Двухтопливный /четырёхкомпонентный/ многоразовый одноступенчатый носитель

Автор pkl, 09.06.2024 23:52:17

« назад - далее »

0 Пользователи и 1 гость просматривают эту тему.

pkl

На днях в очередной раз размышлял над многоразовым одноступенчатым носителем. Там, как известна, главная проблема одноступа - очень большая относительная масса топлива, требующая больших баков. Проблема усугубляется тем, что едва ли не единственное топливо для такой ракеты - кислородно-водородное. Соответственно, ракета получается гигантской при относительно небольшой полезной нагрузке. Соответственно, масса баков тоже большая, причём к ней надо добавить массу теплоизоляции, которая в случае водорода будет очень толстой. Как обойти это противоречие? Для таких носителей предлагался трёхкомпонентный ЖРД, использующий топливо керосин-кислород-водород. Идея в том, чтобы за счёт более плотного /и некриогенного!/ керосина уменьшить запас водорода, соответственно, размеры и массу баков и, соответственно, размеры и массу носителя. У нас даже создали такой - РД-701. Но такой двигатель довольно сложен и дорого. Есть и ещё один нюанс - двигатель начинает работать в атмосфере, а заканчивает в вакууме. А для атмосферы и вакуума требуются разные сопла иначе двигатель будет здорово проигрывать в эффективности там или там. Кроме того, на завершении выведения двигатель придётся дросселировать или делать двигательную установку из нескольких двигателей, часть из которых необходимо отключать иначе перегрузки будут слишком большими. Тогда я задумался о двигательной установке из разных двигателей: стартовые керосиновые ЖРД и маршевые водородные. Мощные керосиновые двигатели, с относительно коротким атмосферным соплом обеспечивают отрыв ракеты от Земли и выведение её за пределы плотных слоёв атмосферы. После этого включаются высокоимпульсные водородные с вакуумным соплом, менее мощные /ракета уже заметно потеряла в массе/, которые и выводят её на орбиту. И тут я подумал: если у нас двигатели разные, то и окислители тоже могут быть разными! И в результате моё воображение нарисовало такую схему: ракета 2-в-1. Четыре бака. Два типа двигателей: стартово-тормозные на топливе керосин-перекись водорода /они обеспечивают старт ракеты, выведение её за пределы атмосферы, орбитальное маневрирование, выдачу тормозного импульса и посадку/ и маршевые на топливе кислород-водород /они обеспечивают разгон и выведение на орбиту/. На старте требуется много топлива, чтобы оторвать ракету от Земли, обеспечить её первоначальный разгон и выход за пределы атмосферы и здесь наиболее удобна пара керосин-перекись, которая не только некриогенна, но и очень плотная - можно здорово сэкономить на размерах и массе баков и, как следствие, ракеты. Ну а за пределами атмосферы начинают работать относительно маломощные высокоимпульсные кислородно-водородные ЖРД с большим соплом. Что интересно, окислителем маршевых двигателей может быть и фтор, но это как по мне, так... не очень. В принципе, и для стартовых двигателей можно использовать пару НДМГ-четырёхокись азота, хотя, если мы задумываемся о массовом использовании такой ракеты /а для другого она и не нужна/ лучше, наверное, обойтись без всего высокотоксично.

В общем, как идея? Какие будут возражения?
Вообще, исследовать солнечную систему автоматами - это примерно то же самое, что посылать робота вместо себя в фитнес, качаться.Зомби. Просто Зомби (с)
Многоразовость - это бяка (с) Дмитрий Инфан

amster

Хотя бы одноразовый одноступ сделайте(рассчитайте).
Куда там до многоразового.

GolLem

Цитата: pkl от 09.06.2024 23:52:17Два типа двигателей... керосин-перекись водорода
Цитата: pkl от 09.06.2024 23:52:17кислород-водород
В заголовке "Двухтопливный" тогда поменяйте на :
"четырех-компонентный" или "двух-парный"

Трилобит

С двумя комплектами баков и двигателей массовое совершенство остаётся за бортом, разве что как у одного из проектов Shuttle 2 1,5ступ со сбрасываемыми баками и двигателями.
И в чем смысл заморачиваться с перекисью?
Не проще взять вместо керосина пропан, а лучше пропан-пропилен? В комбо с кислородом за счёт переохлаждения и плотность будет выше, и УИ у пропана чуточку лучше. 
Что-то вроде ранних версий Феникса до того как они оставили только водород с переменными пропорциями смеси для разных режимов.
"Завладев знанием, человечество обрело силу — яркую и неистовую, точно провод под высоким напряжением." Брюс Стерлинг "Схизматрица"

Трилобит

#4
Хотя возможно здравое зерно есть. Керокись вроде как на 30% плотнее керолокса если я правильно понял, плюс можно использовать в маневровых с катализатором (чтобы не пришлось ещё и гидразин или другие гиперголики до кучи возить третьим топливом).
Апд. А что если ещё и в синтин упороться?

Интересно было бы посмотреть расчеты или хотя бы в Кербале с модами на реализм прикинуть.

А что по компоновке, форме вашего гипотетического корабля, теплозащите, посадке?
Конус-затычка VTVL или космоплан с горизонтальной?
"Завладев знанием, человечество обрело силу — яркую и неистовую, точно провод под высоким напряжением." Брюс Стерлинг "Схизматрица"

vlad7308

Джентльмены, тут "обычный" vertical start SSTO никто не может сделать уже 70 лет, а вы про многоразовый.
Может, тогда сразу думать, как на одной заправке десять раз на орбиту слетать? Чего мелочиться-то
это оценочное суждение

cross-track

Вот интересно - природа создала много разных вариантов ходящих, ползающих, плавающих, летающих, а вот ни одного космоплавающего не смогла. Может, на других обитаемых планетах по-другому?
Live and learn

vlad7308

Цитата: cross-track от 10.06.2024 16:42:16Вот интересно - природа создала много разных вариантов ходящих, ползающих, плавающих, летающих, а вот ни одного космоплавающего не смогла.
почему не сиогла? А мы?  :D
это оценочное суждение

Трилобит

Цитата: vlad7308 от 10.06.2024 16:03:37Джентльмены, тут "обычный" vertical start SSTO никто не может сделать уже 70 лет, а вы про многоразовый.
Может, тогда сразу думать, как на одной заправке десять раз на орбиту слетать? Чего мелочиться-то
А кто-то кроме X-33 реально пытался на практике?
В теории же SSTO возможно, это же не варп-драйв. Просто с практической точки зрения это мало смысла имеет, если не раздувать размеры до совсем циклопических пепелацев.
"Завладев знанием, человечество обрело силу — яркую и неистовую, точно провод под высоким напряжением." Брюс Стерлинг "Схизматрица"

vlad7308

Цитата: Трилобит от 10.06.2024 17:05:46
Цитата: vlad7308 от 10.06.2024 16:03:37Джентльмены, тут "обычный" vertical start SSTO никто не может сделать уже 70 лет, а вы про многоразовый.
Может, тогда сразу думать, как на одной заправке десять раз на орбиту слетать? Чего мелочиться-то
А кто-то кроме X-33 реально пытался на практике?
В теории же SSTO возможно, это же не варп-драйв. Просто с практической точки зрения это мало смысла имеет, если не раздувать размеры до совсем циклопических пепелацев.
это Вы соглашаетесь или возражаете?
это оценочное суждение

pkl


Цитата: amster от 10.06.2024 04:04:25Хотя бы одноразовый одноступ сделайте(рассчитайте).
Куда там до многоразового.
Начать можно вообще с одноразовой двухступенчатой ракеты: 1 ст. - углепластик, керосин-перекись, 2-я - кислород-водород и посмотреть долю полезной нагрузки. Но с расчётами - это не ко мне, я филин-стратег.
Вообще, исследовать солнечную систему автоматами - это примерно то же самое, что посылать робота вместо себя в фитнес, качаться.Зомби. Просто Зомби (с)
Многоразовость - это бяка (с) Дмитрий Инфан

pkl


Цитата: GolLem от 10.06.2024 05:09:14
Цитата: pkl от 09.06.2024 23:52:17Два типа двигателей... керосин-перекись водорода
Цитата: pkl от 09.06.2024 23:52:17кислород-водород
В заголовке "Двухтопливный" тогда поменяйте на :
"четырех-компонентный" или "двух-парный"
Поправил. Хотя, вообще-то, компонентными бывают только двигатели.
Вообще, исследовать солнечную систему автоматами - это примерно то же самое, что посылать робота вместо себя в фитнес, качаться.Зомби. Просто Зомби (с)
Многоразовость - это бяка (с) Дмитрий Инфан

pkl


Цитата: Трилобит от 10.06.2024 05:21:03С двумя комплектами баков и двигателей массовое совершенство остаётся за бортом, разве что как у одного из проектов Shuttle 2 1,5ступ со сбрасываемыми баками и двигателями.
И в чем смысл заморачиваться с перекисью?
Она некриогенная. Я хочу сэкономить на массе баков,, которые для керосина и перекиси могут быть углепластиковыми и на массе теплоизоляции, которая для керосина и перекиси не очень то нужна. А поскольку основные затраты топлива идут на отрыв ракеты и начальный разгон, то криогенные баки для кислорода и водорода тоже получаются сравнительно небольшими. И, соответственно, добиться высокого массового совершенства.


ЦитироватьНе проще взять вместо керосина пропан, а лучше пропан-пропилен?
А что это даст? Плотность керосина - 0,81 ± 0,01 г/см³. Плотность жидкого пропана (+20°C, 8,4 атм.) 0,5005 г/см³. Баки будут тяжелее не только из-за большего объёма, но ещё и потому, что им надо будет держать 8 атмосфер. Ну или за счёт теплозащиты.


Цитировать В комбо с кислородом за счёт переохлаждения и плотность будет выше, и УИ у пропана чуточк
Плотность жидкого кислорода - 1,141  г/см³. Сравните с перекисью, у которой плотность - 1.4 г/см³. Т.е. если менять перекись на кислород, а керосин на пропан, у нас опять получится здоровая балда, которая не факт, что сможет одной ступенью на орбиту выйти.


Смысл идеи именно в том, чтобы за счёт высокой плотности топлива керосин-перекись уменьшить размер /и массу!/ баков первой ступени и, за счёт этого, объединить 1 и 2 ступени в единую конструкцию!
Вообще, исследовать солнечную систему автоматами - это примерно то же самое, что посылать робота вместо себя в фитнес, качаться.Зомби. Просто Зомби (с)
Многоразовость - это бяка (с) Дмитрий Инфан

pkl


Цитата: Трилобит от 10.06.2024 05:34:29Хотя возможно здравое зерно есть. Керокись вроде как на 30% плотнее керолокса если я правильно понял, 

Во-во.
Цитироватьплюс можно использовать в маневровых с катализатором (чтобы не пришлось ещё и гидразин или другие гиперголики до кучи возить третьим топливом).
Вот! Я и этот момент продумал /см. первый пост/. ;) Конечно, двигатели на перекиси-керосине можно использовать и для орбитального маневрирования, и для ориентации, а также для выдачи тормозного импульса и посадки. Мало того, никто почему-то не обращает внимания на то, что у Шаттла, помимо SSME, были двигатели OMS на вонючке для ориентации и маневрирования. Точнее, три независимые двигательные системы. У Союза было так же, сейчас две - ОДУ на НДМГ-АТ и СУС на перекиси. Как у Бурана и Старшипа - не знаю. Т.е. тут ничего такого нету, много носителей и некоторые космические корабли используют независимые двигательные установки на разных компонентах и ничего, летают как то.
ЦитироватьАпд. А что если ещё и в синтин упороться?


Честно говоря, особо не думал. Но сегодня с утра размышлял над пентабораном - он с перекисью даёт почти такой же у.и., как водород с кислородом. Но есть нюансы. Да можно, в принципе, и ЯРД в качестве маршевого двигателя либо водород-фтор, но... понимаете, вся идея в том, чтобы создать ракету-носитель, который по простоте эксплуатации и её стоимости будет близок к авиации. Потому топливо надо подбирать из наиболее доступных. И потому все эти бораны, синтины и проч. - это путь не туда. Топливо должно быть такое, чтобы его можно было или сравнительно легко купить, либо самим призводить без особых усилий.
ЦитироватьА что по компоновке, форме вашего гипотетического корабля, теплозащите, посадке?
Конус-затычка VTVL или космоплан с горизонтальной?
Тут я ничего придумывать не хочу, представляю его как классический VTOL SSTO:

Естественно, кислородный и водородный баки требуют толстой теплоизоляции, поэтому их надо делать максимально близкими к сфере и размещать в наиболее широкой части ракеты. Видимо, где-то внизу. Идеальным вариантом был бы один бак с герметичной перемычкой и общей теплоизоляцией. С некриогенными и плотными керосином и перекисью возможны варианты. Теплозащита - на одной из боковых сторон ракеты.
Вообще, исследовать солнечную систему автоматами - это примерно то же самое, что посылать робота вместо себя в фитнес, качаться.Зомби. Просто Зомби (с)
Многоразовость - это бяка (с) Дмитрий Инфан

pkl


Цитата: vlad7308 от 10.06.2024 16:03:37Джентльмены, тут "обычный" vertical start SSTO никто не может сделать уже 70 лет, а вы про многоразовый.
Может, тогда сразу думать, как на одной заправке десять раз на орбиту слетать? Чего мелочиться-то
Думайте. Думать Вам никто не запрещает.
Вообще, исследовать солнечную систему автоматами - это примерно то же самое, что посылать робота вместо себя в фитнес, качаться.Зомби. Просто Зомби (с)
Многоразовость - это бяка (с) Дмитрий Инфан

pkl

Цитата: Трилобит от 10.06.2024 17:05:46
Цитата: vlad7308 от 10.06.2024 16:03:37Джентльмены, тут "обычный" vertical start SSTO никто не может сделать уже 70 лет, а вы про многоразовый.
Может, тогда сразу думать, как на одной заправке десять раз на орбиту слетать? Чего мелочиться-то
А кто-то кроме X-33 реально пытался на практике?
В теории же SSTO возможно, это же не варп-драйв. Просто с практической точки зрения это мало смысла имеет, если не раздувать размеры до совсем циклопических пепелацев.
Вообще-то, первые Атласы вполне себе выходили на орбиту почти одной ступенью. На керосине. Только стартовые двигатели сбрасывали. Например, Atlas-SCORE:

https://en.wikipedia.org/wiki/SCORE_%28satellite%29
Правда, масса выведенной полезной нагрузки составляла 68 кг при стартовой массе Атласа 117900 кг; масса на орбите - 3890 кг. Т.е. это возможно было ещё в 1950-х, весь вопрос в том, как повысить массу ПН до приемлемых величин.
Вообще, исследовать солнечную систему автоматами - это примерно то же самое, что посылать робота вместо себя в фитнес, качаться.Зомби. Просто Зомби (с)
Многоразовость - это бяка (с) Дмитрий Инфан

Трилобит

Цитата: vlad7308 от 10.06.2024 17:09:32
Цитата: Трилобит от 10.06.2024 17:05:46
Цитата: vlad7308 от 10.06.2024 16:03:37Джентльмены, тут "обычный" vertical start SSTO никто не может сделать уже 70 лет, а вы про многоразовый.
Может, тогда сразу думать, как на одной заправке десять раз на орбиту слетать? Чего мелочиться-то
А кто-то кроме X-33 реально пытался на практике?
В теории же SSTO возможно, это же не варп-драйв. Просто с практической точки зрения это мало смысла имеет, если не раздувать размеры до совсем циклопических пепелацев.
это Вы соглашаетесь или возражаете?
Возражаю. "Никто не может" и "никто не хочет" это разные вещи.
SSTO возможны, особенно с современными технологиями и материалами.
Мне кажется если орбитальная заправка криогенным топливом станет обыденной - снова тема всплывёт.
"Завладев знанием, человечество обрело силу — яркую и неистовую, точно провод под высоким напряжением." Брюс Стерлинг "Схизматрица"

pkl


Цитата: Трилобит от 10.06.2024 19:30:45Возражаю. "Никто не может" и "никто не хочет" это разные вещи.
SSTO возможны, особенно с современными технологиями и материалами.
Мне кажется если орбитальная заправка криогенным топливом станет обыденной - снова тема всплывёт.
Тема всплывёт только если будет потребность летать часто и помногу. 2 - 3 раза в неделю или даже чаще. Если нет, то гораздо более конкурентоспособной будет классическая двухступенчатая одноразовая ракета с топливо керосин-перекись на первой ступени и кислород-водород на второй. Что-то типа Атласа-5.
Вообще, исследовать солнечную систему автоматами - это примерно то же самое, что посылать робота вместо себя в фитнес, качаться.Зомби. Просто Зомби (с)
Многоразовость - это бяка (с) Дмитрий Инфан

vlad7308

Цитата: pkl от 10.06.2024 18:44:52
Цитата: vlad7308 от 10.06.2024 16:03:37Джентльмены, тут "обычный" vertical start SSTO никто не может сделать уже 70 лет, а вы про многоразовый.
Может, тогда сразу думать, как на одной заправке десять раз на орбиту слетать? Чего мелочиться-то
Думайте. Думать Вам никто не запрещает.

нее, я Вам предлагаю :)
Разве не прекрасная идея? Заправил ракету и.. десять раз! Даже странно, что никому это раньше в голову не приходило. Будете первым.
это оценочное суждение

vlad7308

Цитата: Трилобит от 10.06.2024 19:30:45SSTO возможны, особенно с современными технологиями и материалами.
В смысле SSTO в технологиях ничего не изменилось с 50х годов. Чтобы он стал возможен практически (а не теоретически), нужны прежде всего двигатели со значительно более высоким удельным импульсом, чем имеющиеся. См. формулу Циолковского.
Для многоразового SSTO - еще более значительным.
это оценочное суждение