ибо он воспринимает всю нагрузку от крыла.
В режиме планирования первой ступени не получится, ТК, чтобы развернуться нужно сначала погасить скорость до приемлемых величин, иначе при маневре разворота аппарат просто порвёт набегающим потоком. Иначе бескрылая ступень тоже могла бы серьезно сьэкономить на развороте.
Крыло и вся система крылатого возврата будет равняться массе бескрылой, неспасаемой ступени.
Имху
У SpaceShipTwo максимальная скорость двое ниже чем у 1 ступени, орбитер это условный.
Понятно  что просто спланировать обратно на старт не получится. Зато маневрировать можно в больших пределах для посадки. Большой аэродром не потребуется - крыло большое.
Конечно удвоение массы это не хорошо. Плюс в том что при планировании воланом можно избежать большого нагрева как для крыла, так и для ступени, а значит сэкономить на защите.
Полагаю такое решение лучше подходит для небольших ракет, конкурируя с  довольно таки сомнительным подхватом парашюта вертолетом.
Скорость вдвое ниже - нафиг такая ступень? Ведь тогда придется добирать скорость за счёт второй, уже точно неспасаемой, которая выйдет дороже и тяжелее нынешней. Для спейсшипту это может целесообразно, но мы, я, тут не о нем.
"Вызов" - это флаговтык!
Как тебе такое, "Джон Уик" ?! (с)
"Если крыло горит, значит оно ещё есть!"(с)SN29

Дем

Цитата: Дмитрий В. от 16.07.2024 17:44:17... рабочая температура углепластиков "плюс-минус" как у алюминиевых сплавов ...
Так и углепластиковая конструкция потребует теплозащиты (равно как и стальная или титановая).
Стальная, как мы видим, не требует. А алюминиевая - требует или теплозащиты или торможения движком до безопасной скорости.
Движком мы тормозиться не хотим, а если налепим на крыло теплозащиту - то что с ней будет при его деформациях?
Пусть у него температурный коэффициент нулевой - но нагрузка при полёте его будет гнуть...
Кстати, тут забавный вариант летающего крыла нарисовали
Что если многоразовую ступень вот так поперёк расположить?
Летать в космос необходимо. Жить - не необходимо.

simple

Цитата: Дем от 16.07.2024 19:59:01Стальная, как мы видим, не требует.
а зачем тогда плитку ставят?

Дмитрий В.

Цитата: Дем от 16.07.2024 19:59:01
Цитата: Дмитрий В. от 16.07.2024 17:44:17... рабочая температура углепластиков "плюс-минус" как у алюминиевых сплавов ...
Так и углепластиковая конструкция потребует теплозащиты (равно как и стальная или титановая).
Стальная, как мы видим, не требует. А алюминиевая - требует или теплозащиты или торможения движком до безопасной скорости.
Движком мы тормозиться не хотим, а если налепим на крыло теплозащиту - то что с ней будет при его деформациях?
Пусть у него температурный коэффициент нулевой - но нагрузка при полёте его будет гнуть...
Кстати, тут забавный вариант летающего крыла нарисовали
Что если многоразовую ступень вот так поперёк расположить?
Да, для первой ступени стальная может и не требовать ТЗП. Но углепластик+ТЗП может быть и легче, чем просто нержавейка. 
Lingua latina non penis canina
StarShip - аналоговнет!

pkl


Цитата: telekast от 16.07.2024 14:43:48Поворачивающиеся крыло должно обладать достаточным запасом прочности, чтобы выдержать нагрузку от набегающего потока при торможении "по-шаттловски", пузом. Также достаточным запасом прочности должен обладать узел поворота ибо он воспринимает всю нагрузку от крыла.

Это ещё почему?
Вообще, исследовать солнечную систему автоматами - это примерно то же самое, что посылать робота вместо себя в фитнес, качаться.Зомби. Просто Зомби (с)
Многоразовость - это бяка (с) Дмитрий Инфан

pkl


Цитата: telekast от 16.07.2024 14:51:57Вы, вероятно, не прочитали весь трэд и не заглядывали в учебник Егера.
5% от массы ЗАПРАВЛЕННОЙ ступени, те на старте. 

А Вы читали? Дословная цитата:
ЦитироватьУ орбитальной ступени шаттла масса крыла составляла около 5% от массы сухой ступени. Не так уж и много.
https://forum.novosti-kosmonavtiki.ru/index.php?msg=2549748

ЦитироватьУглепластик не выдержит температурную нагрузку (пятая, что ли, степень от скорости).
Конечно не выдержит! А что, кто-то предлагает тормозиться крылом? Оно должно быть убрано за корпус, тормозиться ступень должна со сложенным крылом!
Вообще, исследовать солнечную систему автоматами - это примерно то же самое, что посылать робота вместо себя в фитнес, качаться.Зомби. Просто Зомби (с)
Многоразовость - это бяка (с) Дмитрий Инфан

telekast

Цитата: simple от 16.07.2024 20:04:00
Цитата: Дем от 16.07.2024 19:59:01Стальная, как мы видим, не требует.
а зачем тогда плитку ставят?
А на СуперХэви есть плитка?  ::)
"Вызов" - это флаговтык!
Как тебе такое, "Джон Уик" ?! (с)
"Если крыло горит, значит оно ещё есть!"(с)SN29

pkl

Вообще, исследовать солнечную систему автоматами - это примерно то же самое, что посылать робота вместо себя в фитнес, качаться.Зомби. Просто Зомби (с)
Многоразовость - это бяка (с) Дмитрий Инфан

telekast

Цитата: pkl от 16.07.2024 22:31:05
Цитата: telekast от 16.07.2024 14:43:48Поворачивающиеся крыло должно обладать достаточным запасом прочности, чтобы выдержать нагрузку от набегающего потока при торможении "по-шаттловски", пузом. Также достаточным запасом прочности должен обладать узел поворота ибо он воспринимает всю нагрузку от крыла.

Это ещё почему?
Почему что? Почему достаточной прочностью должны обладать крыло и узел его сочленения его с фюзеляжем? :o
Разве непонятно? Иначе крыло сломается и/или узел вырвет и ТД
"Вызов" - это флаговтык!
Как тебе такое, "Джон Уик" ?! (с)
"Если крыло горит, значит оно ещё есть!"(с)SN29

pkl


Цитата: telekast от 16.07.2024 22:42:37
Цитата: pkl от 16.07.2024 22:31:05
Цитата: telekast от 16.07.2024 14:43:48Поворачивающиеся крыло должно обладать достаточным запасом прочности, чтобы выдержать нагрузку от набегающего потока при торможении "по-шаттловски", пузом. Также достаточным запасом прочности должен обладать узел поворота ибо он воспринимает всю нагрузку от крыла.

Это ещё почему?
Почему что? Почему достаточной прочностью должны обладать крыло и узел его сочленения его с фюзеляжем? :o
Разве непонятно? Иначе крыло сломается и/или узел вырвет и ТД
На хрена его раскрывать ДО ТОГО, как торможение завершено???
Вообще, исследовать солнечную систему автоматами - это примерно то же самое, что посылать робота вместо себя в фитнес, качаться.Зомби. Просто Зомби (с)
Многоразовость - это бяка (с) Дмитрий Инфан

telekast

Цитата: pkl от 16.07.2024 22:35:41А Вы читали? Дословная цитата:
Вы видите то,что хотите видеть. Ссылку на название книги я давал. Ссылку на тему, в которой приведены сканы из этой книги я давал. Дмитрий, которого вы цитируете, ошибся, ПМСМ. Масса конструкции макета Байкала - 17,8т, базовый УРМ-1 10,4т, "довесок" - 7,4т. Из них трд- 1,05т, плюс ВСУ ГТДЭ-117 в 0,05т, плюс шасси (Миг-25/31) - 2,5т. РСУ и газы примерно 0,2т. Итого 3,8т. Остальное приходится на приборы, механизм поворота, крыло и оперение -3,6тину, и сколько, по-Вашему, придется на крыло? Я полагаю тонны полторы-две.

Цитата: pkl от 16.07.2024 22:35:41тормозиться ступень должна со сложенным крылом!
"Фантастика в другом отделе!"(с)
Почитайте про Байкал и Крыло-СВ, крыло раскрывается в космосе и влетает ступень уже в аэро-режиме. Раскрывать крыло на трансзвуковых скоростях такая себе идея. И по нагрузкам в ТЧ. Не, можно, наверное,но масса ещё вырастет.
Имху
"Вызов" - это флаговтык!
Как тебе такое, "Джон Уик" ?! (с)
"Если крыло горит, значит оно ещё есть!"(с)SN29

telekast

Цитата: pkl от 16.07.2024 22:52:03
Цитата: telekast от 16.07.2024 22:42:37
Цитата: pkl от 16.07.2024 22:31:05
Цитата: telekast от 16.07.2024 14:43:48Поворачивающиеся крыло должно обладать достаточным запасом прочности, чтобы выдержать нагрузку от набегающего потока при торможении "по-шаттловски", пузом. Также достаточным запасом прочности должен обладать узел поворота ибо он воспринимает всю нагрузку от крыла.

Это ещё почему?
Почему что? Почему достаточной прочностью должны обладать крыло и узел его сочленения его с фюзеляжем? :o
Разве непонятно? Иначе крыло сломается и/или узел вырвет и ТД
На хрена его раскрывать ДО ТОГО, как торможение завершено???

Потому что так задуманно в Байкале и Крыло-СВ. Потому что разворачивать крыло на трансзвуке поперек потока чревато. У одной консоли будет фокус давления впереди и, скажем справа, а у другой позади слева, возникнут нескомпенсировпнеые моменты. Это установленно НАСой хз когда на ероплане AD-1, емнип, который им Берт Рутан сделал. Поинтересуйтесь, что там было и как его испытывали.
Плюс дополнительные, переменные нагрузки при раскрытии в набегающим потоке. Думаете это позволит сэкономить?  ;D
"Вызов" - это флаговтык!
Как тебе такое, "Джон Уик" ?! (с)
"Если крыло горит, значит оно ещё есть!"(с)SN29

telekast

Цитата: pkl от 16.07.2024 22:38:41
Цитата: Prokrust от 16.07.2024 19:24:59У SpaceShipTwo
Кстати! SS2, он же углепластиковый, не так ли?

Даже если так. И что? У него какая-то тзп есть. Это масса. Или тзп нещитова?
"Вызов" - это флаговтык!
Как тебе такое, "Джон Уик" ?! (с)
"Если крыло горит, значит оно ещё есть!"(с)SN29

Serge V Iz

Гиперзвуковое аэродинамическое качество может достигать аж 4, соответственно, разложенному ещё в космосе крылу, если его стойкость к температуре позволяет, нужно будет поначалу нести лишь часть веса пустой ступени -- для управляемости и аккуратного торможения.

А вот что будет происходить на сверхзвуке и трансзвуке -- уже интересно. )

pkl


Цитата: telekast от 16.07.2024 23:02:45
Цитата: pkl от 16.07.2024 22:35:41А Вы читали? Дословная цитата:
Вы видите то,что хотите видеть. Ссылку на название книги я давал. Ссылку на тему, в которой приведены сканы из этой книги я давал. Дмитрий, которого вы цитируете, ошибся
Нууу... может, он, конечно, и ошибся, но он много лет работал в космической отрасли и принимал участие в проектировании ракет. Извините, но его словам я доверяю больше, нежели Вашим.


Цитировать
Цитата: pkl от 16.07.2024 22:35:41тормозиться ступень должна со сложенным крылом!
"Фантастика в другом отделе!"(с)
Почитайте про Байкал и Крыло-СВ, крыло раскрывается в космосе и влетает ступень уже в аэро-режиме. Раскрывать крыло на трансзвуковых скоростях такая себе идея. И по нагрузкам в ТЧ. Не, можно, наверное,но масса ещё вырастет.
По правде говоря, углепластиковое раскладывающееся крыло я предложил именно потому, что хотел бы раскрывать его уже в атмосфере, после торможения и на ДОзвуковых скоростях.
Вообще, исследовать солнечную систему автоматами - это примерно то же самое, что посылать робота вместо себя в фитнес, качаться.Зомби. Просто Зомби (с)
Многоразовость - это бяка (с) Дмитрий Инфан